Движок clarity в минус на крупных портретах. Анализ изображения по гистограмме

Возникали ли у вас случаи, когда нужно обработать съёмку очень быстро, а на дополнительную портретную ретушь в Photoshop совсем нет времени? В такие моменты на помощь придут несколько приемов для обработки портретов в Lightroom.

1. Spot Removal

Первое и самое очевидное действие для улучшения кожи модели – применение локальных коррекций Spot removal (быстрая клавиша Q) на вкладке Develop. Для ретуши кожи выбираем режим Heal. Feather у меня обычно на среднем значении 50, Opacity 100, размер кисти (size) меняем по мере необходимости во время работы клавишами квадратных скобок на клавиатуре ([ — уменьшить, ] – увеличить).

Если поработаете аккуратно, то получите очень хороший результат за короткое время. Правила ретуши такие же, как при работе в Photoshop. Размер кисти чуть больше, чем пятно, которое убираем.

Кистью работаем только на однородной поверхности и следим, чтобы образец не попадал на контрастные границы изображения, иначе получим вместо идеальной кожи множество грязных пятен.

Чаще всего Spot Removal приходится использовать для удаления одиночных прыщиков и пятен, а не для такой обширной ретуши, но при отработанных навыках возможно всё.

2. Движок clarity в минус на крупных портретах

Этот прием поможет вам, если фактура кожи модели излишне подчеркнута (резкий свет, крупные поры на коже, различные косметические дефекты и несовершенства). Тут все просто: в основных настройках уводим ползунок clarity влево, ориентируясь на личное чувство меры. Делаем очень аккуратно, чтобы не получить то самое «мыло», о котором так много говорят при обсуждении ретуши.

3. Маска Soften Skin для удаления неровностей кожи

Практически тот же метод, что и описанный выше, но работающий более тонко. В локальных коррекциях (переходим в этот режим с помощью значка кисти в Develop или пользуемся горячей клавишей K) есть стандартный пресет Soften Skin. Нажимаете надпись Custom и видите выпадающий список. Выбираете Soften Skin и кистью с готовыми настройками работаете над областями кожи, которые нужно подправить.

Достоинство использования кисти в том, что отдельным слоем можно проработать отдельные участки портрета, где особенно необходима ретушь. Например, место около крыла носа, где слегка расширены поры и заметен слой тонального крема.

4. Shadows в минус, Blacks в плюс

Такая манипуляция снизит визуальный контраст теней и светов, поэтому кожа будет казаться более гладкой. В отдельных случаях эти настройки могут откровенно испортить кадр, сделать его более плоским, поэтому применяйте этот прием очень аккуратно.

5. Highligts в плюс, Whites в минус

Этот способ может помочь, если на коже модели есть жирный блеск или очень резкие блики, и предыдущий способ с Shadows не очень помог. Кожа после такого приема становится матовой, но очень сильно теряется общий объем на изображении, так что знайте меру.

6. Подъём точки чёрного в кривых

Если свет на портрете слишком резкий, то можно поднять точку черного в кривых (нижний левый хвостик). На первый взгляд метод почти повторяет вариант с перемещением точки черного (Blacks) в плюс, но можно добиться особенного эффекта за счет собственных настроек кривой. Если на фото есть сильные засветы, можете попробовать ещё и точку белого на кривой слегка опустить. Света приобретают сероватый оттенок, но сейчас это нередко применяется как художественный эффект при обработке.

7. Поднятие резкости с помощью кисти

Все перечисленные приёмы «быстрой» ретуши в Lightroom так или иначе основаны на снижении контраста. То есть мы осознанно «портим» фотографию, жертвуя детализацией кадра и добиваясь эффекта гладкой кожи. Дополнительно, чтобы сгладить недостатки методов, можно вернуть резкость на глазах и других деталях кистью с повышенной резкостью и clarity, сдвинутым в плюс. Как и везде, главное — не переборщить. Следите, чтобы резкость не перешла в неприятную зернистость.

На взятом для образца портрете девушки были применены практически все перечисленные варианты обработки.

Теперь кожа модели выглядит более нежной, сияющей. Безусловно, такая ретушь деструктивна (мы частично потеряли объём и фактуру кожи), но если вы не планируете дополнительно работать над изображением в Photoshop, то полученный результат вполне удовлетворит зрителя.

