Основные концепции управления. Ключевые категории концепции управления

Сущность менеджмента.

Менеджмент – выбор целей и средств по их достижению.

Менеджмент – это особый вид трудовой деятельности, объективно необходимый общественному производству и решающий три основные задачи :

· Постановка целей объекта управления;

· Разработка средств и способов их достижения;

· Организация совместной деятельности для получения результатов, адекватных целям, на основе разработанных средств и способов.

Основные функции : планирование, организация, мотивация и контроль.

Структура менеджмента состоит из нескольких блоков

Механизм управления состоит из задач, функций, принципов и методов управления.

Структура управления включает виды управления, систему управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это содержание процесса управления, организация управления, технология процесса управления и т.д.

Механизм развития системы управления составляет организация совершенствования системы управления на всех уровнях иерархии.

Искусство управления предполагает новые подходы к развитию активности, творчества, инициативы в управлении.

Т.Питерс и Р.Уотермен в своем бестселлере «В поисках эффективного управления» приводят семь переменных (7С) успешных организаций и менеджмента: структура, стратегия, система, стиль, состав работников, сумма навыков, совместные ценности.

Субъекты управления - персонифицированы, конкретные лица.

Объекты управления - предприятия различных отраслей народного хозяйства


Эволюция менеджмента

Сократ, Платон, А. Македонский, своды законов в Греции и т.д

Индустриальный этап: А.Смит (1723-90), Т.Джефферсон (1743-1826), Р.Оуэн (1771-1858), Дж.С.Милль (1806-73) и др, быстрое развитие крупного масштабного производства, которое нуждалось в эффективном управлении; сформировались управленческие ШКОЛЫ.

1) Школа научного управления 1885- 1920: Тейлор - 1911, Гилберт; Повыщение производительности труда, нормирование, стимулирование; научное исследование каждого вида деятельности; отбор менеджеров и рабочих на основе научных критериев; совместная работа менеджеров и рабочих; справедливое и равномерное распределение обязанностей и ответственности между рабочими и руководством.

2) Классическая (административная) школа 1920 - 1950 : А. Файоль 1916 и М. Вебер; были сформулированы универсальные функции (пла­нирование, организацию, мотивацию, контроль и координа­цию) и принципы управления (14) - Разделение труда Власть и ответственность Дисциплина Единоначалие Единство действий Подчинённость интересов Вознаграждение Централизация Иерархия Порядок Справедливость Стабильность персонала Инициатива Корпоративный дух. Вербер – идеальная бюрократия.

3) Школы человеческих отношений1930- 1950-м гг.: Маслоу, Мери Паркер Фоллет, Э. Мэйо, Лайкерт. Человек - основной элемент эффективной организации; Э. Мэйо (хоторнские эксперименты) - Было установлено, что ни условия труда, ни заработная плата, ни другие факторы не оказывают воздействие на рост производительности труда так, как влияют особые отношения, сложившиеся в группе; пирамида Маслоу. Основная цель школы - повышение эффективности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

4) Школа науки управления (количественного подхода) 1950 – наст вр ; Р. Люс, Л. Клейн, Р. Акофф; использование количественных методов в процессе выработки и принятия управленческих решений.

Системный подход к управлению ; Ч. Бер­нард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петере, Р. Уотермен и др.; Процесс управления как целое является не просто сум­мой частей, а рассматривается как единство всех частей, тес­но взаимосвязанных между собой в процессе управления.

Ситуационный подход к управлению . Бернс, Вудворд, Томпсон,Лоуренс. В основе подхода лежит ситуация, други­ми словами, конкретный набор обстоятельств, которые ока­зывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру по­нять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации. + Процессный подход


Основные концепции управления

На практике сложились следующие основные концепции менеджмента :

1) управление по принципу исключения (система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Развивая этот принцип, отметим, что те действия, которые изначально имеют совершенно тривиальный характер, не следует даже и измерять),

2) управление по принципу делегирования полномочий,

3) управление посредством согласования целей

4) системное управление посредством передачи прав другим лицам и широкого саморегулирования на основе автоматизированных систем управления.


Основные функциональные сферы менеджмента и предмет науки управления.

Скорость изменений представляет собой важнейшую переменную, которая ограничивает время на принятие решения и определяющим образом влияет на способность к адаптации. Именно поэтому скорость изменений является предметом науки управления. Практический вкладом науки управления в повышение эффективности менеджмента является технические и программные средства: связь, переработка информации, автоматизация процесса принятия решений.

