Какой штатив лучше купить. Устройство и применение штатива. Как выбрать штатив

Среди множества статей на тему: "Как выбрать штатив для фотоаппарата?" почему-то мало внимания уделяется самим брендам, под которыми выпускаются штативы. А ведь правильный выбор производителя, зачастую определяющий в процессе выбора штатива.

Штатив для фотоаппарата давно стал неизменным спутником любого фотографа. И этому есть как минимум две причины. Во-первых, практически все фотографы осознали его необходимость. Во-вторых, купить штатив для фото сегодня чрезвычайно просто и доступно – цена на бюджетную модель начинается с 30$.
Но, несмотря на это, фотолюбитель или даже опытный профи, заходя в магазин фототехники , невольно может растеряться, увидев огромный ассортимент треног. Однако мы не будем останавливаться на набившем оскомину вопросе «Как выбрать штатив для фотоаппарата ?», предполагая, что читатель ознакомился с горой соответствующей литературы. Подойдем к вопросу выбора с другой стороны, осветив основные бренды, под которыми они производятся. Стоит сразу обозначить, что речь идет о рынке Украины, и рассматривать будем только известные бренды. У каждого из них есть своя изюминка, а также есть моменты, о которых они предпочитают умалчивать. Итак, начнем по возрастанию.

Штативы Arsenal.

Производитель – Китай. Продукция Arsenal относится к бюджетной ценовой категории. Материал – алюминий и пластик. Достаточно функциональны и практичны в использовании, все модели комплектуются чехлами для переноски. Самое слабое место – их качество. Все-таки китайская сборка оставляет желать лучшего. Поэтому при покупке нужно обратить внимание на полноценную работу всех ножек, защелок, фиксаторов. Проверить работу элеваторного механизма. Положительный момент – достаточно низкая цена. Хороший трипод для зеркалки со штатным объективом, например, Arsenal ARS-3770, можно купить всего за 35$. Радует тот факт, что перебоев с поставками треног Arsenal практически не бывает, и это очень весомый аргумент в пользу данного производителя перед другими конкурентами в этой ценовой категории. С каждым годом качество продукции растет на глазах, и штативы Arsenal двухлетней давности совсем не то же самое, что современные собратья. Так что если Вы ограничены бюджетом, есть смысл обратить внимание на штатив для фотоаппарата Arsenal.

Штативы Velbon.

Производитель – Китай. Продукция Velbon включает как бюджетную линейку, так и профессиональную. В двух словах о бюджетной серии. Материал - алюминий и пластик. Качество Velbon немногим лучше, чем у Arsenal. Цена на 15-20% выше, чем на Arsenal. Штативы Velbon функциональные и удобные в эксплуатации. К любительской серии относятся серии CX- и DF-. Наиболее популярный - Velbon CX-444. Что касается проф линейки, то нужно отметить отличное качество сборки, прочность и легкий вес конструкции, выполненной из алюминия, композитного сплава из углеродного волокна и базальта. Цена на него начинается от 350$. Есть один минус, который способен затмить большинство положительных моментов. Постоянный дефицит и пустующие склады по штативам Velbon заставляют поклонников данного бренда переориентироваться либо на производителя Slik, либо на Arsenal.

Штативы Slik.

Компания Slik – это один из старейших производителей штативов, родина которого – Япония. Бюджетная линейка этого бренда изготовлена в Китае и ничем не отличается от соответствующей серии Velbon. Триподы Slik среднего ценового диапазона изготовлены в Тайланде. Топ-линейка сделана в Японии. В двух словах: традиционно хорошее качество, приятная сборка. Неадекватно завышена цена. Это значит, что по качеству продукция Slik ближе к Velbon, а по цене – ближе к Manfrotto.

Штативы Benro.

