Ритм и симметрия в фотографии. Примеры симметричного равновесия. Реже - горизонтальная

На протяжении веков симметрия остается предметом, который очаровывает философов, астрономов, математиков, художников, архитекторов и физиков. Древние греки были совершенно одержимы ею – и даже сегодня мы, как правило, сталкиваемся с симметрией во всем от расположения мебели до стрижки волос.

Просто имейте в виду: как только вы осознаете это, вы, вероятно, испытаете непреодолимое желание искать симметрию во всем, что видите.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Программа для скачивания музыки ВКонтакте : Новая версия программы «Лови в контакте» предоставляет возможность легко и быстро скачивать музыку и видео, размещенные пользователями, со страниц самой известной социальной сети vkontakte.ru.

1. Брокколи романеско

Возможно увидев брокколи романеско в магазине, вы подумали, что это ещё один образец генномодифицированного продукта. Но на самом деле это ещё один пример фрактальной симметрии природы. Каждое соцветие брокколи имеет рисунок логарифмической спирали. Романеско внешне похожа на брокколи, а по вкусу и консистенции – на цветную капусту. Она богата каротиноидами, а также витаминами С и К, что делает её не только красивой, но и здоровой пищей.

На протяжении тысяч лет люди удивлялись идеальной гексагональной форме сот и спрашивали себя, как пчелы могут инстинктивно создать форму, которую люди могут воспроизвести только с помощью циркуля и линейки. Как и почему пчелы имеют страстное желание создавать шестиугольники? Математики считают, что это идеальная форма, которая позволяет им хранить максимально возможное количество меда, используя минимальное количество воска. В любом случае, все это продукт природы, и это чертовски впечатляет.

3. Подсолнухи

Подсолнухи могут похвастаться радиальной симметрией и интересным типом симметрии, известной как последовательность Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т.д. (каждое число определяется суммой двух предыдущих чисел). Если бы мы не спешили и подсчитали количество семян в подсолнухе, то мы бы обнаружили, что количество спиралей растет по принципам последовательности Фибоначчи. В природе есть очень много растений (в том числе и брокколи романеско), лепестки, семена и листья которых отвечают этой последовательности, поэтому так трудно найти клевер с четырьмя листочками.

Но почему подсолнечник и другие растения соблюдают математические правила? Как и шестиугольники в улье, все это – вопрос эффективности.

4. Раковина Наутилуса

Помимо растений, некоторые животные, например Наутилус, отвечают последовательности Фибоначчи. Раковина Наутилуса закручивается в «спираль Фибоначчи». Раковина пытается поддерживать одну и ту же пропорциональную форму, что позволяет ей сохранять её на протяжении всей жизни (в отличие от людей, которые меняют пропорции на протяжении жизни). Не все Наутилусы имеют раковину, выстроенную по правилам Фибоначчи, но все они отвечают логарифмической спирали.

Прежде, чем вы позавидуете моллюскам-математикам, вспомните, что они не делают этого специально, просто такая форма наиболее рациональна для них.

5. Животные

Большинство животных имеют двустороннюю симметрию, что означает, что они могут быть разделены на две одинаковых половинки. Даже люди обладают двусторонней симметрией, и некоторые ученые полагают, что симметрия человека является наиболее важным фактором, который влияет на восприятие нашей красоты. Другими словами, если у вас однобокое лицо, то остается надеяться, что это компенсируется другими хорошими качествами.

Некоторые доходят до полной симметрии в стремлении привлечь партнера, например павлин. Дарвин был положительно раздражен этой птицей, и написал в письме, что «Вид перьев в хвосте павлина, всякий раз, когда я смотрю на него, делает меня больным!» Дарвину, хвост казался обременительным и не имеющим эволюционного смысла, так как он не соответствовал его теории «выживания наиболее приспособленных». Он был в ярости, пока не придумал теорию полового отбора, которая утверждает, что животные развивают определенные функции, чтобы увеличить свои шансы на спаривание. Поэтому павлины имеют различные приспособления для привлечения партнерши.

