Какие нужны объективы для зеркальных фотоаппаратов. Какой объектив для чего нужен и что выбрать. Что такое байонет

Выбор объектива – ответственный процесс, сопряженный чаще всего, с растратой не одной сотни (иногда и тысячи) долларов. Именно поэтому важно знать, какие параметры объектива следует учитывать при покупке.

Для начала необходимо определиться, какие цели вы преследуете: для каких видов съемки будет использован . Для разных типов съемки используются объективы различной конструкции, с различным углом зрения.

Угол зрения (или фокусное расстояние) от 8 до 28 мм:

Характерен для объективов, которые также называют широкоугольными. Если вы планируете снимать пейзажи, архитектуру, интерьеры (в особенности, интерьеры в малогабаритных помещениях), то этот объектив – лучший выбор.

Угол зрения от 28 до 80 мм:

Характерен для объективов, которые называют стандартными. Если вы любите снимать репортажи, различные мероприятия, если вы любите уличную съемку, этот объектив – отличное решение, поскольку он подходит почти для всех видов фотографических сюжетов. Кроме того, в диапазон стандартных объективов входит угол зрения 35 мм, который равен охвату сцены человеческим глазом.

Угол зрения от 80 и выше:

Характерен для телеобъективов или так называемых длиннофокусных объективов. Если вы любите снимать портреты (от 85 мм), дикую природу (от 400 мм), футбол и другие спортивные мероприятия, к которым нельзя близко подойти, если вам нужно снимать сильно отдаленные от вас объекты, телеобъектив создан именно для этих задач.

Легче всего понять, по углу зрения, можно по этой картинке:

Следует также помнить, что не все объективы обеспечивают возможность приближения или отдаления объектов. Многие из них можно использовать только на одном угле зрения (например, только 24 мм — фиксированное фокусное расстояние ). Такие объективы обладают гораздо более высоким качеством изображения.

Другие объективы могут снимать на разных фокусных расстояниях (например, и 28, и 35, и 50, и 80 — переменное фокусное расстояние ):

Однако последние, тем не менее, обеспечивают возможность быстрой смены угла зрения при репортажной съемке. Самые простые из них обычно встроены в цифровые мыльницы и позволяют использовать так называемый зум. Поэтому большинство начинающих пользователей, перешедших с мыльницы на зеркальную камеру, выбирают именно зум-объективы, жертвуя качеством, которое они могли бы получить, используя фикс-объективы.

Определив свои цели и выбрав нужный тип фокусного расстояния, фотограф приступает к поиску конкретной марки и модели. На этом этапе выбор объектива зависит от нескольких технических параметров.

Второй немаловажный параметр после фокусного расстояния – это светосила.

Большая светосила объектива (или самое маленькое значение диафрагмы, при котором он может снимать) – большой плюс, поскольку:

  • Светосильные объективы пригодны для съемки в плохих условиях освещения, с ними очень часто можно обойтись без вспышки (однако не следует думать, что они могут заменить , например, при контровом свете) – они пропускают больше света на ;
  • Светосильные объективы дают красивое размытие заднего плана. Например, такое размытие дает объектив Canon 50 mm, f/1.4. Фон почти полностью размыт:

А такое — китовый объектив Canon EF-S 18-55 mm. Фон плохо размыт, видны многие детали, что отвлекает от девушки:

Примечание о цифрах: среди двух объективов Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 и Canon EF 50.mm f/1.8 светосила больше у последнего (выделена жирным шрифтом), а значит, что он лучше для съемки в плохих условиях освещения.

Резкость объектива – еще один немаловажный параметр. Чем дороже объектив – тем он резче, однако среди объективов одного и того же бюджетного класса можно найти модели как отличные, так и не очень хорошие. Что важно, объективы с фиксированным фокусным расстоянием, как правило, на порядок резче зум-объективов.

Бюджетный объектив Canon EF-S 18-55mm. «Мыльная картинка», нерезкие границы объектов:

Объектив люкс-класса Canon EF 24-105 L. Резкие границы объектов, красивое размытие:

Выбор объектива также зависит от кроп-фактора матрицы вашего фотоаппарата. У фотоаппаратов любительского или полупрофессионального класса (например, Canon 550D, или Nikon D5100) кроп-фактор матрицы (23х15 мм) составляет 1.5 или 1.6. А это значит, что объектив, в свойствах которого обозначается угол зрения 28 мм, будет иметь охват сцены, как объектив с фокусным расстоянием 42 мм. Все потому, что фокусное расстояние (угол зрения) объектива указывается для полнокадровых матриц (36х24 мм), без кроп-фактора (дорогие фотокамеры, такие как Canon 5D Mark II).

На картинке показано, что угол зрения объектива на кроп-матрице значительно меньше:

Наконец, упирается в диапазон моделей и марок изготовителей . Все популярные производители фотокамер, такие как Canon, Nikon, Olympus, выпускают собственные объективы. Чаще всего, такие объективы гарантируют покупателю наилучшее качество сборки. Кроме того, реже встречается такой брак, как бэк-фокус и фронт-фокус (подробнее о проверке объективов на технические недостатки при покупке можно прочитать ).

Тем не менее, чаще всего стоимость «родного» объектива на порядок выше стоимости объективов сторонних производителей. Иногда это может быть неоправданно. Некоторые модели таких фирм, как Tamron, Tokina, Sigma могут показать качество не худшее, чем фирменные объективы Canon или Nikon.

Важно выбрать объектив с подходящим байонетом (креплением на камеру) – если объектив предназначен для камер Canon, для Nikon он уже не подойдет.

При выборе объектива также обращают внимание на наличие . Чем хуже объектив, тем они заметнее. Хроматические аберрации возникают на границе предметов съемки, в особенности, предметов, снятых на ярком фоне. Например, веток деревьев на фоне неба. Они представляют собой фиолетовую, зеленую или красную кайму:

Чаще всего характерны для зум-объективов. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием реже страдают от таких недостатков.

Зная эту информацию, вы всегда сможете выбрать наиболее подходящий вам объектив. На помощь вам придут такие ресурсы, как:

Узнать о том, как проверить объектив перед покупкой, можно .

Наша статья поможет вам определиться с выбором объектива для работы и творчества.

Важно не просто подобрать правильный объектив, но и просчитать свои потребности на будущее. Ведь камеры меняются каждые два-три года, а оптика остается на 5-10 лет.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние - основная характеристика объектива. Не вдаваясь в теорию оптики, упростим описание и скажем, что фокусное расстояние отражает, насколько объектив приближает или отдаляет объекты.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем более крупное, «приближенное» изображение мы получим при съемке с одной и той же точки. И наоборот, чем меньше фокусное расстояние объектива, тем более широкая панорама уместится на фотографии.

От фокусного расстояния зависят угол зрения объектива и перспектива снимка. Увеличение фокусного расстояния уплотняет перспективу, тем самым приближая задний план к переднему. Уменьшение фокусного расстояния растягивает перспективу, увеличивая расстояние между передним и задним планами.

Угол зрения и искажение перспективы отчетливо видно на следующем примере.

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах и указывается для полнокадровых матриц (сенсор размером 24х36 мм).

Как вы знаете, в любительские камеры устанавливают матрицы меньшего размера. Соотношение размера полнокадровой матрицы к любительской называется кроп-фактором. А меньшая матрица называется кропнутой.

Как это работает. Объектив проецирует изображение так, что оно вписывается в полнокадровую матрицу. Если на этом месте стоит кропнутая матрица, она просто обрезает картинку по краям, как это показано на изображении.

Каждый производитель использует собственное значение кроп-фактора. Canon — на модели 1D -1,3, на любительских -1,6. Nikon, Sony, Pentax и Samsung — 1,5. Olympus и Panasonic — 2.

Фокусное расстояние на кропнутой матрице называется так же эквивалентным фокусным расстоянием. Для пересчета фокусного расстояния для кропнутой матрицы вам достаточно умножить значение кроп-фактора на фокусное расстояние. Например, 24 мм на полнокадровой матрице составит 36 мм на кропнутой камере Nikon.

Хотя следующее заявление с технической точки зрения неверно, но для простоты можно считать, что при прочих равных камеры с кропнутой матрицей «приближают» изображение.

Как вы понимаете, с кропнутой матрицей может работать любой объектив. Так же существуют объективы, созданные специально для кропнутых матриц, которые проецируют изображение на маленькую матрицу. Если использовать такой объектив с полнокадровой матрицей, он будет работать, но будет проецировать изображение только на центральную часть матрицы.

Очень наглядно различные фокусные расстояния показаны в симуляторе объективов на сайте nikon.ru . В данном симуляторе несколько фотографий сняты с помощью различных фокусных расстояний, что позволяет наглядно понять, как с изменением фокусного расстояния меняется перспектива и глубина резкости .

Исходя из фокусного расстояния, все объективы условно разделяются на сверхширокоугольные, широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

  • Сверхширокоугольные - от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм
  • Широкоугольные - 24 до 35 мм
  • Нормальные - 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние по перспективе максимально приближено к человеческому глазу
  • Длиннофокусные (телеобъективы) - от 85 мм

Светосила объектива

Светосила - величина, характеризующая степень ослабевания светового потока в данном объективе.

Светосила объектива напрямую зависит от относительного отверстия объектива, которое отображается в описании объектива как 1:2.8 или f/2.8

Чем меньше это значение (например f/1.4), тем больший поток света объектив пропустит к матрице. Таким образом мы получим более короткие выдержки, малую глубину резкости и более сильное размытие фона.

