Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов: классификация, разновидности, размеры. Какие производят железные резервуары

Сегодня в производственном процессе многих предприятий используется емкостное оборудование, которое является основным элементом технологического процесса. Емкостное оборудование используют в пищевой, химической, нефтяной промышленности, а также в других отраслях, производство которых связано с хранением, транспортировкой разного рода жидкостей.

Современные машинные производства изготавливают емкости горизонтальные и вертикальные.

Вертикальные емкости

Вертикальные емкости изготавливаются из нержавеющей или углеродистой стали. Используются для хранения и транспортировки, продуктов нефтяной промышленности. В комплект входят: приемо-раздаточные и дыхательные устройства, датчики уровня, система подогрева, трубопроводная арматура и т. д.

Горизонтальные емкости

Горизонтальные емкости, так же как и вертикальные, изготавливаются из нержавеющей, углеродистой стали. Объем таких емкостей составляет от 10 до 100 кубических метров. Такое оборудование может быть укомплектовано датчиками, регулирующими уровни, люками, клапанами.

Емкости для пищевой промышленности применяют для сбора, хранения, охлаждения пищевых продуктов и жидкостей. Оборудование может изготавливаться для помола и дробления, гомогенизирования, вакуумирования, термической обработки и т. д. Также емкости используются в пивоваренной промышленности и производстве алкогольных и безалкогольных напитков.

Применяется в фармацевтической, косметической, химической и лакокрасочной промышленности. Емкости оснащены перемешивающими механизмами, к примеру, лопастными, рамными, пропеллерными устройствами. Одним из важнейших направлений в производстве емкостного оборудования является аппараты для нефтегазовой и химической промышленности. Для хранения нефтепродуктов (керосин, бензин, дизельное топливо, масла и т. д.) выпускаются емкости разного типа, к примеру, с теплоизоляцией, с обогревом и без обогрева, наземной и подземной установки.

ООО «Борисоглебское машиностроение» выпускает качественное емкостное оборудование по стандартным чертежам, а также по заданным параметрам заказчика. За счет использования технологичных материалов и надежных комплектующих все изделия отличаются высоким качеством и долгим сроком эксплуатации.

Транспортировка и хранение нефтепродуктов четко регламентируются государственными стандартами. Нефтехранилище представляет собой промышленный объект, предназначенный для хранения данной продукции. Они бывают: распределительными, перевалочными и перевалочно-распределительными. Хранилище - это разнообразные емкости (резервуары, баки, цистерны). Все виды резервуаров для хранения нефтепродуктов разделяются на:

  • емкости, расположенные на земле - наземные,
  • под землей: для сухих грунтов и для грунтов с повышенной влажностью,
  • платформы: авто и железнодорожные цистерны, танкеры и т.д.
  • нефтепровод.

В зависимости от особенностей хранения:

  • горизонтальные,
  • вертикальные,
  • резервуары, выполненные по индивидуальному проекту.

В зависимости от использованного материала:

  • металлические,
  • из синтетического материала,
  • железобетонные,
  • льдогрунтовые.

Какой резервуар для хранения нефтепродуктов заказать?

Металлические резервуары являются наиболее востребованными и широко распространенными резервуарами для хранения нефти и нефтепродуктов во всем мире. Все стальные виды резервуаров для хранения нефтепродуктов можно разделить на несколько основных типов:

  • Вертикальный цилиндрический резервуар, крыша которого может быть стандартная коническая или сферическая. Для легковоспламеняющихся жидкостей допускается объем до 20000 кубов, для горючих жидкостей - до 50000 кубов.
  • Емкости вертикальные цилиндрические, оснащенные стандартной крышей, а также плавающим понтоном. Их вместимость не превышает 50000 кубов.
  • Резервуары вертикальные цилиндрические, оснащенные плавающей крышей, способные вместить до 120000 кубов нефтепродуктов.

