Подводные лодки америки. Подводные лодки сша. Исключительно трагические факты

Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.

Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.

Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США - стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в . Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.

Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.

Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.

Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.

Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок - «Трафальгардами».

Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976-1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.

Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.

Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.

Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.

Стоит отметить, что представленные нами графики - далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.

Для любой страны - это мощный геополитический механизм сдерживания. А подводный флот самим своим наличием влияет на международные отношения и эскалацию конфликтов. Если в XIX веке границу Британии определяли борта ее военных фрегатов, то в XX веке лидером Мирового океана становится военно-морской флот Соединенных Штатов Америки. И американские сыграли в этом не последнюю роль.

Первостепенное значение

Подводный флот приобретает для Америки все большее значение. Исторически территория страны была ограничена водными границами, затрудняющими скрытное нападение противника. С появлением в мире современных подводных субмарин и ракет "подводная лодка - воздух" эти границы становятся для Америки все более призрачными.

Обострившееся противостояние международных взаимоотношений с мусульманскими странами делает угрозу для жизни граждан Америки реальной. Иранские исламисты не оставляют попыток обзавестись ракетами «подводная лодка - воздух», и это угроза для всех прибрежных центров Америки. И в таком случае разрушения будут колоссальны. Противостоять нападению уже из-под воды может только такой же соперник.

Нынешний президент США Дональд Трамп в своих первых интервью заметил, что намерен и далее увеличивать подводный флот США. Но при одном условии - снижении его стоимости. Над этим стоит задуматься корпорациям, которые строят атомные американские подводные лодки. Прецедент уже есть. После того как Дональд Трамп сказал, что обратится в компанию Boeing за предложением более дешевых истребителей, компания Lockheed Martin снизила стоимость истребителя F -35.

Боевая мощь

Сегодня подводные лодки США преимущественно имеют атомные источники энергии. А это означает, что при проведении операций ограничения в боеспособности будут только в количестве пищи и воды на борту. Самый многочисленный класс субмарин «Лос-Анджелес». Это лодки третьего поколения с водоизмещением порядка 7 тонн, глубиной погружения до 300 метров и стоимостью порядка 1 миллиона долларов. Однако в настоящее время Америка заменяет их лодками четвертого поколения класса «Вирджиния», более оснащенными и стоящими 2,7 миллиона долларов. И цена эта оправдана их боевыми характеристиками.

Боевой состав

Сегодня лидирует и по количеству, и по оснащению морского вооружения. В военно-морские силы США входит 14 стратегических атомных подводных лодок и 58 многоцелевых подводных лодок.

Подводный флот американских военных оснащен двумя видами субмарин:

  • Океанские баллистические лодки. Глубоководные субмарины, цель которых доставка вооружения к пункту назначение и выпуск баллистических ракет. Другими словами их называют стратегическими. Оборонное оружие не представлено сильной огневой мощью.
  • «Лодки - охотники». Высокоскоростные лодки, цели и задачи которых разносторонни: доставка крылатых ракет и миротворческих сил в зоны конфликта, молниеносное нападение и уничтожение сил противника. Такие субмарины называют многофункциональными. их специфика - скорость, маневренность и скрытность.

Начало развития подводного мореплавания в Америке начинается с середины позапрошлого века. Объем статьи не предполагает такого массива информации. Сосредоточимся на атомном арсенале, который получил развитие после окончания Второй мировой войны. Краткий обзор подводного атомного арсенала Вооруженных сил Америки проведем, придерживаясь хронологического принципа.

Первые экспериментальные атомные

В на верфи в Гротоне в январе 1954 года была спущена на воду первая американская подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus) водоизмещением около 4 тысяч тонн и длиною в 100 метров. Она вышла в первое плавание через год. Именно «Наутилус» в 1958 году первый прошел под водой Северный полюс, что чуть не закончилось трагедией - поломкой перископа из-за сбоя систем навигации. Это была экспериментальная и единственная многоцелевая торпедная лодка с сонарной установкой в носовой части, а торпедами и в задней. Подводная лодка «Барракуда» (1949-1950) показала такое расположение наиболее удачным.

Атомные американские подводные лодки появлением обязаны военно-морскому инженеру, контр-адмиралу Хайману Джорджу Риковеру (1900-1986).

