Бичура – центр Бичурского р-на Республики Бурятия. Из истории великого села бичуры

Снимок Бичуры со спутника.

Моё родное село—Бичура. Здесь я родился и вырос. Здесь жили мои далёкие предки. Здесь живут мои родители и дедушка с бабушкой. Моему селу уже 300 лет.
Село Бичура является районным центром Бичурского района Республики Бурятия. Первое упоминание в архивах о селе появилось в 1723 году. Название это происходит, по утверждению лингвистов, от монгольского слова «писура», означающее низкое место, заросли, кусты. Первые казачьи посты появились в Бичуре, Топке, Елани, Сухом Ручье, Буе в 1689 году. Старинные села Буй, Елань, Малый Куналей были вотчинами Троицкого и Посольского монастырей. Окино-Ключи, Билютай, Новосретенка, Мотня, Покровка основаны старообрядцами - семейскими, переселенными по указу Екатерины II от 14 декабря 1762 года из Польши. В 1768 году в Бичуру прибыло 26 семей старообрядцев - 72 человека.

Бичурский район, как административная единица, был образован в феврале 1935 года, объединив села, улусы, деревни, ранее находившиеся в составе трех районов. Села Узкий Луг, Буй, Поселье, Малый Куналей, Бичура входили ранее в состав Малетинского района Читинской области. Все села и улусы, начиная с Топки, Билютая, вплоть до Бичуры относились к Кяхтинскому району, а северные и северо-восточные села - к Мухоршибирскому. На территории района 36 населенных пунктов, в которых проживают русские и буряты, представленные разными этническими общностями. Это потомки хори-бурят, ашбагатов и цонголов, а также русские старообрядцы (семейские) и так называемые сибиряки. В связи с этим исповедуются православная, древлеправославная и буддийская религии. Как и повсюду, в районе проживают отдельные представители и других национальностей. Есть приезжие из стран ближнего зарубежья, из западных и восточных областей России. Согласно Уставу, район имеет наименование Муниципальное образование «Бичурский район». Во главе администрации - Виталий Георгиевич Калашников. На территории района в первые годы Советской власти не было ни одного промышленного и торгового предприятия. Работали всего две маломощные паровые мельницы, да несколько купеческих магазинов. Действовали восемь церквей и два дацана. Первые избы-читальни появились в 20-х годах, а первая стационарная киноустановка - в 1940 году.
В 1935 году в районе насчитывалось 49 коллективных хозяйств в 43-х населенных пунктах. Только в одной Бичуре их было девять. В 1934 году район получил первые 18 тракторов, в 1935 году - 65. Действовало 46 водяных мельниц, две паровые и одна конная. Сегодня экономику района представляют 13 коллективных хозяйств, 13 промышленных и восемь обслуживающих предприятий, 315 фермерских хозяйств. На территории района пять больниц (в том числе четыре участковых), 33 школы, из них 18 средних, 15 детских дошкольных учреждений, Дом детского творчества, Школа искусств, Дом детства в Малом Куналее, 34 клуба, 7 Домов культуры, 30 библиотек, Дом мастера в Хаяне, Районный историко - краеведческий музей им. Широких - Полянского в Бичуре.
В районе с самого его основания издается своя газета, которая сначала имела название «Ленинский путь», а с 1965 года и по сей день называется «Бичурский хлебороб». Периодически я размещаю электронный вариант этой газеты на сайте bichura.ru

