Признаки и элементы социальных институтов. Социология Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Признаки социальной общности

Общность потребностей.

Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Корпоративные общности.

В основу первой

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Реальное поведенческое Непосредственные трудовые
Средняя Сотни человек Функциональное
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта

Вторая классификация Третья классификация

Число детей в семье

· малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

· среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

· многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. моногамная семья - состоящая из двух партнёров

2. полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

· однодетная семья;

· малодетная семья;

· среднедетная семья;

· многодетная семья.

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

· родительская - это семья, в которой человек рождается

· репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Функции семьи: 1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

4. Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Б.52 Социализация личности.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи : 1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули , личность проходит следующие стадии социализации :

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация -.означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Б. 54 Образование как социальный институт.

Образование - формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности , так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев : систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки социальной общности

Сходство условий жизнедеятельности.

Общность потребностей.

Наличие совместной деятельности

Формирование собственной культуры.

Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Социально-демографические общности.

Корпоративные общности.

Этнические и территориальные общности.

Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.

    Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

    Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

    Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых - семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

    Признаки

      наличие внутренней организации;

      общая (групповая) цель деятельности;

      групповые формы социального контроля;

      образцы (модели) групповой деятельности;

      интенсивные групповые взаимодействия;

      чувство групповой принадлежности или членства;

      ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

      ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

    Группообразующие процессы. –

    16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.

    Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности . Как правило, в общности объединяются люди , имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы .

    Классификация социальных общностей

    Систематизация взглядов современных социологов по этому вопросу позволяет выделить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:

      сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);

      общность потребностей людей , субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);

      наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);

      формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности, др.;

      укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;

      социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности.

    Социальная общность - это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности , ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

    К массовым социальным общностям относятся:

      этнические общности(расы, нации, народности, племена);

      социально-территориальные общности - это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,

      социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

    Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

    "

    Сущность и содержание социального статуса

    Определение 1

    Социальный статус – это то положение, которое отдельная личность занимает в общественной среде, по отношению к другим гражданам социума..

    Социальный статус отличается мобильностью. Это проявляется в его ролевом аспекте. При этом, содержание и значение социального статуса является стабильным процессом.

    Сущность и содержание социального статуса отражается следующими чертами:

    1. Социальной системой взаимоотношений, в которую лаконично включен конкретный социальный субъект.
    2. Местоположение социального субъекта в обществе, отличительные черты этого места, его характеристика и специфика образования.

    Общественная жизнедеятельность предполагает функционирование отдельных людей и социальных объединений, которые вступают в систему взаимодействия и построения социальных контактов, в зависимости от их местоположения и роли в обществе, социального положения. Это отражает содержание социального статуса человека.

    Социальный статус и социальная среда способствуют становлению и развитию личностных интересов, общественных взаимоотношений, между отдельной личностью и той социальной средой, в которой она развивается и функционирует, формированию трудовых и бытовых условий, поддержанию здоровья и развитию досуговых направлений деятельности.

    Социальный статус определяет позицию человека в социальной среде, которое отражается в виде формирований отношений равенства и неравенства. По сути, социальный статус развивает социальное неравенство. Оно влечет за собой развитие отношений сотрудничества и борьбы в обществе. Если интересы различных субъектов оказываются идентичными, то начинают развиваться сотруднические взаимоотношения. И, напротив, если интересы оказываются абсолютно различными, то начинают развиваться отношения борьбы.

    Социальный статус ориентирован на сравнение позиций отдельных индивидов в обществе. Тем самым, происходит отражение местоположения каждого человека в иерархической структуре социума. Если социальный статус, занимаемый человеком располагает его на более высокой ступени, то он оказывается способен к изменению общества, оказанию воздействия на социальное развитие. Кроме того, он обладает определенными привилегиями данного социума и занимает особое место в нем.

    Признаки социальных статусов

    Социальное положение индивида, его социальный статус определяется существующей системой общественных отношений, которые характеризуют место субъекта, входящего в данную социальную структуру. Такие отношения в ходе практической совместной деятельности людей устанавливаются на длительное время и носят объективный характер.

    При определении социального статуса чаще всего используют многомерный подход, позволяющий учитывать все многообразие признаков:

    • природные признаки (возраст, пол); этнические отношения;
    • совокупность прав и обязанностей;
    • место в иерархии политических отношений;
    • отношения между индивидами в системе общественного разделения труда;
    • экономический критерий (собственность, материальное положение, уровень дохода, семейно-бытовые условия, образ жизни, образование, профессия, квалификация);
    • отношения распределения;
    • отношения по потреблению;
    • престиж – оценка социальной группой или обществом социальной значимости положений, занимаемых людьми и т.д.

