Какого вида целей государственного управления не существует. Цели, задачи, функции, методы и технологии государственного управления

При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Таким образом, можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические - социальные - духовные - экономические - организационные - деятельностно-праксиологические - информационные - разъяснительные.

Цели общественно-политического развития имеют особую значимость. В них выражена общая направленность государственного курса на долгую перспективу. Ошибки в определении этих целей имеют, как правило, тяжелые последствия. Так, с принятием в 1960-е гг. программы коммунистического строительства в СССР была провозглашена цель - «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». При этом также выдвигалась цель «догнать и перегнать Америку». Цели общественно-политического развития носят комплексный характер и определяют качественное состояние общества как системы. Конституция Российской Федерации 1993 гг., закрепив федеративную форму государственного устройства и демократический строй, изменила всю систему парадигм общественного развития и предопределила общественно-политические цели государственного управления. Это коренным образом повлияло на все остальные цели государственного управления. При этом необходимо иметь в виду традиционные особенности российского менталитета, сформированного под влиянием многовекового жестко централизованного государственного управления.

Цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства. Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса» - опоры политической стабильности, достижения достойного человека уровня и качества жизни.

Весьма деликатной сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Исторический опыт передовых стран показал, насколько велико было влияние духовного настроя, общеобразовательного и научного потенциала на развитие их экономики, политики, культуры, образа жизни. Сохранив, несмотря на поражение во Второй мировой войне, свои достижения в области образования и культуры, тщательно оберегая национальные традиции, Западная Германия и Япония, например, смогли в короткий исторический срок бросить вызов крупнейшим государствам мира. Цели государства в области управления духовной жизнью не имеют ничего общего с духовным насилием, навязыванием идеологических штампов, всепроникающей цензурой. Они заключаются в создании оптимальных условий, в том числе экономических, для развития духовной культуры, обеспечения свободного доступа к ее ценностям широких слоев населения.

Целями государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан. В области управления производственными процессами цели государства состоят в том, чтобы обеспечить хозяйственную самостоятельность и высокую активность управляемых объектов, их умение действовать в условиях как внутренней, так и международной конкуренции.

Организационные цели государственного управления заключаются в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления.

Деятельностно-праксиологические цели предполагают оптимизацию человеческого фактора и конкретизацию деятельности всех структур и составных частей управляемой системы на основе максимального приближения к совершенной деятельности с точки зрения ее эффективности.

Информационные цели государственного управления предполагают установление социальных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, призванных обеспечить оптимальный объем и достоверность информации о состоянии управляемой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия абсолютно невозможно принятие правильных решений.

С информационными целями тесно связаны разъяснительные цели, которые играют важную роль в государственном управлении, поскольку граждане государства должны отчетливо представлять себе, какие задачи решает государство, какими мотивами руководствуются органы власти при принятии тех или иных, в том числе и непопулярных, решений. Поскольку в управлении всегда присутствует элемент принуждения и ограничения свободы деятельности управляемого объекта, то аргументированная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость, значительно ослабляет социальную напряженность, оказывает мобилизующее воздействие.

Приведенная классификация целей государственного управления отражает их горизонтальный срез и не дает еще представления об их субординации. Для того, чтобы расположить их по значимости, требуется построение древа целей государственного управления.

Цели государственного управления формируются исходя из целей государства, преследующих реализацию его общественных функций. Основной стратегической целью, стержнем государственной политики, стволом, от которого, как ветви, идут все остальные цели государственного управления, выступает обозначенная в начале главы конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поскольку управленческие цели намечаются и формулируются людьми, они носят субъективный характер. Но, будучи выражением реальных потребностей общества на определенном этапе его развития, они объективны по своей сути.

Достижение стратегической цели разбивается на этапы, временные отрезки, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов выдвигаются оперативные цели, которые в свою очередь могут подразделяться на множество целей или блоков, носящих более частный характер.

Корректировка движения по направлению достижения стратегических целевых установок осуществляется посредством тактических целей. Последние требуют от субъекта управления высокого управленческого мастерства, способности быстрого реагирования на происходящие события. Поэтому тактические цели еще именуют обеспечивающими.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, по объему они могут быть общими или частными. Общие охватывают весь комплекс государственного управления. Частные - отдельные подсистемы. По результатам цели государственного управления могут быть конечными и промежуточными. По времени они могут быть перспективными (отдаленными, близкими) или непосредственными. По отношению к главным целям могут возникать побочные (вторичные), которые нередко связаны с преодолением разного рода препятствий при достижении основных целей.

