Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать? С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить: 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д ; п – т ; Е – З ; а – о ; д – у и т.д. 2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка). 3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у , ё – ю ; согласные р – л , й – ль ; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц , ч , щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит). 4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов. 5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “ З а з омом росла м а м ина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “ Д о д небом л о л убым” (Под небом голубым). 6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет). 7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил. Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
- речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
С началом учебы в школе многие дети начинают испытывать трудности в освоении чтения и письма. Чаще всего учителя не понимают сути проблемы, предъявляя непреодолимые требования к ребенку, а дома родители требуют демонстрации успешного чтения и красивого письма, так еще и в классе дразнят сверстники. Все это усугубляет проблему. Главное вовремя распознать нарушения и обратиться к специалистам (психологу, нейропсихологу, логопеду ) за помощью.
Дисграфия – нарушения письма, дислексия – нарушение чтения.
Дети дислексики при чтении допускают ошибки, пропускают буквы, добавляют лишние буквы, искажают слова, теряются в строках текста, меняют слоги местами, могут пропускать первые слоги слов, скорость чтения у них очень низкая и понимание прочитанного часто отсутствует вовсе.
При дисграфии письмо детей содержит множество грамматических ошибок. Дети забывают писать заглавные буквы, ставить запятые и точки, пропускают буквы при письме или заменяют их другими буквами. Смешение на письме часто происходит по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о и т.д . Также можно наблюдать слитное написание предлогов. Или застревание на определенном слоге (персеверацию): За зомом на песке – За домом на песке.
Так почему же возникают ошибки на письме и при чтении?
Процесс становления чтения и письма очень сложный и в нем участвуют 4 анализатора:
- речеслуховой
, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
- речедвигательный
, который осуществляет артикулирование, т.е. произношение;
- зрительный
, который помогает выбрать нужную графему;
- двигательный
, который переводит графему в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Как мы можем видеть, процесс достаточно сложный. Все эти перешифровки происходят в теменно-затылочно-височной областях головного мозга, формирование которых окончательно происходит к 10-11 году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения, это обеспечивается лобными долями головного мозга.
Огромное значение в овладении письмом и чтением имеет сформированность всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических понятий, звукопроизношения на определенных этапах развития являются одной и основных причин дисграфии или дислексии.
Не могу не отметить, что на формирование речи и, как следствие, на появление дисграфии и дислексии, влияют еще некоторые факторы. Например, неравномерное развитие полушарий мозга. Чаще всего центр речи находится в левом полушарии. А правая гемисфера мозга отвечает за предметные символы, зрительные образы. Например, у китайцев, письменность которых представлена иероглифами, лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у народов Китая, в отличии от европейцев, может нарушиться при проблемах справа (кровоизлияние в мозг).
И не забываем, что есть еще наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. И тогда корковый контроль затруднен при овладении письмом и чтением, и ребенок испытывает трудности в школе как и его родители в свое время. К этому изъяну существует генетическая предрасположенность, родителям, которым знакомы сложности в чтении и письме надо особое внимание уделить развитию ребенка.
Чаще всего нарушения в чтении и письме становятся очевидными ко 2-му классу.
При дислексии и дисграфии нарушений в умственном развитии ребенка может не наблюдаться. Он может хорошо справляться с математикой и другими предметами. Мальчики страдают этими недугами в 3-4 раза чаще девочек. Сейчас 5-8 процентов школьников имеют дислексию или дисграфию.
Если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия , не надо падать духом. Вам потребуется настойчивость, терпение, тесное сотрудничество нейропсихолога и логопеда. Не забывайте хвалить ребенка за каждое небольшое достижение.
Правильное и здоровое воспитание ребенка - это очень сложный процесс, который отнимает много времени и сил у родителей. На протяжении всего пути к взрослой и самостоятельной жизни крохи, его родители могут столкнуться с множеством проблем. Некоторые вполне можно исправить своими силами, а некоторые только при медицинской помощи и консультации врачей-специалистов.
