За счет чего едут поезда. Электропоезда. особенности их работы и конструкции. О графике работы и окладе

Теперь железнодорожные составы имеют значительно большую длину, и скорость, и вес по сравнению с первыми поездами, что ходили 160 лет тому назад. Но они имеют все те же стальные колеса с выступом на краю обода и катятся по чугунным рельсам все той же формы в виде латинской буквы I. Каждое поездное колесо имеет на внутренней стороне обода выступ размером в 1 дюйм.

Именно эти выступы и направляют колеса по рельсам, будь то прямой участок или закругление пути. Железнодорожное колесо и рельс так хорошо подходят друг к другу, то есть имеют такой маленький коэффициент трения, что если 40-тонный вагон пустить свободно катиться по горизонтальному пути со скоростью 60 миль в час, он проедет еще целых 5 миль до остановки. В то время как грузовик весом в 40 тонн с выключенным мотором и той же начальной скоростью сможет проехать до остановки около 1 мили.

Упругая опора для рельса

Рельс покоится на деревянных или бетонных шпалах, уложенных в основание из гравия. Как правило, длинные болты, проходящие сквозь пружинные скобы, удерживают рельс на положенном ему месте. Такая упругая система крепления способствует более мягкой езде.

Рельсовый стык

Когда рельсы состыкованы, между каждым их отрезком длиной 39 футов имеется небольшой зазор. Он-то и позволяет металлическим рельсам без помех расширяться при нагревании. Скрепленная болтами рельсовая накладка удерживает вместе соседние отрезки рельсов. Хотя в настоящее время на основных железнодорожных магистралях все отрезки на каждой стороне колеи свариваются в один рельс.

Сила тяги

Железнодорожный состав всем своим весом (через колеса) давит на рельсы. Катящееся колесо из-за трения сцепляется с рельсом и от этого в месте их соприкосновения возникает сила тяги, которая двигает состав вперед и на ровных участках и на подъемах. Вес плюс трение между рельс и катящимся колесом ведут себя так, что тянут состав вперед.

ц - коэффициент трения

F - сила трения

Обгонные пути

Для того, чтобы движущийся поезд мог перейти с одной колеи на другую, такой переход должны сделать его колеса. И в этом им помогают переводочные железнодорожные стрелки. Направляющие рельсы позволяют колесам пересечь "крестовину", где встречаются обе колеи. Если поезд попадает на стрелку, двигаясь по картинке снизу вверх, то после стрелки он продолжит движение по прямой колее, нарисованной справа.

Движение на сгибах путей

Когда поезд движется по изгибу пути, на него действует так называемая центробежная сила, которая стремится вытолкнуть поезд с его колеи наружу. Чтобы оказать противодействие этой боковой силе, наружный рельс устанавливают выше внутреннего. Подобное превышение одного рельса над другим называется наклоном виража. Оно позволяет поездам не снижая скорости преодолевать закругленные участки пути.

Провес

Расстояние между рельсами на изгибах пути делают больше, чем на прямых участках. В результате этого уменьшается сила трения, которая действует на колеса, когда центробежная сила тянет вагон вбок, и заодно уменьшается износ рельсов.

Тележки на колесах

Колеса вагонов крепятся к тележкам, то есть подвижным платформам, на которых располагается еще система подвески. К каждой тележке крепят две пары колес. А сами тележки, на которые ставят вагон, могут под ним поворачиваться направо - налево с помощью особого устройства - подпятника. Что и придает движению вагона плавность, когда поезд проходит закругленные участки пути. Независимая система подвески помогает обеспечить мягкость хода.

Изучите вопрос

Монополистом, предоставляющим услуги перевозки пассажиров по железным дорогам, является компания РАО РЖД. Поэтому основные условия и требования, которые предъявляются пассажирам, базируются на правилах этой компании.

Одним из главных удобств поездки на поезде является расположение вокзалов. В отличие от аэропортов, они находятся в черте города, и добраться до них можно, используя общественный транспорт.

