Дорогая техника или талант фотографа

Совсем непросто найти в Москве хорошего фотографа, несмотря на то, что поезда столичной подземки периодически заклеиваются целым каталогом предложений о хорошей и качественной фотосъёмке в прекрасной студии. Кто-то пытается заманить к себе низкими ценами, а кто-то представляется как профессиональный фотограф, который только сейчас и в виде исключения может принять заказы от «простых смертных».

Настоящий и талантливый фотограф не будет унижаться до такой примитивной и абсурдной рекламы. У по-настоящему хорошего фотографа всегда найдётся время для любого клиента, как найдутся и творческие силы, чтобы сделать именно то, что захочет заказчик. Лучший фотограф всегда прежде всего ставит интересы своего клиента.
Действительно, любой уважающий себя московский фотограф со студией не нуждается в столь примитивных способах продвижения. Хорошее портфолио, рекомендации от крупнейших фирм и известных людей – вот чем привлекает к себе клиентов настоящий фотограф. Прежде всего качеством и уникальностью своих работ.

Фотосъёмка профессиональным фотографом – это не просто вспышка, вслед за которой «вылетает птичка» и вот – готовая фотография. Когда работает стильный фотограф, то он заботится прежде всего о том, как показать суть того, что он снимает. Да, именно суть, а не приукрашенную освещением, или какими-нибудь эффектами внешнюю сторону.

Московский фотограф предлагает свои услуги, которые являются очень разнообразными. Вы хотите составить собственное портфолио? Пожалуйста! Портфолио от фотографа, работы которого отражают всё самое прекрасное, что можно только найти в объекте съёмки, будут действительно лучшим выходом для начинающей, или даже для опытной модели.

Но если Вы думаете что портфолио могут себе позволить только модели, то Вы сильно заблуждаетесь! Создать собственный образ, раскрыть свой мир на фотографии, создать портфолио, которым будут восхищаться люди – разве женщина не достойна этого, если она не модель?

Многие наверняка также думают, что семейный фотограф – это роскошь, которая доступна разве что представителям какого-то заоблачно высокого класса, тем, кто живёт в огромных усадьбах и ест исключительно красную икру. К счастью, это ужасное заблуждение. Сегодня выездной фотограф за действительно умеренную цену, именно ту, которая отражает стоимость его услуг, сможет провести фотосессию для всех членов Вашей семьи.

Для Вас всегда найдётся интересное предложение, если Вы представляете журнал или газету, которой необходимо сделать снимки. Если журналу требуется фотограф, то лучшего выбора, чем тот, который Вы найдёте здесь, уверяем Вас, Вам не найти! А может Вам требуется не разовая работа, а настоящий внештатный фотограф? Тоже замечательно!

Если же вам необходимо выполнить съёмки, для которых необходима студия, то, определённо, лучший московский фотограф с фотостудией поможет справиться с любым объёмом работ в самые сжатые сроки. В наличие у профессионала имеется огромная студия, которая находится в Москве. В ней размещается просторная гримёрка, холл, мансарда и даже небольшая ванная. Фотостудия подходит абсолютно для любых съёмок и работ.

Как мы говорили, резюме фотографа – это его портфолио. Вы всегда можете ознакомиться с портфолио настоящего профессионала, которое вмещает в себя страница фотографа в Интернете. В портфолио представлены самые разноплановые работы, которые покажут все аспекты его деятельности, то, как он может и умеет снимать. На сайте, который ведёт фотограф, найдётся также вся контактная информация, телефоны и адрес электронной почты, по которым Вы сможете с ним связаться.

В интернете не угасают споры о том, что важнее, умение фотографировать или хороший фотоаппарат с отличной оптикой. Нашлось много сторонников как одной, так и другой теории. Можно, конечно, купить современную полнокадровую камеру с дорогой оптикой, но если не знать элементарных правил фотографирования, не получится, причем не только с композиционной точки зрения, но и с технической. Так же обладая безупречным и знанием технических нюансов фотографирования на "мыльницу" шедевр не сделать. Как минимум он будет смотреться дешево и не качественно. Во всем должен быть баланс.

