Режимы съемки в Sony Cyber-Shot RX100. Объектив и стабилизация изображения в Sony Cyber-Shot RX100

Выдержка . Она стала короче, гораздо короче минимально возможной выдержки на Cyber-shot RX100 III. Была 1/2000 секунды, стала 1/32000. В умелых руках это позволит получать интересные кадры, недоступные камерам прошлых поколений. Но в реальности любительских сюжетов, для которых была бы нужна столь короткая выдержка почти нет. Не стоит забывать еще и о том, что для нормальной экспозиции на 1/32000 секунды нужно очень-очень-очень много света – даже в солнечный день могут возникнуть трудности.

Серийная съемка . Было 10 кадров в секунду, стало 16. Прогресс налицо, но, опять же, эта разница не столь значительна, как может показаться. Во-первых, автофокус работает только по первому кадру (со следящей фокусировкой о такой скорости съемки можно не мечтать). А во-вторых, такая частота съемки не будет востребована в любительских сюжетах. Можно возразить, что заниматься коммерческой съемкой можно и с компактом, но я все равно не могу представить себе RX100 в руках опытного профессионала. Разве что в роли вспомогательной камеры для предварительной съемки и оперативного согласования сюжета с заказчиков.

Лучший автофокус . Sony, конечно, говорила о том, что камера стала наводиться быстрее, однако никакой разницы с Cyber-shot RX100 III я не заметил. При хорошем освещении камера четко «цепляется» за объект в нужной точке, но в сумерках ее возможности выглядят не столь впечатляющими. Не удивительно, ведь для фокусировки камера использует старый добрый контрастный метод.

Тестовые снимки, автономная работа

Sony не торопится менять 20-мегапиксельнй однодюймовый сенсор на что-то новое. Точно такой же BSI-CMOS датчик использовался и в RX100 III, и в RX100 II. В случае с RX100 IV можно говорить лишь о небольшом программном тюнинге изображения. Принципиальной разницы в уровне шумов между камерами прошлого и нынешнего поколения не видно.

Недавно мне в руки попала компактная Sony RX100, о которой я и хочу рассказать.

В начале может создаться ошибочное впечатление, что это любительский аппарат типа "навел и щелкнул", однако, как оказалось, возможности данной камеры весьма солидные. По количеству регулировок и функнций RX100 существенно превосходит среднестатистическую "мыльницу" и дает фору многим аппаратам классом выше.

Отличительные особенности камер Sony семейства RX - это сочетание компактных размеров корпуса, огромной (для мыльницы) дюймовой матрицы и светосильного объектива. Мне на тестирование попала камера первого поколения - самая простая и самая дешевая в семействе, однако, на момент написания данного обзора, стоимость этого аппарата составляет около 20 тысяч рублей - немало для любительской компактной камеры. Давайте разберемся, стоит ли покупать данную камеру, либо остановиться на чем-то другом - более дешевом и столь же функциональном (благо, вариантов много).

Внешний вид и качество сборки

Sony RX100 имеет цельнометаллический корпус, выполненный в духе минимализма - никаких лишних "финтифлюшек", все подчинену принципу строгой функциональности. Несмотря на компактный размер, камера имеет достаточное количество физических органов управления - диск выбора режима съемки, диск-джойстик на задней панели, несколько кнопок. Также есть кольцо вокруг объектива, которое управляет либо ручной фокусировкой, либо диафрагмой, в зависимости от выбора настроек.

В "сложенном" виде объектив примерно на 1 сантиметр выдается из корпуса - камеру можно легко положить во внутренний карман куртки или паджака, однако, карман брюк или рубашки RX100 будет неприятно оттягивать, поэтому лучше все-таки для нее иметь небольшой футляр.

С характеристиками Sony RX100 вы можете ознакомиться на официальном сайте Sony (ссылка откроется в новой вкладке).

Функциональность и удобство в использовании

По количеству функций и настроек RX100 выше всяких похвал - в ней есть решительно все, что может понадобиться как начинающему, так и продвинутому фотолюбителю. Но беда кроется в другом - из-за огромного количества функций и настроек интерфейс у камеры довольно запутанный - нужно потратить немало времени, чтобы настроить камеру "под себя". Например, на кнопку "FN" можно назначить сразу до 7 функций (из 17 доступных) - вроде бы хорошо, но чем их больше, тем дольше придется листать меню в поисках нужной (нажимая FN несколько раз подряд). По этой причине не вижу смысла назначать на нее больше 2, максимам 3 функций - например, баланс белого, настройки HDR, экспокоррекция вспышки.

В режиме съемки картинка выводится на ЖК-экран, причем существует целых 5 режимов отображения информации о настройках - от полного ее отсутствия (на экране только картинка) до полного перечня, когда экран пестрит от пиктограмм. Неиспользуемые режимы можно отключить, чтобы не мешались. Есть возможность вывести живую гистограмму, электронный уровень. Параметры отображения информации, увы, не настраиваются - например, либо видим мы гистограмму, либо уровень - одновременно их включить нельзя. При выборе функции экспокоррекции гистограмма с экрана пропадает, зато вместо нее предстает огромная шкала с ползунком уровня экспозиции. Было бы неплохо эти вещи совместить, так как они имеют смысл только в паре, но, увы, не получается. Очень не хватает режима отображения, при котором одновременно выводится сетка "а-ля правило третей" или электронный уровень, гистограма и линейка уровня экспозиции - это позволило бы ощутимо снизить процент пере- или недосвеченных снимков с заваленным горизонтом - именно такой "букет" ошибок является наиболее типичным для неопытного фотографа.

