Методическая разработка тренинга «Эффективное взаимодействие в коллективе. Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде Эффективное деловое взаимодействие

Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция :

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2. Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1. Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной критикой является:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

Техники конструктивной критики:

Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?

«Социально – психологический тренинг общения и взаимодействия»

Выполнила: педагог – психолог

МБОУ СОШ №2 Рудкова Ю.К.

Подпись________

Общая цель социально – психологического тренинга - повышение компетентности в сфере общения - конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами.

В зависимости от приоритета задач, на которые направлен социально – психологический тренинг, он может приобретать различные формы. Все многообразие этих форм условно можно разделить на 2 больших класса:

1) ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков, например умение вести деловую беседу, разрешать межличностные конфликты и др.;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения, например коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения, развитие способности адекватно воспринимать себя и других людей, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Процесс приобретения новых навыков и опыта осуществляется при активном участии членов группы. Принцип активности, реализующийся в социально – психологическом тренинге, предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения.

Другой важный принцип социально – психологического тренинга - принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта. В практике социально – психологический тренинг эмпирически выделены условия, являющиеся необходимой предпосылкой конструктивной обратной связи, например описательный, а не оценочный характер обратной связи, ее неотсроченность, специфичность, релевантность потребностям и получающего и отправляющего, реализация ее в контексте группы.

Социально – психологический тренинг проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку. В процессе социально – психологического тренинга применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевые игры, невербальные методики и др. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность социально – психологического тренинга, предоставляя участникам наряду с обратной связью, полученной от других членов группы, объективную обратную связь.

Актуальность заключается в том, что наряду с осуществлением специфических для социально – психологического тренинга задач в таких группах, как и при других видах тренинга, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других людей, повышается чувствительность к групповым процессам и вырабатываются навыки использования этого опыта в дальнейшей жизни.

Методическая разработка социально – психологического тренинга.

«Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

    Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

    Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

    Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

    Осознание себя командой.

1 этап.

Цель – создание в тренинговой группе атмосферы доброжелательности и работоспособности

Вступительная лекция:

Притча « Мальчик и морские звезды».

« Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеяними на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души…

Здравствуйте, меня зовут Рудкова Юлия Константиновна, мы начинаем тренинг, который называется «Социально – психологический тренинг эффективного общения и взаимодействия».

Замечательно…, Сейчас я предлагаю вам послушать правила нашего тренинга:

1.Один говорит – все слушают.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4.Уважать одноклассников (не обзывать, называть по имени).

5. Я – высказывание.

6. Безоценочность суждений.

7.Говорить спокойно.

8. Активность.

9. Правило «стоп».

10. Конфиденциальность.
- Все ли согласны с данными правилами, может быть у кого - то есть ещё какие – либо предложения? Предлагаю приступить к нашему тренингу.

Упражнение №1«Паутинка»

Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" - прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.

Материалы: Клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)

Меня зовут Юлия, и я очень люблю танцевать... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к Вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно "связаны между собой".

2 этап.

Цель – конкретизация общей цели социально – психологического тренинга каждым участником группы.

Упражнение разминка «Поменяйтесь местами»

Цель: разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: -«Поменяйтесь местами» те, кто... (например умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение «Представь оппонента».

Цель: узнать участников группы, научиться слушать и слышать товарища.

«Сейчас я попрошу вас разбиться на пары, но определенным образом: выбрать в пару нужно того человека, с которым вы меньше всего общаетесь».

Дети делятся на пары.

«Теперь я прошу вас повернуться друг к другу и в течение четырех минут рассказывать о себе товарищу, по две минутки на человека».

Дети начинают общаться, в это время ведущие достают материалы: Бумагу и карандаши.

«Теперь я прошу вас опять собраться в круг. Сейчас я раздам вам листочки и попрошу вас нарисовать вашего товарища, в рисунке желательно отразить все то, что вы услышали: его интересы и любимые дела, все то, что он успел о себе рассказать» Дети рисуют своего оппонента.

«Теперь каждый по очереди кладет рисунок в центр круга и по нему рассказывает все то, что он узнал о товарище».

