Роль общественных объединений в мсу. Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления Местного самоуправления организаций общественных объединений

Местное самоуправление, являясь нижним звеном публичной власти, представляет собой совершенно особый политический институт и особую сферу управления, отличную от государственного управления. Основное отличие заключается во влиятельной роли населения и разных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Баланс властных и общественных начал предстает важнейшим институциональным свойством местного самоуправления. Местное самоуправление определяется как уровень организации власти в государстве, на котором органично переплетаются управленческие и самоуправленческие механизмы по решению вопросов местного значения. Представления о значительной роли самого населения в функционировании местного сообщества основаны на свойствах вопросов местного значения. Их решение должно происходить исключительно из интересов жителей. Вопросы местного значения - это проблемы тех людей, которые проживают на данной территории. Именно жители обладают наиболее полной информацией о проблемах, а также вариантах их решения. Население, граждане и общество рассматриваются как единственные субъекты местного самоуправления, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, получать необходимую достоверную информацию о ней. Многие зарубежные модели местного самоуправления построены на развитой инфраструктуре участия населения, а также интенсивного взаимодействия населения с органами местной власти.

Одна из основных целей современной муниципальной реформы напрямую касалась населения как активного субъекта местной жизни. Как отмечал Президент России Д. А. Медведев, приоритетность такой государственной задачи как развитие местного самоуправления связано с тем, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». Главная цель реформы заявлялась как создание подлинно самоуправляющейся системы публичной власти низового уровня. И, безусловно, одним из важнейших инструментов для реализации этой цели заявлялось стимулирование и поддержка объединений жителей для самостоятельного решения вопросов своих территорий.

Для развития общественно-властного взаимодействия необходимы следующие условия:

Необходимость предоставления гражданам права принимать решения, которые наиболее серьезно затрагивают их повседневную жизнь;

Создание условий для участия в принятии решений;

Поддержка инициатив общественности;

Развитие связей между органами местного самоуправления и общественными организациями;

Создание инфраструктуры общественных объединений граждан для совместной деятельности;

Замена властных методов действий на методы взаимодействия и сотрудничества.

В Послании Президента Федеральному собранию 2010 года озвучивается важность современных форм участия граждан в развитии своего города и села, их большее влияние на деятельность муниципальных органов. Одной из доминантных тем становится выстраивание каждодневных прозрачных, четких, простых отношений между государством и гражданином на всех уровнях власти. Императивно ставится вопрос о том, что региональная, а тем более муниципальная власть должна находиться в диалоге с народом. При этом главным критерием оценки работы регионального руководства объявляется уровень доверия жителей.

В рамках самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Они являются важным каналом экспериментирования в области поиска и отработки новых форм самоуправленческой активности населения и существенным источником информации о проблемах, запросах жителей. Общественные объединения - не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Иными словами, они позволяют не только фиксировать какое-либо явление, но и определять его качественную сторону, интенсивность. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений.

В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения. Информируя общественников, органы власти тем самым интенсифицируют, углубляют и расширяют информационные контакты с населением в целом. Кроме того, общественные объединения - это не только средство информирования граждан, выявления проблем, но и важное средство разрешения данных проблем, самореализации гражданами собственных запросов. Для органов местного самоуправления общественные объединения являются дополнительным средством удовлетворения запросов людей. К сожалению, с конца 80-х гг. самодеятельное движение на местах, задействованное в сфере удовлетворения общественных нужд, пошло на убыль. Органы власти перестали во многих местах опираться на организованную самодеятельность людей. И лишь в последнее время наметилось движение по восстановлению прежних форм работы с населением. Безусловно, общественники не должны подменять работников местного аппарата власти, муниципальных и иных предприятий, организаций. Самодеятельные организации населения должны работать не вместо органов местного самоуправления и их служб, а вместе с ними.

Общественные объединения много могут сделать для активизации личности, социализации ее интересов. Это один из каналов контроля со стороны населения за деятельностью государственных и местных органов, политических структур. Наконец, необходимо отметить присущее всем объединениям качество представительства. Они представляют интересы своих членов (участников) и тех групп населения, взгляды которых пытаются формулировать и выражать. И в этом своем качестве могут принимать посильное участие в представительном управлении, в том числе в процессах местного правотворчества и местных выборов.

Подведем некоторые итоги. Именно тема участия населения становится своеобразной «визитной карточкой» муниципальной реформы. Помимо объективной необходимости развивать общественные механизмы на муниципальном уровне, на ситуацию влияют следующие политические факторы:

Невозможность муниципалитетов в силу ряда факторов качественно исполнять свои обязанности на местном уровне приводит к подключению самих жителей и их объединений к решению вопросов местного значения;

На ситуацию влияет фактор сопротивления самого бюрократического аппарата институционализации общественного участия;

В новых общественно-политических условиях власть ищет новые механизмы «обратной связи» с населением.

Важно отметить, что развитие структур гражданского общества, поддержки гражданских инициатив «снизу» является одной из трендовых тем федеральной публичной политики уровня первых лиц государства. Можно предположить, что общественный запрос на общественное участие будет возрастать. И в первую очередь, это может касаться ответственности и сопричастности к управлению муниципальной жизнью. Поэтому проблема недостаточно четко налаженного взаимодействия государства и общества представляет собой одну из самых системных, сложных и важных проблем для России.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

РЕШЕНИЕ

О взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями

В целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 муниципальное Собрание решило:

1. Утвердить Положение о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями (приложение).

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Руководителя внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве Зиновьева А.Д.

Руководитель внутригородского

муниципального образования

Алексеевское в городе Москве А.Д. Зиновьев

Приложение

к решению муниципального

Собрания внутригородского

муниципального образования

Алексеевское в городе Москве

ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве с общественными объединениями

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве - муниципального Собрания, муниципалитета, Руководителя муниципального образования (далее органы МСУ) и общественных объединений, созданных в соответствии с федеральными законами (общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия, а также союзы (ассоциации) общественных объединений) и действующих на территории внутригородского муниципального образования Алексеевское в городе Москве (далее - ВМО), в целях реализации вопроса местного значения, установленного пунктом 18 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" .

1. Действие настоящего Положения распространяется на совместное решение вопросов, представляющих взаимный интерес органов МСУ и общественных объединений.

2. Предметом регулирования настоящего Положения являются отношения, возникающие в соответствии с законодательством в сфере местного самоуправления и общественных объединений между общественными объединениями и органами МСУ в связи с реализацией законных прав граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления, в целях защиты общих интересов и достижения общих целей.

Настоящее Положение не устанавливает порядок взаимодействия органов МСУ с негосударственными некоммерческими организациями (далее - НКО) в части предоставления НКО в безвозмездное пользование нежилых помещений, переданных органам МСУ для реализации отдельных полномочий города Москвы по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства.

3. Взаимодействие определяется как комплекс совместных мероприятий, направленных на решение вопросов, соответствующих компетенции участников взаимодействия, и затрагивающих интересы населения ВМО, общественных объединений, органов МСУ.

4. Положение устанавливает принципы, направления, формы взаимодействия органов МСУ и общественных объединений.

Общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с законом об общественных объединениях при взаимодействии с органами местного самоуправления в городе Москве (далее органы МСУ) имеют право:

Свободно распространять информацию о своей деятельности;

Участвовать в выработке решений органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законами Российской Федерации и города Москвы;

Представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления и общественных объединениях;

Осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

Выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы местного самоуправления.

II. Принципы взаимодействия

Взаимодействие органов МСУ с общественными объединениями осуществляется на основе принципов:

1. законности;

2. гласности;

3. добровольности и взаимной заинтересованности в совместной деятельности с целью поддержки и развития конкретных гражданских инициатив жителей Москвы, которые носят конструктивный и созидательный характер;

4. согласованности действий и объединения усилий в совместном решении вопросов с учетом интересов участников взаимодействия;

5. невмешательства органов МСУ и их должностных лиц в основную деятельность общественных объединений, равно как и невмешательства общественных объединений в деятельность органов МСУ и их должностных лиц;

6. самостоятельности в реализации собственных задач и полномочий, а также в выработке форм и методов использования собственных сил и собственных средств;

7. неэкономической основы взаимодействия с отсутствием целевого финансирования или муниципальных грантов из средств местных бюджетов для реализации общественно полезных программ, проектов, мероприятий, общественно-гражданских инициатив общественных объединений;

8. системного характера равноправного партнерского сотрудничества;

9. доверия в решении вопросов совместной деятельности;

10. ответственности каждого из участников взаимодействия за выполнение взятых на себя обязательств, определенных в двусторонних соглашениях (договорах).

III. Направления взаимодействия

Основными направлениями взаимодействия органов МСУ с общественными объединениями являются:

1) участие общественных объединений в обсуждении программ, планов или отдельных мероприятий, разрабатываемых органами МСУ при решении вопросов местного значения и/или переданных государственных полномочий;

2) участие в формировании и выработке решений органов МСУ по вопросам местного значения;

3) внесение в органы МСУ общественными объединениями инициатив и предложений по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей для целей активизации населения в решении вопросов местного значения;

4) участие органов МСУ в обсуждении проектов и программ общественных объединений, направленных на развитие гражданских инициатив населения на территории ВМО;

5) проведение совместных акций и мероприятий по вопросам, входящим в полномочия органов МСУ;

6) совместное участие в мероприятиях по обеспечению безопасности на территории ВМО (общественные пункты охраны порядка, антитеррористические окружные комиссии по противодействию терроризма, мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, экологический контроль и т.д.);

7) совместное участие в организации и проведении военно-патриотических и социально-воспитательных мероприятий с детьми и молодежью;

8) совместная деятельность по развитию детского, молодежного и студенческого общественного движения;

9) совместная деятельность по просвещению населения по вопросам местного самоуправления;

10) совместная деятельность в популяризации здорового образа жизни, физкультуры, спорта, досуга жителей ВМО;

11) совместная деятельность по информированию населения о деятельности органов МСУ, общественных объединений, взаимодействию с органами исполнительной власти;

12) участие общественных объединений в проведении опросов населения по определению потребностей жителей в спортивных и досуговых услугах, их направленности и доступности;

13) участие в проведении мониторингов (о деятельности органов МСУ, экологическому мониторингу и т.д.);

14) участие представителей общественных объединений в мероприятиях по контролю и оценке качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, НКО по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;

15) совместная деятельность по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат России, Москвы, местных праздников;

16) иные направления взаимодействия, предусмотренные законами, правовыми актами города Москвы, двусторонними соглашениями (договорами).

IV. Формы взаимодействия

Органы МСУ и общественные объединения для реализации направлений взаимодействия и совместного решения вопросов:

Создают совместные советы, рабочие группы и комиссии;

Заключают двусторонние соглашения (договоры) о совместной деятельности;

Формируют планы и программы совместной деятельности по решению вопросов местного значения и переданных полномочий;

Проводят совместные исследования, обобщение проблем и выявление причин низкой активности населения в решении вопросов местного значения и участия в досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных занятиях и мероприятиях;

Организуют совместные (комиссионные) контрольные мероприятия в соответствии с компетенцией органов МСУ;

Создают конфликтные комиссии в случае возникновения конфликтных ситуаций на территории ВМО;

Организуют встречи с населением, в том числе тематические встречи с основными целевыми аудиториями населения;

Осуществляют информационный обмен сведениями, представляющими взаимный интерес и непосредственно связанными с выполнением совместных задач, обобщают и анализируют передовой опыт решения вопросов местного значения и реализации переданных полномочий органами МСУ других ВМО в городе Москве;

Планируют и проводят совместные мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности населения, профилактике безнадзорности;

Взаимодействуют со средствами массовой информации, готовят публикации по актуальным вопросам информирования населения;

Организуют и проводят совместные праздничные местные мероприятия, иные зрелищные мероприятия, смотры, конкурсы, выставки;

Организуют и проводят тематические конференции, семинары, консультации в целях правового просвещения населения.

V. Полномочия общественных объединений при взаимодействии с органами МСУ

Общественные объединения в пределах компетенции, определенной в двухсторонних соглашениях (договорах), вправе:

Получать от должностных лиц органов МСУ необходимые для решения совместных вопросов сведения, справки, документы и/или копии с них;

Участвовать в обсуждениях планов, программ, разрабатываемых органами МСУ;

Участвовать в заседаниях муниципального Собрания в соответствии с Регламентом, совещаниях, проводимых органами МСУ, по приглашению их руководителей;

Вносить в установленном порядке проекты правовых актов, замечания и предложения по решению вопросов местного значения, переданных полномочий;

Вносить на обсуждение социально ориентированные мероприятия, проекты, программы для их внесения в планы мероприятий органов МСУ;

Участвовать в проверках соблюдения требований к санитарному состоянию объектов (спортивных площадок, нежилых помещений) и прилегающей территории, безопасности их использования для населения;

Направлять в органы МСУ материалы о нарушении прав потребителей или качества предоставления муниципальных услуг для рассмотрения вопросов в установленном порядке;

Размещать в информационных системах общего пользования информацию о совместной с органами МСУ деятельности.