Чем больше значение относительного отверстия (например f/22.0) тем меньше света получает матрица, что ведет к длинным выдержкам, высоким ISO, большей глубине резкости и проработанному фону.

Подробнее о выдержке, диафрагме и чувствительности вы можете прочитать в нашей статье об основах экспозиции .

Более бюджетные зум-объективы имеют переменную светосилу. Например, f/3.5-5.6 для объектива с фокусным расстоянием 18-105 мм означает, что на 18мм максимальная диафрагма будет f/3.5, на 105мм – f/5.6. С такими объективами не очень удобно снимать репортаж но при работе в студии проблем не возникнет.

Если на объективе указано единственное значение светосилы, например f/2.8, значит данное значение поддерживается на всём диапазоне фокусных расстояний. Как правило объективы с постоянной светосилой дороже своих собратьев с изменяемой диафрагмой.

Стабилизатор изображения

Стабилизатор изображения компенсирует микродвижения камеры во время съемки, предотвращая таким образом получение смазанных кадров.

Как вы знаете, чтобы получить резкий кадр, ваша выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию. То есть при фокусном расстоянии 160 мм, выдержка должна быть минимум 1/160, а лучше 1/200 и короче.

Как правило механизм стабилизации встраивают в объектив, исключение из этого правила - компания sony, которая устанавливает стабилизатор непосредственно в камеру.

Nikon и Canon снабжают стабилизатором отдельные модели объективов. Как правило, это телеобъективы, - изображения, снятые ими, чаще страдают от шевеленки. Благодаря стабилизатору можно выиграть 2 ступени, это дает возможность снимать без штатива при меньшей освещенности. Естественно, цена на объективы, оснащенные стабилизатором, заметно выше.

Исходя из этого и из опыта работы мы очень рекомендуем выбирать телеобъектив со стабилизатором.

При студийной съёмке со штатива стабилизатор следует отключать.

Привод автофокуса

Обратите внимание на тип автофокуса вашего объектива. Существует два типа моторов, управляющих автофокусом: ультразвуковой мотор и “отвертка”.

Ультразвуковой мотор встроен непосредственно в объектив. В топовых моделях используются ультразвуковые кольцевые моторы (каждый производитель называет их по-своему), обеспечивающие очень быструю скорость работы и тихую фокусировку.
В бюджетных объективах используются более простые ультразвуковые моторы.

Отвертка - это в прямом смысле отвертка, которая механически связывает объектив и камеру и управляется камерой. Это старая система, она достаточно медленная и шумная. В камерах она сохраняется для совместимости со старыми объективами.

В данный момент в продаже имеется достаточно широкий ассортимент объективов (Nikon, Minolta и других фирм) с отверточным приводом. При выборе камеры и оптики вам необходимо обратить внимание, что некоторые бюджетные камеры не работают с отверточными объективами. Если говорить точнее, объектив будет работать, но без автофокуса.

Конструкция некоторых бюджетных объективов такова, что во время фокусировки передняя линза вращается. Это может создать неудобство при работе с поляризационным или градиентным фильтром . Изучите этот момент перед съемокой. При съемке пейзажа подобный конструктив доставит вам массу неудобств. В более дорогих объективах передний блок линз не вращается.

Байонет

Каждый производитель фототехники использует собственную систему крепления объектива - байонет. Также существует открытый стандарт байонета 4/3, который используют в своих камерах Panasonic и Olympus.

На рынке существуют ряд сторонних производителей, которые производят только объективы и выпускают их под каждый байонет: Tamron, Sigma, Tokina, Carl Zeiss и Samyang .

Подобная оптика обладает своими сильными и слабыми сторонами, однако это тема отдельной статьи.

На этом мы закончим описание характеристик объективов и перейдем к советам относительно выбора оптики.

Выбор объектива

Здесь я хочу сделать небольшое отступление и уточнить некоторые термины.

Объективы для кропнутых камер можно смело отнести к любительским, хотя среди них встречаются достаточно качественные образцы.
Объективы для полнокадровых камер можно считать профессиональными.

Разумеется, при выборе объектива вам нужно обращать внимание на все факторы объектива.

Зумы

Зум-объективы являются оптимальными инструменты для работы большинства фотографов. Увеличенное количество линз и соответственно слабая светосила компенсируются универсальностью.

Давайте рассмотрим все категории зумов и определим, чем они могут быть удобны.

Универсальные супер-зумы

Как вы уже догадались из названия, супер-зумы дают вам самый большой диапазон фокусных расстояний, совмещая в одном объективе широкоугольник, стандартный и телеобъективы.

Супер-зумы создаются как для кропнутых матриц (диапазон 18-200 мм), так и для полнокадровых (28-300 мм).

Этот объектив можно посоветовать начинающим фотографам, для которых будут перекрыты все потребности в оптике. По той же причине объектив идеально подойдет любому туристу. За счет диапазона телевика вы можете получить сильно размытый фон, что немаловажно для любителей.

Коммерческим фотографам супер-зум оптимален для полного кадра в качестве основного репортажного объектива (на вторую камеру можно надеть фикс, но об этом позже).

Однако сказок не бывает. За счет большого количества линз (например, в AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6 G ED VR II их шестнадцать!) супер-зумы обладают достаточно скромной светосилой, что может вызвать некоторые неудобства. Однако, учитывая, что современные матрицы даже на любительских зеркалках вполне хорошо держат высокие значения ISO, об этом можно не беспокоиться.

Помимо этого нужно учитывать, что супер-зумы дают менее резкую картинку, нежели другие зум-объективы. Не пугайтесь, ваши фото в любом случае будут резкие, в меру резкие.

Стандартные или нормальные зумы

Этот класс объективов самый популярный и часто используемый среди фотографов. Фокусные расстояния 24-70 мм (18-50 мм для кроп) стандартного зума - это как раз тот диапазон, который нужен для большинства задач.

Данный тип объективов условно можно разделить на любительские и профессиональные.

Первые в целом менее резкие и быстрые и обладают переменной светосилой, например Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G.

Если вы собираете серьезно развиваться в фотографии, я рекомендую вам задуматься о покупке профессионального стандартного зума, например (24-70mm f/2.8), и вот почему.

Стандартный зум идеален для съемки многих сюжетов, включая пейзаж, репортаж и, самое главное, портрет. При этом профессиональная оптика - самая резкая, контрастная и быстрая в работе. Такой объектив должен быть у каждого фотографа, поэтому экономия в данном случае лишена смысла.

Даже если у вас кропнутая матрица и вы лишитесь широкого угла, так как 24-70 превратятся в 36-105, не переживайте! Когда вы купите полнокадровую камеру, этот объектив останется с вами и продолжит радовать вас своим качеством картинки.

Широкоугольные зумы

Данные объективы используются для интерьерной съемки, когда площадь помещения не позволяет вам использовать оптику нормального диапазона.

В основном встречаются объективы в диапазоне 14-24 мм и 16-35 мм, оба для полнокадровой матрицы.

Такая оптика часто используется свадебными фотографами при съёмке в лимузине, ресторане, маленьких помещениях и для создания кадров с необычайно открытым пространством.

Самый большой недостаток широкоугольных объективов вообще, и зумов в частности, заключается в сильных дисторсиях, то есть искажениях перспективы пространства и объекта съёмки.

В некоторой степени дисторсии можно исправить при конвертации RAW, но это лишь косметическая мера.

Широкоугольные объективы дороги в производстве, если вы пользуетесь ими редко, есть смысл приобрести неавфотокусный фикс Samyang.

Телеобъективы

Профессиональная оптика выпускается с фокусным расстоянием 70-200 и диафрагмой f/2.8. Любительские объективы выпускаются с фокусным расстоянием 70-300 (реже 70-200) и диафрагмой f/4-5.6.

Этот диапазон фокусных расстояний позволяет снимать массу репортажных сюжетов: свадьбы, конференции, спорт и т.п.

Так же объектив прекрасно подходит для портретной съемки, ведь как вы знаете, на фокусных расстояниях больше 85 мм исчезают искажения пространства (дисторсии). Так же за счет большого фокусного расстояния телеобъектив хорошо размывает фон даже на относительно закрытых диафрагмах (например, f/8).

Обратите внимание. Съемка с телеобъективом требует более коротких выдержек. Как правило, выдержка вычисляется так - при фокусном расстоянии 100 мм выдержка должна составить 1/100, 200 мм — 1/200 и так далее. Причем желательно, чтобы выдержки были короче, чем указанные в предыдущем примере. Компенсировать шевеленку поможет применение монопода.

Помимо быстрого автофокуса, более резкой и светосильной оптики, в профессиональных моделях устанавливают стабилизатор, который может компенсировать до двух ступеней выдержки. Если ваша камера сильно шумит при чувствительности ISO 800-1000, задумайтесь о профессиональном телевике.

Фиксы

Фиксами называют объективы с постоянным фокусным расстоянием, то есть НЕзумы.

Отсутствие блока линз, отвечающих за зуммировние, позволяет конструкторам создавать более легкие и компактные объективы. Малое количество оптических элементов позволяет создавать очень резкие и светосильные объективы.

Именно благодаря большой светосиле, которая доступна только фиксам, можно получить очень малую глубину резкости и сильное, красивое боке.

