Сущность понятия «среда управления» и ее типы. Внутренняя среда управления

Управление зависит от бесконечного числа факторов, в том числе от показателей социальной среды управления.

Социальная среда управления - это совокупность переменных величин (социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов).

Среда управления - это совокупность внутренних и внешних субъектов, сил, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность деятельности менеджеров.

Типы среды:

Микросреда - внутренняя среда организации, ее собственный персонал и взаимодействие человека с условиями жизни в личном окружении;

Мезосреда - среда непосредственного окружения, партнеры, поставщики, потребители или социокультурная среда и сфера труда;

Макросреда - среда косвенного окружения, общественное окружение в целом.

Различают инертную, оптимальную и агрессивную среды.

Оценка степени благоприятствования внешней среды может быть дана исходя из того, в какой степени результат управленческой деятельности, работы организации превосходит или уступает усилиям, потраченным руководителем и организацией на его достижение:

Субъект управления - Объект управления = Результат управления

(Сила «А») (Сила «Б») (Сила «В»)

Оптимальная среда управления: В > А + Б.

Инертная среда управления: В = А + Б.

Агрессивная среда управления: В < А + Б.

1) Агрессивная среда управления

Для неё характерно наличие взаимоисключаемыхцелей организации и целей внешней среды.

Агрессивная среда - это среда, в которой управляющее воздействие вызывает противоположные реакции, люди не только не настроены на выполнение приказов, распоряжений, но и проявляют активность в направлении противодействия власти.

В агрессивной среде возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Крайнее проявление - стремление попытки свержения власти.

Агрессивная среда для организации несёт и положительные моменты. Агрессивность внешней среды ускоряет развитие социальной организации, мобилизует внутренние силы организации, усложняет процесс достижения индивидуальных целей, сложность в их достижении требует более активного использования коллективных усилий, совместная деятельность развивает социальную организацию.

Выделяют три основные причины агрессивности среды :

1. Конкуренция между организациями. В условиях рынка организационное пространство уже разделено, и найти свою нишу для организации довольно трудно.

2. Несоответствие характера деятельности и управленческого менталитета государственных органов специфике рыночных структур.

3. Цели организации, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Сегменты внешней среды определяют формы стратегии организации по отношению к среде нападения, защиты или нейтралитета.

Организация по отношению к агрессивной среде может осуществлять следующие стратегии :

Нападение - это стратегия открытой агрессии, основанная на большом масштабе и расходах. Нападающий должен, как правило, иметь превосходство над противником, уметь выбирать и локализовать своего противника, а так же за ранее предопределять результаты столкновения.

Защита - это стратегия скрытой агрессии, основанная на информационных ресурсах в сочетании с хорошей внутренней организацией. Для организации требуется гибкость, а порой и сверхгибкость. Противники прекрасно осознают причины, по которым их толкают друг на друга, и сами не прочь прибегнуть к этой стратегии.

Нейтралитет - это стратегия безразличия к агрессивной среде, основанная на неясности в расстановке и соотношении сил. Не следует путать видимое безразличие с действительным безразличием в условиях нейтральной среды.

Стратегия управления может быть направлена на преодоление агрессивного, конфронтационного поведения, достижение компромисса, уход, уклонение он конфликта, что оправдывается поиском разумного и цивилизованного выхода, сотрудничество что позволяет добиться максимального эффекта.

2) Инертная среда управления – это среда управления, для которой характерно отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей организации и внешней среды.

3) Оптимальная среда управления - среда управления, для которой характерна согласованность, однонаправленность или дополняемость целей организации и внешней среды.

Способы управления в агрессивной социальной среде.

Руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Бывают случаи, когда такое соответствие объективно невозможно, например -несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства. Вина в противоречиях организации с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. В зависимости от целей и ресурсов организации и сегментов внешней среды руководитель должен прибегать к различным формам стратегии: нападение, защита или нейтралитет.

Способы управления в условиях агрессивной социальной среды Метод направленного самоутверждения. Корпоративные (сравнительные) методы. Коммуникативные методы. Метод косвенной и связной стимуляции. Метод мотивационного смещения, переключения и содействия. Методы мотивационной компенсации и "трансляции". Метод стимулирования "духа команды".