При изготовлении резервуаров должны быть учтены все требования к размерам, толщине используемого материала и т.д. В производстве стальных емкостей используются листы металла следующих размеров: 1,5*3 или 1,5*6 м. Толщина нижнего пояса должна быть в пределах от 6 до 55 мм. А вот верхний пояс может быть выполнен из металла меньшей толщины - 4-10 мм. Сварные швы ослаблены, что позволяет предотвращать разрыв резервуара в момент взрыва.

Для хранения нефтепродуктов небольших объемов (до 1000 кубов) используются, как правило, горизонтальные стальные конструкции или железобетонные. Могут использоваться и универсальные резервуары для топлива. Это уникальная возможность, когда необходимо работать одновременно с несколькими видами нефтепродуктов, но приобрести для этого несколько емкостей одновременно нет возможности. Топливный контейнер с несколькими отсеками оснащенный автоматикой - хороший выход из положения. Такой вариант подходит для хранения бензина различных марок, упрощает процесс работы, обеспечивает универсальность использования.

Сегодня можно встретить различную тару для хранения и перевозки нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающая отрасль не может существовать без данного оборудования, с каждым годом оно усовершенствуется, внедряются новые технологии, используются новые материалы. Независимо от объема резервуара, материала, из которого он был изготовлен и для хранения какого вида топлива используется, все они должны соответствовать правилам противопожарной безопасности, минимизировать попадание вредных веществ в атмосферу, предотвращать возникновение аварийных ситуаций.

Современные требования к резервуарам для хранения нефтепродуктов достаточно строги. Тем не менее они представляют колоссальный интерес для представителей отрасли.

Если с теорией все ясно, то на практике ситуация оказывается не столь радужной. Сохранить сырье достаточно проблематично, т.к. при этом стоит соблюдать целый ряд требований и норм.

Требования к резервуарам для хранения нефти и нефтепродуктов

Связана тенденция с тем, что такие ресурсы характеризуются свойствами, которые на порядок усложняют добычу и логистические операции.

К тому же углеводородное сырье считается:

  1. Опасным с точки зрения пожарной безопасности. При хранении не допускается риск или же создание благоприятных условий появления открытого огня и тем более его распространения. Требования пожарной безопасности касаются и возникновения электрических разрядов. Холодная искра достаточной силы способна вызвать возгорание газа или нефти.

  2. Взрывным. Такое качество вынуждает создавать целый перечень защитных механизмов на любом предприятии соответствующего сегмента.

  3. Чувствительность к примесям и посторонним веществам. Попадание в нефть посторонних предметов чревато ее порчей и потерей высокого качества.

Все это учитывается, когда создаются резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Любой понимает, что изменить исходные свойства углеводородного ресурса не представляется возможным. При этом именно на свойствах ископаемого базируется его востребованность как основного топлива современности.

Наиболее распространенным решением задачи складирования является разработка всех нужных компонентов, которые создадут благоприятные условия.

Так, были созданы всевозможные типы резервуаров для хранения нефтепродуктов. Они помогают предупредить большое количество рисков.

Все это позволило развиться направлению отрасли, одним из главных векторов работы которого считается создание оптимальных условий хранения.

Предприятия этой области занимаются профессиональным подбором или разработкой контейнеров, отвечающих нынешним нормам безопасности и требованиям структуры. Подобные коммуникации позволяют работать с ресурсами без каких-либо рисков и угроз.

Основные разновидности резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов

Наибольшей популярностью пользуются стальные конструкции. Чаще всего они имеют вертикальную продолговатую форму. Такие вариации оснащены плавающим понтоном. Их вместимость нередко достигает 50000 кубометров сырья.

Также на практике нашли применение цилиндрические виды резервуаров для хранения нефтепродуктов со сферической крышей. Иногда она может иметь коническое исполнение. Сейчас нашли достаточно широкое применение модели с плавающим мостом емкостью 120000 тонн.

Весь сегмент добычи, хранения и транспортировки ресурсов не может полноценно функционировать без наличия подобных контейнеров.

