Подводные лодки. Десантные американские подводные лодки. Атомная подводная лодка - Шань


Атомная подводная лодка - это одно из самых мощнейших орудий, которое существует на сегодняшний день во всем мире. Стоит отметить, что субмарины являются одной из главных составляющих обороноспособности страны. В нашем сегодняшнем обзоре можно увидеть 7 самых лучших и эффективных подобных судов.

1. Атомная подводная лодка - Шань


Шань – это один из самых современных видов атомных подводных лодок, которые находятся на вооружении Китайской Народной Республики. На сегодняшний день уже сконструировано 3 подобных экземпляров. Скорость хода такого подводного гиганта составляет 65 километров в час. Также стоит отметить, что судно способно плавать автономно в течение 80 дней.

2. Атомная подводная лодка - типа Рубис, Франция


Рубис – это одна из лучших видов Французских атомных подводных лодок, изготовленных еще в 1979 году. Скорость хода данного суда составляет 47 километров в час. Данный экземпляр способен располагать на своем борту экипаж, состоящий из 57 человек.

3. Атомная подводная лодка - Виктор-3, СССР


Виктор-3 – это один из лучших видов атомных подводных лодок, которые были изготовлены в СССР. Всего за время производства было сконструировано целых 26 подобных экземпляров, но, к сожалению, на данный момент в эксплуатации находятся всего лишь четыре. Скорость хода этого суда составляет приблизительно 57 километров в час.

4. Атомные подводные лодки - «Щука-Б»


Щука Б – это одна из лучших во всем мире модель атомной подводной лодки, которая способна автономно плавать в течении ста дней. Всего в мире сконструировано 15 подобных экземпляров, а в эксплуатации на данный момент находятся всего лишь 9 из них. Скорость хода составляет приблизительно 33 узла. Вооружена Щука четырьмя 660 мм торпедными аппаратами и 533 миллиметровыми с общим боезапасом в 40 снарядов.

5. Атомная подводная лодка - Вирджиния, Соединенные Штаты Америки

Вирджиния – это один из самых эффективных видов атомных подводных лодок, которые находящихся на вооружении Соединенных Штатов Америки. Всего в мире насчитывается 7 подобных экземпляров. Скорость данной модели достигает 35 узлов. Что касаемо вооружения в этом образце установлены 4 торпедных аппарата с боезапасом в 26 торпед и 12 пусковых установок типа Томагавк.

6. Атомная подводная лодка - типа Астьют, Великобритания


Астьют – это вид одной из самых лучших и мощных подводных лодок, изготовленных в Великобритании. Всего в мире было создано 7 подобных экземпляров. Скорость хода этого суда составляет 29 узлов. Данная модель вооружена 6 носовыми торпедными аппаратами и имеет боезапас в 48 торпед.

7. Атомная подводная лодка типа - Сивулф, Соединенные Штаты Америки


Сивулф - это вид одной из лучших подводных лодок, находящихся на вооружение Соединенных Штатов Америки. За все годы производства было сконструировано всего лишь 3 подобных экземпляров. Скорость хода этой модели составляет 35 узлов. Данное судно вооружено 8 торпедными аппаратами 660 калибра и имеет боезапас в 50 снарядов.

А любителям военно-морских кораблей, наверняка будет интересно посмотреть на

Подводные лодки с атомной энергетикой по-прежнему остаются в арсеналах лишь наиболее сильных в военном отношении государствРодившиеся как класс боевых кораблей в XIX веке, получившие признание в ходе двух мировых войн в качестве полноценного средства морской войны, в послевоенный период подлодки совершили, пожалуй, самый больший прорыв по наращиванию характеристик по сравнению с любыми другими военными кораблями. Современные субмарины предназначены для решения широчайшего спектра задач - от тактических до стратегических. Это делает их одним из важнейших средств ведения вооруженной борьбы в целом.
Сегодня подводные лодки различных классов находятся в составе ВМС более чем 30 стран мира. При этом компетенциями по строительству, а тем паче разработке новых типов субмарин, по-прежнему обладает довольно небольшое число государств - мировых лидеров в области создания и производства высокотехнологичной военной техники.

ДОРОГОСТОЯЩИЙ УДЕЛ ВЕЛИКИХ
Подводные лодки с атомной энергетикой, являясь самыми дорогостоящими и сложными боевыми единицами среди всех субмарин, по-прежнему остаются в арсеналах лишь крайне узкого круга наиболее сильных в военном отношении государств. В настоящее время АПЛ находятся в строю пяти стран мира: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Кроме того, уже построена и проходит испытания (хотя еще и не введена в состав флота) первая атомная подлодка ВМС Индии, и, наконец, разработку собственных АПЛ ведут Бразилия и Аргентина.

Атомные подводные лодки делятся на несколько основных подклассов. АПЛ - носители стратегических баллистических ракет (РПЛСН, ПЛАРБ) предназначены для нанесения ядерного удара по территории противника. Они являются наиболее крупными и дорогостоящими подлодками. Как правило, эти субмарины несут от 12 до 24 баллистических ракет, а в качестве оборонительного и вспомогательного вооружения используют торпеды и ракето-торпеды. Их отличает повышенная скрытность.
Многоцелевые АПЛ - носители крылатых ракет (МЦАПЛ, ПЛАРК, ПЛА) - наиболее распространенный подкласс подлодок. Они могут решать как тактические, так и оперативно-стратегические задачи. Основное назначение - борьба с надводными кораблями и подлодками противника в море, а также нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым целям. Многоцелевые АПЛ получили широкое распространение после создания крылатых ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, таких, как Harpoon, Exocet, Tomahawk, "Водопад", "Гранат" и т.д. Отдельно выделяются отечественные АПЛ - носители тяжелых крылатых ракет "Гранит", специально созданные для борьбы с крупными надводными кораблями противника. В настоящее время эта ветвь представлена АПЛ проекта 949А.
Чисто торпедные АПЛ (ПЛА) - "уходящий" подкласс атомных субмарин, предназначенных для борьбы с морскими целями с использованием торпед.
В настоящее время в мире строятся в основном многоцелевые АПЛ. Их имеют в кораблестроительных программах все страны-обладатели АПЛ. Пожалуй, единственное исключение - АПЛ Arihant ВМС Индии. Специалисты продолжают спорить, является ли первая индийская АПЛ и ее планируемые систершипы стратегическими или все же - многоцелевыми подлодками.
Характерными чертами современных АПЛ четвертого поколения являются следующие:
— оснащение интегрированными боевыми информационно-управляющими системами (БИУС), объединяющими многофункциональные цифровые гидроакустические комплексы (ГАК) и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой;
— установка на ПЛ антенн ГАК, позволяющих "слышать" противника всем корпусом, повышение энергоемкости ГАК. Как следствие, резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке;
— изначальное оснащение всех новых АПЛ крылатыми ракетами, рост номенклатуры вооружения;
— оснащение большинства АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов на скоростях крейсерского хода (15-25 уз.);
— оснащение лодок ядерными реакторами нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны.
Эти технические решения позволили нарастить отрыв возможностей АПЛ от их неатомных собратьев, особенно по таким показателям, как продолжительность плавания на крейсерских ходах, огневая мощь, информативность ГАК (за счет неизмеримого превосходства в энерговооруженности) и ряду других характеристик.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АПЛ

Россия
Основу атомного подводного флота нашей страны в настоящее время по-прежнему составляют АПЛ советской постройки: РПЛСН проекта 667БДР (4 ед.) и 667БДРМ (6 ед.), ПЛАРК проекта 949А (8 ед.), МЦАПЛ проектов 971 (12 ед.), 945 (3 ед.), 671РТМК (4 ед.).
Во второй половине 2000-х гг. наша страна после долгого перерыва возобновила серийное строительство АПЛ новых проектов. До этого момента велась достройка субмарин, заложенных в СССР. География постройки АПЛ резко сузилась: из четырех центров подводного судостроения (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре), закладка и строительство новых АПЛ осуществляется только в Северодвинске на ПО "Севмаш". Это положение, судя по всему, сохранится в ближайшее десятилетие.

