Отзыв о сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят. Пословицы к сказке «Волк и семеро козлят

Сказка "Волк и семеро козлят" - одна из самых любимых у детей младшего возраста. Она очень поучительна, и важнейшие уроки, которые ребенок должен вынести из ее прочтения, очень пригодятся ему в его долгой и яркой жизни.

История появления сказки:

Первые упоминания об этом сюжете исследователи обнаружили в I веке нашей эры. Позднее он же был переработан немецкими фольклористами братьями Гримм и опубликован в цикле сказок 1812-1815 годов.

В Россию сказка пришла в XIX веке. Она быстро распространилась и настолько пришлась по вкусу простому народу, что передавалась из уст в уста. С незначительными поправками в повествовании сказка получила статус "русской народной" и стала частью национального фольклора, хотя, по сути, она таковой не является.

Поучительный смысл сказки "Волк и семеро козлят"


Сегодня сказку можно не только читать, но и слушать в исполнении профессиональных чтецов на различных носителях. Аудиосказка Волк и семеро козлят - это весьма поучительная для детей история. В ней рассказывается о том, как Коза оставляет дома своих семерых детей и строго наказывает им – дверь никому не открывать! Но находящийся поблизости Волк решил воспользоваться удобным моментом и постучался к козлятам, назвавшись Козой. Но они не поверили и заявили, что у матери голос нежный, а у незваного гостя грубый и неприятный. Далее повествование варьируется. В одной из версий Волк, чтобы смягчить голос, ест мед. В другой версии он идет к кузнецу и просит перековать ему горло. Однако козлята вновь раскусили Волка – у него лапы черные, а у их матери белые и мягкие. Тогда коварный зверь пачкает лапы в муке и вновь стучится к козлятам. На этот раз они ему поверили и оказались съеденными. Все, кроме одного – самый маленький козленок успел спрятаться в печке...

История имеет счастливый конец – без этого она не была бы любима детьми. А чем все закончилось – узнаете, если прослушаете эту замечательную аудиосказку.


Из этой истории можно вынести массу уроков:

  • Слушайся маму
  • Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери
  • Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом
  • Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу
  • Не бойся говорить "нет"
  • Добро всегда сильнее зла

Приведите ребенку пример замечательного фразеологического оборота "волк в овечьей шкуре" и растолкуйте его значение – злодей всегда останется злодеем, кем бы он ни притворялся. Аудиосказка "Волк и семеро козлят" для ребенка дает возможность научиться различать доверие и слепую доверчивость. Доверие необходимо, а слепая доверчивость может довести до беды, как и произошло в истории с маленькими козлятами.


Тема занятия: Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».(завершение)

Цель занятия: воспитывать креативную, познавательную личность младшего школьника.

Задачи:

Учить выделять главное в произведениях, т. е. мораль;

Развивать речь, логическое мышление, воображение;

Воспитывать творческую и идейную личность.

Оборудование: сценические костюмы, декорации к сказке, ребусы, монограммы, музыкальное сопровождение.

План занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа над содержанием сказки. (мораль, философия)

4. Физминутка.

5. Решение ребусов.

6. Пословицы.

7. Практическая часть. Постановка сказки.

^ 8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь удобнее и так мы начинаем.

Звучит мелодия – минусовка «В гостях у сказки», дети входят в аудиторию и рассаживаются по местам. На экране презентация с монограммой, где зашифровано название произведения. (Слайд№1)

Ребята, посмотрите что это? Что написано? (правильно монограмма)

(Волк и семеро козлят) Слайд№2

Что вы прочитали? (название сказки)

Правильно молодцы, вы, верно, расшифровали монограмму.

Мы продолжаем работу над русской народной сказкой. Это тема нашего занятия.

2. Цель: мы будем сегодня на занятии учиться разгадывать ребусы, работать с пословицами и сделаем инсценирование сказки.