Как вы уже поняли, фиксы уступают зумам в универсальности, однако превосходят по всем оптическим характеристикам. По этой причине большинство фиксов не сильно отличаются по цене от зумов.

Как и зумы, фиксы условно можно разделить на профессиональные и любительские. Последние обладают более скромными характеристиками и как правило выпускаются в фокусных расстояниях 35мм, 50мм и 85мм с светосилой f/1.8.

Фиксы покрывают все популярные фокусные расстояния и более того, даже те, которые недоступны для зумов: 8, 10, 14, 24, 35, 50, 85, 100, 135 и 200 миллиметров.

БОльшие фокусные расстояния встречаются в профессиональной репортажной оптике.

О фиксах мы подробнее расскажем в будущих статьях.

P.S.

Выбор объектива достаточно большая и многогранная тема и вероятно в будущем мы посвятим её аспектам наши новые статьи. Будем рады услышать ваши отзывы.

) камеры - почти всегда долгий и, зачастую, нервный процесс. Большинство хороших объективов стоят недешево и хочется, отдавая сумму как минимум с четырьмя нулями, получить взамен какие-то новые возможности, каких не было раньше - лучшую резкость, большую светосилу, красивое боке (желательно, чтобы все это одновременно). Иными словами, уж если отдавать такие деньги за кусок металла, пластмассы и стекла, то выбрать такую модель, которая возместит хотя бы моральный вред, нанесенный пресловутой жабой, которую вы все-таки задушили и решились на покупку:)

Что мы ждем от нового объектива?

Владельцы зеркалок делятся на две группы. Первая группа (обычные фотолюбители) снимает всю жизнь на китовый объектив и "не парится". Вторая (творческие личности) так или иначе пытаются по возможности проапгрейдить свою систему. В первых рядах очереди на апгрейд, как правило, стоит объектив. Причины у всех разные. Кто-то, научившись более-менее сносно фотографировать, "уперся в потолок" и ему уже не хватает зума, светосилы, "рисунка", "пластичности" и т.д. Кто-то просто начитался статей и обзоров в Интернете и загорелся идеей поменять объектив. Только на что менять? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно сформулировать четкий перечень претензий - что конкретно вас не устраивает в вашей технике. Лучше, если их будет не меньше трех. Типичный пример - замена китового объектива на светосильный фикс (например, "полтинник 1.8"). Причины могут быть такие:

  • Китовый объектив недостаточно хорошо прорисовывает края кадра - темнит их, мылит и хроматит
  • Китовый объектив слишком "темный", а я люблю фотографировать без вспышки. Для этого приходится сильно задирать ISO, а потом бороться с шумами.
  • Я хочу научиться делать портреты с "профессионально размытым" задним планом, а китовый объектив не дает реализовать эту идею. Размытие на длинном конце слабое, его рисунок скучен, а цвета унылы!

Если это про вас, то вам прямая дорога в магазин за покупкой объектива-фикса на 50 мм. Точно также стоит действовать, выбирая объектив для репортажа, тревел-фото, телефото, макро и т.д. Для начала попробовать поснимать в данном жанре тем, что есть, а если не устраивает - сформулировать перечень требований, расставить приоритеты. Как правило, выбор при этом сужается до 1-2 моделей. Дальше сценарий простой - накопить деньги, пойти в магазин, попробовать и купить тот, который больше понравился. Если же вы просто хотите поменять "китовый" объектив на что-то другое только потому, что "в интернете пишут, что он плохой", можете дальше не читать.

Чем дорогие объективы отличаются от дешевых?

Есть распространенное убеждение, что дорогие объективы намного резче, чем дешевые. Это было актуально лет 5 назад, может даже меньше. Сейчас даже бюджетная оптика здорово выросла в плане разрешающей способности и легко может обойти по детализации "топовые" аналоги 5-летней давности. Но вот беда - детализация вроде хорошая, но как-то все не так - скучная картинка. Самое главное отличие дорогой оптики от дешевой - это ее "художественность". Она не поддается измерению никакими лабораторными тестами. К примеру, топовая "элька" Canon EF 50mm 1:1.2L USM проваливает тесты по разрешающей способности и хроматическим аберрациям на фоне нового "полтинника 1.8 stm", но картинка у нее получается будто "волшебная". Нет в ней дешевой "пластмассовости", как в бюджетном "полтиннике".

Можно провести аналогию с двумя аудиосистемами с одинаковыми характеристиками "на бумаге", но одна из них - пластмассовый бумбокс, вторая - стационарная система с многополосными деревянными колонками. Бумбокс дешевле в несколько раз, но он подходит только для попсы и шансона. Классика и джаз на нем "не звучат". Их лучше слушать на более серьезной аппаратуре. У аудиофилов существует понятие "теплый и сочный ламповый звук", который, на их взгляд, гораздо лучше, чем "сухой транзисторный". Это при том, что 99% слушателей разницу не замечают.

С оптикой - то же самое. "Художественность" объектива задается множеством плохо поддающихся измерению величин. Характер картинки зависит от качества оптического стекла, сложности и сбалансированности оптической системы, формы диафрагменного отверстия, каких-то секретных изысков производителя, которые не афишируются. Даже если две модели идентичны по своим заявленным характеристикам, вполне может быть, что на практике отличия будут все равно заметны. По его техническим характеристикам можно лишь косвенно оценить вероятность того, что объектив будет "художественным". Чтобы полностью "распробовать" объектив, им нужно поснимать в течение длительного срока. Тем не менее, поскольку данные приводятся в описании, попробуем разобраться, что к чему.

Фокусное расстояние - переменное и постоянное

Фокусное расстояние определяет угол поля зрения объектива. Объективы бывают с переменным и постоянным фокусным расстоянием. Их называют "зумы" и "фиксы", соответственно.

Зум и фикс

Зум-объективы удобны своей универсальностью. Как правило, штатный объектив дает возможность фотографировать широкий спектр сюжетов - пейзаж, интерьер, портрет в обстановке, портрет крупным планом, иногда макро. Но обратной стороной медали, как правило, является компромиссное качество картинки, особенно у объективов с большой кратностью зума. К примеру, на коротком конце объектив охватывает большой угол пространства, что удобно для пейзажной съемки, но при этом "мылит" края и искривляет объекты. В длиннофокусном положении можно фотографировать портреты крупным планом, но рисунок размытия на заднем плане будет не интересным. Зум-объективы с большим диапазоном фокусных расстояний, например, Canon EF 18-135mm F/3.5-5.6 IS STM удобны для путешествий и прогулок, где важно иметь возможность быстро переходить от съемки общих планов к крупным, и наоборот.

Для творческой съемки лучше подходят либо более "короткие" (с небольшой кратностью), но светосильные зумы, либо фиксы. Фиксы чаще всего заточены под какую-то одну определенную задачу. Например, только для пейзажа (широкоугольник, 24 мм) или только для портрета (умеренный телевик, 85 мм). Есть категория универсальных фиксов с эквивалентным фокусным расстоянием 35, 40, 50 мм. Они имеют достаточно широкий угол поля зрения, что позволяет их использовать и для пейзажной съемки и, скажем, для портрета во весь рост. Но для охвата обширных пространств угла зрения не хватает, а для съемки крупных планов угол, наоборот, слишком большой.

Фиксы резче, светосильнее, компактнее, художественнее и почти всегда дешевле зумов, но заметно уступают им в универсальностии

Светосила объектива

Светосила - это характеристика, показывающая какое светопропускание имеет объектив. На практике светосила выражается в значении максимально открытой диафрагмы. Чем больше светосила, тем шире можно открыть диафрагму и с более короткой выдержкой (или низким ISO) фотографировать. К примеру, объектив со светосилой F/2.8 пропускает в 2 раза больше света, чем F/4, во столько же раз можно сократить выдержку. Зависимость чисел F и светопропускания нелинейная - каждое следующее число F из ряда 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 обозначает в 2 раза меньшее светопропускание, чем предыдущее.

Светосила играет важную роль в области применения объектива. Во-первых, она влияет на способность объектив размывать задний план (например, на портрете). Именно поэтому для профессиональной портретной съемки чаще всего используются объективы со светосилой F/2, F/1.4 и т.п. Во-вторых, объективы с высокой светосилой дают фотографу преимущество в тех видах съемки, где нужно обеспечить короткую выдержку, не задирая при этом чувствительность ISO, например, съемка спортивных соревнований. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием почти всегда имеют большую светосилу, чем зумы.

Зумы, в свою очередь делятся на объективы с постоянной светосилой и переменной. К примеру, объектив Canon EF 24-105mm F/4L IS USM позволяет открыть диафрагму до F/4 на всем диапазоне фокусных расстояний, это удобно при съемке в ручном режиме, если нужно вести съемку на открытой диафрагме (например, когда мало света). Более дешевый Canon EF 24-105mm F/3.5-5.6 IS USM в широкоугольном положении позволяет открыть диафрагму до F/3.5, а на длинном конце - только до F/5.6. Это означает, что в режиме "M" придется постоянно корректировать выдержку или ISO, чтобы яркость картинки не "гуляла" при изменении фокусного расстояния. Также постоянная светосила очень важна для видеографов - при "наезде" и "откате" уровень экспозиции картинки остается постоянным.