Рефлексия упражнения: Выскажитесь по кругу, понравилось ли вам слушать о себе со стороны? Приятно ли вам то, что о вас сказали и т.д., Кто узнал что-то новое о своих товарищах?

3 этап.

Цель – осознание психологических идей, способов которые предлагаются группе. Продвижение каждого участника, активизация его в группе.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Цель: общение с помощью невербалики.

Идея упражнения принадлежит Г. И. Марасанову. В чем же суть процедуры? Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет "смотреть в зеркало".

Инструкция:

- Твоя задача только по отражению в "зеркале", точнее в двух "зеркалах", определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два "зеркала", разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе "зеркало" – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим "зеркалом".

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает "зеркалам" более подробную инструкцию:

- "Зеркала" встают рядом у стены. Основной игрок перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение "зеркалами" происходит по очереди. Сначала работает молчащее "зеркало". Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает "говорящее зеркало" и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее "зеркало" и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для "зеркал" есть определенные условия. Молчащее "зеркало" фактически не ограничивается в способах "отражения" человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Упражнение «Упрямая сороконожка»

Цели:

Проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели;

Выявить лидерские возможности игроков;

Побудить командные эмоции взаимоподдержки, ответственности, сплоченности.

Инструкция: все участники собираются в центре игровой площадки, создав круг, лицами - наружу круга. Берутся за руки, образуя живое кольцо.

На протяжении первого этапа игры нельзя общаться - разговаривать, обмениваться информацией. Каждый из игроков определяет для себя место в пределах игровой площадки, куда бы он хотел добраться. Это место может находиться не только напротив играющего, но и сзади него или в любой другой стороне. По команде тренера каждый должен попытаться как можно скорее достичь намеченного им места и остаться там не менее 3 с. После того как все игроки команды побывали на облюбованных местах, можно сообщить тренеру о выполнении группового задания. Чем скорее команда справится с заданием, тем лучший результат будет зафиксирован в итоге игры.

Завершая объяснение правил, тренер еще раз напоминает о том, что общение между участниками в любой форме категорически запрещено. Кроме того, всякий раз, когда игроки расцепят руки, тренер остановит продвижение группы до полного восстановления живого кольца. (Затраченное время включается в общее время игры и, безусловно, ухудшает результат.) Если не возникает вопросов, то командой «Старт!» можно начинать игру. Когда тренер получил от команды сообщение, что каждый из участников добрался до намеченной цели, он объявляет результат - сколько времени заняло выполнение групповой задачи.

Переходим ко второму этапу. Здесь те же правила, за исключением одного существенного изменения: игрокам разрешено разговаривать, они могут выработать какую-то групповую стратегию.

Проводится второй этап, по завершении которого тренер вновь объявляет команде результат.

Завершение: обсуждение игры.

Что вам понравилось в игре?

Что вызвало затруднения?

Прокомментируйте, пожалуйста, результаты первого и второго этапов. В чем, по-вашему, причина именно таких результатов?


Упражнение «Путаница»

Цель:освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Инструкция: участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного игрока оказывается рука другого. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями. Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, как бы она ни казалась сложна на первый взгляд, выполнима. Редкий случай - узел, распутать который не представляется возможным. Так что в ходе игры тренер ведет две роли:

- поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

Завершение:

Когда задача решена или время истекло, группа вместе с тренером подводит итоги игры.

Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

Упражнение «Восточный рынок»

Цели:

Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;

Снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;

Обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Инвентарь: лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Инструкция:

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али-Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?

Крики...

Запах еды и пряностей...

Яркость, буйство красок...

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...)

Замечательно! Так вот, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но сперва нам необходимо подготовиться.

Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. Их тоже складываем и разрываем. Теперь у (6:) каждого в руках восьмушки листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты. Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.

Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый подойдет к куче записок и произвольно вытянет восемь штук.

Затем, в течение 5 мин., вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе - купить - все восемь листков с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?

Начали!

Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

Итоги упражнения:

Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!

Упражнение «Словарь эмоций»

Цель: развитие возможностей в вербализации эмоциональных состояний.

Дополнительные цели тренера: внесение элемента соревнования.

