Виды узлов и как делать. Многообразие узлов: виды, типы, схемы и их применение. Какие бывают узлы? Вязание узлов для "чайников". Узел Бахмана и карабинный узел

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.


Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend - узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch - узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.


Основные морские узлы

Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел :

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.



Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка :

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.

Прямой узел - один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение - связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.

Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.

– более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.

Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.

Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.

Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Искусство вязания узлов может пригодиться во многих случаях. Существует множество нюансов при работе с веревкой, бечевкой, канатом, фалом и тросом из-за различной толщины материала и прочности, от которой, в конечном счете, может зависеть ваша безопасность и даже жизнь. Веревка всегда должна находиться в снаряжении туриста, охотника или рыбака.

При необходимости выживания в природе, с ее помощью можно изготовить: одежду, обувь или «болотоступы» для преодоления заболоченной местности; переправиться через реку и горную расщелину; перевязать рану и наложить шину; сделать плот; шалаш и т.д.

Узлы и обвязки при передвижении и преодолении препятствий

При передвижении и преодолении препятствий наиболее распространено применение капроновых веревок основных (толщина 9-11 мм, длина 30-40 м) и вспомогательных (толщина 5-7 мм, длина 30-40 м и 4,5-5 м). Их используют при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Успешность применения веревки во многом определяется умением правильно вязать узлы и обвязки.

Узлы для связывания двух веревок

Если веревки одинакового диаметра, то их связывают узлом прямым («морским») или ткацким (фото 1, 2) . При разной толщине веревок применяют прямой (фото 3, 4) и брамшкотовый узел (фото 5, 6, 7) .

При вязке узлов не следует забывать о том, что на концах связанных веревок необходимо делать дополнительные страховочные (контрольные) узлы, при больших нагрузках на веревку они будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Надо также помнить о другой особенности узлов: они должны не только крепко держаться, но и легко развязываться, когда в этом есть необходимость. Узлы в саморазвязывающемся варианте вяжутся с дополнительной петелькой одного из концов веревки в узле или с палочкой, предварительно вставленной в узел.

Фото 2 Фото 3 Фото 4
Фото 5 Фото 6 Фото 7

Узел для петель и обвязки.

Применяется для привязывания веревки петлей к неподвижному предмету (дереву, скале) и для обвязывания человека при организации страховки.

Наиболее распространенный узел «проводника» (фото 8, 9) . Данный узел прост, может быть сделан как на конце, так и в середине веревки, но после натяжения с трудом развязывается.

При страховке эти узлы используются обычно в сочетании с подтяжками, получая так называемую грудную обвязку.

Обвязка-седло вяжется из короткого конца вспомогательной веревки и применяется при навесной переправе.

Фото 8
Фото 9

Вспомогательные узлы

«Схватывающий» узел (фото 10, 11) вяжут из вспомогательной веревки на основной и используют при страховке, подъемах, натягивании веревки на переправе и т.п. Своеобразие узла состоит в том, что будучи ослаблен, он легко передвигается рукой по основной веревке, а при резком натяжении вспомогательной веревки сразу же затягивается. Вяжется на конце веревки или петлей. При вязке узла на обледенелой веревке, вторую половину узла следует закончить лишь одним оборотом, т.е. сделать узел асимметричным.

Узел «удавка» (фото 12, 13) может быть использован для быстрого и надежного крепления веревки к дереву, камню, выступу. Вяжется на конце веревки.

Фото 10
Фото 11

Фото 12
Фото 13

Узлы для прочего использования

Трос, продетый в небольшое отверстие, нередко приходится утолщать с одной стороны, чтобы избежать проскальзывания. С такой необходимостью можно столкнуться при крепеже веревки к саням, при изготовлении поводка для собаки и т.д. При буксировке автомобиля вручную, этот узел станет хорошим упором для рук.

Очень быстро вяжется, но развязать его довольно затруднительно, особенно если он туго затянут. Кроме того, он нередко портит трос. Если же трос обрывается, то обычно именно в том месте, где был узел (фото 14, 15) .

Фото 14
Фото 15

Если лишний раз продеть конец троса в петлю, получится узел восьмерка . Он развязывается гораздо легче предыдущего. Он надежен везде: на струне гитары, на ручке к ведру и т.д., его вполне можно использовать и как стопор в блоке. При этом он значительно меньше портит трос (фото 16, 17) .

