Где обучают на социального работника. Социальный работник

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера, и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей "группы риска", имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза "социальная дезадаптация".

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют "неорганизованной", т.е. детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.

Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы. Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 классы), основного общего (1-9 классы) и среднего (полного) общего образования (10-11 классы). Причем следует иметь в виду, что требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (ст. 19 Закона об образовании).

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега но организации социальной помощи, помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся "группы риска", в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например: возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога; принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником; использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся - оформление социальных паспортов - формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей "группы риска".

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер - вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.

Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются "подрабатывать" в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получить дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании. В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других - они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования. В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе; проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения.

Особая роль социальным работникам принадлежит в работе с девиантными подростками. Самой тяжелой проблемой стало распространение таких форм девиации, как наркомания и токсикомания, алкоголизм, правонарушения, немотивированная агрессия и др.

В период взросления подростки часто сталкиваются как с объективными трудностями, так и субъективными переживаниями. Причинами могут быть конфликты в семье, разлады с друзьями, непонимание преподавателей, проблемы коммуникации и т.д. Следствием этого становится поиск средств и способов улучшения душевного состояния. Поэтому подбор эффективных технологий в социальной работе с детьми и подростками, проявляющими девиантное поведение, в сфере образования будет невозможным без анализа причин различных форм девиантности.

Социальную работу в этом направлении можно разделить на два направления: коррекционное и профилактическое. Как и во всех других случаях, их реализация опирается на социальную диагностику. Диагностика девиантного поведения требует специальных знаний и навыков, поэтому социальному работнику необходимо опираться не только на свои возможности, но и на практику специальных социальных учреждений: социально-реабилитационных центров по работе с несовершеннолетними, психолого-педагогических центров и т.д.

Цель профилактических технологий - оказание социально-психологической помощи подросткам "группы риска", выявление безнадзорности, профилактика рецидивов криминального поведения. Для профилактической работы важно использовать не только учебный процесс, но и внеклассную работу - индивидуальную и групповую. Организация коррекционных технологий требует от специалистов социальной работы специальной подготовки в области коррекционной социальной педагогики, культурно-досуговой деятельности.

Главная задача каждого социального работника - решение конфликтных ситуаций, предоставление социальной помощи, защиты и поддержки. Получить высшееиобразование по специальности "социальная работа" можно после обучения в ВУЗе. Продолжительность и стоимость обучения зависит от выбранного учебного учреждения, формы. Код специальности "социальная работа" в программах - 39.03.02.

Специальность "специалист по социальной работе"

Включается специальность социальная работа в программы многих государственных ВУЗов, техникумов и колледжей России. Их приблизительное количество составляет порядка 210 учреждений. Поступление проводится на базе 11-ти классов. При подаче документов абитуриент должен представить сертификаты ЕГЭ по обществознанию (либо иностранному языку, либо географии), истории, русскому языку. Проходной балл может составлять от 35 до 80 (обычно 50-60). Предлагают специальность социальная работа ВУЗы по следующим направлениям:

  • Организация социального обеспечения (нормативные и правовые основы);
  • Социальная работа (общие аспекты);
  • Работа с молодежью.

Специальность "социальная работа" - ВУЗы

Поступить на специальность абитуриенты могут в такие ВУЗы:

  • Магнитогорский государственный университет,
  • Уральский колледж недвижимости и управления,
  • Екатеринбургский экономико-технологический колледж,
  • Московский гуманитарный университет и другие учреждения.

Основные направления, дисциплины специальности "социальная работа", срок и стоимость обучения

Обучаться абитуриенты могут в любой форме: очной/заочной, вечерней. Форма оплаты может быть как бюджетной (бесплатной), так и контрактной. Примерная стоимость за прохождение 4-годичных программ составляет от 40 до 120 тысяч рублей. Получить специальность специалист социальной работе бесплатно могут от 8 до 25 студентов на курсе. Объем бюджетных мест определяется количеством студентов на потоке.

