Ики и сексуальные сценарии поведения. Сценарное поведение и его причины

У многих детей и подростков (как и людей вообще) есть повторяющиеся, излюбленные сценарии поведения. Они возникают оттого, что все мы ограничены определенными общественными условностями и факторами этикета, которые часто требуют от нас скрывать свои чувства и истинные желания. Так, маленький ребенок может подойти ко взрослому и сказать: «Пожалей меня, меня обидели» - или: «Похвали меня: я ведь хорошо прочитал стихотворение». Подросток не может этого сделать, а подсознание требует своего. С помощью таких специфических «сценариев» и подает сигналы подсознание. Если они повторяются часто, можно понять, в каких мотивационных факторах и сигналах нуждается подросток.

Рассмотрим несколько типичных сценариев и постараемся понять, о чем они говорят и каким образом вести себя с подопечным, если мы хотим расположить его к себе и мотивировать на взаимодействие.

1. «Ни на что не хватает времени / Такая нагрузка / Все на мне»

Неправильная и непродуктивная реакция:

  • советы по управлению временем, тем более упреки в неправильном планировании дня (это можно и нужно делать, но не в момент проявления сценария);
  • отказ от обсуждения темы как таковой со ссылкой на собственную занятость; тем более «соревнование» («Да что там у тебя, вот я...»).

Этот очень распространенный сценарий. Иногда подросток действительно не умеет управлять временем и перегружен, а иногда его загрузка вполне нормальна, и он все, что надо, прекрасно успевает делать. На самом деле проблема в другом.

Основной сигнал, который посылает подросток при этом, состоит в следующем: «Я действительно значим, я действительно полезен, без меня нельзя обойтись» . Таким образом, мы получаем сигнал о том, что такому подростку не хватает признания собственной значимости . Наиболее успешная реакция - подтверждение этой значимости , периодическая похвала и поддержание разговора о том, как вы цените то, что подросток делает. Стоит признать, что от мнения и действий этого подростка действительно многое зависит, что вы цените его. Очень часто такой сценарий становится повторяющимся в ситуациях, когда подросток не получает роста состояния успеха, на которое претендует, или когда его деятельность сама по себе не дает необходимого ему признания. Тогда это может и должно быть компенсировано вожатым.

2. «Все пропало / Никто меня не понимает»

Неправильная реакция:

  • утверждение, что все проблемы собеседника - ерунда, не стоят внимания или очень легко разрешимы;
  • обвинение собеседника;
  • соревнование.

Данный сценарий говорит о повышенной потребности подопечного в сочувствии, эмпатии, сопереживании .

Правильная реакция состоит в том, чтобы подтвердить, что вы понимаете эмоции подопечного . Согласитесь с ним, что нас действительно часто не понимают и в жизни часто приходится преодолевать трудности. Возможно присоединение и подтверждение примерами из своей жизни, как тяжело переживать такое (при этом стоит избегать соревнования). Постепенно следует выводить собеседника из этой темы, переводя разговор на продуктивные пути решения или на другую тему. Зацикливание на обозначенной проблеме может приводить к неадекватным реакциям подопечного и его депрессивному состоянию. Главное, о чем стоит задуматься - временное это явление или постоянное . Если временное, то мы можем просто увеличить «дозу» эмпатии, сопереживания в адрес подростка. Если же это постоянное состояние, то оно, как правило, свидетельствует о наличии существенных комплексов, жизненных проблем.

3. «Все они (вожатые, воспитатели, взрослые люди, ровесники и т. д.) - ругательное слово (козлы, проходимцы, идиоты, дуры и т. д. в зависимости от ситуации) / Не хочу никакого дела иметь с... (аналогично)».

Неправильная реакция:

  • Да ты сам/сама...
  • Вступление в дискуссию на рациональном уровне (у подростка в данный момент не та «волна»).
  • Слишком активное поощрение данных высказываний и длительное «зависание» на возникшей теме.

Этот сценарий показывает защитную позицию подопечного, который, чувствуя себя не очень уверенно в определенной сфере, старается нанести опережающий удар . Например, неуверенная в себе девочка часто затрагивает тему «Все мальчики - сволочи».

Механизм защитной реакции очень простой; она сама нанесла опережающий удар, и теперь ей есть чем объяснить отсутствие отношений или неудачные отношения с представителями другого пола - она ведь сама их не хочет видеть. Точно так же подросток, который испытывает некоторые комплексы по поводу своего социального статуса, начинает часто обращаться к идее о том, что все ровесники - сволочи, а все вожатые - придираются. При этом он как бы заранее оправдывается тем, что он-то хороший, не такой, как все остальные.

Правильная реакция (мы опять-таки говорим о мотивации подростка и о расположении к себе, а не о коррекции поведения или восприятия) состоит в частичном согласии (да, действительно, иногда такое случается) и сопереживании подопечному, что он столкнулся с неприятной для себя ситуацией. Важно понимать, что ребенок защищается , поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь человеческая попытка оградить себя от эмоциональных травм. Подобный повторяющийся сценарий указывает на зоны низкой уверенности в себе и/или некомпетентности. Поэтому, если сценарий касается отношений со сверстниками («Все вокруг - идиоты», «С девочками (мальчиками) ни о чем договориться нельзя: сами не знают, чего хотят» и т. д.), то вожатому стоит проверить поведение подопечного именно в этих сферах, а дальше задумываться о мерах по корректировке моделей поведения подопечного.

4. «У меня все равно не получится / Заранее извините...»

Неправильная реакция:

  • отмахнуться от предупреждения, голословно заявив, что все получится;
  • обвинить подростка в неспособности хоть что-нибудь сделать;
  • предложить отказаться от пробы.

Этот сценарий, как и другие, следует учитывать только если он повторяется . Если же подросток говорит об этом только в конкретной, отдельно взятой ситуации, то никаких выводов делать не стоит. В ситуации повторения этот сценарий по своей интерпретации очень похож на предыдущий - только он лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Ребенок заранее выставляет защиту , он обезопасил себя на тот случай, если действительно не получится.

Оптимально дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, что он действительно умеет прогнозировать ситуацию , однако предложить попробовать , заверив, что страшного ничего не произойдет и в том случае, если ничего не получится.

Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало ребенка, и постараться поэтапно перевести его на позитивный настрой.

В дальнейшем следует повышать уровень компетентности подростка в этой сфере, а также повышать уровень самооценки и уверенности в себе.

5. «Да разве они могут (умеют)...»

Неправильная реакция:

  • на себя посмотри;
  • убеждение на логическом уровне о наличии у «них» каких-то из упомянутых навыков или возможностей.

Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми подросток особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае, частое возникновение этого сценария говорит о существующих комплексах: принижая других, подросток как бы приподнимает себя .

Если вы хотите завоевать расположение подопечного в данный момент, достаточно бывает просто поддержать эту тему с определенным энтузиазмом и подтвердить качества или навыки его самого. Однако на будущее стоит корректировать поведение такого ребенка, так как оно может переходить в агрессию и привести к полной необъективности самооценки.

Стоит учитывать, что его взаимодействие с ровесниками, у которых данный сценарий встречается часто и в различных областях, может быть очень непростым и низкопродуктивным.

6. «То ли дело мы тогда.../ В прошлой лагерной смене...»

Неправильная реакция:

  • реальное сравнение на логическом уровне «старичков» и «новичков»;
  • снижение значимости заслуг говорящего в прошлом или настоящем;
  • обоснование различий на логическом уровне.

Данный сценарий также говорит об определенных защитах и неуверенности , при этом во главу угла встает не конкретный навык, как было в предыдущем случае, а «стаж». Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент.

Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости подопечного, его прошлых и нынешних заслуг . В дальнейшем стоит учитывать, что подросток стагнирует и живет прошлым, необходимо побудить его к развитию в настоящем и будущем, возможно, показав, как много есть того, чего он не знает, но может узнать, как много того, чего он пока не добился, но может добиться в дальнейшем.

Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого ребенка по отношению к новичкам или младшим ребятам.

7. «Я и так все знаю (зачем мне еще чему-то учиться, да и кто меня может чему-то научить) / Ну что тут может быть нового».

Неправильная реакция:

  • попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего подопечный не знает, не делая акцента на его незнании);
  • логическое убеждение в пользе обучения.

Защитная реакция , подтверждение собственной значимости, компетентности. Очень часто этот сценарий актуален именно для подростков, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные ребята помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).

В такой ситуации стоит подтвердить компетентность подопечного , его опыт и свести вопрос обучения, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других ровесников и взрослых или каких-либо теорий. Впоследствии такого подростка стоит чем-то удивить, поразить . Если такой сценарий становится доминантным, то почти всегда можно говорить об отсутствии перспектив дальнейшего развития такого подростка. Этот момент можно учитывать при управлении подопечными, а также культивировать среди своих ребят идею о том, что перспективность человека определяются его стремлением развиваться и обучаться.

8. «Быстрее, быстрее...»

Этот сценарий проявляется чаще всего не только словесно, а и в виде действий подростка, который стремится все больше и больше ускорить темп и ритм жизни, впечатлений. Очень часто такой сценарий сочетается с расторможенностью и некоторой суетливостью.

Наиболее правильная реакция - поддержание такого же темпа при общении с подобным ребенком. Однако на будущее стоит задуматься, от чего прячется этот подросток и что произойдет при снижении темпа. Обычно такой тип поведения является маскировкой каких-либо комплексов, страхов, неуверенности в чем-то.

9. «Только о деле...»

Имеется в виду ситуация, когда ребенок всячески избегает появления разговоров, тем, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте это сводится не только к тому, что сам подросток избегает таких тем и ситуаций, но и старается пресечь других. Крайний вариант этого сценария означает очень высокую степень неуверенности в себе в личной сфере, а также, как правило, свидетельствует о том, что подросток - интроверт .

Наиболее правильно при общении с таким подопечным (если мы говорим не о психокоррекции) - избегать касаться личных тем и свести общение сугубо к деловому . В целом, в плане отношений в детском лагере вообще такой сценарий не несет в себе особенных угроз.

Мы рассмотрели несколько достаточно типичных сценариев, которые проявляются при общении в деловом и личном общении. Важно понимать, что в большинстве случаев сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета, понять скрытые потребности и слабые стороны ребенка. Это дает нам возможность правильно строить отношения с ребятами, правильно мотивировать и осуществлять влияние.

Важно оценивать фактор повторяемости , навязчивости сценария. Чем более типичным и повторяемым он является, тем более значим данный фактор для подростка, это обязательно надо учитывать. Один-два раза появившуюся тему считать сценарием нельзя и делать какие-либо выводы из этого не следует.

Основная идея состоит в следующем: когда ваш подопечный ребенок на подсознательном уровне просит вас о какой-то реакции, позитивном моральном стимуле для него, этот стимул обязательно надо дать . Это поможет вам более успешно влиять на подростка и мотивировать его.

Внеклассное мероприятие по этикету для младших школьников

Автор: Микерина Галина Николаевна педагог - организатор дворового клуба "Жулдыз",Дома детского творчества, г. Аксу, Казахстан

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ГОСПОДИНА ЭТИКЕТА И ГОСПОЖИ ЭТИКЕТКИ

(Сценка по правилам этикета)

Описание: Материал может быть применен вожатым, учителями, педагогами – организаторами для мероприятий по правилам поведения.