Инструкция. Сейчас мы объединимся в команды: первую, вторую и третью. (Тренер формирует команды по номерам.) В деловом взаимодействии зачастую возникают эмоциональные состояния, которые бывает трудно определить. Часто партнер или мы сами оказываемся в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами (или с партнером), мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства... Между тем эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум».

Необходимо не игнорировать возникшее эмоциональное состояние, а квалифицировать и признать его - по двум причинам: 1) для того, чтобы это эмоциональное состояние стало менее интенсивным и благодаря этому перестало быть помехой пониманию; 2) для того, чтобы это эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, стало важным сигналом, способствующим более точному пониманию партнера и самого себя.

Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут и не отрицательные, и не положительные эмоции, а промежуточные - например, заинтересованность, нетерпение, взволнованность. Эти состояния содержат в себе элементы и положительных, и отрицательных эмоций. Например, взволнованность может сочетать в себе воодушевление и нервозность, нетерпение - это и предвкушение радостного события, и тревожное ожидание чего-то неприятного. Интерес может быть «сладким» и мучительным... Итак, каждая команда придумывает список из эмоций, сочетающих в себе элементы позитивных и негативных переживаний. Допустимо, если какой-то из этих элементов будет перевешивать. Главное, чтобы присутствовали и те, и другие элементы. Есть ли какие-нибудь вопросы? На эту работу дается 10 минут. По истечении 10 минут тренер предлагает командам начать. Каждая команда называет одно состояние. Если это состояние уже было названо другой командой, повторять его нельзя. Вы просто должны будете вычеркнуть его из своего списка. При обсуждении итогов упражнения тренер может задать вопрос: «Какие новые состояния вы для себя открыли?» Как правило, участники обращают внимание на то, как беден их повседневный язык, в котором для описания состояний редко используются иные слова, кроме «нормально» или «неважно». Участники вновь открывают для себя такие слова, как смятение, сумбур, азарт, наслаждение опасностью, сосредоточенность, озабоченность, озадаченность, удивление, напряженное ожидание, неуютно, дискомфортно.

В процессе обсуждения тренер может коснуться также вопроса о том, что вербализация чувств может совершаться с разной степенью почтительности по отношению к партнеру.

Упражнение « Слепой и поводырь»

Цель: знакомство со зрительной депривацией, развитие чувствительности, восприимчивости к партнеру.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция:

Участники упражнения разбиваются на пары. Партнер ищется с закрытыми глазами.

Задание включает в себя две части.

А) Участники, нашедшие друг друга, определяются со своими ролями. Один из них становится "слепым" (надевается повязка на глаза), а второй – "поводырем".

Внимание! "Поводырей" следует проинструктировать по вопросам безопасности и правилах ведения "слепого".

Между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку.

"Слепой" знакомится с различными объектами, находящимися в комнате, знакомится с пространством помещения, изучает встретившихся ему людей, ощупывает стены и поверхности различных предметов, получает возможность выйти в коридор.

Б) Происходит обмен ролями. "Слепой" становиться "поводырем", и наоборот.

Первоначально между "слепым" и "поводырем" осуществляется контакт за руку, который, через некоторое время, заменяется исключительно аудиальным.

Участники не ограничиваются в перемещениях, получают возможность изучения тренингового помещения. При этом "слепому" дается установка на поиск новых, особенных ощущений.

По окончании упражнения участники делятся своими ощущениями.

"Кому приходилось сложнее, "слепому" или "поводырю"?"

"С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения упражнения?"

4 этап.

Цель - получение каждым участником группы обратной связи личностного плана. Завершающий этап.

Упражнение « Подарок»

Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.

Начиная с тренера, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).

Дыхательные упражнения«Релаксация»

Глубокое дыхание позволяет расслабиться вне зависимости от мыслей, которые одолевают человека. Не зря в фильмах, прибывшие на место действия полицейские или врачи, советуют потерпевшим в первую очередь глубоко и ровно дышать. В стрессовых ситуациях дыхание учащается и организму не хватает кислорода. Глубокое дыхание способствует поступлению этого жизненно важного газа в мозг и во все клетки в нужных объемах.

