Что относится к современным формам социального взаимодействия. Социальное взаимодействие в обществе. Понятие социального взаимодействия

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.
Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.
Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.
Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости- несправедливости, господства - подчинения.
- социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок);
- степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

Сущность, типы, виды социальных взаимодействий

Для того чтобы социальная система могла существовать нужно хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Простейшим случаем социального взаимодействия являются отношения между двумя людьми.

На простейшие случаи социально взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли, будь то судебная тяжба, общение преподавателя и студента, битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Современная социология определяет социальное взаимодействие как процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие других индивидов.

Соглашаясь с тем, что социальная система является результатом взаимодействия людей, социологи различных направлений по-разному объясняют закономерности социального взаимодействия.

Представление о социальных взаимодействиях в различных социологических теориях Теория Автор Основная идея Теория обмена Дж.Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Символический интеракционизм Дж. Мид
Г. Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются теми значения, которые они им придают. Управление впечатлениями И.Гофман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создать и поддерживать благоприятные впечатления Психоаналитическая теория З.Фрейд На межличностное взаимодействие глубокое влияние оказывают понятие, усвоенные в раннем детстве, и пережитые в этот период конфликты.

Классификация типов социального взаимодействия проводится по разным основаниям.

В зависимости от количества участников:

  • взаимодействие двух людей между собой;
  • взаимодействие одного и многих;
  • взаимодействие многих и многих.

В зависимости от сходства и различия качеств участников взаимодействия:

  • одного или разных полов;
  • одной или разных национальностей;
  • сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;

Уточнение

  • солидарное или антагонистическое (сотрудничество, конкуренция, конфликт);
  • шаблонное или нешаблонное;
  • интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности:

  • кратковременное или длительное,
  • имеющие кратковременные и одновременные последствия.

В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяют следующие типы социального взаимодействия: социальные контакты, социальные отношения и социальные институты.

Под социальным контактом принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова, который структурировал их в следующем порядке:

  • пространственные контакты;

Уточнение

  • контакт заинтересованности;

Уточнение

  • контакты обмена.

Уточнение

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" - последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующееся устойчивыми нормами и образцами поведения. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами.

Уточнение

Специфической чертой социальных систем, а следовательно и отношений, в отличие от других систем, является то, что даже находясь в состоянии глубокого внутреннего конфликта, они сохраняют свою целостность, так как их распад может привести индивидов к самосохранению. Здесь начинают действовать законы биопсихологического самосохранения.

Таким образом, социальные взаимодействия - это систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. И в связи с этим выделяют следующие механизмы реализации социальных взаимодействий:

  1. передачу информации;
  2. получение информации;
  3. реакция на полученную информацию;
  4. переработанную информацию;
  5. получение переработанной информации;
  6. реакцию на эту информацию.

Виды социального взаимодействия участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

Функции поддержки отношений

  • Умение слышать, наблюдать.
  • Умение увлечь, заинтересовать.
  • Учет чувств людей.
  • Разрядка напряжения.
  • Умение вселять веру, вдохновлять.
  • Умение достигать компромисса(признавать
  • свои ошибки, принимать позицию другого,
  • делать шаг навстречу).
  • Умение подчинять личные амбиции общей
  • цели.
  • Признание заслуг.

Функции, направленные на решение задачи

  • Постановка цели и задач.
  • Инициация процесса решения.
  • Выяснение мнений, точек зрения.
  • Сбор (запрос) информации.
  • Определение главной проблемы.
  • Передача информации участникам.
  • Организация взаимодействия.
  • Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы.
  • Выяснение всех ресурсов.
  • Подведение итогов.
  • Умение как бы со стороны наблюдать за всем

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные - решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе . Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:
ищущий информацию - часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;
инициатор - чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;
последователь - подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;
оценивающий - оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли . Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:
поощряющий - мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);
гармонизатор - поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;
снимающий напряжение - старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;
блюститель правил - напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;
«переводчик » - умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и тендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем. Среди них:
диспетчер - способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;
протоколист - старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;
хранитель - следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

Эгоцентрические роли . Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:
агрессор - противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;
ищущий признания - независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;
монополист - непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;
отсутствующий - избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;
шутник - дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:
- выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;
- оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху - может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные - на «ты», «детка» или невербальные - похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу - означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон - предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера к видам социального взаимодействия можно отнести также разнообразные эффекты:
эффект контраста - способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;
эффект ассимиляции (от лат. - уподобление, сопоставление) - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;
техника поведенческих подкреплений - партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

Типы социального взаимодействия :

- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо

Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Введение

3. Социальные контакты

4. Социальные действия

9. Социальная среда

9.2 Функции формирующей среды

10. Список литературы

1. Введение

Социальное взаимодействие - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

Социальное взаимодействие является одним из основных объектов исследования в социологии. Социальное взаимодействие обусловлено непосредственными контактами между людьми. Это процесс, в рамках которого индивиды оказывают влияние на поступки и образ мыслей друг друга.

