Полхов-майданская роспись. Художественная роспись по дереву. Сказочная роспись полхов майдана

В последние десятилетия наметилась тенденция к возрождению и развитию многовековых народных промыслов. Одним из интереснейших ремесел русских мастеров является полхов-майданская роспись. Картинки на посуде и предметах обихода, раскраска игрушек-тарарушек яркие, притягивающие к себе взгляды. Это о них говорят: «Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется». Действительно, эти удивительные поделки народных умельцев словно светятся изнутри, создают атмосферу праздника и поднимают настроение. Их все чаще выбирают для оригинального подарка или покупают в качестве сувенира.

История возникновения ремесла

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.

Первые мастера вырезали все изделия вручную. Позже, когда появились токарные станки, процесс значительно упростился, но это никоим образом не сказалось на качестве товара. С течением времени полхов-майданская роспись получала все большее распространение и известность в разных уголках России.

Создание поделок

Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала - это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап - художественная красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность.

Последние штрихи - покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается полхов-майданская роспись.

Элементы рисунка

Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков.

Чем же так необычна полхов-майданская роспись? Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Как узнать майданскую тарарушку

Полхов-майданская роспись обычно хорошо узнаваема, так как есть ряд признаков, характерных только для нее.

  1. В раскраске преобладает сочетание следующих цветов: желтый и темно-синий или холодно-красный и зеленый.
  2. Самый распространенный цветок - роза в разных вариациях, а также мак, шиповник, георгин.
  3. Приоритетный фон для изображения растительного орнамента - желтый. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный черный контур.

Полхов-майданская матрешка

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-майданская во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней овальный передник, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Художественное ремесло сегодня

В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов-Майданская роспись». Здесь игрушки и предметы быта вытачивают не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах. В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки. Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: полхов-майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.

Особая гордость жителей района - Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.

В селах Вознесенского района Нижегородской области: Полховский Майдан, Вознесенское, Крутец - до сих пор существуют семейные артели, занимающиеся изготовлением местной достопримечательности. Детей этому учат с раннего детства, и полхов-майданская роспись продолжает жить.

МОУ «Гимназия №2»,

Сказочная роспись Полхов Майдана

Методические разработки занятий

в начальной школе.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» п/р. предполагает принцип «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры», поэтому уроки изобразительного искусства необходимо привязывать к национальной, а еще лучше, к местной культуре, традициям.

Нижегородский край очень богат народными промыслами: Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Семенов, село Борнуково (резьба по камню), центры художественной вышивки, ткачества, кружевоплетения. Мастера Павлова-на-Оке занимаются художественной обработкой металла .

Наш город Саров расположен на юге Нижегородской области. Недалеко от нас, в Вознесенском районе, есть село Полхов Майдан, знаменитое своими игрушками-тарарушками. Многие дети побывали в этом селе. Туда часто организуются экскурсии от школ города и кружков дополнительного образования . Ребята знают, как работают мастера этого села, какой узор наносят художницы на изделия.

Экспедиции, экскурсии, посещение музеев способствуют формированию у ребят уважительного отношения к истории родного края, пробуждают в них способность к эстетической оценке увиденного.

Программой по изобразительному искусству предусмотрены уроки, где учащиеся изучают особенности росписи деревянной полхов-майданской игрушки и посуды.

Эти уроки, для ознакомления с этим промыслом, необходимы в любом регионе нашей страны. Мы же имеем возможность познакомить ребят с закономерностями росписи более подробно, изучить многообразие форм токарных изделий.

Мотивы полхов-майданской росписи становятся предметом внеклассной творческой работы учащихся. На занятиях кружка дети выбирают этот орнамент для оформления подарочных открыток, на уроках технологии выполняют вышивку и аппликацию из ткани.

Экскурсии в село Полхов Майдан очень часто побуждают ребят к творческой деятельности. При посещении токарных мастерских дети покупают «белье» (выточенные заготовки) или, с разрешения мастера, берут бракованные изделия. Имея навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, они с радостью расписывают «тарарушки».

Учащимся, особенно начальной школы, очень трудно дается освоение хохломской или городецкой росписи, так как приемы работы в этих промыслах требуют особого мастерства – нанесение элементов узора без предварительного рисунка. Некоторые ребята остаются недовольными своей работой. Поэтому полхов-майданская роспись, в которой сначала наносится контур узора, а затем идет работа красками, наиболее удобна на начальном этапе.

При построении композиции полхов-майданского узора ребенок может изменять изображение, стирать неудачные линии, добиваясь точности задуманного рисунка.

