Мюзиклы сказок в детском саду. Сценарий мюзикла «Бременские музыканты» для детей старшего дошкольного возраста

Мандрикова Наталья Львовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 52 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Творим, танцуем, поём…или о мюзикле в детском саду"
Дата публикации: 10.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Мандрикова Наталья Львовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»
«Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить…» Шарль Азнавур.
«Творим, танцуем, поём…или о мюзикле в детском саду»
Говоря о применении такого жанра как «мюзикл» в детском саду, нельзя не определиться с понятием мюзикла. Что же такое «Мюзикл»? Мюзикл - одно из самых модных направлений современного музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. Наверное, Вы можете задаться вопросом, каким образом, мюзикл относится к дошкольному образованию? И чем форма мюзикла отличается от обычной театрализованной деятельности, уже не первый год применяемой в дошкольных образовательных учреждениях? Действительно, вопросы эти являются для нас уже постоянными. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает наличие способности у педагога модернизировать свою работу так, чтобы ребенок почувствовал себя полноправным субъектом образовательной деятельности. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкальной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической; координации слуха – голоса – зрения – движения; чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального; палитры звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, радостного, сопричастного, игрового мироощущения. Мюзикл это синтетический жанр, который может включать в себя элементы и того, и другого, и третьего, а также хореографии, вокала, современной стилистики и что Вам только в голову придет, в отличие от простой музыкальной театральной постановки, используемой в детском саду. Он может принять облик символической «рок-оперы», музыкального спектакля Мандрикова Н. Л. Страница 1
или фильма, или существовать в классических традициях. Огромная свобода выразительных средств влечет за собой огромное разнообразие тематики. В мюзикле, ребёнку мало просто хорошо спеть песню - нужно и выглядеть, как персонаж, и обладать соответствующей пластикой, и, в конце концов, просто играть. Ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными - они лишь служат равноправными средствами передачи содержания. Ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовольствие от деятельности. Мюзикл способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Поэтому, можно даже сказать, что мюзикл – это больше чем мюзикл. В нашем детском саду к деятельности по постановке мюзиклов мы пришли не сразу. Реализуя годовую задачу дошкольного учреждения в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Познавательно - речевое развитие дошкольника через метод проекта», мы обратили внимание на недостаточное внимание воспитателей к инновационным формам творческого развития детей в детском саду, и как следствие - недостаточную оснащённость предметной среды в ДОУ для реализации театрализованной деятельности, поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, несформированность умений детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика). Поэтому жанр «Мюзикл» мы попытались рассмотреть и использовать как форму музыкального проекта с детьми дошкольного возраста. Основная возрастная категория работы детей в жанре «Мюзикл» - 6-7 лет. В ходе реализации музыкального проекта (мюзикла) мы использовали такие в и д ы д е я т е л ь н о с т и к а к: б е с е д ы н а т е м у п о с т а н о в к и, экскурсии на музыкальные спектакли, за кулисы, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев, представления, участие детей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры, представление превращается в целый мир, в котором живет ребенок. Это вызвало огромный интерес: дети, не отрываясь, смотрели на профессиональных артистов, их пластику, мимику, жесты; участвовали в создании костюмов, сценического антуража. После этой подготовительной работы стало понятно - это будет интересно не только взрослым, но и детям. Мандрикова Н. Л. Страница 2
За период работы с мюзиклом нам удалось реализовать с детьми педагогический мини-проект на тему «Детский мюзикл как форма сотрудничества с семьёй в ДОУ», благодаря работе над которым ребята вместе с родителями оформили выставку детского творчества «Мои друзья - котята», презентовали своих домашних питомцев, распределили роли среди детей и родителей, упражнения на развитие выразительных движений, мимики, пантомимики, выучивание ролей, разыгрывание сказки на сцене, изготовили декорации для представления. В качестве пробной постановки мы выбрали замечательный мюзикл для детей Е.Теличеевой, М.Ивенсена «Котята- поварята». Основная работа в ходе проекта проходила в форме непрерывной образовательной деятельности. В рамках практической деятельности мы познакомились с либретто, определились с характером каждого персонажа, детям была дана возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ, проявить импровизацию. На материале хора-пролога «Мы котята- поварята, озорные колпаки» мы познакомились с танцем польки. Сравнили ее с вальсом и полонезом. Включили воображение и «увидели» праздник с полькой П.И. Чайковского. Выяснили, в каких странах любят и часто танцуют польку. Обсудили увиденное детально: цвета и фасоны одежды танцующих, время года… Посмотрели мультфильм «Мой друг зонтик». В завершении темы каждый смог станцевать на таком празднике в своей персональной роли. Не меньше внимания, чем хореографии, мы уделили жесту. Очень удачно вписалось в программное содержание образовательной деятельности «Мышиное танго». Мы выучили с детьми основной шаг танго, много узнали об истории танго и значении жеста в этом «взрослом» танце. Ведь именно правильный жест создает визуальную наполненность действия и дополнительную энергию, а также подчеркивает важные акценты. Если танец можно «поставить», то выразительный жест необходимо найти вместе с ребенком. Жест может быть связан с динамикой звука, ритмом, взлетом или падением – он должен быть достаточно лаконичным, играть вспомогательную роль и не мешать исполнению музыки. Успешному поиску жеста может способствовать знаковый аксессуар (у нас, например, это была «печенька» и «хвостик») или анализ направления мелодии в процессе разучивания. Музыкальный текст постановок, а именно на нем мы решили выстроить наши методические рекомендации по работе над спектаклем, динамичен и ярок. Своей разнообразностью он, безусловно, обязан иногда встречающимся интервальным «скачкам», синкопам и пунктирному ритму. Но мы позаботились о детях и выбрали удобную тесситуру, что сделало возможным преодоление этих трудностей. Очень сложно давалась партия Мандрикова Н. Л. Страница 3
Мышки, представленная в форме романса «Болезнь мышки». Но мы и с ней справились. И вот уже премьера! Сколько волнения, сколько положительных эмоций. Первый опыт общения со зрителем, первые страницы «Азбуки» культуры поведения на сцене, чувства партнерства, отработка практических умений двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе). А, сколько гордости родителей за своих детей и заслуженных оваций! Как же без гастролей? Как и у «взрослых» артистов – у нас были настоящие гастроли. Мы участвовали в Областном фестивале детских театральных коллективов «Признание» - 2016 (Сертификат участника ГБУ ДПО «ОЦДОД»). И вот первая победа - Специальный Диплом «За актёрское мастерство». Что явилось итогом нашей деятельности? Работа с детскими мюзиклами заинтересовала не только детей, но и весь коллектив, было предсказуемо: захватывающая музыка, веселые нетривиальные текст и любимые всеми образы. У нас получилось развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. По итогам работы созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей, её значимости в развитии ребенка; обогатились содержание и диапазон сюжетов и ролей, расширился их кругозор. Создано единое пространство «семья – детский сад». Будем ли мы продолжать работу в этом направлении? Безусловно. Творить, танцевать и петь – это наш вектор к самостоятельной и инициативной творческой личности ребёнка. А ведь именно это направление положено в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так держать! 1. Буренина, А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Спб., 2002. – 114 с. 2. Зацепина, М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128, с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») (6). 3. Мерзлякова, С.И.«Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет). – 2005. 4. Музыкальная энциклопедия. Серия «БСЭ». Под ред. Ю.В. Келдыша, 2006. – Том № 4 5. Сорокина, Н.А.«Театр, творчество, дети». – Н.А. Сорокина, Л.Г. Миланович – 2015. Мандрикова Н. Л. Страница 4

