Примеры кейс-интервью, которые наглядно покажут, кто есть кто на собеседовании. Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности. И

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • а) Вступление

1. Как проводить собеседование с кандидатом при устройстве на работу

а) Вступление

Если вы хоть раз сталкивались с проблемой поиска персонала, то вам должно быть известно, что дело это весьма хлопотное. Существует два основных методов поиска: искать самостоятельно либо доверить эту работу профессионалам. Попробуйте сделать это своими силами, ведь только вам известно, кого вы хотите видеть в своей компании.

Если вы решили искать новых сотрудников самостоятельно, не торопитесь брать нового человека в коллектив, возможно, ваши подчиненные не откажутся освоить дополнительную специальность. Это будет выгодно и вам, и сотруднику: для вас - экономия денег, а для подчиненного - дополнительная работа, которая влечет за собой рост зарплаты.

Это не касается каких-либо сложных специальностей, которым можно обучиться только в ВУЗах. Кстати, высшие учебные заведения за последние несколько лет пересмотрели свои программы обучения, и теперь выпускают тех специалистов, которые могут пригодиться любой коммерческой структуре: менеджеров, экономистов, специалистов по маркетингу и так далее.

При подборе персонала отлично помогают психологические практики. Вы можете нанять психолога, при помощи которого быстро разберетесь в личности кандидата. А можете самостоятельно использовать различные психологические тесты, результаты которых многое расскажут о соискателе: как минимум достоин ли он вакансии; как максимум - какие свойства его характера могут пригодиться в работе.

Конечно же, беседуйте с кандидатом лично. Он может для начала пройти "отбор" у вашего заместителя, который ему даст (или не даст) допуск на общение непосредственно с руководителем. Во время беседы изучайте не одну лишь профессиональную подготовку соискателя, но и смотрите на общее впечатление от человека. И поведение, и его внешний вид могут многое сказать еще до начала общения.

Отметьте, каков у человека тон в разговоре, насколько развита его речь (только не перепутайте с не многословием), каков его словарный запас, как он держится и излагает свои мысли.

Чтобы на ваше объявление откликнулись только нужные вам люди, подумайте над его формулировкой. Важно максимально конкретно отразить в нем все требования. Желательно в нем же ответить на те вопросы, которые чаще всего задает человек, устраивающийся на работу. Если суметь в сжатой форме отразить максимум информации, вы сможете сэкономить время и привлечь только действительно интересующихся вакансией людей.

б) 3 типа вопросов на собеседовании

Вопрос как проводить собеседование, и в частности какие вопросы задавать на собеседование, зачастую первые вопросы, возникающие у начинающего рекрутера. С развитием экономики и ростом материального благосостояния мотивировать персонал только зарплатой становиться проблематичным: акцент в стимулировании персонала достигать поставленные перед ним цели смещается на стабильность компании , профессиональное развитие , карьерный рост , сложность выполняемых задач , дружный коллектив и множество других критериев.

Итак, как проводить собеседование? Прежде чем встречаться с кандидатом, нужно очертить "круг вопросов ", то есть определиться с тем, какие вопросы задавать на собеседование, для выявления наличия у соискателя искомых компетенций. Специалисты выделяют три разновидности вопросов к кандидатам при проведении собеседования:

Ш Биографические ,

Ш Критериальные

Ш Ситуативные .

Биографические вопросы собеседования используется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения. Например, "Чем Вы занимались в течение периода, не включенного в резюме ?". Ценность этих вопросов в расширении и уточнении имеющейся информации. С помощью них, например, можно узнать, на что человек ориентирован - на поиск новых возможностей или на качественную долгосрочную работу.

Критериальные вопросы собеседования используют, в основном, когда разработан определенный профиль требований к сотрудникам - назовём его "шаблоном ”. С их помощью проверяют, насколько кандидат соответствует тому или иному критерию (шаблону ). Здесь часто дают задания типа "Перечислите три своих самых сильных качества и три самых слабых " или "Назовите три самых сильных и три самых слабых качества руководителя ", "Оцените свои способности в области продаж по 10-балльной шкале ". Затем ответы кандидатов сравниваются с "шаблоном” данной позиции. Важно, чтобы, задавая эти вопросы, интервьюер представлял себе хотя бы в общих чертах этот "шаблон ” - какие ответы на Критериальные вопросы будут "соответствовать шаблону ”.

Ситуационные вопросы собеседования строят на "примерах из жизни ". "Приведите пример ситуации, когда Вы поступили в соответствии с собственными этическими принципами, хотя Ваша позиция разделялась не всеми?" Или: "С чего вы начнете работу в этой должности ?" В зависимости от предложенного претендентом решения делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли "разруливать" проблемы и проблемки.

Какие вопросы задавать на собеседование? Ответ лежит в осознание того, что вопросы - часть любого межличностного взаимодействия. И к этому моменту, понимание важности грамотного использования этого инструмента является для нас очевидным.

Прежде, чем переходить к подготовке вопросов для собеседования, Остановитесь на нескольких важных моментах их формулирования.