Многоцелевая АПЛ "Северодвинск" в достроечном доке "Сухона"

Также резко сократилось по сравнению с концом 80-х годов число проектов строящихся АПЛ и их количество. В настоящее время ведется строительство РПЛСН проекта 955 "Борей" и МЦАПЛ проекта 885 шифр "Ясень". По мнению ряда специалистов, современные темпы строительства новых АПЛ угрожают резким ослаблением подплава ВМФ России в течение ближайших 10-15 лет.
Разработка нового проекта РПЛСН началась в СССР в конце 70-х годов. Головной корабль проекта 955, получивший название "Юрий Долгорукий", был заложен в ноябре 1996 г., однако практически сразу строительство осложнилось рядом проблем. Во-первых, отсутствовало достаточное финансирование, во-вторых, не было готово основное вооружение перспективных РПЛСН. Первоначально предполагалось, что эти ракетоносцы получат комплекс Д-19УТТХ с БРПЛ Р-39УТТХ "Барк". Однако после того, как в 1998 г. разработка "Барка" была прекращена, проект переработали под оснащение ракетным комплексом Д-19М с БРПЛ Р-30 "Булава".
В настоящее время головная лодка "Юрий Долгорукий" и первая серийная "Александр Невский" спущены на воду. Ведется строительство третьей РПЛСН "Владимир Мономах". Сами подлодки оцениваются как современные, обладающие мощной гидроакустикой и высокой скрытностью. По некоторой информации, проекты 955 и 885 созданы в соответствии с концепцией "базовой модели", когда основные конструктивные элементы ПЛ, главная энергетическая установка и общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, в то же время позволяя существенно упростить инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, удешевить строительство АПЛ и облегчить их освоение экипажами.
Головной корабль проекта 885 "Ясень", разработка которого так же, как и нового РПЛСН, началась в конце 70-х гг., планировалось заложить еще на рубеже 80-90-х гг., но финансовые ограничения и распад СССР отодвинули начало строительства до 1993 г. Затем потянулась длительная эпопея его постройки. В 1996 г. работы на "Северодвинске" - такое имя получила перспективная МЦАПЛ - были фактически остановлены из-за нехватки финансирования.
Изначально предполагалось, что головной корабль войдет в строй в 1998 г. Но в 1998-м сроки сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, 2007-й… Работы на корабле возобновились, по некоторой информации, лишь в 2004-2005 гг. В итоге головной атомный подводный ракетный крейсер "Северодвинск" был спущен на воду в 2010 г., а его ввода в строй следует ожидать не раньше 2011 г. В отличие от "Юрия Долгорукого", который пока только планирует принять ракеты "Булава", "Северодвинск" не останется безоружным - все его крылатые ракеты и торпеды уже освоены промышленностью.
В ходе достройки в проект были внесены значительные изменения. Оборудование, закладывавшееся проектировщиками в конце 80-х, устарело, и достраивать крейсер с ним было бессмысленно.
"Ясень" объединяет в себе возможности "противоавианосных" ПЛАРК проекта 949А и "противолодочных" МЦАПЛ проекта 971, что позволяет оптимизировать программу переоснащения подводных сил ВМФ. Вместе с тем, новая лодка получилась довольно дорогой. Ряд специалистов полагает, что разумно было бы ограничиться двумя-тремя лодками проекта 885 и развернуть строительство более дешевых и меньших по габаритам АПЛ, подобно тому, как в США вместо дорогостоящей Seawolf в качестве основной лодки на перспективу была выбрана более компактная и не столь выдающаяся по ТТХ лодка Virginia. Впрочем, последняя по стоимости почти догнала "Морского волка".
США
Соединенные Штаты в настоящее время продолжают поддерживать свои подводные силы на весьма высоком уровне. В составе флота находятся 14 ПЛАРБ типа Ohio (4 первые субмарины этого проекта переоборудованы в носители крылатых ракет), 3 ПЛА типа Seawolf, 44 АПЛ типа Los Angeles и 7 новейших АПЛ типа Virginia. ПЛАРБ типа Ohio, как предполагается, должны остаться в составе флота до 2040-х гг., когда предполагается их замена на новые субмарины, разработка которых уже началась. АПЛ типа Los Angeles постепенно выводятся из состава флота, уступая место более современным субмаринам типа Virginia. Предполагается, что до 2030 г. все лодки типа Los Angeles будут выведены из состава ВМС, и число многоцелевых АПЛ уменьшится до 30 единиц.

ПЛАРБ Maryland типа Ohio ВМС США
Многоцелевая АПЛ North Caroline типа Virginia ВМС США
Проектирование и строительство ПЛ ВМС США в настоящее время сосредоточено в подразделении Electric Boat корпорации General Dynamics и на верфи Newport News Shipbuilding корпорации Northrop Grumman. В постройке для ВМС США сегодня находится всего один тип атомных подводных лодок - типа Virginia.
Разработка этих многоцелевых АПЛ началась в конце 80-х годов, когда стало ясно, что перспективные лодки типа Seawolf обходятся слишком дорого даже по меркам ВМС США. Их стоимость, изначально заявленная в пределах $2,8 млрд., в итоге выросла почти до $4 млрд. Сэкономить, впрочем, не удалось - первые субмарины типа Virginia обошлись налогоплательщикам в те же $2,8 млрд. за единицу.
Уже в ходе проектирования Virginia стало ясно, что прежняя концепция, ориентированная в первую очередь на противостояние ВМФ СССР, более не имеет смысла. Поэтому лодки с самого начала были предназначены для выполнения широкого круга задач, включая обеспечение спецопераций. Для этой цели АПЛ типа Virginia имеют соответствующее оборудование: необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой ПЛ.
Как и усовершенствованные АПЛ типа Los Angeles, эти лодки оснащены вертикальными пусковыми установками для пуска крылатых ракет Tomahawk. Основным вариантом КР Tomahawk для новой субмарины рассматривается новейшая модификация этой ракеты BGM-109 Tomahawk Block IV, позволяющая перенацеливать КР в полете. Ракета способна барражировать в ожидании приказа на атаку, что резко повышает гибкость этой системы вооружения.ПЛАРБ Vanguard Королевских ВМС Великобритании
Великобритания
Программа строительства подводного флота Великобритании на сегодня вызывает множество вопросов, в том числе и в самой этой стране. Прежде всего, обсуждается возможность сокращения числа боеготовых ПЛАРБ в связи с общим курсом Великобритании на уменьшение собственного ядерного арсенала. В то же время, сами ПЛАРБ остаются единственным элементом британской системы ядерного сдерживания. В настоящее время в постройке для флота Ее Величества находится только одна серия многоцелевых субмарин - Astute. Их необходимость ясна: многоцелевые подлодки предполагается использовать для выполнения множества задач, включая поддержку специальных операций. Британские АПЛ достаточно "консервативны" по вооружению: в отличие от российских или американских, они не несут вертикальных пусковых установок для КР. Для запуска ракет при необходимости используются торпедные аппараты.
Проектирование лодок в Великобритании сосредоточено в одном центре - компании BAE Systems Submarine Solutions. После объединения c Vickers Shipbuilding and Engineering новый центр стал единственным в Великобритании разработчиком и строителем АПЛ. В ближайшее время эта монополия останется неизменной.

