Окно в сон: Почему набегавшийся и уставший ребенок не засыпает. Что делать, чтобы сердце было здорово? Что нам мешает уложить ребёнка спать

Экологичное родительство: Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет?

Стоит посетовать на то, что ваш малыш долго не может уснуть вечером, - и вам кто-нибудь обязательно посоветует укладывать его позже и давать как следует набегаться перед сном. Такой совет хорош для взрослого, но не подходит для ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет спать вовремя

Циркадианные ритмы

Функционирование всего нашего организма настроено по определенным природным ритмам. Им подчинено все живое на Земле, и в том числе человек.

Эти ритмы называются циркадианными и построены на 24-часовом цикле . Устойчивости циркадианных ритмов способствуют не только факторы освещенности, но и гормоны, вырабатывающиеся в нашем организме с определенной цикличностью.

Природные ритмы маленьких детей настроены на раннее пробуждение утром и, соответственно, раннее укладывание на ночной сон . К этому времени организм вырабатывает все нужные для засыпания гормоны, своеобразное «естественное снотворное».

Аварийная ситуация

А что происходит, если человек (в данном случае не важно, ребенок или взрослый) не лег спать в «положенное» время?

Наш мозг, как и сотни лет назад, исходит из того, что «что-то случилось» . И ему, в общем, не важно, что это: наводнение, нападение диких зверей или врагов - или всего лишь планшет с игрушками.

Важно, что ситуация расценивается как «форс-мажор», и мозг начинает выполнять новую задачу - не спать . И не хотеть спать. И теперь вырабатываются новые гормоны, помогающие именно в этом.

«Второе дыхание»

Вероятно, вам доводилось испытывать такое ощущение: вроде бы хотелось спать, и даже очень хотелось. Вы попили чай, посидели у телевизора, сделали что-то по хозяйству… И обнаружили, что спать совершенно не хочется!

Это вступили в игру те самые гормоны, помогающие не хотеть спать. И пока не кончится их действие, уснуть будет очень сложно.

То же самое происходит у детей. Если не уложить малыша вовремя, в то время, когда его организм готов уснуть (мы называем это «окно в сон»), то ребенок «перегуливает» - и трудности с засыпанием обеспечены.

Как это выглядит

Вы замечаете у своего ребенка вечером резкий всплеск активности? Ребенок внезапно становится очень активным, шумным, порой неуправляемым? Несмотря на позднее время, кажется, что он сейчас начнет бегать по стенам и чего-чего, а спать он точно не хочет? Скорее всего, пропущено «окно в сон». Теперь, действительно, уложить ребенка будет трудно, пока ребенок не «упадет от усталости».

Такое бодрствование происходит за счет резервов организма в целом и нервной системы в частности. Нет большой беды, если подобное случается время от времени с ребенком, в целом высыпающимся. Но, происходя постоянно, это не только наносит вред ребенку и его развитию, но и приводит к закреплению вредной привычки.

Что делать?

Если вы узнаете свою ситуацию и хотели бы ее изменить, стоит изменить время укладывания ребенка на сон. Важно, чтобы подготовка ко сну завершалась раньше наступления периода вечерней активности. Если к моменту укладывания ребенок будет спокоен и расслаблен, а вы научитесь точно попадать в «окно в сон», засыпать малыш будет намного легче и быстрее.

Чтобы определить время «окна в сон», запомните (а лучше для надежности запишите) время, в которое вы обычно наблюдаете резкое возбуждение ребенка . За некоторое время до этого момента можно увидеть признаки усталости ребенка, - начните укладывание немедленно!

Лучше всего организовать день так, чтобы к моменту появления признаков усталости и вы, и ваш ребенок были уже полностью готовы к отходу ко сну.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

© Иллюстратор: Елизавета Стрельцова

Kонсультант по сну Нина Гофман объясняет, что нарушение сна - это серьезная штука, которая у детей встречается довольно редко. Гораздо чаще сами родители допускают ошибки, из-за которых дети испытывают сложности со сном. Но не стоит отчаиваться, все можно исправить.

Вовремя укладывайте

Нормальное время для отхода ко сну для малыша - от 18.30 до 19.30. Начиная с 6 недель у младенцев к вечеру начинает вырабатываться большее количество гормона сна - мелатонина, с его помощью нам проще уснуть. С его же помощью удлиняются фазы глубокого сна, которого у младенцев очень мало. Это очень важная фаза сна, в том числе она способствует выработке гормона роста, работе в особом режиме нашего пищевого тракта, печени и других внутренних органов.