Ответ собеседника всегда обусловлен именно тем, как и какой вопрос вы ему задали.

Чем шире "поле” задаваемого вопроса, тем больше времени необходимо на ответ.

"Широкими ” вопросами на собеседование, вы провоцируете собеседника на пространный ответ. Предложение "Расскажите о себе” для словоохотливого кандидата означает просто праздник жизни, и не удивляйтесь, если через какое-то время - минут через 40 - перед вами остро встанет необходимость закончить "песнь о личности”. Чтобы этого не произошло, используйте те виды вопросов, которые соответствуют определенным целям интервью .

Если вы хотите получить как можно больше различной информации из ответа кандидата, вы используете "открытые” вопросы . "Что бы вы могли рассказать о предыдущем месте работы? ”

"Закрытые” вопросы хороши при уточнении информации и на этапе заключения конкретных договоренностей, когда стороны уже, что называется, "раскрыли карты ". Для чего, в своё время, были использованы "открытые” вопросы.

Однако некоторые открытые вопросы вызывают защитную реакцию собеседника. Задумайтесь и скажите, какая сцена у Вас чаще всего ассоциируется со словом "Почему? …" Правильно… Изобилие таких клише в беседе с человеком начинает напоминать допрос. Чем чаще в вопросах присутствуют вводные слова и предложения, тем больше "амортизаторов " в разговоре, и это делает атмосферу интервью дружелюбной и комфортной.

Вопросы не должны "говорить” кандидату , что он - уже сотрудник Компании . Сравните две фразы:

Можете ли вы приступить к работе со следующего понедельника ?

собеседование конфликтная ситуация мотивация

В случае если Вы подойдете нам, можете ли вы приступить к работе со следующего понедельника ?

В первом случае вероятная ситуация, когда подсознательно кандидат "увидит ” Ваше положительное решение о его кандидатуре. Использование этого подхода поможет избежать ситуаций, когда мы отказываем подходящему сотруднику на фоне более способного или мотивированного кандидата для сохранения возможности обратиться к нему вновь позже.

Амортизаторы :

· В чём причина…

· Как Вы считаете…

· По Вашему мнению…

· Предположим, Вы нам подходите…

· В случае если Вас заинтересует наше предложение…

Вопросы для собеседования не должны содержать "подсказок ". Вопрос: "Делали ли Вы ежемесячные отчеты на прежней работе? ” сразу подскажет кандидату, в чем тайная мечта его возможного руководителя. Каким должен быть идеальный ответ? … А вопрос "Вы делали этот отчет еженедельно или ежемесячно? ” подразумевает, что этот отчет однозначно делался кандидатом, вне зависимости от его периодичности. Так, раз уж вы в этом убеждены, зачем же Вашему визави вас разочаровывать? Ответ на вопрос о том, что и как кандидат делал, вы получите, задав вопрос: "Что являлось вашими должностными обязанностями на предыдущем месте работы? ” Когда он расскажет Вам основную информацию, можно при помощи уточняющих вопросов узнать детали, например, о той же периодичности выполнения определенных действий (функций).

Нет жестких рекомендаций относительно того, в какой момент вам следует получать информацию о том или ином тематическом блоке. Ваша задача - получить ответы НА ВСЕ интересующие вас вопросы .

Время использования каждой вашей "заготовки" будет меняться в зависимости от конкретной вакансии и личностей ваших собеседников. Собеседование, как и любой другой вид общения, является искусством, а не ремеслом, и требует творческого подхода в каждой ситуации. На этапе подготовки к интервью мы с вами заготовили "кирпичики”, из которых вам предстоит построить новое здание во время собеседования.

Наилучшего результата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом, чтобы оно включало в себя элементы всех трёх типов вопросов .

в) использование тестов при подборе персонала

Наряду с интервью тестирование является одним из распространенных методов оценивания кандидатов на вакантные должности.

Тест (от англ . test - опыт, испытание ) - стандартизированный, ограниченный во времени метод исследования, предназначенный для выяснения определенных количественных и качественных характеристик личности с помощью вопросов, задач, ситуаций и т.д.

Главной целью тестирования является получение информации об индивидуальных характеристиках человека, которые могут повлиять на результаты трудовой деятельности и поведение в коллективе.

Тесты на профессиональную пригодность используются с целью оценивания психофизиологических качеств кандидата и умений выполнять определенные виды работ. К тестам на профессиональную пригодность принадлежат имитационные и тесты на проверку профессиональных знаний кандидата. При прохождении имитационных тестов кандидаты выполняют конкретную задачу, которая будет входить в их профессиональные обязанности. По результатам можно сделать вывод об умении кандидата выполнять определенные виды работ. Такие тесты отличаются высокой надежностью, поскольку направлены на выяснение связанных с профессиональной деятельностью претендента навыков. Среди имитационных тестов необходимо выделить компьютерное программирование для программиста, редактирование статьи для редактора, перевод текста для переводчика, набор текста для секретаря и т.д.