Управление в условиях агрессивной среды

Поскольку организация всегда, так или иначе, приспосабливается к среде, она должна находить адекватные способы управления в агрессивной социальной среде.

Способами управления в агрессивной социальной среде могут быть:

Социальное прогнозирование;

Социальное планирование;

Социальное регулирование.

Каждый из них включает в себя набор различных методов, их реализация зависит от: ресурсов внешней среды (её потенциала) и потенциала самой организации.

Если же сил для преломления негативных процессов недостаточно, то не остается ничего другого, как приспособиться к ним. Главное правило управления в агрессивной среде заключается в том, чтобы по возможности ее избегать.

Существуют три варианта реакции на агрессию:

1. игнорирование - отсутствие у власти продуманной стратегии поведения, что усиливает стихийность конфликта, его обострение и эскалацию;

2. силовое решение (или давление) - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов;

3. продуктивный компромисс - ориентирован на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликтов.

При управлении в агрессивной среде можно применить стратегию управления конфликтами.

Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание таких условий работы и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможность возникновения конфликтов сведена к минимуму.

Реализация этой стратегии предусматривает проведение разнообразных организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения правил внутренней жизни, традиций и т.п.

Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация этой стратегии предполагает со стороны руководителя анализ реальных конфликтов и определение методов их разрешения.

Этапы и методы управления конфликтом

При разрешении конфликтов можно пользоваться любым из методов приведенных на рисунке 2. Действия руководителей и других членов трудового коллектива должны зависеть от конкретной ситуации, причины, предмета конфликта, личностных особенностей участников. Подход к разрешению конфликта в каждом случае будет индивидуальным. Знания из области управления конфликтом должны помочь менеджерам перейти от конфронтационного мышления к сотрудничеству.

Большинство хозяйствующих организаций являются сложными социотехническими системами со множеством технических, технологических, информационных взаимодействий, и социальных взаимосвязей, которые требуют определенной упорядоченности и постоянного регулирования. Все эти взаимодействия обеспечивают сотрудники организации. Поэтому важной задачей управления является налаживание их эффективной совместной деятельности.

Организацией принято называть группу людей, сознательно работающих вместе для достижения общих целей. Таким образом, основами существования организации являются совместная постановка целей и совместная деятельность работников (сотрудничество). Для налаживания сотрудничества необходимо уделять внимание как факторам организации и регламентации труда, так и созданию необходимого социально-психологического климата, формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию организационной культуры, сознательному и целенаправленному формированию коллектива.

Таким образом, должны осуществляться целенаправленное формирование поведенческих правил, регламентация поведения работников и рабочих групп, стандартизация группового поведения. Это необходимо для того, чтобы работникам было ясно, какого поведения от них ожидает организация, какие действия получат одобрение, а какие будут отвергнуты как нежелательные.

Особая роль в создании атмосферы сотрудничества принадлежит трудовому коллективу – совокупности работников, объединенных общими целями и процессом труда в одной организации. Это образование обладает рядом признаков, наличие которых позволяет говорить о существовании не просто высокоразвитой малой группы, а трудового коллектива.

Наличие у всех членов коллектива общей цели;

Отождествление членами коллектива себя с данной группой работников, что позволяет им налаживать реальное, а не формальное взаимодействие. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива существенно превышает сумму потенциалов каждого из его членов.

Постоянство взаимодействия работников, вследствие чего возникает взаимное влияние членов группы друг на друга, приводящее к формированию общих целей, интересов, пониманию, необходимости сотрудничества.

В то же время необходимо учитывать, что не всегда направленность целей и интересов коллектива носит позитивный характер: сплоченный коллектив в некоторых случаях может препятствовать достижению целей подразделения и организации в целом. Поэтому руководитель должен уделять значительное внимание формированию коллектива (подбор работников), нужной целевой направленности действий его членов, созданию необходимой рабочей и психологической атмосферы. Только в этом случае коллектив будет способствовать налаживанию реального позитивного направленного взаимодействия.

В практике управления для налаживания сотрудничества используются различные методы:

Привлечение работников к совместной постановке целей, совместной выработке решений;

Разъяснение работникам перспектив развития организации (или подразделения);

Реализация действий, направленных на сплочение коллектива, на его ориентацию на производительный труд (организация групповой работы, совместного отдыха, проведение праздничных мероприятий) и др.