Этот глубокий сон происходит как раз в первую половину ночи (примерно с 19 до часу ночи). Правильно последовательно укладывайте младенца именно в это время, вскоре паттерн его сна изменится.

Забудьте про гибкий режим

Режим - это ритм дня, который для младенца крайне важен, начиная с 3-4 месяцев. Это возраст, когда ребенок начинает потихоньку ориентироваться, и все внешние раздражители превращаются для него из сплошного потока в отдельные куски информации. Этих раздражителей много, мир перед ребенком огромный, непонятный, а в режиме он находит цепочки, последовательность событий. Вот он спит, потом просыпается, ест, активничает, гуляет, потом ему меняют памперс, готовят ко сну, закрывают занавески, и тут он снова спит. Ему спокойно, комфортно, он примерно понимает, чего ждать. Есть рутина, которая успокаивает, не слишком много сюрпризов. Дети – страшные консерваторы, они не любят ничего нового, они быстро привыкают к определенным порядкам и не хотят ничего менять. Не потому что они контрол фрики, а потому что им необходимо минимальное ощущение контроля над своей жизнью. Важно также проговаривать младенцу, что мы собираемся с ним делать – слов он не поймет, но постепенно у него возникнут ассоциативные связи слова с действием.

Я часто слышу от родителей «он не хочет спать». Речь, например, идет о восьмимесячном младенце. Он что, сам встал и сказал, что не хочет спать? Он лежит в кровати и орет. Часто бывает, что ребенок перевозбудился - так это не потому, что он ЕЩЕ не хочет спать, а потому что он УЖЕ не хочет спать. Как это происходит? Мы рождаемся с незрелым мозговым аппаратом, но после рождения он развивается с космической скоростью - в него поступают тонны новой информации. Вся информация должна уложиться в мозгу, каким-то образом увязаться друг с другом. Каждые сутки мозг младенца вырабатывает порядка 3 миллионов новых связей. Его мозг работает очень интенсивно, и ему надо отдыхать. Отдых для мозга - это сон. Но мозг не может сам пойти уложить себя спать, он не может, как батарейка, взять и сесть. Он зовет на помощь гормоны стресса, они помогают ему функционировать в этих условиях. Он дает команду щитовидке: а ну, дай-ка мне адреналина и кортизола. Чтобы это произошло, ребенку нужно просто не заснуть вовремя – достаточно 10 минут, получаса, часа (в зависимости от возраста и врожденной степени возбудимости). И механизмы торможения у детей поначалу не работают или работают очень плохо, поэтому им нужна грудь, чтобы взяли на ручки, еще что-то внешнее, чтобы их утихомирить (соска, коляска, и т.д.). Все эти истерики, невозможность заснуть - это адреналин.

Следите за дневным рационом

Этот пункт больше касается младенцев. У младенцев часто бывает так, что в течение дня они недоедают. В районе 6-7 месяцев наступает период, когда есть становится скучно – то дети висели на груди по сорок минут и не отцепишь, а тут 5 минут поели и завертели головой. В этом возрасте происходит очередной скачок развития, они видят гораздо больше вещей, у них появляются новые возможности для исследования, познания мира. Это пересиливает потребность в еде. Заморил червячка и пошел исследовать дальше. Получается, что они днем недоедают, а ночью просыпаются каждый час, чтобы поесть.

Дневной сон должен быть полноценным

Бывает, что днем дети недосыпают, у них накапливается усталость, и к вечеру они слишком возбуждены. Некоторые родители ошибочно предполагают, что если не дать слишком много спать днем, то ночной сон улучшится. Но в результате из-за повышенного уровня гормонов стресса в крови не только заснуть тяжело, но и сон получается некачественный, менее глубокий, поверхностный. Из такого сна легко проснуться. И некоторые просыпаются каждые 10-15 минут.

Давайте детям уставать физически

Есть младенцы, которых столько таскают на руках, что в результате они недостаточно устают физически. Это может стать триггером для поверхностного сна. Мозг должен быть не переутомлен, но тело должно быть уставшим. Перед сном постепенно замедляем темп, заглушаем свет, заранее к нему готовимся.