Практически все дисциплины специальности социальная работа посвящены ознакомлению с правилами обеспечения поддержки и помощи населению. Поэтому по завершению обучения из ВУЗа будут выпускаться социальные психологи, конфликтологи , инспекторы, сотрудники служб помощи пенсионерам, мигрантам, детям и сложным неблагополучным семьям. Выбирая колледж специальность социальная работа, нужно помнить об особенностях программ и отличии получаемых профессий.

Программы специальности "социальная работа"

Получая высшее образование специальности социальная работа, студенты должны узнать о правилах работы с представителями разных социальных слоев. От качества обучения, умения решать сложные конфликтные вопросы, определять помощь и поддержку зависит качество работы будущего специалиста. Поэтому социальная работа специальность кем работать должна определятся студентом еще при поступлении. А сами программы должны включать и общие курсы, и специальные программы для получения узкопрофильного образования. В процессе обучения студенты будут изучать следующие дисциплины:

  1. Социальная педагогика, политика.
  2. Технологии работы и психология.
  3. Информационные технологии и базы данных (в общем).
  4. Проблемы морали и нравственности в соц. работе.
  5. Правовая основа соц. работы.

При выборе ВУЗа для поступления нужно помнить, что код специальности социальная работа 39.03.02 является общим для рассмотренных ранее профессиональных направлений.

Специальность "социальная работа" - где и кем работать

Практическая отработка осуществляется для закрепления знаний, полученных во время теоретических занятий. Проводится в государственных учреждениях, документально подтверждается договорами (заключаются между ВУЗом и организацией, в которой выполняется практика). Продолжительность занятий составляет 72 часа и состоит из трех этапов: ознакомительного, рабочего, итогового. При прохождении производственной практики студенты обязаны заполнять отчеты, дневники.

После того как студентом получена специальность социальная работа, где работать - основной вопрос многих выпускников. Специалисты могут устроиться в медицинские учреждения, центры социальной помощи, реабилитационные центры, фонды. При этом получить высшее образование дистанционно специальность "социальная работа" может каждый желающий. Стоимость семестра составит порядка 15-20 тысяч рублей. По завершению обучения студенту выдается диплом.

Возможно Вас заинтересуют.

Становление молодежи как социально активной категории населения осуществля­ется через систему государственных и со­циальных институтов. Важную роль в этой системе играет ВУЗ, имеющий свои соци­альные функции. Он является одновремен­но институтом и механизмом получения умений и навыков социально значимой деятель­ности, приобретения и апробации знаний, про­фессионального роста и человеческого об­щения, создает необходимые условия для самореализации и утверждения личности мо­лодого человека.

В отечественной педагогики советского периода активно исследовался процесс воспитания учащейся молодежи (Г.Д. Аверьяно­ва. P.P. Бандура, H.И. Болдырев, А.С. Бык, O.И. Волжина, Б.З. Вульфов, А.Г. Давидюк, З.Д. Джантакова, Е.И. Известнова, P.M. Kaпралова. В.И. Кожокарь, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитин, И.Н. Руссу, Я.В. Соколов, В.Л. Сухомлинский, А.М. Шаленов, Т.А. Шингерей, Н.И. Щукин, Д.С. Яковлева и др.). Но лишь в немногих трудах затрагивались конк­ретные вопросы воспитания студентов.

Анализ результатов исследований, проведенных современными отечественными специалистами в ряде российских университетов, позволил сформулировать ряд основополагающих концептуальных основ организации воспитательного процесса.

1. Воспитание как целенаправленный процесс социализации личности является неотъемлемым составляющим звеном единого образовательного процесса.

2. Суть, современного понимания воспитания базируется на личностной и культурологической основе: всемерное содействие полноценному развитию личности в неповторимости ее облика посредством приобщения к культуре социального бытия во всех ее проявлениях: нравственной, гражданской, профессиональной, семейной и т.д.

3. Воспитание есть интерактивный про­цесс, в котором достижение положительных результатов обеспечивается усилиями обеих сторон как педагогов, так и воспитуемых.

4. Воспитательный процесс должен обеспечиваться профессионально подготовленными кадрами.

