Финансовая система РФ. Финансово-кредитный механизм

Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватного сложившимся условиям социально-экономического развития.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством. Однако раскрыть сущность финансово-кредитного механизма довольно сложно, поскольку закономерности управления финансами исследованы еще недостаточно. Причина такого положения состоит в недооценке основных достижений теории управления производством, которая дает методологию подхода к решению актуальных для всего народного хозяйства проблем усиления воздействия финансов и кредита на производство.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления - это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль . В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование - это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании.

Процесс управления финансами предприятий и хозяйственных организаций - другого важного звена единой финансово-кредитной системы - начинается с составления каждым предприятием финансового плана, входящего заключительным разделом в бизнес-план, в котором отражаются в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты производственной и прочих видов хозяйственной деятельности. Финансовые планы предусматривают на планируемый период формирование и расходование фондов денежных средств, тем самым предопределяется весь процесс управления их финансами.

Управление страховым, кредитным и другими звеньями финансово-кредитной системы также осуществляется согласно финансовым планам. При этом в каждом звене финансовой системы планирование выступает ведущей функцией управления.

Организация. Эта функция управления финансами выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция Предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация . В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных финансовых затруднений.

Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных интересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами отдельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

Общество заинтересовано в развитии производства и успешном претворении на этой основе финансовой политики государства в области финансирования жилищного строительства, социального обеспечения, повышения уровня образования и культуры. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством отчисления части финансовых ресурсов предприятий в государственный бюджет. С этой же целью в госбюджет перечисляется часть доходов граждан в форме налогов с населения.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразных пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.

Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

Конкретной формой материальной ответственности на предприятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного законодательства. К отдельным работникам предприятий и хозяйственных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципах системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности в расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также на соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.

Таким образом, сложившийся в современных экономических условияхфинансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного функционирования финансово-кредитного механизма - это формирование и выбор рациональной его структуры. В смысле организации под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления.

Правильно сформулированная финансовая политика и хорошо отлаженный финансово-кредитный механизм, учитывающий требования системного подхода к его построению и функционированию, представляют собой всего лишь необходимые условия для эффективного управления финансами. Для того чтобы поставленные цели и способы их достижения составили единый процесс управления, необходим профессиональный менеджмент.

Финансовая политика РФ

В разработке финансовой политики государства участвую законодательная и исполнительная ветви власти. По действующему законодательству и в соответствии с Конституцией РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

В рамках реализации поставленных задач Правительство РФ разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и не утверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы.

Основными чертами финансовой политики РФ в настоящее время являются:

Возросшая взаимосвязь между денежно-кредитной политикой ЦБ и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

Рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

Бурный рост рынка «фиктивных» капиталов.

Финансовая политика РФ в 21 веке определяется следующими стратегическими направлениями:

Единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

Обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

Определение новых структурных пропорций экономики и развитие все секторов экономики;

Создание новых финансовых инструментов и механизмов;

Обуздание инфляции;

Повышение роли региональных и местных бюджетов.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства - между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта. Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д., тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен. Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов - ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты регулирования экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами. Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса - по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики - это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности. Считаю, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся сектор среднего и малого бизнеса, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.

Финансовый механизм

Для успешной реализации финансовой политики необходим финансовый механизм.

Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Структуру финансового механизма можно представить следующим образом:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги;

Нормативно-правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

При этом финансовая система, как и любая другая, нуждается в эффективном управлении. С этой целью в РФ создан соответствующий аппарат управления финансами.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенной цели.

Субъект управления – те организационные структуры, которые осуществляют управления.

Объект управления – различные виды финансовых отношений (основные группы финансы хозяйствующих субъектов, финансы страхования, финансы государства, финансы населения (домохозяйств).

Конкретными формами и методами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Принятие финансового законодательства;

Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют финансовым аппаратом.

В любом государстве именно финансовый аппарат управления выполняет работы по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

Диссертация

Йе Инасио

Ученая cтепень:

Кандидат экономических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Финансы, денежное обращение и кредит

Количество cтраниц:

Глава I. Финансовый и денежно-кредитный механизмы в системе регулирования рыночной экономики; их анализ и оценки

1.1. Финансовый механизм как инструмент государственного регулирования рыночной экономики

1.2. Анализ бюджетно-налоговых концепций и их применение в современных экономических условиях.

1.3. Оценка современных тенденций денежно-кредитного регулирования экономических процессов

Глава П. Исследование процессов экономического регулирования

2.1. Инвестиционная сфера экономики в исследовании финансово-кредитного механизма регулирования экономических процессов

2.2. Инфляция как фактор влияния внешней среды на финансово-кредитный механизм регулирования экономических процессов

2.3. Исследование взаимодействия экономических явлений и процессов

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Финансово-кредитный механизм регулирования экономических процессов в развивающихся странах"

Осознание насущной необходимости административного реформирования в развивающихся странах привело к возникновению различных финансово-кредитных концепций. Среди ученых-экономистов и практиков развернулись дискуссии о финансово-кредитном механизме государственного регулирования (ГР). Сама идея регулирования экономики перестала быть предметом обсуждения только специалистов, парламентариев, ученых. Она начала проникать в глубинные пласты общественного сознания, в организацию производства и экономических (в том числе и финансовых) отношений, непосредственно затрагивая жизненные интересы каждого гражданина.

В этой связи многие проблемы организации функционирования финансово-кредитного механизма приходится решать впервые.

Неизбежность возникновения противоречий, имманентных рыночной экономике на современном этапе выдвигает задачу разработки финансово-кредитного механизма на основе теоретических и практических исследований социальных конфликтов в ходе структурной перестройки экономики развивающихся стран, перегруппировки факторов экономического роста, приватизации и применения многообразных форм собственности .

Теоретический анализ и изучение реально функционирующей модели рыночной экономики в развитых странах свидетельствует о тесной взаимосвязи рыночных отношений с финансово-кредитным механизмом регулирования экономических процессов.

Успех в решении вопросов реформирования зависит не столько от поддержания натурально-вещественных пропорций в национальной экономике, сколько от умелой финансово-кредитной и монетарной политики.

Попытка ученых экономистов разработать единую финансово-кредитную концепцию государственного регулирования экономики (ГРЭ ) до нынешнего столетия не осуществилась, поскольку экономическая конъюнктура меняется в зависимости от национальных особенностей, уровня нравственности и моральных принципов, развития инфрастуктуры , профессионализма и способности законодательных и исполнительных органов власти.

Настоящая диссертация выполнена по заданию Правительства Гвинеи-Биссау с целью исследовать и выявить особенности национальной экономики и найти пути ее выведения из кризисного состояния.

Актуальность темы. Одной из характерных особенностей современного экономического развития стран с рыночной экономикой является повышение роли регулирования экономических процессов, а не управление ими.