При налаживании сотрудничества не следует забывать о необходимости учитывать не только цели организации и ее подразделений, но и личные цели работников, их потребности и мотивы.

Сотрудничество между работниками – это обязательное условие успешной деятельности организации. В коллективе может присутствовать и такое явление как конкуренция. При высокопрофессиональном руководстве конкуренция может сыграть положительную роль в развитии организации, однако, при непрофессиональном управлении конкуренция может перерастать в конфронтацию и иметь следствием конфликты, что является крайне нежелательным.

Среда организации, что это такое? Организационная среда это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Насколько они разнообразны? Тут можно провести параллель с астрономией, факторов столько, сколько звезд на небе. И пусть это образное сравнение, но доля правды в нем есть, факторы разнообразны, и уровень и степень их влияния различна, а потому их можно выделить очень много.

В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются друг от друга как вход и выход или как верх и низ. В общем виде организационная среда выглядит как многослойный пирог.

Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее разберем подробнее элементы организационной среды.

Внутренняя среда

Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:

  • производственная подсистема;
  • коммерческая подсистема;
  • учетная подсистема;
  • подсистема безопасности;
  • подсистема управления.

В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.

Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации

Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.
Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.
Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.
Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.
Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.
Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.

Внешняя среда

Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия .
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.

Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:
— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;
— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;
— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;
— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.

Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.

Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:
— экономическая среда – влияние экономических процессов
— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований
— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций
— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада
— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных
— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.

Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.
Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.

Система управления окружающей средой (СУОС) является частью общей системы управления (менеджмента) организации, при этом она призвана обеспечить управление рисками в области охраны окружающей среды, связанными с деятельностью организации.

К началу 80-х г. прошлого века ведущие компании индустриально развитых стран стали активно внедрять СУОС как составляющую экологического менеджмента. В результате качество окружающей среды в промышленных регионах значительно улучшилось. В основу методологии создания и функционирования системы управления окружающей средой положен известный принцип: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», который развивается по спирали и реализуется в рамках политики, проводимой государством. Модель такого подхода показана на рис. I.

Рис. I. Модель системы управления окружающей средой

Внедрение СУОС компаниями происходит по следующим причинам:

– управление окружающей средой способствует снижению производственных и эксплуатационных расходов, при этом теряется меньше сырья, производится меньше отходов, потребляется меньше энергии;

– при отлаженной СУОС легче выполнять государственные экологические требования и показать, что компания работает в соответствии с выданной ей экологической лицензией;

– банки охотнее инвестируют средства в компании с хорошо функционирующей СУОС, так как это снижает для них риски и в целом это признак хорошего менеджмента;

– СУОС в максимально возможной степени предотвращает экологические катастрофы в компании, которые могут привести её к финансовому банкротству;

– компании с СУОС, признанной на международном уровне, более конкурентоспособны на рынке.

В соответствии с указанным принципом структура СУОС состоит из следующих элементов:

2.Планирование:

– инвентаризация экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организаций;

– инвентаризация всех соответствующих законодательных и других требований;

– целевые и плановые экологические показатели для всех соответствующих должностных лиц, а также программа управления окружающей средой.

3.Внедрение и функционирование:

– роли, обязанности и полномочия для внедрения эффективного управления окружающей средой;

– обучающие программы для повышения и улучшения осведомлённости и компетенции персонала;

– внутренние и внешние связи;

– документация, описывающая систему управления окружающей средой;

– процедуры контроля требуемой документации;

– процедуры контроля операции;

– готовность к аварийным ситуациям и реагированию на них.



4.Проведение проверок и корректирующие действия:

– процедуры мониторинга и измерений;

– процедуры осуществления корректирующих и предупреждающих действий;

– процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных о состоянии окружающей среды.

– Проверка всех систем управления окружающей средой с помощью аудита.

5.Анализ стороны работодателя.

Систему управления окружающей средой наиболее целесообразно вводить по плану шаг за шагом. Для осуществления поэтапного плана введения системы в организации должна быть сформирована экологическая служба организации (ЭСО).

Структуру и численность работников экологической службы организации (ЭСО) определяет работодатель в зависимости от численности работников в организации, её экономического положения, состояния материально-технической базы производства и уровня используемых технологий.