Новейшая многоцелевая АПЛ Astute Королевских ВМС Великобритании
Франция
Среди европейских стран-членов НАТО Франция обладает наиболее сильным флотом, превосходящим в том числе и ВМС традиционного соседа-соперника - Великобритании. Подводный флот Франции в настоящее время состоит из 10 атомных подлодок, четыре из которых - это новейшие ПЛАРБ типа Le Triomphant, а еще шесть - АПЛ типа Rubis, знаменитых тем, что являются самыми маленькими атомоходами в мире - 2600 т водоизмещения. Так же, как и в Великобритании, во Франции ПЛАРБ составляют основу сил ядерного сдерживания. Строительство лодок типа Le Triomphant велось последние 20 лет и явилось одной из главных и самых дорогостоящих французских военных программ. С завершением постройки новых ПЛАРБ, Франция переключилась на обновление парка нестратегических ПЛ, заложив серию АПЛ типа Barracuda.
Из числа ведущих ядерных держав Франция начала строительство АПЛ нового поколения последней: головная субмарина типа Barracuda, получившая имя Suffren, была заложена в 2007 г. Будучи вдвое крупнее Rubis (5300 т), она, тем не менее, является самой маленькой АПЛ в своем поколении, уступая по размерениям и водоизмещению и Virginia, и Astute, и "Северодвинску". Небольшие размеры лодки позволяют удешевить постройку.
От Rubis новая лодка наследует конструкцию главной энергетической установки с полным электродвижением, что значительно уменьшает шумность на средних скоростях (10-20 узлов) по сравнению с аналогами, оснащенными классическими турбозубчатыми агрегатами.
Suffren, как и остальные ее "ровесники", является многоцелевой лодкой, ориентированной на выполнение широкого круга задач, включая проведение специальных операций. Для этой цели предусматривается помещение для группы легководолазов и стыковочный узел для подводных аппаратов. Французская субмарина, как и английская, не будет оснащена вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. Все виды средств поражения, включая и крылатые ракеты, будет запускаться через торпедные аппараты АПЛ.

