Автономный объектив Sony Cyber-shot DSC-QX100. Обзор модуля камеры для смартфонов SONY IMX386

Начнем с того, что один из смартографов — Sony Cyber-shot DSC-QX10 — уже был в нашей тестовой лаборатории. В том, предыдущем материале мы познакомились с устройством, изучили, как оно взаимодействует со смартфоном, и сделали на него первые снимки. Однако раз в смартографах от Sony не только оптика собственная, но ещё и матрица, то их можно считать полноценными цифровыми мыльницами. Хорошо-хорошо, почти полноценными: да, дисплея у них нет. Тем не менее тестировать их и относиться к ним мы будем как к полноценным компактам — со всей строгостью и без каких-либо поблажек. Недаром же производитель записал их в серию компактных цифровых фотоаппаратов Cyber-shot.

Sony Cyber-shot DSC-QX10 — беленький, Sony Cyber-shot DSC-QX100 — чёрненький

При первом знакомстве с младшей моделью — QX10 — мы не рассматривали камеру как серьёзного соперника обычным «компактам». Всё-таки полученные изображения могли конкурировать, например, с фотографиями, снятыми на Samsung Galaxy S IV , но не более того. Признаёмся, списали устройство в категорию игрушек-безделушек. Спешим исправиться: в процессе подробного изучения новых гаджетов наше мнение постепенно менялось. Многим известно, что для камер смартфонов были выпущены десятки объективов различного сорта — и «фишаи», и телеобъективы, и даже макролинзы. Правда, качество получаемого с их помощью изображения зачастую не нравилось пользователям. Смартографы призваны изменить это — с их помощью даже старенький коммуникатор может обзавестись хорошей камерой. Посему как минимум за попытку инновации следует отвесить Sony поклон. В объективах-камерах есть и столь обожаемый многими пользователями цифровых мыльниц зум, и даже излюбленная более продвинутыми фотографами возможность ручной настройки параметров фото. Проще говоря, теперь всё выглядит так же, как и у владельцев самых настоящих цифровых камер.

Sony Cyber-shot DSC-QX100 — в нашей тестовой лаборатории впервые

На этот раз в нашем распоряжении оказались оба представленных на рынке смартографа: младший DSC-QX10, который мы изучали в прошлый раз, и более серьезный DSC-QX100. Разница между ними колоссальная — производитель оценил её аж в десять тысяч рублей. QX10 опустошит карманы покупателей на вполне гуманные 8 490 рублей (рекомендованная розничная цена), в то время как QX100 разорит их на целых 18 990 рублей. Несмотря на то, что внешне устройства похожи (об этом мы поговорим чуть позже), внутри они абсолютно разные. И вот почему.

Sony Cyber-shot DSC-QX10 Sony Cyber-shot DSC-QX100
Сенсор изображения 1/2,3 дюйма, матрица Exmor R CMOS 1 дюйм, матрица Exmor R CMOS
Эффективное количество точек, Мп 18,2 20,2
Процессор Bionz
Оптика Sony Lens G Carl Zeiss Vario-Sonnar T*
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG
Видео : MP4
Диапазон фокусных расстояний, мм 4,45-44,5 мм
(25-250 мм в 35-мм эквиваленте)
10-кратный зум
10,4-37,1 мм
(28-100 мм в 35-мм эквиваленте) 3,6-кратный зум
Раскрытие диафрагмы ƒ/3,3-5,9 ƒ/1,8-4,9
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 4864x3648 (4:3)
Видео : до 1920x1080
Фотокадр : 5472×3648 (3:2)
Видео : до 1920x1080
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-12800,
Авто (100-3200)
160-25600
Авто (160-6400)
Диапазон выдержек, с От 1/1600 до 4 От 1/2000 до 4
Экспозамер Мультизонный
Экспокоррекция ±2 EV, шаг 1/3 EV ± 3,0 EV, шаг 1/3 EV
Встроенная вспышка Отсутствует
Устройство хранения информации microSD
ЖК-дисплей Отсутствует
Видоискатель Отсутствует
Интерфейсы USB, Wi-Fi, NFC
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-BN 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В)
Габариты (ШхВхД) 62,4x61,8x33,3 мм 62,5x62,5x55,5
Масса (только камера) 90 г 165 г

Sony Cyber-shot DSC-QX10 слева, Sony Cyber-shot DSC-QX100 справа

Производитель отмечает, что сенсор обеих камер выполнен по технологии Exmor R CMOS (фирменная матрица Sony c обратной засветкой), благодаря чему достигается бóльшая светопропускаемость. В результате снимки в условиях низкой освещенности получаются более насыщенными. Младшая модель — QX10 — по характеристиками напоминает «компакт» начального уровня: маленькая, 1/2,3-дюймовая матрица в паре с несветосильной оптикой с максимальным относительным отверстием ƒ/3,3 на коротком конце и ƒ/5,9 на длинном. Пожалуй, самое ощутимое достоинство камеры — десятикратный трансфокатор, покрывающий фокусное расстояние 25-250 мм в 35-мм эквиваленте. Cyber-shot DSC-QX100 таким похвастаться не может — в его распоряжении только 3,6-кратный зум, охватывающий ФР от 28 до 100 мм (опять же в пересчете в 35-мм формат). Зато в распоряжении старшей модели однодюймовая матрица и светосильная оптика производства Carl Zeiss с максимальной диафрагмой ƒ/1,8-4,9. Таким образом, преимущества большого приближения нивелируются качеством выходного изображения — предрекаем, что у QX100 оно должно быть гораздо лучше. Несложно вычислить, какая из камер старшая, по габаритам — «десятка» значительно меньше и почти в два раза легче «сотки». Последняя по характеристикам напоминает компактную камеру Sony Cyber-shot DSC-RX100 II , которую мы тестировали несколько месяцев назад.