Следует иметь в виду, что на открытой диафрагме объективы часто дают "мягкую" картинку (на простом языке - "мылят"). Причем, "мылят" края кадра на открытой диафрагме даже профессиональные светосильные фиксы. Однако, для того же Canon 35/1.4L "открытой" является диафрагма F/1.4, но уже на диафрагме F/2 он весьма резок. Более дешевый Canon 35mm F/2 "мылит" на F/2. Ближе к F/4 их резкость становится сопоставимой. Светосильный объектив всегда имеет больший диапазон "рабочих" диафрагм, смещенный в сторону малых чисел. Это значительное преимущество для многих направлений съемки, но наибольший выигрыш - в портретной и репортажной съемке.

Байонет

Байонет - это механизм крепления объектива к камере. На практике эта характеристика говорит о совместимости объектива с определенным семейством камер. Чаще всего у каждого производителя несколько систем, причем, не всегда совместимых друг с другом. К примеру, у Canon есть обратная совместимость объективов EF (полнокадровые) с камерами EF-S (с кроп-фактором). То есть, на тушку с кропом можно установить полнокадровый объектив, а наоборот - нельзя. Если у вас полнокадровая камера, не стоит покупать к ней "кропнутый" объектив - у Canon не подойдет точно, у Nikon и Sony полнокадровая камера работает как кропнутая (смысл тогда в полном кадре?).

Чаще всего объективы имеют металлическое крепление байонета, но у самых дешевых версий оно пластмассовое. Считается, что это плохо. Лично я не могу привести ни одного вразумительного довода против пластмассового крепления байонета у легкого и компактного объектива. Долгое время использовал Canon 18-55, Canon 50/1.8 II с пластмассовыми хвостовиками - ничего не произошло. Может я что-то делал не так? :) Кстати, недавно Canon "порадовал" - помимо объектива выпустил еще и !

Проблема совместимости камер с "неродными" объективами решается при помощи специальных переходников, однако, такая возможность есть не всегда. Самыми "всеядными" камерами считаются беззеркалки. У них короткий рабочий отрезок и на них можно использовать практически любые объективы (через соответствующие переходники). Например, объективы Canon EF можно повесить на беззеркалку Micro 4/3 (но не наоборот!). Работоспособность автофокуса и диафрагмы зависит от возможностей переходника.

Количество лепестков диафрагмы

Форма диафрагменного отверстия оказывает влияние на рисунок объектива в зоне нерезкости (боке). В идеале форма диафрагменного отверстия должна быть круглой, в этом случае диски боке будут иметь идеально круглую форму. На практике отверстие диафрагмы формируется несколькими лепестками, которые перемещаясь относительно друг друга имитируют зрачок. Если лепестков диафрагмы относительно немного, например, 5 или 6, то светлые пятна в зоне размытия будут выглядеть как 5- или 6-угольники. Примерно так...

Боке Canon EF 50mm 1:1.8 II (5-лепестковая диафрагма) Такой эффект называют "гайками". В некоторых случаях "гайки" смотрятся интересно, но если они присутствует на всех фотографиях, то быстро надоедают и хочется поменять объектив такой же, но с большим количеством лепестков диафрагмы, чтобы получать такой результат:

Боке Canon EF 40mm 1:2.8 STM (7-лепестковая диафрагма) У объектива с 7-лепестковой диафрагмой диски нерезкости имеют более правильную форму. Если на приведенную выше картинку посмотреть повнимательнее, то мы видим характерное "закручивание" боке - по краям диски имеют более вытянутую форму, чем в центре. Этот эффект называется "кошачьи глаза" (по форме действительно похожи). Это следствие сферических аберраций, не до конца исправленных асферическими линзами. Формально это является недостатком, но в умелых руках "крученое боке" может стать великолепным художественным приемом.

Оптическая система: элементы и группы

Эта строка часто присутствует в описании объектива - указывается количество элементов и групп. Для неискушенного фотолюбителя это простые цифры, но в общем и целом, чем более линз имеет объектив, тем больше вероятность того, что он даст качественную картинку - производитель очень дотошно подошел к устранению искажений и не пожалел ввести дополнительные элементы.

Хорошим признаком является применение элементов из низкодисперсного стекла - оно снижает уровень хроматических аберраций. Асферические элементы помогают соблюсти правильную геометрию снимка, то есть минимизировать "бочкообразность" и "подушечность" изображения, а также частично избавиться от "мыла по краям" и "кошачьих глазок" в боке (см. ).

Количество элементов связано с диапазоном фокусных расстояний (кратностью зума) и со светосилой. Если объектив имеет фиксированное фокусное расстояние, его оптическая схема может быть относительно простой (меньше 10 линз), но она будет оптимизирована конкретно под данное фокусное расстояние. Благодаря этому, фиксы в большинстве своем резче, светосильнее зумов, а также дешевле и компактнее.

У зумов оптическая схема сложнее, так как объектив должен обеспечивать хорошее качество картинки по возможности на всем диапазоне фокусных расстояний. Приходится вводить дополнительные элементы, чтобы скомпенсировать искажения. Это приводит к увеличению габаритов, утяжелению и удорожанию объектива. Объективы-суперзумы имеют еще более сложную схему, но она зачастую далека от совершенства, особенно если речь идет о бюджетных моделях - там сплошной компромисс между размерами, ценой и качеством, обычно не в пользу последнего.

Как уже говорилось, количество элементов и групп указывается в характеристиках объектива, но есть нюансы... Элементы тоже имеют свои классы и категории - похуже и получше, подешевле и подороже. Естественно, те низкодисперсные и асферические элементы, которые стоят в объективах за 300 и 3000 долларов несколько различаются по качеству (это уже лично мое предположение).

Тип автофокуса

Автофокус - вещь, значительно облегчающая работу фотографа. Практически все современные объективы имеют автоматическую фокусировку, но она бывает разных видов. В зависимости от вида автофокусировки область применения даже вроде одинаковых по остальным характеристикам объективов может различаться. Автофокус приводится в действие при помощи электромотора, которые бывают разных типов.

  • "Обычный мотор" - самый простой и дешевый. Он устанавливается в самые дешевые объективы. Как правило, скорость и точность не вызывает претензий, но мотор издает характерный жужжащий звук. Этот звук будет отчетливо слышен, например, на видеозаписи. Бывают ситуации, когда при съемке нужно соблюдать максимум тишины - в этом случае такой автофокус тоже плохой помощник. Впрочем, такие ситуации в повседневной жизни встретятся едва ли, и для простой любительской съемки данный тип привода вполне подойдет.
  • Ультразвуковой привод используется на более продвинутых моделях объективов. Они маркируются USM (Canon), SWM (Nikon), SSM (Sony), HSM (Sigma), USD (Tamron). Отличительная особенность - его почти не слышно, при том что объектив фокусируется быстрее, чем с обычным мотором. Во многих моделях объективов с ультразвуковым приводом есть возможность выставлять фокусировку вручную без перехода в режим MF - эта функция называется FTM (Full Time Manual). Она бывает полезной, если автофокусу нужно подсказать, на какой объект ему наводиться. Типичная ситуация - съемка через стекло или забор из сетки-рабицы (в зоопарке, например). Если автофокус наведется на пыль на стекле или на сетку, мы просто подкручиваем колечко, подсказывая, что искать объект нужно в более дальней зоне.
  • Шаговый привод оптимизирован для бесшумной фокусировки в режиме видеосъемки. Данный вид привода применяется в беззеркалках и в некоторых зеркалочных объективах, заточенных под видеосъемку. У Canon данные объективы имеют обозначение STM. Автофокус с шаговым приводом самый тихий. В режиме фотосъемки он сопоставим с ультразвуковым, хотя многое зависит от возможностей тушки. При видеосъемке скорость фокусировки не слишком высока, но это сделано специально, чтобы она была плавной, без характерных "дерганий" фокуса, раздражающих зрителя. Кольцо фокусировки в STM-объективах не имеет прямого механического соединения с механикой автофокуса и управляет им "по проводу" - это может требовать привыкания. Полноценное использование шагового STM-объектива на зеркалке возможно только на тушках, которые поддерживают данную функцию. На старых тушках такой объектив будет вести себя как обычный ультразвуковой.
  • "Отвертка" - морально устаревший вид автофокуса, тем не менее, он применяется в "топовых" камерах Nikon, Sony, Pentax для обратной совместимости со старыми объективами. Суть его состоит в том, что мотор фокусировки находится внутри камеры, а вращение от него передается объективу при помощи специального штырька ("отвертки"). Объектив при этом не имеет встроенного мотора, а имеет только редуктор, соединяющийся с отверткой при установке объектива в байонет. "Отверточные" объективы можно использовать и с "безотверточными" тушками младших моделей, но при этом фокусироваться придется вручную. Практически все "отверточные" объективы имеют "моторизированные" современные аналоги, которые без проблем работают на тушках без "отвертки".

Не стоит сбрасывать со счетов объективы с ручной фокусировкой. Почти всегда это фиксы сторонних производителей - бывают подороже (Leica, Carl Zeiss), бывают подешевле (Samyang, Zenitar, Helios). Среди них встречаются весьма выдающиеся стекла, не имеющие аналогов. Например, сверхсветосильная Leica Noctilux 50mm F/0.95 (правда стоимость у нее сравнима с небольшой квартирой в пригороде!). Есть и более приемлемые по цене варианты. Например, оптика Samyang. Поначалу ее сообщество фотолюбителей встретило прохладно, но распробовав признало, что по соотношению цена/качество эти объективы практически не имеют равных среди мануальной оптики.