ПЛАРБ Le Triomphant ВМС Франции
Для новой программы строительства характерен весьма длительный срок реализации: шесть лодок планируется ввести в строй за 10 лет. При этом головная лодка, заложенная в 2007 г., должна войти в строй в 2017 г.
Проектирование и строительство атомных подлодок во Франции так же, как и в других ведущих странах, монополизировано: этой работой занимается корпорация DCNS - главная судостроительная компания страны, предлагающая проекты кораблей всех основных классов.Атомная подводная лодка Perle типа Rubis ВМС Франции
Китай
Китай обзавелся собственным атомным подводным флотом позже всех остальных великих держав. Становление атомного подплава в этой стране проходило довольно трудно. Так, разработка и строительство первых китайских АПЛ проекта 091 (тип "Хань") сопровождались значительными трудностями как инженерными - создание субмарин с атомной энергетикой для Китая 70-х годов прошлого века было очень трудной задачей, так и политическими - среди конструкторов активно искали "врагов народа". По этим причинам первые китайские АПЛ так и не стали полноценными боевыми единицами. Они отличаются высокими уровнями шумности, плохими характеристиками гидроакустического оборудования и недостаточным уровнем биозащиты. То же относится и к ПЛАРБ проекта 092 (тип "Ся"). Единственная находящаяся в строю лодка этого типа за 30 лет совершила только один выход на боевую службу, проведя значительную часть карьеры в ремонтах. Второй ракетоносец типа "Ся", по некоторым сведениям, был потерян в результате аварии в 1987 г.
Строительство ПЛАРБ нового проекта, известного также как тип "Цзинь", началось в 1999 г. Сведений о нем немного - Китай засекречивает свои разработки в этой сфере едва ли не круче СССР. Это довольно компактная лодка с подводным водоизмещением менее 10000 т, вооруженная двенадцатью баллистическими ракетами с дальностью стрельбы более 8000 км. Таким образом, лодки типа "Цзинь" стали первыми ПЛАРБ Китая, способными нанести удар по территории США, находясь в западной части Тихого океана под защитой собственного флота и ВВС. Специалисты полагают, что Китай планирует получить 5 ПЛАРБ типа "Цзинь" с тем, чтобы в следующем десятилетии перейти к постройке перспективных ПЛАРБ типа "Тан" (проект 096), имеющих на борту по 24 ракеты. Таким образом, можно констатировать устойчивую тенденцию роста значимости МСЯС в ядерной триаде Китая.ПЛАРБ типа 094 ВМС НОАК
Проблемы с эксплуатацией лодок типа "Хань" побудили Китай к разработке более совершенного проекта, получившего индекс 093 (тип "Шань"). Строительство головной лодки нового типа началось в 2001 г. Субмарины проекта 093, хоть и крупнее лодок типа "Хань", также довольно компактны, и отличаются более совершенным оборудованием. С 2006 по 2010 гг. были введены в строй две новых подлодки, но, как и у предшественников, в ходе эксплуатации этих субмарин возникли проблемы. По имеющейся скудной информации, они также связаны с шумностью энергетической установки и возможностями оборудования. В результате в Китае немедленно началась разработка модифицированного проекта, обозначенного как 095, который, сохраняя основные размерения и ТТХ проекта 093, стал бы значительно тише и надежнее. Строительство новых субмарин должно начаться уже в ближайшие годы.
Как и в ведущих атомных державах, разработка и производство АПЛ в Китае сосредоточены в одних руках: главным строителем кораблей этого класса является судоверфь Бохай в Желтом море.
Сложно сказать, насколько быстро Китай способен преодолеть свое отставание в создании полноценных АПЛ, измеряемое десятками лет, но, во всяком случае, разработка новых и новых проектов субмарин демонстрирует настойчивое стремление преодолеть этот разрыв.Многоцелевая АПЛ типа 093 ВМС НОАК
Индия
Индия давно проявляла интерес к строительству АПЛ. Первой атомной субмариной в составе ВМС этой страны стала арендованная у СССР лодка К-43, получившая наименование Chakra. Ходившая под флагом Индии четыре года - с декабря 1984 г. по март 1989 г., лодка стала не только кузницей кадров для ВМС этой страны - несколько человек из экипажа лодки дослужились до адмиральских званий, но и источником ценной технической информации.
Эта информация была использована Индией при создании первой АПЛ собственного проекта, получившего имя Arihant ("Убийца врагов"). О новом приобретении индийского флота неизвестно почти ничего кроме того, что головная лодка Arihant была спущен на воду в июле 2009 г., а ее основное вооружение составляют оперативно-тактические ракеты Sagarika с дальностью стрельбы 700 км. В целом лодка объединяет в себе черты многоцелевой АПЛ и ПЛАРБ, что логично в условиях ограниченных возможностей страны. При этом Индия не отказывается и от зарубежной помощи - например, от аренды российской АПЛ "Нерпа" проекта 971.Атомная подводная лодка Arihant ВМС Индии
Бразилия и другие
Бразилия еще не вошла в круг стран, располагающих атомными подводными лодками. Но в этой стране ведется разработка собственной АПЛ. Местные корабелы опираются на франко-испанский проект дизель-электрической субмарины Scorpene, в котором использован ряд технологий, позаимствованных у перспективной АПЛ Barracuda. Сроки реализации проекта пока не называются, но вряд ли Бразилия получит первую АПЛ раньше 2020 г.
Недавно появились сообщения, что и Аргентина планирует обзавестись атомными субмаринами. В качестве АПЛ предполагается достроить дизель-электрическую подлодку немецкой разработки.НАПЛ U31 типа 212А ВМС ФРГ
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО СКРОМНОЙ ЦЕНЕ
Атомный подводный флот был и остается дорогостоящей игрушкой. Политические ограничения практически исключают возможность свободной продажи АПЛ на международном рынке оружия. Субмарины с дизельными энергетическими установками, таким образом, остаются единственным вариантом укомплектования подводных сил для большинства флотов мира.
В разгар "холодной войны" дизельные подлодки считались "оружием бедных". Они были значительно дешевле АПЛ и столь же значительно уступали им по боевым возможностям. Малая дальность плавания "в бесшумном режиме" на электромоторах, высокая шумность при движении в режиме РДП (работа дизеля под водой) и другие недостатки делали дизельные лодки "субмаринами второго сорта".
Наиболее характерными представителями нового поколения ДЭПЛ, которые теперь чаще называют неатомными подводными лодками (НАПЛ), являются российские субмарины проектов 877, 636 и 677, немецкие типов 212 и 214, франко-испанские типа Scorpene.
От статуса лодок "второго сорта" неатомные субмарины избавились после окончания "холодной войны". Для них характерны малошумные двигатели, аккумуляторные батареи повышенной емкости, вспомогательные воздухонезависимые энергетические установки, автоматические системы боевого управления и другие усовершенствования.НАПЛ Papanikolis типа 214 ВМС Греции
По ряду параметров неатомные подводные лодки приблизились и даже превзошли субмарины с ядерными реакторами. Прежде всего, это касается скрытности - современные НАПЛ на электромоторах способны двигаться под водой намного тише, чем ядерные подлодки с турбинными установками, которые, впрочем, сохраняют подавляющее превосходство по длительности подводного плавания, особенно на высоких скоростях.
НАПЛ третьего поколения оснащаются автоматизированными системами боевого управления, объединяющими средства обнаружения и системы управления вооружением субмарин. В отличие от атомных многоцелевых подводных лодок, средства обнаружения которых ориентированы, в первую очередь, на подводные цели, перед НАПЛ ставятся в основном противокорабельные задачи.
Одной из особенностей современного рынка неатомных подлодок является широкая международная кооперация по проектированию и строительству субмарин. Собственное строительство неатомных подлодок без привлечения зарубежных комплектующих ведут в настоящий момент только Россия и Германия. Остальные страны, строящие подводные лодки, привлекают помощь из-за рубежа в виде покупки лицензий, оборудования или совместной разработки проектов.
Неатомные подводные лодки являются дешевым и вместе с тем чрезвычайно эффективным средством вооруженной борьбы. Стоимость одной НАПЛ составляет в зависимости от проекта и комплектации $150-300 млн. (цена современной атомной многоцелевой субмарины находится в диапазоне $1,2-2,5 млрд.). Их вооружение позволяет бороться с боевыми надводными кораблями и подводными лодками, противодействовать транспортным перевозкам и десантным операциям противника, осуществлять минные постановки и специальные операции. Вооруженная торпедами и противокорабельными ракетами субмарина, имеющая необходимый запас продовольствия и воды, способна действовать в одиночку против превосходящих сил противника.
В результате, спрос на подводные лодки, новые и подержанные, продолжает оставаться высоким. Наиболее активно приобретают подводные лодки ВМС стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После сокращения в конце прошлого века, вновь активизировали постройку субмарин страны Европы. Новейшие подводные лодки являются не только оружием, но и символом престижа, таким же, каким в надводном флоте являются авианесущие корабли.ДЭПЛ Carrera типа Scorpene ВМС Чили
Круг экспортеров дизельных ПЛ в настоящее время крайне ограничен и фактически исчерпывается тремя странами: Россией, Германией и Францией. Россия предлагает на рынке, главным образом, проверенный временем проект 636 - развитие известной "Варшавянки", Германия - проект 214, экспортную версию ПЛ U-212, строящихся для ВМС ФРГ и Италии, Франция - созданный совместно с Испанией проект Scorpene.
Германия, чьи НАПЛ считаются лучшими субмаринами нового поколения, сохраняет лидерство на международном рынке ПЛ. По данным ЦАМТО, в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 11 НАПЛ немецкой постройки стоимостью более $3 млрд., портфель заказов на 2010-2013 гг. составляет девять новых НАПЛ на сумму $3,826 млрд.
Россия занимает вторую позицию: в 2006-2009 гг. две ПЛ поставлены Алжиру, в ближайшие три года еще шесть лодок должны быть переданы ВМС Вьетнама. Готовится контракт на поставку российских субмарин в Индонезию. Тройку мировых лидеров, по данным ЦАМТО, замыкает Франция. В 2006-2009 гг. за рубеж было поставлено три НАПЛ стоимостью $937 млн., в 2010-2013 гг. должны быть проданы четыре новые лодки на сумму почти $2 млрд.
Следует отметить, что экспортный вариант новейшей российской субмарины проекта 677 пока не вышел на рынок. Во многом это объяснятся техническими проблемами, с которыми Россия столкнулась при строительстве и испытаниях головной подлодки "Санкт-Петербург". В результате, проект 636 продвигается не только на внешний, но и на внутренний рынок: три лодки этого типа заказаны для ВМФ России.
В перспективе спрос на подлодки будет расти, равно как и значение морского сектора рынка вооружений в целом. Одной из главных причин такого роста является увеличение экономического значения Мирового океана. Рост населения Земли, постепенное истощение природных ресурсов на континентах и развитие технологий приводят к более активному освоению биологических и минеральных ресурсов шельфа. Свое влияние оказывает и рост объема международных морских перевозок. Следствием становятся политические споры за те или иные участки морской поверхности и дна, за ключевые острова и проливы. В этих условиях государства, стремящиеся защитить свои интересы на море, опираются на военно-морской флот, за века существования доказавший свою эффективность в качестве боевой силы и инструмента политического влияния.

У какой страны самый большой флот подводных лодок? June 3rd, 2015

Подробнее про это место на фотке

Вот казалось бы можно прикинуть приблизительно и сказать, какая страна будет обладать наибольшим количеством подводных лодок. Но у меня это не получилось. Может у вас получится?

Подумайте и скажите. Какая? А под катом в обратном порядке будет ТОП-10 стран по численности подводного флота …

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения. За последние несколько веков державы мира быстро поняли важность и нужность военно-морского флота. Являясь не только символом власти и богатства, сильный флот может проецировать силу, использоваться в качестве политического инструмента, защитить коммерческие линии и доставить свои войска в любое место мира.

