Что такое «мобильная фотография» или как выжать максимум из камеры смартфона? Советы по мобильной фотографии от известных фотографов

Может ли телефон заменить фотоаппарат? Мы говорим - может. Телефон всегда с собой, вы не упустите самые интересные моменты, редкую красоту, яркие эмоции. Главное - придерживаться простых правил и тогда снимки с мобильника вам понравятся ничуть не меньше, чем с фотоаппарата.

Основы фотосъёмки на мобильный телефон: советы от ZOOM

Современные мобильные телефоны всё больше завоевывают право быть фотоаппаратом номер один в кармане. Сегодня фотосъёмка на телефон нечто большее, чем документальное подтверждение вашего присутствия в каком-то месте. Это вполне творческий инструмент, доставляющий массу удовольствий от процесса съёмки, если умело им пользоваться. Для хороших снимков совсем не обязательно таскать огромную камеру - главное знания и навыки. Выставляйте снимки на конкурсы (да хоть мирового уровня - например, ), попробуйте силы в таком интересном проекте, как мобильный репортёр.

Очевидное, но необходимое

После покупки телефона - не брезгуйте, прочтите инструкцию с устройством в руке, разберитесь со всеми возможностями и настройками. Установите разрешение и качество самыми высокими (хотя, обычно они и так устанавливаются на максимум, но лучше всё-таки проверить). Если придерживаться несложных рекомендаций по уходу, то телефон прослужит вам долго и будет радовать качественными снимками.

В первую очередь не роняйте, не хватайте влажными или грязными руками (на пляже особенно актуально).

Фотографировать яркие источники света опасно, это ухудшит матрицу и может вывести ее из строя. Избегайте попадания лазерных лучей, чтобы не прожечь матрицу.

Берегите корпус от повреждений, особенно то место, где расположен объектив. Потертости, царапины, деформация, грязь ухудшат изображение. Подберите чехол, лучше с защитой от воды и пыли или ударопрочный. В экстремальных условиях носите телефон в футляре или сумке. Держите при себе полиэтиленовый пакетик - он выручит, когда нет чехла, в ливень, в пыльных условиях, особенно полезен в холод.

Линза объектива должна быть чистой, пусть это станет привычкой (нередко снимки получаются «смазанными» просто потому, что линза «заляпалась»). Держите в кармане или футляре салфетку. Линза загрязняется касанием пальцев. Не оставляйте объектив грязным надолго, почистите сразу. Если на линзу попала влага - дождь, снег - после её высыхания могут остаться разводы, еле-заметная пленка.

Если на линзу попал солевой раствор (пятно от морской воды), удалите его ватной палочкой, можно смочить дистиллированной водой. После - насухо протрите линзу другой, сухой ватной палочкой или салфеткой. Нанесите каплю чистящей жидкости на салфетку. Не надавливайте, работайте без усилий, двигаясь от центра по спирали. Не оставляйте радужных разводов, когда жидкость испаряется сама, образуются пятна.

Кстати, длительное воздействие солнечных лучей опасно для оптики (да и для всего смартфона в целом). Летом, особенно в машине под лобовым стеклом температура может оказаться очень высокой.

Готовимся к съёмке

Первый шаг на пути к качественным снимкам - обеспечьте неподвижность камеры. Сегодня многие смартфоны оборудуют оптической стабилизацией, что предотвращает появление «шевеленки», но при плохом освещении из-за большой выдержки шевеленка всё равно может возникнуть. Так что, очень важно научиться держать смартфон при съёмке правильно.

Чтобы уменьшить вибрации встаньте устойчиво. По возможности прижмите локти к груди, держите телефон на расстоянии 30 см от лица. Обхватите крепко, лучше обеими руками. Если удобнее снимать, держа одной рукой, другой обхватите её за запястье. Ещё один прием - положите кисть одной руки на плечо, второй с телефоном обопритесь на локоть.

В момент съёмки не двигайтесь, лучше «замрите» как в детской игре.

Попрактикуйтесь, снимайте в вертикальной и горизонтальной ориентации, посмотрите, как удобнее держать, чтобы не заслонить объектив пальцем (только ради Бога не снимайте видео в вертикальной ориентации!). Главное, чтобы снимать было удобно и комфортно, фотографируйте без напряжения.

Настройки

Следующий шаг на пути к хорошим фотографиям - это оптимальная экспозиция

При съёмке на автомате фотография может получиться слишком тёмной или засвеченной. Если автоматика ошибается, введите экспокоррекцию, она производится через меню фотокамеры установкой заданной величины (в айфоне достаточно поводить пальцем вверх-вниз справа от области фокусировки, обозначенной жёлтым прямоугольником). Поправка экспозиции обычно обозначается буквами «Ev» и знаками + или –. Установите отрицательную экспокоррекцию при съёмке светлых объектов, положительную - при съёмке тёмных. Старайтесь не использовать встроенную вспышку - если есть возможность добавить освещение, лучше используйте его.

Но даже если пользуетесь вспышкой, не снимайте вблизи - дистанцию оставляйте не менее метра. Как правило, в смартфонах есть три режима вспышки - Авто, Вкл. и Выкл.

