Основы концепции электронного правительства. Концепция электронного правительства: сущность понятия, основные этапы формирования

Существует узкое и широкое понимание электронного правительства. В широком смысле электронное правительство включает использование информационных и коммуникационных технологий для усовершенствования ежедневной деятельности правительства.

Журнал «The Economist» выделяет следующие аспекты электронного правительства:

  • ? установление безопасной интрасети правительства и центральной базы данных для более эффективного и кооперативного взаимодействия между правительственными агентствами;
  • ? предоставление услуг на сетевой основе;
  • ? применение электронной торговли (e-commerce) для более эффективной правительственной трансакционной деятельности, такой как поставка и контракт;
  • ? цифровая демократия (digital democracy) для более прозрачной ответственности правительства.

В рамках реализации проектов электронного правительства выделяют следующие типы взаимодействий:

  • ? между государством и гражданами (Government-to-Citizen) - G2C;
  • ? между государством и бизнесом (Government-to-Business) - G2B;
  • ? между различными ветвями государственной власти (Government - to-Government) - G2G.

Помимо новых форм взаимодействия, электронное правительство рассматривается и как новая модель государственного управления, появившаяся в результате преобразования традиционных отношений граждан и власти. При таком понимании electronic government включает в себя как технологические, так и социальные, экономические и политические аспекты и представляет собой инфраструктуру, которую создают государственные органы власти, чтобы изменить способы выполнения стоящих перед ними задач и реализации установленных функций.

Применение электронных и информационных технологий в государственном управлении проходит ряд этапов. Выделяют пять основных этапов в этом процессе (согласно данным Отделения государственной экономики и управления ООН и Американского общества государственного управления).

Первый этап - возникающее веб-присутствие - связан с выходом правительственных агентств в электронные сетевые структуры. На этом этапе правительства имеют один или несколько сайтов, которые выполняют информационную роль. Эти сайты информируют граждан о составе правительства, его министрах, агентствах, чиновниках. Размещается также информация о телефонах, адресах, часах приема и т. д. На сайтах можно обнаружить и «обратную связь» в виде ответов на наиболее часто задаваемые вопросы.

Второй этап - продвинутое веб-присутствие - позволяет пользователям получать специализированную и постоянно обновляемую информацию через множество правительственных сайтов. Здесь есть возможность получать правительственные публикации, юридические документы, новостную информацию. Число правительственных агентств в сети увеличивается, и возможна связь с каждым из них. Появляется информация об электронных адресах, поисковые системы, возможность послать комментарий или совет.

Третий этап - интерактивное веб-присутствие - характеризуется интенсификацией возможности взаимодействия между гражданами и правительственными структурами, поставляющими услуги населению. Национальный правительственный веб-сайт часто действует в виде портала, прямо связывающего пользователя с министрами, департаментами и агентствами. Взаимодействие между гражданами и поставщиками Интернет-услуг позволяет пользователям сети напрямую иметь доступ к информации, соответствующей их конкретным потребностям и интересам. Пользователь может получать специализированные данные, загружать различные формы и бланки или подписывать их через сеть, назначать встречи с чиновниками, участвовать в электронных собраниях. Здесь появляются сайты безопасности и пароли для пользователей.

Четвертый этап - транзакционное веб-присутствие - включает возможности для пользователя получать через сеть документы и осуществлять сделки. Граждане могут получать визы, паспорта, свидетельства о рождении и смерти, лицензии, разрешения и другие транзакционные услуги. Правительственный веб-сайт является порталом, содержащим прямой доступ граждан к правительственным подразделениям и услугам. Подобные порталы скорее ориентированы на нужды и приоритеты граждан, чем на правительственные функции и структуры. Граждане могут также платить налоги и осуществлять другие платежи через сеть (за парковку, регистрацию автомобилей и т. д.). На этом этапе начинает признаваться электронная подпись.