Наиболее целесообразно ЭСО создавать в форме самостоятельного подразделения, состоящего из штаба специалистов в области экологического менеджмента во главе с руководителем службы – ведущим экологом, который подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из руководителей организации (главному инженеру). Ведущий эколог осуществляет свою работу совместно с заведующим лаборатории по контролю параметров окружающей среды, а также с работниками, ответственными в подразделениях организации за вопросы охраны окружающей среды.

Основными задачами ЭСО являются:

– внедрение комплексного природопользования, включая экологически обоснованные методы использования атмосферных, земельных, водных, минеральных, лесных и других ресурсов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;

– оснащение организации современным природоохранным оборудованием;

– развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

– широкое использование экологического аудита;

– разработка методик по определению экологических рисков;

– осуществление в приоритетном порядке учёта интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;

– разработка системы чрезвычайного реагирования и системы освещения на экологически опасных объектах, а также при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями.

При осуществлении текущей деятельности руководителей ЭСО имеет право:

– в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать подразделения и территорию организации;

– при выявлении нарушений природоохранного законодательства выдавать предписания, в которых определены мероприятия по устранению нарушений и сроки их выполнения;

– требовать от работников, ответственных по подразделениям за вопросы охраны окружающей среды, отчёт о выполнении предписания;

– получать оперативную информацию о возникновении ситуаций, способных привести к авариям и в связи с этим возможному загрязнению окружающей среды;

– направлять работодателю (руководителю организации) предложения о поощрении конкретных работников за активную работу в области охраны окружающей среды или о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования природоохранного законодательства;

– представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях, занимающихся экологической деятельностью.

Работники ЭСО несут ответственность за выполнение своих обязанностей в соответствии с положением о ЭСО и должностными инструкциями.

Требования к системе управления окружающей средой устанавливает Международный стандарт ИСО 14001:1996(Е) Системы управления окружающей средой технические условия и руководство по применению. Он разработан так, чтобы его можно было применить к организациям всех типов и раз­меров с учетом различных географических, культурных и социаль­ных условий. Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организаций, особенно высшим руководст­вом. Такого рода система дает организации возможность устанав­ливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем, чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые показатели состояния окружающей среды, добиться соответствия этой полити­ке и целевым показателям и продемонстрировать это соответствие другим. Общая цель этого международного стандарта заключается в том, чтобы поддержать меры по защите окружающей среды и предот­вращению ее загрязнения при сохранении баланса с социально-эко­номическими потребностями.

Есть важное различие между настоящими техническими условия­ми, содержащими требования к сертификации/регистрации и/или самостоятельному заявлению организации о ее системе управления окружающей средой, и не утвержденными официально руководящими указаниями, предназначенными для оказания общей помощи органи­зации в вопросах реализации или улучшения системы управления окружающей средой. Управление окружающей средой охватывает весь диапазон проблем, включая проблемы, касающиеся стратегии и кон­курентоспособности. Демонстрация успешного внедрения этого меж­дународного стандарта может быть использована организацией для того, чтобы заинтересованные стороны удостоверились в наличии у нее надлежащей системы управления окружающей средой. Настоящий международный стандарт содержит только те требо­вания, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации/регистрации и/или самостоятельно­го заявления.

Следует отметить, что настоящий международный стандарт не устанавливает абсолютных требований к экологической эффективнос­ти помимо содержащихся в сформулированной политике обязательств соответствовать применяемым законодательным актам и регламентам и постоянно улучшать систему. Так, две организации, занимающиеся аналогичной деятельностью, но показывающие различную экологичес­кую эффективность, могут обе соответствовать требованиям этого стандарта.

Принятие и систематическое выполнение методов управления окружающей средой могут дать оптимальные результаты для всех за­интересованных сторон. Однако принятие настоящего стандарта само по себе не гарантирует оптимальных результатов в области эколо­гии. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей техноло­гии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

Стандарт не предназначен для рассмотрения аспектов управле­ния безопасностью и гигиеной труда и не содержит требований к ним; однако он не запрещает организациям заняться проблемой ин­теграции таких элементов в системы административного управления. Тем не менее, процесс сертификации/регистрации будет применим только к аспектам системы управления окружающей средой.