Следующим экспериментальным проектом стала USS Seawolf (SSN-575), выпущена тоже в единственном экземпляре в 1957 году. Она имела реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя в первом контуре реактора.

Первые серийные атомные

Серия из четырех подводных лодок, построенных в 1956-1957 годах - «Скейт» (USS Skate). Они находились в составе вооруженных сил США и списаны были в конце 80-х годов прошлого столетия.

Серия из шести лодок - «Skipjack» (1959). До 1964 года это самая крупная серия. Лодки имели «альбакоровскую» форму корпуса и наивысшую скорость до серии «Лос-Анджелес».

В это же время (1959-1961) запускается специализированная серия атомных лодок в количестве пяти - «Джордж Вашингтон». Это лодки первого баллистического проекта. На каждой лодке находилось 16 ракетных шахт для ракет Polaris A-1. Точность стрельбы увеличивал гигроскопический успокоитель качки, в пять раз снижающий амплитуду на глубине до 50 метров.

Затем последовали проекты атомных подводных лодок по одному экспериментальному экземпляру серий Triton, Halibut, Tullibe. Американские конструкторы экспериментировали и совершенствовали системы навигации и энергетические системы.

Крупная серия многофункциональных лодок, пришедшая на смену Skipjack, состоит из 14 атомных субмарин Treaher.Последняя была списана в 1996 году.

Серия Benjamin Franklin - подводные лодки типа ракетоносцев «Лафайет». Сначала они были вооружены баллистическими ракетами. В 70-х годах перевооружены ракетами «Посейдон», а затем «Трайдент-1». Двенадцать лодок серии Benjamin Franklin в 1960 годах вошли в состав флота стратегических ракетоносцев, названного «41 на страже Свободы». Все корабли этого флота были названы именами деятелей американской истории.

Самая крупная серия - USS Sturgeon - многофункциональных атомных лодок включает 37 субмарин, созданных в период 1871 по 1987 годы. Отличительная особенность - пониженный уровень шума и датчики для подледного плавания.

Лодки, несущие службу в ВМФ США

С 1976 года по 1996 оснащение ВМФ производится многоцелевыми лодками типа Los Angeles. Всего выпущено 62 лодки данной серии, это самая многочисленная серия субмарин многоцелевого назначения. Вооружение торпедное и вертикальные пусковые установки ракет типа «Томагавк» с системами самонаведения. Девять лодок класса Los Angeles участвовали в Реакторы GE PWR S6G мощностью 26 МВт разработаны "Дженерал Электрик". Именно с этой серии начинается традиция называть лодки именами городов Америки. Сегодня в составе ВМФ США 40 лодок данного класса несут боевую службу.

Серия стратегических атомных подводных лодок, выпущенных с 1881 по 1997 год, состоит из 18 субмарин с баллистическими ракетами на борту - серия «Огайо». Подводная лодка этой серии вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с индивидуальным наведением. Для защиты они вооружены 4 торпедными аппаратами. «Огайо» - подводная лодка, составляющая основу наступательных сил флота США, 60% времени он находятся в море.

Последний проект атомных подлодок многоцелевого назначения третьего поколения «Сивулф»(1998-1999). Это самый секретный проект ВМФ США. Его называли «усовершенствованный Лос-Анджелес» за особенную бесшумность. Он появлялся и исчезал не замеченный радарами. Причина - специальное звукоизолирующее покрытие, отказ от винта в пользу двигателя типа водомета и широкого внедрения датчиков шума. Тактическая скорость в 20 узлов делает его таким же шумным, как «Лос-Анджелес», стоящий на причале. Всего лодок этой серии три: «Сивулф», «Коннектикут» и «Джимми Картер». Последняя введена в эксплуатацию в 2005 году, и именно этой лодкой управляет терминатор во втором сезоне телесериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Это лишний раз подтверждает фантастичность этих лодок как внешне, так и по содержанию. «Джимми Картер» называют еще «белым слоном» среди субмарин за его размеры (лодка длиннее собратьев на 30 метров). А по своим характеристикам эта субмарина может считаться уже подводным кораблем.