ИЗВЕСТНАЯ на всю республику Бичура исстари делилась на старую православную и новую староо6рядческую. В книге Ф.Ф.Болонева говорится: «О новопоселенных в Бичке а документе сказано. «Бичюрской деревни поселенные крестьяне-старообрядцы обьявили следующее: Переселены мы в прошлом 1767 году из Польши, с лежащих во оной рек Сожи и Боха, городов Гоми и Хмельника, мужеска пола 186 и женска 185 душ». Старообрядцы были поселены в двух верстах от православных.
С тех пор пролетело 240 лет... – Что сохранилось с того времени в Бичуре и районе из материального и духовного наследия староверов?
Крепкие большие дома с воротами «под кабаном». Необъятные поля, расположенные самым причудливым образом и на равнине, и на косогорах. Прорытые по всему селу канавы и канавки для полива огородов и покосов. Сохранили еще свой внешний вид, крепкие статные фигуры, русые волосы и синие или серые глава потомки первопроходцев.
Практически не встречаются уже в повседневной жизни женщины в семейских сарафанах, а тем более в кичках. Редко услышишь и типичный говор семейских: смесь древнерусского с польским и бурятским языками... Совсем разучились семейские и молиться То, что не могли сделать с раскольниками царская власть и Православие, легко сделала Советская власть, уничтожив все религии, уничтожила и старую веру.
Справедливым будет отметить, что только благодаря научным изысканиям, благодаря культуре сохранился еще фольклор, предметы быта, бережно собранные доморощенными музеями, костюм. Сохранились даже книги, по которым крестили и отпевали, держали людей вместе с верой старообрядческие попы, уставщики, просто преданные вере люди.
Когда стала можно открыто говорить о семейских, их культуре и религии, стала несмело вначале, а потом все настойчивее высказываться мечта о возрождении старообрядческой церкви. И в 2000 году открылась в Бичуре Древлеправославная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Потянулись в нее люди. Несмело, смущаясь, пытаясь отыскать в глубине души отголоски веры предков. Получается не у всех, но без церкви теперь село немыслимо. Крестят младенцев все чаще, идет и отпевание упокоившихся душ...
Но ярче всего проявляется в людях семейское начало в ходе традиционного фольклорного праздника «Бичурские янтари». Звонко звучат песни, играет гармошка, немыслимо яркие праздничные сарафаны расцвечивают окрестности, звучит забытый говор. Со сцены звучит. Вспоминается забытое, учится молодежь, передает традиции старшее поколение.
Помимо Бичуры семейские поселились приблизительно годом раньше в Окино-Ключах, Билютае и Нижнем Мангиртуе. Сегодня лишь в Нижнем Мангиртуе практически не осталось потомков тех поселенцев. Окино-Ключи и Билютай продолжают сохранять старинные трааиции так же, как и Бичура.
Что стало с Бичурой за эти 240 лет? Разрослись семейские семьи крепким здоровым потомством. Понастроились дома. Разрослось село, удлинились улицы. И теперь многие уже не только в Бурятии, но и за ее пределами знают, что есть на свете Бичура - самое большое село в мире, где живут староверы и стараются не потерять своего лица.
Бичура разрасталась не только улицами.
Настало время, когда трудолюбивым семейским захотелось увеличить свои земельные владения. Началось великое переселение за Хилок: сначала в Новосретенку и Мотню. Затем в Алтачей и Покровку.


Справочная информация о Бичура село закроется автоматически через несколько секунд

У этого термина есть и другие значения , смотри Бичура (значения) .

Бичура - (бур . Бэшрэ) село на юге Республики бур ятии, административный центр Бичурского района (бур . Бэшрэй аймаг). Население по состоянию на 2003 г. составляло 9,7 тыс. человек.

История

Село Бичура было основано в 1767 году, в итоге фермерской колонизации Забайкалья и переселения из Польши особой этнографической группы русских - Семейских.

С 25 по 30 января 1920 года в сле проходил Бичурский съезд советов Прибайкалья. Съезд постановил установить Советскую власть в Прибайкалье. Был избран основной штаб и Центральный Исполнительный Комитет совета рабочих, крестьянских и бурятских депутатов Прибайкалья.

География

Селение расположено вдоль горной речки Бичурки, состоит из нескольких протяжённых улиц, одна из коих Коммунистическая.

Культура

Каждый Г. в Бичуре проводится фестиваль «Бичурские янтари».

В селе работают некое количество фольклорных ансамблей, к примеру «Воскресение» и «Старая Бичура».

Средства массовой инфы

Радио

  • 105,0 Радио Русской Федерации

Знакомую обитатели нашей планеты

  • Хоринская, Елена Евгеньевна - российский поэт, писатель, переводчик. Родилась в селе 30 января 1909 года.