К настоящему международному стандарту применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандар­там на системы качества серии ИСО 9000. Организации могут выбрать для использования существующую систему административного управ­ления, согласующуюся с серией ИСО 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой. Следует, тем не менее, иметь в виду, что применение различных элементов системы адми­нистративного управления может варьироваться в зависимости от це­лей и заинтересованных сторон. В то время как системы администра­тивного управления качеством имеют дело с потребностями пользо­вателя, системы управления окружающей средой обращены к потреб­ностям широкого круга заинтересованных сторон и развивающимся потребностям общества, касающимся защиты окружающей среды.

Требования к системе управления окружающей средой, содержа­щиеся в настоящем стандарте, необязательно должны устанавливать­ся независимо от существующих элементов системы административно­го управления. В некоторых случаях появится возможность соот­ветствовать этим требованиям путем адаптации существующих эле­ментов системы административного управления.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

На международном уровне в последние годы нашли широкое применение стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ISO). В области охраны окружающей среды ISO пред-ложила стратегический подход к решению экологических проблем, раз-вивая семейство стандартов ISO 14000 на системы экологического ме-неджмента.

Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что они являются не техническими стандартами, а стандартами процесса. Они ориентирова-ны не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не ис-пользовать определенные технологии, требование использовать "наи-лучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 яв-ляется система управления окружающей средой (СУОС).

Включенные в стандарты руководящие указания применимы к любой организации независимо от ее масштаба, типа и уровня подго-товленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить или улучшить систему управления окружающей средой. Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить эти стандарты в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Уро-вень детализации и сложности СУОС, объем документации и выделяе-мые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности.

Центральным документом стандартов серии ISO 14000 является ISO 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Данный стандарт не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в Беларуси принят ряд стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных.

Согласно определению, приведенному в стандарте СТБ ИСО

14001, система управления окружающей средой – часть общей систе-

мы управления, которая включает в себя организационную структуру,

планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресур-сы, обеспечивающие выполнение природоохранных требований.

На рисунке 12.2 приведена обобщенная модель системы управле-ния окружающей средой.

Рисунок 12.2 – Обобщенная модель системы управления окружающей средой

Модель системы управления окружающей средой отражает схе-матически позицию организации, которая признает следующие принци-пы.

Принцип1 . Обязательства и политика . Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязатель-ства в отношении СУОС.

Экологическая политика –основные направления и цели органи-зации в области охраны окружающей среды, официально сформулиро-ванные ее высшим руководством.

Экологическая политика должна включать в себя следующие ос-новные обязательства:

обеспечение соответствия действующему законодательству и инструкциям;

непрерывное совершенствование всех работ, влияющих на ок-ружающую среду;

недопущение загрязнения и т.п.

Принцип2 . Планирование . Основываясь на знании определенно-го состояния окружающей среды организации, указанные выше обяза-тельства должны быть детализированы в программах и направлены на улучшение управления отдельными аспектами окружающей среды – элементами деятельности организации, ее продукции или услуг, кото-рые могут взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, организация должна разработать план реализации своей экологической политики.

На стадии планирования необходимо, во-первых, выбрать эколо-гические аспекты, которые будут учитываться при работе СУОС. Необ-ходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух; сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод; радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов; другие локальные экологические и общественные проблемы.

Во-вторых, организация должна создать и поддерживать в рабо-

чем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся тре-бований законодательных актов, касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции и услуг.

В-третьих, в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели. При установлении и анализе целе-вых показателей необходимо учитывать требования действующих зако-нодательных актов. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой организации. В соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 14001 целевые пока-затели должны быть конкретными, а плановые показатели – по возмож-ности, измеряемыми количественно.

В-четвертых, на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой. Эта программа должна включать:

распределение ответственности за достижение целевых и пла-новых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Принцип3 . Внедрение и функционирование . С целью эффектив-

ной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей эколо-

гической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

Первым этапом стадии внедрения является распределение между конкретными людьми обязанностей, ответственности и полномочий.

Далее организация должна определить свои потребности в обуче-нии персонала. Это обусловлено тем, что персонал, выполняющий ра-боты, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, и поэтому необходимо, что-бы он прошел соответствующее обучение.