Переход в режим серийной съемки реализован просто и доступно (джойстик влево), эта функция называется "режим протяжки" - можно выбрать одиночную съемку, два вида серийной - помедленнее и побыстрее, а также съемку с автоспуска. После съемки быстрой серии аппарат надолго впадает в ступор даже с флешкой 10 класса. При этом на экран не выводится никаких надписей типа "занят", я сначала подумал, что аппарат просто "завис". Ни о какой съемке во время сохранения серии речи быть не может.

Управление вспышкой реализовано также через меню (джойстик вправо) - видимо, решили сэкономить на отдельной кнопке для подъема вспышки. Для тех, кто привык снимать в авторежиме это не является серьезной проблемой, автоматика по большей части сама в состоянии опроеделить, когда включать вспышку, когда нет. Однако, если вы предпочитаете сами решать о целесообразности использования вспышки, вам придется регулярно лазить в меню и выбирать один из пяти режимов ее работы. Отсутствие кнопки, поднимающей вспышку с принудительным ее включением при съемке - на мой взгляд, явный прокол инженеров Sony.

А теперь о хорошем. У вспышки есть приятная особенность - ее можно отразить от потолка. Для этого, когда вспышка поднята, следует нажать пальцем на ее заднюю грань и, поскольку вспышка расположена на подвижном кронштейне, она легко отогнется назад. Это плюс при съемке в помещении, поскольку позволяет уменьшить блики от лиц и красные глаза, свойственные при съемке со вспышкой "в лоб". Однако, следует помнить, что мощность у вспышки невелика, поэтому фотографировать таким образом можно лишь в невысоких помещениях с белым потолком.

Скорость работы фотоаппарата вызывает двоякое впечатление. Фокусируется аппарат быстро и уверенно, задержка срабатывания затвора практически отсутствует - претензий нет. Раздражающими факторами являются долгое включение и выключение, медленный зум при видеосъемке. Sony RX100 - не тот фотоаппарат, который можно быстро выхватить из сумки и сразу сделать кадр. Также не впечатлила скорость при съемке серии одиночных кадров (быстро один за другим, в режиме одиночной съемки, каждый раз с автофокусом) - интервал между снимками составляет почти секунду, то есть, репортажная съемка не является коньком RX100. При включенной вспышке со скоростью вообще беда - первый кадр делается без ощутимой задержки, но потом каждый раз тратится много времени на зарядку вспышки.

Качество фотографий

В этом плане фотоаппарат порадовал - все-таки, сочетание большой по размеру матрицы и в целом неплохого объектива дают о себе знать. При съемке на открытой диафрагме детализация в центре кадра хорошая, но по краям она ощутимо снижена. При закрытии диафрагмы разница становится менее значительной. Сравнивать RX100 с полнокадровой зеркалкой и "элькой" смысла нет, тем не менее, для компактного аппарата Sony RX100 дает в целом неплохое качество картинки.

Никаких специальных тестов разрешающей способности и цветопередачи я не проводил. Просто взял фотоаппарат с собой на выходные в деревню и поснимал им там в жанре обычной любительской фотографии.

Субъективные впечатления от фотографий

Все фотографии ниже были сделаны в режиме программной экспозиции (P), в формате Jpeg. Я не ставил перед собой цели "копаться в пикселях" и "вытягивать цвета из RAW". Именно так фотографирует данная камера, вынутая из коробки с настройками по умолчанию.

В статье приводятся уменьшенные до веб-размеров фотографии. Оригинальные полноразмерные изображения можно посмотреть на Яндекс.фотках .

Когда я взял в руки аппарат Sony RX100 я мысленно сравнивал его одновременно с моей прошлой мыльницей и беззеркалкой Olympus E-PM2 . По сравнению с TX10 - это просто небо и земля (похожее ощущение я испытывал, когда 10 лет назад сменил компактную мыльницу Canon S40 на топовый компакт Canon G3 - кто помнит такие аппараты, тот поймет:). При некоторой внешней схожести получаемых фотографий, RX100 дает гораздо более детализированную картинку, все-таки, большая матрица - это сила.

Цветопередачу RX100 я бы охарактеризовал как нейтральную - аппарат не пытается как-то приукрасить картинку, как Olympus E-PM2, а передает цвета "как есть". Если вы фотографируете запыленную городскую листву, на фотографиях будет именно запыленная городская листва, а не веселенькая деревенская зелень.

Sony RX100

Olympus E-PM2

Размытие заднего плана для Sony RX100 как и для всех мыльниц - миф. Светосила 1/1.8 на коротком конце, конечно, льстит но к портретной съемке не имеет никакого отношения, так на 28 мм эквивалентного фокусного расстояния портреты не снимают (селфи и котофото - не в счет). Вот максимум размытия заднего плана, на которое способна RX100:

Если выдвинуть зум до портретных 80-100 мм (в эквиваленте), то светосила уменьшается до 1/4.9 - если при этом и получается какое-то размытие, то чисто для галочки.

Sony RX100 - преимущественно "пейзажный" фотоаппарат. Из-за большого кроп-фактора с ним можно не задумываться о значении диафрагмы (в любом случае все будет резко), а снимать в режиме программной экспозиции, позаботившись только о балансе белого и уровне экспозиции. Если снимать в RAW, то баланс белого тоже теряет актуальность. Вот пример пейзажных фотографий, сделанных в солнечный день на минимальном и максимальном фокусном расстоянии:

При съемке в яркую солнечную погоду весьма неплохо помогает функция оптимизации динамического диапазона, которая позволяет на лету "клеить" HDR-изображения. Причем, есть возможность выбрать ширину "эксповилки". Если подходить к вопросу без фанатизма, то можно получить вполне приличный динамический диапазон без потери реалистичности изображения:

Если солнце светит в объектив под небольшим углом, вполне возможна потеря контрастности картинки. Обычно в таких случаях спасает бленда, но у RX100 она не предусмотрена. При съемке в подобных условиях лучше объектив держать в тени (хотя бы прикрыть рукой):

При съемке дома со вспышкой камера склонна "выбеливать" цвета, особенно при съемке против окна:

Чтобы чуть усилить тени и избежать переэкспозиции на переднем плане лучше чуть снизить мощность вспышки, благо, такая возможность есть.