Отмечается, что с каждым годом растет вместимость емкостей, а их оснастка с каждым днем модифицируется.

Все время происходит внедрение инноваций и передовых разработок от ведущих инженеров сегмента. При этом все требования к подобным конструкциям никуда не исчезают.

Отмечается, что индивидуальные разработки должны в такой же степени удовлетворять требованиям безопасности, как и типичные резервуары. Их задача остается прежней: минимизировать риски разлива топлива по объекту, устойчивость к воспламенению и взрыву.

Такое оборудование считается в узких кругах достаточно сложным, если рассматривается его проектирование или применение.

Процесс определения необходимого объема конструкции или заказ изделия являются приоритетными делами для любой организации.

Поиск исполнителя, который сможет разработать отличные типы резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, нередко оказывается вопросом повышенной сложности.

Своим внешним видом все контейнеры для индустриальных задач похожи между собой. Так, люди далекие от данного сегмента производства могут предположить, что их основное отличие – это вместимость. Но все далеко не так прозаично и легко. Подобные изделия необходимо применять только по их прямому назначению.

Некоторые типы сооружений используются для хранения в них воды и технических жидкостей, другие – для всевозможных ископаемых.

Конструкции для газообразного топлива и нефтяной продукции спроектированы только на конкретный тип сырья. Так, они могут применяться для складирования бензина, технических масел, дизтоплива и другой продукции.

При этом в конструкциях, предназначенных для хранения светлых видов топлива, нужно хранить только его, а для темных – соответствующее сырье. Такие сооружения разрабатываются исключительно из первосортного, высокопрочного, устойчивого к агрессивной среде металла или полимера.

На практике подобная продукция производится из нержавеющей высоколегированной стали. При этом ко всем материалам, используемым на производстве, выдвигается целый список требований. Все инженерные разработки проходят строгие проверки и диагностику.

Классификация резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов

Классификация резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов представляет собой следующий перечень конструкций:

  • одностенные;
  • двустенные вариации;
  • горизонтальные сооружения;
  • вертикальные варианты;
  • подземные конструкции;
  • наземная тара.

Большие предприятия отдают предпочтение многостенным вариациям. Организации полагают, что резервуары для хранения нефтепродуктов этого класса более прочные и менее подвержены процессу коррозии. Для более благоприятных условий между стенками конструкции запускается инертный газ.

Горизонтальные разработки имеют большее сопротивление агрессивной среде, давлению сырья, а потому считаются более предпочтительными, хотя и менее распространены в индустрии. Но они не находят должного внимания от промышленных гигантов, т.к. не являются экономичными с точки зрения свободного места на заводе или нефтехранилище. Основное преимущество – легкий уход и эксплуатация.

Современное производство резервуаров для хранения нефтепродуктов

Современное производство резервуаров для хранения нефтепродуктов зациклилось на проектировании наземных емкостей.

Подземные коммуникации в плане защиты более предпочтительны. Это связано с их расположением глубже значения промерзания грунта зимой. Это ограждает сырье от неблагоприятных атмосферных явлений, не позволяет топливу перемерзать или перегреваться.

Примечательно, что непосредственно перед погружением подземные резервуары для хранения нефтепродуктов покрывают дополнительной изоляцией.

Резервуарные парки для хранения нефтепродуктов и прочие приспособления на экспозиции

На интернациональной экспозиции «Нефтегаз», которая пройдет под эгидой ЦВК «Экспоцентр» во второй декаде апреля, можно найти современные решения вопроса складирования нефтепродуктов, передовые технологии перерабатывающего комплекса.

Выставка считается одним из самых масштабных проектов отрасли. На мероприятии будет представлено новейшее оборудование. Здесь пройдут тематические семинары посвященные паркам для складирования, будет рассмотрен и монтаж резервуаров для хранения нефтепродуктов.

