Сады англии и садовая выставка в челси

Сто лет назад на лужайке у Королевского госпиталя в лондонском Челси прошла первая выставка цветов. Тогда вся она уместилась в одном шатре. Век спустя флористическое шоу - главное садоводческое событие года в Британии - проводится на том же месте. Свободной площади в этом районе Лондона немного, но энтузиасты и слышать не хотят о возможности провести выставку где-нибудь еще. Она открывает серию летних светских развлекательных мероприятий в Великобритании - так называемый «Лондонский сезон». Цветочную выставку обязательно посещает королева в сопровождении своей семьи. Челси традиционно собирает представителей высшего света и множество звезд шоу-бизнеса. В честь круглой даты британский художник Марк Куинн создал скульптуру в виде огромной разноцветной орхидеи. Получилось не так эпатажно, как некоторые его работы, зато ярко.

Участие в выставке считается наивысшей мерой признания таланта цветоводов. Российскую делегацию в этом году представляли Президент Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии (ГИПЛИ) Карина Лазарева (единственный российский золотой призер премии Chelsea Flower Show 2006) и Ирина Савватеева, президент Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ).

Вся выставка делится на две основные части: дизайнерские сады, в которых демонстрируются творческий поиск, мысль, концепция и основной павильон, где представлены лучшие цветы и растения года. среди них критики особо отметили нежно-розовую розу Albrighton Rambler. Лучшим растением выставки в Челси судьи признали вечнозелёный кустарник семейства барбарисовых магонию прицветниковую (Mahonia eurybracteata).

На что только не идут садовники, чтобы привлечь внимание фотографов и публики: декорируют цветами Mini Cooper и одевают моделей в платья и шляпы из трав. Одной из главных сенсаций 2013-ого стало неожиданное новшество: впервые и лишь по случаю юбилея на выставку были допущены... садовые гномы! Правила, установленные Королевским садоводческим обществом, вплоть до нынешнего сезона строго запрещали присутствие в Челси гномов, считавшихся признаком дурного вкуса.

В том, что касается стилистических веяний, здесь царила полная свобода. На шоу в Челси были разбиты и регулярные мини-парки и нарочито дикие лужайки, покрытые искусно подобранной смесью разнотравья. Всего на юбилейной сотой выставке цветов в Челси показали свои работы 550 участников. В числе их творений около 150 выставочных стендов, 19 композиций и клумб, а также 15 садов. Проекты рассматриваются в различных номинациях.

Лучшим в главной номинации выставки - Шоу-сады (Show Gardens) - признали Австралийский сад Trailfinders, придуманный Филлипом Джонстоном (Phillip Johnston). Впервые за девять лет присутствия на Челси австралийская команда удостоилась столь высокой награды. Сад демонстрирует возможности устойчивого озеленения австралийской городской среды. Он расположен рядом с биллабонгом, то есть по-австралийски сухим руслом реки, которое наполняется водой только в сезон дождей, и шумным водопадом. В этом пейзаже сочетаются посадки, соответствующие разным климатическим условиям страны – от пышных папоротников влажных зон до птилотусов, "лапок кенгуру" и бутылочных деревьев засушливых областей. "Цветок" из стекла и металла – единственное, что отличает от диких зарослей.

Новая номинация 2013 года - "Место отдыха ремесленника" (Artisan Retreats). Это сад, в котором дизайнеры предлагают идеи для жилой площади вне помещения. Награда за лучший сад ремесленника (Best Artisan Garden) была присуждена японскому саду "Альков" (Tokonoma) японского мастера Казуюки Ишихара, где центральным элементом стала комната татами. Согласно культурным традициям Японии, важных гостей для разговора принято приглашать в спокойное, красивое место. Именно эта концепция и положена в основу данного сада. Посетители такого сада будут вести беседу от чистого сердца – ведь сама обстановка способствует такой беседе.

В номинации "Новаторский сад" (Fresh Garden) победил англичанин Джеймс Бессон с проектом "Сад после пожара" (After the Fire). Тема сада - восстановление лесов после пожаров, которые истребляют акры леса, в частности на Юге Франции. Сад показывает невероятную способность природы к восстановлению и красоту, которая есть в уничтоженных огнем ландшафтах. В основе концепции дизайна - мульча из древесного угля с ярко-зелеными растениями, которые всегда появляются первыми после пожара, создавая резкий контраст. Эффект усиливают мертвые ветви и стволы деревьев. Проторенная дорожка ведет к валунам цвета терракоты, которые формируют группу для сидения.