Как вы думаете, зачем коза деткам своим пела песенку? (это было как пароль)

Скажите песенка - пароль уберегла козлят? (нет)

А почему всё же песенка – пароль не уберегла козлят? (Волк выучил песенку козы и перековал себе голос. Его было трудно отличить от голоса мамы – козы. А ещё они были добрыми и услышали голос мамы – козы и открыли)

А волк, каким представлен в сказке? (злым)

* Так вот, зло коварно, а добро наивно. Против зла не существует надёжной защиты. Но зло нужно остерегаться и то него защищаться. А ещё зло может быть наказано, то и произошло в сказке «Волк и семеро козлят». Ведь коза наказала волка за его жестокость, злость.


  • Но теперь давайте ребята посмотрим, что происходит.

  • Коза слабее или сильнее волка? (слабее) Но оказывается, не всегда сила решает всё.

  • Как вы считаете, что может быть сильнее силы? (Ум, смекалка)

  • Ум, смекалка и находчивость при большом, желании могут одолеть силу. (первая мораль сказки)

  • Чтобы не попасть в беду, дети чаще всего должны прислушиваться к советам взрослых, тогда можно будет избежать многих ошибок, которые, увы, в детстве мы все совершаем. (вторая мораль)
.^ 4. Решение ребусов: (Слайд№3)

Ну а теперь давайте приготовим свой ум и смекалку. Нам необходимо разгадать ребусы. Вы готовы. Смотрите внимательно и давайте помогать друг другу, что вы видите, кто это?


Это корова, а ещё как можно назвать корову мужского рода.(бык) А ещё ребята бык по другому носит название вол. Смотрим, что получилось? (ВОЛК) Слайд№4

А кто это? (животное) А у нас по сказке, главный герой. Хорошо.

Следующий.(Слайд№5)

Как разгадать. Слово коса, убрать букву «С» и заменить на «З». Какое слово получилось, кто догадался – ^ КОЗА. (Слайд№6)

Итак, волк и коза кто они? (главные герои сказки «Волк и семеро козлят»)

4. Физминутка

Давай козёл попрыгаем,/ 3 раза. Давай коза, попрыгаем, / 3 раза

И ножками подрыгаем./ 3 раза. И, ножками подрыгаем, / 3 раза

А ручками похлопаем,/ 3 раза. И ручками похлопаем, / 3 раза.

А ножками потопаем,/ 3 раза. И ножками потопаем./ 3 раза.

^ 6. Пословицы: (Слайд№7)

Ну а теперь новая задача необходимо прочитать и соотнести пословицы со сказкой, т. е. какую пословицу по вашему мнению можно прочитать к сказке?

^ 1. За худые дела слетит и голова.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Добрый конец – всему делу венец.

4.Сделав худо, не жди добра.

5.Сила ломает всё, а ум силу.

7. Постановка сказки, практическая часть. (Слайд№8)

- Ну а теперь для вас новое испытание. Кто из вас готов проиграть роль героев сказки. Кто желает быть козой, волком козлятами и медведем выходите и готовьтесь. Вот ваши костюмы. (Звучит минусовка, ребята надевают свои костюмы)

Звучит сигнал готовности.

Актёры в центре, все сидят и следят за ходом инсценирование. (20 -15минут)

8. Итог занятия.

- Молодцы все были просто прекрасны, ну настоящие артисты.


  • - А теперь давайте скажем, что следует делать, чтобы не попасть в плохую ситуацию, как в этой сказке? (слушать советы мамы, папы, взрослых)

  • Если осталось время включить игру ролевую «Волк и семеро козлят»
Ребята, день окончен трудовой нам пора, идти домой,

Дружно на прощание скажем «До свидания».

Волк и семеро козлят

Жила-была старая коза, и было у нее семь козляток, и она их любила, как всякая мать своих деток любит.

Однажды пришлось ей в лес собираться за кормом, и вот она созвала всех своих козляток и сказала: «Милые детки, надо мне в лесу побывать, так вы без меня берегитесь волка! Ведь он, если сюда попадет, съест вас всех и со шкурой, и с шерстью. Этот злодей часто прикидывается, будто он и не волк, но вы его сейчас узнаете по грубому голосу и по его черным лапам».