Проводите время с детьми качественно

Мама с папой приходят с работы вечером, ребенок к ним бросается, перевозбуждается, а дальше понятно – уложить его невозможно. Спать-то он хочет вне зависимости от этого. Мозгу нужно спать, а ребенок хочет тусоваться с родителями. Или еще бывает так: ребенка кладут вовремя, а ночью он просыпается и требует маму или папу. Так он компенсирует отсутствие родителей днем.

Один из самых действенных способов удовлетворить потребности ребенка в том случае, если мы все вынуждены работать - это выделять ему на постоянной основе quality time (время нетто, проведенное с ребенком, без параллельных занятий чем-то еще, включая мобильник). И тут дело не количестве, а в качестве этого проведенного вместе времени. Это может быть и 10 минут, про которые он будет всегда знать, что перед тем, как он идет в ванну, у него есть время с мамой или с папой или с обоими. Это его личное время, он будет знать, что он всегда может на него рассчитывать, и ему не нужно с боем его отвоевывать. Ему не надо будет вести себя так, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы этот момент происходил по инициативе родителя – тогда ребенок видит, что родителям важно это время, проведенное с ним. Такие 10-15 минут в день могут изменить картину.

Бывает, что мамы с детьми проводят круглые сутки (особенно с младенцами), а у детей все равно дефицит внимания. Потому что мама параллельно живет своей жизнью, она закидывает стирку, должна что-то приготовить, а вот она в телефоне что-то смотрит, с кем-то говорит. Нужен пузырь, который создает родитель, в котором есть только он и ребенок. Я считаю, что в такой ситуации родителям стоит попросить помощи в уходе за ребенком или взять няню на часть времени, а то получается, что ребенок с вами постоянно, при этом он должен клянчить ваше внимание. Иногда лучше взять няню или отдать в сад, чтобы потом проводить вместе час в день, но качественно. И ребенок будет доволен, и у вас будет ресурс.

Смените ассоциацию на засыпание

Начиная с 4 до 6 месяцев ребенок уже созрел для того, чтобы самому засыпать (есть достаточно гормона сна). Родители не всегда это знают и продолжают его укачивать, усыплять на груди, с бутылкой, соской, в коляске, в машине. Так возникает ассоциация на засыпание, зависимость. Ребенок тоже не знает, что умеет засыпать самостоятельно, потому что мы не даем ему шанса об этом узнать. Он знает: «я засыпаю только так, чтобы уснуть, мне нужна помощь».

Сон - это самое беззащитное состояние для человека. Для того, чтобы в случае необходимости человек мог защитить себя, сон делится на эпизоды (у взрослых – 1,5-2 часа, у детей до 2-3 лет – 40-60 минут). Между эпизодами сна происходит просыпание, буквально на пару секунд. Мозг в это время находится в режиме бодрствования. Мы это даже не замечаем, поворачиваемся на другой бок и начинаем следующий эпизод. Но если ребенок не умеет засыпать самостоятельно, а тут во время этого просыпания какая-то помеха пробудила его окончательно, ему нужна помощь. А помешать ему может масса внешних и внутренних раздражителей, например, газик в животе, зуб болит, посторонний звук, холодно, жарко, рука застряла между прутьями кровати. Кроме того, его может разбудить смена обстановки. Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на кухне на полу. Так и для ребенка, который уснул на груди, а проснулся в кровати. И тогда начинается ночной марафон.

Важно отметить, что существует метод, когда ребенка оставляют одного “проораться”. Я категорически против его применения. Он работает неплохо, но цена слишком велика – ребенок отчаивается получить необходимую ему помощь, и это может послужить причиной многих психологических проблем. Приучить к самостоятельному засыпанию можно с помощью постепенной и поэтапной замены ассоциации на менее зависимую, в результате чего ребенок засыпает без посторонней помощи.

Учитесь ставить границы (для детей старше года)

Примерно с года (или начала самостоятельной ходьбы) у ребенка происходит огромный скачок и потребность в самостоятельности. Я расту, я взрослый, я сам хочу решать - начинается борьба за власть с родителями. Кто решает, когда ребенок идет спать? Кто решает, какой режим? Что вообще решает сам ребенок? Если ребенок не получает достаточной свободы выбора на свой возраст или получает слишком большую свободу выбора - результат один и тот же. Он не уверен в том, что можно и чего нельзя. И тогда он начинает пробовать проверять все - скандалы в магазине, на площадке, откуда он не хочет уходить. Это не намеренная манипуляция, а изучение ассоциативных связей в жанре "я это не съел, и мама занервничала". Это может происходить вокруг еды, вокруг отправления естественных потребностей, когда мы хотим приучить к горшку, и вокруг сна, потому что мы тоже хотим спать, и у нас терпения меньше. Когда нас разбудили ночью, мы хотим только одного – чтобы это поскорее закончилось, и наши механизмы торможения работают плохо.