Театр для детей – это сказочное действие, раскрашенное яркими красками художника и озвученное живой многогранной музыкой. Сказка оживает, становится выразительной, если в ней есть место художественному оформлению и музыкальному сопровождению.

Детские спектакли приобретают особую окраску, благодаря использованию в них музыки. Песни и танцы, а также и музыкальные фоны в некоторых спектаклях играют не менее важную роль, чем слово. Являясь фоном, музыка украшает спектакль, помогает создать яркие выразительные образы.

В спектаклях, насыщенных звуками и музыкой, мир, окружающий героев спектакля оживает. Герои таких представлений оказываются всесторонне развитыми личностями. Музыкальное сопровождение естественно и гармонично вписывается в действие сказки.

Спектакли, в которых музыка, если не является основой представления, но во многом определяет драматургию театрального действия, называется мюзиклами. Инсценированные песни, сменяющиеся массовыми и индивидуальными танцами, перемежаются стихотворными и прозаическими текстами, и – снова сольное пение, и пение в дуэте, в ансамбле. Каждый из детей точно знает, где и когда ему находится и что делать.

Действующие лица :

  • Солнце
  • Сорока
  • Воробей
  • Крокодил
  • Медведь
  • Баран
  • Баран
  • Зайчиха

Декорации и атрибуты:

  1. Два стула, замаскированные камышами, деревьями нарисованными.
  2. Пеньки для спящих зверей и птиц: зайчихи, сороки, воробья, медведя.
  3. Мячики, шар для крокодила.
  4. Елочки искусственные.
  5. Барабаны.

Ход спектакля

Справа на заднем плане два стула, замаскированные кустами (можно камышами), там прячется Крокодил. Слева – пень, на котором сидит и спит Медведь.

На переднем плане слева сидят спящие Воробей, Сорока и Зайчиха. В центре на корточках сидит солнце.

Звучит музыка («Одинокий пастух», композитор Георге Замфир, из репертуара оркестра под управлением Джеймса Ласта).

Солнце медленно поднимается, танцует, касается впереди сидящих зверей, которые по очереди просыпаются, улыбаются.

Музыка меняется. Начинает звучать мелодия «Мусорной песни» (композитор Александр Усачёв). Выбегает Крокодил и, обхватив Солнце руками, тащит его в свое логово.

Звери, испугавшись, обхватив лицо руками, качают головами, всхлипывают.

Воробей (с носовым платком) встает, всхлипывая, выходит в центр, поет

(мелодия песни «Ах, какая женщина», из репертуара гр. «Фристайл»):

Наступила темнота,
Наступила темнота,
Не ходи за ворота!
Кто на улицу попал,
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал…
2 раза

Подбегает сорока.

Сорока поёт (мелодия песни «Ветер с моря дул», композиторы Н. Рудина, Ю. Малышев, из репертуара Натали):

Горе, горе мне, о-е-е-е-ей!
Горе, горе всем, о-е-е-е-ей!
Жадный Крокодил, страшный Крокодил
Солнце утащил, Солнце утащил!
Наступила тьма, наступила тьма,
Беспроглядная -я-я-я-я-я.
Как без солнца жить,
Как без солнца быть,
Вести разносить?
Вести разносить?