Социальное взаимодействие осуществляется в социальных ситуациях. Любые контакты индивидов, какой бы личный характер они не носили, в широком понимании -- социальны, т. к. результаты контактов индивидов не безразличны для состояния общества в целом; собственно, этими результатами и определяется в большей степени его, общества, состояние.

Взаимодействие -- это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий -- каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием. Взаимодействие -- это реальное содержание жизни группы, основа всех групповых явлений и процессов. Взаимодействие между индивидами -- это один из способов проявления функционирования общества, результат этих взаимодействий -- общество.

В данной работе рассмотрены различные трактовки и классификации социальных взаимодействий, дана собственная многофакторная классификация. Они соотнесены с понятием формирующая среда и конформизм, как наиболее значимыми механизмами социализации, как процесса социального становления личности человека. Понятие формирующей среды выводится из основных принципов современной психологии и обоснована необходимость его дальнейшего учета в объяснении феноменов воспитания и самовоспитания. Выделены основные функции формирующей среды.

Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

2. Типы социальных взаимодействий

С.С. Фролов выделяет несколько типов социальных воздействий. Он говорит о социальных контактах, как “типе мимолетных кратковременных связей”, социальных действиях, ориентированных на другого человека и соотносимых с его поведением, и социальных отношениях, как устойчивых социальных связях, “которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующими поведением взаимодействующих индивидов” .

3. Социальные контакты

Социальные контакты подразделяются на пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена. Пространственные контакты могут быть предполагаемыми (терминология Н.Н. Обозова) равно опосредованными (терминология Я. Щепаньского), когда поведение человека меняется в результате предположения о наличии в определенном месте, например в соседней комнате, на улице, в учебном заведении, на бирже труда и т. п., других людей. Другой вид пространственных контактов - контакты визуальные, где присутствие другого (других) непосредственно наблюдается субъектом и их “молчаливое присутствие” оказывает влияние на его поведение.

Психологическая сущность контактов заинтересованности состоит в выборе или предпочтении субъектом какого-либо лица, группы, социальной общности или объекта, отвечающих актуальным потребностям индивида. Контакт может порождаться обоюдным или односторонним интересом и вызывать весь разнообразный спектр эмоций от восторга, восхищения до полного неприятия, чувства гадливости и отвращения. Интерес выступает здесь в качестве побуждения к какому-либо действию (перцептивному, коммуникативному и т. п.), связанному с удовлетворением потребности, актуализировавшейся в силу появления объекта интереса в поле восприятия субъекта.

При осуществлении контактов обмена люди обмениваются сведениями, материальными или духовными ценностями, но не стремятся оказать влияние на поведение друг друга.

4. Социальные действия

В отличие от контактов социальные действия совершаются не просто в определенных условиях, а с учетом ситуации их реализации. Как указывает С.С. Фролов, “ ситуация входит в систему социального действия через ориентацию индивида” . Социальные действия всегда сознательны и целенаправленны. Порождая ответные реакции тех, на кого они направлены, они превращаются во взаимодействия. При этом субъекты взаимодействия руководствуются взаимными ожиданиями, проистекающими из оценки статуса, роли, и социального положения друг друга и существующих групповых, институциональных или общественных норм поведения. Через систему межличностных взаимодействий люди стремятся изменить установки или поведение друг друга.

Действия индивидов в социально типичных ситуациях принято называть ролями. Дж. Морено в работе “Кто должен выжить?” описывает три типа ролей :

психосоматические, связанные с общекультурными способами удовлетворения биологических потребностей;

психодраматические, связанные с актуализацией поведенческих паттернов, отвечающих требованиям социального окружения;

социальные, связанные с ожиданиями в адрес того или иного индивида со стороны других людей или социальных групп.

Т. Парсонс в книге “Социальные системы” опирается на несколько иной концептуальный подход и выделяет типы ролей в зависимости от степени включенности в него самого субъекта. Так предписанные роли отвечают социальным ожиданиям, исходящим из статуса индивида в группе. Субъективные роли опираются на собственную интерпретацию ее содержания субъектом действия. А проигрываемые роли отражают взаимные ожидания и оценки взаимодействующих субъектов. Таким образом, степень вовлеченности (включенности) самого субъекта постепенно повышается от предписанных ролей к ролям проигрываемым.

Р. Линтон отмечал, что принятие роли относится к внутренней интерпретации ожиданий, связанных с системой позиций, а реализация роли в системе социальных взаимодействий к осуществлению этих ожиданий через активность человеческого Я .

Иногда социальные взаимодействия могут принять форму конфликта. Конфликтное взаимодействие всегда характеризуется противоборством сторон в их стремлении достичь той же (единой для обеих сторон) цели - обладать предметом конфликта, который не может быть поделен между участниками.

5. Теории социального взаимодействия

В зарубежной социальной психологии существует несколько теорий, объясняющих процессы социального взаимодействия . Это и теория обмена Дж. Хоуманса, и символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, и теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Первая выделяет в качестве цели и стимула к взаимодействию стремление уравновесить вознаграждения и затраты. Причем, чем больше одно и меньше другое, тем чаще человек будет стремиться повторять данное действие. Однако насыщение потребности будет вести к снижению социальной активности субъекта. Хоуманс, тем самым, опирается на идеи Скиннера, применяя их к анализу процессов социального взаимодействия.