Есть около 5000 типов пауков, и все они создают почти идеальное круговое полотно с радиальными поддерживающими нитями почти на равном расстоянии и спиральной тканью для ловли добычи. Ученые не уверены, почему пауки так любят геометрию, так как испытания показали, что круглое полотно не заманит еду лучше, чем полотно неправильной формы. Ученые предполагают, что радиальная симметрия равномерно распределяет силу удара, когда жертва попадает в сети, в результате чего получается меньше разрывов.


Дайте паре обманщиков доску, косилки и спасительную темноту, и вы увидите, что люди тоже создают симметричные формы. Из-за того, что круги на полях отличаются сложностью дизайна и невероятной симметрией, даже после того, как создатели кругов признались и продемонстрировали свое мастерство, многие люди до сих пор верят, что это сделали космические пришельцы.

По мере усложнения кругов все больше проясняется их искусственное происхождение. Нелогично предполагать, что пришельцы будут делать свои сообщения все более трудными, когда мы не смогли расшифровать даже первые из них.

Независимо от того, как они появились, круги на полях приятно рассматривать, главным образом потому, что их геометрия впечатляет.


Даже такие крошечные образования, как снежинки, регулируются законами симметрии, так как большинство снежинок имеет шестигранную симметрию. Это происходит в частности из-за того, как молекулы воды выстраиваются, когда затвердевают (кристаллизуются). Молекулы воды приобретают твердое состояние, образуя слабые водородные связи, они выравниваются в упорядоченном расположении, которое уравновешивает силы притяжения и отталкивания, формируя гексагональную форму снежинки. Но при этом каждая снежинка симметрична, но ни одна снежинка не похожа на другую. Это происходит потому, что падая с неба, каждая снежинка испытывает уникальные атмосферные условия, которые заставляют её кристаллы располагаться определенным образом.

9. Галактика Млечный Путь

Как мы уже видели, симметрия и математические модели существуют почти везде, но разве эти законы природы ограничиваются нашей планетой? Очевидно, нет. Недавно открыли новую секцию на краю Галактики Млечного Пути, и астрономы считают, что галактика представляет собой почти идеальное зеркальное отражение себя.

10. Симметрия Солнца-Луны

Если учесть, что Солнце имеет диаметр 1,4 млн. км, а Луна – 3474 км, кажется почти невозможным то, что Луна может блокировать солнечный свет и обеспечивать нам около пяти солнечных затмений каждые два года. Как это получается? Так совпало, что наряду с тем, что ширина Солнца примерно в 400 раз больше, чем Луна, Солнце также в 400 раз дальше. Симметрия обеспечивает то, что Солнце и Луна получаются одного размера, если смотреть с Земли, и поэтому Луна может закрыть Солнце. Конечно, расстояние от Земли до Солнца может увеличиваться, поэтому иногда мы видим кольцевые и неполные затмения. Но каждые один-два года происходит точное выравнивание, и мы становимся свидетелями захватывающих событий, известных как полное солнечное затмение. Астрономы не знают, как часто встречается такая симметрия среди других планет, но они думают, что это довольно редкое явление. Тем не менее, мы не должны предполагать, что мы особенные, так как все это дело случая. Например, каждый год Луна отдаляется примерно на 4 см от Земли, это означает, что миллиарды лет назад каждое солнечное затмение было бы полным затмением. Если и дальше все пойдет так, то полные затмения, в конце концов, исчезнут, и это будет сопровождаться исчезновением кольцевых затмений. Получается, что мы просто находимся в нужном месте в нужное время, чтобы увидеть это явление.

Если на минутку задуматься и представить у себя в воображении какой-либо предмет, то в 99% случаев фигура, пришедшая на ум, будет правильной формы. Лишь 1 % людей, точнее их воображение, нарисует замысловатый объект, выглядящий совсем неправильно или непропорционально. Это скорее исключение из правил и относится к нетрадиционно размышляющим личностям с особым взглядом на вещи. Но возвращаясь к абсолютному большинству, стоит сказать, что существенная доля правильных предметов все же преобладает. В статье пойдет речь исключительно о них, а именно о симметричном рисовании таковых.