Напомним, если кто успел подзабыть или поленился изучить материал, посвященный смартографу DSC-QX10 . Основная "фишка" новых камер Sony заключается в том, что внешне они похожи на сменные объективы. Устройства получились весьма компактными и портативными, если не брать в расчет отсутствие дисплея и, как следствие, невозможность на практике снимать без смартфона или планшета — «стрелять» вслепую откровенно неудобно, а процент брака при такой съемке зашкаливает.

При съемке камеру-объектив можно держать в руке или прикрепить к смартфону. Для этого на корпусе смартографа предусмотрены специальные раздвижные крепления-защёлки, похожие на крылья. Правда, их размаха не хватит для какого-нибудь шестидюймового гиганта вроде Sony Xperia Z Ultra . Впрочем, на, мягко говоря, немаленький Samsung Galaxy Note II смартограф залезть смог, но на что-то большее он уже не поместится. Также можно докупить фирменные чехлы с якобы байонетным держателем и превращать телефон в практически «беззеркалку», но пока что они доступны только для Sony Xperia Z1.

Крепления для смартфона на задней стороне камер

Под креплением прячется батарейка на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В), которая питается от привычного microUSB 2.0. Клавиши управления камерой — кнопки включения и спуска затвора, а также рычажок трансфокатора и уже упомянутый интерфейс «ю-эс-би» разбросаны вдоль корпуса. Пользоваться клавишами, расположенными на корпусе смартографов, непривычно — гораздо удобнее управлять устройствами с телефона или планшета.

Смартографы Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX100 со снятыми штатными креплениями

⇡ Видоискатель

Процесс съёмки такой же, как и в случае традиционной цифровой камеры, — после прикрепления устройства на корпус смартфона полученный гаджет не может не напоминать брата-близнеца из семьи традиционных «компактов». Для полного сходства требуется специальное приложение-видоискатель Play Memories Mobile (доступно для Android 2.3 или выше и iOS 4.3 или выше), с помощью которого осуществляется съемка. Главное преимущество программы и его обобщающая с линейкой цифровых фотокамер особенность — практически полное копирование интерфейса и системы управления с корпуса стандартной мыльницы. Если вы раньше хотя бы мельком общались с любой современной камерой, то никаких трудностей при использовании Play Memories возникнуть у вас не должно — уж настолько интуитивно понятны все элементы управления и функции.

Примечательно, что в смартографах, то есть в приложении Play Memories, предусмотрено несколько режимов съемки. Среди них нет заготовленных настроек для творческой съёмки, зато есть гораздо более ценный полуавтоматический режим — «приоритет диафрагмы». Правда, доступен он только для старшей модели DSC-QX100. Впрочем, «десятке», с её несветосильной оптикой и крошечной матрицей, он и не нужен, — всё равно при таком «железе» управлять глубиной резкости не получится. В любом случае потери младшей модели не велики — трех автоматических («Интеллектуальный авторежим», «Суперавторежим», «Автопрограмма») режимов, доступных для обеих камер, хватает за глаза. Автоматика довольно резво и практически безошибочно оценивает экспозицию и баланс белого в поле кадра. Sehr gut!

Режимы «Интеллектуальный» и «Суперавто» похожи между собой, с той лишь разницей, что первый отображает на экране тип сцены (например, «макро» или «портрет»), в то время как второй делает свою работу без подобных подсказок. Качество снимков, получаемых при съёмке в этих двух режимах, одинаковое. «Автопрограмма» позволяет корректировать экспозицию — от -2 до +2 EV.

У модели Sony Cyber-shot DSC-QX100 весьма удобно реализован режим «ручной» съёмки. Чтобы изменить параметры, нужно нажать на окошко нужного параметра и тем самым активировать виртуальное колесо с возможным диапазоном настройки. Чем-то этот интерфейс напоминает программное меню в сенсорных моделях камер Canon EOS (650D, 700D) . Помимо этого, в разделе настроек можно выбрать один из множества «пресетов» баланса белого или задать значение вручную (от 2500 до 9900 К). Эта опция почему-то доступна только в режиме «Приоритет диафрагмы». Впрочем, авторежимам она и не нужна — они сами замечательно справляются с установкой «правильного» баланса белого.

У модели DSC-QX100 на корпусе есть фокусировочное кольцо, с помощью которого можно вручную навестись на объект съёмки. Правда, пользоваться им не очень удобно из-за небольших габаритов смартфона с камерой-объективом. Лучше доверить эту задачу автоматике — справляется с ней она на совесть.

⇡ Автофокус

Система автофокусировки у обеих камер-объективов работает без ощутимых затруднений. Гаджеты способны практически безошибочно «ловить» фокус даже в условиях слабой освещенности на любых фокусных расстояниях. Единственным неудобством является очень большая разница минимальной дистанции фокусировки на разных положениях трансфокатора. Причем «болеет» этим и QX10, и QX100. На широком угле оба гаджета могут навестись на резкость на расстоянии всего пяти сантиметров от объекта съёмки. Для макросъёмки это едва ли подойдет — получится какое-то слишком широкоугольное макро. Казалось бы — сними объект вблизи на большем фокусном расстоянии. Ан нет! На «длинном конце» минимальная дистанция фокусировки значительно увеличивается: «старшая» модель DSC-QX100 способна навестись на резкость на расстоянии полуметра, а QX10 понадобится на это более метра.