Выбор целей и средств по их достижению представляет собой предмет практического менеджмента.


Формы и методы государственного регулирования торговли

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»

Принципы государственного регулирования сводятся к следующему:

1. Соблюдение равенства прав субъектов

2. Исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли

3. Приоритет экономических методов госрегулирования

4. Обеспечение прав на свободу выбора торгового партнера и товара

5. Ограничение пресечения и предупреждение монополистической деятельности, развитие свободной конкуренции

6. Защита государством прав и свобод потребителей

Формы гос регулирования :

· законодательные или правовые;

· экономические, включающие планирование, ценовую политику, бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику;

· административные, делящиеся на организационно-административные и административно-экономические.

Методы:Прямое госрегулирование - принятие законов,указов, нормативных актов. Косвенное гос регулирование осуществляется по средствам экономических регуляторов (БНП, ДКП, ценовая политика, таможенные пошлины и таможенную политику, систему оплаты и премирования труда).


Идеалы

Цели


Задачи Задачи Задачи

средства средства средства

Классификация целей.

Цели имеют множество аспектов и непрерывно преобразуются под влиянием изменений, происходящих в динамической си­стеме, стремящейся к достижению этих целей. У ранее сфор­мированных организаций с течением времени возникают новые, свои собственные потребности, иногда становящиеся превалиру­ющими. Поэтому весьма непросто точно определить природу це­лей, так как начальные цели трансформируются в цели приоб­ретенные.

Например Доунс так охарактеризовал типы целей государственных служащих:

Конечные цели, связанные с воззрениями индивидуума на смысл и цель своего существования.

Общественные цели - цели, затрагивающие основные пра­вила поведения (соображения, которыми следует руководство­ваться при принятии решений, являясь членом общества).

Основные политические цели - цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следо­вание которым, как считает индивидуум, обязательно для пра­вительства.

Главные личные цели, связанные с частной жизнью служа­щих. К этому типу целей относятся власть, деньги, престиж, комфорт, безопасность, удовлетворение работой, желание слу­жить интересам общества и т. д.

Цели, специфические для данной организации. Принципиальные различия между вышеприведенным списком целей и тем списком, кото­рый включал бы иерархию целей лиц, работающих на частных предприятиях, отсутствуют.

Перроу предложил следующую классификацию целей орга­низации ;

1. Общественные цели, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей общества. Правительство непосредственным образом вовлечено в процесс производства товаров и услуг и служит этим целям. Промышленные корпорации выпол­няют такую обязанность путем выделения на это некоторой части своих ресурсов.

2. Цели, связанные с результатами работы организации. Та­кие цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей. Мы являемся свидетелями быстрого увеличения частной деловой ак­тивности в сферах, традиционно обслуживавшихся государ­ственными организациями, и наоборот. Такое положение вызы­вает перестановку и взаимозамену целей, поскольку часто быв­шие потребители и производители меняются местами.

3. Цели системы, которые представляют особую важность для проектировщиков систем. Здесь Перроу проявляет интерес к исследованию влияния служащих фирмы на производствен­ный процесс и на структуру организации, а не на такие более частные характеристики, как объем продукции, темпы увеличе­ния прибыли и экономического роста, признаки достижения равновесия, стабильности, приближения банкротства, мораль­ное устаревание продукции и т. п. Целями системы, по-видимо­му, являются ее выживание и адаптация к меняющимся внеш­ним условиям. Примеры того, как корпорации добиваются успе­ха или терпят неудачу, - это по существу примеры их спо­собности или неспособности следовать этим меняющимся со вре­менем целям. Организацию здесь можно рассматривать как от­крытую систему, к которой может быть применена системная парадигма для раскрытия динамических свойств системы и для использования в дальнейшем инструментария общей теории систем.

4. Цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть орга­низация результаты своей работы, будь то продукты или услу­ги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организа­ции. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так посту­пают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производ­ства какого-либо конкретного товара.

5. Производные цели, связанные с тем влиянием, которое организации, будучи социальными образованьями, оказывают на свое окружение благодаря своему экономическому или со­циальному содержанию. Несение возложенной социальной от­ветственности входит в данную категорию производных целей.

Потребности организаций меняются со временем. Можно привести также примеры того, как различия в отношении к целям влияют на поведение различных сотрудни­ков организации. К определению целей можно подойти с пози­ций: а) того вклада, который деятельность организации вносит в общество, б) официального установления целей, в) потребите­лей, исполнителей и персонала фирмы.