Авторы теории символического интеракционизма обращают внимание на то, что каждый человек приспосабливает свое поведение к действиям другого (других) индивидов. Поэтому оказывать влияние, воздействовать на нас могут не только поступки, но и намерения окружающих нас людей. Понимание (интерпретация) намерений и поступков осуществляется на основе использования сходных символов, усвоенных человеком в ходе социализации. С точки зрения Г. Блумера взаимодействие - это не обмен действиями, а непрерывный диалог, поскольку взаимодействие происходит тогда, когда действие еще не совершено, но намерения субъекта уже осознаны, проинтерпретированы человеком и вызвали у него соответствующие состояния, стремления и ответные реакции. Данная теория дополняет бихевиоральный подход когнитивным, принимая в расчет те процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов.

Дальнейшее развитие этих идей с выходом на практику управления дает концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана. Он считает, что создать о себе благоприятное впечатление, а также оказать необходимое воздействие, например, устрашить или успокоить, можно путем оказания влияния на понимание ситуации другими людьми. Такое взаимодействие есть своеобразная драматизация или, пользуясь термином А.Б. Добровича, “контакт масок”.

6. Влияние социального взаимодействия на человека

Приведенный выше обзор показывает, что и социальные контакты, и социальные действия (информирование, контроль, оценка, интерпретация, принуждение и т. д.), и их непрерывная цепочка, называемая взаимодействием, и социальные отношения (зависимости и власти, влечения и близости, социальной неприязни и др.) оказывают на человека дискретное или массированное социальное воздействие.

Всякое воздействие оказывает трансформирующее влияние на человека. Степень податливости трансформирующим влияниям социальных воздействий определяется свойством конформности индивида. Само это свойство является производным от целого ряда факторов. К важнейшим из них относятся:

уровень интеллектуального развития человека,

его компетентность,

уверенность в себе,

положение в группе,

степень идентификации с ней,

возраст индивида,

сила воздействия ситуации,

сложность решаемой в ней задачи,

размер группы,

единомыслие и сплоченность ее членов,

публичность-анонимность ответа,

отсутствие предварительных заявлений.

Все эти факторы можно подразделить на личностные (1-6) и ситуационные (7-13). Таким образом, мера влияния социального окружения на индивида зависит от ряда его личностных особенностей и характеристик ситуации, в которой данное воздействие имело место.

Однако конформизм не является единственно возможной ответной реакцией на социальное воздействие. Конформные изменения встречаются наряду с такими ответными реакциями как сопротивление, изменение отношения к себе, субъекту воздействия или происходящему. Предвидеть форму ответной реакции, степень ее выраженности и направленность означает возможность управления процессами социализации.

Осуществить это на деле трудно, практически не возможно, поскольку социальные воздействия не являются согласованными, в них используются различные средства, а применение их в конкретных ситуациях имеет различные последствия, как для использующего их субъекта, так и для лица, на которое они направлены. Даже управление процессом воспитания представляется делом весьма и весьма трудным. А процесс социализации, к тому же, во многом является стихийным. Поэтому в сходных социальных обстоятельствах наблюдаются не просто различные формы поведения людей, но формируются различные типы личностей, происходит выбор индивидуально-своеобразного жизненного пути каждым человеком.

Социальная действительность дает нам огромное число примеров социальных воздействий продуцируемых людьми. Описать их все не представляется возможным. Поэтому ограничимся их многофакторной классификацией.

Может быть выделено множество видов социальных воздействий в зависимости от цели, содержания, направления социальных воздействий, субъектов их осуществляющих, выбора средств воздействия и их формы, адресности, степени эффективности и количества воздействий.

7. Виды социальных воздействий

В зависимости от цели социальные воздействия бывают программирующими, стимулирующими, предупреждающими, активизирующими и тормозящими. Программирующие воздействия задают систему мотивов или последовательность действий индивида, стимулирующие - расширяют систему мотивации, побуждают человека к принятию или смене системы установок и отношений. Предупреждающие воздействия представляют собой барьеры и ограничения к совершению определенных нежелательных действий, выполнению деятельности, которая опасна для субъекта или его окружения. Активизирующие воздействия направлены на повышение эффективности деятельности, увеличение ее скорости, производительности, они подталкивают человека к совершению определенных действий. Тормозящие же, напротив, вводят систему запретов на какие-то формы поведения, совершение каких-либо действий, включая перцептивные, интеллектуальные, эмоционально-выразительные и т. п. В ответ на оказанные воздействия человек или группа людей могут подчиняться давлению, то есть поступать конформно или противостоять им, проявляя нонконформность и независимость. Поэтому в графе “Реакция субъекта” каждому виду социальных воздействий соответствуют как минимум две полярные реакции - конформная и нонконформная или автономная. Иногда к ним добавляются когнитивные и эмоциональные реакции.