В арсенале компании Sony есть немало матриц для фотокамер смартфонов, ассортимент постоянно пополняется. Наряду с кардинально новыми решениями (вроде IMX400, поддерживающей съемку видео на скорости 960 FPS), выпускаются и матрицы, являющиеся измененными (усовершенствованными или удешевленными) версиями предшествующих моделей. Одной из них стала Sony Exmor RS IMX386, которая фактически является обновленной вариацией IMX286, выпущенной на полгода раньше.

Sony Exmor IMX386 – это фотографическая матрица, по маркетинговому ранжированию расположенная на границе средней и флагманской ценовых категорий (ближе к флагманам). Она нашла применение в смартфонах, ценой 250-500 долларов, выпущенных в конце 2016 и начале-середине 2017 года. Обзор Sony Exmor IMX386 познакомит вас ближе с техническими спецификациями и возможностями этой камеры.

Характеристики Sony Exmor IMX386

Основа Sony Exmor IMX386 – матрица типа CMOS, выполненная в пропорциях 4:3, стандартных для фототехники. Ее размер составляет 1/2,9", физическая диагональ – 6,2 мм. Полное разрешение сенсора равно 3968х2976 пикселей или 11,8 Мп. Имеется фазовая система автофокусировки с выборочным размещением соответствующих сенсоров (технологии Dual Pixel нет).

За счет увеличенной диагонали (в сравнение с самой популярной 1/3,06") и уменьшенным разрешением (против 13 Мп) камера отличается увеличенным размером пикселей. Габариты ячейки пикселя составляют 1,25х1,25 мкм, что дает на 25% большую светопоглощающую площадь, чем у камер с 1,12х1,12 мкм: 1,56 мкм2 против 1,25 мкм2. В теории это должно давать более высокие качество и детализацию фото в условиях слабого освещения, но как оно на практике – посмотрим дальше по ходу обзора.

Системой стабилизации изображения оснащаются не все модули камер на основе Sony IMX386. У флагманов она присутствует, а модели среднего класса комплектуются сенсорами, заключенными в более простой корпус. Отличается и оптика камер: на базе Sony IMX386 создаются модули, объективы которых содержат 5 или 6 линз, с апертурой от F/1,6 до F/2,2. Поэтому итоговое качество фото и видео может варьироваться на разных аппаратах.

Видеозапись с камеры может вестись в разрешении до 4К. Максимальная частота кадров при записи видео в Slow-Mo, со сниженным разрешением, может достигать 240 FPS, но ограничивается возможностями чипсета. Поэтому в существующих смартфонах с Sony IMX386 скорость записи роликов обычно ниже.

Смартфоны с камерой Sony Exmor IMX386

Состоянием на конец августа 2017 матрица Sony IMX386 заинтересовала только ведущих китайских производителей смартфонов. Компании из Японии, Кореи, Тайваня, своих устройств с такой камерой пока не выпускали, а вот Xiaomi и Meizu этот сенсор понравился. Фирмы создали ряд устройств среднего и топового класса с такими матрицами.

В , флагмане 2017, на базе Sony IMX386 устроена основная камера. Она выполнена в составе модуля с 4-осевой системой оптической стабилизации и шестилинзовым объективом. Светосила объектива составляет F/1,8. В среднем классе Xiaomi оборудовали сенсором фаблеты и . Главная камера обоих отличается от флагмана упрощенной системой модуля и более дешевой оптикой. У этих смартфонов нет оптической стабилизации, объектив состоит из 5 линз, а относительный диаметр его зрачка – F/2,2.

Meizu тоже не обошли стороной Sony IMX386. Первым устройством с этой камерой стал , выпущенный летом 2016. В нем матрица выполнена в корпусе без OIS, с оптикой с апертурой F/2. Такая же конфигурация используется и в имиджевом стеклянном середняке Meizu M3X. А вот в Meizu Pro 6S и Pro 6 Plus применена более продвинутая конфигурация основной камеры. Светосила объектива не подвергалась улучшениям, но модуль получил 4-осевую систему оптической стабилизации и лазерный автофокус.

Последние девайсы Meizu с этой камерой – флагманы Pro 7 и Pro 7 Plus. В них используется двойная камера на базе цветного и черно-белого сенсоров Sony IMX386. Их оптика имеет апертуру F/2, состоит из 6 линз.

По одному аппарату с матрицами Sony IMX386 есть у Huawei и AGM. Первые оборудовали ею среднеклассовый фаблет , который оснащен двойной камерой. Главная из пары – как раз объект обзора. Конфигурация модуля простая, без системы стабилизации и пятилинзовой оптикой с апертурой F/2,2.

Последний представленный смартфон, оснащенный Sony IMX386 – AGM X2. У него этих матрицы две, цветная и черно-белая. Смартфона еще нет в массовой продаже, потому детальной проверенной информации о его камерах еще нет, но так как компания не самая известная – скорее всего, используется простая конфигурация модуля, без OIS и улучшенной оптики.

Примеры фото с камеры на базе Sony IMX386

Чтобы оценить, на что способна матрица Sony IMX386 в смартфона среднего уровня и флагманах, предлагаем подборку фотографий, полученных с нее. Для съемки примеров использовались оборудованные этой матрицей Xiaomi Mi6 и Mi Max 2. Фотографии сделаны в примерно одинаковых условиях освещения для того, чтобы можно было посмотреть и увидеть, как влияет на качество снимков качество и светосила оптики.

Снимок со вспышкой на Xiaomi Mi6

Ночь, темно, фото со вспышкой (Mi MAX 2)

Днем, пасмурно, снимок в тени деревьев на Xiaomi Mi6 (1300 лк)

Днем, пасмурно, снимок в тени деревьев на Mi MAX 2 (1300 лк)

Днем, пасмурно& Снимок на Mi6 (2000 лк)

Днем, пасмурно. Mi MAX 2 (2000 лк)

Днем, пасмурно. Mi6 (5000 лк)

Днем, пасмурно. Mi MAX 2 (5000 лк)

Как видно, несмотря на одинаковые матрицы IMX386, Xiaomi Mi6 немного превосходит Mi MAX 2 в качестве снимков. Помимо матрицы немаловажную роль играет чипсет, ПО, оптика и прочее.

Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА ! Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей . Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов , самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Обзор Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX100: как настоящие

Начнем с того, что один из смартографов — Sony Cyber-shot DSC-QX10 — уже был в нашей тестовой лаборатории. В том, предыдущем материале мы познакомились с устройством, изучили, как оно взаимодействует со смартфоном, и сделали на него первые снимки. Однако раз в смартографах от Sony не только оптика собственная, но ещё и матрица, то их можно считать полноценными цифровыми мыльницами. Хорошо-хорошо, почти полноценными: да, дисплея у них нет. Тем не менее тестировать их и относиться к ним мы будем как к полноценным компактам — со всей строгостью и без каких-либо поблажек. Недаром же производитель записал их в серию компактных цифровых фотоаппаратов Cyber-shot.

Sony Cyber-shot DSC-QX10 — беленький, Sony Cyber-shot DSC-QX100 — чёрненький

При первом знакомстве с младшей моделью — QX10 — мы не рассматривали камеру как серьёзного соперника обычным «компактам». Всё-таки полученные изображения могли конкурировать, например, с фотографиями, снятыми на Samsung Galaxy S IV , но не более того. Признаёмся, списали устройство в категорию игрушек-безделушек. Спешим исправиться: в процессе подробного изучения новых гаджетов наше мнение постепенно менялось. Многим известно, что для камер смартфонов были выпущены десятки объективов различного сорта — и «фишаи», и телеобъективы, и даже макролинзы. Правда, качество получаемого с их помощью изображения зачастую не нравилось пользователям. Смартографы призваны изменить это — с их помощью даже старенький коммуникатор может обзавестись хорошей камерой. Посему как минимум за попытку инновации следует отвесить Sony поклон. В объективах-камерах есть и столь обожаемый многими пользователями цифровых мыльниц зум, и даже излюбленная более продвинутыми фотографами возможность ручной настройки параметров фото. Проще говоря, теперь всё выглядит так же, как и у владельцев самых настоящих цифровых камер.

Sony Cyber-shot DSC-QX100 — в нашей тестовой лаборатории впервые

На этот раз в нашем распоряжении оказались оба представленных на рынке смартографа: младший DSC-QX10, который мы изучали в прошлый раз, и более серьезный DSC-QX100. Разница между ними колоссальная — производитель оценил её аж в десять тысяч рублей. QX10 опустошит карманы покупателей на вполне гуманные 8 490 рублей (рекомендованная розничная цена), в то время как QX100 разорит их на целых 18 990 рублей. Несмотря на то, что внешне устройства похожи (об этом мы поговорим чуть позже), внутри они абсолютно разные. И вот почему.

Sony Cyber-shot DSC-QX10 Sony Cyber-shot DSC-QX100
Сенсор изображения 1/2,3 дюйма, матрица Exmor R CMOS 1 дюйм, матрица Exmor R CMOS
Эффективное количество точек, Мп 18,2 20,2
Процессор Bionz
Оптика Sony Lens G Carl Zeiss Vario-Sonnar T*
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG
Видео : MP4
Диапазон фокусных расстояний, мм 4,45-44,5 мм
(25-250 мм в 35-мм эквиваленте)
10-кратный зум
10,4-37,1 мм
(28-100 мм в 35-мм эквиваленте) 3,6-кратный зум
Раскрытие диафрагмы ƒ/3,3-5,9 ƒ/1,8-4,9
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 4864x3648 (4:3)
Видео : до 1920x1080
Фотокадр : 5472×3648 (3:2)
Видео : до 1920x1080
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-12800,
Авто (100-3200)
160-25600
Авто (160-6400)
Диапазон выдержек, с От 1/1600 до 4 От 1/2000 до 4
Экспозамер Мультизонный
Экспокоррекция ±2 EV, шаг 1/3 EV ± 3,0 EV, шаг 1/3 EV
Встроенная вспышка Отсутствует
Устройство хранения информации microSD
ЖК-дисплей Отсутствует
Видоискатель Отсутствует
Интерфейсы USB, Wi-Fi, NFC
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-BN 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В)
Габариты (ШхВхД) 62,4x61,8x33,3 мм 62,5x62,5x55,5
Масса (только камера) 90 г 165 г

Sony Cyber-shot DSC-QX10 слева, Sony Cyber-shot DSC-QX100 справа

Производитель отмечает, что сенсор обеих камер выполнен по технологии Exmor R CMOS (фирменная матрица Sony c обратной засветкой), благодаря чему достигается бóльшая светопропускаемость. В результате снимки в условиях низкой освещенности получаются более насыщенными. Младшая модель — QX10 — по характеристиками напоминает «компакт» начального уровня: маленькая, 1/2,3-дюймовая матрица в паре с несветосильной оптикой с максимальным относительным отверстием ƒ/3,3 на коротком конце и ƒ/5,9 на длинном. Пожалуй, самое ощутимое достоинство камеры — десятикратный трансфокатор, покрывающий фокусное расстояние 25-250 мм в 35-мм эквиваленте. Cyber-shot DSC-QX100 таким похвастаться не может — в его распоряжении только 3,6-кратный зум, охватывающий ФР от 28 до 100 мм (опять же в пересчете в 35-мм формат). Зато в распоряжении старшей модели однодюймовая матрица и светосильная оптика производства Carl Zeiss с максимальной диафрагмой ƒ/1,8-4,9. Таким образом, преимущества большого приближения нивелируются качеством выходного изображения — предрекаем, что у QX100 оно должно быть гораздо лучше. Несложно вычислить, какая из камер старшая, по габаритам — «десятка» значительно меньше и почти в два раза легче «сотки». Последняя по характеристикам напоминает компактную камеру Sony Cyber-shot DSC-RX100 II , которую мы тестировали несколько месяцев назад.