Приз зрительских симпатий достался сразу двум садам - композиции "Сад Йоркшира" (категория "Небольшой сад") и саду английского общества изучения артрита (категория "Выставочный сад"). Композиция "Сад Йоркшира" создавалась под впечатлением от велогонки Тур де Франс, старт которой впервые в истории гонки примет в 2014 году графство Йоркшир. В саду дизайнеры разместили всё то, что встретится велосипедистам на пути по городам и сёлам графства - извилистые холмы, сенокосы, водные желоба и каменистые возвышенности. Сад общества изучения артрита символически изображает заболевшего человека. Момент появления симптомов артрита и его осознания неприятен, что показано в виде затенённой стены растений со скульптурой впереди. Однако со временем приходит понимание необходимости жить и заниматься любимыми делами. Узкая дорога от "стены неприязни" к болезни выводит на широкую площадку, окружённую яркой и пышной растительностью.

В этом году полюбоваться лучшими работами британских садоводов пришло 160 тысяч человек. В 2013 году небывалой красоты цветы открывали летний светский сезон в Королевских Садах Великобритании в период с 21 по 25 мая.

А был ли сад? Этим вопросом задавались многие поклонники традиционного английского садоводства, обсуждая сад, сделанный Дэном Пирсоном (Dan Pearson) для Цветочного Шоу в Челси - 2015.

Новые вершины искуственной природности стали главной темой дискуссий. Самые ярые поборники миксбордеров указывали на то, что нельзя называть садом выхваченный из старого имения Чатсуорт (Chatswort) и перенесенный на выставку кусок природы. Это лукавство, вероятно, было вызвано досадой от того, что их любимый неумолимо уходит в прошлое. И всё отчетливее становится ясно, что будущее - за природными садами. Дизайн Дэна Пирсона был обескураживающе оригинальным и впечатляющим: всё просто, всё на поверхности, однако кроме него на такую глубину нырнуть не смог никто. В отличие от многих других выставочных работ, этот сад будет жить и дальше, ведь после шоу его перенесли туда, где родился его образ - в Чатсуорт.

Предыстория

После триумфальной победы сада Laurent-Perrier на Цветочном Шоу в Челси в 2014 году перед Дэвидом Хескетом (David Hesketh) встала трудная задача. Нужно было выбрать интересную тему для сада-2015 и дизайнера, который воплотил бы ее не хуже Лучано Джуббилеи (Luciano Giubbilei). Но как забраться еще выше, если ты уже на вершине? Дэвид Хескет не был бы управляющим директором знаменитого французского дома шампанского в Великобритании, если бы не знал ответа на этот вопрос. Достойная большого дизайнерского таланта тема нашлась быстро.

Помимо самой выставки в Челси, Laurent-Perrier является официальным поставщиком шампанского в Чатсуорт-Хаус, дербиширскую резиденцию герцога и герцогини Девонширских. Старинный дом, прекрасный регулярный сад (усадьба занимает больше сорока гектаров) заставляют задуматься о семейных традициях, богатом наследии и тонком вскусе - всём том, что присуще и марке Laurent-Perrier. Итак, задача ясна: создать на Челси миниатюрный образ Чатсуорта, сделав выставочный сад легким, свежим и изысканным - как само шампанское. Хескет понял, что для этого придется привлечь "тяжелую артиллерию", и приложил все усилия, чтобы вернуть на Челси Дэна Пирсона, который не участвовал в выставке уже 11 лет.

Помимо высокой занятости дизайнера, причиной столь длинной паузы была неохота делать сады-однодневки. Ведь шоу длится меньше недели, а потом большинство садов, каждый из которых стоит от полумиллиона фунтов стерлингов, утилизируют... Именно этим Дэн Пирсон объяснил столь долгое отсутствие. И дал свое согласие, когда герцог и герцогиня Девонширские подтвердили, что будут рады предоставить выставочному саду постоянное место - в Чатсуорте. Кстати, они оказывали всю необходимую помощь при подготовке к выставке и даже выделили день, чтобы поработать на Челси... волонтерами, раздавая листовки о саде.

Подготовка

Многие были удивлены, как за несколько дней, отведенных на выставке для монтажных работ, можно было создать сад со степенью детализации "травинка к травинке" и так искусно сымитировать уголок, к которому давно не прикасалась рука человека?