Инструкция:

Вдыхайте и выдыхайте медленно и глубоко через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Попробуйте расслабить плечи и верхние мышцы груди, когда дышите.

«Рисунок группы»

Цель: отражение эмоций на листе бумаги.

Инвентарь: карандаши, фломастеры, ватман

В центр круга ставится коробка с цветными карандашами и фломастерами.

Инструкция: « Предлагаю вам взять карандаши или фломастеры и нарисовать на ватмане то, что ему захочется, те впечатление которые оставил сегодня наш тренинг, тем самым завершить нашь день рисунком, Рисунком нашей группы». Участники группы начинают рисовать.

Притча «О кофе».

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой. В одну бросил морковь, в другую положил яйцо, в третью насыпал размолотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

Что изменилось? – спросил он свою дочь.

Морковь и яйцо сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответила она.

Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились. Они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне, могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

А кофе? – спросила она.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Заключение

Разработка данного социально – психологического тренинга предназначена для учащихся 5 – 11 классов.

Ожидания результативности тренинга:

    снятие тревожности -90%

    налаживание межличностных отношений – 85%

    уважение к одноклассникам – 95 %

    Увеличение позитивных эмоций – 100%

    Развитие эмоций взаимоподдержки, ответственности, сплоченности - 80 %

Список литературы

    Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

    Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. –– М: Ось-89, 1999. – 176 с

    Кипнис М. Тренинг коммуникации. - М.: Ось-89, 2004. - 128 с.

    Книге «Психогимнастика в тренинге» (СПб.: Речь, 1999), Часть II, «Тренинг сенситивности»

    Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг М.: Когито-Центр, 2007. - 93 с.

    Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.

Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4 - М.: Генезис, 1999.- 160 с: ил.

Мастерство общения и личная жизнь

Мы предлагаем вам пройти тренинг межличностного общения, который выведет ваши отношения с людьми на совершенно новый уровень. Такая сфера нашей жизни, как взаимоотношения с окружающими, и в частности с противоположным полом, весьма существенно зависит от умения говорить, вовлекать в себя людей, знать тонкости восприятия психики человека, уметь создавать вокруг себя комфортную благоприятную атмосферу легкости и гармонии. Наш обучит вас этому тонкому искусству гармоничной межличностной коммуникации.

Фразу «не родись красивым, а родись счастливым» смело можно было бы перефразировать в следующую: «не родись красивым, а родись красноречивым». Многим кажется, что красивая внешность – залог успеха в общении с противоположным полом, однако это не совсем так. Конечно, как говорится «встречают по одежке», эффектный внешний вид и красивое лицо помогут произвести первое положительное впечатление. Но если этому красавцу или красавице нечего сказать, если речь нескладная, если за словом приходится лезть в карман, если нарушаются определенные законы восприятия и возникает дискомфорт, то вряд ли знакомство продлится долго.

Являются важными аспектами межличностных отношений. Поэтому психологический тренинг общения является весьма полезным для тех, кто хочет нравиться окружающим, заводить новые знакомства и превращать разовые встречи в постоянные прочные отношения. В нашей школе преподают техники, которые позволяют достигать желаемого! , молодых людей и людей в возрасте действительно помогает изменить личную жизнь в лучшую сторону.

Взаимоотношения с людьми – это в первую очередь общение. Умение заинтересовать, быть хорошим собеседником, поддержать разговор, выслушать в нужную минуту, развеселить, повлиять на сознание и подсознание– всё это необходимо для того, чтобы с вами хотели общаться всё больше и больше. Тренинг межличностного общения как раз и помогает вам научиться всему этому. Вы сможете стать таким собеседником, с которым все ищут общения.

Кроме того мы предлагаем вам тренинг делового общения . Взаимоотношения на работе играют для нас важную роль. Хорошая атмосфера, царящая в коллективе – это залог успеха и психологического комфорта. позаботятся о том, чтобы вы смогли выстроить гармоничные отношения с коллегами и руководством, чтобы ваше мнение всегда было ценным и внимательно выслушивалось. Тренинг делового общения – это обучение межличностному общению в рабочем коллективе.

