Ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Расчет экспортной пошлины: формула расчета пошлины на нефть

    До недавнего времени в РФ действовало налоговое обложение, условно называемое в соответствии с количественными показателями «60–66». Уменьшение коэффициента с 65 до 60 снизило экспортную пошлину на нефть почти на 7%, а ставки на нефтепродукты согласованы до величины в 66% от пошлины на нефть. При этом сохранялся высокий уровень платежа на экспортирование бензина – 90% от налоговых платежей за нефть.

    Правительство РФ в среднесрочной перспективе считает необходимым снижать вывозную пошлину ежегодно, но «аккуратно» – не более чем на 2-3%. А потери бюджета планируется компенсировать увеличением налога на добычу полезных ископаемых, поскольку налоговая база НДПИ шире, чем у экспортной пошлины.

    Расчет экспортной пошлины: новации 2015 г.

    «Налоговый маневр» по повышению НДПИ и снижению экспортных пошлин начал осуществляться с начала текущего года. Новая формула расчета пошлины на нефть с учетом льготных ставок способствовала тому, что для некоторых регионов нефтедобычи эти платежи вообще обнулились.

    В целом же по стране в феврале т.г. величина налогового бремени на экспорт нефти уменьшилась в 1,5 раза с $170,2 (в январе) до $112,9 за тонну. За два месяца изменились налоговые величины и по другим нефтепродуктам (за тонну):

    • высоковязкая нефть – $14,2 (снижение на 35,4%)
    • светлые нефтепродукты $54,1 (снижение на 33,7%)
    • темные – $85,8 (снижение на 33,6%)
    • товарный бензин – $88 (снижение на 33,3%)
    • тримеры и тетрамеры пропилена – $7,3 (снижение 33,6%)

    Обнулились платежи в казну на сжиженный газ, поскольку по формуле расчета экспортной пошлины при стоимости СУГ ниже 490 долларов за тонну выплаты снижаются до нулевых. В январе платежи составляли $48,2.

    НДПИ и вывозные пошлины

    С уменьшением экспортных платежей, как уже отмечалось, увеличилась нагрузка на недропользователей. Их налогообложение регулируется ст.334 НК РФ, а выплаты производятся по каждому имеющемуся в пользовании месторождению. Объектом налогообложения является нефть в стабилизированном, обессоленном или обезжиренном виде, а базовым показателем – количество или стоимость добытой нефти. Этот расчет выбирается налогоплательщиком однажды и не меняется до тех пор, пока месторождение используется.

    В ст.342 НК ставки НДПИ на 2015 г. определены в 530 руб. (2014 г. – 493 руб.), а в 2016 г. предполагается уровень в 559 руб. Однако после уменьшения экспортных пошлин с января 2015 года ставка по «черному золоту» увеличена до 766 руб. за тонну. Скорректированы и другие величины платежей, в частности, на газовый конденсат.


    Базовая ставка корректируется «плавающими» коэффициентами: Кц – стоимость нефти на мировых рынках; Кдв – степень выработанности месторождения; Кз – степень его запасов; Кд – сложность добычи нефти (от 0 до 1). Эта формула меняется лишь при необходимости дополнительных расчетов, исходя из особенностей добычи нефти конкретной компанией.

    Что касается расчетов таможенных вывозных платежей, для нефти сырой и некоторых нефтепродуктов создана методика, утвержденная Постановлением Правительства России.

    В частности, применяется формула Стнефть = 0, если средняя цена на «черное золото» на мировых рынках не выше $109,5 или Стнефть = 0,35 х (Цнефть – 109,5), если цена сложилась выше 109,6 и т.д. Т.е. в дальнейшем применяются коэффициенты 0,45, 0,6 в зависимости от градации стоимости нефти. Цнефть означает среднюю стоимость за период мониторинга цен сырой нефти на двух рынках – средиземноморском и роттердамском. Аналогичным образом вычисляется пошлина на другие виды нефти и углеводороды (в данном случае с применением коэффициентов К1, К2, К3, К4 – со значениями от 0 до 0,7).

    Приложение. Перечень утративших силу решений Правительства РФ

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276
"О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"

3 января, 29 ноября, 20 декабря 2014 г., 30 ноября 2015 г., 30 марта, 27 апреля 2016 г., 19 июля, 9 ноября 2017 г., 12 апреля, 14 декабря 2018 г.

2. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 2 , газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1 , нефти сырой, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 9 и добываемой на Западно-Хоседаюском нефтяном месторождении им. Д. Садецкого, Колвинском нефтяном месторождении, Восточно-Мессояхском нефтегазоконденсатном месторождении и Красноленинском нефтегазоконденсатном месторождении (Восточно-Ингинский и Поттымско-Ингинский лицензионные участки), в количестве, не превышающем количество, которое установлено Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, рассчитывается по одной из формул:

При сложившейся за период мониторинга средней цене на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно);

Ст нефть = К нефть 0,35 (Ц нефть - 109,5) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно);

Ст нефть = К нефть (0,45 (Ц нефть - 146) + 12,78) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно);

абзац пятый утратил силу с 26 декабря 2018 г. - Постановление

Ст нефть = К нефть (0,3 (Ц нефть - 182,5) + 29,2) - при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну.

При этом:

Ц нефть - средняя за период мониторинга цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском);

К нефть - корректирующий коэффициент, принимаемый равным в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" 0,833 с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно, 0,667 - с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, 0,5 - с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. включительно, 0,333 - с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. включительно, 0,167 - с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. включительно, 0 - с 1 января 2024 г.

3. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , и в отношении нефти сырой, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 9 и добываемой на Западно-Хоседаюском нефтяном месторождении им. Д. Садецкого, Колвинском нефтяном месторождении, Восточно-Мессояхском нефтегазоконденсатном месторождении и Красноленинском нефтегазоконденсатном месторождении (Восточно-Ингинский и Поттымско-Ингинский лицензионные участки) (за исключением нефти сырой, добываемой на указанных в примечании 8 решением подпунктом 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую), рассчитывается по особой формуле:

Средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга;

К - приростной коэффициент, принимаемый равным 36 процентам (для всех календарных месяцев, приходящихся на период с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно), 30 процентам (для всех календарных месяцев, начиная с 1 января 2017 г.).

При отрицательном значении , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

4. Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 9 , добываемую на указанных в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, месторождениях, если такая нефть сырая вывозится в количестве, превышающем количество, которое установлено подпунктом 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" для целей применения особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, рассчитывается в соответствии с пунктом 2 настоящей методики.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 26 декабря 2018 г. - Постановление Правительства России от 14 декабря 2018 г. N 1523

Положения пункт 5 применяются при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, уплачиваемых начиная с 1 января 2019 г.

5. Ставка вывозной таможенной пошлины для сверхвязкой нефти, классифицируемой кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 2 , рассчитывается по особой формуле:

Ст св = К нефть 0,1 К с ,

К нефть - корректирующий коэффициент, определяемый в соответствии с пунктом 2 настоящей методики;

К с - сумма 29,2 доллара США за 1 тонну и 30 процентов разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

При отрицательном значении Ст св , получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение Ст св принимается равным нулю.

Методика
расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276)

С изменениями и дополнениями от:

1. В настоящей методике устанавливаются формулы, применяемые при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

2. Ставка вывозной таможенной пошлины на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов и товаров, предусмотренных пунктом 4 настоящей методики, рассчитывается по формуле:

,

К - расчетный коэффициент в отношении отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, за исключением сжиженных углеводородных газов, определенный согласно приложению ;

Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, классифицируемую кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 , за исключением нефти сырой, классифицируемой кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 900 1 , 2709 00 900 3 , 2709 00 900 2 , и газового конденсата, классифицируемого кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00 100 1 методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276.

3. Ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12 - 2711 19 000 0 , рассчитывается с учетом средней цены на сжиженные углеводородные газы на границе с Республикой Польша (DAF Брест), сложившейся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154, по одной из формул:

- при средней цене до 490 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 490 долларов США за 1 тонну, но не более 640 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 640 долларов США за 1 тонну, но не более 740 долларов США за 1 тонну (включительно);

При средней цене выше 740 долларов США за 1 тонну.

При этом:

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,5;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,6;

Расчетный коэффициент в отношении сжиженных углеводородных газов, равный 0,7;

Средняя цена на сжиженные углеводородные газы в долларах США за 1 тонну, сложившаяся за период мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 154.

4. Ставка вывозной таможенной пошлины на этан, бутан, изобутан, классифицируемые кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2901 10 000 1 , рассчитывается по формуле:

(с 1 января по 31 декабря 2015 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2016 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2017 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2018 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2019 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2020 г.);

(с 1 января по 31 декабря 2021 г.);

(с 1 января 2022 г.),

где - ставка вывозной таможенной пошлины на сжиженные углеводородные газы, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12 - 2711 19 000 0 , рассчитанная в соответствии с пунктом 3 настоящей методики.