К этой группе принадлежат также тесты на проверку уровня профессиональных знаний. На каждый вопрос предлагают несколько вариантов, из которых кандидат должен выбрать правильный ответ. По итогам тестирования можно получить показатель (в процентах или в баллах), характеризующий уровень профессиональных знаний кандидата.

Тесты общих способностей дают возможность оценить уровень развития и некоторые особенности мышления, памяти, внимания, способности к обучению. Среди тестов общих способностей выделяют интеллектуальные тесты, предназначенные для исследования уровня интеллекта кандидата. По результатам тестирования можно рассчитать количественный показатель уровня развития интеллекта - коэффициент познавательного интеллекта IQ . В западных странах IQ широко используют для оценивания уровня интеллектуального развития кандидатов на руководящие должности.

Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на составляющие интеллекта: вербальный интеллект, аналитические способности, пространственный интеллект, тип мышления. Например, высокий уровень вербального интеллекта важен для журналистов, преподавателей, политиков и т.д.

Многофакторное оценивание интеллекта включает исследование следующих характеристик:

· на владение словарным запасом, умение дописать предложение, подобрать (подыскать) антонимы и синонимы;

· навыков речи (операция словами), которые выявляют с помощью тестов на рифмы, придумывание слов, начинающихся с определенной буквы, с определенной приставкой или суффиксом;

· памяти с использованием тестов на проверку способности к запоминанию;

· скорости и точности выполнения простых расчетных задач;

· пространственного мышления с помощью задач, предусматривающих несуществующую манипуляцию объектами на плоскости или в пространстве;

· выявления причинных связей с использованием тестов на установление правил или принципов.

Несмотря на сложность, тесты на исследование уровня интеллекта просты в обработке результатов, которая сводится к подсчету баллов. Такое тестирование не обязательно должен проводить специально подготовленный специалист.

Наряду с исследованием уровня развития познавательного интеллекта IQ в практике управления персоналом в последнее время внимание по большей части акцентируется на исследовании эмоционального интеллекта EQ .

IQ отражает способности левого полушария мозга, отвечающего за логику и рациональное мышление, EQ - правого полушария, определяющего интуитивное мышление и эмоциональность.

Из качеств, характеризующих эмоциональный интеллект, необходимо выделить: высокий уровень понимания себя, способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, умение контролировать свои эмоции и эмоции других людей, умение принимать правильное решение, способность формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Отдельные качества, характеризующие эмоциональный интеллект, можно измерять с помощью личностных тестов . Личностные тесты дают возможность исследовать такие качества, как коммуникабельность, стремление к риску, лидерство, неуемность, конфликтность и т.д. Эти тесты ориентированы на выявление характеристик личности с помощью анализа и группирования ответов человека на вопросы или утверждения. Ответы субъективны, поскольку основываются на самооценке человека. На ответы может влиять эмоциональное состояние, опыт работы с тестами.

На практике также используют проективные тесты . Например, претендента просят нарисовать что-либо или прокомментировать картинку или фотографию. Анализируя результаты, психолог делает вывод о мотивационных установках, индивидуально-личностной характеристике и наклонности человека. Такие тесты основываются на том, что потребности и процессы, скрытые в подсознании человека, проектируются на внешний мир, выражаются в особенностях поведения и действиях. Чтобы получить внешнюю проекцию подсознательного, человеку предлагают спонтанно, непринужденно отреагировать на определенные ситуации.

Тесты являются лишь одним из инструментов профессионального подбора персонала, специалисты по управлению персоналом должны уметь их использовать . В этой связи важно правильно избрать адекватные целям диагностики тесты и компетентно их использовать .

г) оценка мотивации при подборе сотрудников

Одной из наиболее распространенных причин ухода нового сотрудника до окончания испытательного срока является неточная или ошибочная диагностика "мотиваторов" конкретного человека при приеме на работу. Между тем каждый понимает: хороший кандидат - это мотивированный кандидат, причем, чем выше уровень мотивации новичка, тем скорее он приобретает необходимые на рабочем месте навыки.

Для прогноза "приживаемости" нового сотрудника менеджеру по персоналу следует рассматривать весь комплекс мотиваторов, не останавливаясь только на материальных стимулах. Кроме того, нужно помнить, что один и тот же фактор (деньги или доступ к интернету) удовлетворяет различные потребности разных людей. Поэтому важно уметь правильно определять особенности мотивации будущего работника. Кроме того, точная оценка мотиваторов - основа для планирования развития и карьерного продвижения человека.

Выявление доминирующих мотиваторов соискателя на ту или иную должность позволит сэкономить усилия и время при общении со многими кандидатами - и в результате принять на работу активного человека, ориентированного на достижение целей, не идущих вразрез с целями компании.

Конечным результатом работы по оценке мотиваторов кандидата при приеме на работу должны быть ясные ответы на следующие вопросы:

1. Каковы доминирующие мотивы (и, соответственно, - мотиваторы) этого человека?

2. Имеется ли у него мотивация развития?