Неавтофокусные объективы пользуются популярностью у профессиональных видеографов, привыкших к ручной фокусировке. Также они могут использоваться в неторопливой творческой фотосъемке. Брать объектив без автофокуса в качестве штатника я бы не стал (и вам не советую) - практика показывает, что процент фото-брака с "мануальным" объективом в повседневной съемке слишком высок, особенно, если у вас фотоаппарат с небольшим по размеру видоискателем (это касается большинства любительских зеркалок), который в принципе не предназначен для работы с неавтофокусной оптикой.

Устранимые и неустранимые недостатки оптики

Известно, что не бывает ничего идеального и абсолютно в любом, даже самом качественном и дорогом объективе есть до чего докопаться. У всех производителей бывают удачные и неудачные модели, и у всех моделей есть удачные и неудачные экземпляры данной модели. Прежде всего определим, каким рискам мы подвергаемся, купив "неудачный экземпляр". Вот основные из них.

  • Фронт- или бэкфокус - дефект, следствием которого является постоянный промах автофокуса ("недолет" или "перелет").
  • Нарушение центровки . Обычно объектив имеет максимальную резкость в центральной зоне а к краям кадра она снижается. Это нормально. Ненормально, если "пятно резкости" смещено относительно центра и при этом один угол получается резким, другой - заметно размыт.
  • Перекос ГРИП . Похожая ситуация, когда в одной части кадра наблюдается фронтфокус, в другой - бэкфокус.
  • Неисправности механики - всякие заедания и посторонние звуки, неработающий автофокус или стабилизатор. Эти недостатки легко выявляются при осмотре объектива и такие объективы обычно не покупаются.

Первый недостаток (фронт/бэкфокус) недостаток является устранимым, лечится в сервисном центре во время операции юстировки. Некоторые тушки имеют функцию микроподстройки автофокуса и позволяют юстировку выполнить самостоятельно. Второй и третий недостатки связаны с заводским браком и устранить своими силами их невозможно, только по гарантии. Хотя, если недостаток не является ярко выраженным, заметить его сложно, а доказать в сервисе необходимость замены объектива еще сложнее.

У каждой модели есть и конструктивные недостатки, свойственные всем экземплярам данной модели. Даже, скорее, не недостатки, а особенности.

  • Низкая разрешающая способность - обычно она свойственна "суперзумам". Никуда не денешься, не бывает так, чтобы все было хорошо - и качество, и цена, и функциональность. Можно, конечно, попытаться увеличить резкость программно, но картинка от этого "грубеет". Причисляем эту особенность к неисправимым недостаткам.
  • Виньетирование - затемнение углов кадра. Особенно часто проявляется на зум-объективах при съемке на коротком конце с открытой диафрагмой. Легко исправить программно.
  • Дисторсия - эффект выпуклости или вогнутости картинки. Относительно легко можно исправить программно, если редактор "знает" профиль данного объектива.

Уголки затенены, это виньетирование. Прямые линии выгнуты (см. желтые стрелки) - это дисторсия

  • Хроматические аберрации - фиолетовые и зеленые каемки вокруг контрастных объектов, например, веток на фоне неба. Легко удаляются программно.

Зеленые и фиолетовые окантовки - хроматические аберрации

  • Фринджинг - хроматические аберрации в зоне размытия. Свойственны всем светосильным объективам, особенно заметны при открытой диафрагме. Программно устранить можно, но сложнее, чем обычные ХА.
  • Некрасивое боке - "скучное" или излишне "грубое". Слабое или "скучное" боке свойственно объективам с малой светосилой, например, китовому. При съемке на длинном конце фон на портрете размыт, но слишком слабо, в нем проступают контуры объектов, которые отвлекают внимание. "Грубое" боке - когда вместо круглых дисков в зоне размытия появляются угловатые фигуры, например, "гайки" по форме диафрагменного отверстия. Недостатки боке вызваны конструктивными особенностями объектива и исправить их программно сложно, а зачастую и невозможно.

Таким образом, можно сделать вывод, что неустранимых недостатков не так уж и много! Решающими факторами остаются разрешающая способность и рисунок размытия. Остальное может быть исправлено программно - в Фотошопе или самой камерой (не у всех камер есть такие возможности). Сравнивая разрешающую способность в разделе База данных объективов , следует иметь в виду, что в любой партии объективов есть более резкие и менее резкие. Также существует погрешность измерения разрешающей способности. То есть, разница 2-3% не должна настораживать.

Отдайте предпочтение современным моделям объективов

По мере сбора информации для раздела База данных объективов , я пришел к выводу, что года 3 назад произошли заметные перемены в новых моделях оптики, причем в лучшую сторону. По всей видимости, это связано с тем, что производители на время приостановили "гонку мегапикселей", так как в дальнейшем увеличении не было смысла - оптики, которая сможет прорисовать такое высокое разрешение было реально мало, особенно в бюджетной нише. В итоге, рост мегапикселей приостановился, зато стали появляться обновленные версии старых объективов, которые показывали заметно лучшее качество картинки - очевидно, с прицелом на следующий виток "мегапиксельной гонки".

Если смотреть на Canon, то новый китовый объектив Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM демонстрирует весьма неплохое разрешение и в центре картинки и по краю, превосходя по этому параметру "серьезные", но более старые объективы. Если сравнивать его с самой первой версией Canon EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 (которые мылили картинку даже на 6-мегапиксельных матрицах), то вообще будет небо и земля! То же самое можно сказать про обновленный "полтинник" Canon EF 50mm f/1.8 STM , который по резкости рвет в клочья некоторые "эльки". Новые объективы стоят дороже старых версий, но, чаще всего, разница в цене оправдана.

Не связывайтесь с суперзумами

Под суперзумами в данном случае подразумеваются "супер-универсальные" объективы, которые могут менять угол поля зрения от широкоугольного до мощного теле, например, . Чаще всего возникает соблазн приобрести подобный объектив у бывших владельцев мыльниц-ультразумов , но иногда в погоне за универсальностью суперзум покупают фотографы-зеркальщики взамен китовому объективу. Я общался с многими владельцами подобных объективов, и большинство из них в покупке разочаровались. И вот почему.

  • "Рабочий" диапазон фокусных расстояний как минимум в 1.5 раза короче заявленного. Объектив обеспечивает приемлемое качество картинки (сопоставимое с "китовым") где-то до 135-150 миллиметров. Затем идет заметное ухудшение детализации. На длинном конце картинка откровенно "размыленная".
  • Сильные искажения геометрии и хроматические аберрации. На коротком конце объектив дает заметный бочонок (картинка выглядит выпуклой), дальше геометрия начинает "гулять" между между "бочкой" и "подушкой". Вокруг веточек заметны зеленые и фиолетовые каемки - хроматические аберрации. Все это можно исправить программно, но трудоемкость обработки возрастает на 2 операции для каждой фотографии. А если фотографий 1000? Современные тушки умеют частично исправлять эти искажения, но только в jpeg.
  • Низкая светосила на длинном конце. Это делает объектив практически непригодным для съемки птичек, бабочек, белок и другого зверья. Да, у объектива есть стабилизация, но она не поможет "остановить" взмах крыльев синицы. В итоге получается, что кормушка действительно резкая (насколько это возможно на длинном конце), а вместо птицы - размытое пятно. Чтобы добиться хорошего результата, приходится многократно поднимать ISO.

Примерно такое качество даст "суперзум" на длинном конце (кроп 100%, центральный фрагмент).

Объективы с большим зумом часто позиционируются (маркетологами?) как репортажные. Но я бы посмотрел, как бы у них получилось при помощи данного объектива заснять какой-то "экшн" в полутемном темном помещении концертного зала или ночного клуба, желательно без вспышки...

Суперзумы, особенно дешевые, несмотря на кажущуюся универсальность, технически далеки от совершенства, за что неизбежно приходится расплачиваться качеством картинки. Нужно иметь действительно веские основания, чтобы решиться на покупку объектива типа 18-270 мм. В большинстве случаев все-таки разумнее разделить задачи между 2 объективами - штатником и телевиком.

Оптимальный объектив для путешествий - 5-8-кратный зум

Объектив для путешествий должен быть по возможности легким, компактным и универсальным. Чтобы не таскать с собой тяжелый рюкзак с оптикой, разумным решением будет покупка одного объектива, который может выполнять роль широкоугольника, портретника и умеренного телеобъектива. Такие объективы есть во всех системах. Для Canon это модели , . Для Nikon - , . Те, у которых начальное фокусное расстояние меньше, стоят заметно дороже, но они дают на коротком конце более широкий угол обзора - это становится жирным плюсом при съемке на узких улицах. Данные объективы предназначены только для кропнутых камер.


Тревел-зум позволяет фотографировать и ближние (24 мм) и дальние планы (105 мм). Фото сделаны на "полный кадр". На полном кадре в качестве "тревел-зума" хорошо проявляют себя объективы с диапазоном 24-105 мм (Canon, Sigma), 24-120 мм (Nikon). Бывают версии с переменной (F/3.5-5.6) и постоянной светосилой (F4).

Объективы с постоянной светосилой больше, тяжелее и дороже, но они удобнее для работы в ручном режиме - "полностью открытая" диафрагма не меняется при повороте кольца зума и уровень экспозиции при ней остается постоянным. С переменной светосилой с увеличением фокусного расстояния картинка заметно темнеет - особенно это заметно при видеозаписи. Если вы большую часть снимков делаете в режимах Auto, P, TV (S) или AV (A), принципиальной разницы вы, скорее всего, не заметите, поэтому переплачивать за постоянную светосилу в данном случае большого смысла нет - аппарат сам подбирает выдержку и/или ISO.

