Судостроительные предприятия крыма контакты. Военное судостроение возобновлено в крыму

Для обслуживания Черноморского флота на полуострове был создан ряд крупных производств, выпускавших как военную технику, так и продукцию двойного назначения. Однако после распада СССР спрос на продукцию отрасли значительно снизился, и до сих пор остается на достаточно низких уровнях. Часть судостроительных производств переориентировалась на экспорт, часть начала выпускать яхты и гражданские суда, заниматься ремонтом, однако большинство производств имеют загрузку лишь на уровне 5-15%.

Одним из крупнейших судостроительных производств полуострова является керченский завод «Залив», контролируемый бизнесменом К. Жеваго (являющийся также совладельцем заводов Bergen Group в Норвегии). Завод был основан в 1938 г., в 1940-1950-х гг. завод специализировался на строительстве малых торпедных катеров, морских тральщиков, барж, а также рыболовных ботов. В 1960-х гг. завод приступил к строительству танкеров (в 1964 г. на воду был спущен танкер водоизмещением в 22 тыс. т.), позднее завод перешел к серийному строительству танкеров типа «Крым» и Рапатах (дедвейт 65 тыс. т.). Кроме того, предприятие специализировалось на строительстве военных судов (морские фрегаты), а также техники для нефтегазового комплекса (был построен ряд морских нефтедобывающих платформ для Вьетнама).

Начиная с 1992 г. завод переориентировался на экспортные заказы — сейчас суда поставляются в Норвегию, Грецию и ряд других стран. Ежегодно строится до 3-4 корпусов сухогрузов контейнеровозов дедевейтом до 8 тыс. т., ремонтируется до 35 судов различных классов. Завод также имеет наработки в строительстве морских нефте- и газодобывающих платформ. В середине 2013 г. финансовое положение предприятия резко ухудшилось — в июле был выполнен последний заказ (поставка судно снабжения оффшорных платформ для голландской Damen Shipyards Bergum B.V.), новые заказы получить заводу не удалось, сейчас он фактически простаивает, лишь выполняя ремонтные работы. После возникновения проблем на заводе «Залив» К. Жеваго подписал соглашение о покупке норвежских верфей Fosen и BMV, что, впрочем, не привело к улучшению ситуации на предприятии.

Другим крупным судостроительным предприятием Крыма является Севастопольский морской завод (Севморзавод), основанный ещё в 1783 г. для обслуживания Черноморского флота России и вплоть до начала 1990-х гг. остававшийся базовым предприятием ЧФ. В 1990-х гг. объемы выпуска резко сократились из-за отсутствия военных заказов, завод был вынужден переориентироваться на ремонт коммерческих судов. Сейчас завод ремонтирует суда для российских, украинских, греческих, болгарских компаний. Кроме того, предприятие сохраняет позиции на рынке ремонта военных судов, обслуживая ВМС (так, в 2012 г. «Севморзавод» выиграл тендер на ремонт флагмана украинского флота «Гетман Сагайдачный»), в то же время значимых заказов от Черноморского флота России заводу в последние годы получить не удавалось.

В 2010 г. после корпоративного конфликта контроль над заводом перешел к украинскому бизнесмену П. Порошенко (принадлежит 60% акций), однако это не привело к улучшению финансового положения предприятия. За 2011-2012 гг. объем капиталовложений в развитие завода составил лишь 0,5 млрд руб. (на ремонт основных фондов было направлено 0,02 млрд руб.), на заводе работает всего 350 чел. (в советское время было занято 15 тыс. работников), а средняя зарплата составляет лишь 12 тыс. руб. Кроме того, в Крыму расположен ряд других крупных судостроительных заводов, включая феодосийское ПО «Море», специализирующееся на производстве быстроходных пассажирских газотурбоходов на подводных крыльях типа «Циклон» и «Ракета».

По мнению Главы Республики Крым Сергея Аксёнова, в Крыму происходит возрождение судостроительной промышленности, и флагманами этой отрасли станут судостроительные заводы «Море» и «Залив».


Об этом Глава республики заявил во время закладки малого ракетного корабля нового поколения «Шторм» проекта 22800 в корпусно-сборочном цехе судостроительного предприятия «Море» в Феодосии, передает корреспондент 3652.ru.


Почётное право установить памятную закладную доску нового корабля было предоставлено Министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Олегу Белавенцеву, Главе Республики Крым Сергею Аксёнову, командующему Черноморским флотом России Александру Витко, директору судостроительного завода «Море» Олегу Зачиняеву.


Выступая перед присутствующими на торжественной церемонии, Мантуров отметил, что заводу «Море» за короткий промежуток времени удалось интегрироваться в общую систему оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. «Это предприятие в состоянии выполнять масштабные заказы. Сегодня благодаря инвестору – а в дальнейшем акционеру (компания «Пелла», Санкт-Петербург) – идёт интенсивный процесс его модернизации. В этом году мы должны завершить первый этап реконструкции, второй этап будет обеспечен до 2020 года», – сказал министр.


Аксёнов подчеркнул, что промышленные предприятия региона получили возможность восстановиться только благодаря воссоединению республики с Российской Федерацией. «Украинское руководство планировало на месте этого завода всё что угодно, от овощебазы до лодочной станции, но только не возрождение. Сегодня возрождается промышленность в целом, а судостроительная – в особенности. Проделана колоссальная работа Министерством промышленной политики Российской Федерации, Министерством обороны, местными властями. Заводы «Залив» и «Море» станут основными предприятиями, которые будут выполнять оборонные и гражданские госзаказы. Они модернизируются, за счёт их загрузки получит работу ещё ряд крымских предприятий, которые задействованы в различных технологических цепочках. Так что для нас это знаковое событие», – сказал Глава Крыма.