В зависимости от содержания социальные воздействия подразделяются на социализирующие, воспитательные, образовательные и ориентирующие. Социализирующие воздействия несут в себе информацию о принятых в данной общности установках и нормах поведения, эмоциональных и прочих реакциях на их соблюдение и нарушение, распространенных предрассудка и предубеждениях. Воспитывающие социальные воздействия оказывают влияние на интересы, ценностные ориентации, идеалы и личностные смыслы поступков человека, путем их структурирования, пополнения, развития или дискредитации. Образовательные воздействия способствуют передаче общественного опыта, накопленного в области науки, техники, искусства, культуры и религии. Наконец, в эту же группу включены ориентирующие социальные воздействия. Они побуждают человека к интернализации принятой в обществе или группе системы знаков, символов и социальных ориентиров.

По направленности воздействий можно выделить прямые, оказываемые непосредственного на самого субъекта, и косвенные. К ним относятся воздействия на социальное окружение индивида и условия его деятельности. Последний вид предполагает большой диапазон изменения экономических, социально-психологических, эргономических условий, а также степени трудности деятельности, ее разнообразия, напряженности, ответственности индивида за полученные результаты. Следует отметить, что на косвенные воздействия человек, как правило, реагирует изменением отношения или эмоционального состояния. Возможны изменения и функционального состояния, например появление утомления, монотонии и т.п.

В качестве субъектов воздействия могут выступать как отдельно взятые индивиды, так и различные социальные общности, и общество в целом в лице средств массовой коммуникации. Поэтому, взяв за основание классификации субъектов воздействия, нами были вычленены индивидуальные, групповые, институциональные и общественные или сетевые, исходящие от средств массовой коммуникации, социальные воздействия. В ответ на воздействие средств печати, радио, телевидения, мировых компьютерных систем человек может не просто принимать или отвергать какую-либо информацию, но усваивать установки, изменять уже имеющиеся, а в случае противоречивости полученной информации реагировать сомнением и пассивностью, то есть снижением степени социальной активности.

На основании выделения средств воздействия социальные воздействия можно классифицировать на четыре вида - убеждающие, внушающие, принуждающие и обучающие. Убеждающие воздействия апеллируют к разуму субъектов, внушающие к эмоциям и чувствам, инстинктам и врожденным мотивам поведения. Принуждающие или давление прибегают к использованию различных манипулятивных приемов (шантажу, угрозам, посулам, обещаниям, подаркам, комплиментам), способных вызвать желаемый вид поведения индивида, а также уговоров, ссылок на существующее мнение, положение и т.п. Обучающие воздействия предоставляют в пользование субъекта определенную информацию, которая может пригодиться ему в данный момент или в будущем. Последние в качестве ответной реакции имеют не просто различную степень присвоения социального опыта, но и развитие способностей, сущностных черт человека.

Самую многочисленную группу видов социальных воздействий составляет классификация, в основу которой выделение различных форм воздействия. Так социальные воздействия могут принимать форму социального контроля и оценки, интерпретации поведения, чувств, качеств другого индивида, инструктирования, просьб, приказов, угроз, шантажа и т.д. Если социальные воздействия включены в контекст социального взаимодействия, то они принимают форму позитивного или негативного подкрепления. В этом случае вероятность получения парадоксальной обратной реакции очень низка, практически приближается к нулю, то есть в ответ на позитивное подкрепление мы получаем усиление реакции, а в ответ на негативное - ее угашение. В исследованиях необихевиаристов это было многократно подтверждено в лабораторных экспериментах на животных и полевых экспериментах на детях . Правда однократного подкрепления порой бывает недостаточно и требуются систематические подкрепления для получения нужной ответной реакции.

Еще одним основанием для классификации является адресность воздействий. В зависимости от адресата воздействия могут апеллировать к разуму, чувствам, прошлому опыту, моральному сознанию индивида или направляться его подсознанию.

Степень эффективности воздействий задает непрерывную шкалу их изменений. В приведенной классификации зафиксированы лишь два дискретных полярных вида социальных воздействия - это эффективные и неэффективные. Первые в качестве ответной реакции имеют поведение или состояния, соответствующие ожиданиям других людей, являющихся субъектами воздействия, вторые - напротив, предполагают ответные реакции несоответствующие ожиданиям.

Наконец, по количеству воздействий выделено три вида. К ним относятся одиночные, способные вызвать практически любые ответные реакции в диапазоне от абсолютно конформных до полностью нонконформных, автономных. Второй вид - множественные воздействия, повышающие вероятность получения ожидаемых реакций; и третий - массированные, способные привести к появлению аффективных эмоциональных состояний, например, растерянности, паники, ступора и т. п.

Приведенная классификация не претендует на универсальность. Однако она является многофакторной и позволяет составить достаточно полное представление о разнообразии возможных видов социальных воздействий, их группах и унифицировать ответные реакции на них. Если субъект принимает воздействие, то ответная реакция будет конформной вне зависимости от ее конкретного содержания. Это может быть изменение поведения, изменение установки, принятие решения, интериоризация социального опыта и т. д. Если воздействие не принимается или оказывается малоэффективным, то ответная реакция будет несоответствующей ожиданиям или нонконформной. Она будет продуцирована мотивами, интересами, убеждениями самого субъекта, его планами, установками, переживаниями. Сказанное не означает, что субъект не реагирует на социальное воздействие, хотя это может показаться стороннему наблюдателю или тому, кто воздействует на человека. Реакция в любом случае есть, просто она имеет иную направленность.