  • 9.Развитие теоретических взглядов на понятие местного самоуправления.
  • 10.Исторические этапы развития местного самоуправления в России (этапы: 1864 – 1917 г.Г., 1917 – 1991г.Г.)
  • 11.Реформа местного самоуправления в Российской Федерации: характеристика основных направлений и этапов реформы (1991 – 2009гг.)
  • 12.Местное самоуправление: понятие, юридическое закрепление в законодательстве Российской Федерации.
  • 13.Муниципальная власть: понятие, соотношение с государственной властью.
  • 14.Принципы местного самоуправления. Классификация принципов.
  • 15.Функции местного самоуправления, и их содержание.
  • 16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.
  • 17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.
  • 18.Нормы международного права, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 19.Характеристика основных положений Европейской Хартии местного самоуправления.
  • 20.Конституционное регулирование местного самоуправления.
  • 22.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. № 131-фз: краткая характеристика основных положений.
  • 24.Система муниципальных правовых актов в муниципальном образовании: понятие, классификация и краткая характеристика.
  • 25.Устав муниципального образования понятие, место устава в системе муниципальных правовых актов, содержание устава.
  • 26.Порядок принятия, регистрация устава муниципального образования, вступление его в юридическую силу.
  • 27.Договоры, соглашения, обычаи, действующие в сфере местного самоуправления.
  • 28.Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  • 29.Понятие и признаки муниципального образования.
  • 30.Виды муниципальных образований. Характеристика муниципальных образований общего типа.
  • 31.Характеристика муниципальных образований специального типа.
  • 32.Административно- территориальное устройство и муниципально-территориальное устройство: понятие и соотношение.
  • 33.Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  • 35.Преобразование муниципальных образований: понятие, виды и порядок преобразования.
  • 36.Федеральный реестр муниципальных образований. Реестры муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
  • 37.Органы местного самоуправления: понятие, структура.
  • 38.Формирование органов местного самоуправления. Модели организации муниципальной власти.
  • 39.Компетенция органов местного самоуправления: общая характеристика.
  • 40.Межмуниципальное сотрудничество.
  • 41.Представительный орган местного самоуправления: понятие, формирование, наименование, срок полномочий.
  • 42.Полномочия представительного органа местного самоуправления: собственные и исключительные.
  • 43.Структура представительного органа местного самоуправления.
  • 44.Председатель представительного органа местного самоуправления и его заместитель: их правовой статус.
  • 45.Депутатские объединения в представительном органе: порядок формирования и деятельности.
  • 47.Акты представительного органа местного самоуправления: порядок подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу.
  • 48.Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления.
  • 49.Глава муниципального образования: понятие, место в системе органов местного самоуправления.
  • 50.Наименование главы муниципального образования, порядок вступления в должность, прекращение полномочий главы муниципального образования.
  • 51.Полномочия главы муниципального образования: представительские, хозяйственные, организационно-распорядительные.
  • 52.Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - местной администрации.
  • 53.Структура местной администрации.
  • 54.Правовые акты должностных лиц местной администрации.
  • 55.Глава местной администрации: порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий главы местной администрации.
  • 56.Правовой статус контрольного органа местного самоуправления: цели, задачи, порядок формирования и полномочия.
  • 57.Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.
  • 58.Муниципальная служба: понятие, правовые основы, принципы.
  • 59.Муниципальные должности: понятие, категории, группы, реестры.
  • 60.Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.
  • 61.Правовой статус муниципального служащего.
  • 62.Порядок поступления на муниципальную службу. Прекращение муниципальной службы.
  • 63.Порядок прохождения муниципальной службы.
  • 64.Местный референдум: понятие, правовая основа проведения, круг вопросов, по которым проводится местный референдум.
  • 65.Порядок проведения местного референдума, юридическая сила решений, принятых на референдуме. Обстоятельства, исключающие проведение референдума.
  • 66.Муниципальные выборы: понятие, правовая основа, назначение выборов, образование избирательных округов и участков, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация.
  • 67.Проведение муниципальных выборов: голосование, определение итогов выборов, обжалование их результатов.
  • 68.Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
  • 69.Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
  • 70.Правотворческая инициатива граждан на местном уровне.
  • 71.Собрания, сходы, конференции граждан. Правовая основа, порядок проведения, юридическая сила принятых решений.
  • 72.Обращения граждан в органы местного самоуправления: понятие, виды, правовая основа, порядок рассмотрения.
  • 73.Публичные слушания: понятие, виды (обязательные и необязательные), организация и проведение.
  • 74.Территориальное общественное самоуправление: понятие и характеристика.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.
  • 76.Собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования: понятие и правовой режим.
  • 77.Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
  • 78.Муниципальная собственность: понятие, состав, реестры имущества, субъекты права муниципальной собственности.
  • 79.Особенности участия муниципального образования в гражданско - правовых отношениях.
  • 80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности.
  • 81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом.
  • 82.Местные финансы: понятие, состав, принципы формирования и использования.
  • 83.Понятие и содержание местного бюджета: структура, доходная и расходная части, дотации, субвенции, субсидии.
  • 84.Муниципальные заимствования. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях.
  • 85.Понятие бюджетного процесса. Стадии бюджетного процесса. Рассмотрение и утверждение бюджета.
  • 86.Финансовый контроль в бюджетном процессе.
  • Глава 26.Основы государственного и муниципального финансового контроля.
  • 87.Полномочия органов местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере.
  • 88.Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
  • 89.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта.
  • 90.Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
  • 91.Полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты.
  • 92.Полномочия органов местного самоуправления в жилищно - коммунальной сфере.
  • 93.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 95.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед физическими и юридическими лицами и перед государством.
  • 96.Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
  • 97.Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям.
  • 98.Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 99.Экономические гарантии местного самоуправления.
  • 100.Судебная и иные формы защиты местного самоуправления.
  • 75.Местные общественные объединения: понятие, виды и правовой статус.

    Важное место в политической системе, как механизме реализации суверенитета народа, занимают общественные организации. Право граждан России на создание этих организаций закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение или пребыванию в нем. В настоящее время деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года , а также законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года . Основными видами общественных организаций являются: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др.

    Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создаваемые общественные объединения должны регистрироваться в установленном законом порядке и приобретать права юридического лица. Такие объединения могут функционировать и без государственной регистрации, но тогда они не приобретут прав юридического лица.

    Общественная организация – это основанное на членстве ОО, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое ОО, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства ОО, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлении и использование данного имущества на общественно полезные цели.

    Общественное учреждение – это не имеющее членства ОО, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям объединения.

    Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органа по месту его создания.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя новые общественные объединения. По территориальной сфере деятельности общественные объединения классифицируются на общероссийские, межрегиональные и местные.

    Политические партии выражают политическую волю своих членов, участвуют в формировании органов государственной власти и в ее осуществлении через избранных в эти органы представителей. Партии имеют право выдвигать кандидатов в представительные органы, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять депутатские группы и фракции.

    Массовые общественные движения преследуют политические и иные цели и не имеют фиксированного членства. В законодательстве установлено, что военнослужащие и лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в своей служебной деятельности руководствуются законом и не связаны решениями партий и массовых общественных движений.

    Профессиональный союз (профсоюз) – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общественной.

    Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

    Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (Приложения А, Б, В, Г), и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения -физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

    Членами общественного объединения являются физические лица и получившие права юридического лица другие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения – физические и юридические лица – имеют равные права и несут равные обязанности.

    Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

    Участниками общественного объединения являются физические и получившие право юридические лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотрено уставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения – физические и юридические лица – имеющие равные права и несут равные обязанности.