Сложный выбор пути

В современном понимании фотолюбитель или фотоэнтузиаст - это человек, который периодически тратит некоторую сумму денег на приобретение новых примочек к своей фототехнике. Часто можно встретить статьи о том, что хороший снимок можно сделать только хорошим фотоаппаратом. Это суждение сродни тому, что уважающий себя фотограф должен снимать только в RAW. Этот формат поддерживается всеми камерами выше среднего класса.

При этом многие забывают о том, что для того, чтобы сделать хороший снимок, нужна не только хорошая техника, но и определенное осознание того, что нужно делать. У многих это осознание отсутствует. Именно поэтому часто можно встретить высказывания: "Я начинающий профессиональный фотограф. Я купил зеркалку и дорогую оптику. Подскажите, где тут кнопочка: сделать красивое фото, а то у меня всё размытое получается" Да-да. Бывают и такие. Сначала тратят кучу денег на технику, а потом, хвастаясь своим статусом, начинают демонстрировать полную неграмотность. Естественно в комментариях к такому посту дают ссылки на статьи, в которых говорится о технических нюансах и всех тяготах, которые приходится преодолевать фотографам. После прочтения этих материалов далеко не все становятся фотографами. Многие вовсе забрасывают это дело, а половина продолжает фоткать себя и друзей в режиме "Авто".

Теперь можно задуматься: "А что первостепенно? Знание хотя бы теории фотографирования или профессиональная фототехника?". Пускай ответ для себя выберет каждый сам.

Стоит поговорить о статьях, которых очень много в интернете. Одни склоняют людей к покупке хорошего фотоаппарата, а другие наоборот, рекомендуют начинать осваивать фотодело с малого. Каждая из таких статей имеет одну глобальную тему, и в её тексте раскрывается именно один конкретный вопрос. Но в каждой теме имеются оговорки, которые обязательно необходимо учитывать. Но далеко не все читают статьи полностью. Чаще всего люди воспринимают только заголовки и то. что выделено жирным шрифтом. Именно поэтому следует упомянуть о тех самых оговорках, которые встречаются во многих статьях.

Итак, на кого же ориентирована большая часть статей о фотографии ? Прежде всего, эти статьи для тех, кто уже знаком с основами фотографирования и на себе ощутил все проблемы, которые могут встретиться во время съемки.

Если вы только приобрели фотоаппарат, не нужно лезть в интернет в поисках информации о том, что и как. Самое первое, что следует сделать, это изучить инструкцию. Там обычно описывается принцип работы выдержки, диафрагмы, ISO, баланса белого и других функций камеры. Если не осилить базовые знания, то дальше лезть не стоит.

Часто в статьях говорится о том, что снимать нужно только в RAW, а потом обрабатывать каждый снимок. Такой подход может отпугнуть новичка. Он еще и снимать толком не научился, а тут уже каждый снимок обрабатывать заставляют. Но те, кто научился обрабатывать фотографии, напрочь могут потерять чутье экспозиции. Зачем делать правильные снимки, если можно всё на компьютере поправить. Это не правильный подход.

Различия фотоаппаратов

Каждое обсуждение фотоаппаратов сводится к тому, что их все нельзя сравнивать. Разные классы фотоаппаратов предназначены для различных условий съемки и режимов эксплуатации . Дело в том, что зеркалку в кармане не спрячешь, а компакт там помещается легко. При этом компакт уступает в качестве снимков и удобстве пользования настройками. Есть еще среднее звено. Эти камеры так и останутся середнячками. Они дают качество снимков хуже, чем у зеркалок и в кармане они не помещаются.