Цель :Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Организовать знакомство детей с правилами поведения, упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.
Задачи: Научить учащихся правилам этикета. Воспитывать дружбу, уважение.
На сцене находятся: столик сбоку площадки, по центру – два стула. Перед столиком установлена рамка, служащая экраном телевизора. Звучат позывные. В "экране" появляется диктор.
ДИКТОР: Здравствуйте. В эфире экстренный выпуск "Вежливых новостей". Сегодня в стране Этики при загадочных обстоятельствах исчез повелитель порядка поведения – сам господин Этикет. Поиски пока безуспешны… Госпожа Этикетка, супруга великого Этикета, - в горе и отчаянии.
Диктор уходит, на сцене появляется госпожа Этикетка с дамами.
ЭТИКЕТКА : (заламывает руки). Куда? Куда он мог так внезапно пропасть? Неужели его похитили?
1. ДАМА. Ваше величество, кому в наше время нужен Этикет?
ЭТИКЕТКА. Тогда он под машину попал! Он такой рассеянный!
2. ДАМА . Госпожа, в нашей стране нет машин.
ЭТИКЕТКА . Ну, тогда под каре-е-ету!
3. ДАМА. Госпожа, перестаньте рыдать. Господин Этикет не такой уж наивный, чтобы попасть под какие-то колеса… Помните, в прошлом году его взяли в заложники хулиганы?
ЭТИКЕТКА. Да! Полменю! Они заставляли его ругаться…
3. ДАМА. Вот! А он научил их вежливости, и они добровольно сдались. И теперь верно служат вашим величествам.
ЭТИКЕТКА. А я все равно волнуюсь!
Входит стражник.
СТРАЖНИК .. Госпожа, найдена записка!
ЭТИКЕТКА. Читайте же!
СТРАЖНИК . "Дорогая, Этикеточка! За меня не волнуйся – я скоро вернусь. У меня важные дела в одной дальней стране. Не скрою, дела опасные, но я должен идти вперед. Твой Этикет."
ЭТИКЕТКА. И все?! (Стражник кивает, пятится и уходит.) Надо же, он так торопился, что забыл добавить – "С уважением…" Нет! (Встает.) Я должна быть рядом с ним!
1. ДАМА. Извините, это невозможно!
2. ДАМА. Пожалуйста, не покидайте нас!
3. ДАМА: Спасибо вам за вашу преданность, но идти куда-то – это безумие!
ЭТИКЕТКА: Хотя вы, дамы, и волшебные слова, но я вас не послушаюсь! Немедленно – за мной! Будем готовиться в путь!
Уходит, вместе с ней – дамы.
Появляется Стражник, который обращается к зрителям.
СТРАЖНИК: Всем все понятно? Как, по-вашему, зовут этих трех придворных дам? Кто быстрее всех ответит - получит этикетку, пропуск к нашему призу!
Стражник вручает специальную этикетку зрителю, первым назвавшему имена дам (Извините. Пожалуйста. Спасибо.).
Появляется диктор.
ДИКТОР : Самые последние известия! Госпожа Этикетка отважно отправилась на поиски своего доблестного супруга! Ее сопровождают придворные дамы Извините, Спасибо и Пожалуйста. Ждите очередных новостей! (Уходит.)
Вновь появляются Этикетка с дамами. Этикетка с вздохом падает па стул.
ЭТИКЕТ: Идем, идем, а никого не встречаем…
1. ДАМА. Извините, но мне кажется. Что там - город!
2. ДАМА. Пожалуйста, будьте осторожны, ваше величество, - к нам кто-то идет!
Вваливается группа грубиянов.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Привет! Подвинься, тетка! (Спихивает Этикетку со стула.)
ВТОРОЙ ГРУБИЯН. Чего уставились?
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН. Мы вот вам щас грубить начнем!
1. ДАМА . Извините, а вы кто такие?
2. ДАМА. Пожалуйста, не грубите дамам!
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН. Грубияны мы, бабки!
3. ДАМА. Спасибо! Какие мы тебе бабки?
2 .ДАМА . Пожалуйста, не грубите, а то мы обидимся.
ПЕРВЫЙ ГРУБИЯН . Ой-ой-ой! Какие мы обидчивые! Ууу! (Делает "козу" дамам, те визжат.) Ха! Понятно?
ЭТИКЕТКА. Какие грубияны!
ТРЕТИЙ ГРУБИЯН . А ты думала!…
ВТОРОЙ ГРУБИЯН . Мы, блин, такие вообще!.. Короче, не суйся не в свое дело!
ЭТИКЕТКА (решительно встает). Нет! Это как раз мое дело, не будь я Этикеточкой! (Обращается к зрителям.) Ребята, есть один проверенный способ борьбы с грубостью – это в ответ на грубость не стать таким же грубияном, как вот они. Кто скажет, что неправильно делали эти ребята только что, назовите их ошибки.
Этикетка вызывает зал на диалог. В котором должны выясниться ошибки:
обращение к незнакомым людям на "ты",
грубая замена синонимов слов (уставилась, не суйся, бабки)
грубые обороты речи (не суйся не в свое дело, а ты думала, блин,).
Грубияны грозят залу кулаками, кого-то передразнивают.
ЭТИКЕТКА: . Вы все сказали правильно, ребята. И я своей волшебной силой превращаю грубиянов из этой страны в обыкновенных мальчиков. Пусть звучат волшебные слова!
Фоном звучит музыка. Грубияны преображаются.
1.ДАМА : Извините…
2 ДАМА : Спасибо…
3.ДАМА: Пожалуйста…
1.ГРУБИЯН : Ой… Это… кхм… Извините нас, тетеньки…
2.ГРУБИЯН : Погорячились, с кем не бывает.
3.ГРУБИЯН: Вот! (Придвигает стул.) Садитесь, пожалуйста!
1.ГРУБИЯН :А вы куда путь держите, если не секрет?
ЭТИКЕТКА : Мы идем искать супруга моего – господина Этикета.
2.ГРУБИЯН :Сбежал?
ЭТИКЕТКА : Нет. Мне кажется, его похитили.
3.ГРУБИЯН: Да кому он… (Зажимает рот рукой.) Ой! А можно, мы с вами пойдем?
ЭТИКЕТ : Пожалуйста! Мы этому рады!
1.ГРУБИЯН: Я думаю, надо идти вон туда! Там очень интересная страна!
2.ГРУБИЯН: Мы там никогда не были.
3.ГРУБИЯН : Но оттуда такие интересные крики раздаются!
ЭТИКЕТКА: Вдруг он там? Идёмте, идёмте скорее!
Уходят. Появляется диктор.
ДИКТОР : Последнее сообщение! Госпожа Этикетка и сопровождающие ее лица посетили страну Грубляндию. Жертв нет, грубияны исправлены. Спасательная экспедиция двинулась в сторону совершенно неизвестной страны! Мы ожидаем известий! (Уходит.)
Слышен шум, на сцену выбегают все персонажи.
ЭТИКЕТКА: Боже! Что там такое?
1. ГРУБИЯН.: Может, там война?
2. ГРУБИЯН.: Землетрясение?
1. ДАМА: Карнавал?
2. ДАМА: День города?
3. ГРУБИЯН: В общем, надо идти на разведку. Ребята, пошли…
Они уходят. Все оставшиеся тревожно всматриваются вдаль. Выскакивают грубияны: помятые, смущённые.
1. ГРУБИЯН: Там это… странное место!
2. ГРУБИЯН : Непонятное!
3. ГРУБИЯН: Раздевалка называется…
1. ГРУБИЯН : Самое интересное, в школе находится!
1. ДАМА. Какой ужас? А в какой именно?
1. ГРУБИЯН: Да какая разница!! Такая страна в любой школе найдется…
ЭТИКЕТКА: Надо срочно наводить порядок!
1. ГРУБИЯН : Госпожа, только не это! Нас там вообще разденут! Давай соберем войско, вооружимся, подготовимся, и…
ЭТИКЕТКА : Ждать невозможно! Раз там такое творится, значит, господин мой Этикет там еще не побывал!
1. ДАМА: К сожалению, госпожа…
2. ДАМА : Ай! Вижу молодого человека!
3. ДАМА: Даже двух!
Выходят двое.
ПЕРВЫЙ: Здрасьте…
ВТОРОЙ : Вы кто?
ЭТИКЕТКА : Мы ищем господина нашего – Этикета.
ПЕРВЫЙ : Интересная кликуха… (Ко второму.) Знаешь такого?
ВТОРОЙ: Не-а… А вы к нам надолго?
ЭТИКЕТКА : К вам – это куда?
ПЕРВЫЙ: В страну Прозывалию!
ВТОРОЙ : Первое место по юмору! Мы тут такие все друзья!
ЭТИКЕТКА : А кто ваши друзья?
ПЕРВЫЙ : Ну, Баран, Бегемот, Хрюн и этот самый… Таракан…
1 ДАМА: Как интересно! Извините, у вас тут зоопарк?
ВТОРОЙ : Почему? Вот у меня друзья Бочка, Пузырь и Шпала.
2 ДАМА: На складе живете?
ПЕРВЫЙ : Да нет! Мы дружим с Фингалом, Ботинком и Хоботом.
3 ДАМА: Вы – из цирка!
ВТОРОЙ : Нет! Какой цирк, если моих друзей зовут Графин, Хромой и Толстый.
ЭТИКЕТКА : Нам все ясно! Страна Прозывалия! А вас как зовут?
ПЕРВЫЙ: Его – Балбес.
ВТОРОЙ: А его – Балда.
Смеются, обнимаются и уходят.
1 ДАМА: Ребята! (В зал.) У вас тут, случайно, не страна Прозывалия?
2 ДАМА: Я не хочу в такую страну.
3 ДАМА: Кличка, как у собачки! Ой!
ЭТИКЕТКА: Ребята, моя этикеточка достанется тому, кто назовет настоящие имена этих двух героев? Невозможно? А вы не забыли имена своих одноклассников? Давайте маленький конкурс проведем: кто вспомнит подряд имена всех своих одноклассников? По очереди!
Зрители называют имена, зал считает. В классе около тридцати человек, поэтому сразу перечислять их трудно. Участвуют два зрителя. Далее Этикетка предлагает назвать какие – либо клички, прозвища и выбросить их символическим жестом руки под дружное «Фу!»
ЭТИКЕТКА : Спасибо всем! Отправляемся далее.
Появляются двое, в портупеях и погонах. Это – патрульные.
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Здравствуйте, кого ищут уважаемые дамы?
ЭТИКЕТКА : Добрый день! Я ищу господина Этикета.
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: А вы, полагаю, госпожа Этикетка?
ЭТИКЕТКА : К вашим услугам… (Приседает в реверансе.)
1 ПАТРУЛЬНЫЙ : Вы нам нужны!
2 ПАТРУЛЬНЫЙ: Мы – патруль Вежливости, нас господин Этикет придумал!
1 ПАТРУЛЬНЫЙ: Он вам записку передал!
ЭТИКЕТКА : Спасибо… (Читает). "Дорогая Этикеточка! Наша разлука затягивается. Но мой долг – остаться в этой огромной стране, где есть Грубляндия, Прозывалия, Раздевалия и вообще всякая Некультурия. Работы много – скоро не ждите. С уважением и любовью – ваш Этикет."
1. ДАМА: Ах, как романтично!
2. ДАМА: Как интересно!
3. ДАМА: А где же сам господин Этикет?
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: Там!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И там!
1. ПАТРУЛЬНЫЙ: И здесь!
2. ПАТРУЛЬНЫЙ : И тут… Он – всюду.
ЭТИКЕТКА: Я поняла! Подойти ко мне все немедленно!" Я делаю официальное заявление! Господин Этикет задерживается в школе на неопределенное время. И если кто-то из вас, ребята, вместо какой-нибудь "Дылды" или "Рюши" скажет просто: Света…
1. ДАМА : Или Коля.
2 ДАМА : Или Наташа.
2 ДАМА: Или просто - друг.
ЭТИКЕТКА: Значит, господин Этикет рядом с вами.
1. ДАМА : Если кто-то захочет толкнуть кого-то, но передумает, он – рядом.
2. ДАМА : Если в коридоре школы вместо крика наступит вдруг тишина – господин Этикет пришел.
3. ДАМА : А если кто-то сдержится, и грубое слово не вылетит, то он будет рад.
ЭТИКЕТКА: Будьте внимательны к людям, которые рядом с вами. А мы, мы возвращаемся. Мы будем ждать, когда господин Этикет все сделает и вернется. Чувствую, это будет еще не скоро. Пойдемте, верные друзья!
Под музыку все торжественно покидают сцену и зал.
Появляется диктор.
ДИКТОР : Внимание! Самые последние известия! Госпожа Этикетка возвращается домой. Она возвращается одна. Ведь господин Этикет остался в школе, чтобы бороться за хорошее отношение школьников друг к другу. Мы верим, что его все-таки заметят и перестанут обижать своих друзей и родных. Он ведь не один – с ним ребята, которые знают, что такое вежливость и доброта. Мы уверены, что господин Этикет – великий порядок поведения – победит. И все станут его друзьями. Наша программа завершается. До свидания, будьте вежливы, друзья!
Диктор покидает своё место, на сцене – все участники программы.
ПРИМЕЧАНИЯ :
Этикеточки, полученные зрителями, обмениваются на мини - призы (Ход программы можно дополнить викторинами на темы этикета).
Программа может быть дополнена конкурсом чтецов (Стихи на темы поведения, отношения людей, вежливости и пр.)