    "

    В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

    1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
    2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
    3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
    4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

    Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

    • Специальность ВАК РФ22.00.08
    • Количество страниц 248

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

    § 1. Государственное управление и местное самоуправление

    §2. Роль местного самоуправления в развитии гражданского общества

    §3. Место и роль неправительственных организаций в становлении гражданского общества

    3.1. Некоммерческий сектор как объект социологического знания

    3.2. Роль организаций «третьего сектора» в реформировании 40 российского общества

    §4. Социальное партнерство - путь к гражданскому обществу

    4.1. Социальное партнерство: сущность и принципы

    4.2. Законодательная база социального партнерства

    ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНЫХ 75 ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

    § 1. Практика взаимодействия местных органов власти и неправительственных организаций

    §2. Анализ социального партнерства на примере Региональной общественной благотворительной «Координационный центр социальной поддержки» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Литература

    Рекомендованный список диссертаций

    • Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России 2002 год, доктор социологических наук Якимец, Владимир Николаевич

    • Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления в России 2004 год, кандидат политических наук Баталова, Юлия Владимировна

    • 2003 год, кандидат экономических наук Тадорашко, Константин Павлович

    • 2000 год, кандидат социологических наук Хухлина, Валентина Владимировна

    • 2008 год, кандидат политических наук Шок, Наталия Петровна

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль общественных организаций в деятельности органов местного самоуправления»

    Россия идет по пути социально-экономических преобразований, и многие исследователи связывают их ход с построением или развитием гражданского общества.

    Проблеме формирования гражданского общества в России уделяют серьезное внимание и ученые, и практические руководители, политические и общественные деятели. Она стала неотъемлемой частью современных представлений об обществе, демократии, правовом государстве.

    Становление гражданского общества отражено во многих программных документах государства и правительства, политических партий и движений.

    Гражданское общество вырастает из потребностей общества в преодолении антагонизма и противоречий, согласовании и гармонизации общественных сил.

    Главный смысл и направленность его состоит в осуществлении предназначения человека в его конкретно-исторических и национально-специфических условиях, в том числе и выражения его индивидуальных сил и способностей, «высшим» проявлением которых являются гражданские качества.

    Достижение гражданского общества осуществляется двумя способами -самостоятельность действий и взаимодействие. Первый способ означает, что для соединения различных интересов необходима автономность и самостоятельность, самоуправляемость субъектов, а с другой стороны - отношения субъектов стремящихся к такому единству возможно только на основе объединения усилий на базе сотрудничества.

    Центральной составляющей гражданского общества являются общественные объединения. Именно здесь осуществляются непосредственные и действительные связи общества и государства, личности и власти, реализуются права и свободы личности, ее самодеятельность и независимость, проявляются уровень и характер демократии, полнота смысла человеческого существования как такового.

    По конституции РФ общественные объединения являются посредниками между обществом и государством. Здесь сосредоточены объективные возможности преобразования нашего общества в гражданское демократическое общество, поэтому разработка проблемы социального партнёрства во взаимодействии органов муниципальной власти, как органов местного самоуправления и некоммерческих организаций является актуальной и своевременной.

    Становление рыночной экономики в России привело к резкому падению жизненного уровня населения, к расслоению общества, к кризису социальной сферы государства. В создавшейся ситуации особо остро встаёт проблема создания сильной государственной социальной политики.

    В современной России необходимо создать такие условия жизни населения, которые бы отвечали интересам и потребностям каждого российского гражданина. Достижение этой цели связано, прежде всего, с территориальной общностью совместного проживания людей, где жизнедеятельность обеспечивается местными муниципальными властями, способными создать условия социального согласия и социального партнерства проживающих на данной территории людей.

    Решение проблемы достижения согласия, диалога, сотрудничества, партнерства между различными социальными слоями, между органами местного самоуправления и общественными организациями чрезвычайно важная и актуальная задача современного этапа исторического развития нашего общества.

    Актуальность диссертационной работы заключается в том, чтобы раскрыть в системе взаимоотношений населения и местных органов власти предпосылки конструктивных контактов по сотрудничеству, взаимному учету интересов субъектов социального взаимодействия, в поиске и нахождении взаимоприемлемых решений по вопросам жизнедеятельности населения. Готовность муниципальной власти к социальному сотрудничеству с общественными организациями выступает основным условием и залогом социальной стабильности в обществе.

    В рамках социального кризиса, переживаемого российским обществом, становится актуальным проблема социального партнёрства государства и некоммерческого сектора особенно на нижнем уровне власти наиболее близко находящейся к населению и наиболее тесно с ним связанной.

    В основе социального партнерства на местном уровне лежит самоуправление, свойственное и местным органам власти и общественным объединениям, что создаёт дополнительные условия для их взаимодействия.

    Не менее важный фактор развития социального партнерства социальная активность личности и потребность проявления личной инициативы в реализации социальной политики. Необходима активизация населения по участию в деятельности общественных объединений как средстве выражения гражданской позиции и инструменте влияния на принятие управленческих решений в социальной политике.

    Создание условий, способствующих становлению и развитию социального партнёрства, исследование способов и методов практической его реализации на местном уровне способствует развитию демократических функций общества, продвижению его на пути демократизации и построения гражданского общества, что крайне важно для российской действительности.

    Исследование роли общественных организаций в процессе решения социальных проблем на уровне местного самоуправления, моделирование социальных технологий, в рамках которых достигается конструктивная связь государственных и общественных способов реагирования на социальные проблемы, становится важным направлением социологической науки.

    Актуальность социологического исследования развития некоммерческого сектора и его возрастающего влияния на формирование социальной политики на местном уровне заключается в том, что позволяет выработать предложения по активизации взаимодействия общественных организаций и органов местного самоуправления в социальной сфере и разработать предложения по привлечению населения к участию в решении вопросов его жизнедеятельности.

    Степень научной разработанности проблемы. Категорийно-понятийный аппарат, толкование дефиниций социального партнёрства требуют методологической чёткости. В настоящее время большинство российских исследователей рассматривают социальное партнерство как форму социально-трудовых отношений между наёмными рабочими и работодателями.

    Неправительственные организации, которые предлагают свою инициативу, нередко на безвозмездной основе, таким образом, не вписываются методологически в контекст функционирующего общепринятого понятия «социальное партнёрство»

    Новая складывающаяся практика общественных отношений на местном уровне социальное партнёрство муниципальных органов и общественного сектора -методологически и теоретически требует уточнения. ^

    Автор исходит из того, что социальное партнёрство означает отношения между государством, выступающем в лице правительства, его органов и представителей (в рассматриваемой работе в лице местных органов самоуправления) с другими субъектами - личность, семья, неправительственные организации (НПО) и т.д. Социальное партнёрство есть равноправные отношения между субъектами, которые определяются общностью их потребностей, ценностных ориентацией и интересов на принципе социальной справедливости. В диссертационной работе рассматриваются: взаимодействие государственных органов власти на местном уровне с неправительственными организациями, роль самоуправления в деятельности местных органов власти и общественных организаций, современные тенденции развития некоммерческого сектора и его возрастающей роли в формировании гражданского общества.