Работая красками, ученики заполняют контур узора, используя способ лессировки. Яркие цвета: желтый, малиновый, красный, фиолетовый, зеленый - придают детской работе радостное настроение.

Для освоения полхов-майданской росписи разработана серия уроков - занятий с постепенным усложнением учебно-воспитательных задач.

1 занятие. Изображение полхов-майданской сказочной веточки.

2 занятие . Украшение на бумаге «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

3 занятие. Матрёшка из Полхов Майдана.

Дальнейшая задача - пойти вглубь, осознать и специфику языка декоративного искусства, пытаться включиться в эту работу сердцем, умом и руками. От упражнений на бумаге можно переходить к росписи деревянных изделий.

На примере полхов-майданской росписи можно закреплять и развивать дальше многие законы и правила изобразительного искусства.

Композиция.

Выбор формата.

Равновесие (расположение элементов на листе, в объемной форме).

Композиционный центр.

Динамика, статика.

При проведении уроков декоративного рисования дети учатся стилизации форм природных элементов и составления из них узоров, орнаментов. Здесь необходимо обратить особое внимание на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета в своей работе.

Одним из основных средств художественной выразительности является ритм – это организующее начало в композиции.

Бутон" href="/text/category/buton/" rel="bookmark">бутоны , яблочки?

-А бывает ли такое, чтобы все это росло на одной веточке?

Конечно, не бывает! А вот в сказке, что рассказывают мастера из Полхов-Майдана, такое может быть!

Мужчины в этом селе умельцы, токарных дел мастера. Вытачивают игрушки-тарарушки. А украшают их мастерицы-рукодельницы. Девушки и женщины в Полхов-Майдане с детства впитывают красоту, которая их окружает, стараются выделить самое яркое, самое красивое, затем перенести на изделия яркие цветы, красивые розаны, сочные яблочки и ягодки.

Любуемся изделиями мастеров Полхов-Майдана.

Фото1. Изделия мастеров Полхов Майдана

На доске вы видите плакат, где изображены элементы узоров:

Пятилистники (цветки шиповника)

Демонстрация на доске:

Сначала, мы, как мастера Полхов-Майдана, наметим силуэт узора простым карандашом.

Волшебная веточка красиво изгибается.

Рисунок 4. Веточка.

В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.

Рисунок 5.Элементы узора.

Дети выполняют работу в альбомах.

Цветовое решение узора.

Рассматриваем с ребятами поделки.

Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?

(желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый)

Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.

Рисунок 6. Заливка желтым цветом

https://pandia.ru/text/78/364/images/image014_24.gif" width="336" height="200">

Рисунок 8. Завершающий этап – обводим контур черным цветом.

Дети выполняют работу на листах.

Фото 2. Работа в цвете.

В конце урока необходимо вместе с ребятами сделать вывод, что Мастер украшения должен быть наблюдательным, учиться у природы, и, обязательно, уметь фантазировать , придумывать необычные формы.

Фото 3. Выставка работ.

Фото 4. Выставка работ.

Рисунок 10. Работа Люды В. 2 класс.

«Роспись посуды»

Задание: Украшение «посуды» узором в стиле полхов-майданской росписи.

На предыдущем уроке ученикам было дано задание – сложить альбомный лист и вырезать заготовку «посуды».

Ход занятия.

В каждом доме есть самая разнообразная посуда: чайные чашки, вазы для цветов, салатники и кастрюли, блюдца и чайники.

Разные народы в разные времена делали посуду из удобных для них материалов: глины, камня, дерева, металла, бересты и тд.

Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

(Зрительный ряд: посуда разных народов)

Посуда простая по форме, почти без узоров, и предметы сложной конструкции, украшенные росписью.

Древнегреческие амфоры, таджикские пиалы, украинские крынки, русские туески имеют свои отличительные особенности.

Вы уже знакомы с художественными народными промыслами нашей области. Давайте их вспомним.

(Городецкая роспись, Хохлома, Семенов, Полхов-Майдан).

Когда-то давным-давно мастера села Полхов-Майдана начали изготавливать посуду, да игрушки из дерева, а чтобы изделия глаз радовали, их расписывали звонким, ярким узором.

На токарном станке мужчины вытачивали тарелочки, вазы, миски, шкатулки, а женщины расписывали их яркими узорами.

Мы с вами уже встречались с творчеством мастеров из Полхов-Майдана и рисовали сказочную веточку, используя элементы узора этого промысла.

Давайте еще раз посмотрим, чем украшают посуду художники Полхов-Майдана. Почти в каждом узоре встречаются цветки–пятилистники, яблочки, листочки маленькие ягодки. Самый большой элемент – розан. Розаны имеют разнообразные формы.