К Воробью и Сороке подбегает Зайчиха, начинают петь (мелодия песни «Выйди, солнышко» Р. Паулса):

Сорока и зайчиха :

Выйди, солнышко,
Выйди, красное!
Плачет Воробей:

Воробей: Выйди по-быстрей!

Сорока, Зайчиха и Воробей:

Поднимись скорей
В небо чистое,
Освети, согрей
Землю-матушку!
2 раза

Звучит вступление и 1-ый куплет песни «Атас» (композитор И. Матвиенко, из репертуара гр. «Любэ»).

Воробей, Сорока, Зайчиха отходят в сторону. Выходят два барана с барабанами, маршируют и барабанят, на мелодию припева поют:

Скорей! Скорей вставай, звериный класс!
Не спите зайчики, не плачьте, белочки.
Вперед! Давай вперед, звериный класс,
Идем за солнышком сейчас!

Бараны отходят в сторону. В центр выходят Воробей, Сорока, Зайчиха. Воробей и Сорока поют (мелодия песни «Лаванда», музыка В. Матецкого, из репертуара С. Ротару):

Крокодила все боятся (2 раза)
Как нам с этаким сражаться?
Он и грозен и зубаст.
Крокодила все боятся (2 раза)
Как нам с этаким сражаться?
Он нам солнце не отдаст!

Зайчиха поёт на мелодию песни «Малиновка» (композитор Э. Ханок, из репертуара гр.»Верасы»):

Ох, стыдно, стыдно, звери нам реветь!
И где же самый главный наш Медведь? (подходит к Медведю будит его)
Эй, хватит, спать!
И лапу сосать!
Ведь солнце надо выручать.
Крокодил живот набил.
Наше солнце проглотил.

Медведь просыпается, встает, качает головой.

Звери (хором):

Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!

Звучит тема Медведя (пьеса «Медведь», муз. В. Ребикова).

Медведь переваливаясь, подходит к Крокодилу и грозно произносит на фоне музыки:

Ишь, разбойничья порода!
Цапнул Солнце с небосвода.
И с набитым животом
Завалился под кустом!
Пропадает целый свет,
А тебе и горя нет!

Звучит мелодия песни «Мальчик хочет в Тамбов» (муз. Б. Лима, из репертуара Мурата Насырова).

Выходит Крокодил, танцует грозный танец: топает, наступает угрожающе то на Зайчику, то на баранов, то на Воробья, то на Сороку! Звери отступают, пугаются.

Крокодил поет на мелодию припева:

Если я захочу, чики-чики-чики-чики-та,
И луну проглочу, чики-чики-чики-чики-та! (продолжает торжествующе танцевать).

Зайчиха , не дав Крокодилу закончить, произносит:

Миша, к нам ты подойди
И злодея победи!

Все звери:

Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти!

Звучит тема Медведя. Звери окружают Крокодила. Он ругается, бросается то в одну, то в другую сторону, поднимает руки вверх, быстро наклоняется, достает кистями пол и убегает, пробежав на руках и ногах.

Звучит тема Солнца. Звери выводят Солнце, обнимаются, встают в одну линию.

Звучит вступление к песне «Стою на полустаночке» (муз. И. Катаева, репертуара В. Толкуновой).

Звери (поют):

Чтоб мир всегда был солнечным,
Чтоб мир всегда был солнечным,
Понятно стало нам сегодня всем.
Держаться вместе надо нам,
Держаться вместе надо нам.
Тогда не будет никаких проблем!

Звери танцуют общий танец на мелодию 2,3 куплетов, на 4-ый – поют, повторяют слова 1-ого куплета и выполняют поклон .

Мюзикл «МУХА-ЦОКОТУХА»

В: Стёпа!

С : Вася!

В: Как я рад тебя видеть!

С : Я тоже очень рад!

В : Здравствуй, Стёпа!

С: Здравствуй, Вася!

В : Так мы с тобой, что- то позабыли сделать!

С : Я ничего не забыл!

В: Мы забыли поздороваться с ребятами.

С : Это правда. Ой! Как нехорошо. Это ты, Вася виноват.

В : Всё равно кто виноват. Надо поздороваться. Начинай ты.

С : А я не умею.

В : Не умеешь? Тогда я сначала поздороваюсь с ребятами, а ты смотри и слушай – это очень просто.

С : Хорошо, теперь – я.

Это очень просто.

Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

В : «Очень просто» говорить не надо. Скажи только «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!»

С : Ты плохо меня учишь, да ещё ругаешь.

В : Ну хорошо не сердись. Давай вместе поздороваемся.

ВМЕСТЕ: Здравствуйте, ребята, здравствуйте.

С: Сколько здесь гостей?

В: Сколько здесь друзей?

С: Собрались мы здесь все враз

На весёлый сказочный час!

Сказочница (на мотив песни «Давайте, негромко…»

Мы старую сказку прочтём

И в детство далёкое, и в детство беспечное

На цыпочках тихо войдём

Закроем глаза и во снах и мечтаниях

Мы с вами отправимся в путь

Ведь сказку вернуть невозможно не мысленно

Но всё же хотим мы рискнуть

Помним эту сказку очень хорошо

Мы её сыграем всем годам назло.