Вокзалы также обеспечены необходимой инфраструктурой :

  • Кафе, магазины
  • Пункты полиции и медицинской помощи
  • Туалеты и т.д.
Поезд является практически единственной альтернативой для тех, кто боится летать. При этом стоимость билетов на дальние расстояния иногда бывает равна стоимости авиаперелета.

Помимо своей основной функции - перевозки, для комфортного пребывания в поезде пассажирам предоставляются :

  • Питьевая вода (холодная и горячая) , посуда и столовые принадлежности
  • Постельное белье
  • Влажная уборка в вагоне (не менее 2-х раз в день)
  • Первая доврачебная помощь
  • Поездная библиотека и имеющиеся в наличии настольные игры (шашки, шахматы)
  • Розетки мощностью в 220 вольт для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков
  • Подготовка постели для инвалидов, больных и пассажиров с малолетними детьми (при необходимости)

Приобретите билеты

Билеты можно приобрести как на вокзалах, так и на сайте РЖД .

Продажа начинается за 45 дней до отправления поезда (в некоторых случаях за 60) .

Обычно кассы открываются в 8:00, а закрываются в соответствии с часами работы вокзалов.

Для покупки билета с собой необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

При оформлении обязательно проверьте правильность заполнения анкеты (личные данные, дату отправления и т.д.) . В случае наличия ошибки, ее должны будут немедленно исправить.

Вы также можете уточнить, какие услуги входят в стоимость билета (душ, кондиционер, комплексные обеды и т.д.) .

Если в вагонах повышенной комфортности находятся свободные купе, пассажир может приобрести билет у начальника поезда во время движения и поменять место (в данном случае будет оплачиваться только разница в стоимости) .

Важно : за переоформление билета взимается сбор.

Льготы и скидки на билеты

  • Для детей от 4-х до 12 лет - 50%
  • Для лиц от 12 до 26 лет - 30%
  • Для лиц старше 60 лет - 30%
  • В день рождения - 35% (действительна в течение недели со дня рождения)
  • Молодоженам - 35% (действительна в течение месяца со дня свадьбы)
  • При покупке билета за 60 - 45 суток до отправления - 10%
С полным списком скидок на международном сообщении можно ознакомиться на сайте РЖД .

Помимо запрашиваемых данных (Ф.И.О. и e- mail) в заявлении рекомендуется указать :

  • Ф.И.О. проводника
  • Номер вагона
  • Номер поезда
  • Направление

Охрана общественного порядка

Все вокзалы Москвы оборудованы техническими средствами безопасности: видеокамерами, рамками металлодетекторов и т.д.

Помимо этого, на каждом из них также размещены пункты сотрудников МВД, таким образом, решением всех конфликтов занимается полиция.

В поезде действуют немного другие правила, в соответствии с которыми, пассажира могут высадить, если он :

  • Нарушает внутренние правила поезда
  • Нарушает общественный порядок
  • Мешает спокойствию других пассажиров
Важно : для задержания пассажира и последующего оформления протокола, к ближайшей станции вызывается сотрудник МВД.

В случае возникновения конфликта, драки или совершения преступления, проводники действуют согласно внутренним инструкциям и связываются с начальником поезда, который, в свою очередь, вызывает наряд полиции к ближайшей станции, на которой поезд может совершить остановку.

Медицинская помощь

Если пассажир почувствовал себя плохо во время движения, необходимо немедленно связаться с проводником, который, в свою очередь, вызовет начальника поезда.

Затем будут предприняты следующее меры :

  • Среди пассажиров ищется врач
  • К ближайшей станции вызывается скорая
  • Проводник оказывает человеку первую помощь
Согласно приказу Министерства здравоохранения, каждый поезд дальнего следования должен быть оснащен аптечкой, содержащей :
  • Бинт, пластырь
  • Жгут для остановки кровотечения, перевязочные средства
  • "Мешок" для проведения искусственного дыхания
  • Шины для разных частей тела (шеи, рук, ног и т.д.)
  • Изотермическое покрывало
  • Ножницы, салфетки и т.д.
  • Носилки
Важно : если пассажир нуждается в госпитализации, его снимают с поезда для оказания медицинской помощи (состав не будет задерживаться на станции и отправится по расписанию) .