Пятый этап - полностью интегрированное веб-присутствие - выделяется тем, что позволяет правительству предоставлять гражданам все услуги через специализированный правительственный портал. Здесь границы между правительственными подразделениями очень подвижны, что позволяет говорить о новом качестве правительства, организации его деятельности и работе сотрудников государственного аппарата, подобно «виртуальному государству» и соответствующей «виртуальной бюрократии», «бюрократии системного уровня».

Некоторые исследователи говорят о наиболее высоком этапе развития электронного правительства, когда оно включается в систему электронной демократии, позволяющей осуществлять электронное голосование, сетевые публичные форумы, сетевые социологические обследования и т. д. Если предыдущие стадии относятся к сетевым публичным услугам в административной сфере, то последняя стадия подчеркивает сетевую политическую активность граждан.

Сегодня технология электронного правительства хорошо отработана в развитых странах мира, и не стоит пытаться создать принципиально новые вещи, когда можно воспользоваться передовым опытом. Конечно, существуют национальные отличия, связанные с различиями в политических системах, уровнях социально-экономического развития и развитости информационной инфраструктуры, но все они влияют только на скорость внедрения электронного правительства в конкретных регионах.

На сегодняшний день государственные проекты и программы в области электронного правительства стали общим местом - они существуют и реализуются на тех или иных этапах практически везде, по крайней мере в развитых странах. На первом этапе это были государственные сайты-витрины, являвшиеся просто средством донесения информации от государства, от ведомств - к гражданам.

На втором этапе произошел переход к порталам, позволяющим организовывать более активное взаимодействие и централизацию информационных ресурсов. Сегодня в развитых странах происходит переход к третьему поколению средств взаимодействия, к Government Gateways - «шлюзам одного окна». Каждое поколение технологий приводит к повышению эффективности взаимодействия. Ценность проектов электронного правительства заключается именно в пользе для граждан и частных компаний.

Концепция электронного правительства появилась на Западе в конце 1990-х годов как идея широкого внедрения современных компьютерных технологий в работу государственных структур. Целью такого внедрения предполагалось повышение эффективности и прозрачности работы государственного аппарата. Эта концепция сопровождалась также и другой идеей - идеей сервисно-ориентированного государства, то есть государства как организации, предоставляющей услуги своим гражданам. Для решения этих задач во всем мире стали появляться соответствующие целевые программы: e-Europe, e-Austria, Indonesia National e-Strategy. В работе электронного правительства эффективно используются передовые компьютерные технологии, и, в первую очередь, сети Интернет, для улучшения взаимоотношении и развития связей между государственными службами и гражданами. Таким образом доступ к услугам становится более мобильным, гибким. Можно получить информацию, выйдя в интернет на мобильном устройстве в любом месте, в любое подходящее время. В некоторых случаях использование сети Интернет может быть единственным способом получения государственных услуг (люди с ограниченными физическими возможностями).

Концепция электронного правительства включает электронное взаимодействие на самых разных уровнях. Это взаимоотношения между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen); между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business); а также между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government). Совершенствование всех этих взаимоотношений обеспечивает гораздо более эффективную работу государственного аппарата и, как следствие, ускорение экономического развития. Получив возможность доступа к государственным услугам по Интернету, граждане и компании избавляются от необходимости ехать через весь город в нужное им государственное учреждение и стоять там в очереди в неудобное для себя время. Вместо этого люди могут оперативно и просто решить вопрос, требующий взаимодействия с государственными органами, по Интернету в любое удобное для них время. С помощью различных интерактивных служб граждане и предприниматели могут заходить на государственные веб-узлы и заполнять многочисленные формы, записываться на прием, искать работу, получать другие услуги. Степень внедрения электронного правительства считается важным показателем уровня развития каждой страны и периодически измеряется экспертами ООН, составляющими специальный рейтинг - E-government Readiness Index. Ежегодно публикуются отчеты, представляющие потенциал и возможности развития технологий в 191 стране мира. На 2010 год Россия занимает 59 место в мире по степень внедрения электронного правительства .