Резервуары для хранения нефтепродуктов (топлива) являются основными и наиболее ответственными оборудованием АЗС. Они классифицируются по:

    материалам изготовления

    по форме и конструкции

    установке по отношению к земле

    виду хранимого топлива.

Наибольшее распространение на АЗС получили резервуары малой емкости (от 5 до 75 м3), изготовленные из стали в соответствии с техническими требованиями.

По своей форме и конструкции резервуары делятся на:

    цилиндрические вертикальные;

    цилиндрические горизонтальные;

    специальных конструкций (прямоугольной формы, параллелограмного типа и сфероидальные).

Горизонтальные резервуары обычно выполняются с коническими днищами. Емкости вертикальной конструкции изготавливаются с одной горловиной, а горизонтальные могут иметь две горловины (на одной монтируется технологическая обвязка резервуара и универсальная шахта съемной конструкции, другая используется в качестве инспекционного люка-лаза).

Конструктивно резервуары могут быть выполнены одностенными и двустенными.

40. Производственные операции азс: прием нефтепродуктов, хранение нефтепродуктов, отпуск.

К основным производственным операциям, выполняемым на АЗС, относятся приём, хранение, отпуск, замер и учёт нефтепродуктов, оформление товарно-транспортной документации.

6.1 Приём нефтепродуктов

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется автомобильным транспортом.

Заказ на получение нефтепродукта передаётся на нефтебазу через диспетчерскую службу.

Нефтепродукты, поступающие на АЗС принимаются по товаротранспортной накладной, в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом.

Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчёте. Должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

Перед сливом нефтепродукта в резервуар оператор отбирает пробу из отстойника автоцистерны на наличие воды и механических примесей в нефтепродукте. Проба берётся в стеклянную тару, к которой прикрепляется табличка с указанием номера АЗС, марки нефтепродукта, номера товаро-транспортной накладной, номера автоцистерны, ФИО водителя и оператора, даты, плотности и температуры нефтепродукта, номера резервуара. Проба хранится на АЗС до следующего слива нефтепродукта в данный резервуар.

В опломбированных автоцистернах подтоварную воду не проверяют, а проверяют сохранность пломб. В цистерне уровень продукта не замеряется, а объём определяется по паспорту цистерны и полноте её заполнения. Оператор поднимается на цистерну и проверяет количество нефтепродукта. Цистерна должна быть заполнена по планку(на горловине цистерны приваривается планка, указывающая уровень бензина в автоцистерне). При отклонении пользуются коэффициентом объёмного расширения. При выявлении несоответствия делается акт о недосдаче установленной формы в трёх экземплярах.

От статического электричества предусмотрено заземление автоцистерны перед сливом из неё нефтепродукта, выполнена из медного провода.

При сливе самотёком или насосом АЗС двигатель автомобиля должен быть выключен, поставлен на тормоз, водитель не должен находиться в кабине.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотёком или под напором.

Отпуск нефтепродукта из резервуара, в который сливается нефтепродукт, прекращается до окончания слива.

После окончания приёма нефтепродукта выключается перекачивающий насос(если не самотёком), закрываются запорные вентили автоцистерны и перекачивающего устройства, сливной рукав автоцистерны отсоединяется от перекачивающего устройства, остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны сливаются в ведро, закрывается крышкой муфта сливного устройства и колодец, заземляющее устройство отключается от автоцистерны.

Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учёта движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.

К основному конструкционному материалу резервуара предъявляются следующие требования: коррозионная стойкость, неподверженность химическим воздействиям со стороны продукта и непроницаемость. Поэтому основным материалом, который идёт на изготовление резервуаров, является сталь (листовой прокат) углеродистых и низколегированных сортов, для которых характерны хорошая свариваемость, устойчивость к деформации и хорошие характеристики пластичности. В отдельных случаях используется алюминий.