Автоматический - вспышку не придется включать и выключать, при нехватке света она сработает автоматически. Недостаток в том, что вспышка может испортить снимок, когда это не нужно. Встроенная вспышка «убьёт» естественное освещение, ухудшит цветопередачу.

В некоторых случаях без неё не обойтись - вы получите смазанный кадр из-за длинной выдержки или слишком тёмный. Вспышка обеспечит более-менее приемлемый результат.

Вспышка включена - в ряде случаев полезно использовать принудительно. Например, в солнечный полдень, чтобы подсветить затененный объект, в качестве заполняющего источника света.

Вспышка выключена - съёмка заката, клубной сцены с оригинальным освещением и т.д., а также, когда вы не хотите себя выдавать, как фотографа, когда съёмка ведется незаметно.

Вспышка «выхватывает» из темноты близко расположенные объекты, оставляя фон неразборчивым и тёмным. Вы не сможете, например, снимая ночью, передать огни на дальнем плане. На тёмном фоне близко снятые предметы получатся плоскими белыми пятнами, например, снежинки.

Также забудьте о вспышке, снимая через стекло, через окно, в зоопарке, музеях и т.д.

Вспышка даёт худшее освещение. Выбирайте оптимальное освещение - модель (человека) попросите встать рядом с источником света, избегая ненужных теней, тёмных провалов. Добейтесь, чтобы человек был освещён больше, чем окружение. Перемещайтесь, смотрите, как на ладони меняется освещение - где ярче, темнее, жёстче, мягче, какой характер света (выразительный, объёмный или плоский).

Когда на матрицу попадает достаточно света, фотографии будут чёткими, яркими и красивыми. Предпочтителен солнечный свет, в помещениях максимально используйте свет из окна.

Когда источник направлен в объектив, вы можете включить режим HDR (многие современные телефоны его поддерживают) - съёмку с широким динамическим диапазоном - на контрастной сцене детали не теряются в тенях, яркие участки не «выжигаются». Желательно, впрочем, не снимать в полдень на открытом солнце или в глубокой тени. Вообще лучшее освещение для фотографий - сбоку, а т.к. при съёмке на мобильник чаще всего основной источник света - это Солнце, то самое «козырное» время для съёмки - несколько часов после восхода Солнца и несколько часов до его заката.

Если в смартфоне есть функция настройки светочувствительности (ISO), пользуйтесь осторожно (или доверьтесь автоматике). Определите, какая максимальная чувствительность допустима для вашего телефона, при которой картинка остается качественной. При «задирании» светочувствительности картинка становится шумной. Лучше выбирайте наиболее освещенные места, стороны объекта, добавьте свет, используйте отражатели, фонари. Если не удается получить нормально проэкспонированный снимок, воспользуйтесь функцией брекетинга по экспозиции, задавая шаг - диапазон EV. Камера сделает 3 или 5 снимков, с разной экспозицией (от самого тёмного к самому светлому или наоборот), из которых вы потом отберёте удачный. Впрочем, не во всех смартфонах есть брекетинг.

Компоновка кадра

Позаботьтесь, чтобы главный объект оказался в фокусе. Если не получилось, переснимите. По умолчанию телефон фокусируется по центру, но некоторые модели научились определять правильно объект фокусировки в любом месте кадра, особенно если это лицо человека. Чтобы изменить точку фокусировки - просто коснитесь нужного места на дисплее.

Если в смартфоне есть блокировка фокуса и экспозиции - это хорошо, так как можно не потерять фокусировку при изменении композиции кадра. Чтобы включить эту функцию, задержите палец на нужном участке до сигнала, например, мигающего квадрата. Появится надпись «Блокировка автоэкспозиции/автофокуса» или «AE/AF Lock». Это удобно, когда по какой-то причине смартфон не фокусируется сам на нужном предмете. Переведите объектив на более контрастный предмет, находящийся от вас на том же расстоянии, включите автоблокировку и затем наведите на то, что хотели снять изначально. Перекомпоновка кадра с заблокированной экспозицией может использоваться, например, в макросъёмке.

В некоторых моделях телефонов предусмотрена ручная фокусировка. Снимая пейзажи, можно установить фокус на бесконечность или выставить его на фиксированное расстояние, например, 2 метра. Это будет полезно в условиях низкого освещения или для съёмки движения - на фокусировку не уйдёт время, близкие объекты всегда окажутся в фокусе.

Если с фокусировкой не ладится, можно снять несколько дублей. Воспользуйтесь (если есть) функцией «Лучший снимок», «Серийная съёмка» (в некоторых телефонах серийная съёмка включается просто удержанием пальца на кнопке спуска затвора), вы отберёте самый резкий кадр или групповое фото, где у всех глаза открыты.

В зависимости от цветовой температуры сцены, камера также настраивает «баланс белого». Если цвета искажены, немного сместите область фокусировки - камера замерит баланс по другой точке, соответственно результат изменится. Дождитесь, пока камера не выставит правильно цветопередачу. Нередко хватает пары секунд, чтобы цвета «вернулись на место».