К целями формирования электронного правительства в РФ относятся:

    повышение качества и доступности предоставляемых услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

    повышение открытости информации о деятельности ОГВ;

    повышение качества административно-управленческих процессов.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить:

    развитие и широкое применение в деятельности ОГВ средств обеспечения удаленного доступа граждан и организаций к информации о деятельности ГО, основанных на использовании современных ИКТ;

    предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия ГО с гражданами и организациями;

    создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

    внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности;

    формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, а также организацию межведомственное взаимодействие.

В целях обеспечения взаимодействия граждан с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система. Такой системой является система интернет-порталов государственных услуг. В мировой практике можно выделить два основных подхода к построению интернет-порталов государственных услуг: пример первого реализуется в США, второго - в Великобритании. Первый - децентрализованный. Америка – большая по территории страна независимыми штатами. Там имеется центральный портал, который, по сути, является единой поисковой системой. В ней можно найти нужную ссылку на портал ведомства, а ведомства создают собственные порталы. Нет ни единых стандартов представления информации, ни стандартов взаимодействия. С точки зрения граждан, такое разнообразие не слишком удобно, т.к. описание по сути одной и той же услуги на разных порталах может существенно отличаться . Второй подход – централизованный: государство определяет единые стандарты и обеспечивает необходимую безопасность с точки зрения работы с персональными данными. Для России с ее федеративным устройством и тремя уровнями власти предложен компромиссный вариант организации порталов, который максимально соответствует и федеральной структуре, и правовому устройству. Должны быть единые стандарты представления информации, единые стандарты обмена данными между уровнями, но у каждого федерального органа власти, региона и муниципалитета должен быть свой учет информации, собственная зона ответственности в связи с тем, что услуги оказываются на местах, а не в “абстрактном” федеральном центре .

Система порталов состоит из двух ключевых компонентов: реестра, куда чиновник в соответствии с регламентом заносит информацию об услугах, и портала, доступного гражданам и организациям через интернет. Есть две разные организационные модели наполнения реестров информацией в регионе. По первой модели в администрации работает оператор, которому все органы власти предоставляют информацию в произвольной форме, а оператор ее вносит в реестр и отвечает за ее достоверность. По второй - заполняют реестр и отвечают за каждую услугу чиновники, работающие в конкретных ведомствах, оказывающих услуги. В России предпочли использовать вторую модель.

Также в мировой практике выделяют 4 этапа развития порталов госуслуг:

    Никаких электронных услуг не оказывается. Цель данного этапа – предоставить гражданам в доступной форме достоверную и актуальную информацию о деятельности органов власти и об оказываемых услугах. Это требует не только структурирования больших массивов информации, но и выработки определенных механизмов повышения ответственности чиновников за обновление информации;

    Появляется возможность скачивать и заполнять бланки документов;

    Наличие обратной связи. Заходя в интернет, граждане могут отслеживать прохождение своего запроса: на каком этапе в данный момент находится получаемая услуга, когда можно идти за результатом;

    В электронном виде можно сделать обращение, проследить за ходом оказания услуги и получить результат.

На момент написания данного отчета полностью 4-я стадия не реализована ни в одной стране мира. Большинство развитых стран находится на второй или третьей стадии развития порталов с частичной реализацией возможностей четвертой.

По концепции формирования в РФ электронного правительства, одобренной распоряжением №632-р от 6 мая 2008 развитие сайтов ГО в сети Интернет предполагает, что сайты ГО в сети Интернет обеспечат:

    оперативное размещение информации в Интернете, открытый доступ к ней;

    публикацию сведений о предоставляемых услугах, условиях их получения;

    организацию интерактивного взаимодействия с гражданами в рамках предоставления государственных услуг;

    обеспечение обратной связи и обработку обращений граждан.

