Закон по труду и заработной плате. Трудовой Кодекс РФ: закон об оплате труда. Денежная компенсация работникам за невыплату зарплаты увеличена

3 октября 2016 г. вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда» . Документ подготовлен Минтрудом России в целях повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей.

Необходимость принятия Федерального закона возникла в связи с задолженностью по заработной плате работникам.

Так, по данным Росстата, на 1 июня 2016 года суммарная задолженность по заработной плате составила 4004 млн руб.

Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств - 3809 млн руб. (98,5 % от общей суммы просроченной задолженности).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 38 % приходится на обрабатывающие производства, 22 % - на строительство, 20 % - на транспорт, 6 % - на добычу полезных ископаемых, 5% - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 4 % - на научные исследования и разработки.

Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 июня 2016 г. составил 1 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. По результатам проверок Роструда задолженность по заработной плате ежемесячно снижается.

Что изменится?

Федеральный закон № 272-ФЗ вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

  • нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, выделяются в отдельный состав административных правонарушений;
  • увеличиваются размеры штрафов при повторных нарушениях.

Обратите внимание

Согласно действующей в настоящее время редакции КоАП РФ за нарушения по невыплате заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, работодателя привлекают к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27. В новой редакции за указанные нарушения работодателей будут привлекать на основании ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, если в результате проверки будут выявлены, кроме нарушений в части задержки выплаты зарплаты, иные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то на работодателя могут наложить несколько штрафов одновременно: как по ч. 1 ст. 5.27, так и по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, а также и по другим основаниям, указанным в других частях данной статьи.

Штрафы за невыплату зарплаты увеличены

В соответствии с ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом ответственность наступает при задержке зарплаты как одному работнику, так и коллективу работников.

В новой редакции КоАП РФ (ч. 6 ст. 5.27) за нарушения трудового законодательства увеличен размер штрафов по сравнению с действующими ныне.

За повторное нарушение штрафы еще строже.

Информация об административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы в сводном виде представлена в таблице.

Размеры штрафов за несвоевременную выплату заработной платы

Наша справка

Дисквалификация - лишение физического лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Решение о дисквалификации должностных лиц принимает суд на основании материалов проверки контрольно-надзорного органа.

Как правило, за нарушения по невыплате зарплаты в настоящее время привлекают непосредственно работодателя (руководителя организации - генерального директора, директора, президента и т.п.). Поэтому при временном замещении руководителя привлекать будут лицо, на которое в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя возложено исполнение обязанностей на время его отсутствия.

Кроме того, привлечь к ответственности за задержку зарплаты можно и главного бухгалтера в случае наличия его непосредственной вины, например, за несвоевременное начисление зарплаты, невыплату отпускных.

А вот кадровых работников за невыплату зарплаты контрольно-надзорные органы, как правило, не привлекают. Но у руководителя есть право привлечь по результатам проверки кадрового работника к дисциплинарной ответственности, если будет установлена его вина.

Штрафы за указанные нарушения должны быть перечислены должностным лицом на счет контрольно-надзорного органа в срок, указанный в постановлении о штрафе, в противном случае средства удерживаются из заработной платы привлеченных должностных лиц службой судебных приставов.

Обратите внимание

Работодатель не вправе удерживать из заработной платы работников штрафы надзорных органов.

Принятие решения контрольно-надзорным органом о наложении штрафов на должностных лиц не запрещает наложить штраф одновременно и на работодателя - юридическое лицо (ИП). В этом случае оплата штрафа производится за счет средств юридического лица (ИП) также в добровольном порядке либо в порядке исполнительного производства.

Денежная компенсация работникам за невыплату зарплаты увеличена

Федеральный закон № 272-ФЗ содержит также поправки в Трудовой кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы.

Статья 236 ТК РФ в новой редакции предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов, размер которых увеличен (внесенные дополнения выделены подчеркиванием).

Таким образом, ответственность работодателя повышена вдвое: с 1/300 до 1/150; кроме того, изменена базовая точки отсчета: вместо ставки рефинансирования установлена ключевая ставка.

Наша справка

Ставка рефинансирования - это выраженный в годовом отношении процентный показатель, характеризующий платность предоставленных Центробанком кредитных ресурсов (рефинансирования).

Ключевая ставка - это ставка процента по предоставлению и изъятию Центробанком ликвидности на аукционной основе сроком до семи дней.