_____________________________

* Для целей применения настоящего приложения товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

С 1 апреля 2013 г. вступают в силу поправки к Закону о таможенном тарифе. Они вводят новый механизм установления ставок вывозных пошлин на сырую нефть и отдельные категории нефтепродуктов. Прежде ставки определялись в ежемесячных постановлениях Правительства РФ. Согласно поправкам оно утверждает формулы расчета ставок, в которых должна учитываться средняя цена на сырую нефть марки "Юралс" на мировых рынках за последний период мониторинга, проводимого Минэкономразвития России.

В связи с этим установлены формулы для расчета ставок вывозных пошлин на сырую нефть.

При этом предусматриваются особые формулы для сверхвязкой нефти, для нефти с особыми физико-химическими характеристиками, добываемой на определенных месторождениях.

Также утверждены новые формулы для расчета ставок экспортных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти. Это прямогонные бензины, тримеры и тетрамеры пропилена, легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, товарные бензины, бензол, толуол, ксилолы, мазут, смазочные и прочие масла, отработанные нефтепродукты, вазелин и парафин, нефтяные кокс и битум.

Как и прежде, ставка на эти товары (кроме сжиженных углеводородных газов) рассчитывается следующим образом. Ставка вывозной пошлины на сырую нефть умножается на расчетный коэффициент.

Значения расчетных коэффициентов не изменились.

Ставка вывозной пошлины на сжиженные углеводородные газы рассчитывается с учетом сложившейся за период мониторинга средней цены на них на границе с Польшей (DAF Брест). Формулы тоже не изменились.

Минэкономразвития России ежемесячно рассчитывает ставки вывозных пошлин по соответствующим формулам. Оно размещает на своем официальном сайте информацию о них не позднее чем за 4 дня до начала их применения.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2013 г.


Изменения распространяются


Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.


Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.


При экспорте (вывозе) нефти и природного газа взимаются экс­портные таможенные пошлины.

Плательщиками экспортных (вывозных) таможенных пошлин яв­ляются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины.

Декла­ранты - лица, перемещающие через таможенную границу товары и/или заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляю­щие товары для целей таможенного оформления.

В случае, если декларирование производится таможенным броке­ром (представителем), он является ответственным за уплату таможен­ных пошлин. В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на ко­торого возложена обязанность или которому предоставлено право со­вершать таможенные операции.

Любое лицо обязано уплатить экспортные таможенные пошлины за товары, перемещаемые через таможенную границу, в порядке, уста­новленном нормами Таможенного кодекса РФ.

Объектом обложения экспортными таможенными пошлинами"яв- ляются товары, перемещаемые через таможенную границу, т.е. нефть и природный газ. Налоговой базой для целей исчисления экспортных та- меженных пошлин на нефть и природный газ является их количество в тоннах.

Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 798 (в ред. от 2 марта 2000 г.) с 6 апреля 2000 г. ставка вывозной (экспортной) та­моженной пошлины на природный газ была установлена в размере

40 евро за 1 тыс. кг (1 тыс. м). Однако постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 855 были внесены изменения и с 11 фев­раля 2006 г. ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ установлена в размере, равном нулю.

В соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О тамо­женном тарифе» в отношении нефти ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в следующем порядке.

Правительство РФ осуществляет мониторинг цен на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземномор­ском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга. При этом периодом мониторинга цен на нефть на миро­вых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных меся­ца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Календарный год включает шесть пе­риодов мониторинга.

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок два календарных месяца.

Новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть устанавли­вается Правительством РФ с учетом средней цены нефти марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Решения Правительства РФ об изменении ставки вывозной тамо­женной пошлины на нефть должны быть опубликованы в одном из официальных изданий России не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие.

Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, устанавливае­мые Правительством РФ, не должны превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемый следующим образом:

При сложившейся за период мониторинга средней цене нефти марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья до 109,5 долл. за 1 т (включительно) - в размере 0%;

При средней цене нефти марки «Юралс» от 109,5 до 146 долл. за 1 т (включительно) - в размере, не превышающем 35% разницы ме­жду средней ценой данной нефти (в долларах за 1 т) и 109,5 долл.;

При средней цене нефти марки «Юралс» от 146 до 182,5 долл. за 1 т (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 долл. за 1 т, и 45% разницы между средней ценой данной нефти (в долларах за 1 т) и 146 долл.;

При средней цене нефти марки «Юралс» свыше 182,5 долл. за 1 т - в размере, не превышающем суммы 29,2 долл. за 1 т, и 65% разницы ме­жду средней ценой данной нефти (вдолларах США за 1 т) и 182,5долл.

Используя эту методику, Правительством РФ с 1 апреля 2007 г. (на последующие два месяца) установлена ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в размере 237,6 долл. за 1 тыс. кг (1 т).

Экспортные таможенные пошлины исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, само­стоятельно. Для целей исчисления экспортных таможенных пошлин при­меняются ставки, действующие на день принятия таможенной деклара­ции таможенным органом (за исключением перемещения товаров тру­бопроводным транспортом).

Исчисление сумм, подлежащих уплате экспортных таможенных пошлин, производится в рублях. Перерасчет иностранной валюты производится по курсу Центрального банка РФ, устанавливаемому для целей учета и таможенных платежей.

Экспортные таможенные пошлины должны быть уплачены не позд­нее дня подачи таможенной декларации. Таможенная декларация подает­ся до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации.

При экспорте товаров, в отношении которых не могут быть представ­лены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в со­ответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их пе­риодическое временное декларирование путем подачи временной тамо­женной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений вывоза ориентировочного ко­личества товаров в течение, определенного периода, не превышающего срока действия внешнеторгового договора. После убытия товаров с тамо­женной территории Российской Федерации плательщик обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все товары, вывезенные в определенный период времени.

Экспортные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с по­дачей временной таможенной декларации в таможенный орган.

Экспортные таможенные пошлины уплачиваются в рублях (или иностранной валюте) в кассу или на счет таможенного органа, откры­тый для этих целей в соответствии с законодательством РФ.

По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение уплаты таможенных пошлин в письменной форме.

Существуют определенные особенности исчисления и уплаты экс­портных таможенных пошлин при перемещении товаров через тамо­женную границу трубопроводным транспортом.

При перемещении товаров трубопроводным транспортом также до­пускается их периодическое временное декларирование. Кроме того, допускается подача одной временной таможенной декларации на това­ры, вывозимые одним и тем же лицом, перемещающим товары в счет исполнения обязательств по нескольким внешнеторговым договорам.

Временная таможенная декларация представляется плательщиком на период, не превышающий одного квартала, а на природный газ - одного календарного года, не позднее 20-го числа месяца, предшест­вующего этому периоду.

Если в течение календарного месяца поставки изменяются условия поставки и/или количество товаров, указанных во временной тамо­женной декларации, допускается подача дополнительной временной таможенной декларации в течение месяца поставки.

Плательщик обязан подать одну или несколько надлежащим обра­зом заполненных полных таможенных деклараций на товары, выве­зенные за каждый календарный месяц поставки товаров. Полная тамо­женная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров. По мотивиро­ванному обращению плательщика таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации на вывозимые товары, но не более чем до 90 дней. Продление срока подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты причитающихся сумм тамо­женных пошлин.

Если в течение календарного месяца заявленные к вывозу во вре­менной таможенной декларации товары фактически не вывозились, плательщик обязан уведомить об этом таможенный орган в письменной форме до истечения срока подачи полной таможенной декларации.

В отношении товаров, экспортируемых трубопроводным транспор­том, применяются ставки, действующие на 15-е число месяца постав­ки товаров. При этом исчисление сумм экспортных таможенных по­шлин осуществляется исходя из количества товаров, пропорциональ­но соответствующего одному календарному месяцу поставки, если во временной таможенной декларации указан период поставки, превы­шающий один календарный месяц.

При перемещении товаров трубопроводным транспортом экспорт­ные таможенные пошлины уплачиваются за каждый календарный ме­сяц поставки. Не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин, исчисленных исходя из сведений, указанных во временной таможен­ной декларации, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, пред­шествующего каждому календарному месяцу поставки. Оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин, исчисляемая исходя из уточненных сведений о вывезенных товарах и ставки вывозной тамо­женной пошлины, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, сле­дующего за каждым календарным месяцем поставки.

В случае подачи дополнительной временной таможенной деклараг- ции экспортные таможенные пошлины уплачиваются в полном объеА ме не позднее дня принятия такой декларации.