Фото 16
Фото 17

Многократная восьмерка получится, если сложить трос вдвое, несколько раз обвив его поперек узором восьмерки. Он пригодится в качестве ручки к собачьему поводку и т.п. (фото 18, 19, 56, 57) .

Фото 18
Фото 19

Фото 56
Фото 57

Как и простой, быстро вяжется, но трудно развязывается. Хорошо держится на растительных тросах, а на синтетических тросах и леске «ползет» (фото 20, 21) .

Фото 20
Фото 21

Вяжется на основе восьмерки. Он надежен, не портит трос, хорошо развязывается. Крепко держит даже на рыболовной леске.

Выполнив одним тросом восьмерку, концом второго повторите первое сплетение, но навстречу ему, затяните (фото 22, 23) .

Фото 22
Фото 23

Рифовый узел (прямой) повсеместно применяется в быту для связывания двух веревок. Вяжут его несколькими способами: бытовым, морским и ткацким.

В быту Рифовый узел вяжется поочередно. Так удобнее крепить бинт на ране или стягивать бечевку. В морском варианте трос продевается вовнутрь и по кругу назад. Недостаток этого узла является то, что он плохо держит на леске (фото 24, 25) .

Фото 24
Фото 25

Имеет восемь переплетений и не портит даже стальные тросы, не затягивается и не ползет. Перед приложением сильной нагрузки сначала затяните его руками, чтобы в дальнейшем он не перекручивался (фото 26, 27) .

Фото 26
Фото 27

Прочно держит две поперечные рейки даже без помощи гвоздей. Используется для удержания округлых стержней, полок, поднятия тяжестей, для упаковки емкостей (фото 28, 29) .

Фото 28
Фото 29

Удавка (с полуштыками) при всей своей незатейливости с успехом применяется для подъема значительных тяжестей – рельс, бревен и т.д. Сначала вяжутся два полуштыка, затем трос обносится вокруг предмета и 3-4 витка укладываются внутри петли, способствуя самофиксации удавки. Сам узел укладывается в стороне от середины бревна. Без полуштыков подъем тяжестей недопустим (фото 30, 31, 54, 55) .

Фото 30
Фото 31

Фото 54
Фото 55

Проста и надежна. Сложенный вдвое трос вяжется одним быстрым движением простым узлом. Петля не ползет даже на синтетической леске, но затягивается слишком туго и ослабляет трос, перегибая его.

Дубовая петля, связанная в середине троса, используется как петля проводника у альпинистов, для прикрепления к одному тросу нескольких человек в связку. Она удобна и для уменьшения длины троса в случае сомнения в его прочности (фото 32, 33) .

Фото 32
Фото 33

Вяжется на основе восьмерки. И хотя она немного сложнее, но зато развязывается гораздо легче и не ослабляет трос (фото 34, 35) .

Фото 34
Фото 35

Бурлацкие петли вяжутся, когда надо впрячься в трос, сделать деревянную лестницу и т.д. Сделав виток, подвиньте один из его краев на трос. Просунув ладонь под трос, вытяните верхний конец на себя. Перед использованием петли проверьте ее, натягивая, так как бурлацкая петля может немного ползти вдоль, пока не зафиксируется (фото 36, 37) .

Фото 36
Фото 37

Беседочный узел (булинь) удобен для спуска с высоты и широко используется альпинистами. Вяжется за несколько секунд, даже в полной темноте, разными способами. Например, оберните себя по талии тросом и проденьте в петлю свободный конец снизу вверх. Обведя ходовой конец вокруг коренного, заведите его снова в петлю вниз и к себе. Потянув за концы одновременно вверх и вниз, зафиксируйте узел (фото 38, 39) .

Фото 38
Фото 39

Внизу (фото 59-64) изображена пошаговая хронология вязания «беседочного узла» . Данный узел идеально подходит при завязывании на тросах, в том числе не толстых стальных, когда необходимо буксировать транспортное средство. «Беседочный узел» также легко развязывается, как и вяжется.

Фото 59 Фото 60 Фото 61
Фото 62 Фото 63 Фото 64

Применяется для спуска или подъема даже безвольно обвисшего, потерявшего сознание человека. Одну из петель можно сделать больше другой, тогда в одной можно будет сидеть, а другая будет находиться под мышками, не сковывая движение рук. Если обе петли одинаковы, то тогда в них опускаются обе ноги, а под мышками вяжется один или два полуштыка. Этот же узел можно использовать и для переноски длинных предметов (фото 40, 41) .