последнего поколения

Будущее в подводном кораблестроении началось с 2000 годов и связано с новым классом лодок класса USS Virginia. Первая лодка такого класса SSN-744 спущена на воду и введена в эксплуатацию в 2003 году.

Подводные лодки ВМС США данного типа называют складом оружия из-за оснащения мощным арсеналом, и «идеальным наблюдателем», из-за самых сложных и чувствительных сенсорных систем, когда-либо устанавливаемых на субмаринах.

Передвижение даже по относительному мелководью обеспечивает атомный двигатель с ядерным реактором, план которого засекречен. Известно, что реактор рассчитан на срок службы до 30 лет. Уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием.

Общие тактико-технические характеристики лодок класса USS Virginia, которых на сегодня введено в эксплуатацию уже тринадцать:

  • скорость до 34 узлов (64 км/ч);
  • глубина погружения составляет до 448 метров;
  • от 100 до 120 членов экипажа;
  • надводное водоизмещение - 7,8 тонны;
  • длина до 200 метров, а ширина около 10 метров;
  • атомная силовая установка типа GE S9G.

Всего в серии предусмотрен выпуск 28 АПЛ "Вирджиния" с постепенной заменой арсенала ВМФ на лодки четвертого поколения.

Лодка Мишель Обамы

В августе прошлого года на военной верфи в Гротоне (штат Коннектикут) состоялся ввод в эксплуатацию 13 субмарины класса USS Virginia с бортовым номером SSN -786 и названием «Иллинойс» (Illinois). Названа она в честь родного штата тогдашней первой леди Мишель Обамы, которая принимала участие в ее спуске на воду в октябре 2015 года. Инициалы первой леди, по традиции, выбиты на одной из деталей субмарины.

Атомная подводная лодка «Иллинойс» длиной 115 метров и с 130 членами экипажа на борту оснащена необитаемым подводным аппаратом для обнаружения мин, шлюзом для водолазов и другим дополнительным оборудованием. Предназначение данной субмарины проведение прибрежных и глубоководных операций.

Вместо традиционного перископа на лодке действует телескопическая система с телекамерой, установлен лазерный датчик инфракрасного наблюдения.

Огневая мощь лодки: 2 установки револьверного типа по 6 ракет и12 вертикальных крылатых ракет класса «Томагавк», а также 4 торпедных аппарата и 26 торпед.

Общая стоимость субмарины - 2,7 миллиарда долларов.

Перспектива военного подводного потенциала

Высшие чины ВМФ США настаивают на постепенной замене дизельно-топливных подводных лодок на лодки, практически не имеющие ограничений в ведении боевых операций - с атомными двигательными установками. Четвертое поколение АПЛ "Вирджиния" предусматривает выпуск 28 субмарин данного класса. Постепенная замена арсенала военно-морских сил на лодки четвертого поколения повысит рейтинг и боеспособность американской армии.

Но конструкторские бюро продолжают работать и предлагать свои проекты армии.

Десантные американские подводные лодки

Скрытная высадка войск на территории противника - вот цель всех десантных операций. После Второй мировой войны такая технологическая возможность у Америки появилась. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) получило заказ на десантную субмарину. Проекты появились, но десантные войска не имели финансового обеспечения, а флот не заинтересовался идеей.

Из всерьез рассматриваемых проектов можно упомянуть проект фирмы Seaforth Group, появившийся в 1988 году. Спроектированная ими десантная субмарина S-60 предполагает спуск в воду на расстоянии 50 километров от берега, погружение на глубину 5 метров. Со скоростью в 5 узлов подводный катер достигает береговой линии и высаживает 60 десантников по выдвигающимся мостикам на расстоянии до 100 метров от берега. Пока проект никто не купил.

Надежность, проверенная временем

Самая старая подводная лодка в мире, которая до сегодняшнего дня находится на вооружении - это подводная лодка "Балао SS 791 Hai Shih" («Морской лев»), входящая в состав ВМС Тайваня. Американская субмарина времен Второй мировой войны, построенная на верфи Portsmouth Naval Shipyard, в 1945 году пополнила военный подводный флот США. На ее счету один боевой поход в августе 1945 в Тихом океане. После нескольких модернизаций, в 1973 году она была передана Тайваню и стала первой действующей лодкой Китая.