Сантим.. еще

  • Бичурская впадина

Примечания

  1. ^ Савельев Союз рабочих и фермеров спаян кровью, пролитой на фронтах гражданской войны. // Бурят-Монгольская правда. № 050 (1318). 2 марта 1928 года. стр. 3.
  2. ^ Из истории борьбы за Октябрь в Бурятии// Бурят-Монгольская правда. Верхнеудинск. № 251 (1221) 4 ноября 1927 года, стр.2
  • Сайт села Бичура
  • Основатель фестиваля «Бичурские янтари»
  • Официальный сайт Администрации Бичурского района
  • Семейские - староверы Забайкалья

Категории:
  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 1767 году
  • Населённые пункты Бичурского района Бурятии
Скрытые категории:
  • Населённые пункты без почтового индекса
  • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
  • Википедия:Абсолютно короткие статьи
  • Википедия:Статьи без ударений

В 1871 г. - П.А. Ровинский, в 1919 г. - А.М. Селищев и многие другие. В наше время уникальный материал по Мухоршибирской, а затем Куналейской волостям, в состав которых входила Бичура, собран крупнейшим исследователем старообрядчества Ф.Ф. Болоневым . Им обнаружен архивный документ, в котором семейские указывают год поселения в Бичуре – 1768 г. 26 семей в числе 70 душ муж. и 66 жен. пола. Ценные сведения содержатся у П.А. Ровинского о том времени: «Семейские из первой партии прибывших были поселены наперво по речке Иро слободой под названием Покровского села. А потом снова переведены, а, по мнению самих бичурян, перешли сами на речку Бичуру в Бичурскую деревню. В то время как Урлук уже наслаждался плодами трудов своих, Джидинские семейские стали селиться на Бичуре.

В январе 1795 г. в Бичуре проживало уже 186 душ мужского пола и 185 женского, всего 371 человек в 31 доме. Не страшил их никакой труд и борьба с природой, не встретили они сопротивления в русских посельщиках, сначала жили в какой-то трущобе, в самом тесном месте Бичурской долины, среди болот, почему и названа эта часть Грязнухой. Из документов следует, что в 1798 г. еще не было семейских на средней Бичурке, а в 1801 г. видно, что они там уже были. Первоначально они занимали противоположную православным сторону реки. С ростом численности населения и урегулированием земельных споров был освоен и другой берег. Нелегко уступала им свои права природа, то побило молодые всходы, то напала саранча и у одних Бичурских съела 550 десятин разного хлеба, то погода помешала убрать хлеб, упал снег. К этому присоединилось междуусобие. А тут еще и горе умер священник, нового добывать нужно из России… придется жить без благодати. Несмотря на все трудности уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи, всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. Занимались бичурцы в основном хлебопашеством, овощеводством, меньше животноводством. Сеяли яровую рожь,пшеницу, овес, гречиху, коноплю, с одной десятины получали до 70-80 пудов зерна, иногда и по 100 пудов. Вели добычу кедрового ореха, гнали смолу, деготь.В таежных урочищах печи курились весь теплый сезон. Продукцию вывозили в Верхнеудинск, Кяхту, Петровский Завод, сплавляли по Хилку. Быстро росло семейское население в Бичуре, в 1808 г. - 610 человек, в 1825 г. – 1069 в 150 домах;оно увеличивалось естественным путем. Ссыльные в крае, как правило, приписывались к православным. В 1860 г. в Бичуре было уже старообрядцев 2436 человек. Такого высокого прироста не было отмечено нигде во всей истории народов и селений Сибири.

В 1869 г. возник раздел земель у крестьян Бичуры ввиду отделения в особое общество 60 человек православных, с этого времени большая часть селения стала именоваться Новобичурским, а меньшая Старобичурским, каждое было под управлением своего сельского старшины. Ввиду смешанности, чересполосице земель православных и староверов, те и другие ходатайствовали об их переделе. Передел земель производился по распоряжению Главного заседателя III участка Верхнеудинского округа Маскова».

Любопытное описание Бичуры и ее населения в 1871 г. содержится в трудах П.А. Ровинского. «Откуда бы вы не ехали в Бичуру: из Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту или от Кяхты, вам придется ехать сплошь между хребтами. На широкой и ровной плоскости длинной полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно, только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен в 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переездами из плах и досок. На всем протяжении реки работают более 20 мельниц. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четырехугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же телятники. Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила, где просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба. Как все великорусские селенья, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже палисадничками. Ни одного деревца, ни на улице, ни во дворе. На первого Спаса был у них крестный ход на воду. Чуть ли не целую ночь шло у них моленье в доме; только что солнышко выкатилось из-за гор, все пошли на реку. Народу было не меньше тысячи, все от мала до велика. Пелось и читалось страх как много! Более 20 дьяков прислуживали священнику и составляли хор певчих. Когда погрузили крест в воду весь народ кинулся в реку. На приобретение священников бичурцы тратили значительные суммы и привозили их из Москвы. Священники скрывались от полиции, тайком объезжали свою паству и совершали требы, кроме того были под беспрестанным наблюдением своих старообрядцев».