На самом деле подготовка была очень долгой и кропотливой. Каменный "каркас" был собран в питомнике Crocus, который отвечал за растительное наполнение сада, за три месяца до шоу.

Дернина с луговыми цветами была выращена специально для этого сада, нарезана на большие куски и в таком виде перевезена на выставку. Кстати, в отличие от всех остальных шоу-садов, все растения были не замаскированы в горшках, а по-настоящему высажены в почву.

Не обошлось и без сюрпризов: место посадки одной из пятитонных ив пришлось изменить в последний момент. Готовившая посадочное место команда раскопала рабочую канализацию викторианских времен, которая вряд ли бы выдержала такую нагрузку. Кстати, некоторым деревьям, которые были высажены в саду, было уже за 40 лет. В Соединенном Королевстве питомники не очень-то жалуют крупномеры, поэтому ивы пришлось покупать в Голландии, а остальные деревья прибыли из Германии и Франции. Рододендроны, почвопокровные растения, а также тонну листового перегноя и триста тонн камней были привезены из самого Чатсуорта.

Поначалу Дэн Пирсон не был уверен, возьмется ли он за этот проект. Ознакомившись с фотографиями Чатсуорта, он понял, что не представляет себе, как создать образ этого огромного регулярного сада на Челси. Однако, побывав в поместье, он нашел источник вдохновения - в прямом смысле этого слова. В одном из отдаленных уголков, кажется, забытом садовниками, течет Форелевый ручей - узкий петляющий с вершины сада вниз поток воды.

Это дикое место, давно отданное на откуп природе, было не менее совершенно, чем строгие линии формальных посадок и длинные висты регулярного сада. Именно там Дан Пирсон и решил идти от противного и взять за основу образа Чатсуорта его "забытую", "заброшенную" часть.

Однако извилистый ручей в обрамлении луговых цветов не мог передать масштабности сада. Для этого дизайнер решил использовать "скульптуры" из огромных валунов - аллюзия на знаменитый чатуортский рокарий, сделанный Джозефом Пакстоном (Joseph Paxton), инженером и ландшафтным архитектором викторианской эпохи.

Этой же цели служат деревья и кустарники - оцените их размеры и возраст. Английские журналы обратили внимание и на красноречивый выбор некоторых старомодных видов. Например, рододендрон желтый (Rhododendron luteum) уже давно стал в Великобритании табу из-за своей инвазивности, а бобовник анагиролистный (Laburnum anagyroides) вышел из моды полвека назад после того, как основательно набил оскомину: один из его особенно пышно цветущих сортов сажали буквально в каждом саду. Здесь же они растут и служат одновременно и возвращением к природному, и воспоминанием о прошлом.

Умение Дана Пирсона соединять прошлое с будущим я увидел и в искусно подобранном среди других кустарников месте для магонии (Mahonia) Soft Caress.

Этот сорт с необычно узкими листьями стал победителем среди новинок прошлогодней выставки.

Связь времен символизируют и молодые сеянцы дуба в подножии уже умершего дерева...

Помимо всех этих деталей, полнейшую достоверность, чувство того, что "это здесь росло всегда" саду придают засохшие остовы прошлогодних цветов, например, всем известной "сорнячной" ворсянки. Я могу ошибаться, утверждая, что этот прием до Дэна Пирсона на Челси никто не использовал. Но я не припомню, чтобы кто-то из дизайнеров додумался сажать на майской выставке цветы, засохшие к прошлому октябрю. Простая и очень эффектная идея, столь очевидная, что никто не обратил на нее внимания.

Прибытие в Лондон.

Трансфер в отель, размещение в отеле .

Отель имеет прекрасное расположение рядом с Regent"s Park и в непосредственной близости от трех станций метро (Warren Street, Great Portland Street и Regent’s Park). Из известных достопримечательностей, расположенных не далеко от отеля, музей мадам Тюссо, Трафальгарская площадь, площадь Пикадилли, Букингемский дворец.

Английский завтрак в отеле.

Выездная экскурсия на 8 часов с посещением самого большого обитаемого замка мира - Windsor Castle.

Обед в трактире на берегу Темзы (оплачивается дополнительно на месте).

Посещение королевских ландшафтных садов Savill Gardens (Большой Виндзорский парк). Экскурсия по садам.