Фото 40
Фото 41

Если на тросе необходимо завязать петлю, не используя самого троса, вяжется лиановый узел . Он хорошо держится под нагрузкой на сухом тросе, особенно, если завязан веревкой немного меньшего диаметра, чем основной. Но на обледенелом или мокром тросе он может соскользнуть. Связанную вкруговую веревку вяжут глухой петлей, оборачивая вокруг троса дважды. Далее остается лишь вывести петлю и зафиксировать узел в нужном месте. В петлю навешивают груз или используют ее как ступеньку (фото 42, 43) .

Фото 42
Фото 43

Для простейшей затягивающейся петли одним круговым движением вяжется бегущий простой узел . Проведите трос сквозь петлю и получите простой узел для крепления конца троса, связывания тюков и т.д.

Более надежен бегущий узел на основе восьмерки . Он затягивается плавно и развязывается проще, чем предыдущий. Ходовым концом просто «нарисуйте» восьмерку (фото 44, 45) .

Фото 44
Фото 45

В случае, когда петля должна быть переброшена на какое-то расстояние (на берег, лодку, через расщелину), то ее утяжеляют эшафотным (висельным) узлом . Если масса петли все равно окажется маловатой, достаточно будет вымочить ее в воде. Сложите веревку втрое и обвейте круговым движением вверх на нужное количество «этажей». Конец проденьте в петельку и потяните за правое крыло петли, фиксируя его (фото 46-49).

Фото 46
Фото 47

Фото 48
Фото 49

Для быстрого развязывания двух тросов используют двойной рифовый или фалевый узел (фото 50, 51) . Он широко используется в быту под названием двойной бантик .

Фото 50
Фото 51

Если вам на привале придется стреножить лошадь, пригодится специальный стреножный узел . Он состоит из трех сплетений рифового узла. Для стреноживания узлы не затягиваются слишком туго, чтобы конь мог немного двигать передними ногами. Для вязки в этом случае практичнее использовать мягкий поясок из натуральной кожи (фото 52, 53) .

Фото 52
Фото 53

В конце статьи добавлены ссылки на два видео. На видео слева Владислав демонстрирует использование узлов и »Многократная восьмерка» . С их помощью перетаскивается полено весом около 70 кг. А на втором видео (справа) демонстрируется завязывание и развязывание ‘‘беседочного узла» для буксировки транспортного средства.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: [email protected]

Вязать узлы человек учится с самого детства. Научившись завязывать шнурки, ребенок вяжет свой первый узел. На протяжении всей жизни трудно даже представить, в каких ситуациях могут пригодиться знания в вязке узлов.

Узел самозатягивающийся - что это

Большинство видов узлов и способов их вязки пришли в современный мир из флота, хотя в этой сфере он применяется нечасто из-за своей ненадежности. Дело в том, что самозатягивающийся узел крепко держится лишь при постоянной нагрузке, в момент ослабления он вполне способен развязаться. Несмотря на это, имеются сферы для его применения.

Это самый простой оригинальный узел и в целом представляет собой одну из простейших видов удавки. Этот узел надёжно выдерживает большой вес и тягу, пропорциональную прочности троса или другого материала, из которого изготовлен. Но нужно быть аккуратным при его использовании, следя за тем, чтобы нагрузка на узел не ослабевала.

Для лучшей надёжности существует несколько вариаций этого узла.

Вязка узла

Способы вязки данного узла относятся к самым простым и быстрым. Всё, что нужно для его создания, это верёвка с ходовым концом и опора. Рыбаки для такой цели используют шпулю.

Конец веревки обматывается вокруг опоры, сформировав, таким образом, открытую петлю. На конце веревки или лески нужно сформировать петельку. Предварительно сделайте вокруг неё обмотку за ходовым концом и заведите закрытую петлю. Ходовым концом петли нужно произвести несколько оборотов и вывести через основную петлю. Потяните за него, узел затянется и при нагрузке проявит всю свою мощь.

Для улучшения прочности самого узла при вязке используется самозатягивающийся узел с полуштыками. Выполняется он не сложнее стандартного. После выполнения основной техники вязки формируется два полуштыка со стороны утяжеления. Максимального эффекта этот вид достигает при выполнении определенных условий:

  • если формируется не по центру;
  • если ходовой конец должен быть направлен в сторону предполагаемого груза.

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.