Каждому историческому периоду в развитии производительных сил и общественных отношений соответствует своя система целей государственного управления. Однако эти цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию.

Реализация целей государственного управления основывается на базисных положениях, которые заключаются в принципах государственного управления. Принципы (от лат. «principium») - это исходные, фундаментальные положения, ориентиры, проверенные теорией и практикой. Они содержат в себе закономерности, отношения, взаимосвязи, которые путем проб и ошибок человечество накопило в течение многих веков. «Управление, - писал президент Международной академии управления Гарольд Кунц, - искусство, подобное медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку - концепции, теории, принципы и методы».


Похожая информация.


  • 6. Основные положения и специфические особенности «классической научной школы» и «школы человеческих отношений».
  • 7. Направления развития теории государственного управления во 2-й половине 20 в.
  • 8. Английская научная школа государственного управления.
  • 9. Германская научная школа государственного управления.
  • 10. Французская научная школа государственного управления.
  • 11. Американская школа государственного управления.
  • 12. Развитие теории государственного управления в России и Беларуси.
  • 13. Общая характеристика субъектов государственного управления.
  • 14. Государство – консолидирующий субъект государственного управления.
  • 15. Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.
  • 16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация.
  • 17. Целеполагание в государственном управлении: сущность, принципы формирования «древа целей».
  • 18. Классификация целей государственного управления.
  • 19. Цели и приоритеты государственного управления в Республике Беларусь на современном этапе.
  • 20. Функция государственного управления. Общие и специальная функции, их характеристика.
  • 21. Методы государственного управления, классификация и характеристика основных групп.
  • 22. Система управления: сущность, свойства, структурные элементы.
  • 23. Система государственного управления, ее свойства, особенности.
  • 23 Система гос управления,ее свойства, особенности.
  • 24. Прямые и обратные связи в системе государственного управления.
  • 25. Понятие ответственности в государственном управлении, ее виды.
  • 26. Представительство интересов в государственном управлении: сущность, виды.
  • 27. Лоббизм, его позитивные и негативные стороны. Трипартизм.
  • 28. Общественное мнение и его функции в государственном управлении.
  • 29. Сущность бюрократического управления. Основные компетенции и модели бюрократии.
  • 30. Бюрократизм: содержание понятия, причины появления, меры преодоления.
  • 31. Основные свойства бюрократизма и меры по его преодолению.
  • 32. Коррупция в системе государственного управления.
  • 33. Последствия коррупции и меры по ее устранению.
  • 34. Конфликты в системе госуправления: понятие, причины, виды. Пути разрешения конфликтов.
  • 35. Правовое обеспечение государственного управления.
  • 36. Информационное обеспечение государственного управления.
  • 37. Кадровое обеспечение государственного управления.
  • 38. Финансовое обеспечение государственного управления.
  • 39. Понятие эффективности и результативности государственного управления. Виды эффективности.
  • 40. Критерии и показатели эффективности государственного управления. Методы оценки эффективности государственного управления.
  • Оценка эффективности государственного управления
  • 18. Классификация целей государственного управления.

    В государственных организациях существуют три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания государственным организациям ставятся вышестоящим субъектом управления – это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе управления, т.е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т.д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    Неадекватное восприятие их органом управления;

    Возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    Противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям. Идеальной является такая модель ориентации коллектива, когда бездействие воспринимается самими государственными служащими как несоответствие занимаемой должности, а отказ в приеме заявления, например, о факте злоупотребления служебным положением, порождает в коллективе негативное отношение, как к самому факту отказа, так и к факту злоупотребления.

    Косвенно характер целей-ориентаций может быть определен путем анализа мотиваций. Например, если повышение зарплаты существенно сокращает текучесть кадров (при этом все остальные условия практически не изменяются), то это дает основание предполагать, что цели-ориентации членов коллектива, прежде всего, определяются размером вознаграждения. В иных ситуациях доминирующими могут оказаться характер труда, возможность продвижения по службе, режим рабочего времени и другие факторы.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Устойчивость – это постоянная цель и условие самосохранения организации. Речь идет, прежде всего, о преодолении текучести кадров, уменьшении числа реорганизаций, снижении конфликтности. Однако в этом случае есть опасность, что коллектив организации перестанет адекватно реагировать на изменение внешней среды, будет противиться переменам.