В целях обеспечения полноты размещаемой информации и оперативного обновления предусматривается формирование единых требований, определяющих общий перечень публикуемых сведений, порядок, сроки и регулярность их размещения и обновления, условия доступа к ним пользователей сети Интернет. Предполагается, что существенную долю пользователей интерактивных сервисов составят граждане, которые имеют различные физические недостатки (слух, зрение, ограничения в подвижности) и для которых электронные формы взаимодействия зачастую оказываются наиболее удобным или даже единственным способом доступа к государственным сервисам. В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в ОГВ и получения необходимой справочной информации могут быть созданы ведомственные центры обработки телефонных обращений. В целях обеспечения комплексной справочной поддержки граждан по вопросам взаимодействия с ОГВ должна быть создана единая информационно-справочная система.

Основой справочной системы станет единый реестр государственных услуг (единый список, перечень услуг, предоставляемых государством РФ гражданам РФ), доступ к которому осуществляется через портал государственных услуг. Портал государственных услуг - веб-портал, представляющий собой единую точку доступа к информации о государственных услугах. Федеральный интернет-портал государственных услуг обеспечивает единую точку доступа граждан к соответствующему реестру государственных услуг, региональному порталу государственных услуг. Интернет-порталы государственных услуг должны содержать также информацию, необходимую для оплаты гражданами государственных услуг при их получении, в том числе через Интернет, а также информацию о способах оплаты. В случае регистрации пользователя и предоставление им дополнительных данных (возраст, род занятий) портал государственных услуг должен информировать его о ходе оказания конкретной государственной услуги. Таким образом, портал государственных услуг должен выполнять функцию единого центра информационного обеспечения гражданина по вопросам его взаимодействия с органами власти.

С тех пор, как человек впервые поселился в пещере, он постоянно старается сделать свое жилище удобнее и безопаснее. Постепенно это желание трансформировалось в вечный слоган «Мой дом - моя крепость».

В 20-м веке научно-технический прогресс оказал огромное влияние на качество повседневной жизни: электроэнергия поступает в каждое жилье. Изобретены холодильники, кондиционеры, телевидение и микроволновые печи. Обеспечено автономное водоснабжение, отопление и канализация. Концентрация устройств вокруг нас стала так велика, что ими стало сложно управлять. Дом стал слишком сложным, чтобы быть комфортным.

В 21-й веке на первый план выходит интерактивность. Информационная революция отразилась и на традиционном жилом пространстве: перед разработчиками инженерных систем встала задача упростить взаимодействие человека и техники, свести все изобилие техники в единый комплекс.

Так родилась на свет концепция домашней автоматизации, названная впоследствии «умным домом».

Ее задача - облегчить и свести к минимуму «общение» человека с окружающей его техникой. Вы нажимаете кнопку «комфортная температура» и дом сам понимает, включить кондиционеры или радиаторы, вам не приходится об этом задумываться.

Система «Умный дом» объединяет все устройства, позволяет управлять ими с панелей, планшетов и смартфонов, использовать различные предустановленные режимы и сценарии, а также настроить автоматические программы управления.

Инженерные подсистемы коттеджа

Рассмотрим, какие подсистемы обычно интегрируются в общую логику в загородном коттедже.
Устройства, обеспечивающие жилье комфортом и безопасностью, удобно классифицировать по их функциональному назначению.

  • Контроль микроклимата

В эту подсистему входят кондиционеры, вентиляционные каналы, очистители и увлажнители воздуха, все источники тепла, включая радиаторы центрального отопления и теплый пол. Перед автоматизированной системой стоит задача обеспечить индивидуальную температуру и влажность в каждой комнате, централизованно управляя всеми элементами отопления, вентиляции и кондиционирования.

  • Контроль искусственного освещения

Умный дом обеспечивает управление освещением, предоставляя возможность гибкой регулировки работы светильников любых типов. Светильники могут управляться вместе и по-отдельности, по нажатию клавиш и по датчикам, по времени суток и по сценариям. В том числе это касается светодиодных ламп, которые не только плавно включаются и выключаются, но и меняют яркость и цвет свечения в широком диапазоне. Такая светотехника - просто находка для реализации самых революционных идей оформления интерьера.