Различные сценарии поведения

Самой природой женщине дано одно удивительное свойство – быть сексуально привлекательной. Даже не обладая какими-то особенными чертами лица, с виду совершенно неприметная женщина способна вскружить голову мужчине. Именно нашу сексуальность мужчины выделяют прежде всего. Она вызывает мужское любопытство, заставляет терять голову, увлекаться и влюбляться.


Что же это такое – наша сексуальность? На мой взгляд ее питают многие источники и далеко не всегда она напрямую зависит от нашей красоты или идеальной фигурки. Ну посудите сами, если, например, красивая женщина все свое детство и юность провела в жестких пуританских условиях, то о какой сексуальности может идти речь. Я просто уверена, что наша секспривлекательность это уверенность в себе, осознание своих сил, возможностей, желаний и пристрастий.


Ну в самом деле, женщина, которая прекрасно знает, чего хочет от жизни и от мужчины, скорее достигнет цели, чем нерешительная, сомневающаяся в себе, пусть даже и красавица, но с целым ворохом комплексов.


Зачастую наша сексуальность бывает связана с тем романтическим ореолом, который нам подарила природа. Ну кто из нас не мечтал в детстве, юности, да и позднее о принце на белом коне, хотя мне всегда больше нравились гнедые арабские скакуны. Да вот только где его возьмешь, я про арабского скакуна, конечно, в нашей-то российской действительности. Ну а сейчас уже не до скакунов, устарело, многие девушки мечтают о принце на белом мерседесе, или не на белом, неважно. Мы очень разные с мужчинами. Оценивая его взглядом, мы в первую очередь будем восторгаться красивым торсом, широкими плечами, хорошенькой попкой, но нам и в голову не прийдет смотреть и оценивать мужское достоинство. Тогда, как мужчины, напротив, оценивая наших сексуальные способности, больше обращают внимание на грудь. Женщине нужно больше, чем мужская красота. Здесь уже наш романтизм включается на полную катушку. Нам необходимы ум, чувство юмора, нежность, искренность, способность мужчины добиваться поставленных целей, чувство ответственности, умение нас защитить, а уже затем внешность.


Наша сексуальность зависит от таких психологических факторов, как нежность и любовь партнера, от радости сознания, что мы являемся предметом восхищения и от того, что ощущаем себя желанными. Она просто распускается и расцветает всеми красками, как чайная роза по утрам, если нам часто говорят о чувствах, расхваливают нашу внешность, превозносят наши достоинства и оказывают знаки внимания. Ведь недаром говорят: «Женщина любит ушами».

И все эти моменты только лишь добавляют нам уверенности в собственные чары. Вот казалось бы почему женская сексуальность так сильно зависит от социального положения. Но оказывается зависит, да еще и как! Работающие женщины, особенно занятые умственным трудом, отличаются большей сексуальностью и ведут более активную половую жизнь, получая гораздо большее удовлетворение от нее, чем домохозяйки. Чем более активна женщина в социальной жизни, тем сильнее зажата рамками конкурентности, чем больше она удовлетворена своей жизнью, чем выше ее сексуальная удовлетвовренность. Такая женщина шагает по жизни уверенной гордой походкой, чем кстати и привлекает к себе мужчин. Сомнения по поводу собственной несостоятельности и неуверенности в себе, как в идеальной сексуальной партнерше, способны отпугнуть любого мужчину. В постели счастливы только те, кто не мучается всякими ненужными сомнениями и не переживает по какому-либо поводу. Сексуальность женщины в ее раскрепощенности, в умении проявлять сексуальную инициативу и в том, чтобы не бояться показать свои желания и сексуальную сторону своей натуры.


А знаете, что больше всего раздражает мужчин: закомплексованное смущение женщины, особенно, когда говорят о сексе; пренебрежительные отзывы на эту же тему; частая демонстрация своего нежелания заниматься любовью; критика мужчин за проявление ими своей сексуальности, и, конечно, раздражают женщины, которые всем своим видом показывают, что они просто терпят секс, как нечто жизненно необходимое только мужчинам. Мужчинам очень важно знать, понимать и видеть, что вы хотите его так же сильно, как и он вас. Когда вы открыты, отзывчиыы и не скрываете своих желаний, вы способны еще сильнее возбуждать мужчину, так как он не чувствует себя уязвимым от ваших отказов или нежелания. Ведь не секрет, что мужская природа состоит в постоянном желании быть на высоте и в любом деле добиваться успеха. А когда вы лежа в постели изображаете «сексуальный труп» и никак не реагируете на действия партнера, он воспринимает это как поражение. И тут уж можно ожидать чего угодно, начиная от уязвленного самолюбия до раздражения и открытой ненависти. А потом сами женщины и удивляются, почему мужчины идут «налево». Как же им не идти туда, когда вокруг огромное количество свободных и раскрепощенных женщин, желающих развлечься. И они совсем не обязательно женщины «свободного поведения», отнюдь нет.


Несомненно, многие мужчины желают, чтобы женщина всегда испытывала удовлетворение после занятий любовью, но они не любят, когда женщины, так и не достигнув его, обвиняют в этом мужчин. Возлагая вину на партнеров, женщины вынуждают их испытывать раздражение. Это оказывает на мужчин давление, они чувствуют себя неудачниками и неумелыми любовниками, а хуже этого может быть только финансовый крах.


Типичный сценарий: женщина, обладая комплексом или боязнью выглядеть как «проститутка», всеми силами старается не показать, что секс приносит ей удовольствие. В таком случае возможно виновато воспитание женщины или что-либо еще. Но тем не менее, если женщина постоянно забивает себе голову мыслями насколько развязно или ненасытно она выглядит в постели, то можно считать это первым звоночком к разрыву с мужчиной. Прямой противоположностью этим женщинам, являются особы, которых психологи окрестили «сексуальными регулировщицами». Они пытаются контролировать весь процесс любви, навязывая свои стереотипы, поучая, поправляя и указывая что и когда нужно делать мужчине. Но для него очень важно сознавать, что партнерша ему доверяет. Иначе, получая массу замечаний, мужчина будет испытывать только лишь раздражение, а не любовь. Ваши указания вызывают у мужчины чувство манипулирования, а значит кажутся попытками отобрать у него власть, и вместо того, чтобы любить и оберегать вас, мужчина начинает бороться с вами, в надежде вернуть завоеванные позиции.


