Конспект логопедического занятия зимующие птицы старшая группа. Нод по формированию лексико - грамматических средств языка на тему: « зимующие птицы» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Материалы и оборудование

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа).

Нестерович Александра Валентиновна, учитель-логопед

МБДОУ ДС №15 «Алёнка», г.Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Программное содержание:

    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы";

    развитие мышления детей на материале описательных загадок;

    автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;

    закрепление умения детей делить слова на слоги;

    развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;

    развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;

    развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;

    развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

    воспитание умения взаимодействовать друг с другом;

    воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;

Оборудование и материалы:

    предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц;

    модели птиц на каждого ребенка;

    картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком;

    магнитная доска;

    опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы";

    дидактическая игра "Назови по части целое";

    дидактическая игра "Составь слово";

    губки (по 2 штуки на каждого ребенка);

    простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

    Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика.

Логопед:

    Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

    Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

    Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

    Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это … (Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

    Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

    Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

    Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

    Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)

    Для чего птице клюв?

    Для чего птице крылья?

    Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) . Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

    Физминутка.

    Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.

Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам

Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой

Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой

Повороты головы вправо – влево

Имитируют руками взмахи крыльев

Дети садятся на стульчики.

    Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

    Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

    Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

    Для кого этот корм? (Для птиц)

    Чей это корм? (Птичий корм)

    Чья это пища? (Птичья пища)

    Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы

<Рисунок 1>

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

<Рисунок 2>

Эта птица крупная или мелкая?

<Рисунок 3>

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

<Рисунок 4>

Чем питается зимой?

<Рисунок 12>

<Рисунок 13>

Логопед: А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    птица – птичка, пичужка

    синица – синичка

    воробей – воробышек – воробьишко

    снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

    голубь – голубка, голубок

    галка – галочка

Логопед : Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

    Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.

Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»

Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .

1. Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.

2. Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.

3. Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

Оборудование :

Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .

Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?

Дети : В лесу, в парке и т. д.

Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?

Дети : Да.

Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .

2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

3. Беседа о зимующих птицах .

Логопед : Какие это птицы ?

Дети : Зимующие .

Логопед : Назовите зимующих птиц ?

Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.

Логопед : Что есть общего у всех птиц ?

Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Логопед : Чем они отличаются?

Дети : Размером, окраской, оперением.

Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?

Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.

Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.

Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?

Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.

Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»

Дети дуют на бумажных птичек.

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)

Дети называют ласково птиц .

5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .

6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :

Дети :

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много синиц.

На дереве много ворон.

На дереве много снегирей и т. д.

7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»

Дети : Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).

9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.

У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжёлый, а воробей легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)

У сороки белые бока – белобокая сорока.

У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь

У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона

У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.

12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)

Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?

Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …

13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »

Логопед :

Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»

Дети : Снегирь.

Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»

Дети : Воробей и т. д.

14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась наша прогулка в парке?

Ответы детей .

15. Продуктивная деятельность

Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.

16. Итог занятия .

Оцениваются работы детей .

Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,

закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;

Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;

Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;

Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Сообщение темы.

Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )

Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)

Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .

Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.

Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка.

Пальчиковая игра «Дятел»

Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Игра «Улетают – не улетают»

Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .

Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .

Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?

Игра «Подбери слова»

Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала… облетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы к тексту :

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия .

Логопед :

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?

Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

  • Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
  • Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
  • Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
  • Формировать фразовую речь.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать навыки словообразования.
  • Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
  • Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей. )

Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица .)

В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел. )

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь .)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона .)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока .)

Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова. )

2. Введение в тему

Логопед: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?

Дети: Потому что они могут найти себе корм.

Логопед: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Логопед: Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

Логопед: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Логопед: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

3. Упражнение «Накорми птиц»

Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.

Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.

4. Упражнение «Кормушка»

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

5.Динамическая пауза

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

6. Игра с мячом « Назови ласково»

Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.

7. Упражнение «Составь новое слово»

Логопед предлагает детям закончить предложения:

  • У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
  • У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
  • У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
  • У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.

Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

9. Игра «Четвертый лишний»

Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.

  • Снегирь, ворона, аист, сова.
  • Соловей, кукушка, сорока, журавль.
  • Дятел, ворона, воробей, скворец.

10. Итог занятия

Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей. )



Документы