  • Контроль естественного освещения

Шторы, жалюзи и роллеты ограничивают поток света и тепла, поступающий в помещение снаружи. Достаточно их механизировать, чтобы их можно было открывать и закрывать автоматически без участия жильца. В Умном доме шторами можно управлять одновременно со светильниками: помещение затеняется по одной команде при просмотре кинофильма или просто для создания спокойной обстановки. Дополнительный бонус - это заметно облегчает работу климат-контроля. В летнюю жару не нужно компенсировать лишнее тепло, зимой меньше энергии уйдет на отопление - шторы регулируют поступление света по датчикам температуры и освещенности.

  • Медиакомплекс

Домашний кинотеатр, медиасервер с библиотекой фильмов, спутниковые антенны, ресиверы, телевизоры, источники аудиосигналов. Мультирум обеспечивает их одновременное использование разными обитателями жилища в разных помещениях. Работает в связке с управлением естественным и искусственным освещением.

  • Обеспечение безопасности

Охранная и противопожарная сигнализация дополняются электронными кодовыми замками, видеонаблюдением, датчиками открытия окон и дверей, движения и присутствия. Бытовая безопасность достигается за счет системы контроля протечек воды, антиобледенения крыши, защиты от коротких замыканий и перепадов напряжения в электросети. Все системы подключены к общему интерфейсу, и вы в любое время получаете информацию от них.

  • Визуализация управления

Внедрение умного дома полностью ликвидирует разнотипные пульты управления, необходимые для большинства современных устройств. Их заменой становятся настенные панели, подобранные с учетом дизайна помещения, которые позволяют контролировать и устанавливать основные параметры микроклимата и освещения, а также сенсорные панели с экраном, визуализирующие все функции системы. Еще один канал управления - планшет или смартфон с интерфейсом удаленного управления.

  • Учет потребления ресурсов

Единая система управления зданием постоянно контролирует расход электроэнергии и других ресурсов. На основании полученной статистики принимаются решения о режиме экономии или совершенствовании имеющихся технических средств. Опыт эксплуатации в Европе показывает, что понесенные затраты достаточно быстро окупаются.

Как установить систему Умный дом

Домашняя автоматизация - надстройка над остальными подсистемами. Она включает в себя следующий ряд элементов:

  • логические контроллеры и модули, которые устанавливаются в электрический щит;
  • управляющие панели и выключатели - устанавливаются вместо обычных выключателей;
  • информационный и силовой кабель, проложенные в соответствии со спецификой проекта.

Проект автоматизации необходимо создавать до начала основного ремонта - сразу после утверждения дизайн-проекта, так как электропроводка в этом случае будет отличаться от обычной. Реализацию систем домашней автоматизации выполняют компании - интеграторы «Умного дома», так как разработка проекта требует специальных знаний и опыта.
Профессионально выполненный проект принесет обитателям радость наслаждение уютом и безопасностью.

Июл 15, 2016 Сергей

Владимир Вишневский

Цивилизация по прежнему в долгу у фантастов. Фантасты (в XIX и XX в.в. - писатели, сейчас - кинорежиссеры) создают новую очаровывающую среду обитания, затем конструкторы и инженеры пытаются наиболее притягательные образы воплотить в реальность. Ну вот взять тот же «умный дом». Создатели «Железного человека» придумали одного из персонажей - кибер-дворецкого Джарвиса. А реальный человек, Марк Цукерберг, вдохновлённый этой идеей, разработал идею «умного помощника», дав ему название Джарвис и показал его возможности в двухминутном клипе.