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие!

Приготовьте, дети, ушки!

Приготовьтесь, гости, слушать!

Входит сказка в светлый дом

И расскажет обо всем.

Кто-то бросил к нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Ребята! От кого пришло письмо, вам хочется узнать?

(звучат фанфары, ведущий открывает письмо)

Письмецо сейчас вскрываю, а вам надо постараться и всем вместе отгадать!

Героиня не простая!

Она по полю пошла,

Она денежку нашла.

Полетела на базар

И купила...

Как называется эта сказка?

(ответы зрителей)

Правильно. Это «Муха- Цокотуха».А написал эту сказку замечательный писатель Корней Иванович Чуковский.

Светит ласковое солнышко. По небу плывут белые облака. Поют птички. Стрекочут кузнечики. Порхают пёстрые бабочки на лугу. А лёгкий тёплый ветерок играет с цветочками.

(танец цветов)

Я муха-муха цокотуха

И я прекрасна- спору нет

И это знают и понимают друзья вокруг, вокруг

Сегодня праздник

Мой день рождения

Сегодня гости у меня

И приглашенье и угощенье

Моим друзьям – родня

К сожалению, в день рождения

Денег нет на угощенье

Что мне делать?

Как мне быть?

Чем гостей мне угостить?

Вчера я в поле гулять ходила

И кошелёк с собой брала

Быть может, где-то его забыла я

И стало – ни гроша

В красивом платье гулять я буду

И в поле вновь искать пойду

Быть может, всё же случится чудо

И деньги я найду

М-Ц: Как же это хорошо!

Как же это здорово!

На лугу зелёном жить

И с цветочками дружить.

(звучит минус «Песня Красной шапочки»)

М-Ц : (танцует и поёт)

Если долго, долго, долго

Если долго по дорожке

Если долго по тропинке

Бегать, прыгать и жужжать

То, пожалуй, то конечно,

То наверно, верно, верно, верно,

То возможно, можно, можно,

Можно денежку найти

Припев:

А-а, с денежкой этой на рынок пойду

А-а, много товаров там разных найду

А-а, посмотрите, сапожки,

А-а, расписные чашки, ложки

А-а, покупайте ландыши -2 раза

Торговка:

Ах! Какая красавица!

Ну, что за лапки! Ну что за крылышки!

Как же такая прелестница и без цветов?

Покупайте цветы. Ведь это ландыши!

Песня «Ландыши, Ландыши»

Да не нужны мне ваши ландыши.

Я ищу самовар!

Торговка:

Вот пошла я на базар

И купила - самовар.

Потому что день рожденья

Буду нынче я справлять.

Всех букашек, таракашек

Сладким чаем угощать.

(накрывает на стол)

Угощу друзей чайком,

Пусть приходят вечерком.

У меня для гостей

Много вкусных сластей!

Ведущий:

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла...

(звучит полька, выходит пчела)

ПЧЕЛА:

Здравствуй, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Я со всех родных лугов

Принесла тебе цветов.

Я соседка - Пчела,

Еще меду принесла!

Ах, какой он чистый,

Сладкий и душистый!

(передает Мухе букет цветов и банку с медом )

Спасибо, спасибо!

Моя дорогая!

Садись за стол,

Самовар уж готов!

Ведущий:

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

(песня на мотив «Маленькая страна»)

Там за горами, за лесами

Муха одна живёт

В гости к себе на именины

Блошек она зовёт

Там будут гости веселиться с ночи и до утра

Там будут песни звонко литься

Ах! Цокотуха!

Муха – красавица!

Муха – чудесница!

Счастья, здоровья и удачи

Мы хотим пожелать!

1-Я БЛОШКА :

Ты прими от Блошки вот эти сапожки!

2-Я БЛОШКА :

Сапожки не простые,

В них застежки золотые!

(передают Мухе по сапожку)

Спасибо, мои дорогие!

Садитесь вот тут, скоро гости придут.

Ведущий:

А вот и бабочки-шалуньи,

Веселые летуньи.

Летают по полям,

По рощам и лугам.

(танец)

1-Я БАБОЧКА :

Мы не устаем, весело порхаем,

Кружимся, летаем.

2- Я БАБОЧКА

Мы порхаем по цветам,

Прилетели в гости к вам.

БАБОЧКИ: (хором):

Поздравляем! Поздравляем!

Счастья, радости желаем!

Вареньем цветочным тебя угощаем!

(передают Мухе варенье)

Спасибо, милые подружки,

Прошу за стол!(Бабочки садятся за стол.)

Ведущий:

Все букашки -

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

(песня И. Алегровой «День рожденья»)

Стрелки крутятся всё быстрей,

Стали звёзды на год взрослей,

Лист сорвался с календаря,

Но не стоит грустить зря.

И не зря в День рождения

Собираются все друзья.

И чем больше друзей вокруг,

Тем моложе сердца стук.

С Днём рождения!

Успеха, радости, везения,

Любых желаний исполнения

И миллион ночей и дней.

С Днём рождения!

Любви до головокружения

И чумового настроения,

И самых преданных друзей!

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

(выходят тараканы с барабанами, обходят зал)

1-Й ТАРАКАН :

Ш-ш-у... Вот вам цветочки!

Собрали мы их на лужочке.

Спасибо, букет красивый!

Прошу за стол садиться,

Прошу чайку напиться.