Это не значит, что нельзя обсуждать свои сексуальные потребности и желания. Наоборот, стоит все это обсуждать, но только не в постели. И не бойтесь, что мужчина не оценит или не примет к сведению вашу откровенность. И оценит, и примет может быть по-своему, но уверена, когда дело дойдет до любви, мужчина воспользуется вашей откровенностью и попытается реализовать все ваши прихоти и желания. Ведь ему очень важно осознавать себя победителем, а главное – очень умелым любовником.


Чем больше положительных эмоций вызывает у мужчины близость с женщиной, тем выше он ценит ее и тем меньше у него шансов отказаться от нее. Каждый раз подчеркивая, что близость с мужчиной и его умелые ласки сводят вас с ума, вы только укрепляете свои позиции, не позволяя ему ощущать себя победителем в другом месте и с другой женщиной.


Психологи подчеркивают, что практически все мужчины возражают против очень известного стереотипа, который выставляет их примитивными сексуальными существами – самцами, для которых не имеют значения качество и уровень секса. Многие мужчины хотят, чтобы женщины проявляли как можно больше нежности и разнообразия. Монотонность, рутина и скука способствуют не только уменьшению влечения у мужчин, но и угасанию самой любви. Что может быть хуже, если мужчине скучно в постели с женщиной? Элемент новизны, многообразие способов доставить удовольствие только подстегивают мужчин, дают простор для их фантазии и творчества и заставляют по-новому относиться к такой женщине.


Мужчинам нравятся женщины, обладающие чувством юмора и умеющие веселиться. Они часто жалуются, что женщины слишком серьезны, поэтому нередко предпочитают проводить время в мужской компании, где им веселее или в компании веселых женщин определенного типа. Когда женщина обладает женственностью, когда она способна на контрасты: то сильная, то слабая; когда она следит за собой, интересуется сексом, уверена в своей неотразимости – такая женщина всегда привлекает мужчину и легко удерживает возле себя. Не хочу сказать, что во всех своих неудовлетворенностях виноваты только лишь женщины. Нет, конечно. Но посудите сами, как мужчина узнает о том чего вы хотите, если ему об этом не говорить.


Возможно, что вы любите секс, но партнер не возбуждает вас или не удовлетворяет своим сексуальным стилем. Тогда спросите себя: «Понравился бы мне секс, если бы партнер вел себя как-то иначе?». Если ваш ответ будет удовлетворительным, может стоит поговрить об этом, обсудить свои желания и что именно приносит и доставляет вам удовлетворенность.


Никогда не позволяйте себе быть пассивной в постели, не следуйте стереотипному сценарию: женщина «лежит» – мужчина «работает». Такой сценарий оказывается проигрышным как для вас, так и для мужчины. По своей природе мужчина быстрее возбуждается, чем женщина, поэтому чаще всего он кончает быстрее, чем женщина по настоящему возбудится. Но если вы будете активной, деликатно «перетените одеяло на себя» – возьмете в свои руки управление любовным актом, то сможете растягивать его по времени настолько, насколько вам это надо. Будьте в постели равноправным партнером и тогда вы можете возбудиться быстрее, именно из-за своей активной роли, ваши ощущения будут богаче и сильнее, что несомненно доставит мужчине еще больше удовольствия. И еще об одном. Как правило все наши сексуальные проблемы – это чистая психология, а не физиология (бывают, конечно, и исключения). Возможно, что следующие советы помогут вам избавиться от некоторой неудовлетворенности, которая присутствует в вас.


Голый секс не окрашенный никакой эмоциональностью, вряд ли принесет удовольствие. Секс – это прежде всего любовь, поэтому и занимайтесь ею сознательно, обращая особое внимание на ощущения партнера.


Ваш выбор должен основываться не на обязанности, а добровольно. Тем самым вы создаете предпосылки для своего сексуального удовлетворения. Никогда не занимайтесь любовью, если вам этого не хочется. Но отказ не должен быть агрессивным, сделайте его с чисто женской хитростью.


Если вы вообще не испытываете желания заниматься любовью, то хотя бы подберите для этого такой момент, когда ваше отвращение не так велико. Может быть настроение появится само собой. А может вам стоит обратиться за советом к психологу. Никогда не игнорируйте свои желания, имейте мужество рассказать обо всем, что приносит вам удовольствие. Открыто делитесь с партнером своими желаниями, переживаниями. Свободное общение только позволяет укрепить связь между вами и мужчиной. Он будет горд и оценит по достоинству ваше желание быть равноправным партнером в любви. Пусть получение удовольствия не будет для вас самоцелью. Секс – это не погоня за наслаждениями, это проявление вашей любви, нежности и эмоциональной привязанности к мужчине. Наслаждайтесь всей полнотой любви с открытым сердцем, до самого донышка своей души.


Конечно, можно в погоне за собственной удовлетворенностью менять партнеров, как перчатки. Но принесет ли вам бесконечная смена мужчин удовльствие? Не проще ли сначала заглянуть внутрь себя и попытаться решить проблему изнутри. Возможно вы сами и ваша жизнь является препятствием для получения желаемого счастья или любовных ощущений. Дам два маленьких совета: первый – бросьте курить, никотин резко снижает наше либидо; второй – занимайтесь спортом, тем самым вы повысите уровень гормонов счастья – эндорфинов и уверенность в своей красоте и в красоте вашей фигурки.


А теперь поговорим о тех сексуальных типажах, которые не всегда предпочтительны для мужчин.


Первый тип могу назвать «вечная мамочка». Женщины этого типа секс воспринимают только лишь как процесс, без которого невозможно появление детей. Таким особам глупо даже пытаться объяснить, что секс – это наслаждение, удовольствие и процесс, не сравнимый по своим эмоциональным ощущениям ни с чем другим в мире. Возможно, что женщины данного типа не испытывают отвращение к сексу, но не более того. Для них любовный акт является шагом на пути к заветной цели – к материнству и рождению ребенка.


«Вечные мамочки» действительно прекрасные мамы и заботливые супруги, считающие своей целью растить детей, вести хозяйство и поддерживать уют в доме. Наверно для отдельной категории мужчин они и подарок, но в целом скучны и однообразны до приторности. Главный недостаток, конечно, безразличное отношение к сексу. Возможно эти женщины прекрасно подходят для мужчин гораздо старше их, но мне почему-то кажется, что больше всего – для импотентов.


Еще одна негативная черта характера «мамочек» в том, что даже лежа в постели с мужчиной они не перестают говорить о детях, стирке и о бытовых проблемах. Это происходит не из-за того, что им неприятно с мужчиной, а потому что все эти обыденные моменты действительно очень важны в их жизни, гораздо важнее всякого секса и любви. В женщинах «мамочках» даже после рождения желанного ребенка, остается та же манера поведения, которую она с радостью переносит на мужчину и пытается относиться к нему, как еще к одному ребенку в семье. Скажите-ка, какому мужчине это понравится?


Такие женщины действительно нежные, добрые, искренние, дружелюбные и душевные, но они напрочь лишены привлекательности и сексапильности, которые так притягивают мужчину. Поэтому не удивительно, что мужья таких женщин частенько ходят «налево». Советовать меняться таким женщинам бесполезно, они все равно никогда не станут кокетками. Поэтому рекомендую тем, кто увидел себя в описанном типаже, периодически обращать внимание не только на детей и хозяйство, но и на свою внешность и научиться настраиваться на секс, как на удовольствие, а не на обыденную рутину.


Следующий тип я бы, конечно, назвала «снежной королевой», да вот только королева в моем понятии это нечто величественное и совершенно не подходящее к этому типу. Скорее сказать «ледяная баба». Как вы уже, наверно, догадались – это женщины, испытывающие к сексу отвращение. Кстати, они совсем не одиночки, большая часть женщин, относящихся к этому типу, ведут вполне нормальную семейную жизнь. Но только любовь у них ассоциируется, хорошо если с чем-то некрасивым и неприятным, а то бывает и так, что вызывает гадливость, как прикосновение к мокрой жабе, например. Такие ледышки могут быть совершенно привлекательными и обладать многими положительными чертами характера. Они и женами могут быть прекрасными, так как рано учатся изображать восторг и удовольствие в постели, умело маскируя свою холодность. Такие особы легко прощают измены и никогда не способны попрекнуть мужа в сексуальном невнимании. Они прекрасные друзья и могут сделать большую карьеру. Они хорошие, хотя и излишне строгие, мамы.