Честно говоря, на первый взгляд вроде бы ничего такого уж впечатляющего в клипе не происходит. Ну просыпается чувак и голосом подаёт команду открыть шторы, или там просит у кибер-помощника поставить ему лучшую песню любимой группы, а помощник ему отвечает, что у этой группы нет хороших песен. Такой как бы кинотрюк. В кинофантастике мы и не такое видели. Однако это ведь не съёмочная площадка. Это уже реальность. И совершенно реальный Марк Цукерберг при помощи своего смартфона - вернее приложения к нему - как бы общается со своим домом, заставляя его выполнять те или иные полезные действия.

Можно сказать - ну то миллиардер Цукерберг, он-то может себе и не такое устроить. А для нас, простых людей, это пока в самом деле фантастика. Не соглашусь. И чтобы не быть голословным, предлагаю попробовать реализовать умный дом - не хуже, чем у Цукерберга - при помощи решений, которые уже доступны на рынке, причем доступны по вполне подъёмным ценам. За основу возьму технологические решения компании TP-Link.

Почему именно TP-Link? Потому что, на мой взгляд, эта компания за последнее время уже доказала, что в своих продуктах планомерно развивает идею модульного умного дома. И сегодня ее решения позволяют реализовать модульный умный дом.

И ещё один важный показатель. Мне лично не очень нравятся идеи, которые требуют дополнительных девайсов. Например, старая концепция «умного дома» подразумевала управление электроустройствами через специальный пульт или через софт, инсталлированный на ноутбуке. А если попробовать всё делать через смартфон? Ну вот как в ролике того же Цукерберга. Концепция мольного умного дома от TP-Link как раз предоставляет такую возможность.

Вообще, в двух словах - что такое концепция умного дома? По сути это предположение о том, что все электрические и электронные устройства, имеющиеся в доме, должны включаться и выключаться или изменять режимы своей работы в соответствии с текущей потребностью («здесь и сейчас») жильцов этого дома.

Стоит также отметить разные функции жилища. Самая главная изначальная функция дома (возникшая ещё в каменном веке) - дом как убежище; убежище от внешней агрессии (диких животных и врагов) и убежище от стихии (дождя, снега, холода, жары). И попутная функция дома - дом, как источник обеспечения комфорта жизни. Функция комфорта обеспечивается как эстетической составляющей (дизайн внутреннего пространства дома в самом широком смысле), так и наличием в доме различных устройств, облегчающих повседневную жизнь. Нечего и говорить о том, что сегодня почти все из таких устройств - это электрические или электронные устройства.

Для начала рассмотрим обеспечение комфорта. Вот опять же, вспоминая ролик Цукерберга. Он просыпается - и шторы в комнате сами собой поднимаются. Это комфортно, ибо нет необходимости вставать, подходить к окну, дёргать разные верёвочки и т.п. Или вот включение тостера в нужное время - это тоже комфортно. Это же справедливо для телевизора, стереосистемы, освещения в комнатах и т.д. и т.п. То есть суть такова - в нужный момент времени то или иное устройство должно, «подстраиваясь» под человека, включаться, выключаться или как-то менять режим своей работы.

Учитывая, что далеко не все электрические устройства в доме являются такими же умными, как, скажем, умные Wi-Fi лампы TP-Link (см. обзор умных Wi Fi LED ламп TP Link в этом номере ), необходимо, чтобы был какой-то общий интерфейс, позволяющий управлять всеми электрическими устройствами дома. Поскольку многие электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки, то, используя продукцию TP-Link, мы легко решаем эту задачу. Для этого нам понадобятся умные Wi-Fi розетки TP-Link. Подробный обзор этих розеток уже делался в январе, поэтому я ограничусь кратким напоминанием для уточнения того, как они могут стать частью единой системы умного дома.

Компания TP-Link на сегодня предлагает две умные Wi-Fi розетки: HS100 и HS110 с мониторингом энергопотребления. Обе розетки могут управляться удалённо, а также настраиваются на автоматическое включение и выключение по расписанию. Все эти функции осуществляются при помощи специального бесплатного приложения TP-Link KASA, которое необходимо загрузить (с App Store или Google Play) на свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Кроме того, для этих розеток существует режим «Нет дома», но на нём подробнее я остановлюсь чуть позже, когда буду развивать концепцию безопасности применительно к умному дому.