К таким немаловажным проблемам можно отнести дислексию и дисграфию, возникающие у детей.
Полезно знать: обычно такие проблемы проявляются во время начала посещения школы. Нельзя игнорировать проявление данных недугов, так как они могут быть причиной плохой успеваемости и усваивания учебного материала.
Так же эти заболевания могут привести к некоторым психологическим нарушениям и закомплексованности ребенка. В наше время заболевания такого характера уже не считается редкими, по некоторым статистическим данным на планете более 12% людей болеют дислексией и дисграфией различных степеней. На возникновение этих болезней не влияет ни страна, ни язык, на котором говорят.
Для того чтобы диагностировать у своего ребенка дислексию и дисграфию, необходимо сначала разобраться, что именно подразумевается под данными заболеваниями.
Дислексия и дисграфия - это...
Дислексия - это нарушение чтения у ребенка. Вызвано это недоразвитием или повреждением выделенных участков коры головного мозга, которые отвечают за осознание и перевод букв в звуки и наоборот. Практически в 100% случаев дислексия влияет на развитие другого заболевания у ребенка - дисграфии. Дисграфия - это нарушение письма. Следует отметить, что данная болезнь никак не зависит от грамотности, образованности и умственных способностей ребенка. Два этих нарушения могут возникнуть у ребенка с хорошим слухом, отличным зрение и нормальной устной речью. Не полностью сформированная психика ребенка и некоторые ее функции, могут не проявляться в обыденной жизни. Но именно это может стать причиной развития данных заболеваний, влияющих на чтение и письменность у детей.
Полезно знать: развитие многих функций у детей (речевой, моторной, психической) происходит в соответствующих возрастных (дошкольных) периодах. Торможение, или какие-либо отклонения в формировании хотя бы одной из вышеперечисленных функций влияет на правильное развитие остальных.
Так как все эти функции тесно взаимосвязаны между собой в той или иной степени. Такие нарушения в развитии и формировании ребенка могут привести к очень серьезным последствиям в дальнейшем. Для письма и чтения недостаточно видеть окружающий мир (цвета, строения), а надо, чтобы мозг еще все это четко осознавал и различал. Детям страдающим на такие заболевания тяжело отличить контуры одной буквы от другой, вследствие чего они могут путаться. Детки больные дислексией и дисграфией плохо ориентируются в пространстве, они зачастую не умеют правильно распределять свое время. Такие детки более часто устают и менее работоспособны даже в активные часы. Они не отличаются хорошей памятью, особенно слуховой. Ребенок может быть часто неуклюж, рассеян и плохо координировать свои движения. Практически у всех деток, страдающих данным недугом, находят сложности с полноценным кровообращением сосудов головы.
Причины развития дислексиии и дисграфии
Различные отклонения (психологические, не полностью развившийся мозг, неправильное взаимодействие полушарий мозга) все это может негативно отразится на обучении ребенка и вызвать дислексию. Причин для таких отклонений огромное множество:
- различные травмы в период беременности (неврологические, стрессы и т.д.);
- осложнения при родах (затяжные, преждевременные), родовые травмы;
- некоторые болезни, которые перенесла мама в период беременности (сердечно-сосудистая и почечная недостаточности, сильный токсикоз);
- гипоксия также может дать осложнения развития головного мозга у плода (недостаток кислорода получаемого во время беременности);
- различные нарушения центральной нервной системы ;
- генетическая предрасположенность (передача данных заболеваний по наследству).
Чаще всего дислексия и дисграфия развиваются у таких деток:
- левши (если ребенка переучили на правшу, он все равно попадает в эту группу риска);
- дети, которые растут в семье говорящей на нескольких языках ;
- дети, у которых наблюдалось недоразвитие речи ;
- дети, которых рано отправили в школу , особенно если они рано начали учить иностранный язык;
- дети, которых слишком рано начали учить читать .
Симптомы развития болезни
Чтобы диагностировать дислексию и дисграфию у ребенка, следует рассмотреть ошибки, которые он допускает при чтении или письме. У деток, страдающих такими заболеваниями, четко выражены конкретные ошибки.