    Кроме того, сам процесс достижения устойчивости грозит превращением ее в самоцель. Если это происходит, то в организации начинают создаваться службы, подразделения, должности, предназначаемые главным образом для поддержания и сохранения системы, как правило, с контрольными полномочиями. Не включенные непосредственно в осуществление целей-заданий, такие службы нуждаются в повышенном самоутверждении, что проявляется в стремлении расширить свои властные полномочия, контролировать не только результат, но и сам процесс деятельности тех подразделений, которые выполняют цели-задания. В результате может возникнуть ситуация, когда, например, решение может быть принято работником подразделения по контролю, а нести ответственность – сотрудник, осуществляющий оперативно-управлеческую деятельность, либо руководитель по контролю.

    Таким образом, каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач.

    Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления, и поэтому при постановке целей заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае мы будем искать и не находить ответа на поистине неразрешимый вопрос: «Кто виноват в том, что система государственного управления не выполняет своего общественного предназначения?».

    Итак, цели должны быть:

    Масштабными, но реально достижимыми;

    Понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    Скоординированными во всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.

    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения .

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на реализацию духовного потенциала граждан на реализацию общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления с целью получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и при необходимости коррекции управляющего воздействия.

    Важную роль в государственном управлении играют разъяснительные цели. Граждане государства должны четно представлять те задачи, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, оперативные, тактические . Стратегические цели – это долгосрочные цели, определяющие основные направления развития общества на длительную перспективу. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических, поэтому их еще называют обеспечивающими.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    - общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    - частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    По результатам : – конечные и промежуточные цели.

    По времени выделяют:

    - долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

    - среднесрочные цели (на 5 лет);

    - краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

    По отношению к главным целям могут возникнуть побочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

    В государственном управлении ключевое значение имеет закрепление целей и задач государства и его административно- территориальных единиц. Цель государства - это исходная категория государственного управления, она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние общества и государства, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически основанная конструкция, которую требуется создать и воплотить в жизнь.

    Ю. А. Тихомиров видит в целеполагании исходный пункт, своего рода старт правового регулирования. Оно имеет два аспекта - внешние цели, «задаваемые» общественной системой (политический курс государства, партийные директивы и программы, концепции, уровень и потребности социально-экономического и международного развития), и собственно правовые цели, закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах .

    Цели обуславливают основные задачи государственного и муниципального управления:

    • 1) обеспечение прав и свобод человека;
    • 2) целостности и суверенитета государства;
    • 3) гражданского мира и согласия;
    • 4) согласованного функционирования государственных и муниципальных органов;
    • 5) взаимодействия органов государственного и муниципального управления с институтами гражданского общества и др.

    Ключевую роль в государственном целеполагании играют социально-экономические ориентиры. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепляет следующее понятие цели социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

    Что касается задач социально-экономического развития, то они в указанном выше законе рассматриваются как комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития.

    Проблема классификации и систематизации целей государственного управления является предметом исследования, дискуссии и обсуждения многих государствовсдов. Можно констатировать, что критерии и подходы к такой классификации еще нс являются достаточно устоявшимися и обоснованными единым теоретическим видением.

    Выделяются стратегические и тактические, общие и частные цели, они могут носить комплексный, промежуточный характер и т. д.

    Обеспечение достойного уровня жизни граждан как главная цель государственной социальной политики требует наличия измеряемых показателей, характеризующих состояние обеспеченности населения социальными ресурсами. Критериями оценки уровня жизни российских граждан выступают такие показатели как прожиточный минимум и потребительская корзина. Федеральными законами от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлены правовые основы для определения соответствующих показателей.