Страна-производитель – Китай. Китайские инженеры не стали изобретать велосипед. Они взяли все самое лучшее у существующих брендов и реализовали все технические и функциональные новшества в каждом из своих треног. При изготовлении Benro применены технологии инженеров Gitzo и Manfrotto. Поклонники корейского бренда Markins обнаружат удивительное сходство головок Benro и головок Markins. Приятен тот факт, что от этой «гибридизации» выигрывает конечный пользователь. К функциональности Benro вопросов нет, ведь при их производстве взято все самое лучшее из придуманного ранее. Качество сборки приятно удивляет, несмотря на то, что продукция Benro сделана в Китае. Цена на трипод достаточно высока, всего на 20-25% ниже, чем на всемирно известный бренд Manfrotto. Выгодно приобретать комплект в наборе с головкой. Популярная модель - BENRO A350EX с головкой BENRO BH-0. Стоимость набора – 125$. Приятный момент – наличие качественного жесткого чехла и набора шестигранников в комплекте. Стоит купить штатив Benro в случае, если Вы строго ограничены конкретным бюджетом – и это будет достойный выбор. Если же нет - смотрим ниже: на очереди продукция, родителем которой стал итальянец Лино Манфротто (Lino Manfrotto).

Штативы Manfrotto.

Продукция Manfrotto сделана в Италии, лишь небольшая партия бюджетных моделей произведена на заводе Manfrotto в Китае. Как видим, даже гранды стремятся удешевить свое производство. Нет оснований сомневаться в качестве Manfrotto. При производстве используются только самые последние технологии, зачастую разработанные и запатентованные инженерами компании, и сверхнадежные материалы. Треноги Manfrotto охватывают весь спектр применения фототехники. Для съемки компактной камерой или небольшой зеркалкой подойдет Manfrotto серия MY, которая совмещает в себе легкий вес, компактные размеры, универсальность и надежность конструкции. Для профессионального применения существует несколько линеек штативов, как карбоновых, так и алюминиевых, и большой выбор штативных головок под различные задачи. Отличаются они весом, размерами и рекомендуемой нагрузкой, однако объединяет их безупречная устойчивость, жесткость конструкции, надежность всех механизмов, универсальность и гибкость в использовании. Наибольшей популярностью пользуются модели Manfrotto 055XPROB и Manfrotto 190XPROB. Они рассчитаны на увеченных фотолюбителей и профессионалов, которые понимают толк в фототехнике. Если Вам нужен хороший трипод для фотоаппарата, продукция бренда Manfrotto – это лучший выбор по соотношению цена/качество.

Общеизвестный факт, что для настоящего фотографа не имеет значения, чем снимать и каким оборудованием пользоваться. Но коль уж есть возможность, не стоит отказывать себе в качественных фото аксессуарах, которые сделают Вашу съемку комфортнее и приятнее.


Прежде всего, необходимо понимать, что идеальных штативов не существует. Есть три основных характеристики - устойчивость, легкость и умеренная цена, но одновременно штатив может сочетать не более двух из них. То есть во всех случаях вы вынуждены будете идти на компромисс. Кстати, именно поэтому профессионалы обычно имеют несколько штативов на разные случаи.

1. Материал

Здесь мы выбираем между алюминием и углеволокном. Алюминиевые штативы дешевле, устойчивее и тяжелее. Карбоновые - существенно легче, обычно менее устойчивы и стоят дороже. Меньшая подверженность ветру у алюминиевых штативов как раз и определяется их большим весом. Зато карбон эффективнее поглощает вибрацию, а значит, лучше себя ведет с телевиками.

Не менее важно то, насколько далеко и долго вам предстоит носить штатив на себе. Не переоценивайте свои силы.

2. Количество секций

Варьируется от 2 до 5. Само собой, что чем больше секций, тем компактнее штатив в сложенном виде. Но стоит понимать: каждая дополнительная секция ухудшает его устойчивость. К тому же, штатив с большим количеством секций уступает в надежности. Но бывают случаи, когда важнее всего компактность.

3. Диаметр ног

Диаметр самой широкой части штатива - принципиально важен с точки зрения устойчивости. Чем больше диаметр, тем выше устойчивость. По неведомой причине этот параметр обходят стороной и продавцы, и покупатели. И напрасно.