С учетом новой нормы работодателям необходимо внести соответствующие изменения в коллективные договоры, локальные нормативные акты и ознакомить с ними работников в установленном законодательством порядке.

В трудовые договоры изменения вносятся только в том случае, если обязанность работодателя по выплате компенсации согласно ст. 236 ТК РФ была включена в трудовой договор в числе одного из его условий.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Эти нормы, содержащиеся в действующей редакции ст. 236 ТК РФ, остаются в том же виде и в новой редакции данной статьи.

Административная, уголовная и материальная ответственность за несвоевременную выплату заработной платы

Меры административной, уголовной и материальной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы работникам действующим законодательством также предусмотрены.

Государственные инспекции труда проводят проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по итогам которых виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. При невыплате заработной платы свыше трех месяцев материалы проверок направляются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо административной ответственности, за невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности предусмотрена уголовная ответственность, в том числе лишение свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

С целью повышения эффективности проводимых мероприятий усилено взаимодействие с территориальными правоохранительными и налоговыми органами и отделениями внебюджетных фондов, а также активизирована деятельность межведомственных региональных комиссий по вопросам погашения задолженности по заработной плате.

Отметим, что если работодатель предъявляет в ходе проверки доказательства отсутствия непосредственно его вины (например, отсутствие финансирования вышестоящей организацией, к которой работодатель неоднократно обращался), то контрольно-надзорный орган извещает вышестоящую организацию о результатах проверки и о принятии соответствующих мер по ликвидации задолженности по зарплате.

Зарплату за отработанный месяц с 3 октября нужно выплачивать не позднее 15 числа месяца, следующего за отработанным.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (часть шестая ст. 136 ТК РФ). Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены для отдельных категорий работников федеральным законом (часть седьмая ст. 136 ТК).

Таким образом, Трудовой кодекс в действующей редакции устанавливает требование о максимальном промежутке между выплатами заработной платы, не регламентируя при этом конкретных сроков ее выплаты. При этом трудовым законодательном не ограничена возможность выплачивать всем работникам заработную плату чаще чем один раз в полмесяца.

В новой редакции статьи 136 ТК РФ (часть шестая) уточнен срок установления работодателем выплаты заработной платы (конкретная дата выплаты заработной платы): не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. То есть дата выплаты заработной платы, которая устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, не может быть установлена позднее 15 дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Следовательно, самая поздняя дата выплаты заработной платы - это 15 число месяца, следующего за месяцем, за который начисляется зарплата.

В этой связи работодатели имеют право уточнить конкретные сроки выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, при необходимости - в иных локальных нормативных актах (например, в Положении об оплате труда) в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. С учетом того, что условия оплаты труда являются обязательным условием трудового договора, полагаем, что при необходимости изменения сроков нужно будет внести соответствующие изменения в трудовые договоры путем заключения дополнительных соглашений к ним в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, до 3 октября этого года.

Конкретные сроки выплаты заработной платы в трудовом договоре с 3 октября можно не указывать

В соответствии с частью шестой ст. 136 ТК РФ в действующей редакции необходимо указывать конкретные сроки выплаты заработной платы, в том числе заработной платы за первую половину месяца (конкретные числа месяца), и в правилах внутреннего трудового распорядка, и коллективном договоре, и трудовом договоре.

В новой редакции ст. 136 ТК РФ предлагается указывать данные сроки в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовом договоре. То есть если конкретные сроки выплаты заработной платы указаны в правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре, в трудовом договоре их можно не указывать.

Эта поправка была внесена для упрощения оформления трудовых отношений, поскольку в соответствии с частью третьей ст. 68 ТК РФ работодатель при приеме на работу (до подписания трудового договора) обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Также в указанных документах необходимо закрепить право на получение заработной платы не реже двух раз в месяц с учетом отработанного времени для вновь принятых работников.

Важно!

Напомним, что в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре и трудовом договоре необходимо указывать конкретные даты выплаты заработной платы, например: «Заработная плата выплачивается работникам 3 числа за вторую половину месяца, следующего за отработанным, и 18 числа - за первую половину текущего месяца».

Внеплановых проверок работодателей станет больше

Расширены полномочия органов государственной инспекции труда в части проведения внеплановых проверок работодателей.