    Многообразные направления развития, становления и взаимодействия неправительственных организаций с властными органами местного самоуправления рассматриваются в трудах отечественных исследователей: Митрохина В.И., Ященко A.A., Ионовой JI.A., Вилинова И.В., Савченко П.В., Якимец В.Н., Модель И.М., Модель Б.С., Киселева В.Н., Смольнова В.Г., Мигирова Р.П., Коноваловой JI. Федулина А. и др.1

    Анализ работ выше перечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что отличительной особенностью российской действительности является недостаточная сформированность партнёров социальных отношений, как со стороны государственных органов власти, так и со стороны взаимодействующих с ними НПО. Государственная политика в отношении социального партнерства с НПО в России находится в процессе формирования. Социальное партнерство, как системообразующая основа гражданского общества переживает зачаточное состояние и пока слабо выступает как амортизатор социальной напряженности в обществе. Естественно, важной задачей является разработка чётких, концептуальных ориентиров, обоснование эффективной модели социального партнёрства между государством в лице местного самоуправления и некоммерческих, негосударственных организаций (в дальнейшем НПО), предложений и рекомендаций по формированию государственной социальной политики по этим направлениям. Частью государственной социальной политики является выработка благоприятных условий для развития двух составляющих социального партнёрства: системы местного самоуправления - местных органов власти и неправительственного сектора -общественных объединений. По мнению диссертанта, общим в рассматриваемых работах является анализ тенденции развития неправительственного сектора. Исследователи отмечают повышение социальной роли НПО, вызванного неспособностью государства удовлетворить в полной мере потребности населения в социальных услугах. Привлечение НПО к деятельности в социальной сфере снижает нагрузку на государство и расширяет

    Матюхин A.B. Концепция политической модернизации российского общества. Дисс., М.,1998; Кисилев В.Н., Смольнов В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998; Семигин Г.Ю. Социальное партнерство как сектор политической стабилизации российского общества. Автореферат дисс. М., 1993; Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства. М., 2000; Савченко П.В. Некоммерческие организации в системе институциональных отношений М,. 2000; Модель И.М., Модель Б.С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия к социальному партнерству. Екатеринбург, 1998; Вилинов И.Е. Формирование системы социального партнерства. Автореферат дисс. М., 1998; Трубицин A.B. Социальная политика: к выработке новых ориентиров. М., 2000; Л.Коновалова Неправительственные организации в государстве и обществе М., 2000; М. Кляйнберг Некоммерческие общественные организации в российском секторе социального обеспечения. М., 2000. сферу деятельности НПО. Социальная сфера является тем полем, на котором объективная необходимость способствует возникновению эффективного и полноценного социального партнерства между НПО и государственными органами власти.

    В представленной диссертационной работе, исследуется социальное партнёрство между негосударственными, некоммерческими организациями и органами местного самоуправления по решению проблемных ситуаций в социальной сфере на базе опыта сотрудничества Региональной общественной благотворительной организации (в дальнейшем РОБО «КЦСП») с Управой района «Красносельский».

    Проблемы местного самоуправления достаточно глубоко исследовались и в России и за рубежом.

    Поиск теоретических и практических решений в этом направлении важная и актуальная проблема сегодняшнего дня. Об этом свидетельствуют работы И. Бабичева, А. Воронина, А. Гладышева, В. Голованова, П. Бирюкова, J1. Гильченко, И. Овчинникова, Е. Заборовой и др.2 В этих работах дан анализ общих проблем развития самоуправления на уровнях: государственном, региональном и муниципальном, местном; рассматривается взаимодействие различных уровней власти, их роль в становлении демократического общества в России.

    В ряде работ анализируются проблемы правового регулирования деятельности местных органов власти с точки зрения функции самоуправления. В последнее время появляются исследования о роли местных органов власти в политическом и экономическом развитии регионов, но отсутствуют работы, в той или иной мере охватывающие весь комплекс социальных вопросов, связанных с социальным партнёрством неправительственных организаций и местных органов власти как института самоуправления.

    Практика развития социальной деятельности ставит перед социологической наукой задачи и требует теоретического исследования противоречия между потребностями общества в эффективном социальном партнёрстве между органами местного самоуправления и НПО и реальным состоянием этого партнёрства не соответствующего

    1 1 - " 1 "" - .

    И. Бабичев Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М., 2000; Воронин А.Г. и др.

    Редкол./ Местное самоуправление в Российской Федерации. М., 1998; А. Гладышев Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999; В. Голованов Управление и самоуправление в крупном городе М., 1997; П. Бирюков Основы местного управления и самоуправления М.,1998; J1. Гильченко Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России. М., 1998; И. Овчинников Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999; Заборова E.H. Система самоуправления и территориальная самодеятельность городского населения, Екатеринбург, 1998. требованиям сегодняшнего дня и целям построения гражданского общества в нашей стране.

    Целью диссертационной работы является изучение закономерностей возникновения и развития социального партнерства между органами местного самоуправления в лице местных органов власти и общественным неправительственным сектором, разработка практических рекомендаций по стимулированию и оптимизации данного процесса в социальной сфере. Определение места и роли неправительственных организаций в формировании гражданского общества в России на уровне местного самоуправления.

    Постановочными задачами диссертации являются:

    Анализ социального партнёрства как системы взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций;

    Уточнение понятия «местное самоуправление» по отношению к местным органам власти - муниципалитетам, в рамках города Москвы - управам;

    Анализ современной концепции и модели взаимодействия органов местного самоуправления как государственной власти на местах с неправительственными организациями;

    Обоснование роли «третьего сектора» и местного самоуправления в формировании гражданского общества в России;

    Проведение социологического анализа социального партнёрства между местными органами власти и общественными организациями на примере района «Красносельский» г. Москвы и на его основе обоснование повышения роли неправительственных организаций и социального партнёрства между местными органами самоуправления и некоммерческими организациями на современном этапе развития российского общества;

    Объекты исследования - местное самоуправление, негосударственные некоммерческие организации, их взаимодействие в социальной сфере.

    Предмет исследования - социальное партнёрство как система взаимодействия между местным самоуправлением и общественными объединениями.

    Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования включает теоретические разработки ведущих отечественных и западных социологов в области изучения и развития концепции социального партнёрства между государством и неправительственными организациями; его влияния на формирование гражданского общества, роли общественных организаций в деятельности местных органов власти, материалы исследований, научно-практических конференций, положения законодательных и нормативных актов.

    В работе использован социологический метод исследования с использованием теоретико-методологического анализа системных понятий исследования. Автором разработаны анкеты и под его руководством проведен социологический опрос 300 жителей и 300 экспертов (руководителей государственных, коммерческих, общественных организаций, работников Управы и её служб). Выборка репрезентативная.

    Исследовательская гипотеза: формирование в России гражданского общества невозможно без решения фундаментальной проблемы социального партнёрства органов власти на местном уровне с неправительственными организациями, представляющими интересы огромного числа населения.