8. Ответная реакция на социальные воздействия

Объяснение существующего разнообразия ответных реакций может быть дано через введение понятия формирующая среда. При этом термин “формирующая” понимается в смысле детерминирующая ответные реакции, состояние и поступки индивида в системе социального взаимодействия. Мы рассматриваем формирующую среду в качестве одного их важнейших механизмов социального становления личности. Другим таким механизмом является конформизм.

Конформизм, как специфическая ответная реакция на социальные воздействия, является многоаспектным и разноуровневым психологическим феноменом. Анализ литературных данных позволяет выделить четыре вида конформизма (таблица 1). Мы обозначили эти виды следующим образом: личностный, личностно-интеракицоннный, ситуационный и групповой виды. Каждый из них детерминирован определенным набором факторов. Изменение направленности или величины (степени выраженности) фактора влияет и на выраженность конформизма. Факторы могут взаимодействовать друг с другом, что также ведет к изменению картины поведения человека и варьированию динамики его конформности.

Таблица 1

Классификация видов конформизма

Виды конформизма

Факторы детерминации

Личностный

степень внушаемости личности

уровень тревожности личности

самооценка личности

степень компетентности личности

уровень интеллектуального развития личности

Личностно-интеракционный

возраст лица, оказывающего воздействие

разница степени компетентности взаимодействующих лиц

характер межличностного взаимодействия

эмоциональные отношения между субъектами взаимодействия

стремление к лидерству взаимодействующих лиц

Ситуационный

значимость ситуации

новизна ситуации

угрожающий характер ситуации

конфиденциальность ситуации

Групповой

сплоченность и единодушие членов группы

численность группы

характер деятельности членов группы

возможность осуществления социального контроля и негативного подкрепления в отношении членов группы

характер коммуникации членов группы

Как видно из таблицы 1 личностный конформизм или конформность личности обусловлен каким-либо одним из перечисленных или несколькими качествами личности и представляет собой податливость человека социальным воздействиям другого лица, группы или общественному мнению. Более высокие показатели внушаемости и тревожности положительно взаимосвязаны с конформностью, тогда как высокие показатели самооценки, компетентности и уровня интеллектуального развития человека находятся в обратной зависимости с этим его качеством.

Личностно-интеракционный вид конформизма возникает при взаимодействии субъектов, когда активными оказываются обе стороны, обменивающиеся социальными воздействиями. При этом авторитетность лица, оказывающего влияние, его превосходство в возрасте и уровне компетентности, повышает вероятность конформных реакций у его партнера. Характер межличностного взаимодействия и межличностных отношений могут повышать степень конформности как одно, так и другого взаимодействующего лица. Высокий социальный статус, значимая роль усиливают социальные воздействия и повышают вероятность конформных реакций у партнера. Положительные эмоциональные отношения между субъектами также положительно коррелируют с вероятностью присоединения одного из них к другому, тогда как отрицательные - скорее приведут к актуализации автономных тенденций и снижению процента конформных реакций. Исключение составляет только страх, который объединяет людей. Стремление к лидерству одного из партнеров усиливает конформизм другого. Взаимное стремление к лидерству, и его следствие конфронтация партнеров резко повышают вероятность появления нонконформных реакций у взаимодействующих сторон.

Ситуационный конформизм будет проявляться у отдельной личности и целой группы под влиянием факторов значимости, новизны, угрожающего характера и степени конфиденциальности ситуации. При этом зависимость везде будет прямой.

Групповой конформизм присущ личности или одной группе лиц в отношении другой, а также меньшинству в отношении большинства. Увеличивать вероятность конформных реакций будут высокая сплоченность группы и возможность осуществления ею социального контроля и негативного подкрепления (наказания) своих членов. Численность группы, характер деятельности и коммуникации связаны с уровнем конформизма более сложной зависимостью. Но групповой конформизм действует лишь в рамках членства, то есть этот вид конформизма проявляется у личности лишь в том случае, если она является или считает себя членом данной группы, а также у группы в отношении других групп, если они связаны совместной деятельностью или входят в состав единой социальной общности. Таким образом, групповой конформизм характеризует процессы социального взаимодействия.

9. Социальная среда

Сложность социального реагирования субъектов, будь то личности или целые группы, опять наводит на мысль о присутствии некоего компонента, который выступает в роли медиатора между ними, то есть субъектами и воздействиями социальной среды. Этот медиатор, по нашему мнению есть ни что иное, как формирующая среда. Появляется она в момент взаимодействия вне зависимости от того, кто является инициатором этого взаимодействия человек с его актуальными потребностями или среда с ее нормами, требованиями и предписаниями. Формирующая среда будет определять характер ответной реакции в системе социального взаимодействия.