Изображение правильных предметов: всего несколько шагов до законченного рисунка

Прежде чем приступить к рисованию симметричного предмета, нужно его выбрать. В нашем варианте это будет ваза, но даже если она никак не напоминает то, что решили изображать вы, не отчаивайтесь: все шаги абсолютно идентичны. Придерживайтесь последовательности и все получится:

  1. У всех предметов правильной формы есть так называемая центральная ось, которую при симметричном рисовании обязательно стоит выделить. Для этого можно даже воспользоваться линейкой и провести по центру альбомного листа прямую линию.
  2. Далее внимательно посмотрите на выбранный вами предмет и постарайтесь перенести его пропорции на лист бумаги. Сделать это несложно, если с обеих сторон проведенной заранее линии, наметить легкие штрихи, которые впоследствии станут очертаниями рисуемого предмета. В случае с вазой необходимо выделить горлышко, донышко и самую широкую часть корпуса.
  3. Не забывайте о том, что симметричное рисование не терпит неточностей, поэтому если есть некоторые сомнения относительно намеченных штрихов, или вы не уверены в правильности собственного глазомера, перепроверьте отложенные расстояния при помощи линейки.
  4. Последний шаг - соединение всех линий воедино.

Симметричное рисование доступно компьютерным пользователям

В силу того что большинство окружающих нас предметов имеют правильные пропорции, иначе говоря симметричны, разработчики компьютерных приложений создали программы, в которых легко можно нарисовать абсолютно все. Достаточно лишь скачать их и наслаждаться творческим процессом. Однако помните, машина никогда не станет заменой остро наточенному карандашу и альбомному листу.

Для хорошей композиции части кадра должны быть , но изображение совсем не обязательно должно быть симметричным.

Фотоснимок имеет, как правило, прямоугольную форму.

Вертикаль и горизонталь присутствуют в реальности. Вертикально положение тела человека по отношению к земле, горизонтальной является линия, соединяющая зрачки глаз. Две эти оси и определяют положение изобразительной поверхности.

В прямоугольнике есть верх и низ. В реальном мире верх всегда легче низа. По принципам фотографии утяжеленность передается темными тонами, поэтому находящиеся внизу объекты более темные. Верхние – ближе к небу, источнику света – более светлы.

Но есть и еще одно свойство изобразительной плокости. Левая и правая стороны изображения по эмоциональному воздействию на человека неравноценны. Объекты, расположенные справа, кажутся спокойными, помещенные слева ощущаются более напряженными.

Эти свойства восприятия разных сторон снимка и являются основой такого понятия, как асимметрия в фотографии .

Из проведенных исследований в области живописного портрета известно, что на 1000 портретов – 700 приходится на имеющие поворот головы влево (портретируемый расположен справа), 250 – прямо и 50 – направо (портретируемый расположен слева).

Эмоциональная асимметрия правой и левой сторон истолковывается по-разному. Известный советский фотограф Родченко считал, фигура человека на художественных полотнах расположена чаще всего справа потому, что правая рука – “трудовая”, и художнику работать ею удобно на правой стороне холста. Но все же вернее всего, различия в восприятии правой и левой сторон объясняются привычкой чтения письменного текста, который мы “пробегаем” взглядом слева направо.

Из законов гармонии, издавна принятых в живописи известно правило золотого сечения”, оно выражается в отношении длин сторон прямоугольника приблизительно 3:5 или 2:3. Таковы, в основном, размеры живописных картин, а также и фотоотпечатков.

Это правило имеет и более глубокий смысл для гармоничного построения фотоснимка.

На плоскости изображения можно провести две вертикальные и две горизонтальные линии “золотого сечения”, отмеряя большую часть от правого и левого края, от верха и низа.

Эти линии и определяют сюжетно важные зоны фотоснимка. Зона в центре – самая спокойная стационарная, некоторые ее называют даже “мертвой”. Точки пересечения этих линий можно условно назвать “горячими”. В этих точках и желательно размещать наиболее важный сюжетный центр снимка.