Декомпозиция представляет собой метод иерархизации целей. На примере абстрактной схемы иерархии целей, приведенной ниже, рассмотрим качественное разрастание иерархии целей.

Алгоритм декомпозиции :

· идентификация и формулирование идеальной цели;

· конкретизация цели с точки зрения языка, точности, привлекательности и достижимости.

· разбиение целей на задачи и дальнейшая верификация (постановка в

· проверяемый вид).

· выбор средств для достижения каждой задачи.


12)Принципы управления-основополагающие правила. По Файолю (представителю административной или классической школы, в частности):

1)Разделение труда (упрощение сложных комплексов работ за счет сокращения числа целей и возможности обучения в короткие сроки)

2)Полномочия и ответственность (Право лица принимать решения порождает адекватную ответственность этого лица)

3)Дисциплина (уважение к формальным соглашениям и применяемым санкциям)

4)Единоначалие (Персонал должен получать приказы от непосредственного начальника)

5)Единство направления (Каждая группа должна иметь цель, единый план и одного руководителя)

6)Подчинение личных интересов общим (Интересы одного работника не могут быть важнее интересов группы или компании)

7)Вознаграждение персонала (Для обеспечения поддержки целей предприятия персонал должен получать справедливую оплату своей работы)

8)Централизация (Соотношение централизации и децентрализации обусловлено ситуацией)

9)Скалярная цепь – ряд руководящих лиц, начиная от высшего должостного лица, заканчивая низшим.

10)Порядок (место для всего, и все на своем месте)

11)Справедливость

12)Стабильность раб.места для персонала

13)Инициатива

14)Корпоративный дух.


13)Функции управления делятся на общие(присущие каждому линейному управляющему) и специфические.

Четыре общие:

1)Планирование (что делать?) – работа, в результате которой достигается определенность по отношению к будущим состояниям управляемого объекта.

2)Организация(как выполнить работу?) – работа, в результате которой создается формальным образом принятая структура ролей и постов.

3)Руководство, лидерство, мотивация (как обеспечить результативность?)- работа по формированию и реализации способностей персонала на основе его мотивации.

4)Контроль – проверка результатов на основе сопоставления фактически полученных(либо ожидаемых) и желаемых.

Также некоторые авторы к функциям управления относят координацию и регулирование. Потребность в этом обеспечивает разделение труда и структурное деление внутри предприятия. Регулирование- набор ограничений на организац-е поведение, вводимых гл. обр. для предсказуемости действий всех участников, позволяющий членам организации самостоятельно выполнять свою часть работы с учетом и в предвидении реакции соседей. Пример регулир-я в отношении крупной системы – антимонопольная политика.


15)Сущность планирования. Типы и процедура планирования.

Задачи планирования:1)выбор оптимальной стратегии развития торговой организации на основе анализа альтернатив.

2)Обеспечение устойчивого функционирования и развития организации. 3)Формирование организационно-технических и социально-эк-х мероприятий, обеспечивающих выполнение плана.

4)Координация выполнения планов по отдельным заданным срокам исполнения.

Принципы планирования:1)точность,2)ранжирование объектов по степени их важности(Паретто) – АВС-аПо срокамнализ, 3)Сбалансированность плана, 4)гибкость плана-возможность его корректировки, 5)вариантность плана.

Типы плана:1)по степени охвата: а)общее планирование, охватывающие все области деятельности, б)частичное, охватывающее определенную строну.

3)По предмету планирования: а)целевое, т.е. определение общности целей и ограничений, б)планир-е средств, в)программное планир-е (объема реализации), в)планирование действий.

4)По сферам функционирования:а)планир-е реализации, б)пл-е инвестиций, в)пл-е персонала, г)финансов и т.д.

5)По срокам: а)кратосрочные(до 1 года), среднесрочные (2-5 лет), в)долгосрочные (5-10 лет и выше).

6)По координации планов во времени: 1)последовательные, 2) единовременные.

7)по учету изменений данных: а)жесткие, б)гибкие,

8)По очередности во времени: а)упорядоченное(текущее), б) скользящее(план продлевается на следующий период), в)внеочередное (винтуальное).

Шаги план-я: 1)анализ ситуации и факторов внутренней и внешней среды (факторы: эк-е, политические, рыночные, технологические, международные, политики отдельных стран, доступ к ресурсам, факторы конкуренции, факторы соц. поведения)

2)установление целей и задач,

3)разработка стратегии, программы и планов,

4)Оценка альтернативных вариантов плана,

5)Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам,

6)Доведение планов до исполнителей.