В таком случае в билете ставится отметка об остановке в пути следования и продлении срока действия билета на время болезни.

Правила перевозки детей

Пассажир может провезти одного ребенка не старше 6 лет бесплатно, при условии, что он не будет занимать отдельное место.

Во всех других случаях, на него придется оформить отдельный билет.

Также, детей до 10 лет обязательно должен сопровождать взрослый.

Важно : возраст ребенка определяется днем начала поездки, таким образом, если в дороге ему исполняется 6 лет, он все еще может проехать бесплатно.

Если ребенку исполняется 14 лет в пути, но на момент покупки билетов, ему было 13, он может подтвердить свою личность свидетельством о рождении.

Правила перевозки животных

1. Мелкие (комнатные) домашние животные, собаки и птицы :

  • Перевозятся в ящиках, клетках, контейнерах и т.д. размером 180 см (в сумме 3-х сторон) на местах размещения ручной клади
  • Не более одного места на один оформленный билет
  • Не более двух животных на одно место
  • В отдельном купе жесткого вагона, кроме :
  1. Вагонов с 2-местными купе (СВ)
  2. Вагонов повышенной комфортности
Важно : за перевозку вышеперечисленных типов животных взимается отдельная плата.

2. Крупные собаки :

  • На поводке и в наморднике
3. Собаки-поводыри :
  • На поводке и в наморднике
  • В вагонах всех типов
  • Без дополнительной оплаты провоза животного
4. Служебные собаки :
  • На поводке и в наморднике
  • В отдельном купе купейного вагона (кроме вагонов повышенной комфортности) с оплатой полной стоимости всех мест в купе
  • Без дополнительной оплаты провоза животного
Важно : с собой необходимо иметь ветеринарные документы, разрешающие перевозку животного.

Правила перевозки крупногабаритного багажа

Багаж, перевозимый в поезде делится на:

  • Обычный
  1. Не более 3-х мест для багажа на один билет
  2. Размер каждого багажа не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)
  3. Вес одного багажа не должен превышать 75 кг
  4. Общий вес не должен превышать 200 кг
  • Грузобагаж
  1. Размещается в багажном вагоне
  2. Размер каждого предмета не должен превышать 300 см (в одной из трех сторон)
  3. Предметы, вес которых составляет не менее 5 кг и не более 75 кг
Важно : если вес обычного багажа превышает 200 кг, провоз излишка рассчитывается по тарифам грузобагажа (оплачивается в билетных кассах) и помещается в багажный вагон.

При удалении пассажира из поезда (по медицинским показаниям, в связи с нарушением общественного порядка и т.д.) , он также должен забрать свою ручную кладь.

Вопрос с его багажом решается одним из следующих способов :

  • Следует до конечной станции
  • Выдается пассажиру на руки
Если это невозможно (к примеру, в случае короткой остановки поезда) , багаж проследует до той станции, на которой его смогут выгрузить. Затем, при условии оплаты стоимости перевозки, его отправят обратно к пассажиру.

Важно : если человек сошел с поезда по причине болезни, багаж будет возвращен ему бесплатно.

Правила перевозки ручной клади

  • Не более 36 кг (для СВ - 50 кг) на один билет
  • Размер ручной клади не должен превышать 180 см (в сумме трех сторон)
При покупке дополнительного билета :
  • Не более 50 кг на один билет
Семьи с малолетними детьми и инвалиды могут бесплатно провозить :
  • Детскую коляску
  • Инвалидную коляску и технические средства реабилитации

Забытые вещи

Забытые вещи передаются начальнику той станции, на которой (или рядом с которой) они были обнаружены. Также они могут быть отправлены на конечную станцию (или перегон) , если были оставлены непосредственно в вагоне.

На каждый найденный предмет вешается ярлык с обозначением станции (или вокзала) и порядкового номера, присвоенного ему после описания и внесения в учетную книгу.