    Главными целями являются стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием. В ст. 7

    Конституции Российской Федерации закреплена одна из стратегических целей отечественного государства, состоящая в проведении политики направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В демократическом правовом социальном государстве народ не рассматривается органами государственной власти как средство развития экономики и торговли. Наоборот, экономика и торговля подчиняются интересам народа. Вот один из образцов, когда природные ресурсы ставятся на службу всему народу. В Норвегии существует бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство субсидирует аренду жилья, пенсия равна зарплате рабочего, при рождении ребенка семья получает разовую дотацию около 5 тыс. долл, и свыше тысячи долларов ежемесячно до 18 лет . Правда, в Норвегии нефть принадлежит всему народу, а среди руководителей нефтяных компаний нет миллионеров. Когда в Норвегии открыли нефть, ее взяло под контроль государство, и за счет сверхприбыли создало резервный фонд, который в этой маленькой стране составляет 83 млрд долларов. Вся страна от нефти разбогатела, а не кучка людей .

    При этом рациональный подход к целеполаганию в государственном управлении отличается следующей чертой: «каждая подсистема обладает собственной основной целью, которая носит подчиненный характер относительно основной цели системы территориального образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, города, районы и т. д.). Если у подсистем государства будут разные цели, то достичь основную цель государства окажется невозможно» 55 .

    Российское законодательство нс раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». В то же время Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН, указывает, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

    Очевидно, что правящая партия современной России после осечки с программой построения коммунизма, нс торопиться ставить в качестве стратегической национальной цели - строительство демократического правового социального государства. Академик Н. Н. Моисеев отмечал: «Правительство, которое состоит из людей, не имеющих четкой программы и ясного представления, к чему оно стремится и чего хочет, кроме собственного благополучия, т. с. нс имеет стратегического замысла, - опасно для страны. Особенно опасно, если его не имеет лидер - главный политик государства» . В XX в. из российских политиков стратегию развития государства имело правительство в период руководства В. И. Ленина, И. В. Сталина, Н. С. Хрущева. Представляется, что такой программы уже не имело правительство периода президентства М. С. Горбачева, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Д. А. Медведева.

    Академик РАН О. Богомолов отмечает: «чтобы разрабатывать планы социально-экономического развития, должна быть картина будущего. А у нас она отсутствует» .

    Отсутствие четкой государственной стратегии, ориентированной на потребности и интересы народа, ведет к тому, что «российское государство не всегда реализует экономические, политические, культурные и прочие возможности России, его народа, порой действует неадекватно объективным потребностям общественного развития» .

    Цели государственного управления неразрывно связаны с целями политики. «Цель политики, - как справедливо отмечает М. Н. Марченко, - состоит в том, чтобы утвердить рациональное (разумное) в отношениях между людьми или субъектами в рамках общества. Из вышеуказанной цели вытекают и функции политики:

    1) поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; 2) уменьшение опасности ненужных столкновений между людьми в обществе; 3) разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация и мобилизация ресурсов на их достижение; 4) обеспечение рационального отношения к добыче, сбережению материальных и духовных ценностей с тем, чтобы они способствовали утверждению столь же рациональных отношений между людьми (техническая, экологическая, культурная и др. политика); 5) обеспечение предвидения будущего и рациональных путей его обеспечения» .

    Типология целей предопределяет различие видов государственных решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и др. цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней.

    При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Как было отмечено выше, основной стратегической целью, стержнем государственной политики, выступает конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    В настоящее время цели и задачи российского государства в различных областях жизни довольно подробно определяются в документах, именуемых государственными стратегиями, доктринами и концепциями. По некоторым оценкам в современной России имеется 30 стратегий и 70 концепций (часть из них изначально принимались для разработки конкретных программ) .

    Доктрина означает учение, научную или философскую теорию, руководящий или политический принцип 54 . Концепция - это система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов .

    В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» говорится, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

    Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

    Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

    Для повышения доступности жилья в Концепции запланировано к 2012 г.: увеличение объема ввода жилья до 100 млн кв. м; к 2020 г.: увеличение объема ввода жилья до 140-150 млн кв. м.

    Но пока в России строиться примерно 70 млн кв. м жилья.

    Как известно, согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Кроме того, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Однако для миллионов российских граждан положения данной статьи выглядят не более чем пустая декларация. В результате либеральных преобразований предоставление государством бесплатной жилплощади резко сократилось, а в большинстве регионов практически прекратилось. Так, если в 1990 г. получили жилье 1296 тыс. семей, то в 2000 г. лишь 253 тыс. семей. Кроме того, в России появилось более 4 млн бездомных людей .