Добейтесь точной и естественной цветопередачи, чтобы потом не исправлять фотографию в редакторе. Если камера ошибается, установите баланс белого вручную (как правило, предустановленные настройки баланса белого определяются освещением - лампа накаливания, солнечный день, пасмурно, флуоресцентные лампы) .

В процессе съёмки желательно придерживаться несложных рекомендаций.

Включите отображение сетки, чтобы не только выровнять горизонт, но и геометрически правильно построить изображение, не забывая о правиле «Золотого сечения» - главный объект лучше всего помещать на одну из точек пересечения линий сетки.

Нажимайте кнопку затвора без усилий, плавно, отрывайте палец от экрана медленно. Снимайте без рывков, телефон не должен шевелиться, чтобы он не «ушел» вниз, вбок, в сторону. На момент съёмки затаите дыхание.

Не снимайте во время ходьбы, остановитесь, причём нужно не притормозить, а именно остановиться. Неподвижное и естественное положение во время съёмки - большое преимущество. Неустойчивая и напряженная поза, повороты, наклоны увеличивают вероятность шевелёнки. Если у вас большая или тяжелая ноша, много вещей, на время съёмки лучше освободить руки.

Следите, чтобы вас не толкнули и не задели, неплохо прислониться, особенно если освещение недостаточное. Снимайте, оперев локти на твердую поверхность, присядьте и положите локоть на колено.

Для фокусировки камере требуется время, между касанием и съёмкой происходит задержка. За это время не смещайте телефон, также не убирайте его резко, после того, как вы отпустили палец, подержите телефон неподвижно пару секунд (не все телефоны снимают мгновенно).

Рядом со значком съёмки часто расположен переключатель «Фото-видео». Случайно его задев, вместо снимков вы получите смазанные видеоролики, проверяйте - не переключился ли телефон. Просматривайте снимки, чтобы в случае брака сразу переснять, пока вы не отошли.

Не допускайте в кадре появление бликов, следите за источниками света. Чем ближе к краю кадра, тем вероятнее блики. Прикройте объектив сбоку ладонью или газетой, подберите ракурс, чтобы яркие источники не пересветили камеру.

Есть приложения, распознающие движение и блокирующие съемку пока камера не зафиксируется и не уменьшатся вибрации. При низкой освещенности выдержка удлиняется, если есть в телефоне, включите оптическую стабилизацию, но она не поможет когда мало света.

Для снижения вибраций прислоните телефон к столбу, дверному косяку или дереву. Вместо штатива используйте всё, что под рукой – настольную лампу, принтер, книги и т.д. Если вы зафиксируете камеру на штатив, можно использовать задержку спуска затвора. При фиксации камеры, например, на штатив, стабилизацию выключите.

Фокусные расстояния камер телефонов варьируются от 22 до 35 мм в 35 мм экв. Соответственно выдержка при съемке с рук не должна быть длиннее 1/22 или 1/35, желательно короче в два раза.

Все это хорошо, пока снимаете неподвижные объекты. При съемке движения требуется лишь короткая выдержка, поэтому снимайте при достаточном освещении. Если оно недостаточно съемка вблизи особенно желанна. Подходите ближе к объекту, все лишнее останется за кадром. Сам объект на снимке окажется детализированным, изображение получится более качественным, чем, если вы будете снимать издалека.

Используйте все доступное освещение - дождитесь, когда вспыхнет прожектор на сцене, автомобиль подсветит фарами нужный объект, Солнце выглянет из-за туч и т.д.

Выдержки от 1/30 до 1/60 дадут немного размытое изображение движущегося объекта, подчеркнут движение. Выдержка 1/250–1/500 позволит лучше передать дождь. Со слишком длинными выдержками вы можете поэкспериментировать, снимая ночью световые линии - следы от фар автомобилей, но зафиксировав камеру.

При недостатке света можно поднять светочувствительность (ISO) вручную, но до разумного предела. Следует помнить, что с повышением чувствительности теряется детализация, чистота кадра, снимки будут «зернистыми».

Экспериментируйте, не ограничивайтесь одним кадром. Сделайте несколько разных снимков, в горизонтальной и вертикальной ориентации, наклоните камеру, подберите другой ракурс. Не снимайте одно и то же подряд, делайте паузы - вы заметите что-то новое, скрытое от первого взгляда.

Снимайте постоянно, а не от случая к случаю или по выходным и в отпуске, чем чаще будете фотографировать, тем быстрее улучшатся снимки.

Превратите съёмку в игру - нестандартные снимки можно получить, просунув телефон сквозь решетку, в проем, прислонив объектив к отверстию в стене или сняв с уровня земли, подняв над головой. Экспериментируйте с наложением изображения в отражениях, различными приемами съемки.

Снимая с близкого расстояния, включите режим Макросъемка. В зависимости от ситуации используйте нужный сюжетный режим. Обработку и эффекты желательно выполнить в компьютере, сохранив исходную фотографию с максимальным качеством.