В январе 2017 года в прессе появилась информация о том, что в течение 18 месяцев планового ремонта на верфях судостроительной корпорации Taiwan International Shipbuilding Corporation «Морскому льву» проведут общий ремонт и замену навигационного оборудования. Эти работы продлят срок службы субмарины до 2026 года.

Ветеран субмарин американского производства, единственный в своем роде, планирует отметить восьмидесятилетний юбилей в боевом строю.

Исключительно трагические факты

Открытой и гласной статистике по потерям и аварийности в подводном флоте США нет. Впрочем, то же самое можно сказать и о России. Те факты, которые стали достоянием общественности, будут представлены в данной главе.

В 1963 году двухдневный тестовый поход закончился гибелью американской субмарины «Трешер». Официальная причина катастрофы - поступление воды под корпус лодки. Заглушенный реактор обездвижил субмарину, и она ушла на глубину, забрав жизнь 112 членов экипажа и 17 гражданских специалистов. Обломки субмарины находятся на глубине 2 560 метров. Это первая технологическая авария атомной подводной лодки.

В 1968 году в Атлантическом океане бесследно пропала многоцелевая атомная субмарина «Скорпион» (USS Scorpion). Официальная версия гибели - детонация боекомплекта. Однако и сегодня тайна гибели данного судна остается загадкой. В 2015 году ветераны ВМФ США в очередной раз обратились к правительству с требованием создать комиссию по расследованию данного инцидента, уточнения количества жертв и определения их статуса.

В 1969 году курьезно затонула подводная лодка USS Guitarro с бортовым номером 665. Произошло это у причальной стенки и на глубине в 10 метров. Несогласованность действий и халатность специалистов по калибровке инструментов привели к затоплению. Поднятие и восстановление лодки стоило американскому налогоплательщику порядка 20 миллиона долларов.

Лодка класса «Лос-Анджелес», которая принимала участие в съемках фильма «Охота за Красным Октябрем», 14 мая 1989 года в районе берегов Калифорнии зацепила трос, соединяющий буксир и баржу. Лодка осуществила погружение, затянув за собой буксир. Родственники одного члена экипажа буксира, погибшего в тот день, получили компенсацию от ВМФ в размере 1,4 миллиона долларов.

Представители военно-морских сил США не любят говорить о своих субмаринах. Из примерно 70 американских подводных кораблей субмарина Seawolf, а также ее еще две лодки того же класса Connecticut и Jimmy Carter являются самыми секретными. Эти стороны являются хуже всего понимаемыми аспектами американского военно-морского могущества.

Официальный сайт лодок этого класса блокирован. Последний раз изображение внешнего вида подлодки Seawolf появилось среди фотографий военно-морского ведомства в 2009 году.

Все потому, что субмарина Seawolf и другие подводные корабли этого класса представляют собой нечто особенное. Они самые новые, самые большие, самые быстроходные и имеют на своем борту более мощное вооружение, чем стандартные ударные подлодки. Каждая субмарина класса Seawolf стоит 3 миллиарда долларов, они оснащены уникальным оборудованием на сотни миллионов долларов.

Создание Seawolf:

Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с стратегией “Maritime strategy” ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны.

По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастионов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:

-высокая скорость хода;
-низкий уровень шумности;
-большая глубина погружения;
-большой боезапас;
-большое количество торпедных аппаратов;
-способность действовать в Арктике.

В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР.

Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 "Щука-Б". Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.

Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar").

В данной АПЛ количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц.
В боезапас подлодки были включены ракеты - "Tomahawk" и "Harpoon".

Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками.

Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км. Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.

Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обеспечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании . В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.

Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM). Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".

В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м. Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.

Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.

Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м. Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные запасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР. Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м. Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гарантированным пределом текучести 70 кг/мм2).

Все миссии выполняемые субмаринами Seawolf являются абсолютно секретными, но прекрасно выполненную работу мы можем оценить по наградам, которые получил экипаж этих подлодок.

В 2007 году 140 членов команды Seawolf были награждены медалью вооруженных сил "Похвальная благодарность" (Meritorious Unit Commendation)- она примерно соответствует "Бронзовой звезде" (Bronze Star), которую вручают за боевые заслуги, - а в 2009 году еще и «Похвальную благодарность» военно-морского флота (Navy Unit Commendation), сравнимую с "Серебряной звездой" (Silver Star).