    Научная новизна диссертации заключается в следующем:

    Обобщён отечественный опыт взаимодействия органов муниципальной власти как органов местного самоуправления и неправительственных организаций в лице общественных объединений. На основе этого обобщения впервые представлен процесс эволюционирования понятия «местное самоуправление», в том числе с позиций его включения в содержание управления на местном государственном уровне и анализ общих и отличных черт, присущих самоуправлению властных органов на местах и самоуправлению общественных объединений;

    Введены в научный оборот эмпирические данные, углубляющие понятие социальною партнёрства государственных органов власти и неправительственных организаций как нового социального института, активно способствующего формированию гражданского общества в России;

    На основе анализа социологических исследований обоснован механизм повышения роли неправительственного сектора в деятельности местного самоуправления;

    Проанализированы специфика и механизмы взаимодействия государственных органов власти и неправительственных организаций на низшем звене государственного управления;

    На основе социологического опроса определены трудности и проблемы развития социального партнёрства на местном уровне между государственными органами власти и общественными организациями, обусловленные с одной стороны, социальноэкономическим положением в стране, неподготовленностью государственных служащих к социальному диалогу, социальному партнёрству, несовершенством законодательной базы, неудовлетворительным состоянием информационного поля, а с другой стороны, слабым вовлечением самого населения в самоуправляющиеся общественные объединения и недостаточным их участием в процессах принятия решений на государственном уровне;

    Предложены эффективные модели внедрения и развития социального партнёрства между государственными органами власти и общественными организациями в социальной сфере обслуживания льготных категорий жителей.

    Практическая значимость работы определяется потребностьюосмысления созидательной роли социального партнёрства между органами местного самоуправления и и некоммерческими организациями, необходимого для развития социальной сферы, оперативного решения социальных проблем. Участия населения в управленческой деятельности, в подготовке и принятии решений по планированию и реализации социальной политики на местном уровне.

    Практическая значимость настоящего исследования обусловлена содержанием предложений и рекомендаций по формированию эффективной системы социального партнёрства между местными органами власти и неправительственными организациями, по привлечению населения к активному участию в реализации социальной политики на местном уровне.

    Выводы и положения диссертации могут быть использованы в разработке нормативно-законодательной базы по развитию социального партнёрства, в подготовке управленческих кадров различного уровня, в деятельности неправительственных организаций, вступающих в социальное партнерство с государственными органами власти на местах, в работе местных органов самоуправления по привлечению населения к активному участию в общественной жизни.

    Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики, в том числе городского статистического управления Москвы, материалы Управы «Красносельский» и результаты социологических исследований, проведённых автором. Основными нормативными источниками стали: нормативная база по некоммерческим организациям, социальному партнёрству, самоуправлению в России и Москве, Европейская хартия о местном самоуправлении, Конституция Российской Федерации.

    Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные выводы идеи и положения диссертационной работы базируются на 10-летнем практическом опыте работы автора руководителем общественной благотворительной организации «Координационный центр социальной поддержки» реализующей на практике механизм социального партнерства с местными органами власти в лице Управы района «Красносельский». Этот опыт был рассмотрен и получил одобрение мэрии Москвы.

    Положения диссертации изложены автором в публикациях и выступлениях на «круглых столах», в работе научно-практической конференции «Роль неправительственных организаций в деятельности государственных органов власти» 1998 г. ЦАО, г. Москвы, слушаниях в Государственной Думе в апреле 2002 г., в материалах, подготовленных Управой «Красносельский» для администрации Центрального округа, а также в трёх публикациях объёмом более 5 п.л.

    Основные положения диссертации обсуждены на заседании кафедры социологии социальной сферы СТИ МГУС.

    Положения, выносимые на защиту:

    Самоуправление - базовый принцип местных органов власти и общественных организаций, регулирующий право граждан на самостоятельное заведование местными делами и являющийся способом организации и участия в осуществлении власти на местах.

    Самоуправление, некоммерческий сектор, социальное партнёрство - основные, определяющие институты гражданского общества, позволяющие наиболее эффективно использовать общественный потенциал в управлении обществом.

    Гражданские инициативы являются тем самым элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.

    Привлечение общественного сектора к оказанию социальных услуг на основе социального партнёрства с местными органами власти является новым явлением в социальной сфере России, способствующим развитию демократии в обществе.

    Отсутствие целостной комплексной и системной государственной политики в области социального диалога и социального партнёрства власти и НПО включающей все необходимые компоненты: правовой, организационно-структурный, научно-методологический, материально-финансовый и информационный, сдерживают развитие российского общества.

    На опыте социального партнёрства между местными органами власти и общественными организациями в сфере оказания социальных услуг доказана реальность социального сотрудничества в решении наиболее острых социальных проблем наиболее нуждающихся групп населения.

    Успешное социальное партнёрство между органами власти и НПО, работающими в сфере оказания социальных услуг, зависит от следующих факторов:

    Наличия целенаправленной государственной политики в области социального партнёрства с «третьим сектором»;

    Сформированности законодательной базы, в том числе и в налогообложении, стимулирующей государственные и коммерческие структуры к сотрудничеству с НПО;

    Координации усилий НПО и государственных структур в социальной сфере деятельности;

    Информационного обеспечения процессов социального партнёрства, продвижения идей «третьего сектора» и социального партнёрства в сознание людей,

    От субъективных факторов, т. е. от уровня компетентности и ответственности кадрового состава государственных руководителей и лидеров неправительственных организаций.

    Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

    • 2009 год, доктор политических наук Васильева, Татьяна Алексеевна

    • Институционализация межсекторного социального партнерства: региональный аспект: На примере Республики Бурятия 2006 год, кандидат социологических наук Чернобровкина, Елена Павловна

    • Некоммерческие организации в региональной политике: на примере Дальневосточного федерального округа Российской Федерации 2010 год, кандидат политических наук Кияшко, Евгения Юрьевна

    • Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства 2009 год, кандидат социологических наук Ловкова, Анастасия Анатольевна

    • Институционально-экономические основы развития гражданского общества в России 2008 год, кандидат экономических наук Ковалев, Александр Петрович

    Заключение диссертации по теме «Социология управления», Боцу, Ирина Анатольевна

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В процессе работы над проблемой «Роль общественных организаций в деятельности местных органов самоуправления» автор рассмотрел большой комплекс задач, что позволило:

    Изучить имеющиеся материалы (законодательные и нормативные акты, документы органов власти, научные публикации, материалы периодической печати и т. д), о методологии, теории и практике государственной политики по данной проблеме; рассмотреть понятийный аппарат и концептуальные подходы к проблеме;

    Изучить зарубежный опыт по решению данной проблемы (на примере стран Западной Европы) и опыт развития НПО, его роли в реформировании общества в России;

    Провести оценку действий местного самоуправления по установлению социального партнёрства с общественными организациями на местном уровне, оценку роли НПО в развитии органов местного самоуправления, проанализировать результаты совместной работы Управы с НПО на базе работы общественной благотворительной организации «Координационный центр социальной поддержки»;

    Разработать предложения, позволяющие, по мнению автора, повысить роль общественных организаций в их сотрудничестве с местными органами самоуправления.

    Таким образом, можно сделать выводы:

    Создан социальный портрет взаимодействия органов местного самоуправления и организаций «третьего сектора».

    Установлено, что на местном уровне закладывается фундамент демократического гражданского общества, а социальное партнёрство органов местного самоуправления и НПО - путь к его становлению.

    Определено, что некоммерческий неправительственный сектор является значительной и динамично развивающейся компонентой общественной жизни. Он не только служит удовлетворению насущных потребностей людей, но и представляет собой мощную и растущую экономическую силу, которая влияет на все стороны общественной жизни.