Для многих народов одним из самых важных и универсальных компонентов их флотов является подводная лодка. Первая подводная лодка была построена в 17 -м веке. В течение следующих нескольких сотен лет, подводная лодка прошла большой ряд эволюций, значительно улучшила свою подвижность, практичность, летальность и общие возможности. Сегодня подводные лодки – это грозная сила, которая наводит ужас на вероятного противника. Сегодня мы посмотрим на 10 крупнейших подводных флотов в мире. Этот список построен по общему количеству дизель-электрических и атомных лодок у государства.

10. Южная Корея – 14 подводных лодок.

Начинает этот список подводный флот Южной Кореи. ВМС Республики Корея в настоящее время располагают флотом из 14 дизель-электрических подводных лодок. В настоящее время, 12 из этих подводных лодок являются немецкой подводной лодкой Тип 209 и Тип 214, в то время как две сверхмалые подводные лодки построены в Корее. Небольшая лодка Тип 214 обладает восемью торпедными аппаратами и возможностью вести огонь противокорабельными ракетами и минами.

9. Турция – 14 подводных лодок.

Все подводные лодки ВМС Турции являются дизель-электрическими лодками и принадлежат к немецкому варианту Тип 209. Эти подводные лодки являются одними из наиболее экспортируемых типов. При стоимости около 290 млн. долларов, Тип 209 имеют возможность стрелять противокорабельными ракетами «Гарпун». Со следующего года ВМС Турции планирует заменить Тип 209 более современными немецкими дизель-электрическими подводными лодками Тип 214.

8. Израиль – 14 подводных лодок.

Когда думаешь о морской державе, то уж Израиль точно не приходит на ум. С военной точки зрения, большинство людей видят Израиль как сухопутную державу. И тем не менее известно, что израильский военно-морской флот в настоящее время располагает 14 подводными лодками (хотя большинство интернет-источники сообщают, более низкие цифры). Наиболее известные здесь являются лодки Dolphin. Построенные в Германии с 1998 года, подводные лодки класса Dolphin являются дизель-электрическими, они способны нести и осуществлять стрельбу израильским ядерным оружием.

7. Япония – 16 подводных лодок.

Сегодня подводные силы Японии состоят из дизель-электрических подводных лодок. Самая старая из них была построена в 1994 году. Новейшие подводные лодки Японии относятся к классу Soryu. Они созданы с применением новейших технологий, имеют диапазон действия в 11000 километров и могут стрелять ракетами, торпедами и минами.

6 Индия – 17 подводных лодок.

В настоящее время, подавляющее большинство подводных сил Индии состоит из дизель-электрических подводных лодок, построенных на российских и немецких верфях. Эти суда позволили Индии показать свою мощь в прибрежных водах и в Индийском океане в течение последних 25 лет. Совсем недавно, были приняты меры, чтобы создать индийский ядерный подводный флот. Аренда в России подводной лодки класса Акула и разработки Индией своей ядерной военной программы – явные признаки того, что Индия хотела бы значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и затраты, связанные с созданием атомных подводных лодок, вполне вероятно, дизель-электрические лодки останутся костяком ВМС Индии в течение следующих нескольких лет.

5 Иран – 31 подводная лодка.

Нет, это не опечатка, Иран в настоящее время действительно обладает пятым по величине подводным флотом в мире. За последние несколько лет, Исламская Республика Иран приступила к разработке новых надводных кораблей и подводных лодок. Подводные силы были, и в значительной степени остаются, сосредоточенными на прибрежных операциях и операциях в акватории Персидского залива. Наиболее современные подводные лодки – это три дизель-электрические лодки российского производства класса Кило. Построенные в 1990-е годы, эти подводные лодки обеспечивают Иран возможностью патрулировать более 11000 километров и представляют реальную угрозу для любых военно-морских сил, приближающихся к иранским берегам.

4. Россия – 65 подводные лодки.


Кликабельно 1600 рх

С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, советский ВМФ, как и большинство советских военных сил, получал недостаточное финансирование и техническое обслуживание. За последние несколько лет эта ситуация изменилась, Россия стремится реформировать и модернизировать свои вооруженные силы. Подводный флот ВМФ России является одной из ветвей вооруженных сил, который выиграл от этой реформы. Россия располагает около 30 ядерных подводных лодок. Сейчас активно строятся новые подводные лодки, вероятно, подводные силы ВМФ России скоро смогут улучить свою позицию в этом списке в ближайшие годы.

3 Китай – 69 подводных лодок.

За последние 30 лет, военные силы Китая прошли программу массового расширения и модернизации. В дополнение к наземным и воздушным силам, подводный флот претерпел существенное развитие в целях расширения функциональных возможностей. В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами.

2 США – 72 подводные лодки.

Подводные силы ВМС США к удивлению не первые в этом списке. Однако не смотря на то, Америка располагает вторым по величине подводным флотом в мире, тем не менее, пожалуй, они располагают самым мощным подводным флотом. В настоящее время подавляющее большинство подводных лодок США являются атомными, что означает, что при выполнении операций в океане они ограничены только количеством пищи и воды. В настоящее время наиболее многочисленны подводные лодки класса Лос-Анджелес, из из которых около 40 находятся в эксплуатации. Построенные между 1970 и 1990 годами, подводная лодка класса Лос-Анджелес стоит около 1 миллиарда долларов, обладает водоизмещением почти 7000 тонн, может погружаться на глубину более 300 метров. Однако в настоящее время США начали заменять эти лодки времен холодной войны новыми и более современными подводными лодками класса Virginia стоимостью около 2,7 млрд. долларов.

1 Северная Корея – 78 подводных лодок.

Флот Корейскойя Народной армии занимает первое место в этом списке, располагая в своем составе 78 подводных лодок. Все подводные лодки КНДР являются дизель-электрическими и все они водоизмещением менее 1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010 году, когда небольшая 130 тонная субмарина класса Yono потопила южнокорейский корвет Чхонан. Тем не менее, подводные лодки КНДР в значительной степени считаются устаревшими. Основное количество подводного флота состоит из старых лодок советской эпохи и малых самодельных прибрежных подводных лодок. Малые северокорейские подводные лодки очень хороши способностью операций в мелководных бассейнах и в руслах рек. Во время войны их можно использовать для минирования, разведки во вражеских гаванях и транспортировки спецназа к вражеским берегам.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

В прошлом году подводный флот, по сути, отметил свой столетний юбилей. Первый глубинный крейсер появился в Германии в начале XX века - как мирное исследовательское судно, которое спроектировал зоолог Шоттлендер. Но его планам по научному изучению морского дна не суждено было сбыться – грянула Первая мировая. А уже в январе 1915-го года Германия отправила к побережью Франции первый в мире военный подводный корабль, шокировав всех этим новым видом оружия, с которым никто еще не знал, как бороться.

За сто лет человечество сумело превратить глубоководные лодки в настоящий атомный кошмар. ОХРАНА.ru предлагает вспомнить о самых крутых субмаринах в мире.