Козлятки отвечали: «Милая матушка, уж мы поостережемся, и вы можете идти, о нас не тревожась».

Тогда старая коза заблеяла и преспокойно тронулась в путь. Немного прошло времени после ее ухода, как уж кто-то постучался в дверь их домика и крикнул: «Отомкнитеся, милые детушки, ваша мать пришла и каждому из вас по гостинцу принесла».

Тогда волк сбегал к лавочнику, купил у него большой кусок мела, съел его - и голос стал у него тоненький.

Вернулся опять к той же двери, постучал в нее и крикнул: «Отомкнитеся, милые детки, ваша мать пришла, всем вам по гостинцу принесла».

Но он оперся своими черными лапами о подоконник, дети это увидали и закричали: «Не отомкнемся, у нашей матери не черные лапы, как у тебя! Ты - волк!»

Тогда волк побежал к пекарю и сказал: «Я себе повредил ногу, вымажь мне ее тестом». И когда пекарь исполнил его желание, волк побежал к мельнику и сказал: «Осыпь мне лапы белой мучкой».

Мельник подумал: «Верно, волк затеял какую-то плутню», - и стал было отговариваться, но волк сказал: «Если ты этого не сделать, то я тебя съем».

Тогда мельник струхнул и выбелил ему лапу мучицей. Таковы-то бывают люди!

Вот и пошел злодей в третий раз к той же двери, постучался и сказал: «Отомкнитеся, детушки, ваша милая матушка воротилася и каждому из вас принесла по гостинчику из леса».

Козляточки закричали: «Сначала покажи нам, какая у тебя лапа, чтобы мы могли знать, точно ли ты наша милая матушка!»

Тогда показал он им лапу в окошко, и когда они увидели, что она белая, то поверили его речам и отомкнули дверь. А вошел-то - волк!

Козляточки перепугались - прятаться пометались. Один прыгнул под стол, другой забился в постель, третий залез в печку, четвертый убежал на кухню, пятый спрятался в шкаф, шестой - под корыто, седьмой - в футляр для часовых гирь. Однако же волк всех их разыскал и очень с ними не чинился: одного за другим заглотнул он своею пастью, и только младшего никак не мог найти в часовом футляре.

Накушавшись досыта, он преспокойно убрался из дома, растянулся на большом лугу под деревом и начал засыпать.

Вскоре после того вернулась старая коза из лесу домой. Ах, что она там увидела! Домовая дверь открыта настежь: стулья, скамейки опрокинуты, корыто в щепы разбито, одеяло и подушки из постели повыбросаны.

Стала она искать своих деток, но нигде их найти не могла. Стала она их перекликать по именам, но никто не откликался.

Наконец, когда она дошла до младшего, тоненький голосок прокричал ей: «Милая матушка, я забился в часовой футляр».

Она тотчас добыла оттуда свое дитя и услышала рассказ о том, как приходил волк и сожрал всех остальных козляток. Можете себе представить, как она оплакивала своих бедных детушек!

Наконец старая коза в великой печали своей пошла из дому, и младший козленочек побежал за ней следом. Чуть только они вышли на луг, коза увидала, что волк лежит врастяжку у дерева и так храпит, что над ним ветви от его храпа колышутся.

Коза обошла и осмотрела его со всех сторон, и увидела, что в его раздутом брюхе что-то шевелится. «Ах, Господи, - подумала она, - уж не мои ли это бедные детки? Он ими поужинал, а они, видно, живехоньки».

Тогда она отправила козленочка домой за ножницами, иголкой и ниткой.

Затем она взрезала чудовищу утробу и чуть только взрезала - один козленочек уж высунул оттуда головенку; а как стала резать дальше, то все шестеро козлят выпрыгнули один за другим из волчьей утробы, и все были живехоньки и целехоньки, потому что чудовище в своей алчности глотало их целиком.