Навряд ли наденется хоть один человек, который активно занимается фотографией и готов провести всю свою жизнь с одним единственным фотоаппаратом. Все растут, всё в мире меняется. С ростом мастерства появляются новые требования к технике. Старые фотоаппараты уже не в состоянии дать о, что требуется от современного фотоаппарата, и тогда выбора нет. Приходится менять камеру. А сколько разновидностей фотоаппаратов. Одни больше подходят для репортажной скоростной съемки, фулфреймы дают отличный результат при неспешной работе. А разница в габаритах, весе, дополнительных аксессуарах вообще колоссальна. То же касается и оптики. Есть зумы с различными диапазонами фокусных расстояний, Есть портреники и широкоформатники. Все они различаются светосилой, передаваемой картинкой и сокровенным рисунком боке. Что выбрать? Каждый решает сам в зависимости от личных предпочтений.

Так как же поступить?

В самом начале, когда человек только начинает учиться фотографировать, он в основном только лишь нажимает на кнопку пука затвора. Потом, со временем, начинает замечать систематику. Некоторые фотографии не получаются. Слишком много неудачных кадров, а в определенных условиях съемки вообще ни один кадр не вышел. Тогда начинается учеба: изучение построения композиции, освоение настроек камеры, и прочую фотографическую науку. Тогда приходит осознание того, что камере не хватает скорости автофокуса, матрица слишком шумит на ISO 600, максимальная выдержка не достаточна для создания шедевра ночной фотографии. Это всё приводит к продаже старого компакта и покупке недорогой зеркалки. И всё начинается заново. Снова освоение уже расширенных возможностей и выявление недостатков. Такое развитие вполне нормальное. Лучше начинать с малого и постепенно расти. Если вы не умеете фотографировать, фотки сделанные на зеркалку будут не многим отличаться от снимков, выполненных средненьким компактом. Зачем платить больше?

Существенная разница в способностях фототехники становится заметна, когда фотограф начинает задумываться о качественных фотографиях. Тогда он приобретает зеркальный фотоаппарата, и свой первый объектив. Он начинает снимать всё подряд. Потом покупает длиннофокусный объектив и начинает снимать макро и птиц. Затем в свой новый широкоформатник он пытается впихнуть как можно больше пространства. Опробовав всё это, человек уже имеет достаточно большой багаж знаний и опыта. Он перепробовал разные стили фотографии и наверняка выбрал для себя основной. Он работал с разнообразным оборудованием и знает его особенности. Такие люди часто начинают давать советы новичкам, говоря о том, то дело не в технике, а в умении фотографировать. Это на самом деле так и есть, но без качественной техники ни один фотограф не сделает шедевр. Это естественное техническое ограничение, которое можно преодолеть только лишь купив более качественный фотоаппарат.

Любой, кто начинал с компакта и перешел на зеркалки знает, что компактные камеры работают медленнее зеркалок, хотя в последние годы тенденция начинает изменяться, настройки камеры спрятаны в меню и ими не очень удобно пользоваться. Кроме того, многих настроек, как и функций просто нет. Если вы замечаете всё это за своим фотоаппаратом, то настало время переходить на более качественную технику. Если же вас в своей камере всё устраивает, продолжайте пользоваться ей и получать удовольствие от фотографирования.

Очень часто в разговорах на форумах и встречах, посвященных фотографии, я слышу лестные отзывы о своих коллегах: "Это талант!", "Ему дано от природы!", "Ну, конечно же, это опыт и стаж!"...

Безусловно, все это верные высказывания, однако я готов утверждать, что талант - это не дар от рождения и его можно в себе развить. На это могут уйти годы упорного труда, но секрет освоения искусства художественной фотографии действительно существует и раскрыть его под силу обычному смертному, было бы желание.

Итак, вот он "философский камень" фотографии: "виденье фотографа". Обычный человек в силу своих иллюзий относительно устройства собственных органов зрения многого просто не понимает. Опытный фотограф, наоборот, создает свои работы, опираясь в первую очередь на знания о человеческом зрении и на те отличия, которые он вынужденно получит, используя оптику и матрицу (или пленку) камеры. Давайте разберемся со всем по порядку.