5 - "Рубис" и "Барракуда" (Франция)

Первые АПЛ Франции были спущены на воду в 1979 году и – подумать только! – до сих пор в деле! Название Rubis ("Рубин") отражает нестандартную историю создания данных субмарин – опытным образцом здесь послужила не многоцелевая подлодка, а настоящая атомная с баллистическими ракетами. С нее "срезали" ракетный отсек и получился многофункциональный крейсер "Рубис". Драгоценные камни требуют огранки, или, как в старом анекдоте про русскую подводку, - "а теперь обработать напильником"! Несмотря на красивое название, самые маленькие габариты в мире и небольшую цену, эти машины не стали популярными – в 90-е с ними приключались аварии, приведшие к гибели 10 человек. Поэтому на смену им плывут более совершенные "Барракуды" – сегодня эта программа по строительству многоцелевых субмарин считается приоритетной для французского флота. Новые "рыбки" будут очень длинными – 99 метров! Но при этом более незаметными, чем "Рубины" (74 метра). Максимальное погружение – 350 метров, скорость – 25 узлов, экипаж – 60 человек, и стоимость на 30% ниже предшественниц.

4 - "Астьют" (Великобритания)

Чопорные в своем пафосе британцы пытаются не отставать от мировых тенденций в строительстве подводных великанов. Вот и субмарины класса "Астьют" ("Проницательный") – правда, по утверждению самих британцев – утроены внутри гораздо сложней, чем космический звездолет "Шатл"! Но что есть, то есть: на сегодня это действительно самые большие и мощные подлодки на страже островов Британии. С одним НО – и здесь пафос кончается – говорить во множественном числе об "Астьюте" не приходится – выпущен был всего один экземпляр! Остальные шесть, видимо, так и застряли на стадии неторопливого викторианского мышления их производителя. Тем не менее, единственная машина вооружена 38 ракетами типа "Тамагавк", имеет водометный двигатель и атомный реактор "под капотом", обеспечивающий автономность плавания 90 дней. Скорость под водой – 54 км/час, глубина погружения – 300 метров, экипаж – 98 человек. Таким образом, "Проныра-англичанин" вполне соответствует по основным параметрам иных "хищников морского дна".

3 - "Вирджиния" (США)

Эти атомные крейсеры пришли на смену малочисленным, но считавшимися совершенными подлодками "Сивулф", главное достоинство которых состояло в способности погружаться на 600 метров. "Морских волков" было построено всего три единицы - они пока все на ходу, но серия снята с производства, просто потому, что Штаты в корне поменяли концепцию применения своих АПЛ. Естественно, из-за выключения СССР из Холодной войны. "Волки" должны были в первую очередь проникать в "бастионы" – то есть воды, контролируемые флотом СССР и следить за нашими кораблями и лодками, но не предназначались для их открытого сдерживания. Новые реалии потребовали создать что-то более многофункциональное – так появились "Вирджинии", которые считаются субмаринами "четвертого поколения". Они способны наносить удары как по морским соперникам, так и по объектам на суше, закладывать мины, вести радиоэлектронную разведку, прямо поддерживать надводные крейсеры и скрытно высаживать диверсантов на берег противников. "Глазами" американских лодок являются выдвижные мачты с камерами высокого разрешения вместо стандартного перископа. Этих АПЛ тоже немного – семь, но все они в строю. Над водой развивают скорость 46 км/час, под водой – 65, глубина погружения – 500 метров, экипаж – 120 человек, запас хода и автономность плавания – не ограничены.

2 - "Борей" (Россия)

Если вам говорят, что Холодная война окончена, и мы в ней проиграли – знайте, что это риторические ошметки западной пропаганды. По крайней мере, в эскалации совершенствования подводного флота Россия и США по-прежнему ориентируются друг на друга, а иные государства робко стоят в сторонке и не вмешиваются в этот спор. То же самое происходит с лучшими атомоходами в мире – у них "Вирджиния", у нас – "Борей" и "Ясень". Субмарина проекта 955 ("Борей") выполняет стратегическую задачу – нести новейшие баллистические ракеты огромной дальности "Булава". Чтобы произвести запуск этого богатырского снаряда, подлодке даже не обязательно отходить от пирса! А дальше - как сказал один из экспертов документального фильма об этих чудо-ракетах: "А куда ты, американец, денешься? Ты на острове живешь!" Дальность полета "Булавы" – 8000 тысяч километров, экипаж крейсера может изменить направление ракеты 10 раз, никакая ПВО в мире не может ее сбить, в том числе – из космоса. Что же касается самой АПЛ, то она способна погружаться на 480 метров, благодаря реактору работать в автономном режиме три месяца, на данный момент она является самой "тихой" субмариной под водой.

Не ошибетесь, если скажете, что многоцелевая субмарина проекта 885 ("Ясень") почти не имеет недостатков. Именно на ее базе будет развиваться наш глубинный флот "пятого поколения". Она должна в перспективе заменить устаревающие единицы, спроектированные еще в СССР. Первая АПЛ этого проекта – "Северодвинск" была передана Северному морскому флоту в 2014 году, и сегодня проходит этап так называемого опытного использования. Энергетическая ядерная установка позволяет "Ясеню" оставлять далеко позади всех предшественников, она может погружаться на 600 метров. Здесь установлена, как и у американских машин, сферическая антенна гидроакустического комплекса, которая занимает весь нос. В средней части атомохода размещены 10 торпедных отсеков и 8 ракетных шахт с боекомплектом из 32 крылатых ракет типа "Калибр".

Что такое "Калибр" мы видели собственными глазами, когда Каспийский флот точечно отработал по объектам террористов в Сирии, находясь в 3000 километров от них. "Ясень" также оснащен электродвигателем малого хода, который позволяет бесшумно "подкрадываться" к противнику. Стандартный перископ здесь заменен видеомачтами, собранная ими информация транслируется на центрпост по оптоволокну. При этом специалисты утверждают, что сравнивать "Ясень" и "Вирджинию" не совсем корректно: у них разные задачи. Но в открытом море нашей субмарине по оснащению, характеристикам и мощи пока аналогов нет.

P.S. Будущее уже наступило

Не так давно стало известно, что ВМФ нашей страны решил вернуть в строй титановые подлодки проекта 945 ("Барракуда"), которые создавались в 1980-е годы. Тогда они являлись самыми совершенными крейсерами в мире – более прочными, чем аналоги, они были абсолютно "бесшумны" в морской тиши... но – стоили очень дорого, поэтому проект закрыли. Сегодня же новые начальники главкомата флота заново пересчитали затраты и приняли решение, что проще восстановить российские "Барракуды", чем утилизировать. Но не просто восстановить, а модернизировать до уровня тех же "Ясеней", "обучив" не обнаруживать себя на глубине до 600 метров и обнаруживать противника с помощью новейшей гидроакустики, а также бить по морским и наземным целям ракетами "Калибр". Срок службы "титанов" – 100 лет, а прочность невероятная – в 1992 году в Баренцевом море одна из наших АПЛ столкнулась с американской: субмарина РФ отделалась легкими повреждениями рубки, а вот наши заокеанские друзья свою машину списали. Сегодня существуют четыре подлодки данного типа - «Карп» и «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А - «Псков» и «Нижний Новгород».

Но по-настоящему прорывным может стать российский проект атомной подводной лодки "пятого поколения", сделанной из многослойных композитных материалов.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


100 лет назад подводные лодки доказали свою боевую эффективность, уверенно заняв свою нишу в области морских вооружений. Именно атомным подводным ракетоносцам была доверена почетная роль «могильщиков человечества».
В связи с высокой сложностью и дороговизной, атомные подлодки сначала имелись лишь в составе флотов СССР и США. Через некоторое время к ним присоединились британские и французские АПЛ. Позже появились китайские атомные подлодки. Сейчас АПЛ имеется в ВМС Индии – индийцы используют российскую технику, но в то же время активно работают над проектом собственной АПЛ.