14)Основные методы управления(способ воздействия субъекта управления на объект упр-я):

1)В зависимости от отношений, складывающихся в процессе управления: А)соц-психологические,

Б)эк-е, в)организационно-распорядительные.

2)В зависимости от масштабов использования: а)общие, используемые для всех функций управления, б) частные используемые для определенных функций управления.

3)От источника, управляющего воздействием: а) централизованного воздействия, б)децентрализованного воздействия.

4)От продолжительности воздействия:

а)метод долгосрочного воздействия,

б)метод оперативного воздействия.

5)В зависимости от способа выработки и принятия управленческих решений: а)единоличные, б)коллективные, в)коллегиальные.

6)По типу воздействия: а)прямого воздействия, б) воздействия путем постановки задач, в)воздействия посредством создания стимулирующих условий.

7)В зависимости от организационных особенностей воздействия:

А) направленные на предупреждение нежелательных видов деятельности, б)на исправление рез-в деятельности, в)на поощрение.

Методы, их соотношения должны выбираться не исходя из возможностей руководителя, а исходя из круга решаемых проблем.

При обосновании выбора конкретных методов исп-ся след. критерии: 1)практическая значимость, 2)стоимость использования данного метода, 3)достоверность метода, 4)стабильность решения, т.е. продолжение его использования, 5)сбалансированность метода.


16)Стратегическое планирование (СП) и его роль.

Объект СП: окружение предприятия с точки зрения как происходящих в ем существенных изменений, так и положение предприятия по отношению к окружению.Задача СП – обеспечение стабильного развития предприятия в долгосрочной перспективе. В целях научно обоснованного СП особенно важно макроокружение, непосредственно деловое окружение и внутренние среды организации.

Важнейший инструмент – SWOT-анализ.

В качестве примеров сильной стороны торговой организации можно привести:

1)наличие фин. ресурсов, 2)умение профессионально вести конкурентную борьбу, 3)статус признанного лидера в определенном сегменте рынка, 4)полное использование эффекта масштаба, 5)наличие прогрессивных технологий и ноу-хау, 6)низкие издержки обращения, 7) хорошая реклама.

Слабые стороны: отсутствие четкой стратегии, узкий ассортимент, устаревшее оборудование, отсутствие требуемых навыков и профессионализма, отсутствие положительного имиджа, низкая доходность, слабые каналы сбыта.

Возможности: выход на новый рынок, обслуживание дополнительных клиентов на прежнем рынке, вертикальная интеграция.

Минусы: рост продажи товаров-субститутов, спад в экономике, появление на рынке сильных конкурентов, изменение вкусов потребителей.

Основные этапы:

1)определение общих целей фирмы включает: определение миссии(общей цели существования предприятия). Миссия должна содержать: определение предпринимат-й деятельности, рабочие принципы, ценности и организац-ю стр-ру.

2)диагностический: анализ внешней среды, обследование внутренней среды, установление сильных и слабых сторон.

3)Определение базовой стратегии развития предпр-я: анализ стратегич-х альтернатив, обоснование стратегического развития.

4)реализация целей и базовой стратегии: структуризация целей, определение тактики, определение политики, определение процедур и правил, формирование бюджета.

Существует 3 типа стратегий, занимающих фундаментальное положение: ВЫЖИВАНИЯ, РОСТА, РАЗВИТИЯ.

17) Базовые стратегии развития предприятий:

1)Виолентная (силовая) ориентирована на поставку на рынок товаров достаточно известных по доступным ценам. 3 стадии развития виолента: А)гордый лев: ускоренный рост, профиль: специализация в важном, перспективном и крупном сегменте рынка, прибыль достаточная для сегмента рынка.

Б) Могучий слон: средний(стабильный) рост, широкая диверсификация в рамках крупного рынка, прибыль достаточна для обеспечения устойчивого роста.

В) Неповоротливый бегемот (350т фабрик по всему миру): замедленный рост, чрезмерная беспорядочная специализация, отдельные направления могут приносить убытки.

2)Патиентная или нишевая (занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей). Патиенты-хитрые лисы.

3)Экспелерентная (пионерская) – первые ласточки. Предлагают принципиально новое, работают с венчурными крмпаниями.

4)Коммутантная – серые мыши (то, что выгодно).