В марте 2011 года подлодке этого же класса Connecticut выпала редкая честь - провести испытания под арктическими льдами.

Подлодка Connecticut, а также совершенно новая субмарина New Hampshire класса Virginia находились в водах севернее от Прадхо-Бей на Аляске, где они участвовали в редко проводимых учениях под названием "ICEX".

Подлодка Connecticut работала вместе с Арктической лабораторией Военно-морских сил США по подводным лодкам (U. S. Navy Arctic Submarine Laboratory), а также с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета (University of Washington Applied Physics Laboratory) во время испытаний нового оборудования и проведения учебного подледного плавания в арктических условиях.

Новое оборудование включало в себя «высокочастотный эхолокатор для безопасного проведения операций, а также акустическую коммуникационную систему Deep Siren, разработанную компанией Raytheon», - сообщило военно-морское ведомство.

Мы знаем, что подлодка Seawolf провела почти три года в сухом доке - с сентября 2009 года. Подрядчики выполнили работы на 280 миллионов долларов. А когда субмарина Seawolf в апреле 2012 года вернулась в холодные воды Тихого океана, «ее возможности и ее эффективность были выше, чем в любой другой момент ее 15-летней службы», подчеркнул капитан Дэн Пэкер (Dan Packer), бывший в то время ее командиром.

"У нас имеются весьма фундаментальные интересы в Арктике - интересы в области безопасности", - сказал в 2009 году адмирал Гэри Рогхед (Gary Roughead), который в то время был самым высокопоставленным офицером в военно-морских силах.


Американская атомная подлодка ВМС США "Хартфорд" всплывает из-под толщи арктического льда (Толщина льда составила около 50-ти см.)

Российские АПЛ:

Атомные подводные лодки проекта 955 "Борей".

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 955 "Борей", на данный момент на страже наших берегов состоят три таких подлодки: головной корабль "Юрий Долгорукий", "Александр Невский" и "Владимир Мономах".

Лодка примечательна своим прочным стальным корпусом толщиной до 48 миллиметров, который покрыт противогидроакустическим покрытием. Этот слой вкупе с малошумными двигателями сделает "Борей" практически невидимым для вражеских систем слежения и обнаружения.

Но даже если подлодку обнаружили и повредили, жизни людей на подлодке ничего не угрожает. Весь экипаж в составе 107 человек может спастись, эвакуируясь в 5-этажную всплывающую спасательную камеру, действующую по принципу поплавка. Военные будут дрейфовать до прибытия помощи. Данная капсула имеет обязательный запас из таких важных вещей как: теплая одежда, вода и сухпаек.

Теоретически, лодка может находиться под водой десятилетия без подъема на поверхность, системы очистки воды, преобразования и подачи воздуха будут работать бесперебойно.

На "Борей" установлена ядерная энергетическая установка четвертого поколения КТМ-6.

Проект 955 "Борей" вмещает в себе 16 твердотопливных баллистических ракет "Булава-30", радиус поражения которых составляет не менее 8 тысяч километров. Ракета состоит из 10 ядерных блоков против 6 обычных. Существует система индивидуального наведения, также на "Булаве" применили принцип "виноградной грозди", который позволяет бить боеголовками одновременно по нескольким огневым целям.

Подводные лодки проекта 885 "Ясень"

Как рассказывает журналист Дейв Маджумдар, контр-адмирал США Дейв Джонсон приказал своим подчиненным поставить макет головного корабля проекта 885 "Ясень" у входа в свой офис. Восхищенный офицер пояснил, сделано это было для того, чтобы каждый из его сослуживцев представлял, с чем им придется столкнуться в случае возможного конфликта. Теперь уменьшенная копия подлодки, действует как мотиватор для американских военных, которые пытаются создать что-то подобное.