Тут важно дать ребенку право выбора (там, где он может взять за него ответственность). Например, право выбрать, какие штаны он наденет –красные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с картошкой? С двух лет можно дать больше выбора: «Смотри, мы идем в душ, тебе надо помыться. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пойти в душ – чтобы нам было в кайф и мы там поиграли, или ты можешь пойти со слезами, но тогда мне придется тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хотела. Что делать, нам нужно в душ. Что ты выбираешь?». Ребенок понимает, что поведение тоже выбирает он, и ему не надо своим поведением выдирать у нас этот контроль.

То же самое с укладыванием на ночь или ночными просыпаниями – если мы не устанавливаем в этом четкие границы, не проговариваем, как все будет происходить, то ребенок начинает тянуть волынку: писать, какать, пить, забыл взять игрушку в кровать или сообщить нечто важное. Если мы ведемся на такое поведение, укладывание может занять и все три часа (реальная цифра из практики).

Готовьтесь к укладыванию заранее

Все должно происходить так, как сказали родители, потому что их словам можно верить. Не в формате «я сказал - ты сделал», нет. А рассказываем ребенку, что сейчас произойдет. «Сейчас мы посмотрим мультик, потом поужинаем, потом мы пойдем в душ, потом будем читать и после сказки ляжем спать. Если мы быстренько все это сделаем, то успеем прочитать целых две сказки». Так ребенок будет знать, чего ему ждать, он знает, какой план. У него есть время к нему привыкнуть.

Тут крайне важно выполнять обещанный план действий. Если мы говорим, что сейчас пойдем в душ, после чего уступаем ребенку и сначала читаем книжку, то он, не будучи уверен в вашем слове, будет продолжать пробовать все больше растягивать эту границу.

И тут не надо советоваться с детьми, спрашивая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нужно, например, такой: ты хочешь спать с мишкой или с самолетиком?

Не перевозбуждайте ребенка

Родитель пришел с работы, очень соскучился, начинает подкидывать ребенка, бегать с ним, "разгуливать" его перед сном. Это плохо сказывается на засыпании и на сне, потому что активные игры вечером повышают адреналин. Постарайтесь играть в спокойные игры - строить конструктор, собирать пазл, рисовать.

Заведите четкий ритуал перед сном

Уход в сон - это своего рода расставание – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое расставание дается ребенку тяжело. Ритуал здесь очень важен. Это несколько действий (в соответствии с возрастом ребенка), которые происходят в определенном порядке, после последнего из которых – только сон. Желательно, чтобы ритуал включал в себя все “причины” отложить момент засыпания – туалет, попить, взять игрушку, почитать книжку. Также в это время детям нужно много физического контакта, объятий, поцелуев, самым последним может быть какой-то ваш особенный поцелуйчик перед сном. Еще важно дать детям ощущение того, что завтра обязательно наступит: «Вот ты проснешься, и мы попрыгаем в сад на одной ножке», «ты проснешься, и к нам придет Петя в гости», «ты проснешься, мы поедем на рынок и приготовим обед». Если после всего этого ребенок продолжает вставать с кровати, приходить к вам и просить еще чего-то, мы просто молча отводим его за руку в кровать (о чем он тоже должен быть предупрежден). Если мы будем последовательны в укладывании и в наших реакциях на их просыпания, то эти "гуляния" довольно быстро прекратятся.

В заключение хочу дать общий совет – если вы чувствуете, что не справляетесь с налаживанием нормального сна ребенка, а значит и всей семьи, обращайтесь за профессиональной помощью. До трех лет у детей развивается до 80% объема головного мозга, и накопленный до этого возраста недосып может оказать пагубное влияние на развитие (и когнитивное, и эмоциональное и физическое) и спровоцировать многие проблемы в будущем.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.

Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.

Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.

Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.

Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.

Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?

Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.

Структура привязанности

Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.

Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.

Первый уровень - привязанность через ощущения

Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.

Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.

К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность

Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.

Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.

Четвертый уровень - привязанность через значимость

Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим , нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.

В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви

Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.

Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность

Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.

Тревога привязанности

Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:

1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.

2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.

3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.

4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.

5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.

6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.