Включено: гид и минивэн с водителем на 8 часов.

Дополнительно оплачивается входные билеты: Windsor Castle - 21 £; The Savill Garden - 7 £; обед в трактире.

Английский завтрак в отеле.

Выездная экскурсия 9 часов с посещением двух садов в графстве Кент: Sissinghurst Castle Gardens и Hever Castle.

Два знаковых сада в графстве Кент сегодня на нашем пути:

- Sissinghurst Castle Gardens

На площади 4 га вы сможете увидеть Белый сад, липовую аллею, знаменитый пурпурный бордюр, яркий коттеджный сад, который поражает буйством красных, оранжевых и желтых красок, подобранных с аристократическим щегольством, цветущую стену из рододендронов и многое другое.

- Hever Castle - стильный и масштабный итальянский сад, утопающий в конце мая в ярких посадках рододендронов, тюльпанов, глицинии. Мы посетим и сам замок, построенный в тюдоровскую эпоху (принадлежал семье Анны Болейн, второй жены Генриха VIII). Интерьеры выдержаны в стиле 20‐ых годов прошлого века: на вкус семьи американских миллионеров Уолдорфов‐Асторов.

Дополнительно оплачиваются входные билеты: Sissinghurst Castle Garden - 14.50 £; Hever Castle & Gardens - 17 £.

Завтрак в отеле.

Лондонский ботанический сад Kew Gardens и выставка Chelsea Flower Show.

Посещение Лондонского ботанического сада Kew Gardens - это самый старый общественный ботанический сад мира и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Экскурсия, посещение галереи ботанического рисунка и прогулка по «тропе крон».

После обеда посещение самой престижной садовой выставки мира Chelsea Flower Show . Возвращение в отель на метро.

Включено: гид на 8 часов, минивэн c водителем (1-я половина дня).

Дополнительно оплачиваются входные билеты Kew Gardens - 13.75 £.

Завтрак в отеле.

Выездная экскурсия на полдня с посещением садов Королевского общества садоводов Wisley Gardens.

Показательны сады Королевского общества садоводов Wisley Gardens. Экскурсия по садам. Посещение самого крупного в Великобритании магазина семян, рассады и садовых инструментов. Свободное время.

Дополнительно оплачиваются входные билеты - 15 £ .

Во второй половине дня - свободное время в Лондоне.

Английский завтрак в отеле.

Трансфер в аэропорт (самостоятельно или предварительно забронированный).

Яркое цветочное шоу в Челси - культовое событие для сотен тысяч поклонников красоты, олицетворение торжества садового искусства, дань английским традициям и образу жизни. В центре выставочной территории расположен огромный павильон, который покрывает площадь, равную двум футбольным полям. Ну а внутри... миллионы и миллионы цветов от лучших селекционеров и питомниководов Великобритании. Поодаль раскинулись сотни небольших палаток, в которых продается все, что имеет отношение к садоводству: книги, удивительные авторские скульптуры, инструменты, украшения для сада, специализированная одежда и цветочная косметика. Но, конечно, выставка в Челси - это прежде всего конкурсные сады. Ежегодно шоу представляет лучших садовых дизайнеров, чьи имена становятся открытием или очередным признанием профессионального мирового сообщества.

Прошедший год был непростым для Британии. Голосование за выход страны из Евросоюза и последовавшие за этим экономические потрясения в некоторой степени отразились и на выставке в Челси, где стоимость конкурсных садов порою доходит до нескольких миллионов фунтов стерлингов. В главной номинации «Выставочные сады» было представлено меньше садов, чем обычно, но организаторы нашли выход из сложившегося положения, видоизменив основную выставочную территорию. Была объявлена новая, внеконкурсная номинация «Сады чувств». Известные дизайнеры постарались представить, как растения могут стимулировать одно из пяти чувств человека: осязание, вкус, обоняние, зрение и слух.

Можно долго рассказывать о конкурсных садах, рассматривать детали, обсуждать посадки и тенденции садовой моды. Мы попробуем акцентировать внимание на наиболее характерных для текущего года, высоко отмеченных жюри и посетителями выставки.