Cпособы обработки, о которых рассказывается выше, можно применять по-отдельности и в сочетании друг с другом (идеальна ситуация, когда изображение настолько удачно, что никакие специальные приёмы для обработки не требуются). По традиции напоминаю, что только от вас зависит, станет ли после обработки кадр выразительнее или будет безнадежно испорчен. Правильное использование любых инструментов возможно только при постоянной практике. Удачной работы!

Базовая панель Lightroom в модуле Develop на ряду с Adobe Camera Raw обладают слайдерами с невероятно простыми названиями, среди которых есть Свет (Highlights), Тени (Shadows), Точка белого (Whites) и Точка черного (Blacks). Так какая же разница между слайдерами Blacks и Shadows? Есть ли у одного из них особое преимущество? В каких ситуациях нужно использовать каждый из них? Знание разницы придаст вашим фотографиям дополнительную привлекательность и лоск, выделив их среди остальных.

Blacks влияет на самые темные оттенки изображения, в то время как Shadows затрагивает темные и просто затененные участки. В отличие от корректирующей кисти или градиента, оба этих слайдера глобально влияют на фотографию. Если переместить один из них влево, это повысит тональный диапазон изображения, сделав его темнее и контрастнее. Переместив ползунок вправо, вы сожмете динамический диапазон, темные участки и снимок станут светлее, а контраст снизится.

На гистограмме видно, что Blacks контролирует крайнюю левую часть, а Shadows - центральную левую. В Lightroom можно легко увидеть, какие тона больше всего затрагивает слайдер, наведя на него курсор. (Отличный обзор гистограмм есть в одном из эпизодов подкаста Photo Taco - Histograms Explained).

Слайдеры Whites и Highlights дают похожий эффект для правой половины гистограммы, влияя на светлые участки. Больше о них можно узнать .

Чем отличаются слайдеры Blacks и Shadows и почему это на что-то влияет?

Blacks устанавливает точку черного, темный конец тонального диапазона снимка. Shadows может осветлить и восстановить детали в темных участках или затемнить тени, избегая при этом клиппинга.

Слайдер Blacks лучше всего справляется, если нужно затемнить фотографию. Shadows идеально подходит для осветления.

Большинство снимков выглядят лучше с широким тональным диапазоном - полным набором тонов от полностью черного до белого. Это добавляет контрастности. Точки черного и белого могут повлиять на восприятие тонов и взаимоотношений между ними. Однако, снимки с широким динамическим диапазоном часто теряют детали в очень темных участках. Именно здесь станет полезен слайдер Shadows. Он осветляет эти участки и делает видимыми важные детали.

Конечно, всегда есть исключения. Например, фотография серого, туманного дня не может иметь черные пиксели. Где устанавливать точку черного - ваше дело. Но, если говорить в общем, широкий диапазон тонов делает снимок драматичнее и приятнее.

RAW-файлы сразу после съемки выглядят немного плоскими и еще хуже, если работать по методу экспонирования вправо (Expose To The Right - ETTR): снимок будет выглядеть светлым, большинство тонов на гистограмме сосредоточится в правой ее части. Цвета побледнеют, а сама фотография станет малоконтрастной. Установка точки черного позволит повысить контраст и видимую насыщенность цветов, проделав значительную работу по привидению снимка к тому виду, который был при съемке.

Давайте подробнее рассмотрим каждый слайдер.

Используем слайдер Blacks для установки точки черного

Во многих случаях это будет абсолютно черное тональное значение в участке, где нет никаких видимых деталей - нулевая зона по Зонной теории Адамса - где значения красного, зеленого и синего равны нулю. Однако, слайдер Blacks можно использовать, чтобы установить точку в любом месте гистограммы, в зависимости от конкретного снимка и желаемого результата.

При типичном рабочем процессе с типичной фотографией я двигаю слайдер Blacks пока гистограмма не коснется левой стороны и некоторые пиксели не затемнятся до черного. Или я могу пойти немного дальше, еще усилив нужные участки. Некоторые фотографии, особенно в ч/б, лучше смотрятся, когда есть участки чистого, богатого черного. Убедитесь, что маленький треугольник в левой верхней части гистограммы активен (нажмите J, чтобы включить/выключить его). Это - Индикатор клиппинга (Histogram Clipping Indicator), который подсвечивает синим все абсолютно черные пиксели.