То-то была радость! И стали они ласкаться к своей матушке, и приплясывать около нее, словно портной на свадьбе.

А старая коза сказала: «Теперь ступайте, соберите мне побольше булыжников, мы их навалим этому проклятому зверине в утробу, пока он спит».

Семеро козляточек поспешно натаскали булыжников и набили их в утробу волка, сколько влезло. А старая коза еще того скорее зашила ему разрез, так что он ничего не приметил и даже не пошевельнулся.

Когда же наконец волк выспался, он поднялся на ноги, и так как каменный груз возбуждал у него в желудке сильную жажду, то вздумал он пробраться к ключу и напиться. Но чуть только переступил он несколько шагов, камни стали у него в брюхе постукивать друг о друга и позвякивать один о другой. Тогда он воскликнул:

Что там рокочет, что там грохочет,
Что оттянуло утробу мне?
Думал я, это шесть козлят,
Слышу теперь - там камни гремят!

И когда он пришел к ключу и наклонился к воде, собираясь пить, тяжелые камни его перетянули, он упал в воду и погиб злою смертью.

А семеро козляточек, увидав это, прибежали к матери с криком: «Волк издох! Волк утопился!»

И вместе с матерью радостно заплясали около ключа.

С казка «Волк и семеро козлят» впервые увидела свет благодаря Братьям Гримм, которые опубликовали её в своём сборнике в начале 18 века. Позднее она распространилась по свету, и в 19 веке, с небольшими изменениями, пришла к нам и стала считаться русской народной сказкой.

Как и другие произведения народного фольклора, она учит детей справедливости, показывает героизм матери-козы, наказание злодея, в роли которого выступил волк. По мотивам этого произведения созданы мультфильмы, ставятся многочисленные постановки в театре.

Основная мысль, которая прослеживается здесь – надо слушаться старших и уметь распознать обман. Сказка учит ребёнка тому, что матушка – главный защитник, она оберегает деток, огораживает их от опасности. А если детки непослушные, то наступают неприятные события, которые могут угрожать их здоровью и даже жизни.

Это фольклорное произведение предназначено для младших деток, которые хорошо воспринимают информацию в игровой форме. При этом родители должны объяснять деткам, какие мотивы у сказки, что они должны вынести после прочтения.

Жила в лесу мать-коза, и было у нее семеро деток-козлят, которых она очень любила. Ведь «всякой матери свое дите мило». Однажды она собралась по делам в лес, чтобы корм своим чадам набрать, накормить их. Прежде чем уйти, она собрала своих детой и строго-настрого наказала им, чтобы они береглись злого волка, и никому дверей не открывали.

Этот серый злодей может съесть всех за раз, вместе со шкуркой и копытцами. Тем более, что волк очень хитрый, может прикинуться другим зверем, и обманом проникнуть в дом. Но узнать его можно: голос у волка грубый, а лапы чёрные. Козлятки всё поняли, пообещали матушке быть осторожными, чтобы не тревожилась она о своих детках. Ведь «кто матери не послушает - в беду попадет».

Коза спокойно ушла, спустя некоторое время после этого раздался стук в дверь. У входа появился волк и попытался выманить козлят, говоря, что пришла их матушка и принесла всем вкусные гостинцы. Но голос из-за двери звучал грубый, и дети не открыли волку.

Серый разбойник на этом не остановился, как говорится, «волка ноги кормят». Побежал злодей к лавочнику, достал у него мел и съел его. Это позволило ему поменять грубый голос на тонкий и зовущий. Вернувшись к козлятам, он запел снова, но уже приятным голоском. Но о лапах и не подумал, их-то и увидели дети на подоконнике. Снова волку пришлось уходить ни с чем.

Но и на этом он не остановился. Побежал к пекарю, попросил у него тесто, чтобы вымазать своё тело. Затем отправился к мельнику, и выпросил муки, чтобы осыпать себе лапы. Стал, таким образом, он не похож на волка. Мельник, решив, что волк готовит какую-нибудь пакость, попробовал отказать ему. На что серый плут начал ему угрожать расправой, и у мельника «сердце в пятки ушло».