3. Какие мотивы можно использовать для дальнейшего развития кандидата?

Чтобы понять систему оценки и управления мотивацией в рамках управления персоналом, необходимо разграничить понятия:

· потребность;

· мотив;

· мотиватор;

· внутренняя мотивация;

· система мотивации персонала.

Потребность - испытываемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития.

Мотив - субъективное отражение потребности, побуждающее человека к деятельности.

Внутренняя мотивация - индивидуальный набор мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Мотиватор - фактор удовлетворенности трудом, влияющий на его эффективность. Изменение мотиватора повышает (либо снижает) удовлетворенность человека работой.

Система мотивации персонала - система управленческих воздействий на мотивы работников, направленных на достижение максимальной эффективности деятельности конкретной организации.

Одна из главных задач менеджера по персоналу при диагностике мотивации кандидата - выявление доминирующих в этот период его жизни мотивов (и, соответственно, мотиваторов).

2. Сущность конфликта и правила поведения в конфликтных ситуациях

Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.

Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает конфликт.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Деловое общение - это прежде всего взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.

Разрешение конфликтных ситуаций имеет очень большое значение. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку наносит ущерб людям, негативно сказывается на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает деловые взаимоотношения. Классическая точка зрения на конфликт состоит в том, что ему вообще нет места. Но теперь признано, что определенная степень конфликтности в социальных отношениях просто неизбежна. У конфликта может быть созидательный или разрушающий результат.

В разрешении конфликта главную роль играет этика менеджмента.

И в рамках современного менеджмента сегодня уже существует специальная наука - конфликтология. Она помогает в управлении поведением людей в особых ситуациях, в урегулировании отношений, указывает пути выхода из той или иной ситуации.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Поэтому всегда нужно стремиться искать пути смягчения конфликтных ситуаций или их ликвидации.

а) Конфликт. Его типы. Сущность

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению. В психологии выделяются следующие типы конфликта .

Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Однако сам по себе "конфликтоген-одиночка" не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов - их эскалация, т.е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных.

Как же происходит обмен "любезностями"? Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" отвечает "обидой на обиду", чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с "запасом" (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!). В результате сила конфликтогенов возрастает.

Выделяются следующие основные типы конфликтогенов :

1) стремление к превосходству;

2) проявление агрессии;

3) проявление эгоизма.

Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует:

1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов);

2) проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.

Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта :

конфликтная ситуация + инцидент - конфликт,

где конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

инцидент - это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

конфликт - это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

Разрешить конфликт - значит:

1) устранить конфликтную ситуацию;

2) исчерпать инцидент.

Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

б) Правила поведения в конфликтах

В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия. Великий персидский писатель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210-1292) по этому поводу писал:

Разгневан - потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев .

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно .

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. Ознакомимся с некоторыми правилами* (*Самыгин СИ ., Столяренко Л .Д. Психология управления . - Ростов-на-Дону 1997 . - С .4 68-472 .):

1. Дайте партнеру " выпустить пар " . Если партнер раздражен и агрессивен (переполнен отрицательными эмоциями), договориться с ним трудно, а зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами . Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.

3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах . Не говорите: "Вы меня обманываете", лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".

4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий . Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. В случае неприязненного отношения к клиенту или партнеру, вы можете не захотеть решать проблему. Этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней. Иными словами: отделите проблему от личности.

5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения . Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, их должно быть найдено много, чтобы выбрать лучший (альтернатива). При этом всегда помните, что искать следует взаимоприемлемые варианты решения, т.е. вы и клиент (партнер по общению) должны быть взаимно удовлетворены конечным результатом.

6. В любом случае дайте партнеру " сохранить свое лицо " . Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера; он этого не простит, даже если уступит нажиму. Не затрагивайте его личность, а давайте оценку только действиям и поступкам, например, можно сказать: "Вы уже дважды не выполнили свое обещание", но нельзя говорить: "Вы - необязательный человек".

7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий . Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать." устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.

8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину . К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает клиента и вызывает у него уважение и доверие.

9. Ничего не надо доказывать . В конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться с "врагом". Человек в этот момент не думает, его рациональная часть отключается, а поэтому незачем пытаться что-либо доказывать. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.

10. Замолчите первым . Если так получилось, что вы не заметили, как "втянулись" в конфликт (по наблюдениям 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников), попытайтесь сделать единственное - замолчите. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Однако ваше молчание не должно быть обидным для партнера и не должно быть окрашено злорадством и вызовом.

11. Не характеризуйте состояние оппонента . Избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: "Что ты злишься, нервничаешь?", "Чего ты бесишься?" - такие "успокоители" только укрепляют и усиливают конфликт.

12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения . Выразите свое уважение и расположение клиенту, партнеру и выскажите согласие по поводу возникших трудностей. Если вы сохраните отношения и дадите клиенту "сохранить свое лицо", вы не потеряете его как будущего клиента или партнера.

В книге Нелли Власовой ". И проснешься боссом " сформулированы 11 табу в конфликтной ситуации .