Существует два вида креплений - простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Крепление

Крепление зачастую пользуется популярностью у рыбаков. Хотя опытные рыбаки предложили завязывать самозатягивающийся узел для лески без дополнительных деталей, но их использование существенно облегчает жизнь. Крепление помогает фиксировать петли во время вязки, не дает узлу резко самораспуститься, упрощает процесс вязания. На прилавках рыбных магазинов сейчас можно увидеть катушки со стопором для крепления плетенки. Многие рыболовы наматывают леску, которую удерживает шпуля, без лишних креплений, но лишь те, которые набили руку за время многолетнего опыта.

Виды

Всего существует 18 видов самозатягивающихся узлов, но с использованием одной верёвки только 4 вида:

● Классический «прусик».

● Перекрестный.

● С карабином «арб».

● Узел Бахмана (с карабином).

Количество витков нестабильно, при необходимости его можно увеличить.

Необходимо выделить один из самых сильных узлов - узел констриктор. Он получил свое название от зоологического названия удава - Boa constrictor, который одерживает победу над своей жертвой при помощи удушения. Этот с

амозатягивающийся узел для веревки надежен, выполняется с применением закругленных предметов вместо опоры. Как только опора исчезает, он самораспускается.

Использование узла рыболовами

Активно используется рыбаками самозатягивающийся узел для макушатника. Он представляет собой конструкцию из бруска макухи с грузиком. Связать такую снасть довольно просто.

Для этого понадобится леска, двойной поводок и грузило. Специальное грузило необходимо приобрести в магазине, иначе всё приспособление может стать неудачным. Чаще всего она похожа на подкову с отверстием по центру изделия. Брусок макухи затягивается при помощи самозатягивающегося узла и обвешивается крючками.

Для оформления снасти берется леска 4 мм в диаметре и до 50 см в длину. Леска просовывается через отверстие в грузила до середины, после чего она выводится наверх. На неё надевается изоляция, и делается петля. После этого формируется самозатягивающийся узел, на который крепится макуха. Изоляция служит креплением для длинного поводка со стороны свободного конца лески, на который крепится вертлюга, чтобы защитить от перекручивания леску на течении. Закрепив брусок жмыха с крючками, вы можете считать, что задача выполнена. Заготовка крепится с помощью карабина к основной леске. Приманка готова к забрасыванию. Попадая в воду, она постепенно намокает, и рассыпающийся жмых из макухи распространяется в водоеме, завлекая желаемую рыбу.

Морской

Первоначально самозатягивающийся узел для веревкисоздавался моряками для крепления парусов и различных предметов на палубе. Надежные узлы - залог успеха, ведь моря и океаны такие неспокойные. В период расцвета мореходства существовало более 500 видов узлов. Вязка морских узлов - это целая наука. Но с внедрением парового двигателя необходимость в парусах пропала, узлами стали пользоваться меньше. Да и изменение состава материалов тросов и верёвок послужило тому, что некоторые узлы утратили свою эффективность.

Самозатягивающийся узел в морском деле использовали для крепления к цилиндрическим предметам. Его попросту называют удавка, так как петля для висельников завязалась по такому же принципу. В случае отсутствия нагрузки или при переменной тяге ходовой конец выскальзывает, распуская весь узел. Это и стало причиной отказа от его применения. Поэтому на флоте начали использовать узел констриктор и самозатягивающийся с полуштыками. Особенность его вязки в том, что сам узел размещается со смещением, так чтобы ходовой конец был направлен в сторону груза. За счёт этого он не будет так быстро выскальзыва ть.

Преимущества

Узел самозатягивающийся получил своё признание в первую очередь благодаря простоте вязания и высокой эффективности. Несмотря на ненадежность, его часто используют, но в том случае, когда уверены в наличии постоянного утяжеления. При формировании узла не требуются дополнительные материалы или приспособления. Основная задача, с которой он блестяще справляется - выдержать нагрузку, пропорциональную плотности троса (верёвки, лески, троса), из которого узел вяжется.

При наличии постоянного утяжеления узел не способен развязаться самостоятельно, только вручную, что также не доставит хлопот. Он так же просто развязывается, как и завязывается. Такое преимущество оценили рыбаки и альпинисты, для которых каждая секунда дорога. Это свойство выводит данный узел в лидеры.

Научиться вязать удавку может даже ребенок, а правильное использование способствует максимальной реализации ожидаемого результата - надежному удерживанию большого веса.

Узлы веревочные — это конкретные способы, с помощью которых соединяются веревки, ленты, рыболовные лески, различные нити и т.п.; осуществляется образование петель; веревки привязываются к разным предметам.

Также термин «узел» имеет и общее значение: его используют, когда ведут речь о самом соединении веревок.