Sony RX100 на бумаге имеет неплохие макровозможности, минимальная дистанция фокусировки - 5 см. Но есть одно "но" - с 5 см фотоаппарат фокусируется только на при широкоугольном положении объектива. Как следствие - имеем существенное искажение пропорций фотографируемых объектов:

Подобная передача пропорций позволяет забыть о сколь угодно серьезной предметной съемке. Если же выдвинуть зум на максимум (чтобы обуздать перспективные искажения), меньше чем с 40-50 см сфокусироваться не удастся.

Стоит ли покупать Sony RX100

Я прихожу к выводу, что техника достигла такого уровня, что сейчас уже без разницы, какую камеру покупать. Главное, чтобы она имела матрицу больше 1/1.7" и стоила от 400 долларов. Все функции настраиваются. Что нельзя настроить, к тому можно привыкнуть. И просто фотографировать!

Sony RX100 - безусловно удачный выбор для любителей прогулок налегке. Этот аппарат можно смело брать с собой в путешествия, так как он сочетает в себе компактные размеры, небольшой вес и вполне приличное качество фотографий. Наверно, это самый лучший выбор для "отельно-пляжного" отдыха - камера будет всегда под рукой и не спасует в тех случаях, когда большинство других мыльниц заставляют своих хозяев кусать локти. Например, когда те видят, нереально красивый закат, но понимают, что их мыльница или "ай-фон" не в состоянии передать эту красоту. Еще у Sony RX100 на удивление живучий аккумулятор по сравнению с большинством других аппаратов подобного размера. По данным производителя его хватает на 330 фотографий, но на самом деле можно сделать больше - очень неплохо для компакта.

Конечно, у фотоаппарата есть недостатки. Главный из них - относительная неспешность в работе. Долгое включение, относительно долгое по современным меркам сохранение фотографии на флешку, долгая зарядка вспышки. Современные зеркалки и беззеркалки даже за меньшую цену работают быстрее. С другой стороны, RX100 имеет неплохую скорость серийной съемки - 10 кадров в секунду, однако, после того как съемка заканчивается, требуется довольно много времени для записи фотографий на флешку.

По удобству управления, такое впечатление, что инженеры Sony сами себя перемудрили. Больше половины функций, заложенных в RX100 можно безболезненно выкинуть, поскольку без них вполне можно обойтись, вместо этого направив усилия на улучшение юзабилити. Конечно, ко всему можно привыкнуть и все настроить, но грамотно настроить этот аппарат смогут только относительно опытные фотолюбители. Новички, скорее всего, предпочтут авторежим из-за боязни "сбить какие-то настройки" даже несмотря на то, что аппарат имеет встроенную систему справки.

На этом я закончу свой обзор фотоаппарата Sony Cybershot RX100. Выражаю благодарность своему брату Дмитрию Кашканову , предоставившему мне аппарат, чтобы поиграться и написать данный обзор.

Когда к нам на испытания доставили камеру Sony RX100 IV, мы поначалу испытали сдержанный оптимизм. Бренд, конечно, спору нет, славный, заявленные технические характеристики - отличные, вот только камера-то - маленькая, компактная, несерьёзная какая-то, а чудес в жизни не бывает…

И тут весьма кстати наш коллега Владимир Морозов отправился в командировку в Германию и взял с собой испытуемую камеру. Своими ощущениями от экспресс-знакомства с камерой Владимир поделился в статье «Путешествие с камерой Sony RX100 IV» . Ну, а главное, что вытекало из его рассказов - регулярно встречающееся в фирменных описаниях камеры слово «профессиональный» не является таким уж преувеличением.

В её весьма компактном металлическом корпусе, действительно, сокрыты по-настоящему профессиональные возможности: широчайший функционал, невероятное быстродействие, высочайшее качество как фото-, так и видеосъёмки, да и превосходный электронный видоискатель с коррекцией по зрению - полезнейшая в работе функция.

В этой статье мы выделим 10 главных, на взгляд редакции, особенностей камеры Sony RX100 IV, которые всегда принимает во внимание искушённый фотограф, подбирающий себе камеру.

1. Матрица

В камере установлена многослойная КМОП-матрица Exmor RS с разрешением 20,1 Мпикс. Для её физических размеров 13,2 × 8,8 мм - это много. Эффективное разрешение кадра составляет 5472 × 3648 пикселей; кстати, соотношение сторон кадра при этом получается 3:2 - как у классического плёночного кадра.

Детализация у матрицы потрясающая.

1/160 с, f/5,0, 100 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

(увеличение 100%)

В матрицу встроен чип памяти DRAM, который многократно ускоряет передачу данных. Это дает возможность снимать видео в формате 4К, вести сверхскоростную видеосъёмку (для многократного замедления изображения при просмотре) и, самое главное, - делать всё это быстро. Снять серию кадров (по 20 МБ каждый) и не зависнуть, мигая лампочкой, - отличный результат.

Самое сложное для любой камеры - работать в условиях низкой освещённости. Чувствительность RX100 IV изменяется в диапазоне 125-12800 единиц ISO. Её можно расширить до минимального значения 80 и максимального - 25600.