Напомним, если кто успел подзабыть или поленился изучить материал, посвященный смартографу DSC-QX10 . Основная "фишка" новых камер Sony заключается в том, что внешне они похожи на сменные объективы. Устройства получились весьма компактными и портативными, если не брать в расчет отсутствие дисплея и, как следствие, невозможность на практике снимать без смартфона или планшета — «стрелять» вслепую откровенно неудобно, а процент брака при такой съемке зашкаливает.

При съемке камеру-объектив можно держать в руке или прикрепить к смартфону. Для этого на корпусе смартографа предусмотрены специальные раздвижные крепления-защёлки, похожие на крылья. Правда, их размаха не хватит для какого-нибудь шестидюймового гиганта вроде Sony Xperia Z Ultra . Впрочем, на, мягко говоря, немаленький Samsung Galaxy Note II смартограф залезть смог, но на что-то большее он уже не поместится. Также можно докупить фирменные чехлы с якобы байонетным держателем и превращать телефон в практически «беззеркалку», но пока что они доступны только для Sony Xperia Z1.

Крепления для смартфона на задней стороне камер

Под креплением прячется батарейка на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В), которая питается от привычного microUSB 2.0. Клавиши управления камерой — кнопки включения и спуска затвора, а также рычажок трансфокатора и уже упомянутый интерфейс «ю-эс-би» разбросаны вдоль корпуса. Пользоваться клавишами, расположенными на корпусе смартографов, непривычно — гораздо удобнее управлять устройствами с телефона или планшета.

Смартографы Sony Cyber-shot DSC-QX10 и DSC-QX100 со снятыми штатными креплениями

Видоискатель

Процесс съёмки такой же, как и в случае традиционной цифровой камеры, — после прикрепления устройства на корпус смартфона полученный гаджет не может не напоминать брата-близнеца из семьи традиционных «компактов». Для полного сходства требуется специальное приложение-видоискатель Play Memories Mobile (доступно для Android 2.3 или выше и iOS 4.3 или выше), с помощью которого осуществляется съемка. Главное преимущество программы и его обобщающая с линейкой цифровых фотокамер особенность — практически полное копирование интерфейса и системы управления с корпуса стандартной мыльницы. Если вы раньше хотя бы мельком общались с любой современной камерой, то никаких трудностей при использовании Play Memories возникнуть у вас не должно — уж настолько интуитивно понятны все элементы управления и функции.

Примечательно, что в смартографах, то есть в приложении Play Memories, предусмотрено несколько режимов съемки. Среди них нет заготовленных настроек для творческой съёмки, зато есть гораздо более ценный полуавтоматический режим — «приоритет диафрагмы». Правда, доступен он только для старшей модели DSC-QX100. Впрочем, «десятке», с её несветосильной оптикой и крошечной матрицей, он и не нужен, — всё равно при таком «железе» управлять глубиной резкости не получится. В любом случае потери младшей модели не велики — трех автоматических («Интеллектуальный авторежим», «Суперавторежим», «Автопрограмма») режимов, доступных для обеих камер, хватает за глаза. Автоматика довольно резво и практически безошибочно оценивает экспозицию и баланс белого в поле кадра. Sehr gut!

Режимы «Интеллектуальный» и «Суперавто» похожи между собой, с той лишь разницей, что первый отображает на экране тип сцены (например, «макро» или «портрет»), в то время как второй делает свою работу без подобных подсказок. Качество снимков, получаемых при съёмке в этих двух режимах, одинаковое. «Автопрограмма» позволяет корректировать экспозицию — от -2 до +2 EV.

У модели Sony Cyber-shot DSC-QX100 весьма удобно реализован режим «ручной» съёмки. Чтобы изменить параметры, нужно нажать на окошко нужного параметра и тем самым активировать виртуальное колесо с возможным диапазоном настройки. Чем-то этот интерфейс напоминает программное меню в сенсорных моделях камер Canon EOS (650D, 700D) . Помимо этого, в разделе настроек можно выбрать один из множества «пресетов» баланса белого или задать значение вручную (от 2500 до 9900 К). Эта опция почему-то доступна только в режиме «Приоритет диафрагмы». Впрочем, авторежимам она и не нужна — они сами замечательно справляются с установкой «правильного» баланса белого.

У модели DSC-QX100 на корпусе есть фокусировочное кольцо, с помощью которого можно вручную навестись на объект съёмки. Правда, пользоваться им не очень удобно из-за небольших габаритов смартфона с камерой-объективом. Лучше доверить эту задачу автоматике — справляется с ней она на совесть.

Автофокус

Система автофокусировки у обеих камер-объективов работает без ощутимых затруднений. Гаджеты способны практически безошибочно «ловить» фокус даже в условиях слабой освещенности на любых фокусных расстояниях. Единственным неудобством является очень большая разница минимальной дистанции фокусировки на разных положениях трансфокатора. Причем «болеет» этим и QX10, и QX100. На широком угле оба гаджета могут навестись на резкость на расстоянии всего пяти сантиметров от объекта съёмки. Для макросъёмки это едва ли подойдет — получится какое-то слишком широкоугольное макро. Казалось бы — сними объект вблизи на большем фокусном расстоянии. Ан нет! На «длинном конце» минимальная дистанция фокусировки значительно увеличивается: «старшая» модель DSC-QX100 способна навестись на резкость на расстоянии полуметра, а QX10 понадобится на это более метра.