    На.местном уровне механизмы участия неправительственных организаций в реализации государственной социальной политики не сложились в полной мере как общепринятая практика. Сохраняют значительную роль субъективные факторы, влияющие на взаимодействие НПО с государственными структурами в решении проблем социальной сферы, в связи с чем, это взаимодействие нельзя назвать стабильным. Информационное поле по развитию НПО и социального сотрудничества сужено и развито слабо. Потенциал информационной составляющей социальной политики в области социального партнерства не используется в полной мере, что тормозит развитие процесса. Необходима целенаправленная работа по формированию общественного мнения в пользу социального партнёрства, его развития.

    Развитие социального партнерства между органами мастного самоуправления и неправительственными организациями во многом зависят от инициативы и активности организаций «третьего сектора». Способность к привлечению дополнительного финансирования, профессионализм кадров, работающих в НПО, самостоятельность и высокая степень ответственности за качество решений проблемы и полноту взятых на себя обязательств, умение выражать и лоббировать свои интересы и интересы граждан на уровне принятия государственных решений, в частности на уровне местного самоуправления определяют успех таких действий.

    Выявлено, что многие проблемы «третьего сектора», особенно на местном уровне, связаны с отсутствием достаточно разработанной и эффективной правовой базы. Существующая законодательная база не охватывает все поле деятельности неправительственного сектора, социального партнёрства между государственными органами власти, коммерческим сектором и неправительственными организациями. Уже действующие нормативные акты требуют доработки и совершенствования. Процесс развития законодательной базы на местном уровне находится в зачаточном состоянии и требует активизации и расширения.

    Показана ведущая роль государства в условиях формирующегося гражданского общества, в становлении и развитии социального партнёрства. Государство разрабатывает стратегию и приоритеты социальной политики, организует их практическое воплощение с участием социальных партнеров по установленным нормам.

    Определено основное значение и роль НПО в построении гражданского общества. Развитие НПО определяет демократическое развитие государства. Они осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти, обеспечив,ают гражданам возможность участия в управлении происходящими в обществе процессами.

    В ходе проведенного социологического исследования подтверждена гипотеза о том, что формирование в России гражданского общества невозможно без решения основополагающей проблемы социального партнерства органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями. Развитие НПО определяет демократическое развитие государства. Они осуществляют контроль за деятельностью органов государственной власти, обеспечивают гражданам возможность участия в управлении, происходящими в обществе процессами.

    Успех формирования социального партнёрства государственных органов власти с неправительственными организациями и сектором бизнеса во многом зависит от решения этих вопросов на «низовом» уровне, на уровне управ в г. Москве. Именно на этом уровне возникают наиболее простые и действенные формы взаимодействия власти и общественности.

    Сформулированы основные условия становления и развития социального партнёрства местных органов самоуправления и некоммерческих организаций, первоочередной задачей которых, является разработка концепции грамотной социальной политики, предусматривающей меры по развитию «третьего сектора», повышению его роли в развитии гражданского общества в стране, повышению участия граждан в управлении жизнедеятельностью населения.

    Предложена модель организационного развития социального партнёрства общественных организаций с органами местного самоуправления, предусматривающая меры по поддержке некоммерческих организаций. Для создания по-настоящему устойчивого и действующего «третьего сектора» необходимы государственная поддержка, в том числе финансовая, инвестиции в образование и подготовку кадров, работающих в «третьем секторе».

    Выявлено, что на местном уровне механизмы участия неправительственных организаций в реализации государственной социальной политики не сложились в полной мере как общепринятая практика. Сохраняют значительную роль субъективные факторы, влияющие на взаимодействие НПО с государственными структурами в решении проблем социальной сферы, в связи с чем, это взаимодействие нельзя назвать стабильным.

    Социальное партнерство между неправительственными организациями и государственными органами власти процесс диалектический, развивающийся. Меняются социальные отношения в обществе, изменяется роль государства, меняется роль общественных организаций. Этот процесс в настоящее время нельзя назвать постоянным, он скорее имеет дискретный характер, чрезвычайно подверженный субъективным факторам. Потребуются усилия всех заинтересованных сторон с тем, чтобы успешно развивалось, чтобы процесс развития социального партнерства стал необратимым и общепризнанным.

    Важной задачей является развитие социального партнёрства общественного сектора с органами местного самоуправления в социальной сфере, где в полной мере проявляются возможности некоммерческих организаций по снятию социального напряжения, использования социального капитала граждан, реализуются основные качества «третьего сектора»: взаимопомощь, солидарность, гуманность и т.д.

    Показана необходимость создания в составе государственных ведомств соответствующих структур для осуществления связи с НПО, без которых, поддерживать постоянный диалог с обществом невозможно и неэффективно.

    Социальное партнёрство между неправительственными организациями и государственными органами власти процесс диалектический, развивающийся. Меняются социальные отношения в обществе, изменяется роль государства, меняется роль общественных организаций. Этот процесс в настоящее время нельзя назвать постоянным, он скорее имеет дискретный характер, чрезвычайно подверженный субъективным факторам. Потребуются усилия всех заинтересованных сторон с тем, чтобы успешно развивалось сотрудничество всех трех секторов экономики, чтобы процесс развития социального партнёрства стал необратимым и общепризнанным.

    Именно общественные объединения, неправительственные организации в целом, их взаимодействие с органами местного самоуправления, ориентированное на «социальное партнерство» может и должны стать основным принципом объединения усилий государства и граждан в решении проблем развития общества. Неправительственные организации могут стать весьма эффективным резервом активизации деятельности органов самоуправления и управления по выполнению программ социально-экономического развития района, региона, города, созданию климата доверия и согласия, оздоровлению общества.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Боцу, Ирина Анатольевна, 2002 год

    1. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы: Матер, науч. конф М., 1994

    2. Автономов A.C., Захаров A.A., Казакова Е.Ю, и др. Местное самоуправление в современной России: права, обязанности и деятельность представительных органов власти, Междунар. респ. инт, Фонд развития парламентаризма в России. М., Весь мир, 1999. 79 с.

    3. Аникин Е.М. Местное самоуправление может стать интерактивным социальным управлением // Вестник Российского ин-та дружбы народов. М., 2001, №1 С. 56-61.

    4. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность Екатеринбург, 1998.295 с.

    5. Антипьев А.Г., Захаров H.H., Шишигин A.B., Местное самоуправление социально-политический институт гражданского общества. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1999. 130 с.

    6. Архангельский В.Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. Учеб. пособ. М. Изд-во РАГС 1997. 78 с.

    7. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М. 1990.

    8. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968.

    9. Бабич А.М. и др. Хозяйственный механизм в некоммерческих организациях АГС. М., 1993. 170 с.

    10. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие М., Вост.рубеж, 2000. 207 с.

    11. Бабун Р.В, Мапьковец Н.В. Самая близкая к народу власть (О местном самоуправлении для всех) Пособие для населения и обществ, организ. /Ассоц. сибир. и дальневосточных городов. Новосибирск. 2000. 115 с.

    12. Барабашев Г.В. Местное самоуправление трудное дитя России сегодня! //Российский журнал самоуправления, 1992 №1 с 48-51.

    13. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.