В режиме АвтоISO можно указать минимальный и максимальный предел чувствительности. Как вы знаете, максимальных значений по возможности лучше избегать, но чтобы не потерять хороший кадр из-за смаза, можно смело ставить 6400.

Для видеосъёмки используется диапазон ISO 125-12800 без расширения.

Сравнение ISO

Сравнение всех кадров одной картинкой.

Архив с полноразмерными картинками теста ISO: https://yadi.sk/d/R8pvxKL8mMxs2

1600 ISO - вполне рабочее значение. При установке чувствительности на 6400 единиц, конечно, шум появляется, как и у любой другой камеры, но при 100% увеличении можно увидеть, что цветной шум практически отсутствует. А ведь в наше время содержание намного важнее небольшого шума, тем более что в большинстве случаев используются изображения более или менее уменьшенные. В общем, для такой небольшой матрицы результат работы очень хороший.

2. Процессор BIONZ X

Для таких объёмов данных, которые выдаёт на-гора матрица - будь то серия 20-мегапиксельных кадров RAW+JPEG, могучий видеопоток 4К или сверхскоростная серия из 1000 кадров в секунду, - мощнейший процессор является жизненной необходимостью.

И процессор BIONZ X не просто справляется с поставленной задачей; гораздо важнее то, что он делает это достаточно быстро. Вы можете сделать хоть дюжину фотографий при плохом освещении, и камера не начнет «тупить» или подвисать, сохраняя тяжёлые файлы и включая встроенный «шумодав».

1/30 с, f/1,8, 1600 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

Для любителей технических подробностей можем рассказать, что сердцем процессора Bionz X является фирменный чип Sony CXD90014. Он обеспечивает 16-битную обработку с уменьшением дифракции, оптимизацией проработки деталей, зонированное шумоподавление и выдачу 14-битных RAW-файлов. Такой же процессор, кстати, ставится на камеры α7 и α7R, α5000 и α6000, α77 II и RX10.

Иными словами, в этой компактной камере стоит полноценный профессиональный «мозг».

3. Убирающийся электронный видоискатель

В камеру встроен полноценный электронный видоискатель с потрясающим разрешением 2 359  000 точек. При этом он элегантно скрыт в корпусе и совершенно не мешает работать. Помните вечную проблему, когда слишком умный датчик постоянно сам переключает картинку с монитора на видоискатель? Так вот, здесь эта проблема в принципе невозможна.

Чтобы поднять видоискатель, достаточно потянуть вниз специальный ползунок, и тот выскочит наружу, после чего его окуляр нужно вытянуть двумя пальцами в рабочее положение. Картинка в нём очень яркая и насыщенная. Благодаря глубокому расположению экрана он не подвергается засветке. Солнце может находиться где угодно: сверху, сбоку, спереди, сзади; фотограф может быть окружён белейшим горным снегом - комфортному визированию ничто не помешает.

Кстати, у видоискателя есть настройка по зрению - диоптрийная коррекция, как у профессиональной системной фотокамеры. Кроме того, важным плюсом (как минимум в сравнении с камерами зеркальной и квазизеркальной конструкции) является расположение видоискателя на самом левом краю верхней панели камеры: когда визируешь по нему, нос фотографа не упирается в экран или какое-либо другое место камеры и, соответственно, не оставляет на нём никаких следов.

Если же необходимости в видоискателе нет - он теми же двумя пальцами убирается в корпус камеры, и визирование выполняется «по-компактному», то есть по откидному трёхдюймовому экрану в режиме Live View.

И ещё один бонус, который даёт обладателю камеры встроенный видоискатель, - его энергопотребление ниже, чем экрана. Если у вас почему-то нет при себе запасной заряженной батарейки, а съёмка продолжительная и интенсивная - включите электронный видоискатель, и камера проработает дольше.

Камера RX100 IV способна снимать видео с разрешением 4K, точнее говоря, 3840 × 2160 пикселей при соотношении сторон 16:9 (1,78:1). Суммарно разрешение такого видеокадра получается равным 8 294 400, то есть составляет 8,3 Мпикс.

Как вы понимаете, для записи видео такого качества нужна огромная скорость передачи данных. Ведь необходимо записывать более 200 мегапикселей в секунду (25 кадров в секунду по 8,3 Мп = 207,5 Мп). Это ещё одно подтверждение мощности процессора и эффективной конструкции матрицы.

Кстати, камера снимает настоящее 4K-видео. Она не объединяет пикселы и не пропускает строки, а честно снимает все составляющие картинку 8 294 400 пикселей.

Камера поддерживает формат XAVC S, который минимально сжимает видеоданные, обеспечивая скорость видео потока до 100 Мбит/с.

Для записи подобного видео также необходима SD-карта, поддерживающая шину UHS-I. Поддерживаются карты Memory Stick, SD (SDHC, SDXC) и microSD (microSDHC и microSDXC).

На наших испытаниях мы использовали изображённую на фото карту памяти microSD, которая вставлялась в слот камеры с помощью входящего в комплект переходника. Она полностью и без ограничений поддерживает все режимы фото- и видеосъёмки.


5. Антидисторсионный затвор

Камера оснащается двойным затвором: обычным механическим и программным электронным.

Обычно кратчайшая выдержка у профессиональных системных фотокамер составляет 1/8000 с. Механический затвор камеры Sony RX100 IV отсекает выдержки до 1/2000 с. Однако с помощью функции электронного затвора фотограф получает доступ к выдержкам длительностью вплоть до 1/32 000 с. Впечатляюще, но для чего это нужно на практике?