Из неметаллических резервуаров наибольшее распространение получили железобетонные, в которых хранят вязкие и застывающие нефтепродукты, такие как мазуты, битумы, а также тяжелые нефтепродукты с низким процентом бензиновых фракций. Нефти с большим количеством бензиновых фракций и легкоиспаряющиеся нефтепродукты хранят в резервуарах из железобетона, непроницаемость которых достигается посредством нанесения дополнительного бензо- и нефтеустойчивого покрытия.

Мягкие резервуары, называемые также нефтетанками, из специальных полимерных материалов, отличаются гибкостью, малым удельным весом и высокой химической и коррозионной стойкостью. Такие резервуары не требуют предварительной закладки фундамента и могут располагаться на простых деревянных подкладках. Малый удельный вес и компактность в сложенном состоянии делают их предпочтительными в случаях, когда требуется организовать временное хранилище нефти без необходимости возведения капитальных сооружений. Этому также способствует простота и быстрота их установки и демонтажа.

Подводные резервуары представляют собой погруженные в воду баки. Принцип подводного хранения нефти (нефтепродуктов) основан на их разности плотностей в сравнении с водой, благодаря чему они (вода и нефть) практически не смешиваются. Хранимая нефть как бы покоиться на водяной подушке. По этой причине многие такие резервуары проектируются без днищ в виде колоколов. Они изготавливаются из железобетона, металла и эластичных материалов (синтетических или резинотканевых). Подводные резервуары размещаются на дне водоемов и закрепляются с помощью якорей. Заполнение происходит с помощью насосов, а для опорожнения оказывается достаточно гидростатического давления воды, выталкивающего нефтепродукт вверх по отводящему каналу. Применяют их на морских базах и нефтепромыслах, где они могут показать большую эффективность, чем береговые резервуары.

Наиболее распространенным по форме являются цилиндрические резервуары. Они экономичны по металлоемкости, что было показано еще на примере резервуаров Шухова, достаточно просты в производстве и монтаже, а также обладают хорошей прочностью и надежностью. Изготавливаться вертикальные резервуары могут как полистовым способом, так и из рулонных заготовок.

Наряду с резервуарами цилиндрической формы на химических производствах успешно применяют сферические резервуары, корпус которых состоит из отдельных листов 25 - 30 мм толщиной, свальцованных или сваренных по форме шара. Корпус резервуара устанавливается после сборки на железобетонный фундамент в кольцо. Также форма резервуара может быть каплевидной. Такие резервуары собираются из деталей в виде лепестков, изготовленных отдельно на заводе и доставленных на место монтажа.

При хранении нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) в межсезонье большое значение имеют сооружаемые в отложениях каменной соли подземные хранилища, размещаемые на глубине (100 м и ниже). Они создаются размывом соли водой (выщелачивание) через скважины. Для опорожнения хранилища от нефтепродуктов в него закачивают насыщенный солевой раствор.

При хранении нефтяных продуктов в подземных резервуарах пространство вокруг них заливается бетоном, что обеспечивает безопасность хранения. Степень влажности грунта, в который погружается резервуар, определяет степень его дополнительной защиты. Это может быть как специальное антикоррозийное защитное покрытие, так и гидроизоляция резервуара. Подземные резервуары обладают рядом преимуществ, заключающихся в удобстве эксплуатации, экономии места на территории, где они устанавливаются, и возможности их размещения в местах с высокой сейсмичностью. Так же важно отметить и тот факт, что подземные резервуары меньше подвержены суточным колебаниям температур.

Для хранения нефтепродуктов под землей лучше всего подходят двустенные ёмкости, в которых резервуар (основной) находится внутри защитного резервуара, а расстояние между их стенками должно составляет не менее 4 мм. Это расстояние обеспечивается с помощью вальцовочного профиля, который крепится посредством сварки к внутренней поверхности защитного резервуара. Полость между основным и защитным резервуарами хорошо загерметизирована и заполнена газом или жидкостью, плотность которых меньше, чем плотность хранимого нефтепродукта. Постоянный контроль межстенной полости дает возможность своевременного определения повреждений и предотвращения возможной аварии.



Документы