5. Воспитательный процесс должен строиться на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи, а также особенностей личностно-значимой для них микросреды.

Однако при организации воспитательного процесса со студентами специальности «Социальная работа» необходимо оговорить специфику процесса. Будущие специа­листы, кроме ряда общечеловеческих качеств, должны обладать высоким уровнем развития личностных и профессиональных качеств, нравственных ориентиров и ценно­стей. Кроме того, моральные и нравствен­ные идеалы и установки специалистов реа­лизуются в работе с клиентами поэтому они должны быть четко сформулированы, ус­тойчивы.

Учитывая специфику воспитательной ра­боты, автором была разработана авторская модель воспитательного процесса, которая включает следующие характеристики.


1. Этап адаптации студентов к особенностям специальности «Социальная работа» (информационно-оценочный). Студенты информируются о профессии, «портрете» специалиста по социальной работе.

2. Этап личностного осмысления и принятия идей и концепций работы (сравнительно-актуализирующий). На данном этапе происходит переосмысление личностных приоритетов формирования в сознании будущих специалис­тов системы идей и ценностей.

3. Этап целенаправленного включения функции осмысления необходимости личностного роста, организации воспитательной работы с младшими и сверстниками (практико-прогностический).

В качестве практической основы реа­лизации данной модели на базе кафедры со­циальной педагогики ВолГУ я начале 2005 года была открыта лаборатория социальных технологий.

Среди основных задач деятельности ла­боратории можно отметить:

· формирование устойчивой личностно-профессиональной заинтересованности в практической деятельности по специаль­ности;

· укрепление позитивного имиджа специальности «Социальная работа» в сознании студентов;

· вооружение студентов навыками практи­ческой работы в социальных учрежде­ниях областного уровня;

· повышение уровня творческой активности и самостоятельности студентов в выборе форм и методов работы;

· на основе практического опыта воспитание в студентах осознанного отношения к выбору дальнейшей специализации и проблемной сферы работы.

Сотрудничество университета с детскими и молодежными объединениями, организациями и учреждениями социального обслуживания населения осуществляется на основе добровольности и инициативности обеих сторон (как организаций, так и студентов) а рамках заключаемых договоров. В ВолГУ договоры заклю­чены со многим субъектами социальной политики Волгоградской области, в том числе социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних (29 по Волгоградской области) «Семья» (34 по Волгоградской области), общественными организациями «За спа­сение детей России», «Марина».

В реализации воспитательного процесса в 2004/05 учебном году задействованы преподаватели кафедры социальной педагогики BолГУ (3 человека), студенты специальности «Социальная работа» 3-й курс (56 человек), 4-й курс (13 человек), специалисты социальных учреждений и организаций (более 100 человек).

В процессе коррекции работы лабора­тории, анализа структуры модели воспитательного процесса были определены веду­щие функции воспитательной работы со сту­дентами:

· Научно-методическая функция направлена:

1. На комплексное нормативно-технологическое обеспечение воспитательного процесса путем целенаправленной работы по
созданию нормативной базы, а также банка технологий воспитательной работы, их систематизации и внедрения в высшие учебные заведения.

2. Научную разработку программ социологической и психологической диагности­ки, позволяющих квалифицировано осуществлять мониторинг личностного состояния студенческой молодежи и социокультурной сре­ды ее взаимодействия.

3. Разработку критериев эффективности воспитательной работы ВУЗа как paзновидности образовательных стандартов, направленных на реальную оценку состояния воспитательной работы в конкретном ВУЗе и сравнительный анализ ее эффективности в пре­делах региона.

· Практико-прогностическая функция определяет направления взаимодействия ВУЗа с организациями и учреждениями региона, ко­торые также могут выступать субъектами в системе воспитательной работы (клубы, досуговые центры, учреждения социального об­служивания населения).

· Информационная функция, включа­ющая пропаганду концептуальных идей, актуальных направлений и технологий воспитательной работы со студентами путем проведения конференций, семинаров, круглых столов, а также подготовки и изда­ния научных публикаций и методических рекомендаций по проблемам воспитания в выс­шей школе.