Экспортные таможенные пошлины полностью поступают в феде­ральный бюджет.

При вывозе товаров за пределы таможенной границы РФ уплачиваются вывозные пошлины или экспортные пошлины. Мы расскажем, кто устанавливает ставки пошлин, разберёмся с правилами их расчёта и с размерами ставок на основные экспортируемые товары в текущем, 2015 году, выясним существуют ли льготы и квоты. Если вы решили экспортировать товары, то эта информация для вас.

Назначение вывозных таможенных пошлин

Вывозные таможенные пошлины - это разновидность пошлин, которые уплачивается при вывозе продукции. Их основные функции: пополнение государственного бюджета и стимулирование экспорта. Данные пошлины не платятся за иностранные грузы. о ставках ввозных таможенных пошлин. Эта информация пригодится импортёрам.

Вывозные сборы, как правило, представляют собой временную меру, необходимую для управления торговыми балансами государства. Назначаются в качестве пошлин за некоторые виды сырья, предметов старины, произведений искусства.

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются правительствами стран, вступивших в Евразийский экономический союз. Правила исчисления пошлин прописаны в Таможенном кодексе Таможенного союза. В том случае, если произошла ситуация, о которой нет сведений в Таможенном кодексе, вступает в силу законодательство страны.

Данные, используемые для расчёта

Рассчитывается вывозная пошлина на основании таможенной стоимости. Полезная информация о правилах заполнения и подачи декларации таможенной стоимости ДТС-1 . Таможенная стоимость определяться по следующим данным:

  • стоимость совершённой сделки с экспортируемым грузом;
  • цена операции с аналогичным грузом;
  • стоимость сделки с однородным грузом;
  • вычитание цен;
  • сложение цен.

Наиболее актуальным методом расчёта таможенной стоимости является способ расчёта по цене сделки. Для того, чтобы рассчитать таможенную стоимость нужно знать ставку к экспортируемому грузу. Ставка разнится в зависимости от типа груза.

Ставки пошлин на 2015 год: нефть и другое сырьё

Рассмотрим ставки экспортных пошлин для основных грузов на вывоз:

  • 10,9 долларов за тонну сырой нефти плотностью от 694,7 кг/м3 до 980 кг/м3;
  • 75,1 долларов за тонну прямогонного бензина;
  • 42,4 доллара за тонну дизельного топлива;
  • 67,1 доллар за тонну мазута;
  • 30 за газ в газообразном состоянии;
  • 1,25 за древесину хвойных и лиственных пород (поленья, хворост и так далее);
  • 20-30 евро за древесину необработанную из дуба за кубический метр;
  • 100 евро за лесоматериал необработанный из ясеня;
  • От 20 до 152 евро за лом .

Ставки устанавливаются Правительством РФ.

Порядок расчёта экспортной пошлины

Ставка может быть трех видов: адвалорная, об мы уже писали, а также специфическая и комбинированная.

  1. При адвалорной ставке таможенная стоимость умножается на ставку вывозимого товара . К примеру, компания экспортирует жемчуг общей стоимостью 100 тысяч долларов. Ставка на жемчуг составляет 10%. Пошлина будет равна 10 тысячам долларов.
  2. При специфической налоговая база умножается на ставку . К примеру, компания экспортирует 10 тысяч литров пива. Ставка для него составит 0,6 евро за литр. Компании придётся заплатить пошлину 6 000 евро.
  3. При комбинированной определяются пошлины по адвалорной и специфической ставке . Выбирается та пошлина, которая больше.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 3 минуты

А А

От чего зависят размеры экспортных пошлин на нефтепродукты?

Любая экспортная пошлина устанавливается с целью:

  • пополнение бюджета государства;
  • поддержание цен внутреннего рынка на более низком уровне, нежели мировые цены на облагаемый продукт;
  • ограничение объема экспорта товаров, которые необходимы для нужд национальной экономики;
  • более полное насыщение внутреннего рынка конкретным видом продукции;
  • защита экономической государственной безопасности;
  • сдерживание вывоза сырья и продуктов его первичной переработки;
  • стимулирование экспорта товаров высокой степени обработки.

В том или ином виде, вывозная пошлина в настоящее время используется в сорока странах, в основном – либо развивающихся, либо относящихся к категории переходных экономик. Примерно в половине из них пошлина на экспорт используется на один – два товара, которые наиболее принципиальны для национальной экономики.