4. Производитель

Их, в общем-то, великое множество. В основном китайских. Но, дабы минимизировать ошибку при покупке, рекомендуется обращать внимание только на три - Gitzo, RRS и Manfrotto. Скорее всего, именно на последний, так как штативы Manfrotto наиболее известны и лучше всего представлены в магазинах. Хороший штатив не может стоить дешево: действительно качественные модели китайских производителей стоят ненамного дешевле упомянутой «большой тройки». Поэтому нет смысла рисковать, покупая дешевый штатив сомнительного качества.

5. Центральная колонна

Если коротко, то центральная колонна удобна в ситуациях, когда прежде всего важна высота, а не устойчивость. Например, в студии. А вот когда важно, чтобы штатив был установлен надежно и крепко, например, при архитектурной или пейзажной съемке, центральная колонна будет просто-напросто мешать. И даже поворотная колонна не решит проблему, поскольку это лишний вес, а практической пользы для большинства любителей она не несет. Опять же, она будет мешать при попытке опустить камеру как можно ниже. Поэтому целесообразно рекомендовать в качестве единственного и универсального штатив без центральной колонны.

6. Высота штатива и съемки

Это важные параметры, которые определяют диапазон работы в вертикальной плоскости. Высота непосредственно штатива важна в первую очередь для высоких людей и в тех случаях, когда вам, например, нужно снять портрет «глаза в глаза». В других ситуациях - это скорее лишний вес и проблемы при транспортировке. Кроме того, при наличии режима LiveView и поворотного дисплея не так уж и нужно непременно наклоняться к видоискателю. Со штатива как раз удобнее фокусироваться по дисплею.

А вот минимальная высота критична при макросъемке или пейзажной фотографии. И, по сути, она определяется пределом раскрытия ног штатива (а также наличием той самой центральной колонны). Если планируется регулярно снимать пейзажи, то стоит убедиться в минимальном значении высоты съемки с конкретного штатива. К слову, если уж вы остановились на штативе с центральной колонной, то присмотритесь к моделям, допускающим ее поворот, ибо это прямо влияет на минимальную высоту кадра.

Настольный штатив Manfrotto Table Top Tripod

7. Диаметр основания для штативной головки

Как правило, на этот параметр мало кто обращает внимание. Между тем, он может порядочно осложнить работу. Маленький диаметр основания (особенно если он меньше будущей штативной головки) плохо сказывается на устойчивости, а слишком большой может стать препятствием при повороте камеры на штативе на 90 градусов - камера просто упрется в основание. Так что основание и головку нужно выбирать одновременно и весьма вдумчиво.

8. Размеры штатива в сложенном виде

Малоприятно будет приобрести штатив и обнаружить, что в сложенном виде он не очень компактный, и с трудом помещается даже в крупный чемодан. Между тем, штатив в путешествии - вещь небесполезная, поэтому если вы планируете регулярно брать его с собой, то учтите размеры.

9. Крюк для груза

Им оснащены многие штативы, и это очень заметный плюс. Такой крюк не только позволяет повесить фотосумку вместо того, чтобы оставить ее лежать на земле, но и увеличивает устойчивость благодаря дополнительному весу. Так что при прочих равных условиях выбирайте модель с крюком. Пригодится.

10. Наконечники ножек

Они бывают разные: резиновые или стальные; шипы или площадки, а также комбинированные модели. Использование того или иного типа наконечников определяется условиями съемки: втыкать шипы в паркет не очень принято, а резиновые площадки будут менее устойчивы на мягком грунте. В общем, для мягких покрытий лучше шипы, а для твердых - резиновые наконечники.

11. Замок на ногах штатива

Замок не очень существенно влияет на качество съемки, зато весьма значим для вашего удобства. Есть три типа замков.

1. Замок-защелка - примитивно, зато быстро и удобно раскладывать и собирать штатив. Правда, защелки еще и не очень надежно зажимают ноги штатива. В целом, не лучший вариант, несмотря на максимальное удобство.