На скриншоте ниже красная стрелка показывает на участок пикселей, которые подверглись клиппингу. Также можно заметить, как гистограмма переместилась к левой стороне, что тоже указывает на клиппинг. Индикатор же демонстрирует, где именно это происходит.

Еще один способ установить точку черного в Lightroom - удерживать клавишу Alt во время перемещения слайдера Blacks. Ваш снимок на время станет абсолютно белым. По мере того, как вы двигаете ползунок влево, некоторые участки начнут закрашиваться черным. (Если вы сначала увидите цветные точки, значит клиппингу поддались цветовые каналы. Все зависит от конкретного снимка и ваших намерений, но обычно клиппинг цвета не составляет проблемы).

Совет: Если вы хотите, чтобы Lightroom сам установил точки белого и черного, есть полезное клавиатурное сокращение. Удерживайте нажатой клавишу Shift и дважды кликните по слову “Blacks” или “Whites”. Программа неплохо справится, но ваше видение может отличатся, поэтому придется немного повозить бегунки.

Выполняем коррекции теней

С другой стороны, слайдер Shadows регулирует темные участки, позволяя приблизить их к абсолютно черному или осветлить и добавить деталей. Он контролирует большинство, но не все черные участки, так как защищает снимок от клиппинга. Его идеально применять для восстановления слишком затененных деталей и текстур и, если субъект был освещен контражурным светом, затемнять силуэты. Но сам по себе слайдер Shadows не даст такой глубокой и богатой картинки с высоким контрастом, как Blacks.

Один из способов показать разницу - переместить слайдер Blacks влево до упора и увидеть, какая часть снимка станет полностью черной, глядя на синюю подсветку. На скриншоте видно, что большая часть камней вокруг водопада стала черной.

Теперь верните Blacks на указатель «0» и проделайте ту же процедуру с Shadows. Благодаря тому, что он защищает участки от клиппинга, вы не получите абсолютно черный цвет даже при -100! Сравните две гистограммы и увидите, что при Blacks со значением -100 верхушка слева почти полностью переместилась прочь, но при том же значении с Shadows она комфортно устроилась в своей зоне гистограммы.

Наоборот, если перетянуть Blacks до +100, снимок кое-как станет светлее, а точка черного сместится вправо. Вы потеряете контраст, а фотография станет плоской. Если повторить это для Shadows, снимок станет в разы светлее, намного больше, чем при том же значении Blacks, но при этом черные участки останутся почти нетронутыми и получится максимальный контраст. Если исходная точка черного находится возле левого края, манипуляции с Shadows растянут гистограмму, но она все еще будет на прежнем месте. На скриншоте ниже индикатор клиппинга в верхнем левом углу остается подсвеченным, показывая, что темные тона все еще обрезаются.

Попробуйте сами!

Лучший способ чему-то научиться - экспериментировать. Сделайте виртуальные копии нескольких своих фотографий - яркую, темную и с средней яркостью, а затем поиграйтесь со слайдерами. Сначала потаскайте один, потом другой. Изучите эффекты каждого и их совместную работу. Одно из главных преимуществ Lightroom - недеструктивные коррекции. Поэтому не стесняйтесь!

Рабочий процесс некоторых фотографов начинается с установки точек черного и белого. Затем они регулируют Света (Highlights) и Тени (Shadows). Им может снова потребоваться поправить Blacks и Whites или Shadows и Highlights, доведя снимок до нужного вида.

Как видите, иногда малым достигается многое. Осветление теней и затемнение ярких участков, чтобы подчеркнуть каждый возможный пиксель? Это звучит весьма неплохо. Иногда нужно поднять Shadows до +100 или опустить Highlights до -100 и результат будет смотреться отлично. Однако, иногда вы можете перестараться, получив детализированный, но плоский и нереалистичный снимок. Добавление контраста и насыщенности - также хорошая идея, но стоит перетянуть точки черного и белого слишком далеко и получится показной, нереалистичный, мультяшный результат.

Потратьте немного времени, чтобы лучше познакомиться со слайдерами Blacks и Shadows.