18 )(Из интернета)."Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены".

"Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены".

Казалось бы, определения чуть ли не совпадают и уж если не полностью, то в значительной части. И, тем не менее, верификация и валидация - принципиально разные действия.

Разберемся.

Уже перевод с английского этих терминов дает определенную пищу для понимания разницы: verification - проверка, validation - придание законной силы.

Чтобы было проще понять, сразу приведу пример типичной верификации: тестирование программы или проведение испытания оборудования. Имея определенные требования на руках, мы проводим испытание продукта и фиксируем, соблюдены ли требования. Результат верификации - это ответ на вопрос "Соответствует ли продукт требованиям?".

Но далеко не всегда продукт, соответствующий установленным требованиям, можно применять в конкретной ситуации. Например, лекарство прошло все положенные испытания и поступило в продажу. Значит ли это что оно может быть применено каким-то конкретным больным? Нет, т.к. каждый пациент имеет свои особенности и конкретно для этого лекарство может быть губительным, т.е. кто-то (врач) должен подтвердить: да, этому больному можно принимать это лекарство. То есть врач должен выполнить валидацию: придать законную силу конкретному применению.

Или еще пример. Предприятие выпускает трубы, предназначенные для закладки в землю, в соответствии с некоторыми ТУ (Техническими условиями). Продукция этим ТУ соответствует, но поступил заказ, предполагающий укладку труб по дну моря. Могут ли трубы, соответствующие имеющимся ТУ, быть применены в данном случае? Именно валидация и дает ответ на этот вопрос.

Нетрудно видеть, что еще одно отличие состоит в том, что верификация производится всегда, а вот необходимость в валидации может и отсутствовать. Она появляется только тогда, когда возникают требования, связанные с конкретным применением продукции. Если фармацевтический завод выпускает лекарства, то он будет проверять лишь их соответствие требованиям, а проблемами применения конкретных лекарств конкретными пациентами заниматься не будет. Или тот же АвтоВАЗ.

Таким образом, можно констатировать следующее:

верификация - проводится практически всегда, выполняется методом проверки (сличения) характеристик продукции с заданными требованиями, результатом является вывод о соответствии (или несоответствии) продукции,

валидация - проводится при необходимости, выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик продукции этим требованиям, результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий.


19. Предприятие как система. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду , влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

Потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

Производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

Промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

Государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

Международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы . Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы . Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы , к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразиевнутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

Ÿ производство,

Ÿ маркетинг,

Ÿ финансовое управление,

Ÿ общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

Рынок - это сфера товарного обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие функции:

а) регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

б) контролирующую (определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его производство труда);

в) распределительную (устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

г) стимулирующую (побуждает снижать индивидуальные затраты труда, использовать новую технику);

д) информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

е) санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.

Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:

Потребления;

Научно-технической, экономической, политической информации;

Капитала;

Рабочей силы;

Сырья, материалов и комплектации.

Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.

Предприятие, являясь составной частью внешнего окружения, обязано постоянно решать вопросы социального развития не только собственного трудового коллектива, но и местного и общегосударственного значения.

Поведение хозяйствующих субъектов на рынке регулируется принципами :

n взаимовыгодности и равноправия деловых отношений;

n ответственности перед конечным потребителем;

n достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;

n экономного ведения хозяйства;

n соблюдения этического кодекса предпринимательства.


20. Организация как функция управления

Для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов необходима организация. Основной задачей организации как функции управления является формирование структуры объекта и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы.

Для специалиста в области управления организация как функция – это сознательно формализованная структура должностных обязанностей с распределением заданий, полномочий, ролей, ответственности, ресурсов и т.д. Совместная работа отдельных работников будет эффективной только тогда, когда каждый хорошо понимает свои функции.

Организация как функция управления должна содержать:

– наличие целей, что является результатом реализации функции планирования;

– четкое определение и распределение обязанностей, зафиксированное в должностных инструкциях;

– систему обеспечения исполнителя ресурсами, в том числе и в первую очередь информационными;

– формы предоставления определенной свободы действий исполнителям.

Для всех специальностей

6. Виды менеджмента.

Менеджмент

Объектом управления

Субъекты управления

Принципы эффективного менеджмента.