Нельзя :

1. Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрировать знаки своего превосходства.

4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.

5. Игнорировать интересы партнера по общению.

6. Видеть все только со своей позиции.

7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.

8. Преувеличивать свои заслуги.

9. Раздражаться, кричать и нападать.

10. Задевать "болевые точки" и уязвимые места партнера.

11. Обрушивать на партнера множество претензий.

В конфликтной ситуации всегда нужно помнить о "золотом правиле" нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.

в) Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты - это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения : соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1. Соперничество - это открытая "борьба" за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2. Сотрудничество - это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: "Я хочу справедливого исхода для нас обоих", "Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим" и т.п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

4. Избегание - это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания - сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

Ш вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

Ш вы осознаете, что правда на вашей стороне;

Ш вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

Ш вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно, использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские соображения, что конфликты - это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие

годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

Анализ теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

Анализ литературы показал необходимость и практическую значимость изучения специфики возникновения и протекания конфликта, поиск путей его разрешения в деловом общении.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Подготовка к проведению собеседования. Формулирование вопросов кандидатам. Условия проведения собеседования. Осмысление сказанного кандидатом на должность. Принятие решения по результатам собеседования. Советы тем, кто решил получить хорошую работу.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Понятие собеседования как метода отбора персонала, его цели и задачи. Правила и методики проведения собеседования, его виды и типы. Характеристика стадий проведения собеседования как средства двусторонней коммуникации. Принятие окончательного решения.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Признаки эффективности собеседования как инструмента отбора кадров. Цели и методики проведения собеседований, их классификация. Принципы подготовки к собеседованию, стратегия и тактика проведения. Фактора и приемы успешного проведения собеседования.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины конфликтов, их последствия и методы разрешения. Правила поведения в сложных ситуациях. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2011

    Менеджер по продажам как организатор выполнения торгового заказа, личностные качества менеджера. Самые распространенные варианты вопросов собеседования. Рекламные объявления о вакансиях из газет. Системы мотивации и конфликтные ситуации на предприятие.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2010

    Общее определение конфликта, его типы и модели в коллективе. Типы поведения людей в конфликтной ситуации, действия руководителя при разрешении споров. Определение путей решения и выхода из конфликтных ситуаций в процессе реорганизации учреждения.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2012

    Основные принципы отбора персонала. Собеседование как основной метод оценки кандидатов. Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности в Старицком отделении №1559/073 Сбербанка России, системы отбора персонала.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2013

    Задачи первичного отбора при приеме на работу, понятие и цели индивидуального собеседования. Наиболее распространенные виды и типы кадровых собеседований, основные стадии отбора кандидатов и методы оценки их интеллекта, профессионализма, эрудиции.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Теоретические аспекты конфликта и его профилактики. Виды конфликтов в организации. Анализ конфликтной ситуации и способы предотвращения ее развития. Управление и профилактика организационных конфликтов. Роль руководителя в конфликтных ситуациях.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Информация о кандидате. Анализ резюме соискателя. Выявление недостатков резюме, формулирование уточняющих вопросов. Правила составления программы собеседования. Личностные качества, увлечения, хобби кандидата. Разработка вопросов для собеседования.

Принимая на работу нового сотрудника, мы чаще всего обращаем внимания на профессиональные качества. Однако и среди личных качеств кандидата есть такие, которые напрямую связаны с качеством работы – это те черты характера, которые способны привести к конфликтным ситуациям. Чтобы не принять в ваш коллектив человека с завышенной самооценкой, невосприимчивостью к критике и обидчивостью, научитесь диагностировать конфликтное поведение.

Методика диагностики конфликтного поведения

Вычислить конфликтного человека зачастую не так просто, хотя бы потому, что если внешне он не демонстрирует каких-либо явных признаков, при собеседовании у вас не возникнет и подозрений в его склонности к скандалам, и, соответственно, вы не станете принимать соответствующие меры, чтобы эти качества выявить.

Тем не менее есть комплекс вопросов, которые легко включаются в процесс проведения собеседования, не несут в себе ничего неудобного при их озвучивании, дают достаточно ясную картину о том, конфликтный ли перед вами человек, и позволят провести грамотную диагностику конфликтного поведения.

Вопрос: приходилось ли вам уходить с места работы, чтобы сохранить верность своим принципам? Данный вопрос - вопрос-ловушка. Некоторые из кандидатов решают, что вы выясняете, принципиальный ли он человек, и рассказывают о том, как он не смог смириться с бесчестными коллегами. Главное, на что вам стоит обратить внимание, - это примеры. Скажем, если человек ушел из салона, потому что не мог терпеть, как его коллеги воровали и склоняли его к этому, - он вовсе не конфликтный, а только не желает работать среди мошенников. А вот если ваш соискатель говорит о выдуманном рабочем моменте, ставшим поводом для скандала, после которого человек ушел, хлопнув дверью, вам стоит задуматься, расспросить поподробнее и проанализировать услышанное. Чрезмерно принципиальные люди провоцируют конфликты не столько потому, что не в состоянии отказаться от принципов, а потому, что у них свое представление о том, что должны делать другие, а что - не должны. Подобная негибкость и неумение соотнести представление о своих обязанностях с существующими реалиями приводит к конфликтам и напряженным отношениям.