2. Кольцевой замок - не имеет выступающих частей, так что весьма удобен в транспортировке. Надежно зажимает ноги штатива. Но, увы, штатив с ним - самый неспешный в раскладывании.

3. Барашковый замок - очень неудобен в транспортировке, так как он часто за что-то цепляется. Зато он считается самым надежным по степени зажима ног штатива.

12. Уровневая площадка

Очень приятная вещь. Ее назначение - принципиально ускорять установку камеры параллельно плоскости поверхности. Буквально одним движением. Это весьма полезно при пейзажной или архитектурной съемке. Вроде бы очевидная идея, а реализуется, к сожалению, не так часто. Впрочем, уровневую площадку можно докупить отдельно, так что если вы планируете активно снимать окружающий мир, то очень рекомендуем приобрести этот полезный дополнительный аксессуар.

Еще на заре появления фотографии штативы стали повсеместно использоваться фотографами при осуществлении съемок. Ведь низкая светочувствительность фотоматериалов требовала применения длительных выдержек, доходивших порой до нескольких минут. Штатив же обеспечивал максимальную неподвижность камеры во время съемки. Сами фотоаппараты в то время имели весьма внушительные размеры и вес, поэтому просто не могло быть и речи о съемке с рук.

С уменьшением размеров оптики и совершенствованием фотоматериалов у фотографов появилась возможность снимать с рук, без использования штатива. Это дало новый толчок развитию фотографию, однако штатив по-прежнему являлся важным аксессуаром в арсенале фотографа. Казалось, что с появлением компактной цифровой фототехники штативы уйдут, наконец, безвозвратно в прошлое.

Но, несмотря на качественное улучшение характеристик фотопленки и оптики, многие фотографические сюжеты по-прежнему не могут обойтись без применения штатива. Сегодня штативы часто используются для съемки ночных сцен, пейзажей, студийной и макросъемки.

Штатив – это приспособление для установки камеры и обеспечения ее неподвижности во время съемки. Конструктивно, штатив состоит из «ног», обычно в виде треножной конструкции, и штативной головки. Штатив обеспечивает точное позиционирование камеры, что представляет особую важность при осуществлении, например, ночных съемок или других сюжетов на длинных выдержках.

С помощью штатива и длинных выдержек можно сделать по-настоящему яркие и необычные снимки ночного города. Кроме того, штатив помогает бороться с так называемой «шевеленкой», то есть смазанными изображениями, лишенными четких контуров. Такие некачественные снимки получаются как за счет вибраций самой камеры при съемке, так и за счет незначительной дрожи рук фотографа. В результате, такое «шевеление» существенно снижает резкость самого фотоизображения. Штатив же дает возможность предотвратить любое смещение фотоаппарата при съемке.

Большинство современных штативов имеет трехногую конструкцию. Каждая из таких «ног» состоит из нескольких телескопических труб, обладающих различным диаметром и сечением. Телескопические «ноги» могут быть из двух-пяти секций: причем чем меньше секций у «ноги», тем она крепче, но менее компактна. Трубы изготавливаются из алюминиевых сплавов, базальта, сплавов титана или магния, углепластика, дерева и других материалов.

Наибольшее распространение в последние годы получили штативы, выполненные с использованием труб из углепластика (карбона). Они отличаются прекрасной прочностью, жесткостью и грузоподъемностью, но одновременно значительно легче по весу алюминиевых штативов. В свою очередь, деревянные штативы не могут похвастаться компактностью, но отличаются высокой эстетичностью, отлично переносят морозы и хорошо гасят любые вибрации. Поэтому здесь все зависит от целей съемки и, конечно, личных предпочтений фотографа.

Например, если Вы планируете съемку на открытом воздухе, то лучше выбрать более легкие и удобные конструкции, изготовленные из углепластика или базальта. В любом случае «ноги» являются залогом устойчивости штатива, поэтому при выборе штатива им стоит уделить первостепенное внимание.