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

  • лояльность к работающим;
  • ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;
  • атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
  • своевременная реакция на изменения окружающей среды;
  • установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
  • методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
  • коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
  • непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;
  • честность и доверие к людям;
  • умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;
  • этика бизнеса – золотое правило менеджмента;
  • качество личной работы и ее постоянное совершенствование;
  • опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Таблица 3.2

Принципы управления

Управление по результатам.

Управление по результатам

Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (корпоративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим группам и определяется достижение конкретных результатов. Такая система имеет различные этапы задания результатов, этапы измерения результатов и этапы контроля результатов. Делегированные из центра задачи контролируются на основе их сравнения с полученными результатами.

Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен 2 считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.

Таким образом, управление по результатам можно определить как процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором:

  • с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты);
  • настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением;
  • результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий

Становление

Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции . Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.

На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как серая мышка - подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные рыночные структуры.

На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия - силовая , действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия -приспособительная : Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека . Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства - то, что организация может делать лучше других.

Рост

Зрелость

Упадок

Этап реструктуризации

Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).

Стадия старости. Этап спада .

Этап спада - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли; организация ищет новые возможности и пути удержания рынков (высокая текучесть кадров, нарастание конфликтов, централизация ). Стадия старости организации определяется как противоречие между ней и окружающей средой, которое выражается или в появлении конкурентов на занятом рынке или в исчезновении рынка.

В такой ситуации получаемый организацией реальный опыт не фиксируется в существующих знаниях организации . В результате базовые представления перестают адекватно интерпретировать реальные события, а провозглашенные ценности членами коллектива не воспринимаются как ценности. Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний . Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой, происходит накопление организационных проблем . Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначительных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и работники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию .

Виды менеджмента.

Понятие менеджмент достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия "управление". Оно широко используется применительно к разным социально-экономическим процессам, осуществляемым в рыночных условиях хозяйствования.

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

Общий или генеральный менеджмент - заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).

Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев (управление маркетингом, инновациями, персоналом:)

В любой организации общий и функциональный менеджмент (генералисты и специалисты) существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их отношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.

Производственный менеджмент - это организация и управление поставками материальных ресурсов, производством и его подготовкой с целью соблюдения установленной технологии и требований к качеству продукции.

Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.

Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.

Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.

Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.

Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей и развития предприятия, повышение его конкурентоспособности, закрепление целей в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Антикризисное управление - деятельность по выявлению основных причин кризисных ситуаций в ходе функционирования хозяйственного субъекта, рисков, определяемых этими причинами и возможностей устранения или минимизации их воздействия с целью восстановления высоких темпов производства и развития на основе:

а) внедрения новых технологий;

б) анализа деятельности всех структурных подразделений;

в) обновление основного капитала предприятия.

Для всех специальностей

1. Понятие “менеджмент”, его основные категории

2. Принципы эффективного менеджмента.

3. Классические концепции управления (Тэйлор, Файоль).

4. Современные концепции управления (Управление по результатам).

5. Стадии жизненного цикла организации.

6. Виды менеджмента.

7. Управление характеристиками производимого продукта.

8. Конкурентоспособность продукта.

9. Стратегии продвижения продукта.

10.Функции менеджмента. Анализ. Качественный и количественный анализ.

11. Функции менеджмента. Планирование. Нормативный метод планирования.

12. Функции менеджмента. Планирование. Балансовый метод планирования.

13.Функции менеджмента. Планирование. Бюджетный метод планирования.

14.Функции менеджмента. Планирование. Графический метод планирования.

15. Функции менеджмента. Организация. Структурные подходы.

16. Функции менеджмента. Организация. Процессные подходы.

17. Функции менеджмента. Мотивация. Внутренние мотивы и их формирование.

18.Функции менеджмента. Мотивация. Внешние мотивы и их формирование.

19.Процесс контроля и регулирования; и его связь с другими функциями управления.

Понятие менеджмент, его основные категории.

Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель. Но менеджмент – не просто управление людьми, организацией, а особая его форма, это управление в условиях рынка, рыночной экономики, т. е. в условиях постоянных изменений, риска. Поэтому менеджмент направлен на создание благоприятных условий (технических, экономических, психологических и др.) функционирования организации, на достижение ею успеха.

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Исходный пункт управления – это целеполагание. Цель управления – достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение – конечным пунктом процесса управления.

Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата – хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений.

Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Такой подход связан с построением дерева целей.

При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов.

В связи с разнообразием и сложностью управленческих задач не существует простых и надежных способов их решения. Однако на основе накопленного опыта можно сформулировать шесть главных принципов, определяющих основные, исходные положения теории менеджмента.