Кушайте, не стесняйтесь,

Все угощайтесь.

Посмотрите, каких пряников я напекла!

2 –Й ТАРАКАН

Ехали мы по горам, мчались мы по долам

К Мухе - Горюхе, к Мухе-Цокотухе!

Муха гостей ждала, пряников напекла,

Чай заварила, всех гостей поила.

Бабочки-красавицы, кушайте варенье!

Или вам не нравится мое угощенье?

1-Я БАБОЧКА :

Ваше угощенье - просто загляденье!

2-Я БАБОЧКА:

Просто объеденье ваше угощенье!

Тут и сливки, и конфеты.

И чего тут только нету!

Мармеладки, шоколадки,

И орехи, и помадки!

Пряник мятный, ароматный,

Удивительно приятный!

Трубки с кремом, пирожки

И очень вкусные сырки!

Ведущий:

Вдруг откуда не возьмись

Старичок Паучок

(появляется паук)

ПАУК :

Я - злой Паучище, длинные ручищи!

Я за Мухой пришел,

Цокотухой пришел!

(накидывает на Муху сеть)

Ведущий:

Вот он нашу Муху в уголок

Поволок -

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

М-Ц: (встаёт на колени и жалобно произносит)

"Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!"

ПАУК:

Я не только Мух ем,

Я и Пчел, и Комаров -

Всех попробовать готов!

Ха-ха-ха, всех попробовать готов!

Ведущий:

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися.

(все с криком разбегаются в разные стороны, прячутся за деревьями, под столами)

Ведущий:

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

(звучит марш)

КОМАР :

Я - Комар-храбрец,

Удалой молодец!

Где Паук, где злодей?

Не боюсь его сетей!

Паука я не боюсь,

С Пауком я сражусь!

(инсценировка битвы)

Ведущий:

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

ХОРОМ:

"Слава, слава Комару - Победителю!"

Комар:

Я злодея победил?

Комар:

Я тебя освободил?

Освободил!

Комар:

А теперь душа-девица,

На тебе хочу жениться!

Ведущий:

Веселится народ -

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

(бабочки одевают фату мухе, тараканы дарят цветы - марш Мендельсона)

Ведущий:

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,-

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

М-Ц :

Ой, вы, гости дорогие,

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

КОМАР:

Пришло время расставанья,

Говорим вам: "До свиданья!"

Сказочница:

Мы скажем театру «Прощай»

Но ты не уходишь, наш зритель единственный

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №72 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сценарий мюзикла для детей

старшего дошкольного возраста:

«Там на неведомых дорожках…»

Пояснительная записка

Все в нашей стране, от мала до велика, знают и любят произведения великого классика русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. С ранних детских лет мы любим и читаем его сказки. По его произведениям сняты прекрасные фильмы и мульфильмы, поставлены спектакли, художниками написаны тысячи картин, композиторами сочинена прекрасная музыка. Не смотря на трудный слог и не всегда понятные слова, особенно маленьким детям, мы с любовью и интересом читаем его сказки. Великолепная музыка его стихов вызывает у нас какой-то внутренний трепет и благоговение. И как не странно - строки его стихов запоминаются быстро и легко.
Мне захотелось дать возможность воспитанникам прикоснуться к литературному творчеству А.С. Пушкина во всех аспектах детской творческой деятельности.

Актуальность этой идеи в том, чтобы дать дошкольникам почувствовать красоту и богатство русского языка в поэзии великого классика. Поскольку в современном обществе русский язык становится все более упрощенным, очень хочется, чтобы наши дети не забывали прекрасный слог стиха и дух произведений великого мастера.

Для этого была проведена большая предварительная работа с детьми по проекту «Пушкин –наше все…», в котором появилась возможность осуществить эту идею. В результате итогом проекта стал мюзикл «Там на неведомых дорожках…»

В основу мюзикла был положен сценарий новогоднего праздника

Л. Олиферовой, дополнен музыкальным материалом и собственным текстом.

Цель : Развивать у детей интерес к творчеству А.С. Пушкина, используя различные виды художественно-эстетической деятельности

Задачи:
Предварительная работа:

  • Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о Золотом петушке», «У лукоморья…» - отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  • Прослушивание музыкальных произведений композиторов, использовавших в сочинения сказки А.С. Пушкина.
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
  • Рисование персонажей и сюжетные сценки из сказок. Выставка изобразительного творчества детей по сказкам А.С. Пушкина
  • Просмотр фильмов и мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина, кукольных спектаклей по сказкам А.С. Пушкина

Оборудование:

Проектор с видеоизображением, проигрыватель, пианино, Дуб, сундук, избушка на курьих ножках, шатер, ковер, «златая цепь», костюмы и атрибуты для сказочных персонажей.

Действующие лица:
Рассказчик
Кот учёный
Русалочки
Лешие Дети

Колдун

Восточные красавицы
Кощей
Баба Яга

На экране изображена книга со сказками А.С. Пушкина, перелистываются страницы с его сказками (звучит музыка Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Рассказчик: К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны,
Сыплются слова, слова-алмазы,
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,

Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Звучит музыка.
Рассказчик: У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом.
Входит Кот ученый . Поёт песню (Сл.и муз. Л. Олиферовой)
Кот: Мяу-мяу, я учёный кот,
Мяу-мяу, без больших забот,
Здесь под дубом я живу,
Всех вас в гости я зову.
Я вам песенку спою,

Я вам рыбки наловлю,
Спать под дубом уложу,
На ночь сказку расскажу.