Как видит человек

Один из мифов, тщательно культивируемых в литературе и на просторах интернета, что человеческий взгляд идентичен углу поля зрения 35 мм или 50 мм объектива. Это абсолютно неверное представление. Дело в том, что наш зрачок вообще не может видеть углом поля зрения более чем 2 градуса. Все остальное воспринимается нами периферийной нерезкой зоной зрения, а объектив, обладая значительным углом поля изображения, представляет нам картинку полностью резкой. В реальности мы видим не глазом, а сознанием, т.к. зрачок только собирает информацию, а сознание записывает и представляет нам образ, который воспринимается человеком, как обобщенный продукт зрения.

Мы можем разглядывать маленький объект на большом расстоянии, игнорируя информацию периферийного нерезкого зрения, и тогда глаз выполняет роль мощного телеобъектива (например, аналог 200 или даже 300 мм объектива). А можем оглядываться и совмещать образы, полученные от периферийного зрения и отдельно взятые резкие картинки от бегающих по области внимания зрачков. Тогда глаза превращаются в фишай со 180-градусным углом поля зрения, и мы реально думаем, что видим все пространство одновременно и абсолютно резко.

И это только в первом приближении, а ведь каждый человек еще по-своему воспринимает контраст и цветность. При контрастном полуденном освещении радужки глаз работают, как регулятор яркости (аналог диафрагмы объектива). Человек посмотрел на свет и его зрачки сузились, посмотрел в тень, и они расширились, позволяя рассмотреть и запомнить детали на свету и в тенях.

Наше сознание показывает общую картину, сшитую из множества маленьких картинок, и в таком свете мы представляем себе окружающее нас освещение не столь и контрастным. У объектива же на все получаемое изображение только одна диафрагма, и полученный снимок кажется нам не естественно контрастным по сравнению с нашим восприятием.

Цвета, воспринимаемые человеком, тоже нередко искажены собственным сознанием. Например, вы читаете письмо, написанное синими чернилами на белой бумаге, при этом в качестве основного освещения используете напольный торшер с вкрученной в него лампой накаливания. Такой источник света дает желтое освещение, что превращает белую бумагу в желтую, а синие чернила в зеленые, однако мы продолжаем видеть белую бумагу и натуральный цвет чернил.

Мозг, обладая информацией о том, что эта бумага белая, вносит коррективы в восприятие - что-то типа автоматического баланса белого, и мы даже не замечаем, что это произошло. Камера не обладает интеллектом и не может анализировать самостоятельно окружающую ее обстановку, с учетом того, что матрица камеры подготовлена по своему цветовому балансу для правильного восприятия в первую очередь дневного света, ей необходимо помогать. Фотограф вынужден пользоваться функцией баланса белого камеры, корректируя ее цветовосприятие для получения правильной цветопередачи (соответствующей восприятию человека), учитывая цветность окружающего освещения.

Ну и напоследок, самая критичная ошибка, совершаемая начинающим фотографом, - это использование функции для визуального "приближения и удаления" объекта съемки в кадре. Конечно, это удобно, зачем бегать взад и вперед, сбивая ноги, когда можно повернуть кольцо зума и сделать кадр с нужным тебе масштабом. Разве не для этого отдают деньги за хороший десятикратный зумм? Не все так просто, как хотелось бы.

Дело в том, что зуммируя, вы в первую очередь меняете угол обзора объектива, а именно от этой характеристики зависит такой параметр изображения, создаваемого на плоскости как линейная перспектива.

Это уменьшение видимых размеров объекта наблюдения (съемки) по мере увеличения дистанции до этого объекта. Чем меньше фокусное расстояние, которое устанавливается на зумм-объективе, тем шире угол обзора объектива (вы как бы больше видите, но объекты становятся меньше размером: удаляются от вас), вместе с этим сильно возрастает влияние линейной перспективы. В таком случае на получаемом изображении мы хорошо чувствуем дистанцию между объектами (объекты переднего плана становятся значительно больше идентичных объектов заднего плана).