Краткие выводы:

  • Установите максимальное разрешение и качество
  • Держите телефон правильно
  • Во время съёмки старайтесь не двигаться
  • Содержите объектив в чистоте
  • Следите, чтобы выдержка не оказалось слишком длинной
  • Используйте по максимуму доступное освещение
  • Откажитесь от вспышки
  • Добейтесь точной фокусировки и правильной цветопередачи
  • Используйте сюжетные режимы

Каждый, наверное, видел, как делает свои первые шаги ребёнок. Он испуган, не уверен, и в любой момент может упасть, хотя, на первый взгляд, и совершает те же действия, что и взрослый человек. Так же дело обстоит и в сфере мобильной фотографии. С тех пор, как мобилография окончательно ворвалась в мировое сообщество – уже прошёл добрый десяток лет. Но даже сейчас, совсем нетрудно увидеть разительное отличие между снимком с камерофона, который был в руках у профессионального мобилографа, и аналогичным снимком «обычного смертного человека». Порой может даже не вериться в то, что профессионалы используют обычный мобильный телефон. И хотя, по-началу может показаться, что от фотографа только и ожидается, что выбрать подходящий момент и вовремя нажать на кнопку «затвора», но мобилография, и вправду, имеет свои особенности, не учитывая которые, довольно сложно получить хороший кадр, не говоря уже о шедевре. Поэтому давайте обратим внимание на несколько простых советов, следуя которым, каждый сможет грамотно сделать свои первые шаги в мобилографии.

1. Исследуйте настройки своего девайса

Для того, чтобы не ошибиться с настройками фотокамеры мобильного – необходимо прочитать инструкцию. Этот совет особенно актуален, если телефон только недавно куплен. Конечно, можно заметить, что на телефоне изначально уже выставлены заводские настройки, но чаще всего их придётся менять для получения высококачественных снимков. Размер фотографий можно выбрать максимальный, таким образом их разрешение станет выше. Но помните, что это может замедлить процесс записи полученных изображений на память телефона или встроенную карту памяти, поэтому лучше заранее проверить – устраивает ли вас скорость записи.

Выберите наилучшее качество изображения, при наименьшей степени компрессии (сжатия) файлов изображений, само собой это действие увеличит размер будущих фотографий. Не игнорируйте «баланс белого», хотя автоматического режима в ряде случаев может быть достаточно, но именно правильно подобранные настройки под состояние освещённости, помогут вам добиться реальной передачи цветов, какими их видите вы.

2. Не используйте вспышку без необходимости

Встроенная вспышка мобильного телефона отличается малой мощностью, поэтому пользоваться ей бессмысленно на большом расстоянии, а на очень близком – она может засветить объект съёмки, либо его часть. В свою очередь, это создаст большие проблемы при обработке изображения в графическом редакторе.

Хорошее освещение – залог того, что фотография не получится слишком тёмной, при этом следует избегать чрезмерного освещения, ведь динамический диапазон мобильной матрицы, по сравнению с полноценной фотокамерой, ограничен. Это означает, что при недостатке или избытке освещения — полутени могут отобразиться грубо или вообще отсутствовать.

Помните, если после включения доступного освещения вам всё ещё мало света – вы можете использовать любые «подручные» средства: свет из окна или от монитора или, возможно, вам пригодится фонарик, направленный на любую отражающую поверхность, способную рассеять свет. Иногда можно сэкономить на свете, если сократить расстояние до объекта съёмки, либо изменить положение или угол наклона камеры. Берегите объектив телефона от прямых попаданий лучей источника освещения. И, конечно, не будет лишним, если вы подберёте нужный режим для съёмки (день/ночь, дневной свет/лампа накаливания, улица/помещение и тд..)

3. Для улучшения снимка можно использовать графический редактор

Если на вашем телефоне предусмотрена настройка контрастности или яркости, это в большинстве случаев никак не влияет на повешение уровня детализации изображения в затемнённых или засвеченных его участках. Связано это с тем, что данная функция осуществляется за счёт мобильной электроники. Более лучшим вариантом будет, если вы используете для обработки снимка графический редактор на ПК. Он отлично справится с повышением резкости и цветокоррекцией изображения. Результаты действительно могут приятно радовать.

4. «Зум» – не всегда лучшее решение

Известно, что приближение(«зум») в камере может делиться на два вида: оптическое и цифровое. И если оптическое никак не влияет на итоговое качество полученного изображения, то этого нельзя сказать о цифровом варианте. Оно происходит попросту путём обрезки изображения до границ приближённого объекта. Гораздо лучше вообще снимать без зума, после чего кадрировать изображение в графическом редакторе, который непревзойдённо выполнит эту работу.

5. Спешка – враг любого фотографа

Чем ближе камера мобильного телефона к объекту, тем больше на результате скажутся ваши неосторожные движения рукой, в которой во время съёмки вы держите камеру. В результате рискуете получить нерезкое изображение. Лучше немного поэкспериментировать с точкой съёмки и сделать пару пробных снимков, меняя расстояние до объекта, после чего выбрать более подходящий вариант.