    По данным Министерства регионального развития России, в России 38% населения проживают в ветхом и аварийном жилье, 5% живут в общежитиях и коммуналках, 1 % - в вагончиках и бараках, одна треть населения живет без комплексного благоустройства 6 ’.

    Для решения жилищной проблемы россияне должны иметь другую зарплату и возможность брать кредиты по более низким процентам. По данным Росстроя, самостоятельно могут купить дом или квартиру 6% россиян, еще 22% могут эго сделать при помощи займа, а 72% населения вообще не имеют возможность улучшения жилищных условий, потому, что банки отказываются предоставлять им ссуды из-за низкой зарплаты.

    В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. определено, что ее необходимо рассматривать как официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

    В Стратегии в состав стратегических национальных приоритетов включены важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

    Стратегия закрепила национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые заключаются:

    • 1) в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
    • 2) обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
    • 3) превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

    Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

    • 1) повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
    • 2) экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
    • 3) наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
    • 4) экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
    • 5) стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

    В Стратегии закреплены основные характеристики состояния национальной безопасности, которые включают:

    • 1) уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
    • 2) децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
    • 3) уровень роста потребительских цен;
    • 4) уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
    • 5) уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
    • 6) уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
    • 7) уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

    «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» определяют в качестве основной цели Правительства повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Наряду с этим Правительству Российской Федерации предстоит обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности.

    Обращает на себя внимание гот факт, что в современной России целевые установки развития государства и общества формулирует Президент и Правительство страны. Государственная Дума из процесса целеполагания в государственном управлении фактически исключена.

    Нельзя не согласиться с теми специалистами, которые утверждают: «Ориентиры должны формулироваться в обществе, закрепляться в законодательстве, а затем реализовываться исполнительной властью.

    Законодательная власть формируется населением через выборы. Активным слоем между населением и государством являются политические партии, каждая из которых должна иметь политическую программу. Сформированная политическая программа и является тем ориентиром, который будет реализовывать партия, пришедшая к власти. А партия, пришедшая к власти - это депутаты, составляющие большинство в законодательных органах. В рамках реализации политической программы депутатами должен быть разработан план принятия законов, которые затем реализует исполнительная власть. Отчет о принятии законов, социальном результате от их реализации является основанием для того, чтобы остаться на следующий срок, либо уступить место другой партии» .

    Национальные цели и задачи необходимо формулировать с учетом рекомендаций международных документов. Так, в соответствии с рекомендациями конференций ООН России, как и другим государствам, до 2005 г. следовало разработать национальную стратегию устойчивого развития. И большинство стран такую работу провели. В России был принят ряд промежуточных документов, но с 2004 г. работа над Государственной стратегией устойчивого развития и проектом Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была прекращена .

    В докладе Международной комиссии окружающей среде и развитию ООН устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои собственные нужды, собственные потребности .

    «Устойчивое развитие» предполагает научно-обоснованное, т. е. основанное на глубоких, всесторонних, системных научных исследованиях, государственное управление всеми сферами жизни общества, в котором достигнуты: 1) гармоничное взаимодействие человека и общества; 2) преодолена социально-экономическая и духовная дисгармония и созданы условия для гармоничного развития каждого индивида, развития сферы разумам и духа.

    По большому счету речь идет о переходе на качественно новую цивилизационную модель развития, принципиально отличающуюся от современной технотронной модели.

    При этом «на каждое государство и гражданское общество ложится ответственность не только перед настоящими, но и перед будущими поколениями за то, чтобы не опоздать с практической реализацией стратегии перехода к устойчивому развитию» .

    Цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию. Кроме того, цели должны быть: конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными (уместными) и согласованными по времени.

    Цель рекомендуется формулировать так, чтобы была именно постановка цели (желательно с количественными критериями), а не общая декларация о намерениях. Выяснив с максимально возможной точностью то, что нужно достичь, необходимо рассматривать, как именно достичь поставленных целей.

    Цели государственного управления должны иметь соответствующее ресурсное обеспечение. Ресурсы выступают важнейшим элементом в механизме государственного управления. Как известно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели. Необходимо отметить важность и значимость следующих ресурсов государственного управления: кадровые ресурсы, ресурсы права, ресурсы демократии, ресурсы организации.