В третий раз пришёл он к знакомому дому, и сумел-таки обмануть деток. Козлятки очень испугались, и пытались спрятаться. Но не тут-то было, волк отыскал их и съел. Остался только самый маленький козлёнок, который спрятался в футляре от часов. Волк просто не догадался туда заглянуть. После такого плотного обеда волк покинул дом, прогулялся до дерева и разлегся отдыхать.

В скором времени домой вернулась матушка-коза и увидела разорённое жилище. Всё поломано, раскидано, разбито. А деток не видно нигде. Только маленький козлёночек откликнулся, когда мать стала всех по именам звать. Нашла она его, вытащила из футляра, и рассказал он ей о том, как волк обманным путём вошёл к ним домой.
«Мать плачет, что река льётся», сокрушается, что так всё произошло. Но исправлять что-то нужно. Собралась коза в дорогу, искать злого волка. Вышла в поле, и увидела его, растянувшегося под деревом. Волк сытый так храпел, что ветки тряслись. А в животе его детки шевелились.

Малыш принёс ей инструменты, и коза освободила всех своих детей. Вылезли они живые и невредимые из волчьего брюха, ведь злодей с голода их прямо целиком и заглотил. Вместо деток наложила она в брюхо волку булыжников.

Детки-козлята очень обрадовались, увидев свою матушку, ластились к ней, приплясывали рядом. А потом все вместе отправились домой. Так и закончилось для семейства козы их непростое приключение, а «всё хорошо, что хорошо кончается». Но для волка это происшествие даром не прошло. Коза постаралась сделать всё аккуратно, так, чтобы волк не пошевелился даже, после сна не заметил ничего.

Волк хорошенько выспался, встал и почувствовал сильную жажду. Это каменная ноша в волчьем животе вызывала желание напиться воды. Волк и пошёл к речке. По пути он почувствовал, что внутри него звенят камни, стучат и оттягивают живот. Вот он удивился, думал, что внутри козлятки, а там булыжники.

Добравшись до речки, он наклонился напиться воды, но тяжёлая ноша внутри него перетянула, и волк упал в воду и утонул. Так бесславно закончилась его жизнь. Нельзя делать зло, ведь недаром в народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется» и «не рой другом яму, сам в неё и попадёшь».

Есть и другие интерпретации этой сказки. Всё зависит от рассказчиков и перевода, в ином случае матушка-коза сама решила извести серого разбойника. После того, как она с детками наполнила его брюхо камнями, она на следующий день предложила ему соревнование. Кто быстрее и лучше перепрыгнет через горящий костёр.

Понятно, что коза выиграла соревнования, поскольку брюхо волка было набито камнями. Он не смог перепрыгнуть через огонь и сгорел. Во всех случаях сказки заканчиваются одинаково: зло наказывается, и в этой сказке добрая мама-коза побеждает нехорошего волка.

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к сказке «Волк и семеро козлят»; краткое содержание сказки «Волк и семеро козлят» и о том, чему учит эта сказка.