Фототесты

Из-за отсутствия режима «приоритет диафрагмы» у модели QX10 сравнительный тест с одинаковыми параметрами для двух смартографов реализовать невозможно. Более того, ручная установка светочувствительности ISO недоступна в обеих камерах. Чтобы вынудить камеру поднять значение ISO, нам пришлось прибегнуть к ручной корректировке экспозиции. Из-за описанных нюансов мы предпочли тестировать камеры по отдельности.

Sony DSC-QX10
-2 EV

1/125, ƒ/3,3, ISO 100

-1 EV

1/60, ƒ/3,3, ISO 100

0

1/30, ƒ/3,3, ISO 500

+1 EV

1/5, ƒ/3,3, ISO 800

+2 EV

1, ƒ/3,3, ISO 1600

Фотосъёмка производилась на максимально «широком» фокусном расстоянии — 4,45 мм. В качестве образцов для сравнения были выбраны полноформатные фрагменты центральной части кадра. Избыточная зернистость изображения практически отсутствует на кадрах с низким значением светочувствительности, а качество картинки в целом приятно удивляет: артефактов практически нет. С повышением ISO наблюдается ожидаемое незначительное ухудшение качества изображения: вылезают наружу шумы, а также артефакты их программного подавления. Обратите внимание, что благодаря встроенному программному «шумодаву» (который, к слову, невозможно отключить в настройках) обнаружить цветовой шум достаточно сложно, да и контрастный тоже имеет не очень выраженный характер. В целом общее качество изображений можно оценить как приемлемое. Для такого класса техники уж точно.

Изображения со значением относительного отверстия ƒ/3,3 на удивление оказались вполне резкими.

ФР 4,45 мм, 1/60, ƒ/3,3, ISO 100

С приближением к краю кадра резкость несколько снижается, но общая детализация картинки сильно не падает. В целом по всему полю изображения особых претензий к уровню проработки деталей нет.

Модель QX100 справляется с видеосъёмкой практически на отлично. Здесь нет никаких претензий к верности определения баланса белого. Стабилизатор изображения старается изо всех сил, и должное подавление тряски камеры получается у него довольно неплохо. QX100 немного подводит автофокус: здесь имеют место промахи, особенно во время трансфокации на движущемся объекте. Но при первой возможности оценить резкость контрастным методом QX100 делает это быстро и точно. Кстати, в этом деле интеллекту камеры хорошо помогает повышенная светосила оптики (ƒ/1,8), поэтому даже в условиях пониженной освещённости процесс видеосъёмки не создаст особых трудностей для оператора.

Аналогичную сцену мы сняли и на DSC-QX10. Младшая модель в режиме видеосъёмке показала себя ощутимо хуже, чем QX100. Здесь принципиальную роль сыграла светосила объектива. За счёт экономии на оптических свойствах техники бóльшая нагрузка ложится на программную часть камеры. Ведь справляться с недостатком света в кадре придется матрице с её отнюдь не безграничными возможностями светочувствительности. Максимальное значение ISO — 3200 для обеих моделей, но для «младшей» даже и его не хватает: в ролике становится заметен шум, да и «завалов» в тенях, откровенно скажем, многовато, так что ночью снимать видео на QX10 едва ли получится — ролики выходят слишком тёмными. В остальном ситуация практически аналогична таковой у QX100. Здесь так же заметны сбои в точности автофокуса во время изменения положения трансфокатора, правда старшая модель справлялась с ними шустрее. Также менее точной оказалась оценка баланса белого — цветовая температура фиксировалась на несколько сотен кельвинов выше реальной.

В целом остаётся отметить, что функция видеосъёмки на данных моделях предназначена для начинающих и любителей и не претендует на более профессиональный уровень. Действительно, на первый взгляд может показаться, что качество картинки более чем высокое (даже ночью), но это достигается всевозможными технологиями сжатия видеопотока, где на месте шумов появляется муар, а покадровая детализация падает за счет усреднения смежных кадров. Впрочем, для любительской видеосъемки возможностей DSC-QX100 будет предостаточно.

Автономная работа

Обе камеры работают на литий-ионном аккумуляторе на 600 мА*ч (2,22 Вт*ч, 3,7 В). Заряда хватает в среднем на 250-300 снимков в паре со смартфоном. Следует учитывать, что бо льшую часть энергии потребляет передача снимков через Wi-Fi. Поэтому, чтобы продлить время автономной работы, можно пытаться фотографировать вслепую. Правда, процент успешных снимков, разумеется, значительно снизится. Так что лучше иметь под рукой зарядное устройство и «питать» смартографы после каждой съемки.

Заключение

Мы очень тесно общались со смартографами на протяжении недели и так и не смогли определить своё отношение к ним. С одной стороны, это действительно новый продукт, аналогов которому нет. Задумка очень интересная — превратить любой более-менее современный смартфон или планшет в системную камеру. У Sony было всё, чтобы её реализовать как следует: технически смартографы получились вполне годными. В частности, старший Cyber-shot DSC-QX100 оставил очень приятное послевкусие. Это действительно полноценный продвинутый «компакт» в миниатюрном корпусе, и качество выдаваемого изображения у него соответствующее. Менее однозначной характеристики заслуживает младший смартограф. С одной стороны, это всё то же интересное изобретение, причем стоит оно куда более разумных денег. С другой — стоит ли так сильно заморочиться (точнее слова, чтобы описать данный процесс, нет), чтобы в результате получить камеру от Samsung Galaxy S4 Zoom? Нам так не кажется. Поэтому, если у вас есть желание прикоснуться к новинке, мы рекомендуем смотреть в сторону DSC-QX100, пусть даже она значительно дороже. Ведь многие из нас не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. В отношении смартографов это высказывание максимально верно.