Выбирая большее фокусное расстояние, мы визуально приближаем снимаемый объект, но при этом полностью исчезнувшая линейная перспектива приводит к созданию плоского (необъемного) изображения, объекты как бы липнут друг к другу.

Получается, что для съемки качественного изображения, соответствующего вашему восприятию окружающей обстановки, необходимо сначала установить самое подходящее фокусное расстояние. А вопрос масштаба снимаемого изображения приходится уже решать путем перемещения камеры относительно объекта съемки. Если вам кажется, что здание, которое вы хотите снять, достаточно высокое, то для передачи этого ощущения на снимке необходимо будет установить самый короткофокусный объектив, в таком случае линейная перспектива максимально уменьшит крышу здания, подсознательно удаляя ее от зрителя.

Итак, давайте подведем итог. Для того, чтобы создать "реалистичное и красивое" изображение, необходимо учитывать:

  1. разный угол поля зрения (а значит и степень линейной перспективы на получаемом изображении) человеческого глаза и объектива;
  2. разность восприятия контраста снимаемого изображения человеческим сознанием, использующим целый поток трансформируемой визуально информации (практически HDR-эффект) и кадром камеры, обладающим чрезвычайно малым динамическим диапазоном восприятия яркости;
  3. разность цветовой температуры различного освещения и возможность зрения беспрепятственно адаптироваться, незаметно для человека.

Перечисленные выше факторы - только начало для построения совершенного плоского изображения, это основы фотографического видения, позволяющие вам перейти на новый уровень мастерства и "создать свой талант светописца".

Для любого художника не секрет, что существует целый свод правил, посвященных композиции изображения в изобразительной плоскости. Именно в этом и кроется последняя ошибка начинающих фотографов на пути к званию талантливого профессионала. Многие "творческие личности" считают, что правила композиции слишком расчетливы и однозначны, они мешают и ограничивают гений настоящего таланта. Это не так.

Правила композиции - это психофизические особенности восприятия плоского изображения человеческим сознанием.

Другими словами, правила композиции - это научно обоснованный визуальный язык, позволяющий передавать нужную вам информацию даже неподготовленному зрителю.

В доказательство всего вышесказанного, я призываю вас задуматься над тем фактом, что в музыке всего семь нот (музыкальная грамота - аналогия визуального языка композиции), но использование нотной грамоты никак не ограничивало гения Вивальди, Бетховена, Штрауса и подобных им выдающихся композиторов.

Учитесь, и вы станете талантливым фотографом. Удачи вам в творческих поисках.

Илья Лукьянов , профессиональный фотограф, преподаватель, автор курсов по композиции, пейзажной и портретной фотографии, эксперт по студийному осветительному оборудованию Hensel

Илья Лукьянов приглашает желающих посетить тренинг портфолио-ревю "Фотографическое видение", который будет проходить 8 августа 2017 г. , с 19:00 до 23:00 в студии-мастерской "Облако16", по адресу г. Москва, ул. Верейская, д. 41.

Этот тренинг нужен тем, кто хочет найти свой талант, стать фотографом, видящим и чувствующим кадр. Формат встречи предполагается в виде семинара, включающего в себя портфолио-ревю, т.е. разбор снимков всех участников.

Вопросы, которые будут рассмотрены во время семинара

  • В чем идея кадра.
  • Как научится видеть кадр.
  • Как в реальной съемке применить известные всем правила композиции.
  • Что значит "сделать кадр".
  • Как стать талантливым фотографом.
  • Что такое почерк фотографа.

Практическая часть семинара

  • Разбор работ участников семинара.
  • Какое выбрать дополнительное оборудования для натурной съемки.
  • Использование оптики, как инструмента композиции.

Внимание! Запись производится при 100% предоплате. Количество участников портфолио-ревю ограничено (10 человек по 20 снимков). По вопросам записи и предоплаты обращаться на почту [email protected] или по телефону 8-919-969-24-07 с 10:00 до 20:00, без выходных.



Документы