На доске плакаты I , II , III , IV

Направление сказочной веточки зависит от формы посуды.

Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами.

Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.

Последовательность выполнения работы.

Рисунок 11.

1. Простым карандашом нарисовать композицию узора на «посуде».

2. Работа красками начинается с желтого цвета. Можно закрашивать необходимые элементы или покрыть всю поверхность.

3. Последовательно заполнить контуры элементов узора другими красками: красной, малиновой, фиолетовой, синей, зеленой.

4. Обвести весь контур узора черной краской.

Самостоятельная работа.

Ребята выполняют работу на заранее заготовленных силуэтах посуды, вырезанных «на сгиб».

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКИХ

ИГРУШЕК - «ТАРАРУШЕК»

(ПОСУДА)

Рисунок 12. Плакат I.

ВАРИАНТЫ ПОЛХОВ-МАЙДАНСКОЙ

ЦВЕТОЧНОЙ РОСПИСИ

Рисунок 13. Плакат II.

ЭЛЕМЕНТЫ УЗОРОВ

(ПЯТИЛИСТНИКИ, БУТОНЫ, ЯБЛОЧКИ, ЯГОДКИ)

Рисунок 14. Плакат III

ВАРИАНТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ «РОЗАНОВ»

Рисунок 15. Плакат IV

Рисунок 17. Работа Тани Л. 3 класс.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image028_6.jpg" width="425" height="433">

Рисунок 19. Работа Глеба М. 3 класс.

Роспись матрёшки

Ход занятия

В настоящее время в разных районах нашей страны успешно развиваются народные художественные промыслы.

Давайте выделим характерные особенности каждого промысла.

А сегодня мы с вами обратимся к образу женщины в народном искусстве.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери . Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

(Иллюстративный материал с образами женщины в народном искусстве: в вышивке, игрушках).

Сегодня Матрешку знают во всех уголках земли, как символ России, но у нее, оказывается, есть японский родственник.

Фото 5. Изображение Фукуруму

Выступление ученика: Японский предок матрёшки был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукорокую (или попросту Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - пятерых божеств рангом пониже.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

Фото 6. Матрёшка с петухом

Токарь московской мастерской “Детское воспитание” выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрена!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Она была одета в русский сарафан и платочек, в руке держала петуха, а внутри устроились: старшие дочки-помощницы – в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках.

Сегодня матрешка – главная героиня майданских «тарарушек».

Фото7. Матрёшки из Полхов Майдана.

С 1920-х годов матрёшек делали почти в каждой полх-майданской семье: мужчины вытачивали фигурки, женщины расписывали.

К шестидесятым годам прошлого века Полх-Майданская матрёшка стала выглядеть такой, как сегодня – самой яркой и праздничной из всех матрёшек.

Фото 9. Классическая матрешка.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image035_8.gif" width="373" height="279">

Рисунок 20. Уточнение деталей.

Практическая работа. Выполнение лица матрешки простым карандашом.

Изображение лица.

Лицо изображалось в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.

Фото 11. Лицо матрёшки.

Уточнение задания на данный урок

Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.

Главным элементом росписи является «розан». В наших краях розы не растут, откуда же появился он в орнаменте Полх Майдана?

Выступление ученика:

Это связано с легендой об Алёне Арзамасской – предводительнице народного отряда. По преданию Алёна Арзамасская перед казнью воскликнула: «Вот если бы все воевали так, как я, не сдобровать бы боярам и воеводам !» и сама шагнула в огонь. А на утро на месте её смерти расцвели розы. Вот и рисуют Полх-Майданцы на своих изделиях розаны. В память о розах, расцветших на месте казни Алёны Арзамасской.

Вспоминаем основные закономерности выполнения розанов.

Акварель" href="/text/category/akvarelmz/" rel="bookmark">акварельными красками, так как они своей прозрачностью напоминают анилиновые красители, используемые мастерами Полхов Майдана.

Рисунок 22. Работа Сергея К. 4 класс.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image044_5.jpg" width="260 height=269" height="269">

Рисунок 25. Работа Маши К. 4 класс.

Роспись деревянных изделий.

После освоения элементов узора на бумаге можно приступать к работе на деревянных изделиях.

Чаще всего мастера Полхов Майдана расписывают токарные изделия.

Во время экскурсии в мастерских дети покупают разные «тарарушки»: грибочки, колокольчики, тарелочки.

Начинать роспись лучше на плоской поверхности – на тарелочках.

В селе ребятам рассказали, как грунтуют изделия.

Крахмал разводят в пропорциях: 1 чайная ложка на стакан воды. Варят кисель. Сняв с огня, дают немного остыть. Пока грунт горячий, но руки уже терпят, его пальчиками втирают в древесину. Дают высохнуть. Грунтуют в несколько слоёв.