Объектив для съемки в помещении должен быть светосильным

Если идет речь о съемке со вспышкой, то большой разницы нет. Плюс-минус два стопа светосилы легко компенсируются мощностью вспышкой, особенно, если вспышка внешняя. Но если вам больше нравится , например, от окна, стоит обзавестись светосильным объективом. Если это зум, желательно, чтобы светосила была постоянная и равнялась F/2.8. Пример такого объектива - . Есть еще оригинальная оптика Canon, Nikon, Sony. Она более "предсказуемая" в плане качества, но стоит раза в 2 дороже "неоригинала".

Светосильный зум-объектив - удовольствие не из дешевых и далеко не каждый фотолюбитель может позволить себе просто так взять и отдать 800-1000 у.е за такое стекло, чтобы фотографировать "для дома, для семьи ". Но есть и более дешевая альтернатива - светосильные фиксы начального уровня, например, . Стоимость этих объективов относительно невысока, но при умелом использовании они вполне способны дать технически качественную и иногда даже художественную картинку.


Светосилы F/2.8 часто бывает достаточно, чтобы обходиться без вспышки На полном кадре в эту категорию попадают зумы семейства 24-70/2.8 (дорогое решение) и фиксы на 35, 40, 50 мм - в основном, намного дешевле. В свое для подобных целей время я приобрел - он прекрасно прижился в моей коллекции до тех пор, как не появилась компактная беззеркалка.

Лучший объектив для портрета - светосильный фикс

Портрет - "ГРИП-зависимый" жанр, поэтому для него лучше сразу брать объектив с большой светосилой. Лучше всего для портретной съемки подходят объективы с фиксированным фокусным расстоянием от 50 мм и больше, светосила при этом не должна быть меньше 1:2. Наиболее типичным портретным фокусным расстоянием на кропе является 50 мм, на полном кадре 85 мм. "Полтинников" на рынке представлено довольно много, как говорится, на любой вкус и кошелек. В бюджетной нише практически бескомпромиссным вариантом является 50 мм 1:1.8 - они есть у всех производителей, стоят они примерно одинаково и дают примерно одинаковую картинку.


Портрет с китовым объективом и со светосильным фиксом

Если есть возможность/желание потратить на портретник тысяч 20-25 и больше, то возникает выбор между объективами 50/1.4 и 85/1.8. Лично на мой взгляд, в большинстве случаев для кропа фокусное расстояние 50 мм является более удобным, чем 85 мм - с "полтинником" можно снимать портреты по пояс не только на улице, но и в помещении. 85 мм лучше использовать для портрета крупным планом - плечевого и close-up (лицо во весь кадр). В небольшом помещении 85 мм использовать проблематично - объектив слишком узкий для кропа.

Если говорить о Canon, то его заметно проигрывает по качеству картинки и точности автофокуса, при том, что стоят они одинаково. Более того, у Canon 50/1.4 практически не осталось никаких преимуществ перед (в 2 раза дешевле), за исключением диафрагмы 1.4, на которой картинка, мягко говоря, не слишком резкая. По Nikon и Sony, к сожалению, подобных данных не имею.

Если выбирается портретник из ценовой категории "выше среднего", то помимо сверхсветосильных объективов Canon и Nikon я бы рекомендовал рассмотреть вариант Sigma 50mm 1:1.4 "Art" - интересное стекло, дает резкую и красивую картинку начиная с открытой диафрагмы. Хоть и уступает по светосиле объективу 50/1.2, но заметно интереснее, чем "оригинальный" 50/1.4.

Оптимальный объектив для пейзажа - широкоугольник

Здесь вариантов великое множество. Если идет речь о любительской пейзажной съемке, интересным вариантом выглядит сверхширокоугольный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием от 16 мм (на кропе - от 10 мм). На фотографиях, сделанных при помощи сверхширокоугольника, хорошо передается ощущение простора и пространства. Сверхширокоугольник дает ярко выраженный эффект перспективы - как будто "отодвигает" объекты заднего плана, делая их мелкими, а передний план, наоборот, как будто растягивает. Этот эффект востребован не всегда. Если требуется естественность передачи пространства и правильные пропорции (как на картине с натуры), лучше ориентироваться на фокусное расстояние 35-40 мм (для кропа - около 24 мм). Фотографии, сделанные объективом на 40 мм выглядят так, будто мы смотрим на ландшафт своими глазами.


Агрессивная перспектива (14 мм) и более спокойная (~30 мм) В связи этим, типичные пейзажные объективы для полного кадра имеют диапазон фокусных расстояний 16-35 мм или 17-40 мм. Для кропа это, соответственно, примерно 10-24 мм. Светосила пейзажного объектива - не слишком значимая величина, поскольку съемка чаще всего производится на прикрытой диафрагме (F/8), чтобы обеспечить максимальную глубину резкости.

Фиксы учат фотографировать

По своему опыту знаю, что использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием дисциплинирует фотографа и мотивирует более тщательно подходить к компоновке кадра. Когда видишь, что в видоискателе не хватает места, чтобы в кадр вошло все что нужно (или наоборот, все слишком мелкое) и нет возможности просто повернуть кольцо зума (по причине его отсутствия), начинаешь искать более выигрышную точку съемки, пробуешь разные варианты кадрирования, в итоге, больше шансов получить лучшую композицию, чем при съемке "на ходу" с зум-объективом.

Если выбирается фикс "на каждый день", оптимальным на мой взгляд, является фокусное расстояние около 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте). Такой объектив позволит фотографировать большое количество разных сюжетов. Кто-то больше любит "полтинники". Мне в этом плане нравится объектив-блинчик (для кропа есть аналог - ). Эти объективы сочетают в себе компактные размеры и хорошее качество картинки. Расплачиваться за это приходится относительно низкой для фикса светосилой F/2.8, однако для дневной и вечерней съемки этого вполне достаточно.

Стоит ли покупать объекивы Sigma, Tamron, Samyang, Tokina, Yongnuo и прочий неоригинал?

На самом деле, неоригинал неоригиналу рознь. Среди многих фотолюбителей есть стойкое убеждение, что для полноценной работы любого устройства нужно покупать только оригинальные аксессуары. Эта точка зрения действительно грамотная и правильная - оригинальный производитель знает все тонкости и нюансы по части согласованной работы камеры, объектива, внешней вспышки. На практике это находит массу подтверждений. Самые беспроблемные внешние вспышки для камер Canon - это Canon. Для камер Nikon - вспышки Nikon. Об этом вам скажет любой свадебный фотограф или фотограф-репортажник.

Бюджетные объективы "третьих фирм" я настоятельно рекомендую обходить стороной. Особенно это касается "суперзумов" типа Tamron 18-270mm или Sigma 18-250mm. По стоимости они сопоставимы с оригинальной оптикой с примерно в 2 раза меньшей кратностью зума, например, 18-135 мм. Я имел опыт съемки с объективом Tamron 18-270mm и скажу честно, сильно результат разочаровал.

Однако, у Сигмы, Тамрона есть и более старшие линейки оптики. Они позиционируются как профессиональные модели, по своим характеристикам они почти дотягиваются до оригинальных объективов профессиональных серий, но стоят при этом раза в полтора дешевле. К примеру, светосильный телевик Sigma EX 70-200mm 1:2.8 HSM. Сравним его стоимость с оригинальными объективами Canon:

Виджет от SocialMart

Оригинальный "топовый" объектив в данном сравнении - штука бескомпромиссная во всех отношениях, но и цена у него по карману не каждому. "Светлая" Sigma стоит столько же, сколько "темный" Canon. При прочих равных она выглядит вполне разумным приобретением. Однако, как показывает практика, владельцы Сигмы чаще жалуются на те же проблемы с автофокусом, чем владельцы оригинальных телевиков Canon 70-200 - хоть 2.8, хоть 4. Но есть и те, кого Сигма устроила на все 100%.

Если вкратце охарактеризовать целесообразность покупки неоригинальной оптики, то здесь уместна фраза "как повезет".

Какой объектив мне выбрать? Это, пожалуй, второй по популярности вопрос, после вопроса о выборе самого фотоаппарата. Конечно, если объектив в Вашем фотоаппарате - встроен, то этот вопрос для Вас - мало актуален, но если Вы - владелец цифрозеркалки (DSLR)...

Вопрос о выборе объектива - не прост. Многие производителей камер предлагают большой выбор "стекол" для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Объективы различаются и своей ценой, и качеством, и типом/видом, и, соответственно - назначением. А если учесть, что каждый фотограф имеет свой "стиль" съемки, то вопрос о выборе объектива - становится совсем не прост!

Ниже, я постараюсь разделить современные объективы по их видам и описать их возможные сферы применения. Так что когда Вы будете присматривать себе объектив - сможете гораздо проще сориентироваться в ассортименте, и сделать правильный выбор!