Ж ила-была старая коза. Было у ней семеро козлят, и она их так любила, как может любить своих детей только мать. Раз собралась она идти в лес, корму принести; вот созвала она всех своих семерых деток и говорит:
- Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь. Если придет он сюда, то всех вас поест, заодно со шкурой и шерстью. Этот злодей часто прикидывается, но вы его сразу узнаете по толстому голосу и по черным лапам.
Ответили козлятки:
- Милая матушка, уж мы постережемся, вы ступайте себе, не беспокойтесь.
Заблеяла старая коза и преспокойно отправилась в путь-дорогу.
Прошло немного времени, вдруг кто-то стучится в дверь и кричит:
- Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла!
Но козляточки по толстому голосу услыхали, что это волк.
- Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты - волк.
Пошел тогда волк к купцу и купил себе мела большой кусок, съел его, и стал у него голос тонкий. Вернулся назад, постучался в дверь и говорит:
- Детки, милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.
Положил волк свою черную лапу на окошко, увидали ее козлятки и закричали:
- Не откроемся, у матушки нашей не черные лапы: ты - волк!
Побежал тогда волк к хлебопеку и говорит:
- Я зашиб себе ногу, помажь мне ее тестом.
Помазал ему хлебопек лапу тестом, побежал волк к мельнику и говорит:
- Присыпь мне лапу белой мукой.
Мельник подумал: "Волк, видно, хочет кого-то обмануть», и не согласился. А волк говорит:
- Если ты этого не сделаешь, я тебя съем.
Испугался мельник и побелил ему лапу. Вот какие бывают люди на свете!
Подошел злодей в третий раз к двери, постучался и говорит:
- Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам из лесу гостинцы принесла!
Закричали козляточки:
- А ты покажи нам сначала свою лапу, чтобы мы знали, что ты наша матушка.
Положил волк свою лапу на окошко, увидели они, что она белая, и подумали, что он правду говорит, - и отворили ему дверь. А тот, кто вошел, был волк.
Испугались они и решили спрятаться. Прыгнул один козленочек под стол, другой - на кровать, третий - на печку, четвертый - в кухню, пятый - в шкаф, шестой - под умывальник, а седьмой - в футляр от стенных часов. Но всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил их одного за другим; одного только он не нашел, того младшего, что спрятался в часах.
Наевшись досыта, волк ушел, растянулся на зеленом лужку под деревом и заснул.
Приходит вскоре старая коза из лесу домой. Ах, что ж она там увидела!.. Дверь настежь раскрыта. Стол, стулья, скамьи опрокинуты, умывальник разбит, подушки и одеяла с постели сброшены. Стала она искать своих деток, но найти их нигде не могла. Стала она их кликать по именам, но никто не отзывался. Наконец подошла она к младшему, и раздался в ответ тоненький голосок:
- Милая матушка, я в часах спрятался!
Вынула она его оттуда, и он рассказал, что приходил волк и всех поел. Можете себе представить, как оплакивала коза своих бедных деточек!
Наконец вышла она в великом горе из дому, а младший козленочек побежал за ней следом. Пришла она на лужок, видит - лежит у дерева волк и храпит так, что аж ветки дрожат. Оглядела она его со всех сторон и увидела, что в раздувшемся брюхе у него что-то шевелится и барахтается.
"Ах, боже ты мой, - подумала она, - неужто мои бедные деточки, которых поел он на ужин, еще живы-живехоньки?» И велела она козленку бежать поскорее домой и принести ножницы, иглу и нитки. Вот вспорола она чудищу брюхо, но только сделала надрез, а тут и высунул козленочек свою голову. Стала вспарывать брюхо дальше, - тут и повыскочили один за одним все шестеро, живы-живехоньки, и ничего с ними плохого не сталось, потому что чудище от жадности заглатывало их целиком. Вот уж радость-то была! Стали они ласкаться да голубиться к милой своей матушке, скакать и прыгать, словно портной на свадьбе. Но старая коза сказала:
- Ступайте скорей и найдите камней-голышей, мы набьем ими брюхо проклятому зверю, пока он еще сонный.
Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Зашила старая коза ему наскоро брюхо, а тот ничего не заметил, даже ни разу не двинулся.
Выспался наконец волк, поднялся на ноги и почувствовал от камней в брюхе такую жажду, что пошел к колодцу воды напиться. Только он двинулся, а камни в брюхе один о другой стучат да постукивают. И крикнул волк:

Что урчит и стучит,
В моем брюхе бурчит?
Думал я - шесть козлят,
А то камни гремят.

Подошел к колодцу, наклонился к воде, хотел напиться, и потянули его тяжелые камни вниз, так он там и утонул. Увидали это семеро козлят, прибежали к матери и давай кричать:
- Волк мертвый! Волк уже мертвый! - и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.



Кадры