Так, дополнен абзац четвертый части седьмой ст. 360 ТК РФ (выделено подчеркиванием):

Внеплановая выездная проверка по указанным основаниям может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Кстати

По данным Роструда, за январь-май 2016 г. общее количество проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения, составило 33,6 тыс., из них 14,5 тыс. нарушений связано с оплатой труда.

По результатам проведенных проверок, просроченная задолженность по заработной плате выплачена более чем 322 тыс. работникам, в общей сумме около 8,4 млрд руб.

Срок исковой давности по обращениям о невыплатах в суд увеличен до года

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй (выделена подчеркиванием).

В прежней редакции указанный срок составлял три месяца.

Таким образом, срок исковой давности, который, по общему правилу, остается, как и прежде, трехмесячным, для исков о невыплатах увеличивается до одного года.

Иски по трудовым спорам можно подавать в суды по месту жительства

Статьей 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, вступающей в силу 3 октября 2016 г., предусмотрено право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника (часть девятая).

Резюме научного редактора журнала «Кадровые решения» И.В. Журавлевой

Мы детально проанализировали текст Федерального закона № 272-ФЗ и увидели в нем следующее

По редакции статьи 136 ТК РФ:

  • «Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца» - эта норма осталась прежней.
  • Больше не остается сомнений в том, что расплывчатые указания о выплате зарплаты («с… по…», «не ранее…», «не позднее…») недопустимы. «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором …» - эта норма усовершенствована: в нее введен союз «или», который исключил разночтения и четко показал, что работодатель вправе выбрать любой из перечисленных в ней документов.
  • «Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается… не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена» - установлен максимальный срок для расчетов с работниками за отработанный период, то есть недопустимо выплатить зарплату за отработанный месяц позднее 15-го числа месяца, следующего за отработанным.

Новая редакция ст. 236 ТК РФ:

  • повышает ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, изменен вид ставки Центрального Банка, вдвое увеличен размер денежной компенсации за каждый день задержки;
  • уточняет, что при частичной выплате причитающихся работнику сумм работодатель несет ответственность за невыплаченные суммы.

Статья 392 ТК РФ дополнена частью второй, которая установила наиболее продолжительный исковой срок для исков по невыплате зарплаты.

В статью 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения в части предоставления права работникам обращаться в суд по месту жительства работника.

Т.В. Маленко,
зам. директора Департамента оплаты труда, правовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Основные понятия, связанные с организацией труда в России и порядком его оплаты, зафиксированы в , который был принят 1 февраля 2002г. В процессе формирования новых взаимоотношений между исполнителями работ и нанимателями в ТК РФ регулярно вносятся поправки (последние были внесены в 2013г.).

Закон об оплате труда в РФ - содержание

В действующем ТК РФ посвящен шестой раздел, который состоит из нескольких глав. В этих главах оговариваются:

  • общие понятия об оплате труда,
  • понятие о и способах оплаты труда;
  • ограничения размера возможных вычетов из заработной платы;
  • организация стимулирования результатов труда;
  • срок и порядок ;
  • правила нормирования труда.

Координация оплаты труда

Под понятием «оплата труда» принято понимать уровень вознаграждения, установленного работнику за исполнение трудовых обязанностей. Трудовым Кодексом РФ оговаривается, что оплата труда подкрепляется государственными гарантиями , такими, как:

  • размер минимального оклада (тарифной ставки) работников;
  • сроки, порядок и формы ;
  • контроль со стороны государства в отношении вышеперечисленных гарантий;
  • ответственность для работодателей, нарушающих закон об оплате труда.

Правила расчетов с работниками

В своих статьях 133 - 144 закон об оплате труда закрепляет порядок и виды расчетов заработной платы , а также возможность стимулирования показателей деятельности предприятия.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9462 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

Виды начислений, размеры окладов или тарифных ставок, премий и других поощрительных выплат, а также межразрядные коэффициенты и вилки окладов для работников предприятиями (организациями) определяются самостоятельно и фиксируются в трудовых контрактах и прочих локальных нормативных актах с учетом мнения представителей коллектива. Данные документы не должны противоречить действующему в стране законодательству.

Выплату заработной платы наниматель производит в строго оговоренном месте, в форме наличного или безналичного расчета два раза в месяц . ТК РФ допускает частичную выплату зарплаты в натуральном выражении, но только не в виде алкогольной продукции и наркотических веществ.