Награды и победители

Главную награду шоу - «Лучший сад Челси 2017» - жюри присудило Джеймсу Бассону (James Bosson) за шоу-сад M&G. Дизайнер воссоздал фрагмент заброшенного мальтийского карьера с монолитными известняковыми блоками, неброскими травами и старыми корявыми деревьями. Вдохновение дизайнер черпал на Мальте, изучая средиземноморские растения при поддержке местного ботаника Стивена Мифсуда. Впоследствии он помог Бассону достать семена и взрослые экземпляры необходимых редких растений. Кстати, для вывоза некоторых эндемиков, например, молочая мальтийского (Euphorbia melitensis), потребовалось специальное разрешение правительства.

Многие посетители выставки восприняли сад M&G как слишком мрачный и были удивлены столь высокой оценке жюри. Споры вокруг судейства кипят в социальных сетях до сих пор, где пальму первенства по количеству восторженных отзывов занимает Крис Бердшоу (Chris Beardshaw). Его сад, выполненный для компании Morgan Stanley, отличается от победителя сочным и ярким сочетанием цветущих растений. Три зоны объединяет дорожка - начинаясь в тенистой лесной части, она проходит через дубовый павильон и заканчивается на залитой солнцем террасе.

Проектом «Разрывая землю» Эндрю Уилсон и Гэвин МакУильям (Andrew Wilson, Gavin McWilliam) показали, что будущее - за объединением. В 21 веке не должно быть барьеров на пути к прогрессу, эволюции и качественному образованию. Высокие прозрачные конструкции, имитирующие нейронные сети, связывают в единую концепцию растения, различные элементы и материалы, а водная гладь дополнительно усиливает драматический эффект и отражает это взаимодействие.

Работа Шарлотты Харрис (Charlotte Harris) - еще одна ода природной флоре, на этот раз Канады. Обширный регион, протянувшийся от Юкона до Ньюфаундленда, край бесконечных лесов, бурных рек, чистейших озер, является прибежищем многих эндемичных видов. Сад символизирует северный канадский лес со старыми, массивными соснами, ледниковыми валунами и обгоревшей древесиной. Деревянная конструкция имитирует навес, из тех что сооружают охотники и путешественники.

Британские дизайнеры Лори Четвуд и Патрик Коллинс (Laurie Chetwood, Patrick Collins) представили настоящий коллаж контрастов «Шелковый путь», вдохновленный богатой историей и культурой Чэнду, столицы древнего китайского царства Шу.«Шелковый путь» проходит по всему саду как олицетворение торговых, культурных и садоводческих традиций мастеров Чэнду. Образ навеян горными ландшафтами провинции - здесь благоухают яркие рододендроны и пионы, буйствуют пышные многолетние растения и травы. Территорию пронизывают красные лопасти, повторяя очертания горного ландшафта.

В другой конкурсной номинации - «Новаторские сады» - настоящий фурор произвела Кейт Гоулд (Kate Gould) садом «Городская жизнь» и взглядом на многоквартирные дома будущего. Несколько различных озелененных помещений, построенных на трех разных уровнях с использованием инновационных материалов и традиционной кортеновской стали, скрыты от посторонних глаз и утопают в посадках декоративных растений. Используя каждый дюйм, дизайнер показывает возможности выносливых, тропических и тенеустойчивых растений для создания привлекательной зеленой городской среды. Тем более что многоуровневые городские сады важны не только для удовольствия жителей, но и для окружающей среды в целом.

Сад Яна Прайса (Ian Price) «Ловушка для ума» выполнен при поддержке Ассоциации Ирландии по охране психического здоровья и завуалированно сообщает о перенесенных страданиях и депрессии автора. Цель проекта - помочь тем, кто испытывает аналогичные проблемы, придать им уверенность и убедить в том, что люди не одиноки. Доминирующие элементы дизайна - четыре металлические стены. Стоя снаружи, зритель чувствует себя как в ловушке, когда смотрит в центр сада. И наоборот, находясь внутри конструкции, можно увидеть целый мир сквозь окна: красивые растения, людей и жизнь, которой нужно наслаждаться. Главное - предпринять для этого усилия и не отчаиваться.

Отдельно выделим сад, вдохновленный скрупулезной и точной работой медицинских работников, занимающихся диагностикой и лечением рака молочной железы. Рут Уиллмотт (Ruth Willmott) «Через микроскоп» показывает будущее, в котором все клетки (слайд в дальней части сада), просматриваемые через микроскоп (три вертикальных круга), будут здоровы. При своевременной диагностике заболевание можно победить.