    Разные социологи для определения статусов социальных групп населения используют собственную комбинацию критериев, поэтому и группировки индивидов могут происходить по-разному. Часто социальный статус определяется выполняемыми индивидом при взаимодействии с другими людьми социальными функциями. Социальный статус подразделяют по образованию, умениям и навыкам.

    Важным показателем социального статуса в современном обществе являются такие признаки как:

    • объем властных полномочий,
    • уровень дохода и образования,
    • престиж профессии в сфере муниципального и государственного управления.

    В социологии западных стран популярен социально-экономический индекс, который включает измеряемые признаки: качество образования, уровень дохода, престиж профессии. Социально-демографические признаки Социальный статус индивида устанавливается с учетом объективных социально-демографических показателей, включающих: возраст, национальность, пол, образование, материальные условия, род занятий, семейное положение, социальное положение, специальность, социальные роли, наличие постоянного места жительства, гражданство.

    Компоненты социального статуса

    К компонентам, характеризующих социальный статус относятся:

    • статусные права и обязанности – определяют, что носитель статуса может и должен делать;
    • статусный диапазон – обозначенные рамки в пределах которых реализуются статусные права и обязанности;
    • статусный образ - совокупность представлений о должном виде и поведении обладателя статуса;
    • статусные символы – определенные внешние знаки отличия, которые позволяют разграничить обладателей разных статусов; статусная идентификация – выяснение степени соответствия индивида статусу.

    Признаки отдельных видов социального статуса

    Существует большое количество разнообразных статусов, каждому из которых присущи свои характерные признаки:

    1. Главный статус определяет образ жизни индивида, в соответствии со статусом его идентифицируют окружающие;
    2. Предписанный статус характеризуется половозрастными признаками, расовой и национальной принадлежностью.
    3. Достигаемый статус описывается следующими критериями: уровень образования, квалификация, профессиональные достижения, звание, должность, карьера, благополучный в социальном отношении брак и т.д. М. Вебер выделял три основных показателя: власть, престиж, богатство.
    4. Социально-административный статус определяется набором прав и обязанностей.
    5. Личный статус характеризуется индивидуальными качествами и свойствами.
    6. Смешанные социальные статусы отличаются признаками как предписанных, так и достигаемых статусов, однако достигаемых в результате стечения определенных обстоятельств.

    Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
    во-первых, организации - это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
    во-вторых, организации - это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
    в-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
    Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
    а) рациональность , т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
    б) безличность , т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
    в) служебные отношения , т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
    г) функциональность , подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
    д) наличие организаторов , лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

    26. В разработке

    27Бюрократия - социальная структура основанная на иерархии должностей и ролей предписанных четкими правилами и стандартами и на разделение функций и властей.

    Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Бюрократия является существование и рост слоя бюрократов - привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты. Явление Бюрократия привлекает особое внимание буржуазных учёных с начала 20 в., когда рост бюрократических организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологических концепций Бюрократия были заложены в работах немецкого социолога М.Вебера , который рассматривал Бюрократия как «естественную» и «необходимую» форму всякой социальной организации. Сам термин «Бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал «идеалом» всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики «научного руководства» (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией «человеческих отношений», согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против «бюрократизма» выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция «человеческих отношений» не учитывает, что упорядочение и «очеловечение» отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Бюрократия

    М. Вебер «Концепция идеальной бюрократии»

    1) Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность

    2) Всякая деятельность базируется на последов. Системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними

    3) Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имещий форму пирамиды. Ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных

    4) Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков

    5) Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации

    6) Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность

    7) Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

    Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выпол­няющие общественно-значимые функции. Термин «социальный ин­ститут» употребляется, в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относи­тельно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмот­рим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты и каковы их наиболее существенные характеристики.

    Основное предназначение социальных институтов - обеспе­чить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, ин­ститут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве челове­ческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между по­лами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из ко­торых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, соци­ализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечива­ют институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институ­том религии.

    Социальные институты образуются на основе социальных свя­зей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социаль­ных групп, слоев и иных общностей. Но они, как и другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и вза­имодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный ха­рактер, обладают собственным системным качеством. Следователь­но социальный институт представляет собой самостоятельное обще­ственное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

    Социальные институты способны выполнять свое предназна­чение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации об­щественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упоря­дочивания, стандартизации и формализации называется институализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

    Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный инсти­тут образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отно­шений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу ре­ализации тех или иных жизненно важных потребностей.

    Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят от­бор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стан­дартизированные обычаи.

    Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкцио­нирования формальными органами власти. На этой основе разраба­тывается система санкций. Таким образом институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных по­требностей.