При чтении, имейте в виду, что далеко не все фотоаппараты имеют "полноразмерную" матрицу, так что иногда я буду упоминать "эквивалентное" фокусное расстояние. Дело в том, что если матрица недорогой цифрозеркалки - имеет диагональ матрицы на 60%меньше, чем полноценный размер 24х36 мм (а так чаще всего и бывает), то изображение на ней будет смотреться как бы чуть увеличенным - на те же 60%. Для пересчета фокусных расстояний - используется так называемый "кроп фактор", например, у большинства зеркалок Canon - он равен примерно 1,6 (например - у моделей Canon 400D, 500D, 550D, 30D, 40D, и многих других!), у Nikon - 1,5. Что это значит? Это значит, что у Canon 550D, если Вы будете снимать на объектив с фокусным расстоянием в 50 мм., получите в результате примерно такой же кадр, как на Canon 5D (с полноразмерной матрицей) - если бы он снимался на объектив с F = 80мм. Так как 50мм*1,6=80мм. Так что можно сказать, что в данном случае - что "объектив с фокусным расстоянием 50 мм., имеет эквивалентное фокусное расстояние в 80мм".

Ощутить воочию разницу между изображением на кроп матрице и полноразмерной матрице (так называемом "фулфрейме"), Вам поможет представленное ниже видео:

Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием.

Во первых, следует знать - что не все объективы позволяют изменять свое фокусное расстояние, некоторые из объективов - имеют постоянное фокусное расстояние, и не имеют никакого "зума" (т.е. не позволяют "приближать" и "удалять" изображение в кадре). Если Вы покупаете объектив, например, с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием (такие объективы еще чаще называют фикс-фокалами) в 50мм., то будьте готовы к тому, что для того чтобы снять портрет - нужно будет приблизиться к человеку, а чтобы снять групповой портрет, или еще что-то помасштабнее - нужно будет хорошенько отдалиться от объекта съемки.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием

Преимущества: обычно, более высокое качество получаемой картинки, более высокая светосила.

Недостатки: невозможность простого "зума", отсутствие "гибкости" при использовании.

Использование: художественная фотография, и прочие виды фотосъемки - в которых важна безупречность "рисунка" объектива.

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Преимущества: удобство использования, повышенная универсальность, экономия места (один такой объектив - может, по сути, заменить несколько фикс-фокалов).

Недостатки: чаще всего - чуть худший "рисунок", чуть меньшая надежность, чуть больше искажений, обычно - несколько менее светосильны - чем объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Использование: там, где необходима универсальность. Очень полезны в путешествиях, при съемке репортажа.

Стандартные объективы

Этим термином (особенно - в англоязычной литературе) - в эпоху пленочной фотографии - назывались объективы с неизменным фокусным расстоянием в 50 мм. Такой объектив вносит минимум искажений в перспективу изображаемого пространства. Объектив с таким фокусным расстоянием - передает картинку максимально реалистично и достоверно, примерно "так, как видят глаза". Такие объективы - наиболее универсальны, и имеют большую популярность. У современных цифровых зеркальных фотоаппаратов - размер матрицы несколько меньше, чем кадр пленки, поэтому для получения наиболее реалистичного изображения - рекомендуется использовать объектив с фокусным расстоянием примерно в 30 - 35 мм.

Китовые объективы - с чего мы начинаем

Китовым объективом - называется объектив, поставляемый в комплекте с новым фотоаппаратом. Обычно, именно с такого "стекла" - начинается знакомство с миром объективов - у большинства фотолюбителей.

Самый обычный - "китовый" объектив. Canon 18-55mm, F 3.5-5,6

Чаще всего - в качестве стандартного - китового объектива - производители (например - Canon, Nikon) - используют объектив с переменным фокусным расстоянием - в диапазоне 18-55мм. И с диафрагмой - 1/3.5 - 1/5.6. Это не самые шикарные объективы - но они весьма и весьма универсальны, разве что слишком малые значения диафрагмы - затрудняют использование таких объективов - в условиях недостаточной освещенности.

Этим объективом - Вы сможете снять и портрет (правда, опять же из-за малой диафрагмы - сложнее получить красивое боке), и пейзаж, и бытовые/жанровые сцены. Этот объектив невероятно дешев, и им не страшно рискнуть - снимая пьянки-гулянки:)

В первую очередь - рекомендую воспользоваться именно этим объективом, чтобы понять - чего именно Вам не хватает - "телевика" - для съемки птичек и прочих сильно удаленных объектов, или наоборот - захочется приобрести сверхширокоугольный объектив - для съемки, например - пейзажей и архитектуры - "чтобы в кадр - все влезало!". В общем - не рекомендую покупать сразу какие либо узко специализированные объективы, пользуйтесь китовым, и прислушивайтесь к своим желаниям, чтобы сделать наиболее верный выбор!

Макро объективы

Этот тип объективов предназначен специально для съемки мелких объектов с близкого расстояния, для так называемой макросъемки (хорошая статья ). Многие объективы имеют функцию "макро", даже большинство компактных фотоаппаратов - со встроенным объективом - имеют "макро" режим. Но это "макро" - не такое мощное, как у специализированных объективов, хотя и их возможностей макросъемки - часто хватает.

Однако узкоспециализированные макро-объективы - позволяют добиваться наилучших результатов в макро-съемке.

Специализированные макро-объективы - чаще всего являются фикс-фокалами, их можно использовать и в качестве обычного объектива, например - снимать портреты, но сфера применения все же будет довольно ограниченной - по сравнению даже с обычным "китовым" объективом.

Телевик / длиннофокусный телефото объектив

Такие объективы - чаще всего используются при фотосъемке живой природы - зверей, птиц, и при фотографировании прочих объектов - к которым проблематично подойти достаточно близко - чтобы воспользоваться своим обычным объективом. "телевиком", с изрядной долей условности - можно назвать объектив с фокусным расстоянием - более 100мм. В продаже имеются доступные варианты таких объективов - с фокусным расстоянием до 300 мм, более длиннофокусные (и соответственно - лучше "увеличивающие" изображение) объективы - может себе позволить - не каждый любитель фотографии...


Имейте в виду, что при большом фокусном расстоянии - большую роль на качество фотографии - оказывает дрожание рук фотографа, и соответственно - фотоаппарата. Поэтому фотографии, сделанные таким объективом - часто оказываются смазанными, и при съемке в данном случае - рекомендуется использовать минимально возможную выдержку, а также использование штатива . Также, для устранения эффекта тряски - объективы часто оснащаются стабилизаторами изображения (обычно - в маркировке обозначается как "IS"), что часто оказывается весьма полезно, хотя и не всегда "спасает" кадр.

Широкоугольный (короткофокусный) объектив - широкоугольник

Как и следует из названия - объективы этого типа имеют очень широкий угол обзора. Применяются чаще всего - в пейзажной и архитектурной съемке , некоторые свадебные фотографы - предпочитают такие объективы, и используют их в качестве основных - в связи с тем что с помощью широкоугольника - можно получить довольно симпатичные и необычные кадры. Такими объективами - можно (с изрядной долей условности) назвать объективы с фокусным расстоянием меньше 30 мм (в эквиваленте).


Объектив "рыбий глаз", фокусное расстояние - 8мм.

Фотосъемка широкоугольным объективом - требует большого мастерства, так как верные спутники объективов такого вида - характерные искажения - линейные и перспективные. Линейные искажения могут проявляться, например, в том - что прямые линии (особенно по краям кадра) - могут выглядеть в кадре изогнутыми, а перспективные... лучше посмотреть на фотографиях.

Самым "широкоугольным" - можно назвать такой вид объективов, который носит название "рыбий глаз ". Объективы "рыбий глаз" - имеют угол обзора в 180 о и всегда создают невероятные искажения пространства - в кадре - часто очень высоко ценимые - многими любителями (да и профессионалами) мира фотоискусства.

Так снимает "рыбий глаз", угол охвата - 180 градусов. Spinna II from *JRFoto* ©

На что еще обратить внимание при выборе объектива?

Виньетирование . Рассматривая тестовые фотографии (которые можно поискать в Интернете) - Вы можете заметить, что у многих фотографий (особенно - у фотографий, снятых широкоугольным объективом) - края несколько затемнены. Это обусловлено тем, что в связи с законами оптики и в зависимости от конструкции объектива, грубо говоря - по краям изображения - при съемке - света попадает меньше, чем по центру. И этот эффект называется виньетированием. Хотя иногда - виньетирование используется - как художественный прием, считается, что чем меньше выражено виньетирование у какого либо объектива - тем лучше. Особенно заметен бывает эффект виньетирования - если на объектив одета, например, защитная линза - с высокими бортиками - бортик насадочной линзы многократно увеличивает виньетирование, поэтому следует выбирать насадочные линзы с самым невысоким бортиком. Бороться с этим эффектом, или наоборот - добавить его в кадр - можно с помощью Photoshop.


Виньетирование заметно на краях кадра. Фотограф: Карпин Антон. ©

Аберрации . Часто приходится видеть - что края особо контрастных участков кадра - бывают словно сияют всеми цветами радуги, или "отливают" каким либо одним цветом. Например - синим, или красным. Это случается из-за того, что свет различных цветов - преломляется в объективе не одинаково, и как бы "расслаивается", синий цвет вполне может сфокусироваться не совсем там - где красный, особенно - на краях кадра. Производители объективов различными способами пытаются справиться с этим эффектом(называемым - аберрацией), в объективах премиум класса - это явление подавляется вполне успешно. К бюджетным же моделям - стоит присматриваться получше, виньетирование в них может быть очень заметным. Также возможно подавление данного явления - в Photoshоp.