А теперь о том, стоит ли покупать одну из новинок, или проще обзавестись традиционным цифровым фотоаппаратом, а то и зеркалкой начального уровня? Действительно, именно проще сделать последнее. Дело в том, что инженеры Sony упустили главное. Продукт есть, и он хороший. А вот его взаимодействие со смартфонами пользователей и, главное, с самими пользователями довольно сырое. Управлять камерами-объективами не очень удобно. Программное обеспечение нуждается в доработке, периодически появляются различного рода ошибки, которых совсем не ждёшь. Повторимся, возможно, это недочёты наших тестовых экземпляров. Однако, как бы то ни было, когда-нибудь смартографы доведут до ума — и тогда они придутся по вкусу многим. А пока что это устройство из разряда только для гиков.

Вы всегда хотели снимать смартфоном отличные фотографии, но ленивые производители все никак не поставят в свои аппараты нормальные камеры? Проблему решила Sony, выпустив "смартограф" - "приставную камеру", работающую с большинством мобильных устройств. Качество фотографий и видео на 5 с плюсом, но есть большое "но".

Традиционные любительские фотокамеры никогда не были так совершенны, как сегодня, и никогда еще не были так безразличны покупателям. Рядовые пользователи все чаще делают выбор в пользу смартфонов, лучшие из которых способны выдавать отличные фото. Но производители не сдаются, пытаясь с помощью новых инновационных продуктов сохранить этот рынок.

Sony, компания с огромным багажом опыта в области цифровой фотографии, предложила уникальное решение, магическим образом наделяющее смартфон фотоспособностями высококачественного цифрокомпакта - смартограф DSC-QX100:

Из самой номенклатуры названия (DSC - digital still camera) ясно, что перед нами именно фотокамера. Однако она лишена экрана и какого-либо интерфейса, а из органов управления остались лишь кнопка спуска и кольцо зумирования.

Все управление осуществляется из приложения на смартфоне (iPhone или Android-устройство), с которым QX100 сопрягается по Wi-Fi. Из скриншотов ясно, как организована работа:

Фотокамера при сопряжении выступает точкой доступа, к которой подключается смартфон вместо основной сети. То есть, если вы снимаете в зоне действия WiFi дома или в офисе, для шаринга фотографий потом придется переподключаться обратно. И еще, не стоит терять пароль от WiFi камеры, напечатанный на руководстве пользователя.

Механически же QX100 сопрягается с аппаратом проще - при помощи раздвижного подпружиненного механизма с мягкими резиновыми, не царапающими "лапками". Превращенный с помощью смартографа в "фотокиборга" iPhone выглядит вот так:

Крепление лишь относительно прочное, так что пользователю рекомендуют в руководстве к камере присоединить поставляемый в комплекте ремешок на руку и постоянно держать его надетым.

Сначала о хорошем - снимки и видео великолепны, удивительно и даже немного странно видеть такое качество на экране смартфона, особено это касается ночной съемки. Благодарить за это следует "железо", являющееся модификацией флагманской компактной камеры Sony RX100 II средней стоимостью 28 000 рублей. Вот так выглядит рецепт успеха:

  • CMOS-cенсор Exmor R размером 1" с задней подсветкой и 20,2 миллионами эффективных пикселей
  • объектив с фокусным расстоянием 28 - 100 мм (при съемке фото 4:3)
  • максимальная диафрагма F1,8 (широкоугольный) - F4,9 (теле)
  • 3,6-кратный зум

А вот так выглядят результаты, это уровень неплохой беззеркалки или бюджетной зеркалки, достигнутый Sony ранее в премиальном цифрокомпакте RX100 и его втором издании (нажмите, чтобы просмотреть в полном размере) :

Оригиналы фотографий и видео, снятых Sony QX-100, можно скачать в Dropbox-галерее по этой ссылке . Видео, чтобы получить адекватное представление о возможностях QX100, надо именно скачивать, а не просматривать на сайте - Dropbox, как и другие хостинги, сжимают его с огромной потерей качества ради ускорения онлайн-передачи.

Если вы, допустим, решили поразить друзей в соцсетях шедеврами пейзажной или постановочной фотографии, впечатляюще детализированными макроснимками (минимальное фокусное расстояние - 5 см), то QX100 позволит на ура справиться с задачей, действительно максимально упростив передачу снимков на подключенное к Интернету устройство (можно их еще и обработать для усиления впечатления в каком-нибудь Snapseed).

Еще это отличный вариант, если вам нужна "шпионская" камера для тайных снимков, или просто всегда хотелось снимать, отделив объектив от камеры (например, подняв над головами толпы или опустив почти к самой земле, засунув в кроличью нору, или вы хотите, глядя в смартфон, видеть, что происходит у вас за спиной, ну, в общем идея, думаю, ясна).

Потом можно спокойно и не торопясь передать полноразмерные фото на смартфон (автоматически скачивается только 2-мегапиксельная уменьшенная копия), отредактировать (возможности съемки в RAW, увы, нет). Еще важно не забыть выключить гаджет или хотя бы - постоянная передача изображения с камеры на смартфон в режиме Live View, временами подлагивающая, разряжает его батарею буквально на глазах.