Веревочные крепления и узлы в нашей жизни

Классификаций узлов великое множество. Их насчитывается более 700 видов. Безусловно, далеко не все эти узлы широко используются в повседневной жизни, однако лучше уметь вязать хоты бы несколько основных для того, чтобы в случае необходимости применить эти умения в жизни.

Вязание узлов - дело нехитрое. А вот научиться это делать безошибочно и с хорошей скоростью гораздо сложнее. Часть узлов нужно затягивать под нагрузкой, а другие - нет. Под силовым воздействием некоторые узлы могут медленно развязываться, а есть такие, которые затягиваются настолько туго, что ослабить их практически невозможно. Даже к такому простому занятию нужно иметь предрасположенность. Кому-то схему завязывания даже элементарного узла сложно запомнить, а кто-то наисложнейший узел удачно свяжет с первого раза.

Связывание веревок. Прямой и ткацкий узлы

Для начала рассмотрим узлы веревочные, которые применяются для соединения веревок (лент, шнурков) между собой. При этом будем обращать внимание на их преимущества и недостатки, а также на случаи, в которых можно использовать те или иные виды.

Прямой и очень легко завязываются.

Однако их большими недостатками являются сильное затягивание под воздействием нагрузки; самопроизвольное развязывание при переменных нагрузках (особенно если веревки мокрые, жесткие и обледенелые). Веревки должны иметь одинаковый диаметр. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что использовать данные виды без контрольных узлов нельзя. В случае больших нагрузок следует вставить в центр узла какой-нибудь предмет (небольшую палку, ветку, альпинистский карабин и т.д.), который будет препятствовать сильному затягиванию.

Встречный узел

Этот веревочный узел вяжется достаточно легко, отличается прочностью и не развязывается самопроизвольно. Но так же, как и вышеописанные узлы, очень сильно затягивается при при нагрузке. Диаметр веревок не имеет значения. Часто используется в случае, если нужно связать ленту и веревку, шнурок и леску, то есть разные по свойствам материалы. Широко используется при вязании разного рода петель, оттяжек и т.д.

Веревочный узел под названием «встречная восьмерка», похож по технике выполнения и свойствам на предыдущий. Однако его особенностью является тщательность при связывании, которая значительно замедляет этот процесс.

Шкотовый, брамшкотовый узлы

Эти простые веревочные узлы очень надежны, не затягиваются под воздействием нагрузки. Но они сильно «ползут», если нагрузки переменные. Не могут использоваться без контрольных узлов.

Использование возможно только, когда у веревок одинаковый диаметр, брамшкотовый узел завязывают и при разных диаметрах.

«Грейпвайн»

Этот веревочный узел, название которого в различных источниках может звучать, как «грейпвайн» или «грипвайн», относится к категории более сложных узлов. Для правильного его вязания требуется наличие практики. Надежность и уровень эстетического восприятия на высоте. Применятся вне зависимости от величины диаметра. Прекрасно подходит для связывания рыболовных лесок, вязания петель и оттяжек. Единственный недостаток - сильное затягивание под нагрузкой.

Узел Хантера

Особенно подходит, если веревки (ленты, нити) отличаются мягкостью, на таких материалах не затягивается слишком сильно (в отличие от жестких веревок). Алгоритм выполнения достаточно сложен для запоминания, поэтому требуются практические тренировки. Если нагрузки переменные, может «поползти».

Змеиный узел

Из-за его надежности и отсутствия недостатка самопроизвольного развязывания часто применяется на капроновых веревках, отличающихся мягкостью и тонкостью. В исполнении непрост, поэтому требует практики. Если использовать для связывания рыболовных лесок, затягивается «намертво».

Привязочный и выбленочный узлы

Узлы, которыми соединяют веревку с опорой, называют привязочными. О них пойдет речь далее.

Такие узлы веревочные, как привязочный и выбленовый, по свойствам схожи, но завязываются совершенно по-разному.

В обоих случаях трудность завязывания низкая, отсутствует нежелательная способность затягиваться под нагрузкой. При переменных нагрузках ползут.

В целях повышения надежности рекомендуется использовать контрольный узел. При использовании узла привязочного типа можно закрепить свободный конец веревки с помощью А если речь идет о выбленочном узле, то здесь целесообразнее с помощью свободного конца сделать дополнительный оборот вокруг существующей опоры. удобно использовать, когда веревку нужно связать с несколькими опорами (столбами, деревьями и прочее).