Вопрос: каково ваше отношение к конфликтным ситуациям? Данный вопрос поможет понять, как конкретно соискатель относится к конфликтам. Нормой можно считать, если на ваш вопрос соискатель ответит: «Мне не комфортно в конфликтных ситуациях, я стараюсь их избегать» или «Мне приходилось участвовать в конфликтах, но удовольствия мне это не доставило». А вот если ваш собеседник скажет, например, «Благодаря конфликту я научился достигать своих целей» или «Всегда найдется тот, кому я не нравлюсь, но я буду сражаться за свое место», то будьте осторожны - соискатель не только считает конфликтные ситуации в порядке вещей, но и использует их для достижения собственных целей.

Вопрос: перечислите ваши слабые стороны. Если перед вами адекватный человек, ему не составит труда перечислить некоторые недостатки собственного характера. Например, отметит, что зачастую очень эмоционален, поскольку переживет за качество работы, или излишне педантичен, что может тормозить процесс. Однако если соискатель на ваш вопрос отвечает, что его недостатки - постоянно причесываться или писать неразборчивым подчерком, значит, у него отсутствует самокритичность. Не замечая своих недостатков, он будет считать себя безупречным, а замечания других людей станет воспринимать как придирки. В итоге это приведет к конфликтам: человек либо станет обижаться, либо грубить.

Сотрудник, лишенный самокритики и считающий себя идеальным работником, вполне может работать вполсилы, но думать, что полностью отдается работе. Соответственно, критику он адекватно не воспримет.

Вопрос: когда начальник или подчиненные изменят к вам отношение, вы сможете это увидеть? Какой бы ответ не был на этот вопрос, вам нужно оценить не суть ответа, а то, каким образом соискатель говорит о своей интуиции. Скажем, если он ответил, что заметил по поведению начальника, что тому не нравится его увлечение компьютерными играми - из-за них сотрудник регулярно опаздывал на работу, - это нормально. А вот если вам расскажут о различных теориях заговора, приведут имена, даты и последовательность событий, - есть причина задуматься. Проводя диагностику конфликтного поведения, учитывайте, что кандидат с такой повышенной подозрительностью во всем ищет подвох и не сможет работать в команде. Он будет стараться не дать «заговорщикам» реализовать план, а его коллеги решат, что поведение такого человека как минимум неадекватно.

Чрезмерно подозрительный кандидат может выдать себя, задав вам встречный вопрос: «Зачем меня об этом спрашивать? Я уже все написал в резюме!».

Вопрос: делаем замечание или отказываем предоставлять условия работы, о которых просят. Скажем, во время собеседования соискатель говорит, что забыл дома часть необходимых документов. Спокойно говорим ему: «Почему же так получилось? Вам следовало взять эти документы с собой». Или, скажем, во время собеседования у соискателя зазвонил телефон. Вы можете заметить: «Телефон стоило бы выключить». Адекватный человек согласится, что оплошал, предложит завести документы позже, отключит звук у телефона. По интонации же вы сможете понять, обиделся ли ваш собеседник, был раздражен или занервничал. Эти же особенности проявляются, если в разговоре кандидат попросит о предоставлении особых условий (скажем, возможность приходить на работу позже и позже уходить), а вы ему откажете. Следите за тем, как станет реагировать соискатель на ваши отказы.

Тесты для диагностики конфликтного поведения

Но грамотные вопросы - не единственный способ диагностировать конфликтное поведение человека. Для выявления конфликтной личности существует ряд тестов, которые могут вам в этом помочь.

  • Обратите внимание на тест А.Белова для выявления типа темперамента.
  • Проведите кейс-интервью. Спросите, что делал соискатель в конфликтных ситуациях на прежней работе. Фиксируйте фразы, которые показывают, в какой мере человек терпим к критике. Обратите внимание, что часто конфликтность и высокая тревожность проявляются невербально.

    Если ваш кандидат во время разговора пытается уйти от профессиональной области и начинает негативно оценивать качества предыдущих коллег - перед вами потенциально конфликтный человек. Скорее всего, и на новом месте этот человек все свои сложности и проблемы будет вменять в вину слабости начальства или «плохим» коллегам.

    Подписывайтесь, чтобы не упустить ничего важного

    При приеме на работу многие кандидаты чувствуют, что скрывается за вопросами анкеты, что позволяет им давать «правильные» ответы. После проведения более тысячи собеседований с людьми, претендующими на самые разные должности, начиная с работающих по совместительству и заканчивая начальниками отделов, было выяснено, что:

    1. Кандидаты, наиболее успешно прошедшие собеседование, почти всегда оказываются худшими исполнителями.