Среди важных характеристик штатива можно выделить прочность, компактность, предельную нагрузку и высоту в рабочем состоянии. Эти величины напрямую связаны друг с другом: легкий и высокий штатив не будет в большинстве случаев обладать значительной жесткостью и грузоподъемностью, если только он не изготовлен из высокопрочных современных материалов (углепластика).

Для любительского применения выпускаются штативы, имеющие облегченную конструкцию. Такие легкие и компактные штативы позволяют быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности. Однако для профессионального использования они вряд ли годятся, ведь профессиональная фототехника отличается более серьезной массой и габаритами.

Профессиональный штатив должен быть высоким и крепким в целях повышения резкости фотографий. К сожалению, подобные штативы отличаются несколько большим весом и сравнительно большими размерами. Зато они идеально выполняют свою функцию при ночных съемках или любых других съемках, требующих длинных выдержек.

Выбор конструкций штативов, обладающих различной грузоподъемностью, прочностью и компактностью, в настоящее время практически неограничен. Самое главное – это подобрать такой штатив, который бы стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата, и был максимально удобным в использовании. Всегда лучше остановить свой выбор на штативе более мощном и крепком, чтобы он не «складывался» под нагрузкой и обладал широкой областью применения.

Фотокамера надежно крепится к штативу с помощью штативной головки. Однако функции штативной головки этим не ограничиваются: она также обеспечивает возможность различного рода наклонов и поворотов камеры относительно штатива. Сегодня распространены штативные головки двух типов — 3D-головки и шаровые головки .

Что касается 3D-головки, то она позволяет наклонять и разворачивать фотокамеру относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. В ней предусмотрено три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, что, в частности, обеспечивает 360-градусное вращение камеры вокруг вертикальной оси. Кроме того, с помощью 3D-головки Вы сможете наклонять камеру вперед на угол не менее 90 градусов, либо отклонять назад – на угол в 30 градусов. Также возможно наклонять фотоаппарат вбок, не менее 90 градусов в одну сторону. Все это открывает перед фотографом широкие перспективы для обеспечения различного рода съемок и кадрирования.

В основе шаровых штативных головок лежит металлический шар, закрепленный в особой обойме, которая оснащается регулируемым устройством фиксации. К этому шару, способному вращаться в любой плоскости, прикрепляется специальная площадка, на которую, собственно, и устанавливается фотоаппарат. Шаровые головки могут оснащаться дополнительными устройствами контроля прижима шара, расширяющими возможности применения таких головок.

Какие штативные головки лучше – 3D или шаровые? На этот вопрос однозначного ответа нет. Шаровые головки традиционно отличаются большей компактностью и оперативностью в работе, в тоже время они менее надежны. Главное же преимущество 3D-головок заключается в том, что они позволяют фотографу более точно позиционировать камеру по каждой из осей.

С точки зрения удобства пользования штативом важно, чтобы 3D или шаровая головка была оснащена платой крепления фотоаппарата (Quick-release). Благодаря такой плате можно в считанные секунды зафиксировать или снять фотокамеру со штатива. Этим достигается максимальная оперативность и легкость работы со штативом.

Отдельно нужно остановиться на такой разновидности штатива как монопод. Он представляет собой «одноногую» телескопическую конструкцию с торцевым креплением для фотоаппарата. Монопод более легок и удобен в использовании, чем традиционные штативы.

Выбор монопода, в целом, аналогичен выбору штатива – необходимо лишь, чтобы его длина обеспечивала максимальное удобство в работе, а характеристики жесткости и прочности позволяли выдерживать массу фототехники. Фотоаппарат может крепиться к моноподу напрямую, а может через специальную моноподную головку, дающую дополнительную возможность наклонять камеру в одной плоскости. Монопод также может быть оснащен легкосъемной платой, что обеспечивает высокую оперативность работы со штативом.

При выборе штатива все определяется стоящими перед фотографом целями и задачами. Если у Вас легкая, компактная камера, у Вас нет фотостудии, и Вы не планируете тратить много времени на съемку ночных сюжетов, то вполне можно обойтись небольшими телескопическими моделями.