В этих процессах главную роль и характерную черту представляет финансово-кредитный механизм, ибо именно через него происходит регулирование, а не управление экономикой.

Сложность взаимосвязей и взаимодействий, а также взаимообусловленности всех блоков финансово-кредитного механизма регулирования экономических процессов, свойственных экономике переходного периода определяет характер и основные направления диссертационного исследования.

В этой связи возникает необходимость четкого понимания финансово-кредитного механизма регулирования, позволяющего осуществлять анализ и поиск путей выхода из экономического кризиса развивающихся стран.

В Гвинеи-Биссау в 70-х годах, после завершения борьбы за независимость, не был создан необходимый экономический механизм и интеллектуальный потенциал, который составил бы основу дальнейшего развития страны.

В 80-х годах Гвинея-Биссау столкнулась с проблемой заметного снижения темпов экономического развития и особенно его эффективности.

Вследствие этого в экономике начался сложный период стагнации , который, в конечном счете, привел к нынешнему экономическому и политическому кризису в стране.

Современное состояние экономики Гвинеи-Биссау характеризуется глобальными диспропорциями и обострением противоречий, углублением общеэкономического кризиса, ростом инфляции, безработицы, спадом производства.

Актуальность исследования финансово-кредитного механизма регулирования экономических процессов возрастает в связи с той ролью, которую играют финансово-кредитные инструменты , формы и методы управления и финансирования , а также регулирования инфраструктуры, обеспечивающие работу этого механизма в условиях перехода от государственного управления экономики (ГУЭ) к ГРЭ в развивающихся странах, к которым относится и Гвинея-Биссау.

Двойной управленческий пресс приводит к необходимости выработки такой системы, при которой главным является выявление причин и факторов финансовой устойчивости, стабильности в экономике страны. По мнению автора, представляет практический интерес предложенные новые теоретические и практические концепции, формы, методы и инструменты финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Это определяет актуальность избранной темы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы исследования финансово-кредитного механизма регулирования экономических процессов слабо разработаны применительно к современному этапу экономического развития развивающихся стран, к которым относится и Гвинея-Биссау, хотя известно, что в конце XVIII - начале XIX вв. выполнялись фундаментальные исследования по теории государственных финансов, в частности Дж. Кейнсом .

Цель и задачи диссертации. Исследование теории и практики регулирования экономических процессов с помощью финансово-кредитного механизма показывает, что эта проблема является одной из важнейших в современный период перехода от жестко детерминированной системы управления экономикой к рыночной и как таковая имеет свой предмет и свою целевую направленность.

Основной целью диссертационной работы является последовательное выявление и освещение комплекса проблем, связанных с механизмом регулирования экономических процессов в странах с открытой рыночной экономикой. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Определить особенности принципов регулирования экономических процессов с помощью финансово-кредитного механизма специфически проявляющего себя в развивающихся странах;

Показать роль финансово-кредитного механизма в переходный период от ГУЭкГРЭ;

Проанализировать влияние бюджетно-налоговой системы на формирование и использование государственного бюджета ;

Разработать структуру финансово-кредитного механизма экономического регулирования в условиях открытой экономики группы африканских стран;

Исследовать особенности национальной экономики и политики Гвинеи-Биссау в период административного реформирования с помощью разнообразных методов экономико-статистического исследования и инструментов управления финансовыми ресурсами страны;

Обосновать возможность и показать пути использования опыта Гвинеи-Биссау для развивающихся стран.

Теоретической и практической основой исследования послужили труды российских, западных и гвинейских экономистов в данной области, включая фундаментальные исследования и публикаций в специализированных периодических изданиях не только в России, но и за рубежом (Италии, Португалии, Гвинеи-Биссау).

В этой связи, автор пользовался отдельными теоретическими и практическими положениями о финансово-кредитном механизме регулирования с целью выявления возможности и приемлемости различных концепций такого регулирования в Гвинее-Биссау и других развивающихся странах.

При проведении исследования автор в значительной степени опирался на методологические подходы, выводы и результаты освоения теоретического, финансового и экономико-статистического материала, содержащегося в публикациях и в финансовых документах Гвинеи-Биссау, включая балансы , бюджетные, законодательные акты и положения по поводу государственных финансов, бюджетно-налоговой и монетарной политики. В работе использованы труды А. Хансона, П. Самуэльсона , А. Лернера, Р. Масгрейва, Г. Эккли, Р. Холла, Г. Талока, И. Браузона, М. Робота, А. Лаффера , М. Фридмэна, Э. Пелпса, Грахама Баннока, Р.Е. Баштера, Хейнса Пола, Дж. Кейнса и других.

Исследованию поставленных в диссертации проблем во многом способствовал анализ работ таких авторитетных российских ученых-экономистов как Л.И. Абалкин , А.В. Бузгалина, Г.П. Журавлева, С.Д. Ильенкова , И.Е. Карликов, И.П. Павлова, М.А. Пессель , Ю.Б. Рубин, А.В. Сиденко, Ю.М. Осипов и других.

В процессе работы над общей методологической основой диссертации использованы труды видных ученых-экономистов России, в частности Н. Кондратьева, Туган-Барановского, графа Витте и других.

Из западных ученых-экономистов - работы Дж. Кларка, И. Шумпейтера, С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи, Мишеля Леларта.

В качестве статистической информации использованы коммерческие бюллетени Центрального Банка Гвинеи-Биссау (Banco Central da Guine-Bissau - BCGB и Banco Central dos Estados d"Africa Ocidental - BCEAO), документы Всемирного Банка (ВБ) и Международного Валютного Фонда (МВФ), а также документы Структурной Программы (РАЕ - Programa de

Ajustamento EsTrutural) и Монетарной Системы Западно-африканских Стран

МСЗАС (Uniao monetaria dos Estados da Africa Ocidental - UMOA).

При написании диссертационной работы мною использовались практические знания и навыки, полученные в процессе работы в Министерстве экономики и финансов Гвинеи-Биссау, а также в Италии (г. Виченца).

В работе над диссертацией использованы для иллюстрации материала и важнейших положений работы ЭВМ с программным продуктом: система Windows и система Internet (МЭСИ ).

В диссертационной работе применена методология исследования, объединяющая экономические аспекты разных стран и концепций.