Главный недостаток таких женщин – непомерная гордыня своей холодностью и чрезмерное порицание всех остальных «беспутных» и «развратных» женщин. И самое страшное, на мой взгляд, это то, что они используют секс в корыстных целях, расчетливо манипулируя мужчинами и заставляя делать то, что пойдет им на пользу. Их ледяная фригидность и манипуляции скрываются под маской ослепительно красивой, но жестокой стервы. Все, что я смогу посоветовать, это обратиться к специалисту, или хотя бы научиться если не самой получать удовольствие в постели, то уметь доставлять его другим.


Третий тип – это тип «Осторожно! Взрывоопасная». Эмоции таких особ так перехлестывают через край, что способны затушить все доводы рассудка. Да, они удивительно сексуальные, страстные, активные и «знойные женщины». Возможно это не самый плохой тип сексуальности, если бы не одно «но». Они напрочь лишены нежности и ласки. Для них секс – это вечный бой и завоевывание мужской крепости.


Их не прельщает спокойная, нежная любовь, им нужно каждый раз, как в первый, завоевывать мужчину, даже в постели. Хорошо, если у такой женщины сильный и уверенный мужчина; плохо, если покладистый, спокойный и робкий.


Без прочной уздечки такая женщина превратит жизнь мужчин в ад или станет домашним диктатором, в масштабе одной квартиры. К таким женщинам мужчин тянет как магнитом, ибо с ней не соскучишься, она умеет доставить массу сексуального удовольствия и способна долгие годы будоражить кровь мужчины, как хорошо выдержанное вино.


Но абсолютно не все мужчины способны выдержать бурное выяснение отношений с добавлением такого же бурного секса потом, на десерт, (а по другому такие женщины не получают сексуального удовольствия), вечные ссоры, провоцирования на скандал и шумные выяснения отношений. А если учитывать нынешние стрессовые ситуации и бурное, скоростное время, пожалуй мужчине скорее захочется в «тихую гавань», чем домой «из огня, да в полымя». Я могу посоветовать таким женщинам научиться играть роли «Золушки» и «Белоснежки», согласитесь, иногда смена ролей интригует и возбуждает не менее, чем агрессивная роль «злой колдуньи».


Четвертый типаж – это «скорпиониха». Ее яркая внешность, сексуальность без границ, чувственность и кокетство способны заманить в норку любого мужчину. Но, как скорпиониха жалит самца-скорпиона после того, как он сделает свое благое дело – оплодотворит ее, так и скорпиниха-женщина сначала завлекает, обольщает, в конце-концов женит мужчину на себе и затем охладевает и бросает.


После женитьбы на такой женщине мужчину ожидает «большой сюрприз»: из любезной женщины его жена вдруг превращается в фурию и стерву, а то и откровенно ветренную особу. По своему психотипу «скорпиониху» всегда тянет к мужчинам, которые им не принадлежат. Остерегайтесь таких женщин, так как просто в угоду своим капризам они способны разбить чужой брак, увести друга или любовника, да и сами старайтесь никогда не опускаться до такого типа. Безжалостность когда-нибудь аукнется, и сильно аукнется. Даже советовать ничего не буду, не нравится мне такой тип женщин.


Следующий тип очень похож на «скорпиониху», я назвала его «непомерное желание выйти замуж». Такие особы также обладают яркой внешностью и сексапильностью, кокетливостью и раскованностью манер, шармом и чувственностью, которые не заметить мужчина не может, ну а дальше другой сценарий.


Как охотник выбирает добычу, так и этот тип женщин ведет охоту на одного достойного мужчину. И когда добыча поймана, и свадьба сыграна, мужчина вдруг понимает, что из эффектной женщины его жена начинает, как по волшебству, превращаться в неприглядное нечто. Такие женщины, особенно после того, как дело сделано, совершенно перестают заботиться о себе: ходят неряшливые, непричесанные и ненакрашенные, в затрапезном грязном халате. Будучи при этом заботливой женой и великолепной хозяйкой, женщины такого типа даже не стараются быть привлекательными, такими, как были до обольщения мужчины. Они думают: ну зачем стараться, мужчина уже в сетях и поэтому незачем тратить свою энергию и силы на постоянные обольщения.


Кстати, такой типаж самый распространенный среди женщин. Возможно это связано с влиянием родителей, которые многим девочкам с детства внушают, что выйти замуж и брак это главное женское предназначение, что все свое время надо уделять дому, мужу, семье. А для себя – зачем? Мужчина и так повязан, и никуда не денется. Конечно, это прекрасно отдавать себя целиком семье, но согласитесь, женщина всегда должна оставаться женщиной. Мы стареем гораздо быстрее, когда перестаем следить за собой, за своей фигурой и внешностью, и за тем, как одеваемся. Вот и ходят по улицам городов эти серые, неприглядные, неряшливые бабоньки.


Следующий тип женщин мне не нравится так же, как и «скорпионихи». Я бы назвала его «серой мышкой» или «тряпкой» – грубо, конечно, но факт.


Как правило, это самый нежный, ласковый, милый и чувственный тип женщин. Но при всех этих великолепных качествах, женщины такого типа похожи на преданную своему хозяину собаку. Возможно они это делают искренно и от души, но мало кто из мужчин способен оценить такую преданность. Нельзя мужчину ставить на пьедестал гораздо выше себя. Нельзя каждый взгляд, жест и желание, каждую «брошенную кость» воспринимать с восторгом детской души, когда ему дарят желанную игрушку. Нельзя класть свое достоинство на жертвенный алтарь любви. Скорее даже это не любовь, а жалость и благодарность со стороны мужчины. Хорошо, если такой женщине попадется нежный и любящий мужчина, а если какой-нибудь деспот или тиран... Вам уготованно терпеть всю жизнь жалость, обращение с собой, как с тряпкой, об которую всегда вытирают ноги, и которая покорно сносит все оскорбления и унижения, а то и откровенные издевательства. А в результате – забитое, закомплексованное существо, «серая мышка» с нулевой «самооценкой и боязнью сделать что-либо не так своему «повелителю».


Опять же вся эта психология уходит своими корнями в глубокое детство. Такой сценарий разыгрывается у тех женщин, которые были обделены лаской, нежностью и любовью. Поэтому каждый раз, когда на женщине такого типа останавливается мужской взгляд, они испытывают безграничную благодарность к мужчине.


Даже если вам с детства внушали, что вы некрасивы, бездарны и ни на что не годитесь, найдите в себе силы бороться. Призовите на помощь женскую гордость и здравый смысл, поверьте в себя, запишитесь, наконец, на шейпинг, массаж, к стиллисту, да хоть к черту, но никогда не позволяйте унижать себя.


Тип, о котором я сейчас напишу, полная противоположность предыдущему. Назову его «самая-самая, или пуп земли».


Женщины такого типа возводят на пьедестал не мужчину – себя. Это такие «мисс-каприз», которые просто уверенны, что все, и земля в том числе, должны вращаться только вокруг них. Что мужчине просто повезло, если она соизволила к нему снизойти, что все ее капризы должны выполняться сиюминутно. «Мисс-каприз» – типичная эгоистка, да только эгоизм ведь бывает разный. У этого типа он чересчур ярко выраженный. Если к тому же такая женщина еще и карьеристка, то ей ничего не стоит подняться вверх по служебной лестнице, как говорят «по трупам». Беззастенчиво используя мужчин, вертя ими, такие женщины жестоки и холодны, плохие жены и невнимательные мамы. Не самый приятный тип, конечно, и как правило, таким женщинам невозможно давать советы.