Со второй половины XIX и на начало XX в. в связи с существенным увеличением старообрядческого населения в селе в архивных документах ГАИО и НАРБ содержится огромное количество межевых дел о разделе хлебопахотных и сенокосных угодий. Здесь же содержится ходатайство доверенного 19 домохозяев крестьян Бичурского селения Акиндина Павлова о разрешении образовать новое селение в местности по речке Хилку (НАРБ. Ф. 29. Оп. 1. д. 315). Селищев А.М., побывав в семейских селах района в 1919 г., отмечал: «Прежде всего в каждом селе от каждого собеседника я слышал неизбежную жалобу на недостаток земли. От старика до парнишки все в один голос вопили: земли мало, земли дайте. Сена не хватает, и эти вопли не жадность семейских. С землей обстоит у них неблагополучно. Посевная площадь недостаточна. На душу приходится от 2 - 2,3 до 5 десятин (редко). Есть и такие села, где душевой надел удобной пахотной земли меньше 2 десятин. Так, например, в Билютом (Окино-Ключеской волости), по данным 1914 г., пахотной земли 711 десятин, число мужских душ 452. В начале XX в. часть населения Бичуры из-за недостатка земель откочевала на Амур. Отпочковались новые села Мотня, Новосретенка, Петропавловка, Покровка. При том, население самой Бичуры продолжало интенсивно расти. На начало 1919 г. в селе проживало около 7000 человек в 1113 дворах. Начало XX в. исследователями отмечено как время проникновения новых веяний в жизнь семейских. В 1920 г. в селе проходил Бичурский съезд советов. Съезд постановил установить Советскую власть в Прибайкалье.

В условиях советской и постсоветской России в жизни семейских произошли весьма существенные изменения. Среди них раскрестьянивание, репрессии, лишившие деревни большинства духовных лидеров и традиций ведения хозяйства, создание агропромышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, промышленное строительство и т.д. Традиция уходила в прошлое с каждым новым поколением, нивелировка образа жизни, культуры в советский период привела к модернизации жизни старообрядцев Бичуры. В годы Советской власти в связи с созданием в селах промышленных предприятий, таких, как промкомбинаты, кондитерские фабрики, лесничества и т.д., хлынул в села приток специалистов, по происхождению не семейских. Вступая в брак с семейскими, они не только оказывали влияние на их семейный быт и культуру, но и обогащали свои представления и понятия.

В 1948 г. в Бичуре проживало 7009 чел., столько же сколько и в 1920 г. В послевоенный период население росло, но значительную роль на его рост оказывали миграции в городскую местность сельского населения. К 1970 г. – 10078 чел. В 1995 г. в Бичуре проживало 11783 человека. Это максимальный показатель количества населения села за весь период его существования. С 1996 г. наблюдается убыль населения. Сегодня село Бичура остается самым крупным семейским селом с самым длинным в мире сельским проспектом (ул. Московская, Большая, ныне ул.Коммунистическая), занесенным в Книгу рекордов Гиннеса. По-прежнему большинство населения здесь составляют семейские.

(Я) Координаты : 50°35′11″ с. ш. 107°35′50″ в. д.  /  50.5864000° с. ш. 107.597472° в. д.  / 50.5864000; 107.597472 (G) (Я)

Основан Население Национальный состав

русские, буряты

Конфессиональный состав

старообрядцы, православные, буддисты

Названия жителей Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО
К:Населённые пункты, основанные в 1767 году

География

Расположено по берегам речки Бичуры (от диал. бур. писуурэ - «заросли в низине »), недалеко от её впадения в Хилок . Селение имеет ширину до 4 км, протягиваясь по долине Бичуры на 11 км с юго-востока на северо-запад, где крайние дома села отстоят от берега Хилка в одном километре. По центральной части села с востока на запад проходит региональная автодорога Р441 Мухоршибирь - Бичура - Кяхта (в селе идёт по улице Советской), делящая поселение на две части - южную, находящуюся в межгорной долине отрогов Малханского хребта , и северную, где речка Бичура выходит в долину реки Хилок .