Как и любая техническая система, подводные лодки разных проектов обладают своими достоинствами и недостатками. Это и попытался выяснить американский познавательный канал Discovery, составив рейтинг лучших субмарин. С моей точки зрения, глупо и невежественно напрямую сравнивать подлодки разных эпох. Представьтие штурмана немецкого У-бота, пытающегося определить с помощью примитивного гирокомпаса, где же Север под этой чертовой водой, куда плыть и что делать – аккумуляторная батарея почти разряжена, связи с берегом нет, а на хвосте вражеские противолодочные корабли. Что есть общего у немецкого моряка с членом экипажа современной АПЛ, оснащенной системами спутниковой связи и навигации? Атомоход может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его способно испепелить все живое на нескольких континентах. Гораздо логичнее, на основе программы «Лучшие подводные лодки» сравнить только атомные субмарины.

Еще пара слов из теории подводных лодок. Несмотря на свои отличные боевые качества, субмарины - это все-таки слишком специфическое оружие, которое в большинстве случаев не способно заменить надводные корабли. Подлодки бессильны против авиации, а в случае локальных конфликтов, когда, например, нужно поддержать огнем десант, их ударный потенциал против наземных целей изчезающее мал. Главное боевое качество подлодки – скрытность, именно этот параметр обычно стоит во главе угла при сравнении субмарин. Хотя достоинство часто становится недостатком – подлодка не может заявить о своем присутствии, т.к. ее попросту не видно. Но это мелочи.

Гораздо серьезнее тот факт, что подводные силы, действующие отдельно от авиации и надводных кораблей становятся легкой добычей. Немецкие асы-подводники поначалу набивали себе огромные счета уничтожая безоружные транспорты или нападая на неподготовленного врага. С появлением более-менее серьезного противодействия, эффективность «волчьих стай» Деница резко уменьшилась, а когда на охоту вышла морская противолодочная авиация, появились радары и новые акустические станции, у немцев растаяли последние шансы на успех. За время Второй мировой 783 немецких У-бота остались на дне Атлантики, погибло 32 000 подводников!

Мораль такова: подлодки прекрасно справляются со своими задачами, но применять их для решения всех проблем, стоящих перед ВМФ – бессмысленно и неэффективно. А теперь, думаю, стоит перейти непосредственно к рейтингу.

10 место – тип «Вирджиния»

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвертого поколения.
Головной корабль вступил в строй в 2004 году. В строю на сегодняшний день – 8 АПЛ, по плану до 2030 года должно быть построено еще 22 подлодки
С первого взгляда, характеристики самого современного в мире атомохода вызывают глубокое чувство разочарования. Скорость подводного хода – 25 узлов, рабочая глубина погружения – 250 метров. Нда…такими показателями не удивишь даже подводников Кригсмарине. Не блещет и вооружение: 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска крылатых ракет «Томагавк». Боекомплект – 26 торпед и 12 «Боевых топоров». Не густо. Из специальных средств - лодка снабжена шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и необитаемыми подводными аппаратами.

Но есть у этого проекта и ряд сильных сторон, делающие АПЛ «Вирджиния» крайне опасным подводным противником. Полная скрытность – вот ее девиз! Система изолированных палуб, каскадная пневматическая амортизация оборудования, новые «глушащие» покрытия корпуса и гребной винт, заключенный в фенестрон (кольцевой обтекатель) – все это обеспечивает предельно низкий уровень шумности. Лодка практически необнаружима на фоне океанских шумов. Новая атомная энергетическая установка General Electric S6E позволяет перезаряжать реактор один раз в 30 лет, что соответствует расчетному сроку службы подводного корабля.
«Вирджиния» насыщена различными «хай-тек» системами и современнейшим радиоэлектронным оборудованием. Впервые в мировой практике вместо традиционного перископа применяется телескопическая мачта на которой установлены видеокамера, инфракрасный сенсор и лазерный дальномер. Изображение транслируется на монитор в центральном посту по волоконно-оптическому кабелю. Решение, конечно, интересное.

Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения – Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.

9 место – Тайфун

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Длина его корпуса как два футбольных поля. Высота – с девятиэтажный дом. Подводное водоизмещение – 48 000 тонн. Экипаж - 160 человек.
Самый крупный подводный корабль из когда-либо созданных человеком. Сомнительное достижение с точки зрения боевой эффективности, но в то же время нельзя не восхититься размерами этой субмарины. Всего по проекту 941 было построено 6 атомных подводных ракетоносцев.

Благодаря своим циклопическим размерам, «Тайфун» был способен проламывать лед толщиной до 2,5 метров (!), что открывало перед советским подводным крейсером перспективу боевого дежурства в высоких арктических широтах.
Другое достоинство этого невероятного «подводного катамарана» - предельно высокая живучесть. Девятнадцать (!) герметичных отсеков позволили рассредоточить и продублировать все важные системы корабля. Реакторы «Тайфуна» разместили в двух независимых отсеках в разных корпусах подлодки.
Что? О каких разных корпусах идет речь?


Якорь "Тайфуна"

Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» – «победа техники над здравым смыслом».

8 место – «Золотая рыбка»

Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода – 44,7 узла (82,78 км/ч).

Осенью 1971 года, во время дальнего похода в Атлантику – до самой Бразильской котловины, она не один раз обогнала авианосец «Саратога» - группировке ВМС США так и не удалось от нее оторваться. Советская подлодка, несмотря на все попытки уклонения, легко и непринужденно занимала выгодную позицию для атаки на глазах у изумленных американцев.
Помимо отличных ходовых качеств, К-162 (с 1978 г. – К-222) обладала солидным вооружением. В качестве главного калибра - 10 пусковых установок противокорабельных ракет «Аметист», также имелось 4 торпедных аппарата и 12 торпед.

Почему же по супер-проекту 661 «Анчар» была построена всего лишь одна субмарина? Причин тому несколько:
Слишком высокая шумность, на скорости хода более 35 узлов К-162 создавала чудовищный грохот. В центральном посту уровень акустического шума достигал 100 децибелл. Это лишало лодку скрытности, а соревноваться в скорости с противолодочными вертолетами было бессмысленно.

Другой забавный момент, титановый монстр обошелся СССР в 240 миллионов рублей (в это же время американские налогоплательщики заплатили 450 миллионов долларов за авианосец «Энтерпрайз», в 1960-х годах за 1 доллар давали 60 копеек…вот и считайте). Невероятно, но факт – подлодка стоила почти как гигантский атомный авианосец водоизмещением 85 000 тонн. Недаром К-162 прозвали «Золотой рыбкой»!

7 место – «Неуловимый Майк»

Еще один рекордсмен из океанских глубин – многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!

Единственный корабль проекта 685 «Плавник» был отлично вооружен и очень опасен – 6 носовых торпедных аппаратов и 22 боеприпаса. В комплекс вооружения подводной лодки входили стратегические крылатые ракеты «Гранат», высокоскоростные подводные ракеты «Шквал», противолодочные ракето-торпеды «Водопад» с ядерными боевыми частями и самонаводящиеся электрические торпеды.
Удивительная подлодка стала неразрешимой загадкой для ВМС «вероятного противника» - на глубине 1 километр «Неуловимый Майк» не обнаруживался никакими акустическими, магнитными или иными средствами.


Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год

Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.