Принципы управления отражают объективные особенности производства и требования к системе управления. В них обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления, зафиксированный в виде правил, положений, рекомендаций. Они должны быть объективными и соответствовать закономерностям развития социальной структуры общества.

Анализ объективных особенностей общественной жизни в России, закономерностей развития социальной структуры производства и состояния производственной деятельности предприятий показывает, что в настоящее время управленческая деятельность базируется на следующих основных принципах:



Научный подход к управлению;

Государственное регулирование развития важнейших отраслей;

Соблюдение установленных государством требований к экологии и охране труда;

Оптимальное сочетание многоукладности экономических форм хозяйствования;

Соответствие управляющей подсистемы (субъекта управления) управляемой (объекту управления);

Самоуправляемость систем;

Правильный подбор и расстановка кадров;

Централизация управления;

Единоначалие;

Корпоративный дух и единство командования;

Стимулирование трудовой деятельности;

Свобода для предпринимательской деятельности.

Научный подход к управлению требует комплексного учета тенденций развития общества и требований объективных экономических законов. Этот принцип базируется на системном подходе, научном анализе и синтезе явлений, происходящих в производственно-экономических отношениях, на совершенствовании производственно-экономического механизма и организационных структур.

Согласно второму и третьему принципам государственное регулирование должно основываться на законах, которые регламентируют правовые отношения между различными организациями и трудовыми коллективами, а также на законах обеспечивающих охрану окружающей среды, экономное использование сырьевых ресурсов и охрану труда.

Четвертый принцип заключается в оптимальном сочетании многоукладных форм производственно-хозяйственной деятельности и предполагает развитие свободной конкуренции между хозяйственными субъектами.

Пятый принцип исходит из того, что построение организационной структуры должно соответствовать масштабу целевой программы или структуре инвестиционного проекта.

Шестой принцип соответствует рыночной экономике, которой свойственны законы конкуренции. Поэтому управляющая система должна быть самоуправляемой, т.е. самостоятельно вести свою деятельность с целью выживания в условиях конкуренции и получения наибольшего дохода.

Седьмой принцип подразумевает необходимость подбора кадров по деловым качествам, соответствующим выполняемой работе, и личностным возможностям человека.

Согласно восьмому принципу централизация, т.е. управление из единого центра, необходима при работе над целевой программой, в том числе над инвестиционным строительным проектом. Аппарат управления создается исходя из масштаба целевой программы и объема управленческой деятельности.

В соответствии с принципом единоначалия важнейшие решения принимаются одним человеком – руководителем программы (проекта), но могут и обсуждаться коллегиально.

Смысл десятого принципа состоит в том, что каждый работник должен стремиться к успешному решению задач, стоящих перед организацией. Индивидуальные интересы должны быть подчинены общему интересу. В управляющей системе должно обеспечиваться единство действий руководителей всех ступеней аппарата управления.

Стимулирование трудовой деятельности (одиннадцатый принцип) исходит из необходимости учета потребностей людей, определяющих мотивы их активной работы на производстве. Потребности человека могут носить физиологический, социологический, эстетический общественный характер. Исходя из этих потребностей, должна создаваться соответствующая мотивационная обстановка.

Свобода предпринимательской деятельности (двенадцатый принцип) – основа рыночной экономики.

В ходе осуществления процесса управления используются различные методы управления , т.е. способы и приемы, с помощью которых осуществляется руководство. Они различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений.

Исходя из продолжительности цикла управления , методы могут быть стратегическими, текущими, т.е. рассчитанными на текущий год, и оперативными (краткосрочными). В основе этих методов лежат соответствующие планы.

По способу циркуляции информации методы управления различают по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть межличностные связи, каналы движения бумажных источников информации, телефонные коммуникационные связи, компьютерные видеоканалы.

По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором – правлениями и советами строительных предприятий.

Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей, исходящие из внутренних их побуждений к труду. Для стимулирования производственной деятельности используются административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы включают в себя:

Правовые нормы и акты, утверждаемые государственными органами для обязательного исполнения (федеральные законы, указы, постановления, госстандарты, положения, инструкции). При определении их состава и содержания должны использоваться научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;

Методы организационного воздействия, действующие внутри организации (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование). Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем организации;

Распорядительные методы, использующиеся в процессе оперативного управления (приказы, распоряжения, устные указания).