Для обеспечения профессиональных студийных или ночных съемок Вам потребуется более тяжелый и прочный штатив, обладающий широкими возможностями для изменения положения фотокамеры. В тоже время здесь стоит грамотно оценить свои силы, ведь такой громоздкий, крепкий и дорогой штатив может быть очень неудобным в переноске.

Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, рано или поздно перед вами встанет необходимость покупки штатива. Ведь без штатива невозможна качественная съемка природы, архитектуры или предметов. Но выбрать подходящий именно вам штатив непросто – существуют сотни моделей штативов, а цены на них варьируются от 2000 до 70 000 рублей. Можно, конечно, понадеяться на профессионализм и порядочность продавца и спросить совета у него.

Штатив представляет собой треногу (часто штативом называется сама тренога) и заменяемую штативную головку с площадкой. В более простой конструкции эти элементы соединены воедино и неразборны.

Главное в штативе – это ноги. Это могут быть три ноги или одна, называются они соответственно – тренога или монопод. Как правило, большей популярностью пользуются треноги, так как моноподы используются в основном в репортажной и спортивной съемке.

Штатив состоит из ног, распорок, фиксаторов и центральной штанги. Самое главное в ногах штатива – это количество секций и крепления. Чаще всего треноги состоят из трех секций, реже из четырех, чем больше секций, тем более устойчив штатив.

Распорки делают конструкцию устойчивее, но при этом лишают возможности расставить ноги широко. Как правило, распорки есть у бюджетных моделей.

Центральная штанга двигается вертикально, позволяя точно установить высоту камеры. Это намного удобнее, чем подгонять каждую из трех ног к нужной высоте. Но чем выше штанга, тем больше амплитуда колебаний камеры, поэтому желательно не поднимать до максимума центральную штангу.

Под центральной штангой бывает небольшой крюк. Он позволят прикрепить к штанге груз, который будет тушить колебания штатива и сделает его более устойчивым.

Штативная головка

Штативные головы отличаются конструкцией и, соответственно, назначением. Головы бывают двух типов: 3D и шаровые. Их легко отличить – у 3D больше ручек управления.

3D-голова

Каждая ручка 3D-головки вращает камеру в определенной плоскости: по вертикали, горизонтали и вокруг своей оси. Так же в 3D-головках есть возможность повернуть камеру на 90 градусов для съемки вертикальных кадров. Плюсы такого управления очевидны: возможность ориентировать камеру только в одной плоскости, оставляя положение в других плоскостях без изменений. Минус в том, что ориентация в трех плоскостях занимает время.

Шаровая голова

В основе конструкции шаровой головки – шарнир.

На нем закреплена площадка с камерой, вращающаяся во всех плоскостях. Сама шаровая головка, напротив, имеет один рычаг, фиксирующий выбранное положение. Таким образом, для полной переориентации камеры достаточно повернуть камеру вручную и закрепить положение. Самый большой минус площадки – она не позволяет делать панорамные кадры и изменять положение камеры только в одной плоскости.

Площадка для крепления камеры

Площадка устанавливается на штативную головку. Основное её назначение – быстрое и надежное крепление камеры.

В площадку часто встраивают пузырьковые уровни для того, чтобы можно было ровно установить камеру, что особенно ценно для панорам, съемки пейзажа и архитектуры.

Для действительно качественной съемки панорам необходима панорамная головка. Используя ее, вы сможете избежать проблем при сшивке панорамных кадров. Дело в том, что при съемке панорам с обычной головкой камера вращается вокруг гнезда штатива. От этого возникают проблемы «состыковки» кадров, вызываемые параллаксом. На панорамной же головке фотоаппарат вращается вокруг нодальной точки объектива, что позволяет избежать искажений.

Материал штатива

В бюджетных штативах основной материал – пластик, из него делают ручки, площадки, головы и фиксаторы. Но пластик бывает разный, и в бюджетном случае это скрипучий материал, который достаточно сильно люфтит (это когда ты вроде затянул все рычаги, а площадка все равно немного пошатывается). Для изготовления ног штатива используют алюминий. Такие штативы достаточно легкие и дешевые. И основную свою функцию они выполняют нормально.