Следующим этапом внедрения является установление внутренних связей между различными уровнями и подразделениями организации. Должна быть разработана и внедрена система управления документами, относящимися к экологической деятельности предприятия. Эта система должна обеспечить быстрый поиск необходимого документа, облегчить проведение периодического анализа и его пересмотра на предмет адек-ватности.



Организация должна построить и обеспечить функционирование системы, позволяющей предупредить возникновение катастроф и ава-рийных ситуаций.

Принцип4 . Измерение и оценка . Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности.

При переходе к этому этапу необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии систему регулярного мониторинга операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружаю-щую среду. На основе данных мониторинга проводятся проверки и кор-ректировки в технологических процессах, направленные на снижение или устранение выявленного значительного воздействия на окружаю-щую среду. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин выявленного несоответствия, должно быть пропорционально важности проблемы и соразмерно выяв-ленному воздействию на окружающую среду.

Вся информация, относящаяся к функционированию СУОС и к состоянию окружающей среды должна документироваться в форме за-регистрированных данных.

На предприятии должна быть составлена программа и представ-лены процедуры периодических аудитов системы управления окру-жающей средой.

Принцип5 . Анализ со стороны руководства . Завершающей ста-

дией этапа проверок и корректировок является анализ СУОС со сторо-ны руководства. Высшее руководство организации должно анализиро-вать систему управления окружающей средой через определенные про-межутки времени. Цель такого анализа состоит в том, чтобы обеспечить постоянную адекватность и эффективность системы. В результате ана-лиза возможно внесение изменений в экологическую политику, в целе-

вые экологические показатели и в другие элементы системы управления окружающей средой.

Если построенная система экологического менеджмента функ-ционирует нормально, то это неизбежно приводит к повышению уровня экологической эффективности предприятия. И, наоборот, по уровню экологической эффективности предприятия можно оценивать адекват-ность функционирования системы экологического менеджмента.

Организация должна анализировать и постоянно улучшать СУОС с тем, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность.

УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ планомерная охрана и преобразование окружающей среды в интересах человека, но без разрушения механизмов саморазвития самой природы.

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


Смотреть что такое "УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ" в других словарях:

    управление окружающей средой - 1) то же, что и экологическое управление; 2) (для целей Национального стандарта Российской Федерации Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента. ГОСТ Р ИСО 19011 2003) то же, что и экологический… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р ИСО 14050-99: Управление окружающей средой. Словарь - Терминология ГОСТ Р ИСО 14050 99: Управление окружающей средой. Словарь оригинал документа: 3.16 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) <внутренний> систематический документально оформленный… …

    ГОСТ Р ИСО 14031-2001: Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования - Терминология ГОСТ Р ИСО 14031 2001: Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования оригинал документа: 3.4 воздействие на окружающую среду (environmental impact): По ГОСТ Р ИСО 14001. Определения термина из … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14040-99: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура - Терминология ГОСТ Р ИСО 14040 99: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура оригинал документа: 3.6 Входной поток (input) материалы или энергия, которые поступают в единичный процесс. Примечание Материалы могут… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14043-2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла - Терминология ГОСТ Р ИСО 14043 2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла оригинал документа: 3.1.3 оценивание (evaluation) <интерпретация жизненного цикла>: второй шаг фазы интерпретации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14042-2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла - Терминология ГОСТ Р ИСО 14042 2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла оригинал документа: Значение показателя Эквивалентное количество СО2,кг Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14041-2000: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ - Терминология ГОСТ Р ИСО 14041 2000: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ оригинал документа: 3.12. анализ неопределенности (uncertainty analysis): Системная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Система управления окружающей средой - часть обшей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система управления окружающей средой (СУОС) - 3.5 система управления окружающей средой (СУОС) (environmental management system): По ГОСТ Р ИСО 14001. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Открытые системы. СУБД № 03/2011 , Открытые системы. В номере: Элементарен ли Watson? Годы работы сотен ученых плюс огромные инвестиции позволили создать работающую в реальном времени вопрос-ответную систему контентной аналитики. Altix UV на… электронная книга
  • Управление подсознанием. Часть 1. Лечение удовольствием (DVD) , . Саморегуляция в широком смысле - это естественное стремление всего живого к жизни и гармонии. Мы постоянно находимся во взаимодействии с окружающей средой, людьмии информацией. Большинство…


Декларация по УСН