Фотографировать движущиеся объекты с мобильного, в надежде получить именно их чёткими, тоже нельзя назвать хорошей идеей. Ввиду многочисленных конструктивных ограничений встроенной камеры мобильного телефона, скорее всего они окажутся смазанными, поэтому полноценно передать движение не удасться. Лучше попробовать поймать мгновение или паузу, когда на какое-то время движение замедляется, или даже прекращяется. Чаще всего во время движения любых объектов(транспорта, людей, животных, техники) время от времени бывают остановки и повороты. Именно тогда время фотографировать.

Позволяйте мобильной камере привыкать к меняющемуся уровню освещения и изменению расстояния до объекта, особенно, если вы наводили резкость на одном объекте, и хотите сфотографировать другой. Даже профессиональная техника нуждается в этом, только время на стабилизацию(привыкание к изменившимся обстоятельствам съёмки) уходит гораздо меньше, а у вас в руках мобильный телефон, поэтому спешить тем более не нужно, если не хотите получить искажённые цвета и нечёткость. Не стоит резким движением или рывком нажимать кнопку «затвора», это нужно делать плавно. При этом желательно, чтобы сам мобильный телефон в этот момент должен быть неподвижным.

Не будет лишним упомянуть, что данные особенности мобильной матрицы иногда успешно используются для воплощения творческих задумок и получения уникальных, эффектных кадров. То есть в момент фотографирования некоторые мобилографы специально немного смещают камеру по горизонтальной либо вертикальной плоскости, или даже вращают камерофон вокруг оси объекта. Поэтому если у вас есть желание, можете смело экспериментировать.

Но и после нажатия на «затвор» не следует спешить в тот же миг отводить камеру от объекта, иначе вы пополните список начинающих мобилографов, безвозвратно потерявших действительно хорошие кадры. А всё потому, что матрице камерофона нужно намного больше времени на считывание изображения, чем цифровому или зеркальному фотоаппарату.

И всё-таки, в основе мобилографии, как и в любых других видах фотоискусства, лежит определённое настроение, которое автор показывает в своём снимке. Таким образом прежде всего ценятся не столько параметры камеры, сколько мастерство автора настраивать и вовремя применять её функциональность для получения прекрасных, незабываемых фотографий.

Коул Райс (Cole Rise) - популярный фотограф, путешественник и создатель пресета Rise для Instagram. Его фотографии отличаются тем, что даже после обработки они выглядят естественно. Коул поделился своими секретами, как снимать на мобильный телефон и редактировать фотографии так, чтобы по качеству они были близки к снимкам с зеркальных фотоаппаратов.

1. Добавьте света теням и затемните светлые участки

Большинство инструментов для обработки фотографий имеют опции для регулирования света и теней. И этим нужно пользоваться.

Чтобы улучшить фотографию с изображением природы, Коул сбалансировал экспозицию, добавив света теням и немного затемнив светлые участки. Также к фотографии он применил фильтр Winsy из коллекции приложения Litely, чтобы привнести в изображение тёплые тона.

2. Добавьте эффект виньетки и тени, чтобы сделать фото ярче


Эффект виньетирования добавляет тёмную границу по периметру фотографии и осветляет её середину. Это один из любимых трюков Коула. Оригинальная фотография была бы слишком тёмной, поэтому Коул увеличил насыщенность и добавил немного резкости, чтобы отделить воздушный шар от ландшафта. Это позволило сохранить фотографию естественной.

3. Отредактируйте изображение, а затем верните все настройки обратно на 50%


Это очень важно.

Хитрость в том, чтобы заставить ваше фото выглядеть естественно. Отредактируйте изображение, как вы привыкли это делать, а затем верните все настройки обратно на 50%.

В прошлом году пользователи Instagram наконец-то получили возможность контролировать силу воздействия фильтров. Чтобы воспользоваться этими настройками, просто выберите фильтр, а затем нажмите на него ещё раз.

И ещё один совет: не используйте инструмент LUX в Instagram. Его задача - исправлять недостаток контраста, что делает фотографию неестественной.

4. Снимайте людей везде, где это возможно

Пейзажи выглядят лучше, когда на них есть люди. Человек на фотографии способен передавать чувства. Лучший пример того, как люди добавляют индивидуальности снимку, - это работы Мурада Османна (Murad Osmann), который фотографирует себя, держащим за руку свою подругу, в разных уголках света (серия фото «Следуй за мной»).

Это руины древнего города Джераш. Если убрать человека с этой фотографии, то мы не почувствуем масштабности и грандиозности этого сооружения.

6. Пробуйте делать снимки, высунувшись из окна автомобиля

Вы никогда не узнаете заранее, что у вас получится. В случае с iPhone просто зажмите кнопку спуска и держите, чтобы фотографировать в режиме серийной съёмки. На смартфоне под управлением Android можно включить серийную съёмку, выбрав в настройках камеры соответствующий режим (Burst Mode). На смартфонах Sаmsung он может называться Burst Shot. При создании этой фотографии Коул использовал Slow Shutter Cam, чтобы добавить эффект размытости.

7. Чтобы получить интересный кадр, поместите смартфон на крышу авто


Если на небе есть облака, то их отражение на крыше автомобиля добавит фотографии некоторую изюминку.