Способы успокоить тревогу ребенка перед сном

Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.

1. Через ощущения

Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.

Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.

Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.

3. Через принадлежность

Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.

4. Через значимость

Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.

5. Через эмоциональную близость

Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.

Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.

6. Через психологическую близость

То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.

Перекрывая время разлуки

Давайте посмотрим, как еще мы можем время разлуки во сне.

Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.

Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.

Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.

Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.

Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.

Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.

В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.

Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.

Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.

Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.

В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.

Что нам мешает уложить ребёнка спать?

Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?

Наши ожидания

Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.

Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру

Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.

Почему у детей возникают проблемы со сном?

Многие родители сталкиваются с проблемой бессонницы у малыша . Казалось бы, ребенок должен спать много и крепко, однако для большинства детей это совсем не так. Существует несколько способов, которые помогут ребенку легко заснуть и не просыпаться в течение ночи.

Постарайся выработать традицию вечернего времяпрепровождения. Это могут быть спокойные игры или сказки на ночь. Если у ребенка сложится представление, что после определенного занятия ему пора засыпать, то ему будет легче это сделать.

Некоторые психологи советуют родителям спать вместе с малышом . Чаще всего, если ребенок спит с родителями, он реже плачет по ночам, ведь, просыпаясь, он оказывается не один в темноте, а рядом с мамой и папой. Однако некоторые врачи, наоборот, высказываются против этой меры, объясняя это тем, что с возрастом ребенку будет труднее привыкнуть спать одному. В любом случае сон в родительской постели не должен стать слишком долгим периодом в жизни малыша, максимум — до 2−2,5 лет.

Еще одна важная мера, которая поможет ребенку спать крепко, а засыпать быстро — это большое количество времени, проведенного на свежем воздухе. В холодное время года прогулки можно заменить активной деятельностью в помещениях, например танцами и подвижными играми. Кстати, чем меньше ребенок будет проводить времени у компьютера или телевизора, тем лучше. Следует также проанализировать, в каких условиях спит ребенок. Выясни, не слишком ли жарко или холодно в его комнате, удобная ли у него пижама, не жесткая ли подушка и так далее. Как только ты сможешь понять причину плохого сна, просто внеси необходимые изменения, и, скорее всего, проблема будет решена.

Кроме того, не стоит забывать, что если в жизни малыша произошли перемены, например, вы всей семьей переехали или ребенок совсем недавно начал спать один, то вполне естественно, что какое-то время он будет испытывать трудности со сном. Все, что необходимо в данном случае, — это терпение и ласка. Как только ребенок привыкнет к новой обстановке, его сон наладится. Если твой малыш уже научился разговаривать, то просто спроси, что мешает ему заснуть. Бывает, что дети боятся темноты или им мерещатся монстры в шкафу и под кроватью. Самому ребенку бывает нелегко преодолеть свой страх, но вместе с тобой он сможет это сделать.

Всегда можно найти собственные методы преодоления бессонницы, ведь каждый ребенок — индивидуальность.

Какие точки массировать?

Главный враг удовольствия – напряжение. Если регулярно массировать нужные точки (30 секунд каждую), твои мышцы и мысли расслабятся.

Читать полностью

Что делать, чтобы сердце было здорово?

Заболевания сердечно-сосудистой лучше заранее проконтролировать, чем потом лечить.

Читать полностью

Что нужно знать об укусе клеща

Пик активности клещей приходится на апрель - май, а значит именно сейчас самое время выяснить, чем опасны эти насекомые для человека и как избежать заболеваний, которые они вызывают.

Читать полностью

Как бороться с авитаминозом?

Просыпаешься с ощущением, будто не спала всю ночь? В зеркале вместо себя видишь что-то серое? К тебе пришел весенний “гость” – авитаминоз.

Читать полностью

Нарушение сна: 10 возможных причин

“Не могу уснуть” и “не могу проснуться” – две самые большие проблемы нашего времени. И обе они довольно легко решаются, поскольку причины их банальны.

Читать полностью

Почему вода полезна для здоровья?

Тело человека на 80% состоит из воды. Cosmo расскажет, почему вода так важна для твоего здоровья.

Читать полностью

Точки на теле, о которых полезно знать

Переела на вечеринке, болит голова после ссоры с любимым или нет сил сделать срочную работу? Исправить ситуацию можно, нажав всего лишь на одну из точек на твоем теле.

Читать полностью

Как предупредить аллергию?