Умная розетка HS110 к тому же позволяет осуществлять точный мониторинг электропотребления. Эта функция более чем необходима сегодня, учитывая, что вопросы оплаты потребленной электроэнергии приобретают все большую значимость (в силу постоянного повышения тарифов). А при помощи мониторинга расхода электроэнергии вы можете выявить излишние расходы электроэнергии и оптимизировать их. Например, немало электрических устройств, находящиеся в «ждущем режиме», все равно продолжают потребление электроэнергии (пусть и меньшее, чем во включенном состоянии). Почему бы не отключать некоторые из них, которые в «ждущем режиме» потребляют много электричества? А определить это все можно очень точно при помощи приложения KASA.

Я уж не говорю о том, что при переходе на умные розетки TP-Link навсегда в прошлое исчезает «страх о невыключенном утюге», который дамокловым мечом нет-нет да нависает над каждой хозяйкой. Теперь нет проблем. Вы включаете утюг в умную розетку TP-Link и даже если забыли выставить автоматическое выключение утюга и спохватись уже на улице, достаточно зайти в своё приложение KASA и дистанционно выключить розетку, а вместе с ней - утюг. Это, кстати, уже к слову о безопасности.

Таким образом, умные розетки TP-Link и приложение KASA не только дают полный контроль (в том числе, удалённый) над всеми электрическими устройствами дома, но и позволяют настроить их работу (включение/отключение) в соответствии с внутренним графиком жильцов дома.

Однако не все электрические устройства дома подключаются к электросети через розетки. Часть электроприборов - это банальные электролампы. И если настольная лампа или торшер подключаются все же через розетки (и, стало быть, ими можно манипулировать при помощи умных розеток TP-Link), то, например, люстры подключены к сети напрямую, минуя розетки. Как быть?

Тут на помощь приходят умные Wi-Fi LED-лампы TP-Link. В этом номере имеется развернутый обзор умных Wi-Fi лампочек TP-Link, поэтому лишь ограничусь парой фраз.

TP-Link предлагает четыре типа умных лампочек: LB100, LB110, LB120 и LB130. Все они имеют срок работы в 25 тыс. часов и светосилу от 600 до 800 люменов, что примерно соответствует свету 60-ватной лампы накаливания. Самое их главное свойство - они точно также, как и умные розетки, могут настраиваться при помощи приложения КASA. Для каждой лампочки можно задать график включения и выключения, яркость, световую температуру (цветовой оттенок при горении), а для лампы LB130 можно даже настроить цвет свечения (выбрав цветовой оттенок из миллионной палитры). Кроме того, можно образовывать группы из нескольких ламп (например, все лампы, включенные в одну люстру) и менять параметры группы разом, как параметры одной лампы.

Таким образом, умные Wi-Fi розетки и умные Wi-Fi лампы TP-Link дают возможность тотального контроля всего электрооборудования в доме для обеспечения самых изысканных запросов в комфорте. Роль «мозгового центра» при этом будет играть ваше мобильное устройство, с установленном в нем приложением TP-Link KASA.

Ну и, наконец - вопросы безопасности. Любой дом функционирует, если можно так выразиться, в двух режимах - когда в доме есть хотя бы один жилец и когда дом полностью пуст (т.е. жильцы ушли по своим делам). Не стоит лишний раз говорить о том, что именно пустой дом является наиболее привлекательным объектом для разного рода злоумышленников. Как же умный дом может защитить себя от вторжения непрошенных гостей? И тут снова на помощь приходят устройства от TP-Link.