1/16 000 с, f/1,8, 125 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

Ответ прост. Фотографы хотят делать снимки с размытым фоном даже на ярком солнце. Наиболее это актуально в путешествиях по южным странам или зимой в горах, где солнце бывает особенно ярким. В такой ситуации обычной минимальной выдержки часто не хватает, и фотографу приходится закрывать диафрагму, что губительно сказывается на одном из важнейших творческих инструментов - глубине резко изображаемого пространства (ГРИП). Применение же сверхкоротких выдержек позволяет даже при яркой освещённости спокойно снимать хоть на полностью открытой диафрагме.

6. Светосильный объектив от Zeiss

Как и многие другие камеры Sony, RX100 IV оснащена объективом ZEISS Vario-Sonnar T*.

Фокусное расстояние зум-объектива - классический универсальный диапазон 24-70 мм (в 35-мм эквиваленте). Высокая светосила - f/1,8-2,8 - позволяет не только эффектно размывать фон при съёмке крупным планом, но и максимально эффективно использовать имеющееся освещение.

1/40 с, f/3,5, 400 ISO, фокусное расстояние 35 мм (эквивалентное).

В зависимости от выбранного режима съёмки камера может снимать изображение не со всей матрицы, а с её части. В этом случае эквивалентное фокусное расстояние будет несколько отличаться. Так, например, при видеосъёмке 4К эквивалентный диапазон составит 28-80 мм, а в предельном режиме сверхскоростной видеосъёмки с частотой 1000 кадров в секунду с приоритетом времени съёмки (4 секунды съёмки) он дойдёт до 60-170 мм.

В изображениях, снятых с контровым светом, можно заметить незначительные хроматические аберрации.

1/250 с, f/2,8, 100 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

Нужно заметить, что на выдвигающемся из камеры видоискателе также стоит красное «Т*»: высокие характеристики оптического тракта электронного видоискателя помогают глазу видеть картинку в окуляре ещё лучше, чётче, резче.

7. Съёмка видео со скоростью до 1000 кадров в секунду

Благодаря быстрой матрице и мощному процессору камера позволяет записывать видео с частотой кадров до 1000 в секунду!

Одно мгновение раскроется удивительной сценой. Чтобы вы не пропустили интересный момент - камера записывает либо 2 секунды с приоритетом качества, либо 4 секунды с приоритетом времени съёмки.

Причём фотограф выбирает режим съёмки: будут эти секунды длиться ДО нажатия на кнопку записи, или ПОСЛЕ нажатия. Это очень удобно: если вы снимаете нечто не очень предсказуемое, вроде зажигающейся спички или падения томата в стакан, гораздо удобнее дождаться окончания события, заранее введя камеру в режим ожидания, и нажать на кнопку записи, когда событие уже случится.

Тем самым вы гарантируете себе то, что произошедшее событие будет записано в полном объёме (если оно, конечно, не превышает по продолжительности две или четыре секунды).

Доступна съёмка с частотой 960/1000 кадров/с, 480/500 кадров/с или 240/250 кадров/с для NTSC/PAL соответственно.

Важный момент, сказывающийся на техническом качестве получающегося сюжета: чем выше частота кадров при съёмке, тем меньшая часть матрицы используется для записи изображения. Так, в предельном режиме - 4 секунды со скоростью 1000 кадров в секунду - камера будет снимать с разрешением 800 × 270 пикселей, и эта картинка уже будет экстраполироваться до Full HD. Разрешение, а тем самым и качество окончательного видеосюжета повышается при выборе приоритета качества (две секунды сверхскоростной съёмки) и при уменьшении частоты кадров. Для вашего удобства мы свели эту информацию в табличку.

Частота кадров Длительность съёмки Разрешение при съёмке Эффективное фокусное расстояние Замедление при просмотре с частотой 25р
240/250 2 с (приоритет качества) 1824 × 1026 26-75 мм 10х
4 с (приоритет времени) 1676 × 566 28-80 мм 10х
480/500 2 с (приоритет качества) 1676 × 566 28-80 мм 20х
4 с (приоритет времени) 1136 × 384 42-118 мм 20х
960/1000 2 с (приоритет качества) 1136 × 384 42-118 мм 40х
4 с (приоритет времени) 800 × 270 60-170 мм 40х

Разумеется, результат зависит и от освещения. Чем ярче свет, тем меньше камера вынуждена поднимать чувствительность и заниматься шумоподавлением, и тем выше качество картинки. Причём свет хорош не всякий: например, скорость 500 и 1000 кадров в секунду отлично выявляет мерцающую структуру света флуоресцентных ламп; это нужно иметь в виду.

8. Быстрая автофокусировка

Основная беда большинства компактных системных камер - медленный и откровенно слабый автофокус. Sony RX100 IV оснащена очень быстрой системой автофокусировки с детекцией контраста. Повторяем: очень быстрой.

Объектив сконструирован так, что при наводке на резкость фокусировочная группа линз сдвигается минимально, что позволило добиться очень высокой скорости отклика.

Скорость автофокусировки особенно важна, к примеру, в серийной съёмке автомобилей с проводкой.

1/30 с, f/5,6, 400 ISO, фокусное расстояние 56 мм (эквивалентное).

А при съёмке стрит-фото автофокус становится едва ли не самым важным элементом фотокамеры.

1/400 с, f/4,5, 100 ISO, фокусное расстояние 70 мм (эквивалентное).

9. Эргономика

Управление камерой стандартное, продуманное и удобное.

При том, что сама по себе камера не отличается большим размером и в базовой комплектации не имеет рукоятки, она очень удобно сидит в руке. Благодаря резиновой наклейке с выступом аккурат в зоне упора большого пальца правой руки, у кнопки запуска видеосъёмки, ощущения, будто она может выскользнуть из руки, не возникает.