Экспортные сборы чаще всего применяют товарам, относящимся к природным ресурсам. 11 процентов всей мировой торговли такими ресурсами облагаются дополнительными таможенными сборами на вывоз, тогда как для всей мировой торговли прочими товарами эта цифра составляет 5 процентов.

С помощью таких экспортных сборов фактически устанавливаются дифференцированные цены (меньшие – для отечественных, большие – для зарубежных покупателей). Другими словами, таможенные пошлины на вывоз топлива, сырья и материалов являются скрытыми субсидиями для тех отечественных отраслей, которые эту продукцию потребляют. Подобные «специфические субсидии» осуществляются за счет государства и производителей этих ресурсов. В результате они несут потери из-за более низких внутренних цен.

В России таможенные сборы от экспорта приносят до 17,8 процентов всех бюджетных доходов и составляют до 6,8 процента ВВП. В общем объеме поступлений из этих источников доля пошлин на нефть и нефтепродукты составляет до 88-ми процентов. Основная часть – сборы на вывоз сырой нефти (примерно 63 процента от всех таможенных экспортных поступлений). Сборы на вывоз нефтепродуктов – чуть больше 25-ти процентов, на вывоз природного газа – чуть более десяти процентов.

Однако, в отечественной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности регулирующая функция вывозных сборов работает плохо.

Это связано с системными проблемами по применению этого налогового инструмента, а также с недостаточной отлаженностью системы таможенных ставок на экспорт нефти и её производных.

Необходимость экспортных пошлин на нефтяное сырье и продукты его переработки

Отмена таких пошлин выгодна не только с экономической, но и с политической точки зрения.

В первом случае прекращение скрытого субсидирования внутрироссийской нефтепереработки, эффективность которой оставляет желать лучшего, позволит высвободить средства в размере 1,8 процента ВВП. Кроме того, искусственная ценовая поддержка путем обеспечение низкой цены на сырье (для нефтеперерабатывающего сектора российской экономики) и, как следствие, искусственное занижение цен на внутренние нефтепродукты, приводит к отсутствию у предприятий всех отраслей экономики стимула к преодолению своей отсталости в техническом плане. Снижение энергоемкости ВВП в таких условиях невозможно, экологическая ситуация вследствие избыточного внутреннего потребления нефтепродуктов – ухудшается, технического перевооружения не происходит.

Отмена вывозных сборов на нефтепродукты и сырую нефть – необходимое условие модернизации отечественной экономики. Однако поспешная и неподготовленная отмена таких пошлин существенно снизить доходную часть бюджета страны.

Поэтому необходимо разработать государственную программу, цель которой – компенсация недополученных средств за счет повышения налогов на добычу полезных ископаемых, введения налога на добавленный доход (НДД) или при помощи иных механизмов получения бюджетом части ресурсной ренты. Все это потребует серьезных системных преобразований в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, однако, с другой стороны, позволит сгладить последствия переноса внешних ценовых факторов на внутрироссийские цены.

Министерство энергетики РФ в лице его главы Александра Новака выступило с инициативой, предусматривающей полную отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты к 2025 году.

Причем отмена будет происходить путем постепенного снижения таможенных ставок на вывоз этой продукции. Инициативу поддерживает и Министерство финансов РФ.

В настоящее время размер экспортных ставок меняется в рамках так называемого “налогового маневра”, при котором одновременно с понижением ставок экспортных сборов повышается размер налога на добычу полезных ископаемых.

В феврале 2017-го года были утверждены новые таможенные ставки на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые в ступили в действие с 1-го марта.

Изменения коснулись следующих :

  • пошлина на экспорт сырой нефти – 39,5 долларов США за тонну (по сравнению с ранее действующей ставкой 52 доллара);
  • эта же ставка для вязкой нефти – 4,2 $ за тонну (было – 5,9);
  • пошлина на светлые нефтепродукты и масла – 15,8 $;
  • на темные нефтепродукты (мазут) – 32,3 $;
  • товарные бензины – 24 доллара;
  • прямогонного (нафта) – 28$ (было – 36,9);
  • кокс – 2,5$ (было – 3,3).

Нулевая льготная ставка остается для некоторых месторождений Восточно-Сибирского региона, месторождений Каспийского моря и Приразломного месторождения.

Нет соответствующих видео



Закрытие ИП