Примеры самых частых ошибок при дислексии и дисграфии:
- тяжело запоминаются буквы (при чтении), заменяются близкие по звучанию буквы (Ж-Ш, З-С, Т-Д, Ш-С) ;
- путаются буквы схожие по своим начертаниям (Б-В, Х-Ж) ;
- чтение происходит монотонно, с множеством ошибок, по слогам ;
- пропускаются в словах буквы или слоги (корова - корва или кова) ;
- заменяются слова на похожие по написанию (корова - ковер) ;
- переставляются слоги в слове (корова - рокова) ;
- наблюдается плохое понимание прочитанного (не может пересказать) ;
- путаются окончания слов ;
- часто выходят строки за поля (просто не замечая их) ;
- соединяются два слова в одно или наоборот разделяется одно слово на несколько ;
- почерк в таких случаях очень некрасивый, слова обычно не разделены пространством между собой .
Лечение заболеваний
Лечение дислексии и дисграфии происходит только при помощи специалистов в виде коррекционной работы. Желательно при необходимости, как можно раньше начать лечить данный недуг. Если его обнаружить в дошкольном возрасте, то шансы на полное выздоровление составляют 85%. После, с каждым годом этот процент становится меньше. К примеру, по окончании младшей школы шанс на полное выздоровление составляет 30%. В коррекции дислексии и дисграфии помогут психолог, логопед и дефектолог.
При наличии дислексии и дисграфии, сразу обращайтесь за помощью к специалистам. Не наказывайте ребенка самостоятельным чтением (помогайте своему ребенку, и читайте вместе с ним).
Помните, что такой ребенок не является неполноценным, просто он еще плохо пишет и читает. Маленький совет: разбивайте большие домашние задания на несколько частей, это значительно облегчит их выполнение для вашего ребенка.
Видео дислексия и дисграфия у детей лечение
Нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия) – самые распространённые формы речевой патологии у младших школьников. От обычных, свойственных всем, так называемым «физиологических» ошибок или ошибок роста, эти ошибки отличаются стойкостью, специфичностью, многочисленностью и имеют определённые, сходные причины и механизмы.
Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).
Клиническая характеристика детей , страдающих дислексией и дисграфией, чрезвычайно разнообразна. В тяжелых случаях дислексия и дисграфия может проявляться у различных категорий аномальных детей в структуре нервных и нервно-психических заболеваний: у умственно отсталых, у детей с задержкой психического развития, с минимальной мозговой дисфункцией, у детей с нарушением зрения, слуха, при детских церебральных параличах. По мнению специалистов, в большинстве случаев у детей с дисграфией отмечается энцефалопатическая форма пограничной интеллектуальной недостаточности в результате неглубокого повреждения мозга в перинатальный или ранний постнатальный период.
Таким образом, чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Но и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
В настоящее время специалисты выделяют следующие виды дисграфии: акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптическая, аграмматическая. У большинства детей дисграфия является смешанной. Дислексия также бывает: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, на почве несформированности звукового анализа и синтеза, оптической и семантической.
Акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков (мягких и твёрдых согласных, глухих и звонких, свистящих и шипящих, сонорных и др.) и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Акустическая дислексия проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки.
В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.
Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части. Нарушение формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках и при чтении: побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявления: недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужного элемента сходного с ним, неправильное расположение элементов букв в пространстве по отношению друг к другу, полные замены сходных по написанию букв. Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении (букв, отличающихся лишь одним элементом: В – З, Д – Л, Б – В, Ь – Ъ, Ш – Щ и др.; букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Т – Г, Р – Ь, Х – К, П – Н – И и др.). выделяют литеральную и вербальную оптическую дислексию . При литеральной наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв. При вербальной трудности проявляются при чтении слов.
Аграмматическая дисграфия проявляется, когда ребёнок, уже овладевший грамотой, не может на письме правильно согласовывать слова по числам, родам, падежам и пр., то есть в соответствии с нормами русского языка. Аграмматическая дислексия также вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем слова, чаще всего флексий. Обнаруживается аграмматическая дислексия на этапе, когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка («мама моет рама», «сладкий яблоко» и т. д.).