ПЛАРК (подводная атомная лодка, оснащенная крылатыми ракетами) проекта 885 "Ясень", как и "Борей", относится к четвертому поколению подводных лодок. Она крайне универсальна в применении, поэтому зарубежные специалисты долгое время не могли найти ей конкурента для сравнительного анализа. Например, американские подлодки "Seawolf" и "Вирджиния" более или менее схожи с "Ясенем", но имеют куда более узкое возможное применение, к тому же по своей бесшумности и малозаметности аналогов у проекта 885 все еще нет. А если верить генеральному директору морского бюро машиностроения "Малахит", чьим детищем и стал "Ясень", Владимиру Дорофееву, российская лодка еще и экономически выгоднее своих зарубежных коллег.

Корпус "Ясеня" сделан из маломагнитной стали со специальным резиновым покрытием, которое снижает заметность подлодки в инфракрасном и радиочастотном диапазонах. Вместе с тем, сам "Ясень" имеет самые чуткие "уши" среди подлодок и способен обнаружить подводные и надводные цели на расстоянии более чем 230 км.

Это первый корабль, в котором удалось разместить крылатые ракеты с вертикальным взлетом. На вооружении есть десять торпедных аппаратов, которые выпускают самонаводящиеся и телеуправляемые торпеды УСЭТ-80, боезапас состоит из 30 торпед. Потенциальными жертвами этого арсенала могут стать любые надводные корабли, субмарины, морские базы и даже наземные объекты.

"Ясень" оборудован уникальной системой контроля уровня радиоактивного излучения. В случае повреждения реактора система моментально предпримет первые шаги по спасению экипажа и ликвидации аварии.

В годы Второй мировой войны ожесточенные сражения велись не только на суше, в воздухе и на воде, но еще и под ней. Боевые субмарины несли огромную опасность вражескому флоту. Большой ошибкой было недооценивать мощь и потенциал подводных лодок, которые были идеальными машинами войны.

1. Подводные лодки типа «Т», Великобритания

Боевые субмарины типа «T» (Triton Class) изготавливались в Великобритании с середины 1930-х годов. Всего было построено 53 подводных лодки, все из которых приняли активное участие во Второй мировой. «Тритонам» не было равных по боевой мощи среди всех подлодок ВМВ. Одно только упоминание о ней вызывало у моряков страх. 11-ти торпедный залп мог запросто потопить вражеский военный крейсер. В устрашающей носовой надстройке имелось еще несколько торпедных аппаратов и пулеметов.

Британцы одни из первых оснастили «Тритонов» новейшими гидролокатарами ASDIC. За время войны английские субмарины прошли долгий боевой путь и одержали несколько десятков побед. «Тритоны» развернули активную деятельность в Атлантике, в Средиземном море, потопили несколько японских крейсеров в Тихом океане. Две субмарины типа «Т» под Мурманском уничтожили четыре вражеских корабля с тысячами солдат на борту. После войны «Тритоны» вплоть до 1970-х годов стояли на вооружении британского ВМС.

2. Подводные лодки типа «Gato», США

Американские подводные крейсеры типа «Гато» вступили в войну в 1944 году и успели принести немало неприятностей Японцам на Тихоокеанском флоте. «Гато» намертво перекрыли большинство морских подходов, линий снабжения и связи, фактически оставив японскую армию без подкреплений, а страну без нормальной промышленности. В ожесточенных схватках с американскими субмаринами императорский флот потерял два авианосца, несколько крейсеров и пару дюжин эсминцев.

Лодки, названые в честь вида акулы обладали хорошими ходовыми качествами и мощнейшим вооружением. На «Гато» имелось 10 торпедных аппаратов и новейшее радиотехническое оборудование. Огромная автономность плавания позволяла совершать рейсы от военной базы на Гавайях до японских берегов без дозаправки. Именно благодаря мощи субмарин типа «Гато» американцы сумели одержать победу на Тихом океане.

3. Субмарины типа «VII», Германия

Одна из самых массовых военных субмарин не только времен ВМВ, но и за всю историю подводного флота. С 1935 по 1945 год было построено 703 экземпляра субмарины типа «VII». Данную подводную лодку по праву можно назвать самым эффективным военным кораблем за всю историю. «Семерки» уничтожали все подряд: авианосцы, крейсеры, линкольны, эсминцы, нефтяные танкера и даже самолеты противника. Ущерб от немецких U-ботов был неслыханный. Если бы США частично не компенсировали потери союзников, то у немецких «семерок» был бы вполне реальный шанс подавить английский и советский флот и изменить ход войны.