8. Опустите гаджет к поверхности воды для создания крутого отражающего эффекта

9. Держите смартфон вертикально, когда снимаете для Instagram

Чтобы упростить себе задачу, держите камеру вертикально: так проще уместить всё нужное для кадра в квадратную область. А ещё лучше сразу настроить камеру для съёмки только квадратных изображений.

10. При съёмке пейзажей нажимайте на кнопку регулировки громкости, чтобы спустить затвор


Вы знали, что можно просто открыть камеру в iPhone и нажать кнопку регулировки громкости, чтобы сделать снимок? Это же справедливо для телефонов под управлением Android. В Samsung Galaxy S4 присвойте функцию спуска затвора кнопке регулировки громкости в настройках вместо функции приближения, которая установлена по умолчанию. Такая рокировка кнопок позволит удобнее взять телефон, чтобы избежать эффекта «трясущихся рук», который может испортить фото.

11. Опускайтесь ближе к земле, если хотите вынести объект на передний план

У камер смартфонов плохая глубина резкости, поэтому можно прибегнуть к хитростям. Например, опустить камеру ближе к земле.

12. Не привлекайте внимания и не носите с собой рюкзак

Турист, обвешанный гаджетами, - это отличная приманка для воров. Во время путешествий Коул никогда не надевает вызывающую одежду, держит свою камеру и телефон близко к себе и всегда оставляет рюкзак дома. Прежде чем снимать торговца или просто человека на улице, обязательно спросите его разрешения. Вы удивитесь, насколько отзывчивы люди.

13. Плохая погода = отличное фото


Не убегайте, когда начинается дождь или град. Это отличные условия для того, чтобы сделать хороший кадр. Пасмурные и облачные дни - это возможность запечатлеть интересные узоры в небе. Не сидите дома даже тогда, когда погода кажется нелётной.

14. Будьте готовы снимать даже в самые неожиданные моменты


Не всегда выпадает возможность основательно подготовиться к съёмке, случаются и неожиданные моменты. Как, например, этот кадр с низко пролетающим самолётом. Поэтому, если не желаете упускать отличные кадры, выучите горячие клавиши своего телефона. К примеру, у смартфонов Samsung в настройках есть опция Camera Quick Access. А в новом Galaxy S6 есть встроенные горячие клавиши, нужно лишь дважды нажать на кнопку Home.

15. Чтобы получать лучшие снимки, заходите дальше, чем другие

Единственный способ открывать красивые места - это заставлять себя исследовать. Хотите получить нестандартные кадры? Отходите дальше от мест скопления туристов.

А вообще, как говорит Коул, живите яркой жизнью, тогда и отличные фотографии сами появятся.

Нет, я серьёзно. Вы не представляете, сколько гениальных кадров было испорчено из-за того, что на глазке камеры смартфона красовался отпечаток пальца или прилипла крошка. Просто возьмите себе за правило каждый раз перед съёмкой протирать линзу салфеткой или мягкой тканью.

2. Используйте свет правильно

С точки зрения физики мы фотографируем именно свет и благодаря свету. Не забывайте об этом и обращайте самое пристальное внимание на количество и расположение источников света. Особенность мобильной фотографии состоит в том, что смартфоны пока обладают гораздо более скромными техническими возможностями, поэтому вопрос освещённости приобретает особое значение. Старайтесь, чтобы источник находился позади вас или сверху, не ленитесь поменять точку съёмки в случае необходимости.

Luigi Alesi (Nokia Lumia 1020)

3. Продумайте компоновку

Хороший снимок должен иметь не только интересный сюжет и правильное освещение, но и продуманную компоновку. Чтобы добиться этого, вам придётся познакомиться с построения кадра. При съёмке необходимо заранее определиться с тем, на чём вы хотите сфокусировать внимание зрителя, и поместить этот объект в самое выигрышное место. Очень помогут вам в этом специальные горизонтальные и вертикальные линии, отображение которых можно включить в настройках камеры.

4. Щёлкайте, щёлкайте, щёлкайте!

Никогда не ограничивайте себя в количестве фотографий. Даже профессионалы не знают точно, какой кадр получится удачным, а какой - нет. Иногда фотографии, сделанные с одной и той же точки с разницей в несколько секунд, могут разительно отличаться друг от друга. Поэтому старайтесь снимать как можно больше, меняя ракурсы, компоновку, освещение, объекты. Потом из множества кадров всегда можно выбрать лучший, а остальное удалить.

5. Используйте правильный режим съёмки

Камеры для смартфонов содержат множество предустановленных режимов съёмки, которые рассчитаны на специфические условия фотографирования. Не снимайте всё на автомате. Фотографируете закат? Выберите соответствующий режим. Хотите сделать портрет? Используйте специальные предустановленные настройки. Их придумали не просто так, и с верно выбранным режимом вы, как правило, добьётесь самых оптимальных результатов. Разумеется, этим советом стоит пользоваться до тех пор, пока вы не освоили все и не научились снимать полностью в ручном режиме.


6. Не пользуйтесь увеличением

Цифровой зум - это зло. Зло абсолютное, вечное и безжалостное. Не используйте его никогда. Он предназначен только для одной цели - испортить ваш снимок. Если вам захочется что-либо увеличить, то вы сможете сделать это потом в цифровом редакторе.