Кот садиться под дубом с удочкой, «ловит рыбу». Русалки выглядывают из-за занавеса , подхватывая мелодию кота, как бы передразнивая поют .
Русалки: Мяу-мяу, он учёный Кот,
Мяу-мяу, без больших забот,
Здесь под дубом он живет,
Всех нас в гости он зовет.

Кот: Тише вы, русалки! Всю рыбу распугали.
Русалки: Гостей поласковей встречай,
Ну, завари хотя бы чай,
Нас накорми, нас напои,

Ведь обереги мы твои!
Танец русалочек (муз. « Танцующие цветы »)
Кот несёт чашки с чаем на подносе. Оборачивается и смотрит на дуб.
Кот: Не знаю, как вам и сказать:
Не время чай нам распивать!
Смотрите: нет цепи златой,
И дуб стоит наш сиротой.
Русалочки: Давайте леших позовём
Златую цепь скорей найдём.
Они в лесу все тропы знают,
Не зря их лешими считают.
Входят Лешие под музыку Л. Олиферовой

Лешие поют и шагают : По неведомым дорожкам
В Лукоморье мы гуляем,
Чудо-ягоды в лукошки
Тут и там мы собираем.
То крадёмся мы, как кошки,
То несёмся мы гурьбой,
И совсем, совсем несложно,
Заманить вас за собой!
Пляска русалок и леших. (Фрагмент из балета Стравинского «Петрушка)
Рассказчик: Куда исчезла цепь златая,
На могучем дубе том,
Исполнилась чья воля злая,

Не ведает никто о нем.

Кот: По тропинкам и лесам
Пробираться надо нам.
Дружно все скорей вставайте,
Весело за мной шагайте!
Только, мур! Не отставать!

Златую цепь идём искать!
Г. Гладкова «Новогодние приключения Маши и Вити»

Пока дети идут по залу, выставляется избушка на курьих ножках


Рассказчик: Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Все натыкаются на избушку на курьих ножках (все действия сопровождаются музыкой)


Леший: Избушка, избушка, встань-ка, как мать поставила,
К нам передом, к лесу задом!


Избушка: Ещё чего, прикажете? А волшебное слово!


Все хором : Пожалуйста!


Избушка скрипя поворачивается.
Из-за избушки выходит Баба-Яга с помелом. Она « облетает» весь зал и с угрожающим видом приближается к Коту
. (муз. М. Мусоргского «Картинки с выставки»)

Баба-Яга: Да! В моей избушке темно

И не надо мне окно

Дверь мне тоже не нужна
Главное, что есть метла!
Зачем пожаловали в гости,
Или не дороги вам кости?
Прячьтесь быстро от меня,
Разбегайтесь кто куда!

Танец Бабы-Яги с метлой!
Русалочки: Ты, Ягуся, не кричи и метлою не стучи.
Ну а лучше, если можешь, нашему горю помоги!
На лукоморье у нас беда,
Пропала цепь неведомо куда!


Баба-Яга: Вот беда, так беда,
Без златой цепи нам никуда!
Ходит взад-вперед, думает.


Баба-Яга: Мы сейчас у ветра спросим, не видал ли он чего?
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе, и волнуешь сине море..
Не видал ли ты, скажи, если можешь, укажи,

Где искать нам цепь златую? Кто исполнил волю злую?
Голос за кулисами:

Да, конечно, видел я, через леса,
Через моря нес колдун богатыря.
Златою цепью связан он,
И в мертвый сон он погружён.

(Звучит знакомая мелодия Песни Кота)
Кот: По тропинкам и лесам
Пробираться надо нам.
Дружно все скорей вставайте,
Весело за мной шагайте!
Только, мур!. Не отставать!

Златую цепь идём искать!

Дети встают за котом паровозиком и идут змейкой под музыку
уходят из зала. В это время ставится шатер и кладется ковер.
Колдун: Колдун сидит в шатре на подушках. Под музыку восточные красавицы танцуют (восточная музыка)
Входят в зал все герои, танцовщицы прячутся в шатер.

Звучит музыка М. Глинка «Марш Черномора», Колдун с длинной черной бородой и сияющем перстнем на пальце медленно встает и обращается к героям
Ха-Ха! Вы зачем сюда пришли?
В моих покоях что нашли?


Лешие: Ты зачем, колдун проклятый, обманул богатыря?
С дуба нашего родного злату цепь стащил ты зря!
У тебя серебра и злата, и так полные палаты. (
грозят кулаками)

Баба-Яга: Отдавай-ка по добру,
А то в мелкий порошок сотру! (Грозит метлой).

Колдун: Ладно, ладно не шумите,
И метлой здесь не метите

Цепь я злату обменял,

Перстень мне Кощей отдал. (показывает ка сверкает)

У него теперь ищите,
Только тише… уходите… (хватается за голову, как будто она болит)

Кот: По тропинкам и лесам
Пробираться надо нам.
Дружно все скорей вставайте,
Весело за мной шагайте!
Только, мур!. Не отставать!