А вот для быстрой съемки - а именно случайно пойманный кадр зачастую оказывается самым лучшим - инновационное устройство не подходит категорически. Пока вы его включите, подсоедините "прищепкой" к корпусу смартфона и запустите приложение, кадр будет упущен. Ходить с постоянно прицепленным к телефону "смартографом" весом в 180 граммов - тоже не вариант, конструкция не поместится ни в один карман джинсов:

Тех, кто надеется получить в QX100 все привычные даже по продвинутым любительским камерам настройки, ждет разочарование. Реально воздействовать на качество получаемого изображения можно лишь в ограниченных пределах. А именно, есть режим приоритета диафрагмы, экспокоррекция, выбор предустановок баланса белого (ручной настройки или выставления по белому листу нет). Можно выбрать ручную или автоматическую фокусировку. Остальное, в том числе включение ночного режима, отдано на откуп автоматике. Полноценного ручного режима, какой бывает даже во многих более дорогих "мыльницах", или хотя бы режима приоритета выдержки нет. А ведь речь идет о камере стоимостью 19 000 рублей, именно столько стоит Sony QX100.

C одной стороны, очень не хочется ругать Sony. "Смартограф" делает отличные фото и видео, которые по качеству вряд ли вообще когда-либо будут достижимы в форм-факторе смартфонов без изобретения приниципиально новых технологий фотосъемки. Однако все то же самое неизмеримо удобнее делать компактной камерой, той же RX100, чем использовать небольшой, но при этом странным образом громоздкий аксессуар. Решить проблему отправки снимков в Сеть можно с помощью любой камеры с поддержкой Wi-Fi или просто купив . Редактировать с комфортом и опять-таки отправлять в Сеть можно и с iPad, купив адаптер для чтения SD-карт.

В общем, у Sony получился девайс, делающий отличные снимки и видео, но пользоваться им крайне неудобно. Мне тяжело представить, что кто-то, кроме очарованных экзотичностью QX100 гиков, будет готов отдать 19 000 рублей за устройство. Желающим удобно и быстро делать прямо на смартфон фото уровня беззеркалки или недорогой зеркалки остается только мечтать дальше.

Современные смартфоны почти на равных конкурируют с цифровыми фотокамерами, уступая им лишь в размере матрицы и оптических свойствах объектива. Сменные объективы для смартфонов увеличивают угол обзора камеры, оптически приближают объект съемки и дают возможность делать макрофотографии.

Тип линзы

Объектив Fisheye (он же «рыбий глаз») предназначен для создания сферических снимков. Это сверхширокоугольный объектив, угол обзора которого может достигать 180 градусов, но прямые линии на краях снимка при этом искажаются. «Рыбий глаз» захватывает в кадр большие объекты целиком даже с близкого расстояния.

Телеобъектив имеет большое фокусное расстояние - им снимают удаленные объекты. У большинства сменных объективов фиксированное фокусное расстояние, но выпускаются и модели с зумом. Сменный телеобъектив имеет оптическое увеличение, которое дает дает более качественное изображение, нежели цифровое.

Super-Wide - это широкоугольный объектив с углом зрения камеры до 82 градусов. Поскольку производители смартфонов редко указывают угол поля зрения встроенных камер, точно определить этот показатель у них затруднительно. Широкоугольным объективом снимают архитектуру и ландшафты.

Макрообъективом делают снимки цветов, насекомых и любых других небольших объектов. В большинстве случаев оптический макрообъектив показывает лучшие результаты, нежели программный режим «макро» на смартфоне.

Тип крепления и форм-фактор

Сменный модуль - это объектив для смартфона, выполненный в форм-факторе отдельного аксессуара. Он может крепиться к тыльной части смартфона или подключаться через интерфейсный разъем. Объективы в таких модулях фактически являются самостоятельными цифровыми камерами - они могут оснащаться оптической стабилизацией, оптическим приближением и даже собственной вспышкой.

Смартограф - это сменный модуль с объективом, который прикрепляют к смартфону. Как правило, он оснащен собственной памятью, аккумулятором и имеет собственные органы управления. В сменных модулях есть объективы с оптическим приближением и встроенной вспышкой. Некоторые из устройств совместимы со сменными объективами для профессиональных и полупрофессиональных цифровых фотоаппаратов и оснащены полноценным байонетом. Видоискателем при съемке является экран смартфона, с которым объектив соединяется посредством беспроводной связи (чаще всего Wi-Fi).

Внешние фотокамеры и видеокамеры, в том числе снимающие фото и видео в формате 360°, не только транслируют картинку на смартфон, но и соединяются c ним напрямую. У таких камер есть собственный аккумулятор и разъем для карт памяти.

Насадка - это тип крепления, с помощью которого объектив устанавливают на смартфон без чехла или с очень тонким чехлом. Крепежи-насадки как правило предназначены только для одной модели или семейства смартфонов. На насадке указано, для каких смартфонов она предназначена.

Клипса закрепляет объектив поверх линзы встроенной камеры даже в чехле, но нужно следить за тем, чтобы в зазор не попадал свет. Это универсальный тип крепления - объектив с клипсой можно установить как на основную, так и на фронтальную камеру. Линза удерживается пружиной, поэтому трясти смартфон во время съемки не рекомендуется. Прикреплять клипсу на смартфон в толстом чехле также не стоит - она может соскользнуть.

Магнит - достаточно экзотический вид крепления, его применяют только со смартфонами с металлическим корпусом. Иногда он встречается в гибридных конструкциях - когда основа для объектива прикрепляется к смартфону клипсой или насадкой, а линзы удерживаются магнитом. Магнитный крепеж предназначен также для дополнительной фиксации объективов в виде сменных модулей для смартфона.

Материалы

В зависимости от типа крепежа, сменные объективы делают из пластика или металла, а линзы - из стекла или пластика. Пластиковый крепеж безопасен для корпуса смартфона, а вот пластиковые линзы объектива легко поцарапать.

Металлический ободок вокруг линзы может уберечь ее при падении, но крепеж из металла значительно увеличивает общий вес смартфона с объективом.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.



Декларация по УСН