7. Не злоупотребляйте вспышкой

Качество светодиодных вспышек в смартфонах становится с каждым годом всё лучше, но до сих пор не позволяет получать качественные снимки. Поэтому постарайтесь использовать её только в тех ситуациях, когда боитесь получить вместо снимка чёрный квадрат Малевича. Во всех остальных случаях вспышку лучше выключить.

8. Подружитесь с фоторедактором

Даже профессиональные снимки, сделанные качественной аппаратурой, почти всегда обрабатываются в фоторедакторе. Что уж там говорить о снимке, сделанном с помощью смартфона, в котором корректировки требует буквально всё. Настройка уровней, цветопередачи, экспозиции и баланса белого позволит вам из посредственного снимка сделать хороший, а из хорошего - шедевр.


Aran Smithson (Samsung SM-N9005)

9. Подберите хорошую программу для съёмки

В одной из мы выяснили, что разница в качестве снимков, полученных с помощью разных программ, хоть и незначительная, но всё же есть. А ещё большее значение имеет количество предусмотренных в программе режимов съёмки, её функциональность и удобство интерфейса. Так что не поленитесь найти среди множества различных камер самую подходящую для себя.

10. Терпение решает всё

Последний пункт этого списка является самым главным. Если вы стремитесь как можно быстрее нажать на спуск затвора и мчаться дальше, то ваши фотографии так никогда и не выйдут за рамки ваших профилей в Instagram и Facebook. Поэтому учимся, анализируем, экспериментируем, снимаем, а потом опять начинаем сначала.

В статье использованы фотографии, которые в разное время становились победителями конкурса мобильной фотографии сервиса Flickr .

Знаю, звучит, как признание в клубе анонимных алкоголиков. Что такое «мобильная фотография»? Откуда это?

За последний год значение камеры в смартфонах резко выросло (спасибо, Apple). Если копать еще глубже, то камера отличает флагман, от не флагмана (есть исключения). Если качество телефонных фотографий заинтересовало вас недавно, то для меня это важный параметр еще с 2010 года. Это дата выхода iPhone 4, первого смартфона, который начал серьезно снимать и сделал заметный рывок в этом вопросе.

С этого же периода началась история под названием Instagram. Обстоятельства сыграли злую шутку с Instagram, социальная сеть ассоциируется с торговой площадкой наполненной спамом и фотографиями еды. Я использую Instagram для демонстрации возможностей камеры смартфона. И я не одинок в своих начинаниях. Самый популярный вопрос, который мне задают каждый день на протяжении 6 лет — “на что это снято?”.

Мобильные фотографы, инстаграм фотографы — субкультура популярная в узких кругах, а в Америке еще и прибыльная профессия. О том как зарабатывать на любимом деле я расскажу в отдельном материале, если вам это интересно.

Снято на iPhone 6s. Обработано в приложении Enlight и Darkroom на iOS.

Когда беру в руки очередной смартфон для обзора, первым делом проверяю камеру. За эти годы у меня сформировалась картинка и приблизительные ожидания от разных моделей устройств. Можно наперед угадать, как будет снимать тот или иной смартфон в своем бюджете. Случаются приятные сюрпризы, увы, неприятные встречаются чаще.

Смартфоны сильно ударили по продажам фотоаппаратов. Покупка очередной мыльницы в какой-то степени не оправдана. Пользователь чувствует, что для повседневной съемки смартфона достаточно. Смартфоны меньше, легче, а в некоторых случаях защищены от влаги и пыли. Значит ли это, что фотоаппараты теперь не актуальны? Скорее нет, чем да. Смартфон не сделает снимок качества DSLR-камеры , это факт.

Вопрос в другом, подавляющему большинству людей не нужно качество DSLR-камер , особенно если учесть габариты и стоимость таких решений.

Если до этого момента вы не знали о существовании термина “мобильная фотография” как профессии, дочитайте до конца. Если не заразитесь темой, то хоть узнаете много нового и полезного.

Смартфоны и качество съемки.

При помощи камеры смартфона можно сделать фото-шедевр . Не стоит скептически относится к этому инструменту и наивно полагать, что фотосъемка - удел причудливых людей с фотоаппаратами за несколько тысяч долларов.

Я знаком с людьми для которых мобильная фотография стала работой. Знаете ли вы, что обложка к журналу Times 2012 года была снята на iPhone 4?


В 2010 году вышел iPhone 4, который делал потрясающие фотографии на тот момент. Это обложка журнала Time, на которой запечатлен шторм. Cнято на iPhone 4.

Редактирование фото.

Обработка фотографий на смартфоне — отдельный и большой пласт работы. Обработать фотографию можно на смартфоне в специальных приложениях, знаменитые приложения Snapseed и VSCO только верхушка айсберга.


Photoshop и Lightroom никуда не делись, но это противоречит термину мобильная фотография. Со временем вы поймете насколько гибкие приложения создаются для мобильных устройств. За счет сенсорного экрана делать рутинные задачи удобнее, чем мышкой на компьютере.