Оплата труда в особых условиях

Трудовым кодексом РФ оплата труда для отдельных категорий работников и работ в особых условиях оговорена в статьях 145 - 158. Отдельными категориями работников считаются руководители организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, а также их заместители и главные бухгалтеры. Для них оговаривается особый порядок оплаты труда.

Заработную плату начисляют в повышенном размере при работе в опасных, вредных условиях труда и в условиях, имеющих отклонения от нормальных. К таким условиям, например, относятся: совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, работа в ночные и сверхурочные часы, праздничные и выходные дни.

Оговаривается в ТК и порядок оплаты работ при невыполнении утвержденных норм выработки , при выпуске бракованной продукции, в случае простоя или освоения новых производств. Например, простой в работе не по вине работника работодатель оплачивает в размере двух третьих от оклада или тарифной ставки исполнителя работ.

На предприятиях и в организациях вопросами, связанными с применением , занимаются отдельные специалисты, но для получения квалифицированной помощи работники и работодатели могут обратиться к сторонним консультантам.

Важнейшую роль в правоотношениях с участием работодателей и наемных сотрудников играют вопросы, связанные с оплатой труда. Условия, формулы исчисления зарплаты, а также сроки ее выплаты в РФ могут регулироваться как на уровне нормативных актов, издаваемых государством, так и локальных норм, которые разрабатываются работодателями. Какова специфика правового регулирования вопросов оплаты труда в РФ? Каким законодательным критериям должны соответствовать процедуры исчисления и выплаты зарплаты в российских организациях?

Законодательное регулирование оплаты труда

Оплата труда в РФ - компонент правоотношений с участием работодателя и наемного сотрудника, который, с одной стороны, регулируется различными законодательными актами, с другой, его величина в определяющей степени устанавливается компанией-нанимателем. Как и во многих странах мира, российский законодатель вмешивается во взаимоотношения работодателя и наемного сотрудника в рамках следующего перечня объектов нормирования:

  • минимальная величина зарплаты;
  • периодичность выплаты;
  • индексация.

То есть фактический размер оплаты труда устанавливает все-таки компания, однако при условии, что он будет больше определенного на уровне законов минимального уровня и будет проходить периодическую индексацию. Также обязательна выплата в установленный в правовых актах срок.

Основной источник права, регулирующий зарплатные нюансы в правоотношениях между работодателями и наемными сотрудниками - Трудовой Кодекс РФ. В него посредством издания различных федеральных законов могут вноситься поправки. Например, минимальная величина оплаты труда, как правило, увеличивается каждый год, соответствующая цифра прописывается в ТК РФ посредством принятия актов о внесении в данный документ необходимых корректировок. ТК РФ - это и есть, на самом деле, главный закон об оплате труда. Отдельного ФЗ вне Кодекса, который бы регулировал соответствующий аспект трудовых правоотношений, пока в России не разработано.

Компании-работодатели также в ряде случаев должны издавать локальные нормативные акты, такие как, например, положение об оплате труда в фирме. Далее мы рассмотрим особенности составления подобных документов. Основной источник права для нас - это ТК РФ. Рассмотрим его основные положения, регулирующие условия оплаты труда в российских компаниях.

Минимальная зарплата на федеральном уровне

В 133-й статье Кодекса фиксируется минимальная величина зарплаты, которую российские работодатели должны выплачивать наемным сотрудникам. В РФ она определяется в расчете на месяц, в то время как во многих других странах она, к примеру, почасовая.

Сейчас в РФ соответствующий показатель составляет 5965 руб. Правда, это без учета НДФЛ в размере 13%. То есть на руки человек должен получать как минимум 5190 руб. Это при условии, что он отрабатывает стандартные 40 часов в неделю.

Фактор средней зарплаты

Конечно, на практике в большинстве российских городов и регионов фактическая зарплата намного выше. Средняя величина оплаты труда в РФ, согласно данным Росстата, превышает 30 тыс. руб. Поэтому на различных уровнях публичных дискуссий высказываются тезисы о том, что неплохо бы законодательно увеличить минимальную зарплату. Хотя бы в целях политической пропаганды, раза в 2-3. В этом случае РФ по данному критерию - законодательно установленному уровню минимальной заработной платы - приблизится к странам, к примеру, Восточной Европы. Сейчас же в России соответствующий уровень является одним из самых низких на континенте. Хотя фактическая зарплата (даже без учета индексов покупательной способности) в РФ в целом не ниже, чем, например, в Венгрии или странах Балтии.