История

В наше время уникальный материал по Мухоршибирской, а затем Куналейской волостям, в состав которых входила Бичура, собран крупнейшим исследователем старообрядчества Ф. Ф. Болоневым . Им обнаружен архивный документ, в котором семейские указывают год поселения в Бичуре - , в количестве 26 семей, в их числе 70 душ мужского и 66 женского пола. Ценные сведения содержатся у П. А. Ровинского о том времени: «Семейские из первой партии прибывших были поселены наперво по речке Иро слободой под названием Покровского села. А потом снова переведены, а, по мнению самих бичурян, перешли сами на речку Бичуру в Бичурскую деревню. В то время как Урлук уже наслаждался плодами трудов своих, Джидинские семейские стали селиться на Бичуре. В январе 1795 г. в Бичуре проживало уже 186 душ мужского пола и 185 женского, всего 371 человек в 31 доме. Не страшил их никакой труд и борьба с природой, не встретили они сопротивления в русских посельщиках, сначала жили в какой-то трущобе, в самом тесном месте Бичурской долины, среди болот, почему и названа эта часть Грязнухой. Из документов следует, что в 1798 г. ещё не было семейских на средней Бичурке, а в 1801 г. видно, что они там уже были. Первоначально они занимали противоположную православным сторону реки. С ростом численности населения и урегулированием земельных споров был освоен и другой берег. Нелегко уступала им свои права природа, то побило молодые всходы, то напала саранча и у одних Бичурских съела 550 десятин разного хлеба, то погода помешала убрать хлеб, упал снег. К этому присоединилось междуусобие. А тут ещё и горе - умер священник, нового добывать нужно из России… придется жить без благодати. Несмотря на все трудности уже через тридцать-сорок лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи, всюду, даже на горных склонах, раскинулись пашни, и переселенцы смогли не только прокормить себя, но и сравнительно дешево продавали излишки муки. Занимались бичурцы в основном хлебопашеством, овощеводством, меньше животноводством. Сеяли яровую рожь, пшеницу, овес, гречиху, коноплю, с одной десятины получали до 70-80 пудов зерна, иногда и по 100 пудов. Вели добычу кедрового ореха, гнали смолу, деготь. В таежных урочищах печи курились весь теплый сезон. Продукцию вывозили в Верхнеудинск, Кяхту, Петровский Завод, сплавляли по Хилку. Быстро росло семейское население в Бичуре, в 1808 г. - 610 человек, в 1825 г. - 1069 в 150 домах;оно увеличивалось естественным путём. Ссыльные в крае, как правило, приписывались к православным. В 1860 г. в Бичуре было уже старообрядцев 2436 человек. Такого высокого прироста не было отмечено нигде во всей истории народов и селений Сибири. В 1869 г. возник раздел земель у крестьян Бичуры ввиду отделения в особое общество 60 человек православных, с этого времени большая часть селения стала именоваться Новобичурским, а меньшая Старобичурским, каждое было под управлением своего сельского старшины. Ввиду смешанности, чересполосице земель православных и староверов, те и другие ходатайствовали об их переделе. Передел земель производился по распоряжению Главного заседателя III участка Верхнеудинского округа Маскова».

Любопытное описание Бичуры и её населения в 1871 году содержится в трудах П. А. Ровинского. «Откуда бы вы не ехали в Бичуру: из Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту или от Кяхты , вам придется ехать сплошь между хребтами. На широкой и ровной плоскости длинной полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от неё в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно, только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен в 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переездами из плах и досок. На всем протяжении реки работают более 20 мельниц. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четырехугольники зелёного цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зелёного огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же телятники. Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила, где просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба. Как все великорусские селенья, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже палисадничками. Ни одного деревца, ни на улице, ни во дворе. На первого Спаса был у них крестный ход на воду. Чуть ли не целую ночь шло у них моленье в доме; только что солнышко выкатилось из-за гор, все пошли на реку. Народу было не меньше тысячи, все от мала до велика. Пелось и читалось страх как много! Более 20 дьяков прислуживали священнику и составляли хор певчих. Когда погрузили крест в воду весь народ кинулся в реку. На приобретение священников бичурцы тратили значительные суммы и привозили их из Москвы. Священники скрывались от полиции, тайком объезжали свою паству и совершали требы, кроме того были под беспрестанным наблюдением своих старообрядцев».