В комментарии журналистам Аксёнов добавил, что со временем планируется вернуть в штат тех специалистов завода, которые уехали работать в другие регионы страны. «Мы разговаривали с директором предприятия – у многих специалистов, которые ранее уехали на материковую часть России, есть планы по возвращению. Однако они все граждане Российской Федерации и имеют право выбирать работу на просторах всей страны. Но мы будем рады возвращению хороших специалистов, крымчан, на родную землю. Лично буду благодарен всем, кто вернётся», – пояснил Глава республики.


По информации директора завода Олега Зачиняева, срок строительства корабля составит около двух лет. На сегодняшний день на заводе работает 676 человек. С нового года штат пополнился 117 специалистами, 92 из которых рабочие. До конца года планируется выйти на плановые показатели в 700 работников.

После 2020 года программа вооружений в России начнет сокращаться. И предприятия, заточенные на обслуживание оборонной промышленности, должны уже сегодня думать о расширении "гражданского" производства. Об этом заявил вице-премьер России Дмитрий Рогозин, находясь в Крыму и рассматривая остатки некогда мощного и перспективного судостроительного завода "Море", что в Феодосии.


Судостроительный завод "Залив" (Крым, г.Керчь)

Судостроение в Крыму

По его словам, специализация завода "Море" и феодосийского кораблестроения в целом позволит разместить в Крыму гражданские заказы, прежде всего, для туристической сферы.

О том, в каком состоянии на сегодняшний день находится судостроительная отрасль в Крыму и в каком направлении будет развивать ее Россия, "Правда.Ру" спросила председателя Общероссийского движения поддержки флота Михаила Ненашева.

Эксперт отметил, что за годы, пока полуостров находился в составе Украины, судостроительная отрасль была основательно запущена: не производились текущие ремонты, не обновлялась техника. "Украинский период привел к окончательной остановке судостроения и судоремонта в Крыму", — констатирует Михаил Ненашев.

Поэтому сегодня задача номер один для России — восстановить разрушенные предприятия. Как известно, большинство крымских заводов были взяты под опеку предприятиями из других регионов России. Сегодня они все будут инвестировать в реконструкцию и модернизацию крымских заводов, возможно, где-то производство будет расширяться. И только после этого речь уже пойдет о непосредственном строительстве и ремонте кораблей на этих заводах.

С присоединением Крыма в состав России судостроительная отрасль полуострова вновь ожила. Как отмечают эксперты, украинский период практически добил ее, поэтому одна из основных задач России заключается в восстановлении разрушенных предприятий и перезапуске производственных мощностей.

Восстановление судостроительных заводов

Независимый эксперт в области кораблестроения Евгений Лисовский в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что судоремонтные заводы при Украине перепрофилировались под перевалочные мощности. «Через Севастополь, например, переваливалось украинское зерно и металлопродукция. Текущие ремонтные работы практически не производились, техника не обновлялась, судостроительные предприятия в буквальном смысле разваливались.

Сейчас Россия активно инвестирует в восстановление этих заводов, модернизацию оборудования и . А восстанавливать в Крыму действительно нужно много. В первую очередь я бы отметил Севастопольский морской завод, который сегодня считается филиалом северодвинской «Звездочки». Для замены оборудования и восстановления мощности там требуется миллиарды рублей.

До эпохи украинского безвременья его главным направлением было строительство плавучих кранов, которые используют при строительстве мостов, а также для разгрузки и погрузки кораблей. Сейчас направление восстанавливается, и одним из заказчиков выступают строители Керченского моста. Еще одно направление Севастопольского завода – это ремонт судов», - комментирует наш собеседник.

Заказы крымских судостроительных заводов

Еще одно предприятие, специализирующееся на ремонте морских судов, находится в Керчи. Судостроительный завод «Залив» занимает площадь в 140 гектаров и является одним из крупнейших в Восточной Европе.

«Среди основных преимуществ «Залива» - выход к морю. За его богатую историю там было построено несколько сотен кораблей, включая супертанкеры типа «Крым» и «Победа», серию сторожевых кораблей, а также первое в мире ледокольное транспортное судно с атомной энергетической установкой, так называемый лихтеровоз.

С присоединением Крыма в состав России судостроительная отрасль полуострова вновь ожила

Корабль известен под названием «Севморпуть». Он способен транспортировать грузы во льдах толщиной до одного метра. На заводе также строят корабли и для нефтегазового сектора. Мощности «Залива» на сегодня позволяют строить полнокомплектные суда любого размера и сложности, а продукция завода хорошо известна во всем мире: она эксплуатируется в различных странах – от Германии до Норвегии.

Судостроительный завод есть и в Феодосии. Он производит не только гражданскую, но и военную продукцию. В советское время на нем выпускались десантные и противолодочные корабли, после присоединения Крыма его мощности вновь заработали, и он получил заказа от военных на производство малых ракетных кораблей «Каракурт», стреляющих знаменитыми «Калибрами». Сейчас предприятие загружено заказами на пять лет вперед», - продолжает Лисовский.

Если рассматривать судостроительную и судоремонтную отрасль Крыма в комплексе, то она сейчас испытывает небывалый подъем. Предприятия практически всех профилей, начиная от грузового, и заканчивая рыболовецким имеют заказы и продолжают модернизировать свою производственную базу. И возможности крымских заводов в будущем будут только расти.



Касса