    В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

    Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

    Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

    Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

    Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

    1) физиологические и сексуальные потребности;

    2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

    3) социальные потребности в общении;

    4) престижные потребности в признании;

    5) духовные потребности в самореализации.

    Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

    Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность.

    Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

    Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

    Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

    Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

    2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

    В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

    3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

    5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

    7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

    Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

    Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

    Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

    В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

    В данном направлении выделяются следующие свойства социального конфликта:

    1. Биполярность “как наличие и противостояние двух начал” в конфликте, их взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно.Однако, данное свойство оспаривается, так как в современных социальных конфликтах часто присутствует более двух сторон. То есть, при построении определения на данном тезисе необходимо учитывать подобную особенность.

    2. Активность, направленная на преодоление противоречия . Выделяя данную особенность Гришина пытается определить что является конфликтом: чувства и эмоции без действий или чувства, эмоции и действия. Она задается вопросом: “Когда же ситуация начинает развиваться как конфликтная?”.И дает на него ответ: “Если человек, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для него, начинает что-то предпринимать для ее изменения-объясняет свою точку зрения партнеру, пытается переубедить его, идет жаловаться на него кому-то, демонстрирует свое недовольство ит.д.” то есть начинает действовать.

    В рамках данной особенности, так же начинают выделять потенциальный конфликт (существование разногласий без каких-либо действий) и непосредственный конфликт (в ходе которого совершаются конкретные действия).
    3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта . «Простейшая интерпретация этого признака означает, что конфликт-это “человеческое” явление», - утверждает Гришина.
    Таким образом, опираясь на описанную специфику, дается следующее определение конфликта: «конфликт выступает как биполярное явление-противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)

    Структура конфликта

    Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

    Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

    В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

    В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников.

    Рис.1. Структура конфликтной ситуации.

    Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

    Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное.

    Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.

    Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

    Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

    Функции соц. конфликта

    Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

    В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

    Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

    В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

    Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

    Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

    Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

    Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

    социальные движения - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

    (от лат. institutum — установление, учреждение), образующие базовый элемент общества. Поэтому можно сказать, что общество — это совокупность социальных институтов и связей между ними. В понимании социального института нет теоретической определенности. Прежде всего, неясно отношение между «социальными системами» и «социальными институтами». В марксистской социологии их не различают, а Парсонс рассматривает социальные институты как регулятивный механизм социальных систем. Далее, неясно различие между социальными институтами и социальными организациями, которые часто отождествляют.

    Понятие социального института пришло в из юриспруденции. Там оно обозначает совокупность юридических норм, регулирующих правовую деятельность людей в какой-то сфере (семейной, экономической и т. п.). В социологии социальные институты — это (1) устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), они (2) контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности (3) существуют ради удовлетворения общественных потребностей и (4) возникают исторически в процессе проб и ошибок. Социальными институтами являются семья, собственность, торговля, образование и т. и. Рассмотрим перечисленные признаки.

    Во-первых, социальные институты носят целесообразный характер, т. е. создаются для удовлетворения каких-то общественных потребностей. Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты — для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования — для удовлетворения потребностей в знаниях и т. д.

    Во-вторых, социальные институты включают в себя систему социальных статусов (прав и обязанностей) и ролей , в результате чего образуется иерархия. Например, в институте высшего образования таковыми являются статусы и роли ректоров, деканов, заведующих кафедрами, преподавателей, лаборантов и т. п. Статусам и ролям института соответствуют устойчивые, формализованные, разнообразные регуляторы социальных связей: идеология, ментальность, нормы (административные, правовые, моральные); формы морального, экономического, правового и т. п. стимулирования.

    В-третьих, в социальном институте социальные статусы и роли людей выполняются в силу превращения в ценности и нормы, связанные с потребностями и интересами людей. «Только благодаря интернационализации институционализированных ценностей имеет место подлинная мотивационная интеграция поведения в социальной структуре: очень глубоко залегающие слои мотивации начинают работать на выполнение ролевых ожиданий», — пишет Т. Парсонс.

    В-четвертых, социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает и сознается не сразу, а также развивается. «Многим из своих величайших достижений человек обязан не сознательным устремлениям и, тем более, не преднамеренно скоординированным усилиям многих, а процессу, в котором индивидуум играет не вполне постижимую для самого себя роль. Они <...> являются результатом соединения знаний, охватить которые один-единственный ум не в состоянии», — писал Хайек.

    Социальные институты представляют собой своеобразные самоуправляющиеся системы, состоящие из трех взаимосвязанных частей. Исходную часть этих систем образует сеть согласованных статусов-ролей. Например, в семье это статусы-роли мужа, жены, детей. Их управляющую систему образуют, с одной стороны, потребности, ценности, нормы, убеждения, разделяемые участниками, а с другой стороны, общественное мнение, право, государство. Преобразовательная система социальных институтов включает согласованные действия людей, в которых проявляются соответствующие статусы и роли.