Младшим школьникам можно грунтовать изделия клеем ПВА с помощью кисточки. Могут подготовить грунтованные изделия взрослые.

Художники Полхов Майдана используют для росписи фон:

Фото 12. Загрунтованные тарелочки.

Традиционной росписью Полхов Майдана являются: «Цветы с наводкой», «Пестрение», «Домики».

Так как все эти виды росписи встречаются достаточно часто, дети могут попробовать выполнить роспись во всех этих стилях.

«Главными героями» приёма письма «цветы с наводкой» , являются «розаны», пятилистники, яблочки и ягодки. Черный контур узора придаёт четкость и яркость.

«Пестрение» – прием письма без предварительной прорисовки черным контуром или с частичным рисунком.

Художники Полхов Майдана часто рисуют пейзажные мотивы с элементами архитектуры – «Домики» .

Набор «Батик» для росписи ткани можно купить в магазине.

Первый этап – нанесение контура чёрной тушью или фломастером.

1 2

Фото 13. Первый этап работы.

Роспись - заполнение контура узора цветом. Постепенно закрашивают элементы узора анилиновыми красками, начиная с желтого и используя метод лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).

Желтый цвет является как бы основой – полем, он может покрывать всё изделие. Наложение других цветов по полю делают распространённым приёмом, при котором расцветка осуществляется неровными свободными мазками. Алая краска неровными мазками создаёт впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого до жёлтого к центру цветка. Например, яблочко или бутон ярко-красные у листиков и желтые на макушке.

https://pandia.ru/text/78/364/images/image048_6.jpg" width="478" height="358">

Фото 15. Детские работы.

Учитель изобразительного искусства и технологии.

МОУ «Гимназия №2»,

г. Саров Нижегородской обл.

ул. Духова, 16.

Телефон гимназии (831

Мобильный телефон 902

Школьный E-mail: info @sc2.do. *****

Личный E-mail: ol. *****@***ru

Лариса Щеголева

Цель : Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи .

Задачи : - Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом) ;

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам;

Заполнять узором большую часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами : славится она Хохломской росписью , Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру .

В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи , от названия села её так и назвали «Полхов – майданская » .

Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки , тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины : мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника, Это про них говорили : «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется» .

2. Основная часть.

Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров - Полхов – майданской росписи .

Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило : роза, мак, шиповник, георгин; они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку .

1. Заготовляем конуры матрешек , в спадающей на плечи накидке, вместо сарафана на ней овальный передник.

2. Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью) .




3. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом (цвет накладывается на желтый фон) .


4. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы) .



5. Пока сам рисунок сохнет, рисуем лицо (волосы, глаза, носик, ротик и щечки, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки .



6. Обводим рисунок черным контуром («наводка» ).

Наша матрешка готова .


3. Рефлексорно - оценочная.

Рассматриваем рисунки .

Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение, вспоминаем что называется «наводкой» .





Публикации по теме:

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

На неделю "Игры и игрушек" мы знакомились с народной игрушкой-Матрешкой. Детки с удовольствием играли-собирали и разбирали матрешку. Так.

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 3–4 лет «День рождения Матрешки» (младшая группа) "День Рождения Матрешки" Программное содержание: -учить детей поэтапной сервировке стола; -развивать навыки аккуратности; -воспитывать бережное.

«Сарафан для матрешки». Конспект занятия по рисованию вторая младшая группа Конспект занятия по рисованию «Сарафан для матрешки» Воспитатель: Заиченко Е. Н. Для детей второй младшей группы Цель занятия: знакомство.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Полхов-майданская роспись Выполнила: Сычёва Н.А.

Полховский Майдан Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины. Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.

Мастер за работой Процесс изготовления включает в себя несколько этапов. Выточенные из дерева фигурки хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала – это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовиться к росписи. Покрытие грунтовкой Шлифовка

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап – художественная роспись по дереву красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность. Нанесение контура Художественная роспись

Последние штрихи – покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается полхов-майданская роспись.

Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Как вы уже поняли особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-майданская народная кукла во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней овальный передник, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая на плечи накидка, из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Сейчас игрушки и предметы быта вытачивают не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах. В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки, пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки. Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: полхов - майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку.

Особая гордость жителей района - Музей матрешки. Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись по соли (практическое занятие)

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью; с...

Рисование. Хохломская роспись.

Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Мастер класс "Роспись по соли. Рисунок на ткани в оригинальной рамке."

Научить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью...

"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."

Закрепить знания детей о дымковской, городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....



Бизнес идеи