    Кадровые ресурсы имеют ключевое значение для достижения целей государственного управления. В этой связи трудно не согласиться со следующей мыслью О. Бисмарка «С хорошими чиновниками и плохими законами управление возможно. С плохими чиновниками не помогут никакие законы».

    2013. № 1. С. 10.

    Рассматривая ресурсы права, следует учитывать, что любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Только в этом случае цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

    Сущность ресурса демократии заключается в том, что представители общественных слоев должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, необходимо доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами.

    Значимость и необходимость ресурса организации как упорядочения, рационализации системы государственного управления заключается в том, что организация позволяет рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления.

    Отсутствие необходимых ресурсов является часто причиной невыполнения поставленных целей и задач государственного управления.

    Свои особенности целеполагания имеются в сфере правосудия. В этой связи обратим внимание на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации касательно цели правосудия. В частности, в постановлении от 16 марта 2007 г. № 6-П им сформулирована следующая правовая позиция: «правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации, ее вводных положениях, а также в международно-правовых документах (в частности, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека) требованию справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Ограничение возможности пересмотра судебных решений, не отвечающих требованиям законности, обоснованности и справедливости, имеет следствием нарушение баланса в защите таких конституционных ценностей, как справедливость и правовая определенность, влекущее причинение вреда гарантируемым Конституцией Российской Федерации правам и свободам человека и гражданина, зашита и восстановление которых является конституционной целью правосудия» .

    Нельзя нс согласиться с теми, кто считает, что «главным правовым и управленческим требованием и одновременно основным критерием оценки государственного управления является его безусловное и неукоснительное соответствие конституционным нормам и принципам» .

    Сегодня очевидно, что стратегическая цель и основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. нс будут достигнуты. Например, разве можно обеспечить доступность услуг здравоохранения требуемого качества при следующих тенденциях в этой сфере. Воз оценивала организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР как одну из лучших в мире. Но с приходом рынка все советское стало постепенно отбрасываться как архаичное и ненужное. С 1995 по 2012 г. было закрыто 8000 фельдшерско-акушерских пунктов и сокращено 77% фельдшеров. За последние 15 лет в два раза уменьшилось число больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений в России, причем поликлиник - более чем на 6000. Закрыто также 27% диспансеров, 10% станций скорой помощи, 10% санаторно-курортных организаций. Дефицит врачебных кадров в Российской Федерации составляет около 40 тысяч человек, среднего медперсонала - 270 тыс. человек. В первичном звене у нас примерно в 2-2,5 раза меньше врачей, чем необходимо по всем нормативам Всемирной организации здравоохранения. Если доля финансирования здравоохранения доходит до 20% ВВП, а в странах Организации экономического сотрудничества и развития минимально допустимый уровень государственных расходов на эту сферу составляет не менее 7%. А в России планируют снижение финансирования сферы здравоохранения до 2,8% ВВП. Сейчас норма времени на осмотр одного пациента у педиатра семь минут, у хирурга пять. А будет три с половиной и две с половиной минуты соответственно. В ноябре 2014 г. более чем 40 городах страны прошли акции протеста медработников .