Семантическая дислексия – механическое чтение. Проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и, особенно, при чтении предложений и текста.
Поскольку повреждение головного мозга в большинстве случаев наступает в период внутриутробного развития или в процессе родов, то первые проявления этой патологии наблюдаются ещё задолго до начала школьного обучения и могут быть вполне отчетливо выявлены, а, следовательно, и скоррегированы специалистами. Именно выявление и устранение предпосылок дисграфии и дислексии является основной задачей логопедов, работающих в специальных группах дошкольных учреждений.
Акустическая дисграфия и дислекси . Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям начиная с двухлетнего возраста: покажи картинку (названия картинок отличаются друг от друга только одним звуком, например: крыса – крыша, мышка – мишка, коза – коса). Программа детского сада предусматривает занятия по звуковой культуре речи, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия по дифференциации звуков, дающие детям необходимые навыки. В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание: и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях. Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет детям компенсировать своё «слабое» слуховое звено, по крайней мере временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). Далее играем в комара и жука. Дети определяют чья звучит песенка. Усложняя задание, логопед умышленно исключает зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрывает рот листом бумаги, экраном, отворачиваясь от детей и т.п.). Иногда требуется многократное повторение и разнообразие аналогичных игр прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу». Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова. Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:
Хлопни в ладоши (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву), если услышишь нужный звук в слове.
Разложи картинки на две группы («Подарки для Кролика и Хомяка (к-х)», «Магазин (б-п)», «День рождения Димы и Тимы (д-т)», «Собираем урожай (р-рь)», «Две рейки» и т.д.).
В подготовительной группе: «Вставь пропущенную букву в слово»; «Запиши слова в два столбика»; «Исправь ошибки Незнайки».
Артикуляторно-акустическая дисграфия . Возрастное или физиологическое косноязычие свойственно всем детям. Но оно обязательно должно исчезнуть не позднее пяти лет. Если же оно задерживается, то это уже патология, являющаяся несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте.
Дисграфия на почве несформированности звукого анализа и синтеза . Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости. Работа начинается с того, что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «слово», «предложение», «звук», «слог» (со временем эти понятия уточняются, расширяются, конкретизируются).
Упражнения в анализе предложения на слова:
1. Понятие «слово». Знакомство со схемами слов (полоска бумаги). Определяем количество слов, названных логопедом. Называем заданное педагогом количество слов.
2. Понятие «предложение» (в предложении слова дружат друг с другом и помогают о чём-то узнать). Дифференцируем «слово» – «предложение».
3. Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.
4. Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Правила: первое слово в предложении пишется с большой буквы, между словами в предложении – «окошечки», в конце предложения – точка.
5. Придумываем предложения, состоящие из определённого количества слов (по схемам, картинкам и схемам). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.
6. Отдельное направление – работа с предлогами («маленькими словами»).
7. Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли). Работа с деформированными текстами в устной и письменной работах.
Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.
1. Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность.
2. Придумываем слова с определённым количеством слогов.
3. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.
4. Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).
5. Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).
6. Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).
7. Выделение ударного слога на занятиях по обучению грамоте. Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.
1. Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)
2. Выделение звука из начала и конца слова.
3. Определение позиции звука в слове.
4. Определение количества звуков в слове и их последовательности.
5. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.
7. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).
8. Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).
9. Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Разведчики»).
10. Образование из букв данного слова возможно большего количества новых слов.
11. Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам.
В процессе работы постоянно используются схемы, разрезная азбука. Проводятся и письменные упражнения в виде записи под диктовку отдельных слов с обязательным предварительным разбором их звуко-слогового состава. Вся запись слов, а затем и предложений проводится с обязательным синхронным проговариванием их ребёнком, которое помогает удерживать последовательность звуков и слогов в процессе записи. Довольно длительное время для записи (печатанья) в тетрадях дети пользуются цветными ручками: красной ручкой печатают гласные буквы, синей – твёрдые согласные, зелёной – мягкие, а чёрной – знаки препинания и буквы, не обозначающие звуки. По мере совершенствования навыка звуко-слогового навыка письма, дети переходят к записи одной ручкой, абстрагируются от цветовой подсказки.