Профессиональные штативы делают из титана, магния или углепластика (карбона), который не уступает по прочности алюминию, но более легкий. В таких штативах так же используют пластик. Этот пластик более качественный и долговечный. И если вы закрепите площадку, то она не то, что люфтить не будет, вы ее на миллиметр сдвинуть не сможете.

Выбор штатива

Теперь, когда вы знаете конструкцию штатива, можно приступать к выбору модели, которая подойдет именно вам.

При выборе штатива определите для себя три главные вещи:

  • Покупайте штатив с расчетом на необходимую вам нагрузку. Если вы хотите использовать на штативе крупногабаритную камеру с телеобъективом, вам нужен соответствующий штатив. Как правило, штативы бывают трех видов нагрузки: с максимальной нагрузкой до 3,5 кг, от 3,5 до 6 кг, и от 6 кг и более.
  • Подумайте, насколько часто вам нужно использовать штатив. Если вы собираетесь использовать его регулярно, одим из важнейших критериев вашего выбора должна быть надежность.
  • Решите, какие именно функции штатива вам действительно нужны и, исходя из этого, выбирайте подходящую по функционалу модель.

Ниже примеры штативов для разных задач.

Штатив для смартфона и компактной камеры

Основная цель такого штатива – помочь вам сделать ночную или панорамную фотографию, используя как упор стол, перила и любые другие предметы, которые есть под рукой. Главное его качество – это компактность и малый вес. Таких штативов достаточно много на рынке.

Самый лучший выбор – Rekam RT-M1

Эконом-класс

Такой штатив должен выдержать зеркальную камеру и дать возможность снимать панорамы. Плюс желательно иметь съемную площадку. Это вариант для тех, кто просто хочет иметь штатив «в комплекте», но не пользуется им настолько часто, что бы покупать серьезную модель.

Continent TR-A1

Полупрофессиональный штатив

В таком штативе сочетается надежнось, легкий вес и приемлемая цена. Если фотография – ваше хобби с потенциалом перерасти в профессию, вам нужен именно такой штатив.

Manfrotto Modo Tripod 785B

Benro A-300EX/BH-0

Профессиональный штатив

Профессиональный штатив сделан из высококачественный материалов и рассчитан на постоянное использование. Именно за надежность и удобство использования фотограф платит немалую цену такого штатива. Ведь для профессионального фотографа штатив – важный рабочий инструмент. Если вы часто работаете со штативом, а надежность и удобство использования для вас превыше всего, – обратите внимание на модели профессиональной направленности.

Manfrotto 190XPROB + шт.голова 804RC2

Benro Carbon Fiber C-series tripod C-258

В магазине

Итак, вы определились, штатив какого класса вам нужен, и пришли в фотомагазин. О чем следует помнить при выборе штатива:

  • Хорошие профессиональные и любительские штативы делают Manfrotto, Gitzo, Benro, Slik, Cullmann, а также Hama, Unomat, Soligor и Rekam.
  • Перед покупкой проверьте работоспособность всей конструкции штатива: разложите его и сложите, проверьте надежность зажимов и плавность хода секций ног штатива.
  • Убедитесь, что штатив подходит вам по высоте. Если штатив будет значительно выше или ниже вашего роста, это может вызвать серьезный дискомфорт при использовании.

Итог

Самая большая ошибка фотолюбителя – прийти в фотомагазин и накупить всего, что «может когда-нибудь пригодиться». Очень часто именно таким образом и покупаются штативы. А уже потом, когда штатив действительно пригодился, выясняется, что купить-то купили, да не то. Например, вам захотелось снять панораму, а штатив вы купили с шаровой головкой. Поэтому главное – решить для себя, какой штатив нужен именно вам. Ну а мы надеемся, что наша статья поможет вам определиться с выбором.

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.



Касса