Но шагая «по трупам», однажды, женщина такого типа может нарваться на такого же мужчину. Возможно, трагедии и не произойдет, но если женщина сильно полюбит, а мужчина окажется человеком, которому она не нужна, то на смену эгоизму придет боль и страдание и все хорошие внутренние качества окажутся бессильными в этой ситуации.

Следующий тип я бы назвала «мимоза в ботаническом саду». Женщины такого типа способны зачахнуть без должного внимания. Мужчина должен быть хорошим садовником: холить и лелеять это беззащитное создание, если желает с ней жить. Он должен стать и нянькой и мамочкой, и опорой такому типу женщин, так как они просто не могут долго существовать без любви. «Мимозы» романтичны и требуют постоянных объяснений в любви и ухаживаний. Они могут быть нежными и страстными, изящными и заботливыми, хорошими женами и чуткими мамами, но совершенно не приспособленными к проблемам быта, к ссорам, к школьным или социальным проблемам. Начитавшись женских романов, они по достоинству могут оценить романтичность мужчины, ужин при свечах или прогулки при луне. Их больше прельщают прелюдии к сексу, чем сам секс, хотя и могут быть прекрасными любовницами. Они настолько изнежены и нетерпеливы, что всегда слишком поспешно оценивают людей, разграничивая их поступки только на белое и черное, плохое и хорошее. Пока мужчина способен поддерживать тот высокий уровень жизни, в котором нуждается женщина-мимоза, он будет любим. Но ни дай бог случится обратное – из любящей и нежной такая женщина превращается в злую и безжалостную. Таким женщинам могу посоветовать перестать оценивать мужчин на предмет: способны они окружить их роскошью или нет, обеспечат они им красивую жизнь, будут ли холить и лелеять. Иначе однажды отсекая некоторых мужчин, можно пропустить свою больщую и единственную любовь, свою вторую половину.


Последний тип женщин – это откровенные «стервы», которые всю свою жизнь только и занимаются тем, что порхают из одной мужской постели в другую, третью и так далее. Еще я бы назвала этот тип «нимфоманки», так как их чувственность не имеет границ, а желание покорять мужчин все время тянет их в разные стороны. Как правило, таких женщин либо презирают, либо откровенно ненавидят, либо относятся снисходительно. Конечно, их не любят женщины, которые опасаются за своих мужей, ведь «стервы» доступны. Многие мужчины откровенно западают на их чары, но никогда не свяжут со «стервой» свою жизнь. В роли жены им нужна более разборчивая женщина. Даже если ваша чувственность толкает вас на поиски все новых и новых партнеров, подумайте, захочется ли вам на всю жизнь остаться одной, потому что, как я уже сказала, мужчины не берут таких легкомысленных в жены.


Стервы сексуальны, привлекательны и очаровательны, но поверьте, это не самый лучший типаж для женщины. Когда вам хочется просто секса, то стоит взять многие качества стервы на вооружение. Но если вы хотите завязать с мужчиной длительные, прочные взаимоотношения, то лучше не играть эту роль.


Все описанные мною типажи или роли возможно слегка утрированы, да и многие из нас обладают некоторыми названными качествами. Я описала их потому, что многие психологи выделяют эту классификацию ролей, как наиболее неприемлемую для мужчин. Это роли, которые мужчины не хотят видеть в своих женах, хотя некоторые из этих ролей подходят для любовниц или просто свободных отношений между мужчинами и женщинами. Думаю, что каждая из вас сделает для себя выводы и сумеет подкорректировать то, что вам не нравится в себе. И каковы бы ни были ваши конечные цели, все равно думаю, что это того стоит.

Я закончил тем, что перечислил, что необходимо сделать при обработке результатов:

  1. Дать общую характеристику среды ;
  2. Описать целевую аудиторию , создать персонажей и сценарии их поведения на сайте;
  3. Написать концепцию сайта : каким он будет, чем будет отличаться от конкурентов и как будет развиваться.
Далее я раскрою каждый пункт. Для наглядности рекомендую сверяться с приложенным примером обработки результатов для сайта бутика ХХХ .

На всякий случай скажу, что в этой статье вы не найдёте советов по непосредственному анализу количественных и качественных данных. На эту тему написано сотни книг, некоторые из которых мы приводим в списке рекомендуемой литературы в конце статьи. я расскажу, как структурировать и интерпретировать уже полученные данные, как превратить их в полезную для проектирования сайта информацию.

Общая характеристика среды

Здесь всё довольно просто. Мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о среде». Напомню, что, как правило, о среде мы должны узнать следующее:
  1. Основные характеристики , которые могут повлиять на сайт: законодательные ограничения, правила и стереотипы поведения, особенности продажи продукта и т.п.
  2. Как работают конкуренты (для отстройки от них).
  3. Как среда развивается (нужно ли нам учитывать это при проектировании сайта).
Ответы на вопросы должны быть настолько подробными, насколько это нужно для вхождения в контекст проекта, которое, в свою очередь, помогает составить план интервью.

Целевая аудитория

А вот здесь начинается самое интересное. Во-первых, мы должны ответить на вопросы, поставленные в параграфе плана исследования «Что мы должны знать о ЦА»:
  1. Нужен ли ЦА такой сайт и, если да, то зачем.
  2. Чем она будет руководствоваться при оценке сайта: почему сайт понравится и почему нет, как оценивают аналогичные сайты (если есть опыт взаимодействия).
  3. Какие задачи и как будут решаться на таком сайте.
  4. Каковы основные сценарии использования сайта.
  5. Каковы ожидания от результатов взаимодействия, поведения и содержания сайта.
Во-вторых, на основе полученной информации мы должны создать персонажей, для которых мы будем проектировать сайт.

Создаём персонажей

Персонаж - это реалистичный собирательный образ пользователя сайта, представляющий один сегмент целевой аудитории сайта. Персонажи отличаются моделью поведения, целями, задачами, потребностями и ценностями.

О пользе создания персонажей

Зачем создавать персонажей? Затем, что таким образом мы повышаем эффективность проектирования и рабочего процесса в принципе. Описывая возможности сайта, мы исходим из потребностей персонажей. Создавая интерфейс, мы представляем себе персонажа, который будет им пользоваться. Рисуя картинки, мы задаём себе вопрос, понравится ли это нашим персонажам, как они их воспримут. И так далее.

Мы используем персонажей как инструмент проектирования, потому что что считаем, что лучше всего проектировать под реальных людей с реальными потребностями, а не под абстрактное нечто, не осязаемое, не воспринимаемое как человек. Гораздо легче поставить себя на место реального человека с реальными потребностями, почувствовать его.

Более того, проектирование под широкую аудиторию - это попытка удовлетворить потребности всех, без расстановки приоритетов , без ориентации на конкретных пользователей. Потребности разных групп могут войти в противоречие друг с другом, и в результате получится чудовищный продукт, который не нужен ни одной из целевых групп, а выбор необходимо делать в пользу самых нужных пользователей. Принцип Парето ещё никто не отменял.

Есть довольно интересные примеры проектирования под конкретного персонажа, результаты которого впоследствии стали массовыми продуктами. Например, чемодан на колёсиках проектировался для стюардесс, а стикеры - как закладка для книги.

Наконец, персонажи помогают создать единое видени е в команде проекта. В любых спорах о дизайне или функционале есть арбитр - персонаж. Благодаря этому вместо споров до хрипоты отом, кому что нравится, появляется инструмент выбора правильного решения: «наш Иван Петров никогда бы так не поступил потому-то и потому-то».