В мобильных приложениях стандартные задачи (ретушь, обрезка, коррекция цвета) уже оптимизированы и упрощены, а результат ничуть не хуже.

Вот видео о том, что можно сделать при помощи iPhone и приложения Enlight.

Результат крутого снимка - умение ловить момент и доводить до ума фотографию при помощи графического редактора. Это не значит, что вы должны обрабатывать все фото, иногда получаются великолепные снимки в оригинале. Вносить в окружающую вас действительность дополнительные штрихи — это хорошо. Обработка ради обработки — губительное занятие.

Быстрый запуск камеры смартфона.

Камера смартфона запускается несколькими способами. Ваша задача определить, какой из способов позволит вам удобно, а главное, быстро запустить приложение камера.

Мобильная фотография называется «мобильной» потому, что вы за считанные секунды готовы сделать внезапный кадр события рядом с вами.

На iPhone это делается с экрана блокировки. Если у вас Android смартфон, то здесь запуск камеры настраивается, как угодно. Установите специальное приложение из Play Market и запрограммируйте запуск камеры на физическую кнопку, к примеру, клавишу громкости. Если у вас Samsung Galaxy S6/S7 — запускайте камеру двойным нажатием на кнопку Home.

Ускорить запуск камеры можно при помощи дополнительного брелока-кнопки . Он стоит недорого, подсоединяется к смартфону через выход для наушников (привет, iPhone 7) и при помощи программы из Play Market вы назначаете на эту кнопку запуск камеры устройства. Для предыдущих поколений iPhone я встречал подобные решения в магазине Apple Store.

Изучите режимы съемки

У смартфонов много режимов съемки. Самый используемый режим - «авто». Но даже в этом режиме вам придется управлять уровнем экспозиции, включать прицельную сетку, следить за фокусировкой и при необходимости блокировать фокус камеры на объекте. Фокус блокируется длительным нажатием на экране смартфона.

HDR-режим делает хорошие снимки нивелируя внезапные перепады света в кадре. Серийная съемка важна при фотографировании движущихся объектов. На iPhone я делаю снимки исключительно сериями, никогда не знаешь, что произойдет в кадре через секунду, а происходит разное и регулярно.

Убедитесь, что в настройках камеры выключена вспышка. И никогда ее не включайте. Снимок с использованием вспышки — очередной снимок на память родственникам, не более.

Делайте много кадров

Решили что-то сфотографировать? Делайте несколько дублей одного объекта, пробуйте разные ракурсы. Их количество будет зависеть только от вашего опыта, по началу придется делать очень много попыток. На один кадр может прийтись до 30 снимков, только так вы сможете выбрать самый подходящий и понять, какие ошибки вы допустили, снимая под остальным ракурсами.
Не бойтесь делать много фото, к счастью дни Kodak’ов и Polaroid’ов прошли - за пленку платить не придется.

Храните оригиналы

Не удаляйте оригиналы фотографий после обработки, это крайне важно. Пройдет время, вы сможете вернуться к ним и проанализировать свои работы и обработанную версию снимка, возможно, понадобится что-то добавить или изменить.
Случаются и другие ситуации. Вашей фотографией могут заинтересоваться и без оригинала вам будет трудно доказать, что это ваша фотография.

Со мной случилась подобная история. Мне написал рекламный отдел Apple и попросил снимок сделанный на iPhone 6s. К счастью я сохранил оригинал фотографии и доказал, что автор снимка я. Этот снимок участвовал в тендере для рекламной кампании «Снято на iPhone 6s». Вот это фото.

Делитесь фотографиями

Найдите удобную для вас платформу для распространения фотографий. Не только вы должны оценивать свои творения, но и другая аудитория.

Делитесь снимками, задавайте вопросы подписчикам, смотрите, как делают другие. Возможно, на первом этапе копируйте и повторяйте идеи опытных фотографов, так набьете руку и найдете собственный стиль.

Мой выбор — Instagram, тут проще вести общение с людьми и растить аудиторию. Вот вам бонус, видео о том, какие виды продвижения Instagram существуют, какие стоит использовать, а какие нужно избегать.

Не бойтесь вернуться

Идете по городу и увидели что-то необычное? Доставайте телефон и снимайте, даже если уже прошли мимо — вернитесь! Момент - это уникальное явление, которое нам дано один раз, завтра этот момент не повторится. Я научился всегда возвращаться, научитесь и вы.

Такие снимки дороги, они жизненные и «настоящие». Попросить друга попозировать вы сможете всегда, а вот запечатлеть необычный момент получится только здесь и сейчас и больше никогда.

Снимайте, снимайте и еще раз снимайте. Каждый день фотографируйте. Практика очень важна. Не забывайте протирать объектив камеры перед очередным кадром, иногда это помогает.

P.S. О мобильной фотографии я готов говорить бесконечно. Это не последний материал на сайте и если тема “зайдет”, будем познавать вместе азы съемки и обработки при помощи смартфона. Больше фото снятых на разные смартфоны . Эта статья может вызвать у вас больше вопросов, чем ответов. В комментариях готов обсудить с вами все тонкости ремесла.



Бизнес идеи