Термин социальная среда является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология, к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии, педагогике, а также философы, социологи, представители общественных и естественных наук, например, социальной географии, этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, оно приобретает структурный и системный характер. В социальной среде выделяют микросоциальный и макросоциальный уровни. К числу компонентов, входящих в состав макросоциального уровня, причисляются и природные компоненты экосистем. Наконец, можно говорить и о планетарном уровне или ноосфере. Последнее есть ни что иное, как включенность человека в жизнь всей планеты, подразумевающая возможность оказания отдельным индивидом таких воздействий, которые будут иметь планетарный резонанс.

В рамках психологических дисциплин воздействия среды наиболее тщательно изучены представителями бихевиоризма, необихевиоризма и концепции социального научения . Научающе-бихевиоральный подход, развитый и поддержанный Б. Скиннером, провозглашает определяющую роль среды, как в детерминации поведения животных, так и социальных форм поведения людей. По его мнению, у животных преобладает респондентное поведение, осуществляемое по типу ответных реакций на определенные стимулы, а у людей - оперантное. Здесь уже предвидение, предвосхищение, знание будущего результата детерминирует и управляет ответными реакциями человека.

9.1 Зависимость между воздействиями среды и поведением субъекта

Зависимость между разнообразными воздействиями среды и поведением субъекта носит вероятностный характер: оперантная реакция, подкрепляемая положительным результатом, имеет тенденцию к закреплению и повторению, а неподкрепляемая будет постепенно угасать. Именно по этой схеме происходит социальное научение.

В регуляции поведения человека, по мнению все того же Б. Скиннера, особую роль играют вторичные или условные подкрепляющие стимулы: социальное одобрение, внимание окружающих, символ могущества и власти - деньги. В ходе социализации их значение повышается.

Кроме позитивного подкрепления регулировать поведение субъектов могут “аверсивные стимулы”, это различные формы наказания и негативного подкрепления. В ряде экспериментальных работ было показано, что негативные формы поведения (детские капризы, правонарушения и другие) возникают именно в результате их влияния.

Таким образом, в ситуациях социального взаимодействия люди используют в качестве средств социального воздействия друг на друга первичные и вторичные или условные стимулы для позитивного подкрепления желаемых форм поведения и негативное подкрепление для устранения нежелательных. Они, кроме того, прибегают к использованию аверсивных стимулов, хотя в этом случае результат может быть достаточно далек от желаемого. Социальная среда и социальные воздействия, выступая в качестве непосредственных детерминант, тем не менее, не могут гарантировать обязательного появления желаемого поведения или его изменения в нужную сторону. Во взаимодействии субъекта и социальной среды вмешивается некий фактор, определяющий его результат. Его условно можно назвать предрасположенностью субъекта к изменению своего поведения в желательную для другого лица сторону.

Этот фактор не может являться чисто личностным образованием, поскольку индивид далеко не всегда действует по внутреннему побуждению, его поведение во многом обусловлено социальными воздействиями среды, хотя он всегда может предвидеть и знать чего от него хотят и ждут окружающие. Он возникает лишь в ходе субъект субъектного взаимодействия и, в определенной мере, является его отражением. Мы называем его формирующей средой. Этим термином мы обозначаем процесс и результат взаимовлияния личностных диспозиций, взаимных ожиданий, деятельностных установок участников общения или совместной групповой деятельности, приводящие к изменению в структурах личности одного, некоторого числа или всех участников, (например, изменению качеств, мотивов, установок, ценностных ориентаций, целей и смыслов деятельности) и их развитию. Эти структурные изменения в пределах той или иной ситуации выражаются в таких изменениях поведения, которые сохраняются и после прекращения взаимодействия или обмена социальными воздействиями. Иными словами, формирующая среда - это психологический феномен взаимовлияния деятельностных установок, взаимных ожиданий и личностных диспозиций взаимодействующих субъектов в условиях решения задач совместной деятельности или межличностного взаимодействия.

Благодаря наличию в структуре формирующей среды установочных и диспозиционных компонентов, она регулирует актуальное поведение человека в социуме, процессы его общения и взаимодействия с другими людьми, детерминирует его развитие, социализацию, воспитание и самовоспитание. Это происходит стихийно, непреднамеренно, во многом вне рамок сознания индивида.

Процесс актуализации различных потребностей человека заставляет его идти на контакт с другими людьми или социальной средой. При этом решается та или иная задача деятельности, взаимодействия, в ходе которых люди взаимно или односторонне оказывают воздействие друг на друга. Обмен социальными воздействиями при решении индивидуальных, групповых, деятельностных или иных задач протекает в конкретных социальных условиях, которые могут облегчать или затруднять их осуществлению, способствовать или мешать удовлетворению людьми своих потребностей. Субъекты, с которыми человек вступает в контакт, задачи и условия объединяются термином ситуация взаимодействия. Последний термин все чаще используется в психологической литературе взамен термина социальная среда. Поэтому говорят о взаимодействии человека с ситуацией, а не со средой, пусть и социальной.

Ситуации, как и формирующая среда, не существуют сам по себе, до начала взаимодействия. Они появляются, складываются лишь в ходе его, и, в этом смысле, способны выступать детерминантами поведения и социального развития человека.