Заложенный нос, чих, красные глаза и опухшие веки. И так каждую весну. Знакомая картина? Ты в числе 25% «счастливчиков», страдающих аллергией на пыльцу.

Читать полностью

Аллергия на пыльцу: что делать?

Прекрасно, когда весна ассоциируется с распустившейся сиренью и прогулками за руку с любимым человеком. Но далеко не для всех это время радости.

Читать полностью

Лечение травами: клевер, ромашка, одуванчик и другие

Фитотерапия – лечение травами – пожалуй, одна из наиболее древних медицинских методик.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Я не хочу спать. Я не сплю на данный момент уже 32 часа. Вообще мой график сна так выглядит практически регулярно. Чаще всего я сплю примерно от 5-7 часов утра до 13-14 дня. Происходит это довольно долго, год, может немного дольше. Но ситуация как сегодня случилась впервые. Проблема в том, что я не хочу спать не физически, а как бы отказываюсь спать "эмоционально". Я бы могла сказать, что я заставляю себя не спать на бессознательном уровне, но я понимаю, что это не так, что я не заставляю себя. Я понимаю это потому, что вот как раз раньше я заставляла себя. А сейчас вот просто не хочу, отказываюсь, не желаю. Как установка на "не сон" в один момент включилась и убрать её не могу. Я не могу понять почему так происходит. Почему вдруг эта установка возникла? Пожалуйста, помогите понять, что с этим делать. Добавить могу только, что редко выхожу на улицу из дома (примерно раз в 2 недели), общаюсь только с родными и близкими (4-5 человек), чаще в общении проявляю раздражительность и гнев, чем спокойствие. Особенно по отношению к родителям, с которыми живу на данный момент. Могу проявлять такое отношение по любому поводу... в плоть до того, что температура в чашке моего кофе неподходящей для меня температуры. Чаще всего такая реакция у меня практически на любой бытовой или личный вопрос. Я думаю, что каждый раз отвечая на какой бы то ни было вопрос, меня не поймут и будут спрашивать снова. Или когда я сама проявляю желание рассказать что-либо тревожащее меня, мои чувства воспринимают несерьезно и с иронией. Не работаю. В основном всё свободное время дома трачу на обучение. В связи с тем, что это дело хочешь не хочешь затягивает, периодически я могу забыть просто покушать. Ну и вообще, часто думаю о своей цели в жизни, потому что осознаю, что никак к ней не продвигаюсь. Травмирующих и беспокойных ситуаций до начала такого образа жизни у меня не было. Ну вот такая общая картинка. Возвращаясь к главному вопросу, по какой причине я отказываюсь спать, добавлю, что я боюсь, что эта ситуация может затянуться. Как с этим справиться? Как действовать? Как убрать эту "установку"?

На вопрос отвечает психолог Вахрушева Надежда Викторовна.

Vera, доброго вам дня!

Вы даже не представляете, сколько людей в нашем обществе мечтают "отоспаться", а всё лишь потому, что их жизненный график настолько насыщенный, что времени на сон не остаётся. Ведь сон - это отдых для организма, а чтобы захотеть отдыхать - нужно устать. Ваше жизненное расписание не создаёт такого чувства усталости.

Больше всего в Вашем вопросе меня смущает Ваше осознание того, что Вы никоим образом не продвигаетесь к своей цели, а только лишь думаете о ней. Любую цель нужно достигать, думами тут не поможешь. Быть может, попытаться хоть что-то сделать в направлении своей цели? Начните хотя бы с составления конкретного плана своих действий, ну, а затем, перейдите к осуществлению этого плана.

Агрессивность, о которой Вы говорите - так же результат "переизбытка" эмоциональных сил организма. Ведь организм живой, в нём есть силы и на движение, и на чувства, и на эмоции (если нет позитивных - появятся негативные). А Вы сознательно лишаете свой организм всего этого! Если оставить всё как есть, рано или поздно Ваш молодой здоровый организм перестанет сопротивляться такому вялому и скучному образу жизни, и со временем "атрофируется".

Однозначно можно сказать, что Вашему организму нужны действия, эмоции и новые впечатления (он не хочет спать - он хочет жить!). Попробуйте дать ему это: начните с ежедневных прогулок, общения с разными людьми, танцев под бодрую музыку, каких-то добрых дел "просто так". И Вы почувствуете, как Вас начнут переполнять позитивные эмоции, организм посетит приятная истома и Вы захотите поспать...



Закрытие ИП