Аграмматические дислексии и дисграфии . Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. Работа над формированием грамматического строя речи ведётся в логопедических группах целенаправленно, систематически и настойчиво. Осуществляется и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях.
Основные направления преодоления аграмматизмов (в рамках изучения лексических тем): развитие функции словоизменения (образование множественного числа существительных), формирование навыков словообразования (уменьшительно ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, притяжательные и относительные прлагательные), уточнение и усложнение структуры предложений (предложно-падежные конструкции).
Оптическая дисграфия и дислексия. Профилактика оптической дисграфии, т.е. устранение её предпосылок, должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений происходит в тесной связи с развитием речи и мышления. Усвоение ребёнком словесных обозначений различных пространственных признаков («большой», «круглый», «верхний» и т. д.) чрезвычайно важно, поскольку знание названий помогают ему обобщить эти признаки и абстрагировать (отделить) их от конкретных предметов. Ребёнок, умеющий абстрагировать от конкретных предметов понятия формы и величины, может ответить на вопросы о том, что бывает круглым (мяч, яблоко, арбуз), толстым, широким и т.д. Способность к «оречевлению» пространственных признаков поднимает восприятие ребёнком пространства на новый, качественно более высокий уровень – у него образуются именно представления о пространстве. Уровень же сформированности пространственных представлений является очень важным показателем степени готовности ребёнка к школьному обучению и, в частности, готовности к усвоению им зрительных образов букв.
Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами, при помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Смысловое значение каждого предлога объясняется детям на реальных предметах, на картинках, отрабатывается с помощью схем. Наиболее интересно эта работа проходит при изучении тем: «Мебель», «Посуда», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт».
Очень важным показателем сформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в расположении предметов по отношению к самому себе, по отношению одного предмета к другому: выше – ниже, слева – справа, дальше – ближе и т.д.. Огромное значение имеет практическое овладение ребёнком ориентировкой на листе бумаги. Рисование, аппликация и другие занятия формируют понятия: центр, середина, край (верхний, нижний, правый, левый), угол (верхний – левый, нижний – правый и др.). В ходе занятий по подготовке к обучению грамоте дети усваивают и то, что начинаем писать буквы с верхнего угла и заполняем строчку слева направо. Элементы печатных букв должны писаться в направлении сверху вниз. Чтобы избежать «зеркальности» каждую букву не только совместно рассматриваем, анализируем количество и расположение её элементов, находим сходство с хорошо знакомыми объектами, но и конструируем из счётных палочек, лепим из пластилина, конструируем из цветной бумаги и делаем аппликации.
Дополнительные задания:
Назвать буквы в «зашумлённом» изображении,
Назвать буквы, изображенные пунктиром,
Назвать недописанные буквы, дописать,
Преобразовать («превратить») одну букву в другую,
Назвать наложенные друг на друга буквы,
Назвать буквы, написанные разными шрифтами,
Найти неправильно написанные букв, среди пар букв, изображённых правильно и зеркально,
Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом (Р – В, З – В, Ь – Б), состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве,
Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурных изображений предметов.
Но для развития зрительного анализа и синтеза, позволяющего находить сходство и различия в зрительных образах, а значит и отличать сходные предметы и их изображения, целесообразно также использовать игровые упражнения с картинным материалом (различной степени сложности): называние предметов по контурам, по силуэтам, называние недорисованных предметов, зашумлённых, наложенных изображений, нахождение неточностей в рисунках («ошибок художника»), распределение предметов по величине с учётом их реальных размеров (слон, собака, цыплёнок, божья коровка), нахождение двух одинаковых изображений, выявление отличий на двух сходных картинках, дорисовывание незаконченных контуров фигур, дорисовывание симметричных изображений, работа с разрезными картинками, с кубиками Кооса, с матрицами Равена, срисовывание серии полукругов и линий (по С. Борель – Мезони) и т. д.