Кстати, это - очень правильное решение для расположения кнопки видео: нажатие на неё не приводит к вертикальному колебанию камеры, а, значит, ваш видеосюжет не начнётся с рывка или смазанного изображения.

Нужно добавить, что за сравнительно небольшие дополнительные деньги можно приобрести накладную резиновую рукоятку, которая просто наклеивается на переднюю панель камеры и значительно улучшает её ухватистость, становясь удобным упором для среднего и безымянного пальцев (а хрупкая девичья ручка, возможно, найдёт место и для мизинца).

У камеры откидной ЖК-экран с диагональю 7,62 см (3 дюйма). Помимо удобства съёмки с нижней и верхней точки экран откидывается на 180˚ и позволяет снимать селфи; изображение при этом на нём для удобства визирования переворачивается. Это будут ваши первые двадцатимегапиксельные селфи, снятые фотоаппаратом с профессиональными характеристиками и с настоящей оптикой Zeiss.

Ещё один элемент - кольцо управления на объективе. Оно управляет выдержкой, диафрагмой и другими параметрами в зависимости от выбранного режима съёмки.

10. Съёмка в RAW

1/30 с, f/2,0, 100 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное).

То, что небольшая камера снимает в RAW, сегодня никого не удивляет. Удивительно другое: Sony совместно с компанией Phase One выпустили программу Capture One Express (for Sony); и она бесплатная. В программу встроены профили камер Sony, что обеспечивает оптимальную цветопередачу и работу с цветом вообще.

Capture One считается лидером среди RAW-конвертеров по качеству цвета. Версия Express лишена некоторых функций, но оставшегося будет достаточно как минимум 99% пользователей.

Если вы захотите получить версию PRO - апгрейд для владельцев камер Sony будет стоить 50 долларов, в отличии от обычной версии, за которую придётся выложить 299.

Скачать программу можно с сайта Phase One . Кстати, программа полностью русифицирована.

Вот небольшой пример работы Capture One Express (for Sony). Коррекция заняла 2 минуты.

1/8 с, f/8,0, 100 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное). Оригинал

1/8 с, f/8,0, 100 ISO, фокусное расстояние 24 мм (эквивалентное). Коррекция в Capture One Express

Заключение

Конечно, невозможно уместить все сильные стороны камеры в десять пунктов. В камере ещё есть встроенная вспышка (небольшая, но на шарнирной подвеске, позволяющей при необходимости задрать её так, чтобы она пыхнула под углом или даже в потолок), модули беспроводной связи Wi-Fi и NFC, встроенный нейтральный фильтр (ND-фильтр) и оптический стабилизатор SteadyShot для фото- и видеорежимов.

Все эти дополнительные возможности ещё увереннее склоняют чашу весов в пользу выбора камеры Sony RX100 IV как профессионального инструмента в компактном корпусе.

Технические характеристики камеры Sony RX100 IV

Класс Цифровая компактная камера с несменным объективом высшего класса
Матрица КМОП Exmor RS, тип 1,0 (размер 13,2 × 8,8 мм), 20 Мп (5472 × 3648)
Видоискатель Убирающийся, электронный, Tru-Finder на органических светодиодах, 2,36 млн. точек, увеличение 0,59х, отображает 100% кадра
Объектив Zeiss Vario-Sonnar T* 1,8-2,8/24-70 мм (эквивалентное фокусное расстояние)
Стабилизация изображения SteadyShot; фото - оптическая, видео - оптическая с электронной компенсацией искажний
Формат фото JPEG, RAW (ARW 2.3), RAW+JPEG
Светочувствительность 125-12 800 ISO (расширяется до 80/100 и 25 600 ISO);
при видеосъёмке: 125-12 800 ISO
Диапазон выдержек Центральный затвор; 1/2000-30 с и В;
Электронный затвор: 1/32 000-30 с
Серийная съёмка Приоритет скорости: до 16 кадров/с;
обычный режим: 5,5 кадров/с
Фокусировка АФ с детекцией контраста, 25 зон;
разовая, непрерывная;
ручная с электронным дальномером
Вспышка Убирающаяся
Видео XAVC S HD - до 1920 × 1080 (60p/50p, 50 Мб/с)
AVCHD 2.0/MP4 - до 1920 × 1080 (60p/50p, 50 Мб/с)
XAVC S 4K - 3840 × 2160 (до 60p/50p, 100 Мб/с)
Режим HFR - 2 (приоритет качества) или 4 (приоритет времени) секунды съёмки с частотой 240/250, 480/500, 960/1000 кадров/с с интерполяцией видео до Full HD
Экран Отклоняемый до 180°, 3 дюйма (7,5 см), 1,23 млн. точек
Память 1 гибридный слот для карт SD/SDHC/SDXC (UHS-I) или Memory Stick Duo (Pro, Pro-HG или XC-HG)
Связь и интерфейсы Wi-Fi, NFC; Мини-HDMI, USB 2.0 (многофункциональный)
Питание Литиево-ионная аккумуляторная батарея NP-BX1
Размеры и вес 101,6 × 58,1 × 41 мм
271 г (только корпус), 298 г (с батареей и картой памяти MS Pro Duo)