"Удавка" и "удава". "Питон" и "двойной питон"

Веревочный узел, название которого «удавка», вяжется легко. Его можно легко развязать после того, как нагрузка снята. Из недостатков следует отметить, что при переменных нагрузках достаточно сильно «ползет», из-за чего запрещен к использованию при организации навесных переправ. Должный уровень надежности достигается, когда число витков более четырех, особенно при постоянной нагрузке.

Узел «удава», как одинарный, так и двойной, отличаются хорошей надежностью. Почти «не ползет». Достаточны сложные, поэтому у новичка вряд ли получиться завязать такие узлы с первой попытки.

Они сильно затягиваются, вследствие чего, чтобы облегчить развязывание, вяжут петлю со свободным концом не короче одного метра. Впоследствии, нагружая этот конец, можно развязать сам узел.

Особенно подходят, когда необходимо связать различные деревянные каркасы, в т.ч. каркасы плотов под углом в 90°. Необходимая жесткость обусловливается тем, что при сильных нагрузках эти узлы затягиваются намертво. Так же часто применяются при ремонте и связывании металлических каркасов байдарок, катамаранов и т.д. Удобно использовать, если нужно привязать рыболовной крючок к леске.

"Двойная удава" отличается от одинарной тем, что, в этом случае свободный конец оборачивается вокруг предмета не один раз, а два.

Узлы веревочные, которые называются «питон» и «двойной питон», обладают теми же свойствами, что и описанные выше «удава» и «двойная удава». Вследствие этого и область их применения совпадает.

Качельный узел

Чтобы соорудить для детей простенький аттракцион очень пригодятся узлы. Веревочные качели с сиденьем в виде доски сделать не так уж сложно. Достаточно иметь хорошую прочную веревку, опорные столбы с перекладиной и правильной прямоугольной формы доску с ровной поверхностью.

Когда нужно зафиксировать доску в горизонтальном положении и при этом обеспечить максимальную прочность, стоит воспользоваться так называемым качельным узлом. веревочные узлы такого типа? Для этого следует вокруг доски дважды обернуть короткий конец веревки. При этом необходимо учесть, чтобы петля при втором обороте была расположена ближе к краю доски. Это нужно для последующего укладывания между двумя этими петлями длинного конца веревки. Далее петлю первого оборота вытягивают вверх, прокладывают над уложенными концами веревки и захлестывают за торец доски. В завершении нужно поднять оба конца веревки и связать их. Идеально подойдет в этом случае узел незатягивающейся петли.

Прикрепление подвесной конструкции в виде веревок и деревянной доски к перекладине осуществляется путем завязывания любого из узлов, обеспечивающего перпендикулярное крепление веревки и опоры (например, «удава»).

Узлы веревочные, схемы и описания которых приведены в данной статье, являются наиболее распространенными и применяются чаще всего. Понятно, что этот перечень составляет лишь малую часть всех способов вязания узлов.

Прямой узел – это самый известный человечеству и самый популярный в мире узел. Он применяется для связывания двух веревок (канатов), как правило, равного диаметра и одного материала. Также, это самый древний известный узел.

Археологи нашли доказательства, того что прямой узел был известен еще в Древнем Египте эпохи Древнего Царства (2900 лет до н.э.). В Древней Греции этот узел носил особое название Nodus Hercules или «Узел Геркулеса». Считалось, что мифический герой Геркулес именно таким узлом связывал на своем торсе шкуру побежденного ним Немейского лева. Сам по себе узел представлял (проще не придумаешь) два связанные в противоположные стороны друг с другом полуузла разных веревок. Прямой узел стал основой для формирования новых туристических типов узлов для связки двух веревок.

Применение прямого узла

Говорить о применении прямого узла можно очень долго. Такой узел используется везде, где только можно. С помощью него крепятся между собой веревки, канаты, тросы, кабели, (не проводимые электричесво), лески, нити и прочее. Прямой узел еще с самих давних времен применяется на кораблях, в канатных мостах, в бытовой жизни, на производстве, альпинизме и туризме. Очень часто прямым узлом пользуются для удлинения веревки (связывая две короткие части) или во время разрывов. Данный узел — совершенный, он всегда выручал человечество, и применялся, где только это было возможно.

Завязывание прямого узла

а) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязывания

Существуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:

  1. Берем ходовые концы двух разных веревок;
  2. Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;
  3. Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;
  4. Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;
  5. Затягиваем узел за оба концы;
  6. Прямой узел связан!

Быстроразвязываемой модификацией данного узла является



Документы