Со второй половины XIX и на начало XX веков в связи с существенным увеличением старообрядческого населения в селе в архивных документах ГАИО и НАРБ содержится огромное количество межевых дел о разделе хлебопахотных и сенокосных угодий. Здесь же содержится ходатайство доверенного 19 домохозяев крестьян Бичурского селения Акиндина Павлова о разрешении образовать новое селение в местности по реке Хилок(НАРБ. Ф. 29. Оп. 1. д. 315). А. М. Селищев, побывав в семейских сёлах района в 1919 году, отмечал: «Прежде всего в каждом селе от каждого собеседника я слышал неизбежную жалобу на недостаток земли. От старика до парнишки все в один голос вопили: земли мало, земли дайте. Сена не хватает, и эти вопли не жадность семейских. С землей обстоит у них неблагополучно. Посевная площадь недостаточна. На душу приходится от 2 - 2,3 до 5 десятин (редко). Есть и такие села, где душевой надел удобной пахотной земли меньше 2 десятин».
Так, например, в Билютом (Окино-Ключеской волости), по данным 1914 года, пахотной земли 711 десятин, число мужских душ 452. В начале XX века часть населения Бичуры из-за недостатка земель откочевала на Амур . Отпочковались новые села Мотня , Новосретенка , Петропавловка , Покровка . При том, население самой Бичуры продолжало интенсивно расти. На начало 1919 года в селе проживало около 7000 человек в 1113 дворах. Начало XX века исследователями отмечено как время проникновения новых веяний в жизнь семейских.

В 1920 году в селе проходил Бичурский съезд советов. Съезд постановил установить Советскую власть в Прибайкалье.

В условиях советской и постсоветской России в жизни семейских произошли весьма существенные изменения. Среди них раскрестьянивание, репрессии, лишившие деревни большинства духовных лидеров и традиций ведения хозяйства, создание агропромышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, промышленное строительство и т. д. Традиция уходила в прошлое с каждым новым поколением, нивелировка образа жизни, культуры в советский период привела к модернизации жизни старообрядцев Бичуры. В годы Советской власти в связи с созданием в сёлах промышленных предприятий, таких, как промкомбинаты, кондитерские фабрики, лесничества и т. д., хлынул приток специалистов, по происхождению не семейских. Вступая в брак с семейскими, они не только оказывали влияние на их семейный быт и культуру, но и обогащали свои представления и понятия.

В 1940 году открыт Бичурский маслозавод. Опытные посевы сахарной свеклы были произведены в 1940 году. В 1942 году началось её промышленное выращивание и летом этого года основан сахарный завод .

Население

На сегодняшний день большинство населения по-прежнему здесь составляют семейские .

Инфраструктура

Центральная районная больница, 4 средних общеобразовательных школы, начальная школа, 4 детских сада, почтовое отделение, Дом культуры, детская школа искусств, дом детского творчества, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский социально-реабилитационный центр «Улыбка».

Экономика

  • ООО «Бичурский маслозавод»

Культура

Ежегодно в Бичуре проводится фестиваль «Бичурские янтари». В селе работают несколько фольклорных ансамблей, такие как «Воскресение», «Старая Бичура», детский образцовый семейский ансамбль «Васильки».

Историко-краеведческий музей имени С. Ю. Широких-Полянского, школьный краеведческий музей «Родина».

Средства массовой информации

Радио Газета
  • «Бичурский хлебороб»

Достопримечательности

Известные люди

  • Соломенников Ефим Иванович (1898-1986) - Герой Советского Союза. Жил и умер в Бичуре.
  • Хоринская Елена Евгеньевна (1909-2010) - советский поэт, писатель, переводчик. Родилась в Бичуре.

Напишите отзыв о статье "Бичура (Бурятия)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бичура (Бурятия)