В простонародье существует мнение, что «размер не важен», но к матрицам компактных фотокамер оно явно не относится. До этого «мыльницы» с «зеркальным» качеством картинки представили Fujifilm и Canon, а совсем недавно и Sony показала компакт с «первой в мире однодюймовой матрицей с разрешением 20 эффективных мегапикселей и объективом с высокой светосилой ƒ1,8» — цитируем официальный пресс-релиз. Посмотрим, на что же способна столь мощная, по заявлениям разработчиков, машинка.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Sony Cyber-shot DSC-RX100
Сенсор изображения Матрица Exmor CMOS 1″
Эффективное количество точек, Мп 20,2
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF), RAW (формат Sony ARW 2.3)
Видео: AVCHD
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 5472×3648, 3888×2592, 2736×1824, 4864×3648, 3648×2736, 2592×1944, 5472×3080, 3648×2056, 2720×1528, 640x480
Панорамные карды: Широкоформатный (12416×1856/5536×2160),
Стандартный (8192×1856/3872×2160)
Видеокадр: 1920x1080 50p, 1920x1080 50i, 1440x1080, 640x480
Чувствительность Auto (125-6400), 80, 100, 125, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600
Фокусное расстояние 10,4-37,1 мм (эквивалентно 28-100 мм для 35-мм камеры)
Диафрагма ƒ/1,8-4,9
Цифровое увеличение Точное цифровое увеличение до 28x
Изображение VGA — до 54x
Диапазон фокусировки iAuto
Широкоугольный: пр. 5 см — ∞,
Теле: пр. 55 см — ∞
Выдержка, с iAuto: 30-1/2000
Экспозамер 3 режима TTL-замера: мультисегментный, центрально-взвешенный, точечный
Экспокоррекция +/- 3,0 EV с шагом 1/3 EV
Режимы сюжетных программ 13 режимов (Портрет / Повышение резкости движущихся предметов / Спортивные соревнования / Животные / Гурман / Макро / Пейзаж / Закат / Ночь / Съемка с рук в сумерках / Ночной портрет / Фейерверк / Высокая чувствительность)
Баланс белого Автоматический (интеллектуальный), Дневной свет, Тень, Облачно, Лампы накаливания, Люминесцентный теплый белый, Люминесцентный холодный белый, Люминесцентный дневной белый, Люминесцентный дневной, Вспышка, Цветовая температура/Фильтр, Пользовательский
Встроенная вспышка Есть
Режимы вспышки Авто / Со вспышкой / Медленная синхронизация / Синхронизация по задней шторке / Без вспышки
Диапазон действия вспышки, м Авто ISO: Прибл. от 0,3 до 17,1 м (W) / прибл. от 0,55 до 6,3 м (T)
Автоспуск С задержкой 2/10 с и автоспуск при обнаружении лиц
Устройство хранения информации Memory Stick™ Duo / Memory Stick PRO Duo™ / Memory Stick PRO Duo™ (high speed) / Memory Stick PRO HG Duo™ / Memory Stick Micro* / Memory Stick Micro (mark 2)*
ЖК-дисплей 3,0″ сенсорный цветной ЖК-дисплей (TFT TruBlack), 1228,8 тыс. точек
Интерфейс Многоцелевой разъем (USB, HDMI, Micro USB, Micro HDMI, видеовыход PAL)
Питание Li-ion-аккумулятор NP-BX1
Габариты (ШхВхД), мм 101,6x58,1x35,9
Масса (без учёта аксессуаров), г 213

* Необходим не входящий в комплект адаптер

⇡ Внешний вид и эргономика

Sony Cyber-shot DSC-RX100

В наши дни производителей компактных (да и системных тоже) фотокамер будто бы заклинило: все компании стремятся сделать эргономику своих аппаратов минималистичной, а общий внешний вид — нарочито строгим, без излишеств. А-ля ретро-камеры 80-х. Sony подержала эту тенденцию. И вроде бы задумка удалась: аппарат выглядит презентабельным, имиджевым, дорогим, в конце концов, — короче говоря так, чтобы пользователь получал удовольствие от факта обладания, чего, как говорилось на презентации RX100, и добивалась компания. Да вот только нас не покидает ощущение, что схожий «классический» дизайн мы уже где-то видели.

Тем не менее полностью алюминиевый корпус камеры (в том числе и корпус объектива), качественная отделка всех элементов управления создают исключительно приятное впечатление как у снимающего, так и у стоящего по другую сторону объектива. Внешний вид новинки удался на славу.

Верхний торец Sony Cyber-shot DSC-RX100

На правой стороне верхнего торца RX100 расположены главные элементы управления — кнопка включения/выключения, джойстик зума и колесико переключения режимов. Последнее имеет ребристую поверхность для удобства пользования. Слева же находится вспышка. Расположение классическое, можно сказать, проверенное временем. А вот программируемое колесико рядом с объективом — уже персональная наработка Sony. Решение удобное и интересное: левой рукой пользователь может держать камеру, а правой менять значение диафрагмы, выдержки, экспозиции, баланса белого и прочего, не отрываясь от экрана и наблюдая результат в режиме реального времени.

Нижний торец Sony Cyber-shot DSC-RX100

Нижний торец располагает слотом для карточек памяти, гнездом для штатива и универсальным разъемом с HDMI. За счет того, что все «служебные элементы» вынесены сюда, боковые торцы камеры гладкие и плоские, без каких-либо отверстий.

Задняя сторона Sony Cyber-shot DSC-RX100

На тыльной стороне все как обычно. Здесь расположен яркий и сочный трехдюймовый дисплей (по плотности пикселей примерно в два раза превосходящий ныне популярные Retina-дисплеи). Справа от него находятся кнопки меню и многочисленных настроек. В целом эргономика камеры не вызывает каких-либо вопросов. Удобно, интуитивно понятно: чтобы разобраться, что и где находится, уйдет не более получаса.