В номинации «Природные сады» победа досталась Грэму Бодлю (Graham Bodle), который превратил заброшенное промышленное пространство в открытую площадку с насаждениями хвойных пород и пышной растительностью. Внушительный причал, традиционный для Северной Англии, включает разводной мост, кран с кронштейном и палубную зону, в которой можно отдохнуть от суеты.

Среди обладателей золотых медалей стоит отметить завсегдатая выставки - Казуюки Ишихара (Kazuyuki Ishihara). На этот раз японский дизайнер создал водный сад с обилием мха и камня, водопадом и красивым бассейном, множеством кленов и хвойных бонсай. Прообразом стала резиденция японских императоров в Киото - Госё - их сад априори не мог быть атакован и, следовательно, не был окружен рвом или оградой. Проект олицетворяет японское представление о красоте и уважительное отношение к истории.

Золотой медалью жюри отметило работу доктора Кэтрин Макдональд (Dr Catherine MacDonald). Вдохновившись рассказами о замечательных аптекарях начала 17 века и новаторским подходом к дистилляции, она устроила под открытым небом настоящую лабораторию. Дубовые тяжелые скамьи с медной отделкой выполнены как бы на стыке эпох, тщательно подобранные растения демонстрируют единство времен.

Медная скульптура символизирует 350-летнюю историю эволюции от рецептурной книги до готовой бутыли, которая подтолкнула основателя компании Seedlip к разработке первого в мире дистиллированного «безалкогольного джина».

В Британии принято считать, что без этого события лето не настанет. Речь идет о самой грандиозной в мире выставке ландшафтного дизайна и цветов Chelsea Flower Show. Эти пять дней в году определяют будущее в садоводстве и дизайне на десятилетия вперед. Принять участие в Королевской выставке цветов в Челси – это мечта многих экспертов садовой архитектуры, ландшафтного дизайна и растениеводства. Поскольку продемонстрировать свое искусство в этом шоу допускают только лучших из лучших в своем деле.

Краткий экскурс в историю.

История цветочной выставки в Челси началась в 1912 году, когда сэр Гарри Ветч, известный знаток растений и первый садовод страны, удостоенный звания рыцаря, организовал международную выставку Королевского общества садоводов Великобритании (RHS) на территории Королевского госпиталя в Челси. Шоу имело такой грандиозный успех, что в RHS приняли решение: начиная с 1913 года, их ежегодная Весенняя выставка (проводимая с 1862 года) переезжает в Челси. Так родилось Цветочное шоу в Челси.

Несмотря на начавшуюся Первую мировую войну, выставка проводилась в 1914-1916 годах, но была отменена в 1917-1918 годах. Во время Второй мировой войны территория госпиталя использовалась для размещения войск противовоздушной обороны. Однако уже в 1947 году – невзирая на нехватку растений, продуктов и топлива для транспорта! – Цветочное шоу вновь представило свой красочный спектакль в Челси, с той поры с неизменным успехом ежегодно возобновляющийся и поныне.

Шоу в Челси – это не только демонстрация достижений в ландшафтной и садовой индустрии и открытие новых имен, это также полигон, где испытываются новые тенденции и радикальные идеи, обозначаются направления «цветочной моды», для которой выставка в Челси – что-то вроде Недели моды в Милане.

За столетие Цветочное шоу в Челси прошло целый ряд трансформаций: сменяли друг друга стили садов (мода на японские топиарные сады в начале прошлого века, скальные сады - в середине столетия, строгие линии – в 1980-е гг. и т. д.), расширялся и менялся выставочный состав, рождались новые категории. Появилась другая публика, росло внимание средств массовой информации по всему миру - и все больше селебрити стали принимать участие в празднике в Челси. Престиж выставки столь высок, что дизайнеры и садоводы таких далеких стран, как Австралия, Япония и Южная Африка, совершают трудоемкие и дорогостоящие перевозки растений и материалов в Лондон – лишь бы принять участие в цветочном форуме в Челси. Все участники выставки получают специальную оценку жюри, которую судьи объявляют перед открытием шоу во вторник. Существует четыре вида медалей Королевского общества садоводов и огромное количество категорий и номинаций, по которым присуждаются награды, медали и призовые места на выставке.

Ежегодно на шоу о бъявляют "победителей " среди растений года. В этом году первое место отдано Viburnum plicatum f. tomentosum Kilimanjaro Sunrise, а если по-русски, то калине (декоративной).



Касса