Семантическая дислексия. Нарушение понимания прочитанного обусловлено, как правило, недоразвитием звуко-слогового синтеза. Слово, прочтённое по слогам, - это искусственно разделённое на части слово. Оно отличается от слитно произносимого слова, привычно звучащего в устной речи. Поэтому ребёнок с недоразвитием звуко-слогового синтеза не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово. Рекомендуются следующие задания:
· Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);
· Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма – ши – на);
· Добавить недостающие слоги в словах (ка…ста, поми…, …ребёнок);
· Изменить первый слог так, чтобы получилось другое слово (топор – забор – упор);
· Из двух слов составить одно;
· Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ, лас, ка).
Помимо этих упражнений, формирующих навыки звуко-слогового анализа, необходимо соотносить прочитанные слова с предметными или односюжетными картинками («Слово прочитай, картинку отгадай», «Поле чудес» и пр.). Нарушение понимания предложения или текста обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированностью грамматических обобщений. Ребёнок читает предложение как сумму изолированных слов, не улавливая связи между ними. Рекомендуются задания:
· Выбрать из текста предложение, соответствующее изображению на картинке;
· Найти в тексте ответ на данный вопрос;
· Работа с деформированным предложением; текстом (дети читают предложения деформированного текста и распределяют их так, чтобы получился рассказ).
Литература:
1. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Издательство «Союз». 2001.
2. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. Дельта. Санкт –Петербург. 2001.
3. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. Санкт –Петербург. Издательство «Дельта». 1998.
4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва. «Владос». 2001.
5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт –Петербург. Издательство «Союз». 2003.
6. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт –Петербург. «Союз». 2002.
7. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва. «Владос». 2001.
8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Москва «Просвещение». 1985.
9. Липакова В. И., Логинова Е. А., Лопатина Л. В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт –Петербург. «Союз». 2001.
Нарушения психоневрологического характера у детей сначала вызывают недоумение и шок у родителей, а иногда и неверные выводы об умственной отсталости ребенка. Могут их принимать и за нежелание малыша «хорошо учиться». Дисграфия и дислексия часто становятся основой для подобных мыслей и выводов.
Что такое дисграфия и дислексия?
Нарушение письма, дисграфия (от греч. «сложность с письмом»), создаёт большие трудности у детей с овладением данным навыком. Важно понимать, что такое нарушение распространено среди детей с достаточно нормальным интеллектуальным уровнем. Выполненные упражнения, не говоря уже о диктантах, будут содержать большое количество грамматических ошибок, ребенок не будет использовать знаки препинания либо заглавные буквы. Почерк, при этом нарушении, также далёк от должного уровня.
Наращивая негативный опыт своих графических проблем, дети со временем стараются изъясняться при письме короткими фразами, но даже это ограничение не исключает их грубых ошибок в используемых словах. Дальше это может перерастать только в ещё большее осознание своих проблем, перевода их в свои личностные качества неполноценности, доходя до депрессивных состояний. Школьники могут отказываться от посещения уроков языка, выполнения письменных заданий и даже любых бытовых задач, связанных с письмом.
(от греч. «сложность со словом»), являясь нарушением чтения, проявляется не постоянно, избирательно, но при стойком повторении, при сравнительно хороших успехах в освоении других учебных навыков. Показателем данного нарушения является пропуск букв, пропуск начальных слогов, слов, перемена букв местами, искажение звучания слов, добавление лишних звуков, пропуск звуков, невысокая скорость чтения. Мальчики страдают в 4 раза чаще этим нарушением, чем девочки. Почти 8% школьников подвержены дислексии.
При дислексии ребенок теряет возможность четко воспринимать некоторые звуки на слух, а потом и использовать в своей речи (даже письменной) и при чтении. Особенно плохо различаются фонетически парные звуки «Ж-Ш», «К-Г», «Т-Д», «П-Б» и т.п.