Златую цепь идём искать!
Дети встают за котом паровозиком и идут змейкой под музыку
уходят из зала

Кощей : Под музыку Д.Верди «Марш тореадора» появляется Кощей, идет и поет песню:
День и ночь, день и ночь
денежки считаю,
День и ночь, день и ночь
Отдыха не знаю,
Над богатством своим
Потихоньку чахну,

В сундуки загляну –

И от счастья ахну!
Танец Кощея

Выходят вперед и одновременно говорят

Баба-Яга и Кот: Счастье – не сундук рублей,
Счастье – это круг друзей.
Цепь златую нам отдай,
В круг друзей тогда вставай!

Кощей приносит цепь. Все персонажи берут цепь и поднимают над собой. Вешают на дуб.
Рассказчик : Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно
Сказки очень, очень нужны.
Лукоморцы улыбайтесь, и
На танец собирайтесь!
Танец и песня всех персонажей «Лукоморье» муз. Усачева Пинегина.

Песня: Золотую цепь нашли
В царстве тридевятом.
В лукоморье мы пришли,
Все теперь в порядке.
Пусть дорожка тяжела,

Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла,
Наяву и в сказке

Рассказчик: Кот-учёный песнь заводит,
Ступа с Бабкой - Ёжкой бродит.
Русалки с Лешими сидят,
С дуба на море глядят!

Все вместе: Мы там были, мёды пили,
По лешачьи говорили,
По русалочьи плясали,
Сказки Пушкина читали.


Марина Петровская
Сценарий мюзикла «Бременские музыканты» для детей старшего дошкольного возраста

Бременские музыканты

Мюзикл по мотивам сказки братьев Гримм

Действующие лица : Ведущий, Трубадур, Разбойники, Принцесса, Король, Кот, Пёс, Петух, Атаманша, Охрана, Осёл, Сыщик (Нищенка, Паж, Шут, две Фрейлины.

Первая картина

Оформление зала : панно с изображением королевского замка, перед ним лесная дорога, по обеим сторонам стоят деревья.

Ведущая. Вам – прекрасные новеллы,

Для ребят и малышей,

Расскажу вам о принцессах

В царстве глупых королей.

О весёлых музыкантах ,

О разбойниках лесных

И о множестве талантов

Гениальных сыщиков.

Быстро сказка сказывается,

Не быстро дело делается.

Вот утром по дороге,

Ведущей в знатный замок,

Без грусти и тревоги

Песня раздавалась.

В повозке Трубадур был,

Петух, и Пёс, и Кот,

Все дружно подвывали,

Кто громче пропоёт.

Исполняется «Песня друзей» , сл. Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова.

Трубадур (показывая на королевский замок) .

В королевский замок

Мы спешим с друзьями,

Чтоб народу весело

Было вместе с нами.

Звучит музыка «Дорога» . Друзья направляются к замку. Панно отодвигается в сторону. У центральной стены стоит трон, на котором сидит Король. Рядом на маленьком троне сидит Принцесса. По сторонам стоят слуги (Шут, Паж, Фрейлины, Охрана) . Трубадур и его друзья останавливаются перед троном и делают поклон.

Трубадур. Вас, король, приветствуем,

Прекрасную принцессу!

И наше представление

Начнём без промедления!

Звучит весёлая музыка «Представление» . Каждый персонаж выполняет то действие, о котором рассказывает ведущий.

Ведущий. Гири поднимал Осёл,

Пёс крутился колесом,

Гопака Петух плясал,

Лихо крыльями махал.

Ну, а фокус у Кота –

Это чудо-красота!

И Принцесса поразилась –

В Трубадура. и влюбилась!

Петух пляшет «Гопак» - танцевальное творчество ребёнка.

Ведущий. Вечерело и смеркалось,

Представление кончалось.

Разошлись все на ночлег –

Сна у Трубадура нет!

А прекрасная Принцесса

Не могла сидеть на месте,

Тосковала и скучала,

Песню грустно напевала.

Звучит «Песня Принцессы и Трубадура» .

Центральная стена снова занавешивается панно с изображением королевского замка. Сбоку виден дом разбойников. Тихим фоном звучит музыка «Разбойники» .

Пёс. Всё в лесу темным-темно,

Но горит одно окно.

Петух. Что же может там гореть?

Кот. Нам бы, братцы, посмотреть!

Ведущий. Светит полная луна,

Встали звери у окна.

Кот. Ой, разбойнички лесные!

Петух. Страшные они и злые.

Трубадур. Постоим, узнаем, о чём они гадают!

Ведущий. Все разбойнички сидят,

Атаманше в рот глядят.

Открывается одна половина дома. Разбойники сидят за столом. Во главе стола Атаманша.

Атаманша (зло и грубо) . Топоры все наточили?

Про ножи вы не забыли?

Разбойники (заискивающе) . Всё мы сделали тотчас,

Атаманша ты у нас!

Атаманша. Атаманша – право слово,

Я на гадости готова!

Исполняется «Песня разбойников» .

Ведущий. Звери что есть силы закричали,

Лиходеев очень напугали.

Звери лают, мяукают, кукарекают, шумят.

И разбойники бежали,

Всё в избушке побросали.

Разбойники убегают за ширму. Трубадур и звери заходят в дом.

Трубадур. Остановимся вот тут,

Здесь нашли мы все приют.

Надо спать, уже темно,

Солнце спит уже давно.

Все звери располагаются на скамейках.

Ведущий. А наутро – по дороге

Застучали чьи-то ноги.

Исполняется «Песня Охраны» . Раздаётся свист.