Есть мнение, что указанный выше показатель минимального размера оплаты труда сейчас актуален с точки зрения, главным образом, налоговых и фискальных процедур. Например, фиксированные взносы для предпринимателей в ПФР, ФСС и ФОМС исчисляются именно на базе отмеченной денежной величины. То есть соответствующие положения в ТК РФ реального значения уже не имеют - зарплата практически во всех регионах РФ в несколько раз выше минимальной.

Минимальная зарплата в регионах

На уровне субъектов РФ также могут издаваться правовые акты, устанавливающие минимальный размер зарплаты. Правда, соответствующие документы носят характер соглашения. Работодатели, которые ведут деятельность в том или ином регионе, вправе не присоединяться к нему, но только если напишут в компетентные структуры власти мотивированный отказ. Который должен быть подтвержден, например, документами, отражающими консультации компании с профсоюзом.

Индексация

Интересный аспект - индексация. Дело в том, что никакое законодательное положение об оплате труда не включает конкретных рекомендаций, касающихся необходимых темпов увеличения зарплаты, которых должны придерживаться российские работодатели. В 134-й статье ТК РФ говорится, что индексация ввиду наличия инфляционных процессов должна быть, но о том, в соответствии с какими формулами ее следует реализовывать, ничего не сказано.

Можно отметить, что в ТК РФ частным компаниям рекомендовано издавать локальные нормативные акты, где фиксируются формы и системы оплаты труда, в соответствии с которыми зарплата на предприятии должна увеличиваться с такой-то периодичностью.

Формулы начисления зарплаты

Фактическая зарплата устанавливается трудовым договором между работодателем и наемным сотрудником. Минимальный ее уровень - 5965 руб., реальный, как правило, в несколько раз выше. Вместе с тем российскими предприятиями могут применяться разные формы и системы оплаты труда. Рассмотрим основные.

Одна из самых распространенных форм оплаты труда - оклад. То есть человек, отрабатывая по 40 часов в неделю в будние дни и отдыхая по государственным праздникам, получает стабильную зарплату, прямо не зависящую от производственных показателей. Также практикуется сдельная форма оплаты труда. Она предполагает, что величина фактической трудовой компенсации будет в определяющей степени зависеть от результатов работы специалиста. На практике многие работодатели практикуют смешанные формы оплаты труда. То есть фактическая зарплата сотрудника может быть, к примеру, на 70% фиксированной, на 30% - зависеть от сдельно-премиальной составляющей. Бывает и наоборот.

Есть должности, на которых фиксированной установлена только та часть, которая соответствует минимальной зарплате по закону. Но и зарабатывать человек может при этом, как правило, достаточно много. Например, подобные формы оплаты труда распространены в сфере продаж. Фиксированная часть зарплаты человека в таких случаях небольшая - как раз в пределах минимальной по ТК. Но сверх этого показателя сотрудник может зарабатывать суммы иногда в несколько десятков раз больше.

Официально в РФ нет почасовой оплаты. Однако многие работодатели практикуют ее фактически, так как это прямо не запрещено законом (если соблюдаются прочие требования - по минимальной величине и срокам выплат). В этом случае от количества проведенных на работе часов может зависеть, например, сдельно-премиальная составляющая зарплаты при фиксированной выплате, равной определенному в ТК РФ минимуму. И потому получится, что оплата труда фактически будет почасовой.

Можно отметить, что на различных уровнях дискуссий часто выдвигаются тезисы о том, что почасовую оплату труда следует закрепить в Трудовом Кодексе. Те виды оплаты труда, как полагают авторы соответствующих идей, что прописаны в ТК РФ сейчас, не отражают реалий в экономике РФ. Тем более, отмечают они, в развитых странах почасовая оплата - стандартная практика.

Сроки выплат

Рассмотрев основные виды оплаты труда в РФ, изучим аспект, отражающий сроки осуществления расчетов между работодателями и наемными сотрудниками. Основной источник информации для нас - это 136-я статья ТК РФ. Что однозначно предписывает Трудовой Кодекс работодателям - это выплачивать зарплату как минимум два раза в месяц. Можно чаще. Конкретные сроки должны быть включены в локальное положение об оплате труда работников. Если день выплат совпадает с выходным или государственным праздником, то зарплата должна быть перечислена в ближайший будний день. Касательно отпускных, то работодатель должен перечислять их за 3 дня до выхода человека на отдых. На практике многие работодатели делят зарплату на две части - аванс и основной объем выплат. Первая часть может перечисляться сотрудникам, к примеру, до 15 числа, остальное - до конца месяца.