Личная эффективность. Целеполагание. Вдохновляющее лидерство

  • Личная эффективность.
  • Составляющие личной эффективности.
  • Гармоничное развитие человека и его влияние на личную эффективность.
  • 7 навыков высокоэффективных людей (С. Кови).
  • Проактивное и реактивное поведение. Коррекция и планирование действий.
  • Как развивать компетенции для большей эффективности: разработка ролевой модели.
  • Целеполагание.
  • Миссия - важнейший фактор мотивации («Кто? Что? Почему? Как?)
  • Цель и мечта.
  • Определение ценностей и ресурсов.
  • Барьеры достижения целей. Установки и стереотипы, блокирующие успех.
  • Взаимодействие со страхом. Защитные механизмы психики.
  • Работа с личными убеждениями.
  • Аффирмации: развитие позитивного мышления.
  • Постановка целей по методу SMART.
  • Постановка целей по методу GROW.
  • Личные качества, влияющие на результат.
  • Определение зоны личностного развития: план действий.
  • Проектирование: техники эмоциональной стабилизации.
  • Принципы жизни высокоэффективных людей.
  • Вдохновляющее лидерство.
  • Самодиагностика: вдохновляющий лидер.
  • Спиральная динамика: определение своей роли и роли других.
  • Создание доверительной атмосферы в коллективе.
  • Взаимное уважение и доверие, их связь с бизнес результатами.
  • Основы влиятельного поведения.
  • Как ставить вдохновляющие цели.
  • Оптимальное состояние сознания (поток).
  • Харизма лидера.
  • Регулирование отношения к «сложным» людям.
  • Постановка целей сотрудникам по SMART.
  • Инструменты воодушевления сотрудников.
  • Feedback: обратная связь по системе РОСТ и РОСТ+.
  • Влияние на решения сотрудников («Влияние без авторитета»).

Управление переговорами: правила и приемы

  • Подготовка к переговорам: типы клиентов.
  • Особенности работы со сложными клиентами.
  • Борьба за выгоду, компромисс и уступка, правила торга.
  • Деловая игра: Цель — научиться достигать свои цели, сохраняя отношения с клиентом.
  • Приемы эффективного переговорщика в продажах.
  • Методы аргументации. От доказывания к аргументации.
  • Кейс: Переговорные поединки.
  • Работа с сопротивлением и претензиями, способы работы с критикой.
  • Давление и манипуляции в переговорах: манипуляторы и их мотивы.
  • Методы противодействия манипуляциям.
  • Позитивные и негативные эмоции в переговорах.
  • Как справиться со своими эмоциями, как нейтрализовать эмоции клиента.
  • Техника работы с эмоциями.
  • Внешняя и внутренняя агрессия, провокация агрессии как элемент давления.

Этикет делового общения. Деловой стиль. Профессиональный гардероб

  • Деловой этикет и имидж компании: значение для профессиональной деятельности. Приветствие и представление. Правила рукопожатия.Обращение «Вы» - «ты». Визитные карточки, основные функции
  • Основные правила эффективной самопрезентации. Как правильно управлять впечатлением о себе
  • Деловая встреча. Как правильно подготовиться
  • Как принято вести себя в своём кабинете, принимая гостей, клиентов, партнёров
  • Деловое партнерство. Подарки и сувениры. Выбор и стоимость делового подарка, букета. «Запрещенные подарки»
  • Внешний имидж делового человека. «Dress» - код. Деловой стиль в одежде. Аксессуары и украшения в деловом стиле.Ошибки в оформлении внешности делового человека
  • Одежда для приемов
  • Официальные приемы: деловой завтрак, коктейль, фуршет, торжественный обед.Основные правила поведения на приемах

Тренинг «Педагогическое сотрудничество»

Цель тренинга: развитие навыков сотрудничества.

Задачи:

сформировать представление о сотрудничестве как одной из форм эффективного взаимодействия;

сформировать представление об эффективном общении в рамках сотрудничества;

познакомить участников с понятием конфликта и способами его разрешения;

создание сплоченной группы;

обучение навыкам конструктивного разрешения конфликта;

отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

тренировка коммуникативных навыков;

формирование навыков совместной деятельности.

Продолжительность тренинга: 30-45 минут.