Скорость фокусировки . Чаще всего, недорогие объективы фокусируются несколько медленнее, чем дорогие. Делая свой выбор, обратите внимание на скорость фокусировки - до покупки объектива, если она имеет для Вас важное значение.

Пыли/влагозащищенность . Китовые объективы, и другие недорогие модели - чаще всего довольно уязвимы при съемке под дождем или в пыли. Зато, например, объективы Canon серии L - могут без проблем фотографировать хоть под дождем, хоть в песчаную бурю в Сахаре... Но и стоят - соответственно своему качеству!

Стабилизация изображения . Стабилизация бывает полезна при съемке без штатива - в условиях недостаточной освещенности без штатива, а также при съемке длиннофокусными объективами - в которых "тряска" - часто приводит к смазыванию кадра. Включение к конструкцию объектива - стабилизатора - повышает его стоимость. А также, в большинстве случаев - приводит к уменьшению времени работы фотоаппарата от аккумулятора - поскольку многие типы стабилизаторов - при работе потребляют его энергию. Впрочем, стабилизатор - практически всегда легко отключается.

Максимальное отверстие диафрагмы . Чем больше - тем лучше (удобнее снимать в темноте и получать красивое боке). Но - тем дороже.

Байонет . Практически каждый производитель фотоаппаратов - использует байонет собственной конструкции. Байонет - это устройство для крепления объектива к фотоаппарату, поэтому получается так, что объектив для Nikon, не подойдет для Canon, и оба они не подойдут для Sony... Правда, многие производители объективов (например - Sigma, Tamron) производят свои объективы с разными байонетами, предназначенными для использования на разных фотоаппаратах, так что выбор остается - за Вами!

Предложите мне ситчек повеселей!

Берите любой, обхохочитесь!

Сколько раз в Yandex писался запрос: «Какой объектив» - в месяц получается 16 582! Сколько раз его задают фотографам, фотолюбителям, продавцам фотоотделов, просто людям с фотокамерой? От разбирающегося в проблеме человека, следует в ответ: «Для чего?»

Так вот: вопрос «Для чего?», фактически, несет в себе ответ на вопрос «Какой объектив выбрать?» Учитывая, что уже два месяца я исполняю роль штатного графомана в нашем проекте, то отвечать на этот вопрос прийдется мне… деваться некуда, только так меня допустят снимать сферические панорамы, свадьбы и репортаж, как всякий фотограф в Ростове, Вы уже поняли, это я незаметно вставил ключевые слова в текст статьи, чтоб понравится роботам. Ну вот это я выполнил, теперь постараюсь понравится и Вам.

Для чего?

Для чего нужен объектив? Что предполагается фотографировать? Ответ: «Все!» - отметается сразу, как класс. Объектива абсолютно универсального не существует.

Какие бывают объективы и для чего они предназначены. Объективы изготавливаются на разную цифровую технику: самая массовая - это цифровой аналог 35 мм пленки со своими многочисленными производными и средний формат. Средний формат мы рассматривать не будем, рассмотрим только объективы на 35 мм технику.

Все объективы в этом сегменте, фактически разделены на два больших класса: «зумы» и «фиксы». Первые имеют механизм для изменения фокусного расстояния, вторые, как понятно из названия, работают на единственном фокусном расстоянии, но оптимизированы для передачи максимально качественного изображения. Вроде все понятно, но зумы и фиксы бывают разные и не всегда фикс качественней зума

В качестве примера рассмотрим два объектива: Canon EF 50 mm f/1.8 II и Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, первый самый недорогой объектив начального уровня стоимостью, примерно 3500 рублей, второй профессиональный зум-объектив, цена которого зашкаливает за 80000 рублей. Говорят, что за свои деньги «полтинник» обеспечивает очень неплохое качество. Не знаю, я купил такой объектив приблизительно десять лет назад и он просто развалился у меня в руках через несколько месяцев, может конечно руки такие… Второй

объектив настоящий инструмент профессионала - прочный корпус, практически, бесшумный автофокус. На аналогичном фокусном расстоянии этот зум дает картинку лучше чем, упомянутый полтинник.

Из этого делаем вывод: сравнивать можно объективы близких ценовых групп. Каждая из двух упосянутых мной групп, в свою очередь делится на подгрупп, определенного назначения.

Объективы бывают широкоугольными, стандартными (иногда еще их называют штатными), телезумы (зумы-телеобъективы) - как раз эти группы и определяют их назначеие.

Стандартные зумы

EF 24-105 f/4L IS USM фокусное: 93 мм

К стандартным зумам относятся объективы, имеющие диапазон фокусных расстояний от умеренно широкоугольного до «портретного». Это 24-70, 24-105, 28-135 и подобные им. Эти объективы самые универсальные, их можно использовать для съемки пейзажей и панорам и для портретной съемки. Обычно такие объективы продаются в комплекте с фотокамерой. Если камера имеет «кроп-фактор», то есть размер ее матрицы меньше размера стандартного кадра 35 мм (24х36), то диапазон фокусных расстояний, написанных на объективе следует умножить на величину «кроп-фактора», который, например для камер Canon составляет 1.6.

EF 24-105 f/4L IS USM фокусное: 45 мм

Значит если на объективе написано 18-55, то следует понимать, что его эквивалентные фокусные расстояния лежат в диапазоне 29-88 мм, т.е. это стандартный зум. Стандартные зумы - самая распространенная группа объективов. Снимки сделанные стандартным зумом могут иметь заметные пропорциональные искажения только на «коротком» конце диапазона фокусных расстояний, да и то незначительные.

Широкоугольные зумы

SIGMA AF 12-24 mm F/4.5-5.6 ASP HSM IF EX DG для Canon, Фокусное: 12мм

Широкоугольные зумы предназначены для съемки панорам, архитектуры, городской застройки. Часто их применяют для уличной съемке, там где нет достаточно места. Такие объективы можно использовать для творческой съемки портретов и шаржей. Только опасайтесь обидеть свою модель:) Широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 44 мм. Таким образом широкоугольные зумы охватыавют диапазон от 40 мм до 8 мм. В качестве примера приведу 17-40, 16-35, 12-24. Нужно саказать, что широкоугольные зумы значительно дороже стандартных зумов и телезумов, я не припомню объектива дешевле 20000 рублей. Шива.рокоугольный зум незаменим для творческой съемке, я не знаю ни одного фотографа, который не имел бы в своем арсенале такого объектива.

SIGMA AF 12-24 mm F/4.5-5.6 ASP HSM IF EX DG для Canon

Объектив SIGMA AF 12-24 mm F/4.5-5.6 ASP HSM IF EX DG для Canon - уникальный объектив, хотя и не лишенный недостатков: темный, недостаточно резкий по краям кадра, слегка «желтит», но это, на мой взгляд, компенсируется углом зрения в 122° и чудесной геометрией - смотрите сами.

Телезумы (Зумы-телеобъективы)

Третья группа - телезумы, объективы с фокусным расстоянием более 70 мм и до 1200 mm, они используются очень широко: от портретной съемки до съемки спортивных состязаний и дикой природы.

Самым распространенным семейством среди телезумов, без сомнений является телезум с диапазоном 70-200. Такие объективы выпускают почти все производители: Canon, Nikon, Sigma, Tokina. Компания Sigma недавно анонсировала такой объектив с постоянной светосилой 2.0 - подобный зум появится впервые. Canon выпускает одновременно четыре варианта объектива 70-200, светосилой 2.8 и 4.0, каждый в варианте со стабилизатором изображения и без него. Кто же не видел длинные белые объективы у спортивных фотографов во время состязаний? Традиционно в белый цвет окрашены телезумы от 70-200 и фиксы от 300 мм. Просто мечта:)

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM, фокусное: 200 мм

70-200 очень удобны для съемки моделей на пленере, соревнований в спортивном зале и т.п. Там, где требуется съемка крупных планов на расстоянии.

Фиксы - объективы с фиксированным фокусным расстоянием

Canon EF 85mm f/1.2L II USM

Среди начинающих фотолюбителей существует легенда, что такие объективы создают такую «картинку», такую… что особо и фотограф не нужен:) Это совсем не так, действительно качество фиксов выше, чем качество аналогичных зумов, например если сравнить вышеупомянутый Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM с объективами-фиксами, чьи фокусные расстояния находятся в диапазоне данного зума: Canon EF 35mm f/1.4L USM и Canon EF 85mm f/1.2L II USM, то качество последних окажется лучше, чем качество зума на соответствующих фокусных расстояниях. Но это преимущество будет очевидно при печати 30х45 и более и будет заметно на отпечатках 20х30, но не на экране ноутбука, планшета или смартфона. Работа с такими объективами менее оперативна, чем с зумами, при смене объективов на улице, на матрицу попадает грязь и зуммировать изображение приходится «ногами», а не поворотом, соответствующего кольца.

Canon EF 85mm f/1.2L II USM

Эти объективы удобней всего для неспешной творческой съемки, лучше в студии, где нет опасности запачкать матрицу камеры при смене объективов.

Заключение…

Я постарался ответить на вопрос начинающих фотолюбителей «Какой объектив выбрать?» Мне кажется, прочитав эту статью можно избежать распространенных среди новичков заблуждений и приобрести те объективы, работа с которыми доставит удовольствие и будет способствовать творческому росту. Есть еще некоторое количество специальных объективов, которые вряд ли понадобятся начинающему фотографу.

С уважением, GurFoto, фотографическое агентство



Документы