Успех немецких серийных субмарин был прост - относительная дешевизна, простота конструкции, но при этом отличное вооружение и массовость. По статистике в начале войны на одну немецкую «семерку» в среднем приходился один противолодочный корабль, поэтому они чувствовали себя практически неуязвимыми хозяевами океана. Ситуация в корне изменилась, когда противники Германии осознали всю мощь немецкого подводного флота и начали массового создавать собственные субмарины.

Субмарины типа «С», «Средняя» или «Сталинец» - общее название серии советских подводных лодок, разрабатывающихся в период с 1936 по 1948 год. Всего в период ВОВ использовалось 30 лодок класса «С», но и это относительно небольшое количество боевых машин сумело потопить немало вражеских кораблей. На счету «Эсок» 19 уничтоженных судов, 7 боевых кораблей и 1 немецкая подводная лодка.

Всего на борту находилось шесть торпедных установок и столько же запасных орудий на боковых стеллажах, две подрывные пушки и несколько пулеметов. «Эски» также отличались хорошими мореходными качествами. В надводном состоянии субмарина могла развивать скорость в 20 узлов, позволяя обогнать практически любой вражеский конвой.

В разгар войны СССР потребовалось немедленное усиление Тихоокеанского флота. Для этих целей было построено около сотни боевых мини-субмарин серии «М» или «Малютка», которые могли легко транспортироваться через страну на поездах. Несмотря на малые габариты и относительно слабое вооружение (два торпедных аппарата) «Малютки» обладали системой быстрого погружения и при умелом командовании могли потопить любую подлодку Третьего Рейха.

С другой стороны, по словам подводников, служба на «Малютках» была настоящим кошмаром. Крайне тяжелые бытовые условия, ограниченное пространство, постоянная «болтанка». Не каждый моряк мог выдержать такое психологическое и физическое испытание. Малейшая неисправность на борту субмарины в большинстве случаев грозила гибелью всему экипажу. Тем не менее за годы ВОВ субмарины серии «М» потопили 61 вражеское судно и 10 боевых кораблей.

Рейтинг атомных подлодок России и США. Кто сильнее?
Американцы заявляют, что в случае даже безъядерной войны русские подводные лодки будут уничтожены за 12 - 15 суток. Мол, все они шумные, их легко засечь и потопить даже обычными торпедами или бомбами. Это блеф?

Мы предложили читателям нырнуть в глубины Мирового океана. И посмотреть: кто сильнее под водой - американские субмарины или российские подлодки. И у кого мощнее оружие. Сегодня военный эксперт полковник Михаил ПОЛЕЖАЕВ и обозреватель «КП» полковник Виктор БАРАНЕЦ продолжают сравнивать подводные силы двух сверхдержав.

Кто сильнее шумит?

Михаил Александрович, сколько сейчас атомных подлодок у России и США?

Мы считаем только подлодки с баллистическими ракетами, да? У России в строю таких лишь 12, а средний «возраст» - 26 лет. Лодок, несущих более 16 ракет, нет. Основу же российского флота составляют всего 6 подводных ракетоносцев проекта «Дельфин» (по натовской классификации Delta-IV). У США - 18 подлодок типа «Огайо», 4 из них проходят средний ремонт и модернизацию. Каждая лодка несет 24 ракеты.

Американцы заявляют, что в случае даже безъядерной войны русские подводные лодки будут уничтожены за 12 - 15 суток. Мол, все они шумные, их легко засечь и потопить даже обычными торпедами или бомбами. Это блеф?

Наиболее уязвимым подводный корабль делает его шумность. Шумит все: механизмы, устройства, винты и обтекающая лодку вода. Шум у каждого типа лодки свой. Кто первым услышал, обнаружил, тот и победил. А обнаружит первым тот, у кого ниже уровень шумности и чувствительнее акустика. Поэтому одной из главных задач в подводном кораблестроении является снижение шумности. Программы развития атомных подводных лодок США и подчинены именно достижению превосходства в дальности обнаружения и меньшей шумности. И в этом американцы преуспели.