Посмотрим на следующую фотографию:

На снимке проведены линии “золотого сечения” (во многих фотоаппаратах эти линии отображаются при включении соответствующего режима).

Здесь наиболее яркой частью фотокомпозиции, а следовательно и сюжетным центром, является солнце. Но в данном случае оно находится в центральной зоне, практически в центре кадра.

Этот снимок можно откадрировать (вот где пригодится ), таким образом, чтобы солнце сместилось в одну из “горячих” точек.

Снимок стал более привлекательным.

Следует еще отметить, что в пейзажах с низким расположением линии горизонта на изображении, следует горизонт совмещать с нижней линией “золотого сечения”.

Кроме описанных линий свою эмоциональную значимость имеют и диагонали прямоугольника. И это также входит в понятие асимметрия в фотографии . Традиционно в искусстве считается, что эти линии “движутся” по-разному: диагональ, идущая от левого верхнего угла – в правый нижний, носит название “падающей”, а устремленная от левого нижнего в правый верхний – “восходящей”. При съемке в горах фигуры, поднимающиеся по склону, идущему от левого верхнего угла в правый нижний – передают напряжение восхождения:


Фото 3.

А вот сравните два снимка:

В этом уроке по фотографии нашей фотошколы вы узнаете, когда объект съемки можно помещать в центр и когда использование симметрии уместно в фотографии.

Помните, в одном из первых уроков по композиции я говорил вам, что не стоит помещать объект съёмки в центр кадра? Так вот. ЗАБУДЬТЕ!

Вот только не надо сразу «дядя сказал неправду!». Можно подумать! Дядя только немного слукавил. Просто нужно было отучить вас от вредной привычки ставить объект съёмки в центр кадра и когда нужно, и когда не нужно. Следующий шаг это задача, чтобы вы могли отличить «когда нужно», от когда не нужно.

Тема сегодняшнего урока - как раз одно из таких «когда нужно». А точнее - симметрия в фотографии. Почему это красиво смотрится, почему это завораживает и когда это использовать. И, наконец - почему симметрия - это плохо.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы. Посмотрите в зеркало.

Посмотрите на дома, на предметы, что вас окружают. Вокруг так много симметрии, что порой мы забываем о ней. С другой стороны, в природе симметрия - редкий гость. Взгляните на деревья, скалы. Но и там она встречается.


Однако перейдём к съёмке.

Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с «симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение движение или опять-таки динамики.



Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть - это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.


Впрочем, ось симметрии может располагаться и под углом. И, разумеется, их может быть несколько.


Как правило, используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите, что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр получится «плоским».



Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде. В этом случае применяется как раз горизонтальная симметрия.

Надеюсь вам помогли наши уроки по фотографии!

Над созданием Фотошколы работала небольшая группа фотографов-энтузиастов своего дела.

На данный момент в свете минимизации работы сайта сайт, мы не имеем возможности развивать нашу Фотошколу. А у нас грандиозные замыслы - например создание раздела домашнего задания, где бы читатели делали фотографии или их обработку по определённому заданию, а авторы статей их проверяли и указывали на ошибки. И многое другое.

Для того, чтобы Фотошкола могла развиваться и расти, мы должны переехать на свой сайт, а создание сайта и хостинг стоят немалых денег.

Поэтому (простите, что мы, чужие старухи, к вам обращаемся:)) мы собираем деньги на новый сайт и хостинг.

Если у вас есть возможность, то мы были бы очень благодарны, если бы вы помогли делу просвещения Фотографии любой суммой!

Огромное Вам спасибо.

Яндекс деньги, номер счёта: 410011065587885

WEB Money R418922569059

В Сбербанке можно положить на карточку номер 4276 3800 2318 1675. (при этом, если будет возможность указывайте в теме платежа "Фотошкола")

Деньги класть можно в любом автомате, где есть прием денег этих платёжных систем.

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.



Закрытие ИП