    Реальное функционирование государства порождает в обществе немало критических оценок. Приведем данные социологического опроса из доклада экспертов Центра стратегических разработок «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов», опубликованного на его сайте 23 октября 2012 г. На вопрос о том, какова цель сегодняшней российской власти, 29% опрошенных ответили, что власть не может объяснить свои цели народу, 26% - что цель власти - личное обогащение, 22% - что власть не хочет объяснять свои цели народу, 15% - что власть хочет построить сильное авторитарное государство и лишь 12% - что власть хочет построить сильное демократическое государство с либеральными ценностями. Таким образом, если суммировать первые четыре позиции, получается, что подавляющее большинство респондентов полагают, что власть гак или иначе работает в своих интересах. Особый интерес вызывает высказанная опрошенными позиция о том, что власть нс может объяснить свои цели народу: то ли сама не понимает, по какому курсу ведет страну, то ли боится озвучить свою позицию народу, то ли не в состоянии ее высказать и публично отстаивать. В соответствии с методикой оценки положительных и отрицательных характеристик российской власти были получены следующие результаты. Заслугами сегодняшней российской власти, отмеченными более чем половиной респондентов, являются: стремление решить демографическую проблему - выплаты на рождение ребенка, материнский капитал, попытка поднять рождаемость в стране (57%); способность «красиво говорить» (54%); борьба с терроризмом (53%); развитие высоких технологий (51%). К худшим проявлениям российской власти, также отмеченным не менее чем половиной опрошенных, относятся: постоянный рост цен на ЖКХ (94%); плохое решение жилищного вопроса (81%); развал экономики и сельского хозяйства (75%); постоянные разговоры о борьбе с коррупцией и отсутствие реальных действий (70%); стремление любыми путями удержаться у власти (67%); клановость (66%); введение ЕГЭ (64%); неумение наладить законность и порядок в стране (62%); плохой контроль над исполнением указаний (62%); стремление делать «как лучше для себя» (58%); снижение количества бюджетных мест в вузах (58%); несоблюдение законов собственной страны (57%); неэффективная социальная политика (53%); оглупление народа (52%); оторванность от народа (51%)

    В государственных организациях можно выделить три вида целей : цели-задания, цели-ориентации и цели самосохранения .

    1. Цели-задания гос. организациям ставятся вышестоящим субъектом упр-я – это собственно управленческие цели, т. е. цели упр-я социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели. Они, как правило, закрепляются в нормативно-правовых документах: положениях, уставах, регламенте, которые отражают назначение данной организационной структуры, ее место и роль в системе упр-я, т. е. то, ради чего она создана.

    Очень важно, чтобы цели-задания были четко сформулированы, так, например, социальные цели (поддержка малоимущих и т. д.) имеют слишком общий смысл. Чтобы деятельность органа была эффективной, нужны более конкретно поставленные цели и задачи для органа управления и его коллектива, так как каждый работает лучше, если ясно представляет, чего от него ждут. Цель определяет поведение, а целенаправленная деятельность – механизм, обеспечивающий работу органа управления.

    При выполнении цели-задания возможно возникновение различных проблем:

    · неадекватное восприятие их органом управления;

    · возможное несоответствие между содержанием сформулированных задач и ожиданиями коллектива организации;

    · противоречие между высоким пафосом задач и низким ресурсным уровнем их обеспечения.

    2. Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива органа государственного управления и не должны противоречить социальным целям-заданиям.

    3. Цели самосохранения организационной структуры управления отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой.

    Каждый орган управления должен быть ориентирован не только на достижение целей, заданных сверху, но и на выполнение внутренних задач. Это обстоятельство не должно игнорироваться субъектом управления.

    При постановке целей-заданий могут и должны учитываться и цели-ориентации организации. В противном случае всегда будет присутствовать поистине неразрешимый вопрос: «Выполняет ли система государственного управления свое общественное предназначение?»

    Итак, в системе государственного управления цели должны быть:

    · масштабными, но реально достижимыми;

    · понятными и понятыми во всей полноте работниками управляющих и управляемых организаций;

    · скоординированными во всей своей совокупности.

    Цели государственного управления можно классифицировать по горизонтальному и вертикальному срезам. Горизонтальный срез представлен цепью основных видов целей государственного управления: общественно-политических – социальных – духовных – экономических – организационных – деятельностно-праксеологических – информационных – разъяснительных.



    В общественно-политических целях выражена стратегия развития общества на длительную перспективу. А высшей ценностью и целью общества и государства провозглашается человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Стратегической долгосрочной целью развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, повышение уровня и качества жизни населения.

    Социальные цели определяются общественно-политическими целями. Исходя из этого, в Республике Беларусь они заключаются в реализации принципа справедливости и создании условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

    Цели в духовной сфере состоят в создании условий для формирования высоконравственной, духовно богатой личности, Кроме того, они направлены на использование духовного потенциала граждан для реализации общественно-политических и социальных целей.

    Цели государственного управления в экономической сфере – это определение долгосрочной стратегии экономического развития, создание оптимальных условий для ее реализации. Основной экономической целью Республики Беларусь является переход к социально ориентированной рыночной экономике и на ее основе повышение благосостояния жизни граждан.

