Крушение су 30 см в сирии. Точная причина не установлена, предварительной военные назвали попадание птицы в двигатель

Авиагруппа ВКС России , которая дислоцируется на сирийской авиабазе Хмеймим, понесла еще одну потерю: 3 мая вскоре после взлета, разбился истребитель Су-30СМ.

"По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание птицы в двигатель. Никакого огневого воздействия по самолету не зафиксировано", - сообщает Минобороны . Оба пилота погибли. Судя по тому, что летчики не воспользовались катапультными креслами, они до последних минут боролись за жизнь самолета.

По некоторым сведениям, экипаж «сушки» пытался увести истребитель от падения на прибрежный населенный пункт. Экипажем командовал, по предварительным данным, майор Альберт Давидян.

Что надо знать об этой машине?

Многофункциональный истребитель Су-30СМ предназначен для завоевания господства в воздухе, блокирования аэродромов противника на большой глубине. Он нацелен на уничтожения воздушных, наземных и морских целей, в том числе в ночное время суток и в сложных метеорологических условиях. Самолет разработан компанией "Сухой " (серийно производится корпорацией "Иркут "). Боевая машина сверхманёврена. Она оснащена радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Точные характеристики самолета на данный момент засекречены.


Потери российских ВКС за время военной операции в Сирии:

1. 24 ноября 2015 года в районе сирийско-турецкой границы истребителем F-16 ВВС Турции был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М, командир был расстрелян в воздухе, пилот эвакуирован.

2. 12 апреля 2016 года в районе Хомса потерпел крушение вертолет Ми-28Н, оба члена экипажа погибли.

3. 1 августа 2016 года в результате обстрела с земли в провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ.

4. 3 ноября 2016 года после вынужденной посадки вертолет Ми-35М ВКС России был уничтожен террористами противотанковой ракетой на земле.

5. 14 ноября 2016 года во время тренировочного полета в Средиземном море не долетел до палубы АНК «Адмирал Кузнецов » и упал в воду Миг-29К , летчик катапультировался.

10. 6 марта 2018 года при заходе на посадку на аэродроме Хмеймим потерпел крушение транспортный самолет Ан-26.

*Запрещенная в РФ террористическая организация

В четверг истребитель Су-30СМ потерпел крушение в акватории Средиземного моря сразу после взлета с авиабазы Хмеймим, откуда направлялся на патрулирование прибрежной зоны. Оба пилота погибли. Предварительной причиной первой потери СУ-30СМ в Сирии в ведомстве назвали попадание птицы в один из двигателей. Установить точную причину ЧП предстоит специальной комиссии, которая изучит обломки самолета и его бортовой самописец.


Первая информация о крушении Су-30СМ в Сирии появилась в социальных сетях, а позже она была подтверждена и Минобороны РФ. Там же уточнили, что причиной катастрофы боевого истребителя могла стать птица, попавшая в двигатель. «Никакого огневого воздействия по самолету не было»,- подчеркнули в ведомстве.

По данным “Ъ”, экипаж в составе двух человек (командир - гвардии майор Альберт Давидян) должен был совершить патрульный облет акватории Средиземного моря, для подстраховки истребитель осуществлял вылет с полным боекомплектом. У майора Давидяна уже имелся опыт выполнения подобных боевых задач. Сам Су-30СМ прошел полный цикл предполетной подготовки, к его состоянию нареканий у специалистов не возникало. Однако проблемы появились практически сразу после взлета, когда Су-30СМ поднялся примерно на 200 м и вместо дальнейшего набора высоты, как говорят очевидцы, начал неожиданно клевать носовой частью. По словам источника “Ъ” в органах военного управления, именно в этот момент по какой-то причине произошло резкое падение тяги в одном из двигателей. По словам экспертов, в такой ситуации летчики могли успеть катапультироваться, но вместо этого попытались выровнять самолет и вернуться на Хмеймим. При попытке разворота истребитель начал заваливаться на левую сторону и вскоре рухнул в море недалеко от города Джебла. От удара у Су-30СМ целиком оторвало левое крыло и хвостовое оперение. Оба летчика погибли.

Полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что вероятность катастрофы вследствие обстрела самолета мизерная: по его словам, эта территория очень тщательно контролируется всеми возможными силами, не последнюю роль в усилении контроля сыграла обстановка в последнее время. «Наша военная полиция на месте плотно работает со средствами технического наблюдения, в том числе с беспилотниками, акватория Средиземного моря просматривается на десятки километров»,- подчеркивает эксперт.

Вариант с попаданием птицы в двигатель не окончательный, для установления причин катастрофы потребуется время. По крайней мере, как утверждает источник “Ъ” в авиапромышленности, расследовать ЧП будет специальная межведомственная комиссия, в которую войдут представители корпорации «Иркут» (производитель Су-30СМ), службы безопасности полетов авиации и главного штаба ВКС. Сначала нужно будет извлечь остатки самолета, в том числе двигатели и бортовые самописцы. Источники “Ъ” предполагают, что сделать это будет несложно: глубина в районе падения Су-30СМ не превышает 20 м, а значит, можно будет обойтись усилиями водолазов, а не привлекать специальные средства главного управления глубоководных исследований (как было, например, с кораблем-разведчиком «Лиман», обломки которого в Босфоре собирало океанографическое судно проекта 22010 «Янтарь»). Как только водолазы извлекут обломки Су-30СМ, последние будут доставлены сначала в пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, а после самолетами военно-транспортной авиации перевезены на аэродром Чкаловский. Изучением черного ящика займется, скорее всего, 13-й НИИ Минобороны (Люберцы).

По словам источника “Ъ” в органах военного управления, с технической точки зрения потеря Су-30СМ критичной не выглядит: в разное время в Хмеймиме располагалось от четырех до шести истребителей данного типа и вместо разбившейся машины в Сирию будет отправлена аналогичная. Напомним, что Су-30СМ стал седьмым военным самолетом ВКС РФ, потерянным за время российской кампании в Сирии.

Иван Сафронов, Александра Джорджевич


Российская авиагруппа в Сирии понесла ощутимую потерю: утром 3 мая после взлета с аэродрома Хмеймим упал в море один из самых надежных российских военных самолетов Су-30СМ. Оба летчика по невыясненной причине не воспользовались катапультой и погибли.

Минобороны назвало в качестве предварительной версии попадание птицы в двигатель самолета. Мы расспросили экспертов, насколько опасно такое столкновение и можно ли было избежать потери летчиков и самолета.

По информации военного ведомства, огневого воздействия на самолет не было. По нему не пускали и не стреляли из артиллерийских установок. Выходит, виновата плохая орнитологическая обстановка в районе аэродрома.

Эксперты в области авиационной безопасности отметили, что версия с попаданием птицы в двигатель самолета имеет право на жизнь, но вряд ли она является единственной. Дело в том, что Су-30СМ имеет два двигателя. И вряд ли оба они «поймали» по птице.

С другой стороны, еще на этапе испытаний авиационные двигатели проверяют на предмет сохранения работоспособности при попадании птицы. Для этого работающие на земле двигатели «обстреливают» куриными тушками. При этом скорость такого снаряда доходит до нескольких сот километров в час. Задача разработчика - добиться устойчивой работы двигателя в аналогичной экстренной ситуации.

Один из экспертов на условиях анонимности сказал, что аварии и тем более катастрофы с самолетами класса Су-27 или Су-30 по вине птиц случались и ранее. Но они крайне редки. Как правило, летчикам удавалось справиться с ситуацией. «Возможно, в данном случае пилотам не хватило времени на то, чтобы перезапустить остановившийся двигатель. Могли наложиться и другие какие-то факторы полета. В любом случае, потребуется анализ переговоров пилотов с диспетчером, а также между собой. Частично эта информация сохраняется на командно-диспетчерском пункте, а также бортовыми самописцами, так называемыми «черными ящиками». Их еще предстоит найти и поднять со дна. Надеюсь, условия позволят это сделать», - сказал специалист.