Ведущий. Свист, тревога на лес,

Король на дерево полез.

Лихая песня раздавалась,

Разбойная ватага показалась.

Король прячется за дерево, охрана Короля убегает.

Король (выглядывая из-за дерева) . Где охрана? Где подмога?

Уношу скорее ноги!

Мнимые разбойники привязывают Короля к дереву и уходят в дом разбойников. Вдали раздаётся музыка , Король прислушивается.

Ведущий. По тропинке, мимо дома,

Трубадур гулял знакомый.

Звучит мелодия «Песня Трубадура» . Трубадур проходит мимо Короля, привязанного к дереву, и делает вид, что не замечает его.

Король. Здесь привязанный сижу,

На тебя давно гляжу.

Меня сможешь развязать?

Трубадур. Рад услугу оказать!

Трубадур развязывает Короля, затем заходит в дом разбойников. Звучит музыка «Схватка разбойников с Трубадуром» . После этого Трубадур выходит из дома.

Трубадур. Рад за вас я бой принять,

Рад за честь я постоять.

Король. Принцессе замуж я идти не запрещаю

И выдать за тебя сегодня обещаю!

Трубадур. Тогда в дорогу, верные друзья,

Сегодня день великий у меня!

Звучит «Полонез» . Панно с изображением королевского замка постепенно сдвигается в сторону. За ним стоят дети. Исполняется старинный танец «Менуэт» (или др.) . Все звери – друзья Трубадура подходят к входу в зал. У входа стоит Охрана.

Ведущий. Итак, все звери нарядились

И у ворот остановились.

Охрана (хором) . Король сказал нам никого не пропускать!

Ведущий. И грустно зазвучала песня,

Которую когда-то пели вместе.

Звучит мелодия «Песни бременских музыкантов » . Звери медленно, опустив головы, обходят зал и уходят за ширму, их догоняют Трубадур и Принцесса, взявшись за руки.

Вторая картина

«По следам бременских музыкантов »

В зал вбегают Слуга и Паж. Входит Король. Голова у него перевязана. Все охают и ахают.

Ведущий. Что стряслось? Переполох!

Шут (с беспокойством) . Наш Король вдруг занемог!

Паж. Не волнуйтесь, я сказал –

Король за сыщиком послал.

Король садится на трон, слуги стоят вокруг него с обеспокоенным видом. Вбегает Сыщик с лупой и смотрит через неё на стены, пол и всех слуг. Звучит «Песня Сыщика» . Король срывается с трона и подбегает к Сыщику.

Король. Я прошу вас, помогите,

Дочку глупую сыщите!

Сыщик. Мне приметы надо знать!

Король. Я могу вам рассказать :

Косы – русые такие (показывает на себе,

Ноги стройные – прямые,

А глаза-то, а глаза,

Будто в море жемчуга.

Сыщик. Я всё понял – приступаю,

Я найду всех – заверяю.

От меня не убегут, под землёй я их найду.

Сыщик уходит. Панно снова закрывает центральную стенку. Появляются Трубадур с Принцессой и друзьями. На середине зала она останавливается.

Кот. Я вас, дети, поздравляю!

Счастья, радости желаю!

Дружно, весело живите,

И друг друга вы любите.

Трубадур и Принцесса кружатся под музыку , взявшись за руки. Выходит Сыщик, переодетый в Нищенку.

Нищенка. Ой, куда же я зашла?

Здесь я раньше не была!

Что за крики в этом месте?

Кот. Вот жених! А вот невеста!

Нищенка. Кто же свадьбу так справляет?

Что невесту ожидает?

Нет здесь музыки , цветов!

Нет колец! И нет стихов!

Трубадур. Мы цветы сейчас нарвём

И в корзинке принесём.

Все бегут рвать цветы - за ширму. Сыщик сбрасывает с себя балахон нищенки и хватает Принцессу за руку.

Сыщик. Вот попалась мне, девица,

От меня тебе не скрыться!

По приказу короля

В замок приведу тебя!

Сыщик тянет Принцессу, она упирается. Сыщик всё же заводит её за панно. На поляну выбегают Трубадур и его друзья с охапками цветов.

Трубадур. Где Принцесса?

Пёс. Эй, скорей! Собирай сюда друзей!

Друзья обходят зал, уходят за ширму. Панно отодвигается. На троне сидит Король и плачет, а рядом сидит Принцесса, отвернувшись от Короля. Звучит «Песня Короля и Принцессы» . Трубадур пробирается в замок и прячется.

Принцесса. Я, папенька, скорей умру,

Чем Трубадуру изменю!

Трубадур (выходит, смотрит на зрителей с хитрой улыбкой) .

Принцессу можем мы спасти,

Из замка утром увезти.

Звучит музыка «Приезд бременских музыкантов » . Входят друзья Трубадура – Пёс, Кот, Петух и Осёл.

Все дети выходит цепочкой, окружают бременских музыкантов , Трубадура и Принцессу.

Принцесса (поворачиваясь к Королю) . Папа, разве ты не знаешь,

Дружбу нашу не сломаешь!

Трубадур. Дружат ветер и волна,

Дружат небо и луна,

Ты – мой друг и я твой брат,

Подружиться каждый рад!

Затем исполняется песня «Ничего на свете лучше нету» , дети выходят из зала цепочкой машут руками зрителям.



Касса