В этом посте я покажу весь процесс, который у меня обычно снимок проходит от съёмки до публикации в блоге на примере одной фотографии. Пост включает в себя рассказ об импорте в Lightroom, базовой обработке, уникальной (контекстной) обработке, экспорте чернового материала для Photoshop, базовой коррекции в нём и подготовке для web. Текст большой, много иллюстраций, поэтому убран под кат.

Снимок до обработки и после неё


Всеми камерами я снимаю исключительно в формате RAW, чтобы затем обрабатывать фотографии на компьютере. Даже для быстрого постинга не имею привычки снимать RAW+JPEG, о причинах чего . После съёмки фотографии перекочёвывают в фотобанк , флешка сразу же форматируется фотоаппаратом и остаётся в нём. Бывали ситуации, когда это спасало - снимки ещё импортировались в компьютер, а на глаза попадался интересный сюжет и я бросался его снимать.

Из фотобанка снимки импортируются в наиболее . Здесь они древовидно структурируются по папкам по маске "год/месяц-день" на основном жёстком диске. Сама база Lightroom, где есть вся информация о тегах, времени съёмки и её параметрах, хранится на SSD-диске с высочайшей производительностью. Я писал об этом в заметке про .


Во время съёмки я мало заморачиваюсь по балансу белого, резкости, контрастности и другим "камерным настройкам" - в любом случае, Lightroom всего этого не учитывает, выставляя после импорта настройки по умолчанию. Иногда я даже перевожу камеру в режим чёрно-белой съёмки, чтобы лучше представлять себе кадр, меньше отвлекаться на цветовую композицию.

Структурирование во время импорта из камеры

Прежде чем обрабатывать снимки, я провожу их сортировку и удаляю всё лишнее, что технически не устраивает - смазанные, слишком шумные, слишком тёмные или просто некрасивые кадры. Я делаю это, применяя к снимкам числовой рейтинг от 1 до 5 и цветовой рейтинг (красный, синий, зелёный, жёлтый). В Lightroom это делается нажатием кнопок от 1 до 0 на клавиатуре. Скажем, если вы хотите присвоить фотографии рейтинг "4 - красный", то нужно нажать сначала 4, затем 6. Смысл в том, что фотографии которые мне очень нравятся, получают рейтинг 5. Меньше нравятся - 4. Единицу получают кадры, которые ничего из себя не представляют, но выкинуть их жалко. Скажем, какой-нибудь коллективный портрет с вечеринки, где все смешные и с перекошенными лицами, горизонт завален, а экспозиция никакая. Цветовое кодирование применяется с целью логичной сортировки - "себе", "друзьям", "в блог" и т.д. По итогам сортировки кадры, не получившие никакого рейтинга, физически удаляются с жёсткого диска в корзину.


После этого отснятое структурируется в БД Lightroom по коллекциям. Там тоже древовидная структура. Скажем, снимки от одной съёмки могут попасть в каталог коллекций "Девчата", в коллекцию "Света", а также в каталог "Друзья", коллекцию "Света и Серёжа". Также, снимкам всегда назначаются ключевые слова, по которым их затем можно будет обнаружить в быстром поиске. Например, снимок может получить теги "портрет, Света, Москва, Поклонная гора, закат, девушка, ноутбук", если я сфотографировал кадр с участием фотомодели Светы на Поклонной Горе вечером, на закате, а у фотомодели в руках был ноутбук.

Ключевые слова - так легче будет найти снимок

Папки коллекций в Lightroom - помогают упорядочить сотни снимков


Общая обработка в Lightroom

Далее я отбираю кадры в текущую обработку. Для этого в Lightroom есть Quick Collection, куда снимок легко отправить нажатием английской буквы B на клавиатуре. Можно выделить букет снимков, скажем с рейтингом "5 - красный" и отправить их в Quick Collection скопом.