Он отметил, что за оценку орнитологической обстановки в районе аэродрома отвечает военный синоптик. Он же предлагает способы борьбы с пернатой опасностью. Орнитологическая обстановка, как правило, осложняется в период массовой миграции перелетных птиц.

В свою очередь, в Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» сказали, что подавляющее большинство столкновений самолетов с птицами происходит на этапе выполнения взлета и начального набора высоты, либо на конечных этапах захода на посадку при снижении.

При этом разработана целая методика оценки рисков столкновений самолетов и вертолетов с птицами и степени возможных повреждений. Особо рассматриваются случаи столкновения летательных аппаратов со стаями птиц. Специалисты определили целый набор способов отпугивания и удаления птиц от аэродромов. Птиц отпугивают, воздействуя на органы чувств животных с помощью химических, акустических или визуальных средств. В числе таких средств, например, пропановые пушки или пиропатроны. Они производят звук, похожий на ружейный выстрел.

Используются также пиротехнические ракеты, тем, что громко взрываются или создают напоминающий визг звук, сопровождаемый дымом и сверкающими огнями. Некоторые новые заряды эффективно действуют на расстоянии до 275 м.

Еще одним способом борьбы с пернатыми является применение устройств воспроизведения птичьих криков бедствия и электронных шумовых систем. Так, для отпугивания чаек, ворон и скворцов используются записи их криков, которые транслируются с помощью громкоговорителей.

Наконец, эффективным средством борьба с птицами в районе аэродромов являются ультразвуковые устройства.

Одна птица не могла стать причиной крушения российского истребителя Су-30СМ, который 3 мая разбился в Сирии. Такое мнение, в свою очередь, высказал майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов в беседе с корреспондентом радиостанции «Говорит Москва».

По словам эксперта, чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц.

«Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация?.. На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», - заявил Красноперов, отметив, что истребителю могло что-то помешать при взлете.

Он также подчеркнул, что пилоты могли катапультироваться. «На этом типе самолета катапульта такая стоит, что можно катапультироваться при нулевой скорости, фактически с земли, когда самолет на стоянке стоит. Там настолько надежная катапульта стоит, что не одного летчика спасла уже», - пояснил Красноперов.

Сергей Вальченко

Названа предварительная причина падения российского истребителя Су-30СМ после взлета с авиабазы Хмеймим в Сирии. Издание «Коммерсант» со ссылкой на источник в Минобороны РФ сообщило, что после взлета с авиабазы в одном из двигателей истребителя резко упала тяга. Попытка пилотов спасти самолет не удалась: Су-30СМ начал валиться влево и рухнул в море неподалеку от сирийского города Джабли. У истребителя от удара якобы оторвались левое крыло и хвост. 3 мая в Минобороны заявили, что причиной катастрофы Су-30СМ могла стать птица, попавшая в двигатель, и что самолет не был обстрелян.

Версия с попаданием птицы в воздухозаборник двигателя была обсуждена в экспертном сообществе, причем в критическом ракурсе. Как известно, на Су-30СМ установлены два двухконтурных форсированных турбореактивных двигателя с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП, что делает истребитель сверхманевренным. В случае отказа одного двигателя Су-СМ может совершить посадку и на оставшемся за счет управления вектором тяги и хвостовым оперением.

На военных авиафорумах профессиональные пилоты предположили, что причиной катастрофы стал эффект неожиданности: «резкое пропадание тяги на одном двигателе, второй прет и происходит разворачивающий момент. Учесть, что взлет был с тангажем под 35-40 градусов, крыло со стороны работающего двигателя становится на прямой поток и происходит заброс Су, после чего начинается вращение».

Российский военкор Семен Пегов со ссылкой на очевидцев катастрофы сообщил, что «двигатель Су-30 заглох через 40 секунд после взлета на высоте порядка 200 метров. Перед тем как удариться о воду, истребитель перевернулся в воздухе как минимум 3 раза и затем упал в воду левым боком хвостом вниз». В принципе сообщение Пегова работает на гипотезу о мгновенном отказе одного из двигателей и внезапном возникновении «разнотяга», что и привело к быстрому вращению самолета и его падению в море.