    2. Базовые вопросы на собеседовании — пустая трата времени. Любой кандидат готов ответить на вопрос о работе в команде, инициативности, навыках межличностного общения, лидерских качествах и т.д.

    Собеседование не дает однозначного ответа о профпригодности того или иного кандидата, но можно улучшить эту оценку, если задавать вопросы, которые ориентированы не на мнения, а на факты. Никогда нельзя рассчитывать на то, что кандидат готов сделать , но из того, что он уже сделал можно узнать много полезного. Прошлое — достаточно надежный показатель будущего поведения сотрудника и его отношения к работе.

    Как получить факты? Задайте первоначальный вопрос, а затем постарайтесь понять описанную ситуацию, четко определите, что кандидат сделал (или не сделал) и выясните, чем всё закончилось. Последующие вопросы не должны быть сложными, например: «Правда? И что он сделал?», «Ничего себе. И что она сказала?», «А потом?», «И чем всё закончилось?». Всё, что вам нужно, это поддерживать разговор. Помните, собеседование — от слова «беседовать».

    Вот четыре важных вопроса, которые надо задать на собеседовании:

    1. «Расскажите о ситуации, когда на вас разозлился клиент или коллега».

    Цель : Оценить навыки межличностного общения кандидата и его способность разрешать конфликтные ситуации.

    Выясните, почему разозлился клиент или коллега, каковы были ответные действия кандидата и как разрешилась ситуация в кратко- и долгосрочной перспективах.

    • Плохо : Кандидат перекладывает всю вину и ответственность за исправление ситуации на другого человека.
    • Хорошо : Кандидат концентрируется на том, как они разрешили проблему, а не на том, кто виноват.
    • Отлично : Кандидат признает, что расстроил другого человека, взял ответственность на себя и постарался исправить ситуацию. Это «правильный» ответ, поскольку кандидат готов признать свою ошибку, взять ответственность за устранение её последствий и учиться на этом опыте. Помните, на ошибках учатся, если только эти ошибки не повторяются снова и снова.

    2. «Расскажите о самом сложном решении, которое вам пришлось принять за последние полгода».

    Цель : Оценить способность кандидата рассуждать, его навыки решения проблем и готовность пойти на разумный риск.

    • Плохо : Нет ответа. Каждому приходилось принимать сложные решения вне зависимости от должности. Даже официантка каждый вечер принимает тяжелое решение, как общаться с постоянным клиентом, поведение которого граничит с домогательством.
    • Хорошо : Кандидат принял трудное аналитическое решение на основе логических рассуждений. Например, была переработана целая кипа данных для выбора лучшего решения проблемы.
    • Отлично : Кандидат принял управленческое решение с учетом межличностных отношений и возможных последствий для бизнеса. Логика при принятии решений необходима, но почти каждое решение влияет на людей, поэтому лучший кандидат — тот, который рассматривает вопрос со всех сторон, а не только с позиции бизнеса или человеческого фактора.

    3. «Расскажите о ситуации, когда вы были правы, но пришлось следовать указаниям руководства».

    Цель : Оценить способность кандидата подчиняться приказам и вести за собой.

    • Плохо : Кандидат нашел способ обойти руководство «потому что был прав» или последовал указаниям, но халатно отнесся к их исполнению. Часто, надеясь на сочувствие, кандидат может рассказать, что был обижен или подавлен и, как следствие, выполнял работу не должным образом.
    • Хорошо : Кандидат в критической ситуации сделал то, что от него требовалось, а затем нашел подходящее время и место, чтобы задать вопросы и улучшить существующее положение дел.
    • Отлично : Кандидат не только сделал то, что было необходимо, но проявил заинтересованность и помог смотивировать других. Человек, который в критической ситуации может сказать: «Я не уверен, что в этом есть смысл, но сейчас нужно делать все возможное, поэтому сделаем это» является бесценным работником. Это хороший лидер, который будет спорить только на этапе обсуждения, а затем, даже если не согласен с принятым решением, поддержит его.

    4. «Расскажите о рабочем дне, когда вы не успевали сделать всю необходимую работу».

    Цель : Оценить работоспособность, умение расставлять приоритеты и эффективно взаимодействовать.

    • Плохо : «Я делал всё что успевал и уходил домой. Я сказал начальнику, что не смогу всё сделать, но он не слушал».
    • Хорошо : «Расставил приоритеты в начале рабочего дня или задержался на несколько минут, чтобы успеть завершить критически важные задачи». Не стоит ждать от кандидата ежедневных героических усилий, но определенная степень самоотверженности у него, безусловно, присутствует.
    • Отлично : «Задержался и/или расставил приоритеты...», но самое главное, среагировать заранее, если сроки в опасности. Хороший работник заботится о делах, а отличный заботится и о делах, и о том, чтобы остальные сотрудники были предупреждены о возможных проблемах или предпринимает другие упреждающие действия.