Важно : чемоданы, сумки и т.д. вскрываются сотрудниками органов внутренних дел, а затем пломбируются или опечатываются.

Для того, чтобы получить свой багаж, необходимо обратиться к начальнику станции (или вокзала) , на которой пассажир обнаружил пропажу.

Начальник станции, в свою очередь, отправит служебную записку начальнику поезда, в которой будут указаны :

  • Описание забытых вещей
  • Номер вагона
  • Место пассажира
Для того чтобы доказать, что предмет принадлежит именно вам, необходимо описать его внешний вид и содержимое. Серьезно упрощает процедуру поиска наличие информационных бирок на багаже.

Важно : это не относится к тем вещам, которые перевозятся в багажном отделении, где действует другая процедура компенсации.

Задержка отправления поезда

В соответствии "Уставом железнодорожного транспорта РФ", перевозчик должен заплатить пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки (но не более стоимости проезда) .

Компенсация не будет выплачена, если опоздание произошло по причине :

  • Обстоятельств непреодолимой силы :
  1. Военные действия
  2. Террористические акты
  3. Стихийные бедствия
  • Устранения неисправности поезда, угрожающей жизни пассажиров (возникшей не по вине перевозчика)
  • Иных обстоятельств (также не зависящих от перевозчика)
Для того чтобы получить компенсацию необходимо :
  1. Получить у дежурного по станции справку, подтверждающую опоздание поезда
  2. Подать письменное заявление (в свободной форме) в претензионный отдел Управления железной дороги, приложив к нему оригиналы билетов и вышеуказанную справку (это можно сделать на любой станции)
В течение 30 дней будет принято решение о выплате компенсации.

Важно : если по вине перевозчика вы понесли материальные убытки, к примеру, опоздали на другой поезд, за возмещением ущерба вы можете обратиться в суд.

Страхование жизни

В сумму билета автоматически включается стоимость стандартной страховки.

В зависимости от причиненного ущерба перевозчик должен выплатить следующие суммы :

  • Вред жизни - 2 500 000 рублей
  • Вред здоровью - 2 000 000 рублей
  • Вред имуществу - 23 000 рублей
Также при покупке билета можно оформить дополнительную страховку, стоимость которой будет зависеть от набора выбранных услуг.

Непосредственно после несчастного случая составляется акт, который передается в страховую компанию.

Для получения компенсации необходимо :

  • Собрать документы (со списком которых пассажира должны ознакомить при составлении акта)
  • Написать заявление (в свободной форме) и отправить перевозчику (по юридическому адресу, если не указаны другие контакты) .
Срок выплаты компенсации составляет 30 дней со дня получения документов страховой компанией.

В быту такие понятия, как поезд, паровоз, локомотив и электричка, считаются взаимозаменяемыми, поэтому большинство людей даже не задумывается, в чем разница между ними. Но среди железнодорожников эти термины принято разделять, ведь они имеют совершенно разное значение.

Технически поезд – это набор из определенного количества сцепленных между собой вагонов, приводящийся в движение локомотивом. В свою очередь, локомотив – это тяговое средство, самоходный экипаж, который тянет за собой все вагоны. В качестве аналогии можно привести два автомобиля, один из которых не может завестись, и его буксируют. Автомобиль, движущийся впереди, в такой ситуации сродни локомотиву.

Сами локомотивы, в свою очередь, делятся на множество категорий в зависимости от типа силовой установки. Есть локомотивы, работающие на электрической тяге, есть работающие на паровой – это, собственно, паровозы, а есть и такие, в которых установлен бензиновый или дизельный двигатель.

На железных дорогах нашей страны больше всего распространены именно дизельные двигатели, тогда как паровозы считаются «прошлым веком». При этом большинство локомотивов может работать как от электрической тяги, так и путем сжигания топлива, что позволяет им быть автономными и проезжать определенное расстояние, например до следующей крупной станции, даже при неполадках в электросети.