Удержания

В некоторых случаях часть денежных средств из зарплаты сотрудника может быть удержана. Законодательство определяет несколько оснований для этого. Как правило, соответствующая процедура отражает наличие долгов сотрудника перед работодателем. Их происхождение может быть разным. Например, часть зарплаты удерживается, если человек не отработал полностью аванс или получил больше отпускных, чем это полагалось по стандартной формуле. В общем случае удержано может быть не более 20% от ежемесячной зарплаты. Но законом также предусмотрены основания, по которым соответствующий показатель должен увеличиваться до 50%.

Зарплата на госслужбе

Значительный процент работодателей в РФ - это государственные и муниципальные органы власти, а также различные учреждения, которые подведомственны им. В отношении них актуальны те же положения ТК РФ, что и для частных организаций, однако, зарплатные нюансы на госслужбе могут характеризоваться некоторыми особенностями. Рассмотрим их.

Так, например, зарплата госслужащих не может быть ниже, чем базовые оклады, которые устанавливает Правительство РФ, или же ставки для конкретных профессиональных квалификационных групп. Соответствие уровня зарплаты требуемым критериям обеспечивается за счет бюджета соответствующего уровня - федерального, регионального или муниципального.

Устанавливаемая в том или ином государственном или муниципальном учреждении система оплаты труда может определяться положениями различных тарифно-квалификационных справочников, в которых отражается специфика должностей и профессий. Также в расчет могут браться рекомендации компетентных органов власти, профсоюзов и иных общественных объединений.

Профессиональные квалификационные группы - это категории, в рамках которых рабочие и служащие объединяются по ряду критериев, отражающих специфику фактически выполняемой работы. Утверждаются на уровне федеральных ведомств, которые ответственны за реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений.

Положение о зарплате как локальный нормативный акт

Многие предприятия фиксируют условия трудовых компенсаций, издавая локальное положение об оплате труда. Рассмотрим специфику данного документа. Для чего он нужен? Обязательно ли его принятие?

Некоторые юристы считают, что прямых предписаний утверждать положение об оплате труда в отношении работодателей законодательство не предусматривает. Но на практике данный документ, как правило, может оказаться очень полезным. Часто бывает, что его требует трудинспекция. Наличие таких документов, как положение об оплате труда работников и иных локальных нормативных актов, которые, казалось бы, не обязательны по закону, тем не менее повышает рейтинг предприятия в глазах кредиторов, потенциальных инвесторов.

Рассматриваемого типа нормативный акт утверждается директором организации. Главная задача, которую призван выполнять данный документ - регламентация принятых на предприятии формул расчета зарплаты, а также представление их в понятном для сотрудников виде. Положение об оплате труда, как правило, является документом, объединяющим в себе формулировки из иных источников - например, ТК РФ, трудовых договоров или правил внутреннего распорядка.

Какой может быть структура документа, о котором идет речь? Юристы рекомендуют отражать в нем прежде всего величину тарифных ставок для должностей, а также размеры окладов, установленные для конкретных специалистов. Если формула исчисления зарплаты предполагает сдельно-премиальную составляющую, то в положении об оплате труда должны быть зафиксированы правила использования соответствующих показателей. Многие предприятия предпочитают формировать документ, о котором идет речь, из четырех разделов: о тарифах, об окладах, о надбавках, а также о премиях.

Изменение положения об оплате труда может осуществляться предприятием достаточно свободно - как правило, нет необходимости согласовывать его с какими-либо органами надзора в сфере трудовых отношений. Однако желательно корректным образом оформить соответствующую процедуру. Как правило, корректировки в документе, о котором идет речь, на предприятиях вносятся посредством приказов, подписанных руководителем. Аналогично: новые положения об оплате труда, заменяющие те, что по каким-либо причинам устарели или требуют значительной переработки, также вводятся в действие посредством локального распоряжения директора компании.