    Организационные цели направлены на создание оптимальной, эффективно действующей организационной структуры государственного управления.

    Информационные цели направлены на установление прямых и обратных связей между объектом и субъектом управления для получения информации о реакции объекта на принятые управленческие решения и, при необходимости, коррекции управляющего воздействия.



    Важную роль в государственном управлении играетобъективная необходимостьразъяснения выделенных целей и приоритетов. Граждане государства должны четко представлять имеющиеся проблемы, которые решает государство, иметь аргументированную информацию о протекающих в обществе процессах, о мотивах решений органов власти, в том числе и непопулярных.

    Представленный горизонтальный срез целей не дает полного представления об их субординации. Вертикальный срез располагает цели по их значимости: стратегические, тактические, оперативные . Тактические цели определяют конкретные действия по достижению стратегических и оперативных целей, поэтому их еще называют обеспечивающими. Оперативные целивыдвигаются на определенном временном отрезке, с учетом складывающейся общественно-политической и экономической ситуации.

    Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим критериям. Например, по объему они могут быть:

    · общими , охватывающими весь комплекс государственного управления;

    · частными , охватывающими отдельные подсистемы.

    По результатам : конечными и промежуточными .

    По временным рамкам выделяют:

    · долгосрочные цели (стратегические) (свыше 5 лет);

    · среднесрочные цели (на 5 лет);

    · краткосрочные цели (тактические) (год и менее года).

    По отношению к главным целям могут возникнутьпобочные (вторичные) цели , которые не связаны напрямую с реализацией стратегических целей.

    Гму в современной России представляет собой воздействие государства(муниципалитета) на общественную деятельность граждан в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

    Основными задачами являются :

    Охрана конституционного строя России

    Защита прав свобод и законных интересов граждан

    Обеспечение эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата

    Создание финансовых, информационных, социальных и других условий, необходимых для деятельности персонала органов ГВ и МСУ: создание м поддержание благоприятных мед личностные отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личных качеств сотрудников, их способностей

    Эффективность управленческого труда

    Цель государственного управления - создание оптимальных условий для достижения уровня состояния общества при наличии определенных перспектив его развития. Кроме того, существует иерархия целей, и каждая нижестоящая цель должна являться средством достижения вышестоящих целей.

    Целями государственного управления в экономической сфере является определение долгосрочных стратегий экономического развития и создания оптимальных условий для реализации этой стратегии ради роста уровня благосостояния граждан. Реализация этих целей основывается на общих положениях - принципах государственного управления. Они делятся на общие (раскрывают содержание и целевую направленность управления), организационно-технологические и частные (непосредственное руководство деятельностью людей).

    В свою очередь общие цели можно подразделить на социально-ценностные и социально-функциональные.

    На основе организационно-технологических реализуется административно­исполнительная деятельность органов власти: принцип разделения труда, иерархичность, единоначалие, делегирование полномочий, принцип сочетания федерального, регионального и местного управления.

    К частным относятся согласованность, взаимодополняемость, последовательность управления и территориально-отраслевую обусловленность этих процессов.

    Реализация функций, целей и задач государственного управления осуществляется через систему функций, т. е. систему ролей, которую выполняет государственный аппарат управления для того, чтобы направить, организовать те или иные сферы общественной жизнедеятельности и оказывает на них определенное влияние рада достижения заранее спланированных целей.

    Основные функции государственного и муниципального управления.

    Основные функции государственного управления - это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

    К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

    1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , т. е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности

    2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование - предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.

    3. Планирование - это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т. д.). Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления.

    4. Организация - это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле - это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления.

    5. Распорядительство, т. е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.).

    6. Руководство - это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство - это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

    7. Координация - это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями

    8. Контроль - это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; Контроль - это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

    9. Регулирование - использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование - это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

    Функции местного самоуправления:

    1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).

    2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.

    З. Обеспечение развития соответствующей территории.

    4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.

    5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории.

    6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

    В управленческой работе всегда присутствуют три компонента: эвристический, административный и операционный труд. Эвристический труд заключается в исследовании и решении различных проблем, это главный элемент труда руководителей и специалистов. Административный труд, т.е. труд руководителей, направлен на управление действиями и поведением людей при осуществлении ими производственной деятельности.



    Кадры