    Социальные институты характеризуются набором институциональных признаков, отличающих эти формы социальной связи от других. К ним относятся: 1) материально-культурные признаки (например, квартира для семьи); 2 институциональная символика (печать, фирменный знак, герб и т. п.); 3) институциональные идеалы, ценности, нормы; 4) устав или кодекс поведения, фиксирующий идеалы, ценности, нормы; 5) идеология, объясняющую социальную среду с точки зрения данного социального института. Социальные институты — это и тип (общее) социальной связи людей, и их конкретное (единичное) проявление, и система конкретных институтов. Например, институт семьи представляет собой и определенный тип социальной связи, и конкретную семью, и множество отдельных семей, находящихся между собой в социальных связях.

    Важнейшей характеристикой социальных институтов являются их функции в общественной среде, состоящей из других социальных институтов. Основными функциями социальных институтов являются следующие: 1) стабильное удовлетворение потребностей людей, ради которых институты возникли; 2) сохранение устойчивости субъективных регуляторов (потребностей, ценностей, норм, убеждений); 3) определение прагматических (инструментальных) интересов, реализация которых ведет к производству благ, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей; 4) адаптация имеющихся в наличии средств к выбранным интересам; 5) интеграция людей в кооперативную связь вокруг выделенных интересов; 6) трансформация внешней среды в необходимые блага.

    Социальные институты: структура, функции и типология

    Важным структурообразующим элементом общества выступают социальные институты. Сам термин «институт» (от лат. institutum — установление, учреждение) был заимствован из юриспруденции, где он использовался для характеристики определенного комплекса юридических норм. В социологическую науку это понятие впервые ввел . Он полагал, что всякий социальный институт складывается как устойчивая структура «социальных действий».

    В современной социологии существуют разные определения данного понятия. Так, российский социолог Ю. Левада определяет «социальный институт» как «нечто подобное органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы». В западной социологии под социальным институтом чаше всего понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

    При всех различиях подобных определений обобщением может служить следующее: социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

    Существует множество социальных институтов, которые появляются в обществе как продукты социальной жизни. Процесс образования социального института, предполагающий определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности, называется институционализацией .

    Этот процесс включает несколько последовательных этапов:

    • возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
    • формирование общих целей;
    • появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;
    • возникновение процедур, связанных с нормами и правилами;
    • формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
    • установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
    • создание системы соответствующих статусов и ролей;
    • организационное оформление возникшей институциональной структуры.

    Структура социального института

    Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Если говорить о структуре социальных институтов , то они чаще всего обладают определенным набором составных элементов, зависящих от типа института. Ян Щепаньский выделил следующие структурные элементы социальною института:

    • цель и сфера деятельности института;
    • функции, необходимые для достижения цели:
    • нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института:
    • средства и учреждения достижения цели и реализации функций, включая соответствующие санкции.

    Общей и основной для всех социальных институтов функцией является удовлетворение социальных потребностей , ради чего он создается и существует. Но для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, в том числе: 1) закрепления и воспроизводства общественных отношений; 2) регулятивная; 3) интегративная: 4) транслирующая; 5) коммуникативная.

    Деятельность любого социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Если же социальный институт не выполняет своих основных функций, то говорят о его дисфункциональности. Она может выражаться в падении общественного престижа, авторитета социального института и, как следствие, привести к его вырождению.

    Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными , если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными) в случае, когда они носят скрытый характер. Для социологии важно выявить скрытые функции, поскольку они могут привести не только к росту напряженности в обществе, но и к дезорганизации социальной системы в целом.

    В зависимости от целей и задач, а также выполняемых в обществе функций все многообразие социальных институтов принято делить на основные и неосновные (частные). В числе первых, удовлетворяющих фундаментальные потребности общества, выделяют:

    • институты семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода;
    • политические институты - в безопасности и социальном порядке;
    • экономические институты - в обеспечении средств существования;
    • институты науки, образования, культуры - в получении и передаче знаний, социализации;
    • институты религии, общественной интеграции — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.

    Признаки социального института

    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности. так и общие признаки с другими институтами.

    Выделяют следующие признаки социальных институтов:

    • установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);
    • культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран);
    • утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование);
    • устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);
    • идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм).

    Следует отметить, что институт семьи и брака находится на пересечении функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, культуры, права, религии и др.), являясь при этом классическим примером простого социального института. Далее мы остановимся на характеристике основных социальных институтов.



    Касса