Описывая взаимодействие субъекта и ситуации, следует указать на ряд принципиальных моментов .

Актуальное поведение субъекта детерминировано его разносторонним взаимодействием с ситуацией. Оно подразумевает обмен социальными воздействиями, взаимную стимуляцию и взаимное отражение на уровне обратной связи.

В процессе этого взаимодействия субъект преследует свои цели. Но, поскольку в ситуацию социального взаимодействия включены и другие индивиды, то и они, обладая свойством активности, преследуют собственные цели, иногда несовпадающие и даже противоречащие целям первого.

Личностными детерминантами поведения человека являются мотивы, диспозиции, установки, когнитивные структуры, усвоенные или присвоенные им в ходе социализации и воспитания.

Ситуационными детерминантами поведения становятся те психологические значения (смыслы), которые ситуация имеет для субъекта в соответствии с его актуальными потребностями и социальным положением в группе (обществе).

Стыкующим моментом взаимодействия субъекта и ситуации является формирующая среда, которая одновременно принадлежит индивиду и социальной среде, и включает их взаимные установки по поводу той деятельности, которая разворачивается в реальной ситуации.

Интраиндивидуальные различия в поведении человека в сходных, идентичных ситуациях объясняются развитием индивида, что ведет не только к смене личностных диспозиций, но и к изменению его отношения к ситуации в целом, то есть изменению ее личностного смысла.

Межиндивидуальные различия (различия между отдельными индивидами), в том числе и разная степень конформности участников взаимодействия объясняются различиями в их социальных позициях и установках, степени осведомленности (компетентности), оценках и личностных диспозициях.

Несовпадение, противоречивость компонентов формирующей среды, например, установок, взаимных ожиданий, личностных диспозиций и смыслов, ведет к конфликту взаимодействия или ситуационной дезадаптации участников.

Конфликт является более активной и адекватной формой ответного реагирования на возникающие противоречия, а ситуационная дезадаптация - относительно более пассивной формой, поскольку в ней изменениям подвержена только одна сторона, тогда как в первом случае обе.

Ожидания, как компоненты формирующей среды, порождают инструментальный (оперантный) тип поведения людей, ведущих к их социальному научению, являющемуся неотъемлемой частью процесса социализации.

В ходе социального взаимодействия меняется не только поведение людей, трансформации подвержены компоненты формирующей среды. Они становятся детерминантами последующего взаимодействия.

Однако не всякое изменение компонентов формирующей среды ведет к развитию личности участников социального взаимодействия. Это могут быть лишь конформные перестройки их поведения, исчезающие после того, как давление группы на личность прекращается.

Чтобы стимулировать процессы развития, воспитания, саморазвития и самовоспитания, трансформация формирующей среды должна носить интенционный характер. (Критерии интенционной трансформации формирующей среды будут описаны ниже).

Формирующая среда является ситуационным образованием, то есть она функционирует лишь в рамках конкретных ситуаций социального взаимодействия. По завершении взаимодействия ее компоненты снова становятся принадлежностью личностей участников и пребывают в потенциальном состоянии до следующего контакта индивида с другими людьми.

Интраиндивидуальные различия субъектов, обусловленные непрерывностью процессов их развития, порождают временную (процессуальную) изменчивость формирующей среды. При этом меняется ее структура, содержание компонентов, степень их согласованности.

9.2 Функции формирующей среды

В процессах социального взаимодействия формирующая среда выполняет ряд функций.

Первая функция - регуляторная. Формирующая среда осуществляет селекцию и структурирование социальных взаимодействий. За счет этого одни из них достигают цели, другие - нет, третьи искажаются. Формирующая среда является своеобразной мембраной, разделяющей субъекта и ситуацию, и одновременно объединяющую их в единое целое, посредством регуляции взаимных воздействий.

Вторая функция - детерминирующая (формирующая). Она понимается нами как возможность привнесения (детерминации) компонентами формирующей среды, включая и характеристики ситуации, таких изменений в личность участников социального взаимодействия, которые повлекут за собой появление личностных новообразований, то есть причинно обусловят развитие индивидов. При этом развитие может носить как спонтанный характер, так и управляемый со стороны самого индивида или его социального окружения. В последнем случае мы будем говорить о воспитательном влиянии формирующей среды.

Третья функция - корректирующая. Формирующая среда позволяет субъектам осуществлять конформную подстройку к ситуации и одновременно обеспечивает возможность таких изменений ситуации, которые отвечают требованиям, запросам, установкам взаимодействующих индивидов.

Четвертая функция - организующая. Формирующая среда включает параметры ситуации, отраженные сознанием индивида, в процесс регуляции человеком своего поведения и одновременно делает его участником данной ситуации, включая в процесс социального взаимодействия со средой. Поэтому можно говорить об организующем влиянии формирующей среды, как на субъекта, так и на ситуацию, которое ведет к взаимному отражению параметров друг друга.