⇡ Примеры снимков

Хочется напомнить читателю, что данная статья — это экспресс-тест, детальный обзор выйдет, надеемся, в течение пары месяцев. Времени поиграть с новинкой было не так много, как хотелось бы, тем не менее нам есть что вам показать. Под каждым фото приведены настройки, с которыми оно были сделано, а также ссылка на полноразмерный кадр (почти 6К по большей стороне, ~5 Мбайт). Все изображения представлены без обработки, а сделаны без использования штатива.

ФР 10 мм; ISO 125; ƒ/1,8; 1/200с

Первое, что бросается в глаза при использовании Sony RX100, — вполне приличное и качественное размытие фона (да-да, так любимый многими эффект «боке»). Достигается оно благодаря светосильной оптике Carl Zeiss с максимальным значением относительного отверстия ƒ/1,8. Также, благодаря качественному объективу, картинка выглядит действительно естественной и художественной. Для компактной камеры — просто отличный результат!

ФР 16 мм; ISO 640; ƒ/3,2; 1/50с

Съемка в условиях слабой освещенности — еще одна сильная сторона новинки. Ниже мы приведем ряд снимков, сделанных со средними значениями светочувствительности ISO, — обратите внимание на уровень шумов. Из-за большого физического размера матрицы он совсем небольшой.

ФР 16 мм; ISO 800; ƒ/3,2; 1/50с

ФР 10 мм; ISO 800; ƒ/1,8; 1/25с

Получаемое изображение контрастное и четкое. Цветопередача натуральная, оттенки красок очень близки к реальным, да и динамический диапазон высокий. Шумов практически нет. Хотя их отсутствие на ISO 800 — не достижение. Попробуем «задрать» его повыше.

ФР 10 мм; ISO 1600; ƒ/5; 1/15с

ФР 10 мм; ISO 3200; ƒ/5,6; 1/20с

Кадры, сделанные на столь высокой (1600 и 3200) светочувствительности ISO, удивляют своей чистотой, детальностью и правильной цветопередачей. RX100 наглядно демонстрирует свою приспособленность практически к любым условиям съемки.

ФР 10мм; ISO 125; ƒ/4; 1/60с

Последним кадром хотим продемонстрировать, насколько живая, цветастая и сочная картинка получается при хорошем освещении. Отметим, что камера шустрая: ни запись снимков на флешку, ни прицеливание автофокуса — ничто не заставит пользователя ждать.

Обработать полученные кадры можно с помощью улучшенной функции Picture Effect 4, сочетающей в себе 13 традиционных для камер Sony Cyber-shot эффектов и четыре новых: «Выцветание», «Ретро», «Высококонтрастный монохром» и «Мягкий расфокус».

⇡ Заключение

Камера RX 100 — это безусловный прогресс. Причем прогресс в первую очередь для Sony — настолько мощных компактных камер компания еще не представляла. Новинка придется по вкусу как простым пользователям (из-за отличной картинки в автоматическом режиме), так и профессионалам (из-за богатых возможностей ручного управления). Аппарат обладает минимум недостатков, из которых самым существенным является цена. Ориентировочная стоимость RX100 составляет 24 990 рублей — за такие деньги можно приобрести неплохую зеркалку или беззеркалку. Тем не менее если выбирать именно из компактных камер — RX100 обладает очень достойным качеством изображения. Продажи начнутся в середине августа.

На что способен новый компакт из прославленной серии RX100.

Пять лет назад Sony презентовала модель RX100, компактную камеру, которая легко умещается в кармане брюк и при этом может делать прекрасные фотографии.

Модель регулярно обновлялась, и сейчас доступна пятая версия RX100 V.

В какой-то степени камера стала заложником своего форм-фактора. Многие энтузиасты и профессиональные фотографы даже не подозревают, что эта маленькая камера может снимать со скоростью 24 к/с и при этом выполнять автофокусировку и коррекцию экспозиции между кадрами.

Сравнение камер серии RX100

Sony Cyber-shot RX100 V Sony Cyber-shot RX100 IV Sony Cyber-shot RX100 III Sony Cyber-shot RX100 II Sony Cyber-shot RX100 II
Матрица 1« 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп 1« (13,2×8,8 мм), BSI-CMOS, 20 Мп
Объектив ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 24–70 мм, f1,8–f2,8 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9 ЭФР 28–100 мм, f1,8–f4,9
Формат снимков RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648) RAW, JPEG (5472×3648)
Формат видео 3840×2160@30p, 1920×1080@120p, 1136×384@1000p 3840×2160@30p, 1920×1080@60p, 1280×720@120p, 1110×384@1000p 1920×1080@60p, 1440×1080@30p, 1280×720@120p 1920×1080@60p, 1280×720@60p 1920×1080@60p, 1280×720@60p
Диапазон ISO ISO 125–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 100–12800 (80–25600) ISO 125–6400 (80–25600)
Диапазон выдержек 1/32000–30 c 1/32000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с 1/2000–30 с
Экран « LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек LCD, наклонная конструкция диагональ - 3« , разрешение - 1 228 800 точек
Видоискатель электронный, разрешение - 2,36 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х электронный, разрешение - 1,44 млн точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,59х нет нет
Вспышка встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 10 м встроенная, ведущее число - 15 м
Wi-Fi встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC встроенный модуль Wi-Fi+NFC Eye-Fi
Память карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Pro Duo/Pro-HG Duo
Интерфейсы USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI USB/AV, HDMI
Аккумулятор NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч NP-BX1, литий-ионный, 1240 мАч
Размеры и вес 102×58×41 мм, 299 г 102x58x41 мм, 298 г 102x58x41 мм, 290 г 102x58x38 мм, 281 г 102x58x36 мм, 240 г
Цена в России 79 990 ₽ 69 990 ₽ 53 990 ₽ 44 990 ₽ 34 990 ₽







Бизнес идеи