Исходя из этих сложностей, дети с данными нарушениями испытывают большие трудности и при написании изложений, пересказе текста. Нарушается понимание прочитанного на уровне слова, предложения, текста, но, при этом, расстройств технической стороны письма может не наблюдаться.
Диагноз на подобные нарушения может быть установлен невропатологом или психотерапевтом. Часто дисграфия и дислексия сопровождаются общим недоразвитием речи. Первые наиболее явные признаки этих нарушений обычно проявляются в возрасте около 6 лет, либо уже более ярко выражены ко 2-му классу. Данные нарушения могут оказывать значительное влияние на развитие ребенка, на его психическое состояние.
Причины дисграфии, дислексии
Среди перечня возможных причин вышеперечисленных нарушений специалисты выделяют следующие, наиболее распространенные:
Формы дисграфии и дислексии
Проявление нарушений письма и чтения может относиться к одной из выведенных форм:
- акустическая (фонематическая; дети плохо слышат звуковой состав слова, путают звуки, у них они сливаются в словах, или сами слова сливаются друг с другом; при чтении путаются буквы, переставляются слоги, пропускаются согласные; в письме ребенок заменяет буквы в соответствие с «услышанными» близкими звуками: «щетка-четка»; с такой формой нарушений сложно ребенку усвоить правила правописания, не чувствует связи слов, не может сделать обобщения слов);
- моторная (отмечается нарушением движений глаз при чтении, трудности в овладении закономерностями поисковых движений глаз при чтении и характерными движениями руки при письме);
- оптическая (проявляется неустойчивостью зрительных представлений, впечатлений; при зрительном восприятии могут нарушаться, смешиваться, видоизменяться схожие по написанию буквы «Г-Т», «З-Э», «Л-Д»; отмечается и зеркальное воспроизведение буквы (чаще у левшей); в букве, при такой форме нарушения, могут пропустить или добавить лишний элемент, перевернуть букву).
Кроме этих форм, некоторые специалисты также относят к дисграфии дизорфографию . Ребенок затрудняется в применении на письме знакомых ему правил, не видит ошибку и не может её исправить. Могут возникать и трудности с применением правил синтаксического характера. Форма подобных нарушений может проявляться не только в начале обучения (хотя и более явно выражено), но и в средних классах, и в старших.
Встречается также вторичное проявление дисграфии и дислексии, которое отличается отсутствием типичных побуждающих факторов к ним. В этом случае провокатором может стать недостаток произвольной концентрации, распределения и переключения внимания, медленный темп чтения и письма (для устранения нарушений необходимо просто замедлить темп), пониженная слухо-речевая память.
Первым и необходимым шагом к коррекции нарушений письма и чтения является консультация у специалиста. В поддержку рекомендаций специалиста родителям важно придерживаться хотя бы некоторых моментов:
- позитивный настрой на перемены к лучшему, поощрение успехов ребенка;
- попросите учителя пока не привлекать вашего ребенка к проверке скорости чтения либо позволить прочитывать текст без времени (если наблюдается дислексия);
- предлагать ребенку читать медленно с явно выраженной артикуляцией;
- корректируя дисграфию, можно начать с коррекции различения звуков (особенно при акустической форме нарушений);
- при дисграфии можно каждый день (на 5 мин.) давать ребенку задание: вычеркивать определенные буквы в тексте (но не в газетном); при усложнении можно одни вычеркивать, а другие обводить - хорошо, если это будут «схожие» буквы);
- вводить медленное (но внимательное) списывание текста;
- для развития моторики руки, улучшения взаимной работы полушарий можно записать ребенка на музыку;
- многие упражнения должны проходить в игровой форме («игра в слова» - хорошая дополнительная тренировка);
- придерживаться системного соблюдения всех рекомендаций, которые даст специалист после диагностики нарушений ребенка.
На сегодняшний день уже разработано достаточное количество методик, способных помочь ребенку с нарушениями письма и речи. Существует даже компьютерный вид коррекции. Проявите внимание к трудностям ребенка и, при необходимости, сразу обратитесь к специалисту.
Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"
Бизнес идеи