Базовые настройки Lightroom меня никогда не устраивают - по умолчанию на снимок накладывается мало резкости, минимум контраста, применяются самые минимальные настройки шумодава, не компенсируются оптические искажения объектива. Поэтому, после черновой сортировки я применяю обычные настройки (пресетом):

До базовой коррекции и после

  • Увеличиваю чёткость на контрастных переходах параметром Clarity до +25
  • Увеличиваю контрастность +30
  • Расширяю динамический диапазон:
  • 1) высветляю тени Fill Light до +10
  • 2) Линейно сдвигаю яркость снимка в минус - Exposure -0,20
  • 3) Повышаю яркость средних тонов - Brightness +70
  • Насыщаю вторичные цвета Vibrance до +20
  • Возвращаю резкость Sharpening 60, Radius 0.8, Detail 45, Masking 0
  • Понижаю повысившийся монохромный шум Noise reduction/Luminance 25, Detail 75, Contrast 0
  • Понижаю цветовой шум Noise reduction/Color +35
  • Исправляю оптические искажения - Enable profile correction
  • Сдвигаю тон оранжевого цвета +10 и жёлтого +5 (делает красноту лица более жёлтой)

Так как эти операции проделываются над подавляющим большинством снимков, я сохранил операции как пресет "My base quality" и даю Lightroom указание применять эти настройки прямо во время импорта, чтобы затем не нажимать это руками - экономит время.

Индивидуальная обработка в Lightroom

После основной обработки пресетом наступает время точной подстройки с учётом особенностей изображения. После кадрирования, если оно необходимо, я начинаю основной цикл обработки с изменения баланса белого . Иногда я использую автоматический баланс белого Ligthroom (Auto), несколько чаще выставляю пресет типа Cloudy (если снимал в облачную погоду), но больше всего использую ручной ББ, сдвигая полоски Temp и Tint так, чтобы получить желаемый результат.


Затем следует черёд полозка Blacks, выставляющего чёрную точку снимка. Если хочется добиться большего провала теней, могу поднимать его и до +25, но иногда приходится и убирать его до меньших значений, чтобы проявлялась фактура в тенях.

Регулирую общую насыщенность снимка параметром Saturation, но чаще предпочитаю регулировать насыщенность отдельных цветов в блоке HSL, так как здесь можно отдельно насытить оттенки - например, сделать голубой более выраженным, не затрагивая жёлтый или зелёный. На пейзажных снимках я таким образом повышаю насыщенность голубого неба. Отдельного плагина не использую. Иногда, для ещё большего акцентирования на небе, накладываю на него градиентный фильтр синего оттенка с плавным переходом от Exposure -0,5 до 0. Также, изменяют насыщенность отдельных оттенков (HSL/Luminance). Например, с этим кадром проделал следующие операции:


Результат:
Применяю цветовое тонирование. На портретах, частенько, люблю добавить светлым тонам снимка теплоты (Hue 50, Saturation 15), бывает одновременно тёмные оттенки делаю более холодными (Hue 219, Saturation 18). Чаще делаю это пипеткой, контролируя результат на глаз.

Цветовое тонирование: светлые оттенки в жёлтую гамму, тёмные в голубую


В блоке Effects люблю акцентировать виньетирование - делаю так, чтобы яркость снимка падала от центра к краям. Например:
  • Amount -25
  • Midpoint 50
  • Roundness 0
  • Feather 100
Это психологически заставляет больше фокусироваться на центральной части кадра, нежели на периферии, делает снимок более объёмным.

В редких случаях могу добавить зернистости - Grain: Amount 20, Size 10. Это ещё и позволяет скрадывать неравномерность шумов, скажем, когда они выражены в тенях и отсутствуют в светах.

Экспорт для последующей обработки в Photoshop

Готовые снимки скопом экспортируются в специальную папку "Фото для обработки" на массиве RAID0 в формате TIFF, 16 bit, в цветовом пространстве ProPhoto RGB, при 300 dpi (по умолчанию установлено 240 dpi, я делаю 300 с прицелом на распечатку в минилабе или на струйном принтере Canon, для принтеров Epson можно выводить в 360 dpi).

Каждый такой снимок занимает, для 16-мегапиксельной камеры, 84 мегабайта. Учитывая, что любые операции с цветом, яркостью, резкостью и остальными параметрами, которые я затем буду проводить, требуют качественного источника, вариантов сэкономить нет. При экспорте в 8-битный TIFF потеряется динамический диапазон - матрица современной камеры снимает в 14 битах, более старые модели в 12 битах. О JPEG речи вовсе идти не может - не только динамический диапазон схлопнется, так ещё и цвета и плавные градиенты в них скушает алгоритм компрессии, потеряется резкость. Экспорт в JPEG всегда - последняя стадия обработки. Самая последняя.