Объединяет локомотивы одна черта: в них нельзя перевозить груз и пассажиров. Они предназначены только для того, чтобы тянуть за собой вагоны.

Электропоезд: поезд без дизеля

А вот электропоезд, который в народе принято называть электричкой, лишен локомотива. Он двигается за счет моторного вагона, который, как можно догадаться из названия, оснащен двигателем, работающим на электрической тяге. Обычно часть такого вагона занимает кабина машиниста и отсек под силовой агрегат, а оставшаяся часть используется для перевоза пассажиров или груза.

Чем еще электропоезд отличается от обычного поезда? Он предназначен для перемещения на короткие расстояния – в пределах одной-двух областей, в нем есть только сидячие места, а полки для сна отсутствуют. Еще в электричке обычно нет вагона-ресторана, а санузел есть только в моторном вагоне, поскольку длительность маршрута редко превышает два часа.

Впрочем, в последнее время появляются электропоезда повышенной степени комфорта, которые вдобавок перемещаются на сравнительно большие расстояния. Их оснащают биотуалетами, телевизорами, а в вагонах работают бортпроводники, разносчики питания и воды. От классических поездов они отличаются только типом силовой установки и отсутствием полок для сна.

Поезда для далеких путешествий

Обычные поезда, в свою очередь, рассчитаны на движение через всю страну. Вагоны в них делятся по классам: всем известные плацкарт, купе и СВ (люкс). В каждом вагоне обязан быть бортпроводник, который следит за комфортом и безопасностью пассажиров, предупреждает их о приближении к станциям, на которых они должны выйти, предоставляет постельное белье, чай, кофе, воду, помогает в экстренных ситуациях. Вагон оснащается туалетами возле каждого выхода и устройством для подогрева воды. Также в поезде должен быть вагон-ресторан.

На сайте сайт вы можете купить билет на поезд за считаные секунды, оплатить его с помощью карт Visa или Mastercard, электронными деньгами и другими способами. А на большинство рейсов можно будет сесть, даже не предъявляя бумажную копию билета: достаточно электронной регистрации.

Что такое поезд вообще? Это ряд вагонов без двигателя, тянет которые по рельсам локомотив. Он же движется за счет мотора - электрического или комбинированного (дизеля и электродвигателя). Один локомотив может тянуть несколько десятков вагонов. Когда одного локомотива недостаточно, то состав тянет пара или даже несколько пар электровозов или локомотивов.

Какие бывают моторы у локомотива?

  • Электромоторы используются только в поездах, которые ездят по одному рельсовому пути на короткие расстояния. Такие поезда получают электроэнергию от проводов, протянутых выше рельсового пути. Исключением являются электропоезда метро — они получают электроэнергию через третий рельс на пути.
  • Комбинированные моторы способны обеспечить такую мощность, чтобы двигать локомотивы, тянущие за собой товарняки с тяжелым грузом. Сгорающее дизельное топливо приводит в действие генератор, который вырабатывает электричество, а электричество питает моторы, приводящие в движение колеса.
  • Ранее электро- и комбинированных моторов в локомотивах, в паровозах стояла паровая машина (именно поэтому тогдашние локомотивы назывались паровозами). Паровая машина приводились в действие с помощью перегретого пара, который получали, сжигая в топках уголь или дрова.

Почему у поезда стучат колеса?

Рельсовое полотно состоит из отдельных отрезков рельс в 25 метров каждый. Между ними есть небольшой зазор, он необходим потому, что в летнюю жару металл имеет свойство расширяться, а в зимние холода наоборот сужаться. И данные зазоры обеспечивают подвижность металла без ущерба его эксплуатации.

Характерный стук колес получается от того, что вагону приходится «запрыгивать» на следующий отрезок рельса, ведь край рельсы, когда на нее наезжает колесо поезда, под весом состава слегка прогибается.

Стук повторяется в определенной последовательности, которая зависит от веса состава и его скорости.

В странах, где резкие перепады температур совсем незначительны, рельсы укладываются без зазора и колеса вагона едут по ним без стука.