6 место – «Убийцы городов»

15 ноября 1960 года впервые вышел в боевое патрулирование атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Главной задачей нового подводного корабля стало нанесение из глубин Мирового океана ракетно-ядерных ударов по важным административным центрам, объектам военно-экономического потенциала и крупным городам с целью их полного уничтожения.

Идеи, положенные в основу этого амбициозного проекта, заключались в следующем:
- баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки имеет меньшее подлетное время, по сравнению с ракетой, запускаемой с наземной базы. Этот фактор обеспечивает большую внезапность и сокращает время, в течение которого противник может принять контрмеры;
- атомная подводная лодка-ракетоносец обладает настолько большой подвижностью по сравнению с обычной дизельной лодкой, что противник не в состоянии ее вовремя обнаружить и поразить;
- при наличии некоторого количества атомных подводных лодок-ракетоносцев на позициях в Мировом океане, противник никогда не определит, откуда ему следует ожидать нападения;

В течении года к «Дж. Вашингтону» присоединились еще 4 аналогичные субмарины. Выходя на стартовые позиции в Норвежском и Средиземном морях, каждая из них могла запустить 16 баллистических ракет «Поларис» А-1 на дальность 2200 км. Ракеты оснащались боеголовками взрывной мощью 600 килотонн, запуск проводился с глубины 20 метров. Откровенно слабые характеристики с позиции наших дней, но пятьдесят лет назад стратегические подводные ракетоносцы типа «Дж. Вашингтон» заставили содрогнуться весь мир.

5 место – Неподражаемая «Лира»

Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода – 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики – результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.

Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка – реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом – исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.

Вместе с тем, реактор с ЖМТ представляет повышенную опасность и требует особых мер по соблюдению правил эксплуатации. В случае малейшего застывания, теплоноситель полностью перестает выполнять свои функции, превращая реактор в ядерную бомбу. Большинство лодок с реакторами ЖМТ (в том числе и экспериментальная К-27) покинули боевой состав флота из-за нехороших историй, произошедших в реакторном отсеке. Так 8 апреля 1982 года, во время боевого похода, на палубу АПЛ К-123 вылилось 2 тонны жидкого металла из первого контура реактора. Ликвидация последствий аварии заняла 9 лет.

Пункт базирования атомарин пр. 705(К) находился в Западной Лице. Там же был создан специальный береговой комплекс для обслуживания подлодок этого типа: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, подававшие пар от своих котлов. Однако, с точки зрения безопасности этого оказалось мало – обычная авария на тепловой магистрали грозила перерасти в жуткую радиационную катастрофу. Поэтому «Лиры» "грелись" своими силами, их реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности. Лодку нельзя было ни на секунду оставить без внимания. Все это не прибавило «Лирам» популярности среди обитателей гарнизона.
Все шесть ужасных страшилок времен Холодной войны были окончательно списаны в 90-х годах, поставив точку в развитии АПЛ с реакторами с ЖМТ. По обе стороны океана вздохнули с облегчением – «Лиры» были грозным подводным противником для ВМС США, но в то же время малютки были совершенно безжалостны по отношению к собственному экипажу и персоналу военной базы в Западной Лице.

4 место – «Щука-Б» против «Морского волка»

Лучшие из лучших. Советская многоцелевая АПЛ проекта 971 «Щука-Б» вобрала в себя самые удачные идеи легендарного предшественника пр. 671РТМК и титановой подлодки пр. 945 «Барракуда».

Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость – 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение – восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть – 450 кг, дальность хода – порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.

В 80-х годах разразился международный скандал – в прессу просочились сведения, что КГБ через подставных «гражданских» з
заказчиков закупило у компании «Toshiba» высокоточные станки для металлообработки. Гребные винты, изготовленные по новой технологии, в разы уменьшили шумность советских АПЛ. Америка ввела санкции против жадных менеджеров компании «Toshiba», но дело сделано – «Щуки-Б» уже вышли в море.
В настоящее время многоцелевые АПЛ пр. 971 составляют основу подводного флота России. Всего успели построить 14 «Щук-Б» , еще одна – К-152 «Нерпа» была достроена в экспортной модификации, 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам лодка была принята в боевой состав ВМС Индии. Еще несколько корпусов, находящихся в высокой степени готовности, были использованы при постройке РПКСН типа «Борей».

Уязвленные советским превосходством, в Пентагоне решили без промедления принять контрмеры. В октябре 1989 года в США была заложена субмарина нового типа с устрашающим именем «Seawolf» («Морской волк»).
Американцы старались как могли, на новой АПЛ используется революционный движитель – водомет. Были увеличены расстояния между корпусом лодки и механизмами ГЭУ, применены новые амортизаторы и шумопоглощающие покрытия. Лодка практически не обнаружима при движении 20 узловым ходом.

Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками (Помните, мы говорили об этом?).

«Морской волк» конечно крут, но в составе ВМФ России находятся в три раза больше АПЛ пр.971 «Щука-Б» , почти не уступающих ему по характеристикам.

3 место – тип «Лос-Анджелес»

Серия из 62 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Сами американцы любят их называть «fast attack submarines», что, по-сути, означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. Одни из немногих АПЛ, имеющих хоть какой-нибудь боевой опыт – во время «Бури в пустыне» два «Лос-Анджелеса» привлекались к ударам по наземным целям.


Центральный пост

В чем секрет их популярности? «Лос-Анджелесы» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они достаточно подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и стоимость. Настоящие «рабочие лошадки» флота.

Лодки неплохо вооружены – имеются 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска «Томагавков», общий боекомплект – 38 ракет и торпед. «Томагавки», «Гарпуны», «хитрые» мины «Кэптор» – стандартный набор американской субмарины. Некоторые из «Лос-Анджелесов» оснащаются контейнером Dry Deck Shelter для работы подводных диверсантов.


Открытые крышки ракетных шахт

Америка не спешат расставаться со своими проверенными подлодками. Даже при наличии новых «Вирджиний», многие из «Лос-Анджелесов» проходят модернизацию и останутся в строю как-минимум до 2030 года.

2 место – тип «Огайо»

Самые совершенные атомные подводные ракетоносцы. При подводном водоизмещении 18 700 тонн американским конструкторам
удалось «впихнуть» на «Огайо» 24 пусковые шахты для запуска баллистических ракет «Трайдент».

В остальном это обычные субмарины, построенные в лучших традициях американского подводного флота: 4 отсека, единственный реактор, скорость подводного хода 20-25 узлов, четыре торпедных аппарата для самообороны. Для повышения боевой устойчивости «Огайо» был сделан упор в двух направлениях. Во-первых, разработчики добились радикального уменьшения акустических, магнитных, радиационных и тепловых полей. Во-вторых, боевая устойчивость лодки обеспечивается режимом исключительно высокой секретности – во время боевого патрулирования точное положение ПЛАРБ неизвестно даже рулевым, координаты знают лишь несколько старших офицеров подводного корабля.

В связи с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, 4 из 18 «Огайо» были переклассифицированы в ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Баллистические ракеты «Трайдент» были извлечены из шахт, взамен в 22 ракетных шахтах разместили 154 тактических «Томагавка» (по 7 в каждой). Две ближайшие к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для боевых пловцов. Кроме того, на лодке, помимо основного экипажа, могут быть размещены 66 десантников.


Томагавки

Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…

1 место – Наутилус

17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).

Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую историю, как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.

Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.

Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.

Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.

А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара – в 1958 году субмарина горела несколько часов.

Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».



Документы