Но споры насчет «кто сильнее, кто слабее» теоретические. Правоту той или другой стороны может доказать только практика, то есть война (тьфу-тьфу!). Сейчас, в мирных условиях, подводные корабли внимательно следят друг за другом и определяют характеристики «оппонентов». К примеру, американская подлодка типа «Лос-Анджелес» и русская «Щука» (по американской классификации Victor-III) приблизительно равноценные корабли. Американцы считают, что «Щука» обнаруживает «Лос-Анджелес» в глубоководных районах на расстоянии 125 миль, а «Лос-Анджелес» - «Щуку» на расстоянии чуть ли не 500 миль.

Когда беседуешь с русскими подводниками, они часто рассказывают байки о том, как своими перископами чуть ли не чешут бока американских кораблей, а те ничего не подозревают…

Хотите быль? Зимой 1996 года российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь матросу, перенесшему на борту «Щуки» операцию. У него возник перитонит, лечение которого возможно лишь в стационаре. «Щука» всплыла, подошел эсминец «Глазго», его вертолет забрал больного и доставил на берег. Британские СМИ дружно выразили недоумение: в то время когда в Лондоне шли переговоры об эвакуации больного, в Северной Атлантике, как раз в том районе, где находилась «Щука», проходили противолодочные маневры НАТО. Однако подлодку удалось засечь лишь тогда, когда она сама всплыла в надводное положение, чтобы передать на вертолет несчастного матроса…

А как вы оцениваете технические возможности тех атомных подлодок США и России, которые сейчас находятся в строю?

У той же «Щуки» есть вполне современный «детеныш» - «Щука-Б». Уровень ее шумности в 4 - 4,5 раза ниже шумности «мамаши». Здесь Россия даже обогнала американцев. Дальность обнаружения гидроакустического комплекса «Скат-3» возросла втрое и практически сравнялась с американским AN/BQQ-5.

Кроме того, на новых «Щуках» установлена не имеющая мировых аналогов система обнаружения подводных лодок и кораблей противника по кильватерному следу спустя многие часы после их прохождения.

На «Щуках» есть уникальная система слежения, которая позволяет читать следы вражеских лодок. На воде!

Лодка за миллиард

А что же впереди?

Основу подводного флота России как минимум до 2015 года составят «Кальмары» (которые будут заменяться крейсерами типа «Юрий Долгорукий») и «Дельфины».

Во что обходится атомный флот? Можете назвать цифры?

На постройку «Долгорукого» казна уже израсходовала около миллиарда долларов. При достройке эта цифра вырастет на несколько десятков миллионов. Каждая «Булава» - это тоже несколько десятков миллионов. То есть до 1,5 миллиарда долларов стоимость готового «Долгорукого» вырастет наверняка.

Считаем дальше. На конец минувшего года на Северном и Тихоокеанском флотах в боевом составе осталось 12 атомных подводных ракетных крейсеров. Есть еще «Дмитрий Донской» проекта 941 («Акула»). Цена каждого такого корабля примерно по миллиарду долларов.

Атомный флот США чему учит Россию?

США как главная сверхдержава в военном строительстве отдала предпочтение военно-морским силам и в первую очередь их ракетно-ядерной составляющей, сосредоточив на атомных ракетных подводных лодках до 65 - 70% ядерного потенциала. Это ведь не просто так? Это очередной вызов. И на него придется отвечать. Не опоздать бы…

«Булава» пролетела успешно

18 сентября подводный ракетный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» провел еще один испытательный пуск баллистической ракеты «Булава». Если верить официальным источникам, полет был успешным. По словам помощника главкома ВМФ России Игоря Дыгало, пуск был произведен из подводного положения в акватории Белого моря.

Параметры траектории отработаны в штатном режиме, - сказал Дыгало. - Учебные блоки достигли испытательного полигона «Кура», расположенного на полуострове Камчатка в 380 км севернее Петропавловска-Камчатского.

Однако успешный пуск «Булавы» не открывает ей долгожданную дорогу на новые подводные лодки в ближайшее время. В Главном штабе ВМФ корреспонденту «КП» сообщили, что ракета будет принята на вооружение только в 2009 году .



Кадры