России и порядком его оплаты, зафиксированы в Трудовом Кодексе, который был принят 1 февраля 2002г. В процессе формирования новых взаимоотношений между исполнителями работ и нанимателями в ТК РФ регулярно вносятся поправки (последние были внесены в 2013г.). Закон об оплате труда в РФ — содержание В действующем ТК РФ оплате труда посвящен шестой раздел, который состоит из нескольких глав. В этих главах оговариваются:

  • общие понятия об оплате труда,
  • понятие о заработной плате и способах оплаты труда;
  • ограничения размера возможных вычетов из заработной платы;
  • организация стимулирования результатов труда;
  • срок и порядок расчета при увольнении;
  • правила нормирования труда.

Координация оплаты труда Под понятием «оплата труда» принято понимать уровень вознаграждения, установленного работнику за исполнение трудовых обязанностей.

Положение об оплате труда. закон об оплате труда простыми словами

В данное время действуют формы, утвержденные постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которые обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности. Организации при необходимости могут вносить в данные формы, детализирующие и уточняющие изменения, а также дополняющие реквизиты, но основные реквизиты форм должны быть сохранены без изменений. Применение бланков устаревших и произвольных форм не допускается.


Налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц за указанное нарушение. При проверке документального оформления договоров гражданско-правового характера аудитор должен выборочно проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ.

Раздел vi. оплата и нормирование труда

На практике многие работодатели делят зарплату на две части — аванс и основной объем выплат. Первая часть может перечисляться сотрудникам, к примеру, до 15 числа, остальное - до конца месяца. Удержания В некоторых случаях часть денежных средств из зарплаты сотрудника может быть удержана.

Внимание

Законодательство определяет несколько оснований для этого. Как правило, соответствующая процедура отражает наличие долгов сотрудника перед работодателем. Их происхождение может быть разным. Например, часть зарплаты удерживается, если человек не отработал полностью аванс или получил больше отпускных, чем это полагалось по стандартной формуле.


В общем случае удержано может быть не более 20% от ежемесячной зарплаты. Но законом также предусмотрены основания, по которым соответствующий показатель должен увеличиваться до 50%.

Статья 130 тк рф. основные государственные гарантии по оплате труда работников

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки; работникам, получающим месячный оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

Трудовой кодекс рф: закон об оплате труда

Что такое приостановление деятельности для организации? Это оплата за вынужденный простой (2/3 от среднего заработка) <3 и, конечно, экономические убытки. Особенно убытки чувствительны для сезонных работ. <3 Статья 157 Трудового кодекса РФ. Дисквалификация Более 50 процентов нарушений, по которым выносится этот вид наказания, — нарушения по оплате труда.
Когда инспектор впервые находит у вас нарушение, то он определяет круг виновных лиц и выдает предписание. Если он найдет аналогичное нарушение во второй раз в течение одного года, то вам грозит дисквалификация. Обратите внимание: аналогичное нарушение — это близкое нарушение, а не то же самое.
Например, в первый раз ревизор обнаружил, что вы не выплачиваете работникам зарплату два раза в месяц. А во второе посещение выяснилось, что у вас нет типовой формы расчетного листка. Скажете, что нарушения разные? Нет, это та же ст. 136 ТК РФ.

Трудовое законодательство об оплате труда

Аудитору необходимо проверить: — соблюдение актов трудового законодательства; — оформление сотрудников при приеме и увольнении; — учет рабочего времени; — построение системы оплаты труда; — выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации. Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового законодательства использована рабочая таблица (Таблица 2.3). В начале проверки следует обратить внимание на документальное оформление трудовых отношений с работниками организации.

Взаимоотношения между работником и организацией регулируются двумя основными нормативными актами: Гражданским кодексом Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Заработная плата - основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Поэтому государство уделяет особое внимание правовым основам организации и оплаты труда. Оплата труда каждого работника должна находиться в прямой зависимости от его личного трудового вклада и качества труда.

Важно

При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, определенного законодательством РФ. При этом доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты должны начисляться сверх указанного минимума. Заработная плата при повременной форме отплаты труда рассчитывается на основе табелей, в которых отмечается число отработанных дней и часов.