Обработка в Photoshop CS5

Итоговые 16-битные TIFF открываются в Photoshop CS5, где производится контекстная обработка. Здесь я могу исправлять дефекты кожи модели, производить локальную обработку, что-то высветлять, что-то затемнять. Также, в Photoshop производится локальное изменение резкости - скажем, на портретах я могу сделать более резкими зрачки глаз, волосы, фактуру одежды.


Как правило, на портретах я высветляю и делаю немного резче зрачки и убираю красный оттенок белков глаз. Обратите внимание - в большей степени высветляются именно зрачки, а не белки. Это акцентирует внимание на цвете глаз, который часто, по умолчанию, получается слишком тёмным, на грани невосприятия цвета. Это делается как инструментами типа Dodge, так и зональным смешением Color Dodge и Screen. Иногда для этой же цели снимок переводится в LAB и проводится работа с каналами. Зональная обработка снимков весьма контекстна, поэтому в рамках единого поста о ней рассказать невозможно.

После всех этих операций снимок готовится "на формат". Имеется ввиду, что в зависимости от цели (распечатка, web, почта) он может иметь разные размеры и разные параметры резкости. Если снимок просто уменьшить, он будет выглядеть мыльным и не произведёт впечатления.


Как правило, я сохраняю три варианта - JPEG полного разрешения для передачи кому-нибудь результата (дальше сами разберутся что делать), JPEG с разрешением 1920x1080 для просмотра на телевизоре или проектора, JPEG с размером 1024 пикселя по длинной стороне кадра для выкладывания на Picasa, Вконтакте, каком-нибудь фотосайте, а также, для отправки по почте, чтобы друзья и колеги могли посмотреть что получилось, выбрать понравившееся для получения больших JPEG или TIFF. Размер в 1024 пикселя выбран не случайно - большинство уже сидит за мониторами с разрешением выше 1024 пикселей по короткой стороне кадра. Также, это родной размер для iPad, и он хорошо масштабируется web-хостингами. В некоторых случаях я масштабирую до размера 1280/800 по горизонтальной/вертикальной стороне кадра, чтобы снимки хорошо смотрелись на полный экран на ноутбуках с матрицами, имеющими разрешение 1280x800 пикселей.

Ключевой процедурой при подготовке "на формат" является повышение резкости. Очень хороший материал для изучения, на этот счёт, есть у Павла Косенко в статье "Интеллигентная резкость ". Настоятельно рекомендую ознакомиться и понять, чтобы ваши снимки производили впечатление резких, технически качественных, даже при просмотре дурацкими вьюверами типа Windows Picture Viewer.

Как правило, я делаю так:

  • Уменьшаю снимок до нужного разрешения (обычным Bicubic)
  • Создаю дубликат основного слоя
  • Применяю к нему Shart Sharpening с настройками Advanced, включенной галочкой More Accurate:
  • Sharpening | Amount 500, Radius 0,2px
  • Shadow | Fade Amount 0%, Tonal Width 100%, Radius 1px
  • Highlight | Fade Amount 100%, Tonal Width 100%, Radius 1px
  • Уменьшаю прозрачность верхнего слоя до 70%
  • Включаю маскирование слоя (Add Layer Mask)
  • Полупрозрачной мягкой кистью убираю резкость там, где она не нужна - на фоне, где появился шум, на том что не должно сильно бросаться в глаза
Далее снимок, через мастера экспорта для WEB (Ctrl+Alt+Shift+S), сохраняется с качеством от High до Very High в отдельную папку с цветопрофилем sRGB. Если нужно обработать таким образом много снимков и нет причин работать с зональным вытравливанием резкости, можно всем перечисленным операциям назначить макрос и натравить Photoshop на всю папку (File->Scripts->Image processor). В процессоре можно задать размер для масштабирования, указать что после этого нужно запустить макрос, что нужно конвертировать цветопрофиль в sRGB. Все обработанные снимки сами сохранятся в подпапку JPEG, которую Photoshop создаст в указанном месте или в папке с исходными TIFF16. Итог:

Также, вам может быть небезынтересно узнать, как обрабатывает свои снимки Сергея Доля , у которого традиционно шикарные пейзажи из путешествий.



Кадры