    14. Белоцерковский В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? М., Интер-Версо: Международные отношения, 1992 с. 159.

    15. Белых А.К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление: сущность и перспективы развития. Л., Наука, 1972. 209 с.

    16. Бирюков П.П., Основы местного управления и самоуправления М., ИМ-Информ, 1998. 136 с.

    17. Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. Учебное пособие. М., АНХ, 1988.

    18. Большаков В.Ю. /под редак. Общество и политика: современное исследование, поиск концепции СПб. С. Петербург, 2000.

    19. Большой толковый социологический словарь Т. 1-2 М., 1999.

    20. Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления. //Социологические исследования, 1997. №1 с. 98-111.

    21. Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный) сектор общества //Состояние третьего (неприбыльного) сектора в обществе: экспертные статьи. Новосибирск, 1996. 76 с.

    22. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? М. 2001.

    23. Брячихин А.М. Власть в городе. М. Знание, 1995.

    24. Булысова Е. Социальное партнёрство как система урегулирования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений в России. Автореферат канд. диссерт. М, 2000 г.

    25. Бурлацкий Ф.М. Государство и коммунизм. М.,: Соцэкгиз, 1963. 247 с.

    26. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов н/, Изд-во Рост. Гос. ун-та, 2000. 233 с.

    27. Васильев В.Н. Анализ результатов социологического опроса населения и представителей исполнительной власти Ленинградской области о местном самоуправлении. М., 1999. 65 с.

    28. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

    29. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и местном хозяйстве. М-Л., Госиздат, 1928.

    30. Вилинов И.Е. Формирование системы социального партнерства Автореферат дис. Академия труда и социальных отношений, М., 1998. 20 с.

    31. Власть, НПО и пресса в регионах России: противостояние или взаимодействие. / Региональная пресса России и структуры гражданского общества. М., 1999.

    32. Волков Ю.Е. Так рождается коммунистическое самоуправление (опыт конкретно-социологического исследования) М., Мысль. 1965. 240 с.

    33. Воронин А.Г., Мурашко А.Ф., Генисаретский О.И. и др. Местное самоуправление в современной России М., 1998. 240 с. (Научный доклад обществ, науч. фонд, № 50)

    34. Гавра Д.П. Социальные институты //Социально-политический журнал, 1998 №2. с. 123-132.

    35. Гладков А.П. Анализ современной ситуации в развитии местного самоуправления на примере Астраханской области М., 2000, 4.2 234 с.

    36. Гладышев А.Г. Муниципальное образование: стратегии и технологии антикризисного развития. М., 1997.

    37. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., Славянский диалог, 1996.

    38. Гильченко Л., Местное самоуправление: долгое возвращение: Становление местного самоуправления в России / Моск. общест. науч. фонд М., 1998. 109 с.

    39. Гильченко Л. Зигзаги реформы //Российская Федерация, 1996. №8. с. 26-27.

    40. Глисон Г., Управление: Общественный сектор в процессе перемен/ Пер. с англ. Понизовкиной Е.Г., Екатеринбург, 1998. 102 с.

    41. Глухов A.B. Местное самоуправление в условиях перехода к демократической организации общества, (на примере России). Автореферат диссер. М., 1997. 25 с.

    42. Голикова Г.Г. Местное самоуправление в Российской Федерации: опыт и проблемы // Синергетика в современном мире; сб. материалов международ, науч. конфер. в г. Белгороде. Белгород, 2001 43 с.

    43. Голованов В.И. Управление устойчивым развитием района в городе Москве. М., Наука, 1996.

    44. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М., МП «Сувенир», 1994.

    45. Государственное и административное устройство Германии. Мюнхен-Бонн, 1994.

    46. Государство и неправительственные организации: социальное партнерство и социальный диалог дальневосточ. городов. Новосибирск, Новосибир. гос. акад. экономики и управления, 2000. 115 с.

    47. Гуманизм на практике М., МГСУ и ЦСО «Раменки» М., 1995. 120 с.

    48. Данилов Ф.А. Государственная власть и местное (городское и земское) самоуправление. М., 1907. 71 с.

    49. Дахин A.B. под редак. Состояние и тенденции развития муниципального самоуправления в России и Республике Корея, сравнительные подходы, Информ. бюлл. НИЦ СЭНЭКС. Янв. июль 2000 г. Н.Новгород, 2000. 181с.

    50. Драго Р. Административная наука. М., Прогресс, 1982.

    51. Дыльнов Г.В. Местное самоуправление в системе власти РФ //Проблемы местного самоуправления //Местное самоуправление. Политологический подход. Сб. науч. тр. /Под ред. В.М.Долгова. Саратов, 1994. с. 47-53.

    53. Заборова E.H. Система самоуправления и территориальная самостоятельность городского населения //Регион. Экономика и регион. Политика, Екатеринбург. Вып. 4

    54. Зиновьев А.П. Политические партии и общественные объединения промышленников и предпринимателей России на рубеже XIX XX веков: учеб пособ. /Гос. ун-т. упр. М., 2000. 116 с.

    55. Знаменская К.Н. Формирование механизма муниципального управления на уровне административного района крупного города. СПб., 1994.

    56. Зотова В.Б., Поршнева А.Г. Пути решения муниципального управления: Сб. ст. /Муниц. акад гос. упр., М., Прима-Пресс-М, 1999. Вып. 1. 232 с.

    57. Зотова З.М. науч. рук. и составитель., Материалы конференции Актуальные проблемы реформы местного самоуправления в современной России», М., 1998. 181 с.

    58. Иванов Л.В.-отв. Ред. Роль территориального общественного самоуправления в становлении городского сообщества: Тез науч. прак. конф., Тверь, 1999. 183 с.

    59. Иванова JT.A. Актуальные проблемы развития социального партнёрства в республике Мордовия в современных условиях Саранск. 2001. 243 с.

    60. Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л., Понеделков A.B. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность. Ростов на/Д., 1998. 148 с.

    61. Из практики парламентов ведущих стран Запада ИТАР TAC, 1993 г.

    62. Институты власти во Франции. М., 1995 г.

    63. Ионова О.Б. Социальные технологии партнерства И Вестник Моск. Универ.-та. Сер. 18 Социология и политология. №4. М. 2000.

    64. Кеннеди Л.У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. С.Петербург. Просвещение. 1994. 175 с.

    65. Кисилев В.Н., Смольнов В.Г. Социальное партнерство в России. М., 1998.

    66. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1996 г.

    67. Кляйнеберг М., Некоммерческие общественные организации в российском секторе социального обеспечения //Журн. социол. и социал. антропологии 2000. Т.З, 3 1 С. 134-153.

    68. Когут A.B. Система местного самоуправления. СПб., 1995. 62 с.

    69. Кокотов А.Н. О легализации общественных организаций Екатеринбург Свердловский юридический институт, 1993. 5 с.

    70. Коновалова Л., Неправительственные организации в государстве и обществе И М., 2000.

    71. Кох И.А. Кадровый потенциал и социально-этические проблемы становления и развития: Тез. докл. уральс. науч. практ. конф. Пермь, 1998. с. 82-87.73.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.



    Енвд