Объектом исследования является экономика развивающихся стран. Предметом исследования является совокупность финансовых и денежно-кредитных инструментов и методов, а также механизм регулирования инфраструктуры финансово-кредитных отношений. Научная новизна состоит в следующем:

Впервые структурирован механизм финансово-кредитного регулирования экономических процессов в развивающихся странах на современном этапе и выделены три группы его элементов:

Финансово-кредитные инструменты;

Финансово-кредитные формы, методы управления и финансирования; -подсистемы инфраструктуры финансово-кредитного механизма (схема 2)

На основе анализа и обобщения опыта и оценки экономического регулирования в ряде Западно-африканских государств Монетарной Системы

UMOA (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Гвинея-Биссау, Мали, Нигер, Сенегал, Того) сделаны выводы о закономерностях и тенденциях экономического регулирования процессов в развивающихся странах. Таковыми являются:

Теория "экономики предложения";

Монетаристские , неоклассические и неолиберальные теории;

Новая финансовая стратегия; Откуда вытекают такие закономерности: -предложение должно опережать спрос ;

Стимулированию предложений должно служить уменьшение доходов; -насколько увеличиваются налоги , настолько уменьшается труд; -налоги уменьшают размер сбережений .

Впервые: автор пришел к выводу о том, что бюджетные концепции неприменимы к современным экономическим условиям развивающихся стран, так как дефицит государственного бюджета в этих странах носит не только хронический характер, но и связан со стандартами требований мировых финансово-экономических отношений;

Впервые выявлено, что в современных условиях для Центрального Банка Гвинеи-Биссау наиболее целесообразными являются следующие методы 1) определение процентных ставок по совершаемым им операциям; 2) установление резервных требований для депонирования средств кредитных учреждений; 3) проведение операций на открытом рынке; 4) введение кредитных ограничений; 5) осуществление ценовых ориентиров роста денежной массы; 6) осуществление валютных интервенций

Практическая значимость исследования заключается в применении финансово-кредитных методов и инструментов, используемых государством для регулирования национальной экономики. Исследованные в диссертации финансово-кредитные механизмы могут быть использованы не только правительством Гвинеи-Биссау, но и другими развивающимися странами для дальнейшей разработки финансовой и монетарной политики.

Реализация ряда положений и выводов, сформмуированных в диссертации, будет способствовать процессу привлечения прямых иностранных инвестиций экономического и монетарного союза западноафриканских и других стран в экономику Гвинеи-Биссау с учетом требований современного этапа экономического развития.

Понимание финансово-кредитных аспектов регулирования также способствует разработке необходимой правовой базы, регламентирующей деятельность международных отношений Гвинеи-Биссау и позволяет разработать должный механизм государственного регулирования в этой сфере деятельности. Кроме того, установленные закономерности позволяют расширить теоретические исследования в области государственного регулирования экономики.

Отдельные положения диссертации развивают теоретическую разработку проблем применения финансово-кредитного механизма и поэтому диссертационная работа может быть использована для дальнейших научных исследований этого направления.

Апробация результатов исследования. Выводы, полученные автором в ходе исследования финансово-кредитного механизма экономического регулирования использованы на практике при выработке механизма стратегии формирования и распределения, а также управления финансовыми ресурсами в Гвинее-Биссау.

Отдельные положения и выводы по теме диссертационной работы изложены: 1) на научно-практической конференции, проходившей в Донецком Государственном университете на учетно-финансовом факультете в 1996 году; 2) на конференции, организованной Министерством экономики и финансов Гвинеи-Биссау в 1997 году, где мной был сделан доклад о финансово-кредитных методах стимулирования инвестиционной сферы экономики.

Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 136 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы 180 наименований, приложения. Работа содержит 11 таблиц, 6 рисунков и 5 схем.

Заключение диссертации по теме "Финансы, денежное обращение и кредит", Йе Инасио

Выполненная диссертационная работа по финансово-кредитному механизму регулирования экономических процессов в развивающихся странах, в т.ч. и Гвинее-Биссау дает новое направление в подобных исследованиях. Реформы в развивающихся странах, к которым относится и Гвинея-Биссау во многом зависят от определения в деталях реальных возможностей и желаемой модели регулируемой экономики в ее конкретных условиях.После завершения борьбы за независимость, Гвинея-Биссау была одна из развивающихся стран, которые получили огромную финансовую поддержку от развитых стран. Но отсутствие оптимального принципа распределения финансовых ресурсов привело к тому, что на сегодняшний день возникла катастрофическая ситуация в стране. На протяжении исследуемого периода (1986-1998 гг.) неэффективность функционирования финансово-кредитной системы прещ)атила государственные средства в доход отдельных лиц - руководителей гвинейского общества. Расхищение государственных средств, игнорирование таких явлений как дефицит государственного бюджета , инфляция, безработица, диспропорции в экономических процессах стали привычными в стране. Эти тревожнью явления настойчиво диктуют необходимость переориентации финансово кредитного механизма рехулирования экономических процессов, В этой связи, мной было, сделано следующее.1. Исследован финансовый механизм регулирования определяющий основные свойства конкретных сегментов финансов, не ущемляющие интересы предприятий. Такой механизм, как показано в диссертации, достигается следующим: обеспечение условий формирования предельно возможных финансовых ресурсов; применение финансово-кредитного механизма для распределения и использования финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; разработка финансового механизма и его совершенствование в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии управления финансами ; создание эффективной и максимально подвижной системы управления финансами.2. В диссертационной работе показано, что на современном этапе регулирования экономических процессов, основные задачи бюджетной политики Гвинеи-Биссау состоят в следующем: удержание экономики от дальнейшего спада производства; обеспечение финансовой стабилизации; стимулирование инвестиционной активности и развитие на этой основе реального сектора экономики; увеличение доли накопления в национальном доходе; сокращение непроизводительных расходов бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства; укрепление доходной базы бюджета за счет совершенствования; налогообложения и усиления контроля за налогами ; усиление контроля за величиной государственного долга ; создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов.Эти задачи выполняются благодаря изменению системы налогообложения, налоговых ставок и предоставлению налоговых льгот.3. Исследуя проблему бюджетного дефицита, мы заметили, что при всей привлекательности бюджетного дефицита отвечающего некоторым экономическим теориям крупные дефициты приводят к значительным j отрицательным последствиям даже для высокоразвитых в экономическом отношении стран. Тем более, эти концепции неприменимы к современным экономическим условиям Гвинеи-Биссау, так как болезненные проблемы дефицита государственного бюджета имеют в стране хронический характер, особенно когда темпы государственного долга все больше возрастают. В этой связи автор работы предлагает другие концепции, которые учитывают особенности, связанные со слабым развитием экономики и способны создать фундамент для выведения страны из глубокого кризиса . Эти концепции основаны на том положении, что при циклических колебаниях размер ставок налогов и государственные расходы должны соответственно уменьшаться или увеличиваться. Так как сокращение государственных расходов всегда сопровождается сокраш;ением государственных программ, автор рекомендует внимание сконцентрировать на инвестиционной сфере развития экономики, производственном секторе и подготовке кадров.4. Укрепление денежного обращения и кредитной системы как основы успешного проведения экономических реформ дало основание автору работы рекомендовать для ЦБ (ВСЕАО ) Гвинеи-Биссау следующие методы: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенного воздействия; краткосрочные , среднесрочные или долгосрочные, которые достигаются посредством применения таких механизмов как: определение процентных ставок по совершаемым им операциям; установление резервных требований для депонирования средств кредитных учреждений; проведение операций на открытом рынке; осуществление валютных интервенций; установление ценовых ориентиров роста денежной массы; введение кредитных ограничений.5. Специфические особенности инфляционного периода в Гвинее Биссау определяют специальные подходы к осуществлению эффективной экономической антиинфляционной политики. Автор диссертации вьщеляет следующее: проведение последовательной антиинфляционной политики и создание широкой сети экономической информации для экономических агентов; усиление стимулов производственного накопления (через механизм финансово-кредитного регулирования), включая субсидирование , способное поддержать процесс накопления у предпринимателей и населения; стимулирование кредитной инвестиционной деятельности ограничение покрытия дефицита за счет банковского кредита; совершенствование налоговой системы и регулирующую роль налогов; изменение кредитно-денежной систему, которая должна обеспечить тесную взаимосвязь всех элементов рыночного механизма, товарно-денежных отношений в соответствии с монетарной политикой ВСЕАО.