В качестве основных выводов можно определить, что главными условиями эффективной реализации воспитательной работы и молодежной среде ВУЗа являются:

· расширение участия молодежи в развитии вузовской жизни, молодежных сообществ, общества;

· расширение прав молодых граждан, активизация инициативности в принятии
решений;

· оказание поддержки информационному обеспечению, большей наглядности и отчетности в вопросах личностного и профессионального самоопределения.

19. Организационные аспекты социального образования.

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Они определяют фундамент оценки качества, основные требования к содержанию и реализации образовательных программ. С середины 90-х гг. в России началась разработка и внедрение новых стандартов, их адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны. Причем эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

Взаимозависимость трансформации содержания и организации социального образования особенно сильно обозначилась в 90-е гг. в России в связи с массовым развитием инновационных учреждений образования и образовательной практики, эволюцией полисубъектности образования. Новые формы организации образования, как правило, базируются на инновационных программах, новых технологиях обучения, что, конечно, масштабно дифференцирует социальное образование содержательно. Это далеко не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартов также органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования сегодня, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ. В этом смысле особенно сложным и важным является формирование национально-региональных компонентов и в целом концепции регионально-специфического социального образования.

Еще одним организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений, выполняющих соответствующие образовательные функции. В этом смысле развитие социального образования в России сегодня опирается на систему профильных средних и высших учебных заведений, а также учреждений начального профессионального образования, готовящих кадры для учреждений социальной сферы и управления, специалистов в области социальных наук.

Принципиально важно и то, что в структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

Очевидно, однако, и то, что даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарного профиля, безусловно, играют положительную роль, ибо закладывают традиции, основания для развития социального образования в регионах страны. Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

В организационном плане для социального образования России последнего десятилетия характерно и то, что здесь возникло большое количество кафедр и учебных лабораторий, центров, призванных обеспечивать общее (непрофессиональное) социальное образование. Главным образом этим занимаются кафедры философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Решая проблемы повышения общей культуры будущих специалистов различного профиля, повышения их культуры социального мышления и самоорганизации, управленческой деятельности, гуманизации образования, эти кафедры составляют организационную основу общего (непрофессионального) социального образования.

В организационном плане нельзя не отметить значительного увеличения количества субъектов социального образования вне традиционных форм его осуществления. Это связано с вторжением в сферу образовательной деятельности различных фирм, СМИ, общественных организаций, обществ, объединений и отдельных граждан, других государств, что значительно расширяет круг традиционных учреждений образования, создает принципиально новую ситуацию в стране.

В российском образовании сейчас налицо ситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства. В стране осуществляются образовательно-воспитательные программы ряда тоталитарных сект, чуждых культуре народов России, образовательные проекты других государств, также далеко не всегда учитывающие интересы нашего государства и народа и не контролируемые государственными органами управления образованием.

Нельзя не сказать и о низкопробных программах развлекательного характера. Полностью бесконтрольными в этом плане оказались радио, телевидение, пресса, книгоиздание. Национально-государственная политика в этой сфере настолько слаба и неэффективна, что говорить о каком-то ее влиянии пока просто бессмысленно. Она никоим образом не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно самыми серьезными разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

Таким образом, содержание и организация социального образования в современной России переживают противоречивый процесс обновления и преодоления кризиса, созидания нового и сохранения лучших традиций старого опыта, поиска оптимальных технологий.

Социальное образование активно участвует в формировании новой культуры, социальной жизни, являясь ее составной частью.

Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:

  • пенсионеры и люди с ограниченными возможностями;
  • дети и подростки, страдающие от врожденных и приобретенных заболеваний, семейного насилия и других проблем;
  • женщины, ставшие жертвой любого вида насилия;
  • зависимые граждане;
  • люди, лишившиеся жилья, получившие травмы, потерявшие близких во время катастроф;
  • многодетные семьи и другие.

Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.