Экономические методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, основаны на использовании экономического механизма управления. Включают в себя:

Методы, используемые федеральными и региональными органами управления (налоговая система, кредитно-финансовый механизм страны в целом и в регионах)

Методы, используемые фирмой (экономические нормативы функционирования фирмы, система материального поощрения работников, система ответственности за качество и эффективность работы, участие в прибылях и капитале).

Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Основой метода являются:

Формирование коллективов, создание нормального психологического климата и творческой атмосферы;

Личный пример;

Ориентирующие условия;

Участие работников в управлении;

Удовлетворение культурных и духовных потребностей сотрудников;

Установление социальных норм поведения и социальное стимулирование развития коллектива;

Установление моральных санкций и поощрений;

Социальная профилактика и социальная защита.

В процессе управления субъект, основываясь на объективно существующих принципах, воздействует различными методами на управляемую систему с тем, чтобы обеспечить выполнение поставленной цели. В этом процессе субъект управления выполняет целенаправленные процедуры по выработке решений и их реализации в ходе производственной деятельности. Речь идет о функциях управления , которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации (размера, назначения, формы собственности т.д.). Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, мотивацию, контроль, учет и анализ.

Планирование является изначальной функцией процесса управления. Планированием определяется последовательность действий в управлении для достижения поставленной цели в установленные сроки, а также порядок возведения или реконструкции зданий, сооружений и их комплексов, при этом согласовываются действия участников строительства и детализируются их обязанности в производственном процессе. Планирование включает:

Установление целей и задач;

Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

Доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование подразделяется на организационно-технологическое (выходные документы – календарные планы строительства объектов и их комплексов) и производственно-экономическое (составляются планы на год, квартал, месяц, неделю).

Функция организации включает работы по приведению всех элементов строительного производства (в том числе материальное обеспечение, работа машин и автотранспорта) в систему, соответствующую успешному их использованию в производственном процессе. С функцией организации связано внедрение в производственную деятельность новой технологии строительных и монтажных работ. Составной частью этой функции является создание нормальных санитарно-гигиенических и социальных условий на строительстве. В нижнем звене управления организаторская деятельность занимает 60-70% рабочего времени, так как руководителям нижнего звена по большей части приходится руководить людьми и принимать многоаспектные решения, организовывать их выполнение, контролировать реализацию, проводить оперативную работу по регулированию хода выполнения этих решений.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает:

Установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей;

Формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей;

Определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.

Функция контроля предназначена для сохранения и поддержания установленного планом порядка выполнения работ. Через определенные промежутки времени плановые показатели сравниваются с фактическими, выявляются причины сбоев в ходе производственного процесса и обеспечения его ресурсами. В функции контроля можно выделить две подфукции: учет и анализ.

Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение и проверка всех сторон деятельности. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи , так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Функции учета и анализа являются завершающими в цикле управления. При учете регистрируются абсолютные величины, характеризующие результаты производственной деятельности в пределах цикла управления, в том числе объемы выполненных работ, расход ресурсов и затраты труда. Анализом устанавливается экономическая эффективность результатов производственной деятельности, достижения в снижении себестоимости работ, а в конце строительства зданий и сооружений – величина прибыли.

В теории менеджмента одной из главных категорий также можно выделить такое понятие как технология управления .

Технология – это наука о способах и средствах выполнения каких-либо процессов. В управлении – это знание об управленческих операциях и способах их выполнения управлеющей подсистемой с использованием информации об изменениях состояния объекта управления и окружающей его среды.

Содержание технологии управления может изменяться в зависимости от вида и сложности объекта управления, квалификации работников и видов используемых технических средств. Однако в любом случае технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение их до исполнителей и контроль в ходе выполнения целевых программ или осуществления инвестиционных строительных проектов. Целевая ориентация процесса управления предусматривает взаимную увязку всех входящих в его состав функций и соответствующую упорядоченность информационного обеспечения. При этом выполнение каждой функции осуществляется по свойственной им технологии, например, существуют технологии планирования, учета и др.

Продолжительность цикла управления определяется величиной затрат времени на получение информации, разработку и принятие решений, подготовку решений к выполнению и на их реализацию.

Основным элементом и предметом труда в технологии управления является информация.

Особые требования к своевременности поступления информации и скорости ее обработки предъявляются в технологии оперативного управления строительством объектов, так как при задержке в разработке регулирующих решений могут произойти трудно устранимые сбои в ходе выполнения работ.



Касса