Нормы трудового законодательства по оплате труда

Российской Федерации; — анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (…); — направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; — осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; — обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию (…). По окончании проверки трудовой инспектор оформит акт, а в случае обнаружения нарушений — протокол и выдаст вам предписание.
В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки: — выборочный; — хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм; — контрольные замеры объемов выполненных работ; — экспериментальные пробы различных форм оплаты труда. В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов. Основным нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 25.07.2002 г. Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации, соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.
Важнейшую роль в правоотношениях с участием работодателей и наемных сотрудников играют вопросы, связанные с оплатой труда. Условия, формулы исчисления зарплаты, а также сроки ее выплаты в РФ могут регулироваться как на уровне нормативных актов, издаваемых государством, так и локальных норм, которые разрабатываются работодателями. Какова специфика правового регулирования вопросов оплаты труда в РФ? Каким законодательным критериям должны соответствовать процедуры исчисления и выплаты зарплаты в российских организациях? Законодательное регулирование оплаты труда Оплата труда в РФ - компонент правоотношений с участием работодателя и наемного сотрудника, который, с одной стороны, регулируется различными законодательными актами, с другой, его величина в определяющей степени устанавливается компанией-нанимателем.

В этом документе налоговики изложили Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, начиная с 25 июня 2007 г. Среди критериев указан следующий: «5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации». Сведения о среднемесячной зарплате можно найти на интернет-сайтах Росстата или в статистических сборниках, которые готовят органы статистики. Получается, что одно нарушение по оплате труда может не только привести к различным видам ответственности (в зависимости от его кратности и степени тяжести), но и повлечь выездную налоговую проверку. А налоговики не упустят шанса проверить вас. Кстати, учтите, что за налоговой проверкой может последовать трудовая.

  • размер минимального оклада (тарифной ставки) работников;
  • сроки, порядок и формы выплаты зарплаты;
  • контроль со стороны государства в отношении вышеперечисленных гарантий;
  • ответственность для работодателей, нарушающих закон об оплате труда.

Правила расчетов с работниками В своих статьях 133 – 144 закон об оплате труда закрепляет порядок и виды расчетов заработной платы, а также возможность стимулирования показателей деятельности предприятия. Виды начислений, размеры окладов или тарифных ставок, премий и других поощрительных выплат, а также межразрядные коэффициенты и вилки окладов для работников предприятиями (организациями) определяются самостоятельно и фиксируются в трудовых контрактах и прочих локальных нормативных актах с учетом мнения представителей коллектива. Данные документы не должны противоречить действующему в стране законодательству.

Новая редакция Ст. 144 ТК РФ

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 144 ТК РФ

Статья 144 Трудового кодекса РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

В федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в нынешнем году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации "бакалавр", и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации "дипломированный специалист" или квалификации "магистр", а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

Федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;

Государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ;

Муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТК + НДД + НКН, где

ЗП - заработная плата;

МТК - межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда;

НДД - надбавка за должность доцента;

НКН - надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

1100 x 3,036 + 1100 x 3,036 x 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая - традиционная - основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая - предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1 - 13 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

Должностного оклада;

Оклада за классный чин;

Дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет - 10;

от 5 до 10 лет - 15;

от 10 до 15 лет - 20;

свыше 15 лет - 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе, включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" от 3 сентября 1997 г., для служащих субъектов РФ - нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ "О денежном содержании федеральных государственных служащих" от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

По высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

По главным государственным должностям - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

По ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

По старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

По младшим государственным должностям - в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других - единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны". В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" 50 - 75%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - 30 - 50%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 10 - 15%;

За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий - 5 - 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

при стаже работы от 1 до 5 лет - 10%;

при стаже работы от 5 до 10 лет - 15%;

при стаже работы от 10 лет и выше - 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим субъекта за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т.д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т.д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1, в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

Другой комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 144 введена в настоящей редакции Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. В прежней редакции Трудового кодекса подобной статьи не было, а особенности установления систем оплаты труда работников бюджетных учреждений закреплялись ст. 143.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов Российской Федерации, на уровне субъектов Федерации - также и нормативные правовые акты субъектов Федерации, а на муниципальном уровне - еще и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

3. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. п. 3 комментария к ст. 143 ТК РФ), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ч. 3 ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

4. Часть 2 ст. 144 вводит понятие "базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников". Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные правительством базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов Федерации и муниципальные учреждения.

Понятие "профессиональные квалификационные группы" сформулировано в ч. 6 ст. 144 - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения к этим группам должны быть утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

5. До принятия Минздравсоцразвития России правил формирования профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих и установления Правительством РФ базовых окладов (ставок) сохраняет силу установленный Правительством РФ размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. С 1 октября 2006 г. он составляет 1221 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. N 590 "О повышении с 1 октября 2006 года тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4249)).

  • Вверх


Закрытие ИП