В данном случае критичным является именно эффект неожиданности. Для сравнения можно привести пример катастрофы в феврале 2012 года самолета Су-30МК2 (экипаж: подполковник В. Кирилин и капитан А. Горшков) во время полета по плану приемо-сдаточных испытаний Комсомольского авиазавода под Хабаровском. При взлете начался пожар в правом двигателе, но мгновенного отказа двигателя и системы управления не было. Когда стало ясно, что самолет не спасти, экипаж получил команду на катапультирование. Самолет упал в горной местности, командир экипажа получил перелом ребер во время катапультирования. Если бы не отказ системы управления, было бы возможно продолжить полет на одном двигателе.

Высокая живучесть истребителей «Сухого» при отказе одного из двигателей подтвердилась во время резонансной катастрофы во Франции 12 июня 1999 года. На открытии авиасалона в Ле Бурже во время выполнении комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МК (В. Аверьянов - летчик-испытатель и В. Шендрик – штурман) сорвался в штопор и задел хвостом землю. В одном из двигателей начался пожар - разорвались трубопроводы, и в гидросистему отклонения вектора тяги прекратилась подача топлива. Используя второй двигатель, который также начал гореть, самолет набрал высоту в 60 м, после чего летчики катапультировались. Оба пилота не получили никаких травм.

Возвращаясь к недавней авиакатастрофе Су-30СМ в Сирии, отметим, что в ряде российских СМИ версия попавшей в двигатель птицы была поставлена под сомнение. В эфире радио «Говорит Москва» мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов заявил, что одна птица не могла стать причиной крушения российского истребителя Су-30СМ и чтобы у самолета возникли проблемы сразу с двумя двигателями, он должен был попасть в стаю птиц.

«Тут ситуация: боевые летчики, два грамотных аса, и чтобы из-за птички такая ситуация?.. На моей памяти есть такое, что попадает птица размера цапли в двигатель, тогда двигатель встает колом. Но это надо, чтобы попало в два двигателя две цапли как минимум. Потому что если в один попадает, то он на другом прекрасно летает», - отметил Красноперов.

По версии этого эксперта самолету могло что-то помешать при взлете.

На самом деле, вероятность попадания в воздухозаборники взлетающего с авиабазы Хмеймим самолета сразу целой стаи птиц достаточно высока. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть соответствующие видеоролики, размещенные в YouTube в большом количестве.

Кстати, этот факт проиллюстрировала британская газета «Экспресс», сопроводив свое сообщение о гибели Су-30СМ в Сирии видеороликом, на котором взлет и посадку российских истребителей на авиабазе Хмеймим сопровождает эскорт огромных птичьих стай.

Представляется довольно странным, что на авиабазе Хмеймим не применяют распространенный и недорогой способ отпугивания птиц - трансляцию из репродукторов криков пернатых хищников. Тем более, что боевики террористической организации ИГИЛ* заявили, что будут использовать дрессированных птиц для атак на самолеты ВКС РФ, назвав это «пернатым джихадом».

Вне зоны внимания российских СМИ остался странный факт, что если фамилия командира самолета объявлена (это майор Альберт Давидян), то о личности второго члена экипажа ничего не сообщается. На авиафорумах было высказано предположение, что им мог быть некий высокопоставленный военный, которому решили показать театр военных действий с высоты птичьего полета.

Нельзя не отметить специфику взлета самолетов с аэродромов, расположенных вблизи морского побережья. Во время взлета на самолет действует дополнительная подъемная сила от нагретого воздуха над взлетно-посадочной полосой. А когда самолет подлетает к берегу моря, эта подъемная сила исчезает, так как воздух над морем более прохладный. Если не учитывать это, то самолет может резко просесть по высоте. А если при этом совершается вираж (или вращение, как в данном случае), то последствия могут быть непредсказуемыми.

Как бы то ни было, все точки над «i» может поставить официальное расследование. Однако не исключено, что его результаты не будут объявлены общественности.