Введение понятия формирующая среда позволяет успешно объяснить ряд социально-психологических явлений, например, явления социальной дезадаптации, феномены лидерства-ведомости и другие. Психологическая диагностика и учет ее компонентов способствует повышению эффективности управления процессами социального взаимодействия индивидов и групп людей, в частности участников образовательно-воспитательного процесса. В тоже время феномен формирующей среды является по меткому определению Х. Хекхаузена еще одним “гипотетическим конструктом”, придуманным для объяснения психологической реальности.

Введение этого понятия удовлетворяет ряду основополагающих объяснительных принципов современной психологии, а именно, принципу детерминизма, историзма, системности и деятельностного опосредования . Понятие формирующая среда отвечает принципу детерминизма, поскольку определяет причинно-следственные связи процесса взаимодействия индивида со средой. Оно не противоречит и принципу историзма или развития, который требует изучения всякого явления с точки зрения его происхождения и рассмотрения его направленности из прошлого в будущее через нынешнее актуальное состояние. Понятие формирующая среда в снятом виде фиксирует результаты предшествующей социализации, успешности-неуспешности, эффективности-неэффективности предыдущих форм и видов социального взаимодействия. Анализ ее структуры позволяет строить обоснованный прогноз дальнейшего поведения субъекта и его партнеров по социальному взаимодействию, совместной деятельности. Принцип системности требует объяснения любого явления отношениями, в которые оно вступает, взаимодействуя с другими явлениями, которые рассматриваются как элемента (компоненты) целостной системы. Введение понятия формирующая среда позволяет анализировать отношения индивида и ситуации через отношения сходства-противоположности, единства-противоречивости их качеств и компонентов и их включенности в более широкий контекст социальной жизни группы, общества в целом.

Наконец, принцип деятельностного опосредования утверждает, что сознание человека не только проявляется, но и формируется в деятельности. Выше уже отмечалось, что формирующая среда возникает лишь в условиях социального контакта, взаимодействия, совместной деятельности и общения. Таким образом, другой индивид, индивиды или группы могут оказывать влияние на развитие сознания человека, степень его социализированности. С другой стороны ожидания, ценностные ориентации, личностные смыслы и диспозиции принадлежат личности и сознанию индивида, точнее каждого из взаимодействующих лиц. Они проявляются в их поведении в той мере, в какой это позволяет ситуация взаимодействия.

10. Список литературы

1. Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии. // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.

2. Корнеева Е.Н. Понятие формирующей среды. // Развитие личности и формирование индивидуальности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996.

3. Матвеев А.В., Корнеева Е.Н., Болотцев Д.К. Психологические законы и закономерности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998.

4. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

5. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997.

6. Харчева В.Г. Основы социологии. - М.: Логос, 1997.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.

8. Parsons T. The social systems. Glencoe, IU, Free Press, 1951.

9. интернет сайт http://www.yspu.yar.ru

Подобные документы

    Описание генезиса социального взаимодействия, признаков социального действия и перехода к социальному взаимодействию. Основные концепции, типология и сфера, целеполагание и целеосуществление взаимодействия. Всеобщая функциональная формула действия.

    реферат , добавлен 11.01.2011

    Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

    лекция , добавлен 03.12.2007

    Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения. Микро- и макроуровень социального взаимодействия. Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные технологии, человек и социальные группы как субъекты и объекты их воздействия. Место и роль человека в концепции социальных технологий. Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, меняющих социальные ситуации и системы.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2011

    Общество как социальная система. Структура и формы социального взаимодействия. Институционализация и ее этапы. Виды и функции социальных институтов. Социальные общности, группы и организации. Социальная структура общества и основания ее классификации.

    реферат , добавлен 22.12.2009

    Социальная технология как структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единичную социальную систему (личностный подход). Принципы конструирования социальных технологий.

    лекция , добавлен 03.12.2009

    Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. Исследование сущности современного социального образования, его основных функций и проблем в нынешнем российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Понятие социальных изменений и социального процесса. Трансформация классификации социальных процессов. Критерии ранжирования процессов. Социальные реформы и революции. Социальные движения: основные подходы к изучению. Характеристика социальных движений.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2012

    Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты. Феномен смерти: табуирование и дефиниция. Проблемы жизни и смерти. Исторические типы социальной жизни. Основные структурные элементы социальной связи. Характер социальных действий.

Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, - интеракция .

Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие. Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. В данном случае «водитель» и «пешеход» - социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения (в данном случае - правила дорожного движения).

Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:

  • по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
  • по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
  • по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
  • по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
  • по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
  • по "материи" обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.

Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).

Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация . При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.

Соперничество бывает двух видов:

  • конкуренция (субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
  • конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.

Взаимодействие личности и социальной среды

Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений.

Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) - предложения (общества) – выбор (личность выбирает из предложенного обществом).

У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.

К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия.

Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону . К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.

К механизму социального взаимодействия относятся:

  • индивиды, совершающие различные действия;
  • происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями;
  • влияние данных изменений на других людей;
  • обратная реакция на происходящие изменения.

Социальные отношения

Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает наличие взаимных обязательств со стороны партнеров.

Существуют основные характеристики социальных отношений:

  • продолжительность;
  • систематичность;
  • самовозобновляемость.

Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.

Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Декларация по УСН