6. Попытки объяснить экономический цикл с помощью только экстернальных или интернальных теорий не приводят к успеху.Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними или только внутренними факторами. В ходе выполнения диссертационной работы автор выявил следующие факторы, без учета которых все предпринимаемые усилия спасти положение бесплодны. К ним относятся: политическая нестабильность; недоверие народа к правительству; неплатежеспособность страны; неустойчивая законодательная база страны; уровень культуры; инфляция ; безработица.И, наконец, в современных условиях финансово-кредитный механизм должен стимулировать развитие рыночных отношений в экономике страны, для чего были предложены автором работы выше перечисленные методы и инструменты финансово-1федитного механизма регулирования экономических процессов приемлемые для развивающихся стран, в том числе и для Гвинеи-Биссау.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Йе Инасио, 1999 год

1. Агапова Т.А., Серегина Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. Д.Э.Н., проф. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «ДИС», 1997.-416С.

2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку/ Под общей ред. д.э.н., проф. Сидоровича А.В. - М.: «Дело и Сервис », 1998. - 320 с.

4. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банк. - М.:, АО «Финстатинформ », 1995. - 272 с.

5. Архитектор макроэкономики (Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория). Библиотека экономических спецкурсов. Выпуск первый. - Ростов-на-Дону: «Феникс », 1997. - 256 с.

6. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики: Учебное пособие для вузов. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика », АОЗТ «МИКО «Коммерческий вестник», 1997. - 126 с.

7. Банковское дело/ Под ред. О.И. Лаврушина . - М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. -432 с.

8. Барановский А. Пути иностранных инвестиций в Украину// Финансовая Украина, - 29 июня 1995 г.

9. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. Н.Н. Ливенцева . - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с.

10. Бузгалин А.В. Переходная экономика: курс лекций по аолитической экономии . - М.: Таурус, Просперус, 1994. - 472 с.

11. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие/ Л.Г. Баранова , О.В. Врублевская и др. - М.: «Перспектива », ИНФРА-М, 1998. - 222 с.

12. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Платоновой . - М.: БЕК, 1996. - 475 с.

14. Воронов К.И., Хомт И.А. Инвестиции в реальные активы // Финансы.- 1995.-№1.-с. 19.

15. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 560 с.

16. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: «Специальная литфатура », 1996. - 280 с.

17. Горбунов Э. Стимулирование инвестиционной деятельности// Экономист.-1993.- № 3.- с.З.

18. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учебное пособие для вузов/ В.А. Пикулькин , Ю.М. Дурдыев, В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Г. Морозовой , А.В. Пикулькина/ Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. - М.: Финстатинформ, 1997. - 220 с.

19. Государственные финансы: Учебное пособие для студентов экон . Вузов и фак./ В.М. Федосов , Л.Д. Буряк, Д.Д. Бутаков и др.; под ред. В.М. Федосова , Я. Огородника и В.Н. Суторминой. - К.: Лыбидь, 1991. -276с.

20. Давыдов СБ. Об оценке инвестиционного риска//Бухгалтерский учет.- 1993.-№ 8.

21. Данилов Ю., Ситкин А., Шараева А. Российские инвестиционные компании// Российский экономический журнал.-1992. -№.9.- с. 55.

22. Деньги , кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 448 с.

23. Докучаев Д. Как себя чувствуют новые структуры российского бизнеса//Известия. - 6.05.1997 г. - № 83 (24936). - с. 2.

24. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. В. Лукашевича. - Л., 1991. - 448 с.

25. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика: Пер. с англ. В. Лукашевича и др./ Под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - -Пб., 1994. -448 с. ЗО.Дорнбуш Р., Фишер Макроэкономика : Пер. с англ. - М.: МГУ: ИНФРА-М, 1997.-784С.

26. Дубинин К. Банк России: проведена большая работа, но предстоит сделать еще больше// Деньги и кредит. - 1998. - № 3. - с. 3.

27. Животновский Г.Г. Все об инвестициях // Финансы -1994.- № 4.- с.52.

28. Ибрагимов Л.Ф. К вопросу государственного регулирования деятельности крзшных организаций на финансовых рынках// Деньги и кредит. - 1997. - № 12. - с. 70.

29. Ильин С., Ширяева СВ. Введение в рыночную экономику. - М.: МГУ, 1994.-111 с.

30. Инвестиционная политика России (современное состояние, зарубежный опыт, перспективы)// Общество и экономика. - 1995. - Х® 4 -с.3 ;№5-с.41.

31. Интервью с Председателем Центрального банка Российской Федерации В.В. Герашенко// Деньги и кредит, - 1998. - № 9. - с.З.

32. Ионов М. Инновационная сфера: состояние и перспектива// Экономист . - 1993.-Хо10.-с.62.

33. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности// Экономист.-1992.- № 5.- с.36.

34. Ирниязов Б.С. Основные показатели финансовой оценки инвестиций в рыночной экономике// Финансы.-1994.-№ П.- с. 22.

35. Кавецкий И.М. Фондовый рынок// Вестник ЛГУ . - 1991.- № 2.- с. 109.

36. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. - М.: Изд-во ЩШКК АП, 1996. - 392 с.

37. Казначеева Н.Л. Занятость в условиях новой хозяйственной системы/ Новосиб. гос. акад. экономики и з^равления. - Новосибирск, 1996. -135 с.

38. Камаев В.Д. и др.: Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: «ВЛАДОС », 1997. - 384 с.

39. Ковалев В.В. Методы оценки эффективности инвестиций// Бухгалтерский учет. -1993.- № 8.

40. Козачок А.А., Сычева И.А., Казначеева Н.Л. Мировая экономика и международные экономические отношения: Тексты лекций. -Новосибирск: НГАЭиУ , 1995.-100 с.

41. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 368 с.

42. Коломина М.Е. Сущность и измерение инвестиционных рисков// Финансы.-1994.- № 4.- с. 13.

43. Компаниченко В, Иностранные инвесторы тоже плачут// Финансовая Украина. - 2 апреля 1996 г. - с.22.

44. КОСТЮК В.Н. История экономических зд1ений. - М.: Центр, 1998. - 224 с.

45. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой . - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

46. Кошевой Д. Анализ внебиржевого рынка ценных бумаг// Финансовая Украина. - 5 марта 1996 г.

47. Красильников А. Государство как субъект инвестиционно- хозяйственной деятельности// Деньги и кредит. - 1993.- № 9.-C.28.

48. Красноглазое Б.П. Приватизация: Зарубежный опыт и правовое регулирование в России, - М.: ООО «Нонпарель », 1992. - 160 с.

49. Кузнецов Ю. Государственное регулирование инвестиций: акцент смещается на микроуровень // Российский экономический журнал.-1992.-№ 9-с. 50.

50. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 272 с.

51. Кулицкий Проблемы привлечения иностранных инвестиций для развития перерабатывающих отраслей АПК// Экономика Украины.-2 февраля 1993.-c.51.

52. Курс переходной экономики: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Л.И. Абалкина . - М.: ЗАО «Финстатинформ », 1997. - 640 с.

53. Курс экономики: Учебник/ Под ред. Б.А. Райзберга . - ИНФРА-М, 1997. -720 с.

54. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику: Курс лекций. - М.: МП ТПО «Квадрат », 1991.-255 с.

55. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. к.э.н. Ивановой О.В. - М.: Прогресс, 1992. - 520 с.

56. Лихтенштейн В. Финансовые рычаги стабилизации инновационной деятельности (регулирование на макроуровне )// Вопросы экономики.-1993.-№3.-с. 92.

57. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса . - Санкт- Петербург, ГМП «Формика », 1992. - 384 с.

58. Люсов А.Н. Инвестиции и инвестиционная деятельность//Деньги и кредит. -1993.-№ 10-11. - с.43. ^ бб.Макконнелл К.Р., Брю Л. Эконоимкс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. П-го изд. Т. I. - М.: Республика, 1992. -399 с.

59. Малыгин А. Инвестиционное обеспечение воспроизводства основных фондов// Экономист.-1993.

60. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Юн. 2: Технологический уклад кредитования . - М.: Перспектива, 1996. -191с.

61. Масленченков Ю.С, Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Кн. 3: Технология финансового менеджмента клиента. - М.: Перспектива, 1996. - 221 с

62. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. - М.: Перспектива, 1996. - 160 с.

63. Масол В. Направления развития экономики Украины претерпят коренные перемены//Деловая Украина.-1994,-14 сентября. - № 72.- с. 1.

64. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. - 702 с.

65. Национальное счетоводство/МЭСИ: Учебник/ Под ред. Г.Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 448 с.

66. Норткотт Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ./ Под ред. А.Н. Шохина . - М.: Банки и биржи , ЮНИТИ, 1997. - 247 с.

67. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год//Деньги и кредит, 1997.

68. Основные тенденции в экономике России в октябре 1997 т.If Обозрение: Финансовые рынки. - Т. 5, № 11, ноябрь-декабрь, 1997. - с. 667.

69. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учебное пособие. - Киров: Кировская областная типография, 1996. - 320 с.

70. Основы экономической теории: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов), - Ростов-на-Дону: «МарТ», 1998.-192с. 82.0сновы экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Камаева В.Д. - М.: МГТУ им. Н.Э Баумана, 1997. - 284 с.

71. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма . - М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с.

72. Петров И.П. Экономическая теория. - Ч II: Макроэкономика: Учебник/ Моск. Гос. Ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 1997. -172с.

73. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, ЮНИИТ, 1997. - 352 с.

74. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. Ред.: В.Т. Борисович , В,М. Полтерович, В.И. Данилов и др. - М.: «Экономика », «Дело», 1992. - 510 с.

75. Полфреман Д., Форд Ф. Основы банковского дела. - М.: ИНФРА-М, 1996.-624 с.

76. Постюшков А.В. Об оценке финансового риска//Бз^галтерский учет.- 1993.-№1.

77. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб.-практич. Пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг », 1998. - 208 с.

78. Протас В.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ , 1997. -271с. "%

79. Роуз Питер Банковский менеджмент: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1997.-768 с.

80. Рудченко А., Омельянчик Н. Привлечение иностранных инвестиций при приватизации в Украине//Экономика Украины.-1995. - № 11.- с. 46.

81. Рузавин Г.И Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 423 с.

82. Рынок долговых обязательств// Обозрение: Финансовые рынки. - Т. 5, № 11, ноябрь-декабрь, 1997. - с. 675.

83. Рэнди Чарльз Эппинг. Азбука мирового рынка. - Санкт-Петербург, 1997. - 128 с.

84. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Менеджер , 1998.-168 с.

85. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива », 1997. - 498 с.

86. Самуэльсон П. Экономика. - Т. П. - М.: МГП «АЛГОН » ВНИИСИ, - 1992.-416 с.

87. Севрук В.Т. Анализ уровня рисков// Бухгалтерский учет.-1993. - № 4.

88. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова А. и др. Экономика предприятия/ Под рук. акад. МАИ ВШ, д. экон. наук, проф. Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга , 1996. - 184 с.

89. Симоновский А. О финансово-кредитной политике// Вопросы экономики. -1991. -№ 10. -с. 29.

90. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учебное пособие/ Ю.Н. Иванов , Л.А. Карасева, СЕ. Казаринова и др. - М.: «Финстатинформ », 1996, - 285 с.

91. Смит А. Исследование о природе и причинах Богатства народов. Книга первая. - М.: «Ось-89», 1997. - 256 с.

92. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. - Ростов-на- Дону: «Феникс », 1997. - 608 с.

93. Справочник финансиста / Под ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация аввторов и издателей «ТАНДЕМ », 1998. - 496 с.

94. Старик Д. Экономическая эффективность инвестиций: показатели и методы определения// Экономист.-1993.- № 12.- с.57.

95. Статистика труда для стран с переходной экономикой: (На примере стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР ): Пер. с англ./ Под ред. И. Чернышова. - М.: Финстатинформ, 1996. - XII+271 с.

96. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора : Пер. с англ. - М.: МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

97. Стоянова Е.С.Финансовый менеджмент в условиях инфляции . - М.г Перспектива, 1994. - 64 с.

98. Структурная перестройка Украины// Экономика Украины.-1994. - № 6.-с. 17.

99. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.-224 с.

100. Теория переходной экономики. Т. 1. Микроэкономика : Учебное пособие/ Под ред. д.э.н, В.В. Герасименко . - М.: ТЕИС, 1997. - 320 с.