Разговор был самый простой и незначительный. Они говорили о войне, невольно, как и все, преувеличивая свою печаль об этом событии, говорили о последней встрече, причем Николай старался отклонять разговор на другой предмет, говорили о доброй губернаторше, о родных Николая и княжны Марьи.
Княжна Марья не говорила о брате, отвлекая разговор на другой предмет, как только тетка ее заговаривала об Андрее. Видно было, что о несчастиях России она могла говорить притворно, но брат ее был предмет, слишком близкий ее сердцу, и она не хотела и не могла слегка говорить о нем. Николай заметил это, как он вообще с несвойственной ему проницательной наблюдательностью замечал все оттенки характера княжны Марьи, которые все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо. Николай, точно так же, как и княжна Марья, краснел и смущался, когда ему говорили про княжну и даже когда он думал о ней, но в ее присутствии чувствовал себя совершенно свободным и говорил совсем не то, что он приготавливал, а то, что мгновенно и всегда кстати приходило ему в голову.
Во время короткого визита Николая, как и всегда, где есть дети, в минуту молчания Николай прибег к маленькому сыну князя Андрея, лаская его и спрашивая, хочет ли он быть гусаром? Он взял на руки мальчика, весело стал вертеть его и оглянулся на княжну Марью. Умиленный, счастливый и робкий взгляд следил за любимым ею мальчиком на руках любимого человека. Николай заметил и этот взгляд и, как бы поняв его значение, покраснел от удовольствия и добродушно весело стал целовать мальчика.
Княжна Марья не выезжала по случаю траура, а Николай не считал приличным бывать у них; но губернаторша все таки продолжала свое дело сватовства и, передав Николаю то лестное, что сказала про него княжна Марья, и обратно, настаивала на том, чтобы Ростов объяснился с княжной Марьей. Для этого объяснения она устроила свиданье между молодыми людьми у архиерея перед обедней.
Хотя Ростов и сказал губернаторше, что он не будет иметь никакого объяснения с княжной Марьей, но он обещался приехать.
Как в Тильзите Ростов не позволил себе усомниться в том, хорошо ли то, что признано всеми хорошим, точно так же и теперь, после короткой, но искренней борьбы между попыткой устроить свою жизнь по своему разуму и смиренным подчинением обстоятельствам, он выбрал последнее и предоставил себя той власти, которая его (он чувствовал) непреодолимо влекла куда то. Он знал, что, обещав Соне, высказать свои чувства княжне Марье было бы то, что он называл подлость. И он знал, что подлости никогда не сделает. Но он знал тоже (и не то, что знал, а в глубине души чувствовал), что, отдаваясь теперь во власть обстоятельств и людей, руководивших им, он не только не делает ничего дурного, но делает что то очень, очень важное, такое важное, чего он еще никогда не делал в жизни.
После его свиданья с княжной Марьей, хотя образ жизни его наружно оставался тот же, но все прежние удовольствия потеряли для него свою прелесть, и он часто думал о княжне Марье; но он никогда не думал о ней так, как он без исключения думал о всех барышнях, встречавшихся ему в свете, не так, как он долго и когда то с восторгом думал о Соне. О всех барышнях, как и почти всякий честный молодой человек, он думал как о будущей жене, примеривал в своем воображении к ним все условия супружеской жизни: белый капот, жена за самоваром, женина карета, ребятишки, maman и papa, их отношения с ней и т. д., и т. д., и эти представления будущего доставляли ему удовольствие; но когда он думал о княжне Марье, на которой его сватали, он никогда не мог ничего представить себе из будущей супружеской жизни. Ежели он и пытался, то все выходило нескладно и фальшиво. Ему только становилось жутко.

Страшное известие о Бородинском сражении, о наших потерях убитыми и ранеными, а еще более страшное известие о потере Москвы были получены в Воронеже в половине сентября. Княжна Марья, узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений, собралась ехать отыскивать князя Андрея, как слышал Николай (сам же он не видал ее).
Получив известие о Бородинском сражении и об оставлении Москвы, Ростов не то чтобы испытывал отчаяние, злобу или месть и тому подобные чувства, но ему вдруг все стало скучно, досадно в Воронеже, все как то совестно и неловко. Ему казались притворными все разговоры, которые он слышал; он не знал, как судить про все это, и чувствовал, что только в полку все ему опять станет ясно. Он торопился окончанием покупки лошадей и часто несправедливо приходил в горячность с своим слугой и вахмистром.
Несколько дней перед отъездом Ростова в соборе было назначено молебствие по случаю победы, одержанной русскими войсками, и Николай поехал к обедне. Он стал несколько позади губернатора и с служебной степенностью, размышляя о самых разнообразных предметах, выстоял службу. Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.
– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.
Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из под шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви.
Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.
– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.
Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.
– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай. – Надо надеяться на лучшее, и я уверен…
Княжна Марья перебила его.
– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.



Закрытие ИП