Критика персонажей

Однако, с нами далеко не все согласны. Нельзя не упомянуть о том, что практика использования персонажей критикуется с момента её возникновения в конце 90-х годов. В достаточно сжатом виде с критикой можно ознакомиться в статье Чэпмена и Милхэма «The Personas’ New Clothes» . Вкратце, основные аргументы противников таковы:
  1. Результаты процесса создания персонажей невоспроизводимы. Две команды по одним и тем же данным создадут разные наборы персонажей, и невозможно доказать, какой из них «правильный».
  2. Невозможно оценить, насколько точно набор персонажей описывает ЦА. Какую часть ЦА описывает конкретный персонаж и насколько он важен для проекта? Сколько потенциальных пользователей оказались не описанными ни одним из персонажей?
  3. «Проклятие размерности»: чем более специфично описание персонажа (чем больше количество дифференцируемых характеристик), тем меньшую долю ЦА описывает такой персонаж (пять булевых характеристик дадут 1/32, то есть 3% аудитории).
Споры и исследования ведутся по сей день, и можно говорить только о своём опыте и применимости инструмента. Мы не можем точно сказать, хороши ли персонажи при разработке кружек-термосов или систем управления погрузчиками дерева. Вместе с тем, мы с уверенностью готовы сказать по своему опыту: персонажи эффективны при разработке веб-сайтов практически любой сложности.

Методика создания персонажей

Описание персонажа содержит несколько смысловых блоков (они будут рассмотрены далее). Характеристики персонажа, кроме портрета, должны быть синтезированными : это означает, что они должны совмещать в себе все значимые характеристики представителя группы ЦА, с добавлением специфических черт для придания персонажу реальности. Таким образом, мы повышаем эффективность проектирования, его глубину и точность попадания.

Выделение ключевых отличий

Самое главное, с чего начинается создание персонажей - это осознание отличий различных сегментов аудитории. Важно сконцентрироваться на самых главных отличиях, которых обычно должно быть от двух до четырёх. Например, они могут касаться:
  1. Целей пользователей,
  2. Периода пользования сайтом (зайдёт один раз, получит результат и уйдёт, либо будет постоянным посетителем),
  3. Осведомлённости (знание предметной области, восприятие бренда, ключевые мотиваторы),
  4. Поведенческих шаблонов (способы реализации своих потребностей вне сайта, частота реализации потребностей, …).
Далее всё «мясо» персонажа нарастает на «скелет» этих ключевых отличий.

Портрет персонажа

Портрет - это общее описание персонажа безотносительно сайта: фотография, имя, возраст, пол, профессия, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с сайтом, взгляды и интересы в интересующей нас сфере.

Цели персонажа

Переходим к взаимодействию персонажа с сайтом и определяем для начала его цели - зачем ему нужен сайт. Мы делим цели на такие типы:
  1. Цели, не связанные с сайтом - это цели, которые персонаж может достичь без сайта.
  2. Цели, связанные с сайтом:
    • Личные - это цели, которые человек полностью разделяет и имеет мотивацию их достичь.
    • Навязанные - это цели, которые человеку диктует нечто извне - например, его компания, люди в его окружении или законодательство и которые он может не разделять. В этом случае нужно говорить не о мотивации, а о внешнем стимуле.

Взаимодействие с сайтом

Здесь нам нужно рассказать, как персонаж будет взаимодействовать с сайтом:
  • В какой обстановке будет использоваться сайт;
  • Был ли опыт использования подобных сайтов;
  • Каковы факторы оценки сайта;
  • Каковы ожидания от поведения и содержания сайта;
  • Каковы ожидаемые результаты от взаимодействия.

Проверка и определение типов персонажей

После описания персонажей необходимо проверить их на полноту/избыточность описания. Мы могли что-то забыть - например, важную цель или фактор оценки - или напротив написать что-то лишнее. Помните: поменьше лишних деталей, не имеющих прямого отношения к сайту и взаимодействию с ним.

После создания расширенного списка персонажей мы должны выделить два типа, с которыми мы будем работать:

  1. Ключевой персонаж - именно для него мы будем проектировать сайт.
  2. Второстепенный персонаж - его потребности мы учитываем, но их реализация не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои.
Ключевой персонаж должен объединять основные характеристики приоритетной целевой группы, совмещать в себе максимум её целей.

Как правило, ключевых персонажей бывает не больше двух. Исключение составляют сложные проекты с множественными ролями - сложные веб-сервисы, бизнес-системы и т.п. Смысл выделения ключевых персонажей - в расстановке приоретитов, в выборе тех, кто принесёт наибольшую пользу, и ориентации проекта на них. Проектирование для бо́льшего количества в принципе вредно: это означает проектирование ни для кого и, как следствие, мы теряем все целевые группы, что ключевые, что второстепенные.

Создаём сценарии поведения персонажей

Сценарий поведения - это ситуация взаимодействия персонажа с сайтом . Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий.

О пользе сценариев

Сценарии помогают нам смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и, что также важно, предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию.

Основная польза сценариев в том, что они помогают избегать проектирования под исключительные ситуации , чем так часто страдают, например, программисты, для которых исключительные ситуации - это самое сладкое.

Сценарий основан на цели/потребности пользователя и поэтому не позволяет от неё отклоняться при проектировании. К примеру, если у нас основной сценарий на сайте бутика ХХХ - это «изучить каталог одежды и решить, ехать в шоу-рум или нет», то мы должны, очевидно, дать на него ссылку из любого места сайта, максимально облегчить его просмотр, а дальше подсказать, что делать после просмотра каталога - ехать в шоу-рум или заказать одежду с сайта. Это означает, что вся лишняя информация «на всякий случай, вдруг будет интересно», акцентные контекстные блоки, новости и т.п. должны либо отсутствовать в процессе просмотра, либо присутствовать по крайней необходимости очень незаметно.

Таким образом, сценарий заставляет решать конкретную задачу , а не проектировать навигацию и функционал, отталкиваясь от типовых возможностей CMS, практики создания аналогичных сайтов, увиденных примеров, личных представлений и тому подобного.

Чем сайт будет отличаться от конкурентов

Исследование конкурентов и ЦА даёт нам достаточно информации, чтобы сделать выводы: чем сайты конкурентов хороши, а чем плохи; что и как можно сделать, чтобы наш сайт выгодно от них отличался.

В этом разделе мы это и пишем, буквально по пунктам: делаем так и так, чтобы быть лучше или просто отличаться от конкурентов. В основном сайты отличаются друг от друга дизайном, функциональными возможностями, содержанием (составом, стилем речи, манерой подачи ключевых сообщений, и так далее).

Определение этапов развития сайта

Что необходимо и достаточно для запуска

Исходя из основных сценариев мы определяем, какого функционала будет достаточно для запуска сайта, во-первых, для решения основных задач пользователей, без которых сайт им будет не нужен, и, во-вторых, для решения основных задач бизнеса/клиента, без которых запуск не имеет смысла.

Это нужно далеко не всегда, если, например, сайт небольшой и запускается в один этап. Но даже на небольших сайтах бывает так, что информацию нужно подавать постепенно, проверить какие-то функции или разделы. Советую задумываться об этом в любом случае.

Куда будем развиваться

После этого мы определяем возможные (!) направления развития сайта, которое при необходимости делим на этапы. Этот прогноз мы делаем совместно с клиентом, исходя из его понимания стратегии развития бизнеса, исходя из контент-стратегии, ситуации на рынке.

Например, в бутике ХХХ на первом этапе будет возможность просмотреть одежду и попросить отложить её на один день. А позже, когда мы будем организационно готовы к этому, одежду можно будет заказать с доставкой в пределах России.

Куда развития точно не будет

На этот вопрос также важно ответить. Это ограничивает фантазию клиента, менеджера проекта и разработчика, которая частенько тяготеет к бессмысленному развитию ради развития, добавлению лишних функций. Часто это просто бесполезно, но бывает и крайне вредно, потому что нарушает концепцию, размывает бренд и т.д.

Например, на сайте бутика ХХХ совершенно точно не появятся форум, блог и тому подобное для болтовни, которая здесь не решает ни одной задачи.

Источники

Советуем почитать:
  1. «Об интерфейсе» Алана Купера и его сайт


Документы