Двигатель самолёта Су-30СМ заглох через 40 секунд после взлёта с авиабазы. Высота была около 200 метров. Истребитель не менее трёх раз перевернулся в воздухе и затем упал в море левым боком и хвостом вниз.

Такие подробности со слов очевидцев привёл в своём "Живом журнале" обычно весьма хорошо информированный блогер chervonec-001.

Причины катастрофы неизвестны

Оба пилота при аварии погибли. Скорее всего, у них просто не было шанса катапультироваться из-за хаотичного вращения машины. А то, что она за 40 секунд полёта не поднялась выше 200 метров, говорит, скорее всего, об очень серьёзных проблемах с самолётом. Если, правда, у лётчиков не было специального задания на полёт именно на этой высоте.

3 мая около 9:45 мск при наборе высоты после взлёта с аэродрома Хмеймим над акваторией Средиземного моря потерпел катастрофу российский истребитель Су-30СМ. Оба лётчика, до последних минут боровшиеся за самолёт, по докладу с места, погибли, — говорится в официальном сообщении российского заявлении военного министерства обороны. — По предварительной информации, причиной авиакатастрофы могло стать попадание в двигатель птицы. Никакого огневого воздействия по самолёту не было".

То, что в двигатель попала птица, как сообщает со ссылкой на свои предварительные данные Министерство обороны России, — скорее всего, ерунда, рассказал "Царьграду" собственный источник в близких к военным кругам. Ведь у Су-30 два двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Двухконтурные, форсированные, общей тягой на форсаже 25 000 кгс, они не только позволяют самолёту быть сверхманёвренным, но и держать высоту в случае повреждения или вообще выхода из строя одного из них.

Так что вопрос, что случилось, остаётся открытым. Но утверждение российского министерства обороны, что "огневого воздействия не было", подтверждается также и показаниями свидетелей.

Сообщают, что большая часть фюзеляжа самолёта, включая кабину пилотов, уцелела. Оторвалась только хвостовая часть и одно из крыльев. Но при ударе о воду на скорости больше 1000 км/ч она обладает твёрдостью бетона, так что шансов у лётчиков не было. То, что они погибли, подтверждают и военные водолазы, работающие на месте катастрофы. Глубина моря здесь 17 метров.

Скорее всего, верно сообщение, что оба пилота до последних минут боролись за свой самолёт, полагает источник "Царьграда". Ничего другого им не оставалось, как выводить машину из критического режима, поскольку катапультироваться из неё они, как сказано, не могли. Самолётом управлял командир экипажа, майор Альберт Давидян.

Идеальная машина для завоевания господства в воздухе

Двухместный многоцелевой сверхманёвренный истребитель Су-30СМ является модификацией Су-30МКИ (то есть "модернизированного коммерческого индийского") для российских ВВС. Это машина поколения 4+, предназначенная для уничтожения воздушных целей в любых условиях, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника и действий по наземным и морским объектам.

Она считается идеальным истребителем для завоевания господства в воздухе. По мнению лётчиков, это отличная машина, которая может "практически всё". Вооружение для Су-30СМ может крепиться на 12 точках подвески. Общая масса бомб и ракет, поднимаемых самолётом, составляет до восьми тонн. Таким образом, он в состоянии выполнять все виды военных "работ".

Он не раз подтверждал своё преимущество перед американскими и английскими конкурентами в воздушных боях — пусть учебных, но тем не менее одни и те же индийские лётчики продемонстрировали практически безоговорочное превосходство даже своих экспортных "коммерческих" самолётов над американскими F-16 и F-15 и европейским Eurofighter Typhoon. В Сирии же, как заявлял заместитель министра обороны Юрий Борисов, Су-30 показали себя "на высшем уровне".

Эти машины выпускаются на авиазаводах в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре, а также в Индии на предприятиях Hindustan Aeronautics Limited. По словам Юрия Борисова, истребители будут и далее модернизироваться и на вооружении смогут стоять ещё как минимум 35-40 лет.



Декларация по УСН