    «Я остался до полуночи, чтобы всё доделать» — тоже отличный ответ, но если это происходит изо дня в день, стоит поднять вопрос об организации труда или продуктивности персонала. Хорошо, если кандидат готов задержаться на работе, но будет лучше, если он поможет решить хронические проблемы организации или выявить узкие места. Оценивайте ответ на этот вопрос, исходя из обстановки в компании и ее организационных потребностей.

    Есть множество других вопросов, которые можно задать на собеседовании, но эти — самые важные. Придерживайтесь вопросов, основывающихся на фактах, и вы быстро пробьете «броню» кандидатов, поскольку ни один из них не сможет долго блефовать. Кроме того, вы легко выявите несоответствия между резюме кандидатов и их реальными опытом, квалификацией и достижениями. Таким образом, вы сможете выбрать самого достойного кандидата, который и станет вашим сотрудником.

    По материалам

    Лучше уже при собеседовании определить склонность соискателя к разжиганию конфликтов, чем потом гасить их в коллективе . Существует простой тест, подходящий для проверки кандидата: необходимо вызвать собеседника на спор. Точнее, задать вопрос, по которому есть официальная, общепринятая позиция и противоположная. В финансовой сфере - вопрос по бюджетированию, в бухгалтерии - по налогам.

    Предложите собеседнику высказать свое мнение и начните выдвигать аргументы против его позиции. Попытки кандидата спорить, повышая интонацию или агрессивно, означают, что тест не пройден. Сдержанный человек разъяснит и защитит свою позицию спокойно.

    Также есть ещё один полезный тест. Попросите кандидата на листе бумаги начертить вертикальную линию длиной около 10 сантиметров. Скажите, что наверху расположены наиболее умные люди, а внизу — наиболее глупые. Попросите соискателя определить своё место на этой линии. Большинство указывает место чуть выше середины. Внизу - мудрые люди и те, кто находится в стрессе. На самом верху - не очень умные люди.

    Эти простые тесты могут помочь найти разумного и лояльного сотрудника.

    Проанализируйте ваш обычный способ разрешения конфликтов. Пусть это будет частью подготовки к собеседованию. Те, кто проводят собеседование, хотят узнать, как вы ладите с другими людьми и решаете вопросы, связанные с конфликтными ситуациями. Это указывает на умение оценивать себя и работать с другими.

    • Проанализируйте ситуации из вашего прошлого опыта работы, характеризующиеся спорами и несогласием. Непонимание, возникшее между вами и сотрудниками, могло вызвать у вас негодование, что могло привести к проблемам с начальством. Нежелание начальства пойти вам на уступки могло вызвать ваше опоздание на свадьбу друга. Проанализируйте ваш опыт работы, чтобы найти подобные примеры конфликтных ситуаций.
    • Вспомните, как вы справлялись с конфликтом в каждом из этих случаев. Подумайте об эффективных и неэффективных стратегиях, которыми вы руководствовались. Хотя вы не будете делиться своим негативным опытом в решении конфликта на собеседовании, вы должны понимать, как поступать в той или иной ситуации в будущем. Также будьте готовы к тому, что ваш будущий начальник попросит вас сказать, чему вы научились и что вы вынесли из вашего прошлого опыта решения конфликтов.
  • Будьте внимательны к вопросам на собеседовании. У человека, который проводит собеседование, могут быть особые причины для того, чтобы задавать вам вопросы о конфликтных ситуациях. Вас могут попросить описать обычную реакцию на конфликт, приведя пример. Вы должны понимать вопрос и контекст.

    • Попросите уточнить контекст вопроса, если это необходимо. Если вас попросят описать реакцию на конфликт, вы наверняка задумаетесь, хочет ли опрашивающий вас человек услышать пример жизненной ситуации или касается ли вопрос только рабочего пространства. Если это возможно, не приводите пример из личной жизни, а сконцентрируйтесь на ситуациях на рабочем месте.
  • Отвечайте четко и правдиво. Вас могут спросить, было ли у вас значительное недоразумение или расхождение во мнениях с вашим начальством или учителем, и как вы поступали, чтобы решить конфликт. Если вы противоречили начальству или профессору, это не значит, что вам не примут на работу. От вас требуется рассказать то, как вы выразили свое несогласие, и привел ли конфликт к безвыходной ситуации.

    • Можно рационально преуменьшить масштабы конфликта. Старайтесь быть как можно объективным при описании ситуации. Объясните расхождение во мнениях и то, какие проблемы это вызвало.
    • Старайтесь не винить и не судить людей. Когда будете приводить пример конфликта, сконцентрируйтесь на фактах и событиях, а не негативных аспектах или недостойном поведении других людей.
    • Найдите собственный способ решения конфликта. Вопросы с открытым концом дают возможность объяснить, как найти общий язык с другими людьми. Пассивно-агрессивное поведение, упрямство, вспышки гнева и противоречие другим является неэффективным способом разрешения конфликта. Опишите эффективные стратегии разрешения конфликта, основываясь на вашем прошлом опыте, к примеру, когда вы прислушивались к мнению других людей, четко и спокойно выражали свое мнение и находили компромисс.


  • Декларация по УСН