101. Теория переходной экономики. Т. 2. Учебное пособие/ Под ред. к.э.н. Е.В. Красниковой . - М.: ТЕИС, 1998. - 231 с.

102. Турбанов А.В. Банковская система Российской Федерации: проблемы регулирования// Деньги и кредит. - 1998. - К» 2. - с. 8.

103. Учебник английского языка для делового общения: Ч. 1/ Дудкина Г.А., Павлова М.В., Рей З.Г., Хвальнова А.Т. - М.: 1996. - 192 с.

104. Филлипенко А. Цивилизованные детерминанты украинской экономики// Экономика Украины.-1994.- № 4.- с. 11.

105. Финансовое право: Учебник/ Ответственный редактор Н.И. Химичева , проф., д-р юр. Наук, академик Международной академии на)^ высшей школы. - М.: БЕК, 1997. - 525 с.

106. Финансово-кредитный словарь: В 3-х т. Т. I. А - Й/ Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 511 с.

107. Финансово-кредитный словарь: В 3-х т. Т. II. К - П/ Гл. ред. В.Ф. Гарбузов. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 511 с.

108. Финансово-кредитный словарь: В 3-х т. Т. Ш. Р - Я/ Гл. ред. Н.В. Гаретовский . - М.: Финансы и статистика, 1988. - 511 с.

109. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина , Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-479С.

110. Финансы: Учебник/ В.М. Родионова , Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой . - М.: Финансы и статистика, 1993. -400 с.

111. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд.- М.: Дело, 1997. - 864 с.

112. Хавина Государственное регулирование в современной смешанной экономике// Вопросы экономики. -1995. - Х» 11.- с. 80.

113. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. - М.: БЕК, 1997. - 332 с.

114. Хойер В. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискулова . - М.: Прогресс, 1992. - 253 с.

115. Хэррис, Дж. Мэнвлл. Международные финансы: Пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ », 1996. - 296 с.

116. Ценные бумаги как инвестиционный товар// Финансы.-1995.- № 2.- с. 34.

117. Ценообразование и рынок: Пер. с англ./ Общей ред. и предисл. Е.И. Пунина и СБ. Рычкова, - М.: Прогресс, 1992. - 320 с.

118. Шедяков В. Региональная политика инвестиций и участие в международном разделении труда// Экономика Украины.-1993.- № 7.-С.35.

119. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2- изд.: В 2 кн. Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 656 с.

120. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2- изд.: В 2 кн. Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 352 с.

121. Шишов А.Л. Макроэкономиках Учебник. - М.: ЭКМОС , 1997. - 320 с.

122. Экономика и статистика фирм : Учебник/ В.Е. Адамов, Д. Ильенкова , Т.П. Сиротина и др.; Под ред. д.э.н., проф. Д. Ильенковой . - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 240 с.

123. Экономика переходного периода: Учебное пособие/ Под ред. В.В. Радаева , А.В. Бузгалина. - М.: МГУ, 1995. - 410 с.

124. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 1997. - 816 с.

126. Экономическая статистика: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 480 с.

127. Экономическая теория/ Под ред. А. И. Добрынина , Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб: СПбГУЭФ , «Питер Паблишинг », 1997. -480 с.

128. Эспинас А. История экономических учений: Пер. с французского. - СПб.: Электронные интегральные системы, 1998. - 192 с.

129. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. - М,: Аспект Пресс, 1996.-319 с.

130. Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики// Деньги и кредит. - 1997. - № 7. - с. 28.

131. Alves da Rocha М. J. Economia e sociedade em Angola. - Luanda, 1996. - 244p.

132. Ante-projecto de regulamento do codigo comunitario (UEMOA) de empresa e do investimento. Bissau, Outubro de 1997. - 11 p.

133. Antonio Mendonca, Horacio Crespo Faustino, Manuel Branco, Joao Paulo Filipe. Economia Financeira Intemacional. - Lisboa, 1998. - 362 p.

134. Arlindo F. Santos. Analise fmanceira. Conceitos, Tecnicas e Aplicacoes. - 1.isboa: Economia e Gestao, 1981. -408 p.

135. Bilancio di Previsione esercizio Finanziario 1998. - Comune di Arzignano (Italia).

136. Bilancio di Previsione, Piano esecutivo di gestione Comune di Arzignano (Italia).

137. Bilancio Pluriennale Comune di Arzignano (Italia) 1998-2000.

138. Boletim oficial № 18. Suplemento: Bissau, 24 de Abril de 1996.

139. Boletim oficial № 53. 2 .^ Suplemento: Bissau, 31 de Dezembro de 1977.

140. Codigo do investimento Republica da Guine-Bissau. - Bissau: ICEP, 1993. - 1 8 p.

141. Comunicado de imprensa do Ministerio da Economia e Financas: Bissau, 14 de Julho de 1997.

142. Despacho № 8/96 do Mimsterio das Financas. Circuito da cobranca e entrega de receitas: Bissau, 24 de Outubro de 1996.

143. Despacho № 9/96 do Ministerio das Financas: Bissau, 29 de Outubro de 1996.

144. Donald Rutherford. Dicionario de Economia. - Alges: DIFEL, 1998. - 613 P-

145. Joao Carvalho das Neves. Analise Financeira metodos e tecnicas. - Lisboa: Texto Editora - Alto da Bela Vista, 1998. - 320 p.

146. John A. Tracy. MBA intensivo em Financas. - Liunda-a-Velha: Controljomal Editora, Lda, 1998. - 228 p.

147. Graham Bannock, R.E. Baxter e Ray Ress. Dicionario de Economia. - 1.isboa/Sao Paulo: VERBO, 1987. - 464 p.

149. Michel Lelart. О sisteraa monetario intemacional. - Lisboa: Terramar, 1997.-79 p.

150. Nota de imprensa do Ministerio das Financas: Bissau, 21 de Mho de 1997.

151. Orcamento geral do estado 1998. Mapas. Documento III. Bissau, Outubro de 1997.

152. Orcamento geral do estado 1998. Relatorio de apresentacao. Documento II. Bissau, Outubro de 1997.

153. Principios e regras orcamentais. Bissau, 1997.

154. Projecto de estudo INEP/CESE. Os efeitos socio-economicos do progrsima de ajustamento estrutural na Guine-Bissau.- Bissau, 1993. - 356 p.

155. Projecto de lei do orcamento geral do estado 1998. Documento I. Bissau, Outubro de 1997.

156. Quadro da adesao e da integracao da Guine-Bissau na UMOA. Bissau, 11 Outubro de 1996. - 24 p.

157. Relazione Previsionale Programmatica, Comune di Arzignano (Italia) 1998-2СЮ0.

158. Robert H. Frank. Microeconomia e comportamento. - Portugal: McGraw- Hill, 1998.-745 p.

159. Rudiger Dombusch, Stanley Fischer, Richard Startz. Macroeconomia.- Portugal: McGraw-Hill, 1998. - 555 p.

160. Quadro da adesao e da integracao da Guine-Bissau na UMOA. - Bissau, le 110ctobrel996.

161. Хейне Пол, экономический образ мышления, -пер. с англ. М.: Новости, 1998г-704с.

162. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистка , 1998 г. - 160 с: ил.

163. Борет И., Ревентлоу П. Экономика фирмы учеб./Пер. с датского А.Н.Чеканского, О.В. Рождественского . - М.: Высш. шк., 1994. - 272 с.

164. Закон РФ об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений 25 февраля 1999 г. №

165. ФЗ и Аудит № 4 1999 г. 36-44.

166. Рубин Ю.Б. Интенсификация экономики и закон планомерности . Рос. Ун-та, 1998.-143 с.

167. Рубин Ю.Б. Противозатратный хозяйственный механизм. - М.: Экономика, 1989. - 173 с.

168. Гальперин В.М., Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: учеб/общая редакция Л.С. Тарасевича . СПб.: Экономическая школа, 1994.-400 с. ISBN.

169. Сиденко А.В., Башкатов Б.И., Матвеева В.М. Международная статистика: учеб. - М.: Дело и сервис, 1999. - 272 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


  • II. По видам хозяйственного использования:
  • 8. Основные направления охраны атмосферы.
  • 9. Правовое и экономическое регулирование состояние воздушного бассейна.
  • 10. Значение водных ресурсов и направления использования. Водопользование и водопотребление.
  • 12. Водохозяйственный баланс. Очистка сточных вод.
  • 13. Управление, правовое и экономическое регулирование использования водных ресурсов.
  • 14. Земельный фонд мира и рб.
  • 15. Государственное и правовое регулирование земельных отношений.
  • 16. Значение лесных и биологических ресурсов.
  • 17. Лесистость. Состав лесов Беларуси.
  • 18. Лесопользование и лесовосстановление.
  • 19. Правовое и экономическое регулирование использования и охраны биологических ресурсов рб. Направление охраны леса.
  • 20. Минерально-сырьевые ресурсы. Классификация.
  • 21. Баланс запасов полезных ископаемых Беларуси.
  • 22. Рациональное использование и охрана недр.
  • 23. Методы управления природопользованием. Их сущность.
  • 24. Основные функции управления природопользованием и его организационные структуры.
  • 25. Экологический менеджмент как система управления природоохранной деятельностью.
  • 26. Экологическое лицензирование, паспортизация, аудит.
  • 27. Планирование и прогнозирование в области охраны окружающей среды.
  • 28. Правовое регулирование природоохранной сферы.
  • 29. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация.
  • 30 Экологическое нормирование.
  • 31. Мониторинг окружающей среды.
  • 32. Кадастры природных ресурсов.
  • 33. Экономико-статистический учет в сфере природопользования.
  • 34. Значение государственной экологической экспертизы и контроля.
  • 35. Экономическая оценка природных ресурсов. Затратная и рентная концепции.
  • 36. Понятие «экономическая оценка», стоимость, цена природных ресурсов. Концепции альтернативной стоимости, общей экономической ценности.
  • 37. Виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды. Экономический ущерб и его составляющая.
  • 38. Социальный ущерб и его формы.
  • 39. Совокупный экономический ущерб. Методы оценки.
  • 40. Структура совокупного экономического ущерба и оценка его в рб.
  • 41. Природоохранные пред-и постзатраты.
  • 42. Природоохранные капитальные и текущие затраты.
  • 43. Интернальные и экстернальные экологические издержки.
  • 44. Ассимиляционный потенциал. Суть права на пользование.
  • 45. Оценка природоохранных затрат с оценкой совокупного экономического ущерба.
  • 46. Экономическая эффективность природоохранных затрат.
  • 47. Показатели инвестиционных проектов природоохранных мероприятий. Социальная эффективность.
  • 48. Сущность экономического стимулирования. Основные методы и их значение в рыночных условиях.
  • 49. Формирование системы платного природопользования в рб.
  • 50. Ценовое (налоговое) регулирование природоохранной деятельности.
  • 51. Механизмы рыночного регулирования в экологической сфере.
  • 53. Финансово-кредитный механизм природопользования.
  • 54. Экологические аспекты приватизации.
  • 55. Предпринимательство и развитие экологического рынка.
  • 56. Услуги экологического страхования.
  • 57. Глобальные и региональные экологические проблемы, и пути их решения.
  • 58. Международное экологическое сотрудничество.
  • 59. Деятельность оон в экологической сфере.
  • 60. Участие рб в международном экологическом сотрудничестве.
  • 53. Финансово-кредитный механизм природопользования.

    К настоящему времени в нашей стране сложился разрозненный кредитно-финансовый механизм природопользования, состоящий из отдельных структурных единиц. В составе этого механизма можно выделить системы: прогнозирования и составления программ, финансирования и кредитования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, ценообразованию на продукцию добывающих отраслей промышленности и платности природных ресурсов. Отличительной чертой этого механизма является низкая эффективность, поэтому в последние годы принимаются меры, направленные на активизацию его отдельных звеньев.

    Целью создания целостного финансово-кредитного механизма природопользования является оздоровление экологической обстановки в стране с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов на основе обеспечения максимально благоприятных экономических условий для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий.

    Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

    · повышение роли бюджетов разных уровней в финансировании природоохранных программ и мероприятий;

    · совершенствование системы государственных внебюджетных экологических фондов;

    · создание системы экологического налогообложения и страхования;

    · четкое разграничении источников финансирования;

    · активизация кредитного механизма в области природопользования.

    В РБ наблюдается чрезмерно расточительная добыча и потребление всех видов природных ресурсов, что отрицательно воздействует на окружающую среду. Переработка огромного количества природных ресурсов осуществляется к тому же в условиях низкого технологического уровня промышленности и высокой степени изношенности основных фондов.

    По мере обострения экологических проблем в странах с развитой рыночной экономикой на первом этапе стали создаваться централизованные системы управления охраной окружающей среды. При этом финансово-кредитные стимулы (льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.) играли второстепенную роль.

    Однако в последующие годы по мере роста затрат на охрану окружающей среды стала выявляться их малая эффективность. Использование экономических регуляторов в системе государственного управления природопользованием является важнейшей проблемой для стран с богатым опытом рыночного хозяйствования, а тем более для нашей страны. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой создаются государственные финансово-кредитные корпорации для финансирования и кредитования природоохранных мероприятий.

    Введение международных и внутренних экологических налогов и расширение их видов позволит, как считают зарубежные ученые, не только перераспределить финансовые ресурсы от более развитых стран, которые сильно загрязняют атмосферу Земли, к менее развитым. Самое главное, они позволяют обеспечить финансовыми ресурсами процесс разработки и создания малоотходных и безотходных технологий.