Контингент: молодые педагоги.

Количество участников в группе: 12–15 человек.

Ход тренинга.

Упражнение «Приветствие»

Цель: введение в атмосферу тренинга, сплочение группы

Время проведения: 5 минут.

Инструкция. Здравствуйте, я рада вас всех видеть. В начале нашего занятия мы должны познакомиться. И поэтому пусть каждый по цепочке скажет своё имя и комплимент на первую букву своего имени.

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Упражнение «Карандаши»

Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.

Время проведения: 10 минут.

Материалы: карандаши, по одному на пару.

Инструкция. Суть упражнения состоит в удержании закрытых колпачками карандаша или ручки, зажатых между пальцами стоящих рядом участников.

Сначала выполняется подготовительное задание: разбиться на пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями - вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

- Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.

- Вытянуть руки вперед, отвести назад.

- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.

- Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

- Присесть, встать.

- Шагнуть вперед, поднять руки.

- Держать карандаш мизинцами.

- Выполнить упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не выпадали?

На что ориентироваться при выполнении этих действий?

Как установить необходимое взаимопонимание?

Ведущий. Наш тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для сотрудничества и взаимопонимания умения, например координировать совместные действия с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Такие умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе.

Мозговой штурм.

Упражнение «Что такое сотрудничество?»

Цель: разобраться в понятии «сотрудничество»; сплочение группы.

Время проведения: 20 минут.

Инструкция. Сейчас мы с вами рассмотрим понятие «сотрудничество», но сначала я бы хотела прочитать вам и обсудить одну притчу, которую прочла недавно в одной книге. Слушайте внимательно, и пока я буду читать, подумайте, о чем она, какую мысль в себе несет.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга».

Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.

Вопросы

Что такое «сотрудничество»?

Список качеств, необходимых для сотрудничества.

Список умений, необходимых для сотрудничества.

Цели сотрудничества.

Вместе с участниками ведущий составляет ромашку, где сердцевина - это слово «сотрудничество», а лепестки - то, что в него входит.

Упражнение «Решение ситуаций».

    Ситуация “Дежурство”


Классный руководитель в конце урока попросила Наташу и Артема остаться подежурить. Прозвенел звонок – кто-то из ребят поторопился покинуть класс, кто-то подошел к учительскому столу с вопросами. Артем, увидев, что учитель занят своими делами, незаметно ушел домой. На следующий день учитель оставил дежурить Артема одного, за вчерашний день. Но в классе не оказалось веника. Тогда учитель отослал Артема взять веник у уборщицы. Под этим предлогом тот снова ушел домой.


    Разобраться наедине с Артемом в причине таких действий.


    Предложить подежурить с учителем.


    Рассказать о случившемся всему классу. Назначить дежурство по партам, а его парту всегда пропускать.


    Оставить весь класс подежурить за него.

2 .Ситуация “Урок стоя”


Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов учителя “Здравствуйте, садитесь” – все продолжали стоять.


    Необходимо, чтобы ученики сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Нужно начать урок как обычно, не акцентируя внимания на том, что класс стоит.

3 .Ситуация “Опоздание”


Наташа регулярно опаздывает на первый урок. Вот и сегодня, в очередной раз (неизвестно какой по счету) она вошла в класс через 15 минут после звонка, когда урок был в самом разгаре.


    Не обратить никакого внимания на опоздание (привыкли).


    Похвалить Наташу за то, что она пришла на целых 15 секунд раньше, чем обычно. Прогресс.


    Устроить “торжественную” встречу “Ее Величества Наташи” с бурными аплодисментами всего класса и восхищенными возгласами учителя.

Завершение тренинга

Упражнение «Закончите фразу»

Цель: повышение самооценки участников. Участники по очереди говорят следующее:

Сегодня я узнал о том, что я...

Мне было приятно, когда...

Упражнение «Цветок пожеланий»

Цель: релаксация.

Для этого упражнения используют цветущий вазон, кустик фиалки, которые поочередно передают каждому участнику тренинга. Передав цветок, говорят пожелания: «Я тебе желаю...». Психолог благодарит участников за искренность и сотрудничество.



Документы