Почему нумерация вагонов в поезде не всегда “с головы” и какие вагоны бывают

Обычно «голова едет впереди» в тех составах, которые двигаются из начальной станции. И наоборот - при отправке из конечной. Но по дороге направление может несколько раз меняться, и локомотив оказывается то с одного, то с другого конца состава. А на станции Киев-пассажирский привычная фраза «нумерация с головы (или хвоста)» теперь заменена новыми ориентирами - восточным или западным направлениями.

Так что, для того, чтобы разобраться откуда начинается нумерация, следует внимательно слушать, что говорит “тетка, которая объявляет о прибытии поезда”.

Как расположены вагоны и можно ли садиться не в свой вагон

Плацкартные вагоны всегда находятся по краям состава, а купейные, СВ и вагон-ресторан - в центре поезда. То есть, если вы купили билет в купейный вагон, вам стоит сразу направляться в центр состава.

А на станциях, где небольшое время остановки, вы можете садиться в ближайший вагон, а затем пройти в свой уже в движущемся поезде.

Подготовка поезда начинается непосредственно с осмотра и сразу после его прибытия из предыдущего рейса. Осмотрщики по внешнему и внутреннему оборудованию определяют, какие вагоны смогут отправиться в путь, а какие необходимо отцепить. Состав расформировывают и укомплектовывают заново. На его обслуживание выделяют обслуживающую бригаду. У одних поездов до следующего рейса «на отдых» отведено около суток или чуть более, другие уже через пять часов должны быть готовы.

Подготовительные работы в депо

Технический осмотр (ТО-2) выполняют бригады электроцеха, ремонта ходовых частей и внутреннего оборудования и цеха по ремонту вагонов-ресторанов.

Экипировочная бригада работает по заранее составленному графику. Все необходимое для восстановления находится на складах. Начальники поездов и проводники постоянно обмениваются документацией с кладовщиком-инвентаристом. Информация об оставшихся неиспользованными комплектах постельного белья, скатертей и прочей поездной утвари заносится в базу данных. Таким образом, формируются новые потребности вагона и состава в целом.

Перед отправлением поезд заправляют водой. Проводник тщательным образом проверяет, помимо ее наличия и исправности крана, также уровень топлива, содержимое аптечки, исправность поручней, замков, входных и переходных площадок, наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов, наличие и исправность пожарного и иного внутреннего оборудования.

Проверка работы тормозной системы и ходовой части осуществляется , который совместно с помощником контролирует работу технических специалистов. Все обнаруженные недостатки устраняются по их первому требованию.

За каждым составом закреплена комиссия, которая в конечном итоге проверяет готовность к отправке. В ее составе: представители депо, санитарно-эпидемиологической службы, аппарата ревизоров по безопасности движения.

Перед началом движения все работники, задействованные в его обеспечении, обязательно проходят инструктаж.

Отправление состава в рейс

Диспетчер, сняв показания контрольных приборов на центральном аппарате, убедившись в свободности стрелочных участков (при смене маршрута – перегона), устанавливает маршрут отправления, а затем осуществляет фактический перевод стрелок и открытие выходного светофора.

При разрешающем сигнале машинист с помощником выполняют регламент «Минута готовности». Проходит он в форме диалога, в процессе которого помощник докладывает о:

  • Наличии проездных документов и бланка предупреждений;
  • Включении приборов безопасности и радиостанции;
  • Отпуске ручного тормоза;
  • Наличии справок по тормозам и хвостовому вагону;
  • Показаниях локомотивного светофора;
  • Давлении в тормозной и напорной магистралях;
  • Показаниях выходного (маршрутного) светофора;
  • Установленной скорости следования по маршруту;
  • Об окончании времени стоянки и отсутствии сигналов остановки на пути.

На самом деле должностные инструкции по подготовке к рейсу включают огромное количество различных операций, а те, что названы, являются лишь маленькой толикой огромной работы, которые проделывают сотрудники РЖД, чтобы пассажиры доехали до пункта назначения в срок и без проблем.



Бизнес идеи