    54. Экологические аспекты приватизации.

    Приватизация в природопользовании (в широком смысле этого понятия) помимо проблемы отношений собственности на природные ресурсы имеет и другой немаловажный аспект - экологический, связанный с задачами сохранения окружающей среды в процессе разгосударствления государственных предприятий.

    Под приватизацией подразумевается не только переход к частной собственности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных условиях государственной собственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здоровой конкуренции более всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной экономики. Рынок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, располагает к их многообразию и экономическому равноправию.

    Приватизация госсобственности, безусловно, не является отечественным изобретением. Активный процесс приватизации наблюдался в ряде западных стран в 1980-е гг. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабельность денационализируемых объектов, с другой - потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизированные компании резко повысили свою эффективность.

    Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение доходов от продажи государственной собственности, обеспечение занятости, модернизацию приватизируемых объектов, оживление регионального экономического развития, рост налоговых поступлений и т.п.

    Дискуссии в обществе и государственных структурах по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает экономические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом. Но наряду с решением одних проблем приватизация может усугубить другие, в том числе экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздействия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права приватизированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.

    Промышленные предприятия - важнейшие объекты приватизации - являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности постсоветских республик устарела. На большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка машин и оборудования в промышленности соответствуют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в технологических процессах, отвечающих мировым стандартам. На большинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда соответствовали экологическим требованиям того времени, тем более далеки они от сегодняшних экологических стандартов.

    Конечно, в рыночной экономике на помощь административным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятия-загрязнители, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и предприятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объема. Поэтому необходимо принять правила учета экологического фактора в процессе приватизации государственной собственности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.

    Важнейшим условием, предшествующим приватизации объекта, должно быть проведение экологического аудита. При этом в правилах должны быть уточнены значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. В то же время экологический аудит предприятий, подлежащих приватизации, должен стать первостепенным организационно-правовым механизмом разработки обоснованной программы экологической санации и, в конечном счете, обеспечения учета экологических интересов общества в процессе приватизации.

    Экологический аудит позволит установить экологически опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизированных объектов и сроки для их реализации, а также обязаны осуществлять регулярный надзор за соблюдением экологических стандартов.

    Процесс приватизации госсобственности, грамотно регулируемый государством, может способствовать улучшению экологической ситуации, решению задачи экологизации производства. Одна из мер для этого - разработка системы льгот для предпринимателей, предлагающих передовые природоохранные и ресурсосберегающие технологии и обязующихся (в форме договора) провести реконструкцию приобретаемого производства в этом направлении.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Понятие и состав основных фондов. Финансово-кредитный механизм лизинговых операций. Виды лизинга и их особенности. Влияние лизинговых схем платежей на финансовые результаты деятельности предприятия. Сравнительная оценка лизинговой операции и кредита.

      курсовая работа , добавлен 19.07.2010

      Нормативно-правовая база лизинга, его организационно-экономические и технические преимущества. Экономическая сущность, формы, виды и финансово-кредитный механизм лизинга. Обзор российского рынка лизинговых операций, территориальное распределение сделок.

      курсовая работа , добавлен 21.07.2012

      Сущность, преимущества и недостатки лизинговых операций. Возврат из бюджета налога на добавленную стоимость. Особенности финансирования лизинговых операций коммерческими банками на территории Российской Федерации. Отличия кредитных нот от еврооблигаций.

      курсовая работа , добавлен 15.04.2011

      Понятие и виды лизинговых операций. Правовой статус лиц, ведущих коммерческую деятельность, как субъектов лизинговых отношений. Анализ доходности, рентабельности и наиболее эффективного вида лизинговых операций предприятия (чистый эффект лизинга).

      дипломная работа , добавлен 02.10.2011

      История развития лизинга, его сущность, виды и функции. Особенности лизинговых сделок: преимущества и недостатки. Анализ показателей деятельности и финансового состояния ООО "ДорТех". Расчет показателей сравнительной эффективности лизинговых операций.

      дипломная работа , добавлен 02.02.2013

      Лизинговые операции. Объекты и субъекты лизинга. Виды лизинга. Преимущества и недостатки лизинга. Расчет лизинговых платежей. Применение лизинга на предприятии ООО "Каркаде". Разработка рекомендаций по улучшению лизинговых операций на предприятии.

      курсовая работа , добавлен 14.11.2007

      Теоретические основы лизинга как способа финансирования производства на предприятии, сущностная характеристика и модели лизинговых отношений, лизинговых платежей. Оценка влияния лизинговых схем платежей на финансовые результаты деятельности предприятия.

      дипломная работа , добавлен 30.12.2010

    Финансово-кредитная политика является одной из составляющих государственного регулирования экономики. Под финансово-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие микроэкономические процессы. Фин.-кред. механизм предприятия – это способы использования фин.- кред. ресурсов, а также форма организации финансов предприятия.

    В структуру механизма финансово-кредитной системы входят следующие элементы:

    1. Система регулирования финансовой деятельности предприятия (*государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий); *рыночный механизм регулирования; *внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия (Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия: *Кредитование,*Лизинг (аренда), *Страхование, *Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов (включает формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:Цену, Процент, Прибыль, Амортизационные отчисления, Чистый денежный поток, Дивиденды, Синергизм, Пени, штрафы, неустойки и т.д.

    4. Система финансовых инструментов (состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами: *Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.); *Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.); *Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.); *Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.); *Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.) и т.д.

    Основным направлением денежно-кредитной политики нашей страны является сдерживание уровня инфляции. Для совершенствования денежно-кредитной политики важно пересмотреть способы составления программ. На данный момент основным направлением сдерживания инфляции в свою очередь является контроль денежной массы. В то же время параллельно необходимо уменьшать бюджетный дефицит различными способами.



    Очень важно проводить активную политику в сфере управления государственным долгом, как внешним, так и внутренним.

    Еще одним направлениям должно быть осуществления жесткого контроля над банковской системы.

    Также очень важно привлекать инвестиции в отечественное производство. Это сейчас остается достаточно острой проблемой, так как большинство инвесторов, как отечественных, так и зарубежных очень настороженно относятся к еще не очень стабильным российским предприятиям и предпочитают вкладывать свои средства за рубеж, либо на валютный рынок.

    Еще одной задач денежно-кредитной политики является развитие фондового рынка, в том числе рынка государственных ценных бумаг как альтернативных видов вложений и отвлечения денежных средств с валютного рынка.

    Таким образом, денежно-кредитная политика наиболее эффективна лишь в том случае, когда ее инструменты используются в совокупности и с учетом других направлений государственного регулирования экономики, таких как фискальная политика, социальная и др.



    Бизнес идеи