Особенности профессии

Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:

  • анализ вверенного участка, выбор людей, нуждающихся в социальной помощи и защите (временно или на постоянной основе);
  • работа с жалобами и обращениями населения, проверка информации, принятие решения по каждому отдельному заявлению;
  • предоставление всех видов социальных услуг, информирование граждан об их правах и обязанностях;
  • оказание помощи в получении правовых и других видов консультаций;
  • доставка на дом продуктов питания, питьевой воды, медикаментов, а также других товаров. Соцработник может следить за порядком в доме людей, к которым прикреплен, готовить или разогревать пищу, доставлять готовую еду от родственников или из специальных столовых, оплачивать счета;
  • помощь в оформлении заявлений и прошений на получение социальной помощи, льготных путевок, услуг;
  • общение с социально незащищенными гражданами и их родственниками;
  • оказание дополнительных услуг: первая медицинская помощь, психологическая поддержка и другие;
  • ведение учетной и отчетной документации.

Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Огромная социальная значимость профессии, ведь ежедневно такие специалисты выполняют сложную и важную работу, повышающую качество жизни многих людей.
  2. Официальное трудоустройство и солидное количество вакансий.
  3. Специалисты востребованы в каждом крупном и маленьком городе России.
  4. Можно трудоустроиться без высшего образования.
  5. Стабильное обучение и развитие.
  6. Большое количество бюджетных мест в вузах, возможность получить образование на очном, очно-заочном или заочном факультете.
  7. Работа станет идеальным решением для гуманитариев.

Минусы

  1. Низкооплачиваемая работа.
  2. Постоянный контакт с разными слоями населения, представители которых не всегда приветливые, честные.
  3. Взаимодействие с больными, зависимыми людьми может привести к заражению инфекционными и другими видами заболеваний.
  4. Труд недооценен в странах СНГ.
  5. Специалист проводит много времени на ногах, вынужден выполнять большой объем работ.
  6. График может быть ненормированным.
  7. Социальные работники часто сталкиваются с вопиющими случаями человеческой жестокости, что может оказывать подавляющее воздействие на моральное состояние.

Важные личные качества

Эмоциональная стабильность и спокойствие - вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:

  • человеколюбие;
  • толерантность;
  • находчивость;
  • самоконтроль;
  • склонности к работе в коллективе;
  • обостренное чувство справедливости;
  • четность;
  • увлеченность социальными процессами.

В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.

Обучение на социального работника

Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:

  • «Социальная работа с молодежью»;
  • «Социальная работа в системе социальной защиты».

После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.

Образовательный центр «Верити»

Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.

Колледжи Социальных работников

  1. СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства».
  2. Колледж по подготовке социальных работников («Колледж № 16»), г. Москва.
  3. Экономико-технологический колледж КИБиТ.

Высшее образование Социальных работников

  1. Российский государственный социальный университет.
  2. Московский педагогический государственный университет.
  3. Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова.
  4. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
  5. Московский социально-экономический институт.
  6. Российский новый университет.
  7. Московский государственный психолого-педагогический университет.
  8. Санкт-Петербургский государственный университет.
  9. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.
  10. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова.
  11. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева.
  12. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.
  13. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.
  14. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Место работы

Соцработники могут найти вакансию в государственных структурах (социальный инспектор), развивающих и коррекционных центрах, службах занятости. Часто этих специалистов привлекают к волонтерской деятельности, они могут сотрудничать с «Красным Крестом» и другими общественными благотворительными организациями.

Зарплата Социального работника

Зарплата на 14.03.2019

Россия 20000—50000 ₽

Москва 30000—100000 ₽

Профессиональные знания

  1. Базовое знание психологии, медицины, социальной педагогики, коррекционной работы, конфликтологии.
  2. Виды и правила оказания социальных услуг.
  3. Основные этические нормы социальной работы.
  4. Права и обязанности граждан, которым предоставляется социальная защита и помощь.
  5. Основы волонтерской деятельности.
  6. Методики развития разных возрастных групп детей.
  7. Способы восстановления психологического равновесия.
  8. Основы планирования деятельности, программы для ведения бухгалтерии и учета, базы данных.


Документы