Выше я уже упоминал режим «нет дома» умных розеток TP-Link. Что это такое? Очевидно, что пустой дом легко выявить, если понаблюдать за ним некоторое время. В пустом доме электроприборы (в том числе свет) не включены. И это легко определить любому злоумышленнику. И если уходя на незначительное время хозяин ещё может оставить включенным свет или телевизор в комнате, что с натяжкой может сымитировать присутствие в доме людей, то, отлучаясь на несколько дней, этот вариант вряд ли стоит рассматривать. Однако с использованием умных розеток и умных лампочек PT-Link никаких проблем не возникает. Достаточно при помощи приложения KASA настроить режим случайного включения и выключения света и электроприборов, чтобы создать ощущения полноценно функционирующей квартиры. Тут можно не ограничивать свою фантазию и можно создать такое изощрённое использование электроприборов, что будет крайне трудно догадаться, что в доме никого нет.

Однако трудно - не означает невозможно. Ведь если наблюдать за домом достаточно долго, то можно будет заметить, что, несмотря на постоянные включения и выключения электроприборов и света, в дом никто не заходит и никто из него не выходит. То есть злоумышленник в итоге все же может сделать вывод, что дом уже довольно долго необитаем и решится на проникновение.

Вот тут уже потребуется что-то несколько иное, чем умные розетки и лампочки. И компания TP-Link предлагает умные устройства и на это, самый неприятный случай - облачные камеры. Выбор можно сделать из довольно значительного ассортимента - от довольно простой облачной Wi-Fi камеры NC2000 (ценой 2650 руб.), до весьма навороченной поворотной облачной Wi‑Fi HD‑камеры с ночным видением NC450.

Общим для всех облачных камер TP-Link является возможность подключения как к компьютеру, так и напрямую к мобильному устройству (смартфон или планшет). В последнем случае необходимо загрузить специальное приложение tpCamera на iOS или Android. Просматривать изображение с камеры (и, соответственно, записывать видео) можно удалённо при помощи мобильного устройства, на котором установлено приложение tpCamera. Камеры подключаются весьма просто.

Если характеристики камеры NC2000 достаточно бюджетные - частота кадров в секунду 20 при разрешении 640×480 (VGA) и 4-кратном цифровом увеличении, то облачная камера NC450 удовлетворит самого придирчивого защитника своего личного пространства. Судите сами:

Частота кадров и разрешение - макс. 30 к/с на 1280×720 (HD), объектив F: 2.0, f: 3.6 мм, угол наблюдения дает возможность обозревать поле в 75 градусов. При этом камера может наклоняться и поворачиваться - угол наклона: 110 градусов, а угол поворота - 300. Кроме того, что особенно важно с точки зрения безопасности, эта камера имеет на борту встроенный датчик движения и звука и может посылать вам на e-mail сигнал в случае подозрительных шорохов и скрипов. Поддерживаемые ОС: Windows XP или выше, Mac OS X 10.7 или выше, Android 4.1 или выше, iOS 7.0 или выше. В ночном режиме камера NC450 автоматически переходит в монохромный режим и позволяет просматривать очень чёткую картинку на расстояние глубиной до 8 метров.

Конечно, Wi-Fi камера нужна не только для того, чтобы наблюдать за пустым домом. Наблюдать за своими спящими маленькими детьми (например, когда родители в гостях) и в случае необходимости иметь возможность их успокоить - весьма ценное свойство. Облачная камера NC450 это обеспечивает, поскольку имеет встроенный микрофон и динамики. Так что мама всегда может пообщаться со своими детьми, при этом видя их.

Приложение tpCamera позволяет работать с 36 одновременно подключенными камерами, что дает возможность в случае необходимости поставить под контроль любой уголок даже в весьма большом доме.

Таким образом, из этого пусть и довольно краткого обзора можно увидеть, что компания TP-Link предоставляет все необходимые для т.н. «умного дома» устройства, обеспечивая комфорт и безопасность дома. Начиная от умных розеток и лампочек, позволяющих обеспечить управление всеми электроприборами и светом, настройкой разных режимов их работы в разное время суток и заканчивая облачными камерами - все устройства легки в подключении и управлении ими. Интерфейс приложений KASA и tpCamera - интуитивно понятен даже неспециалисту. А если учесть, что настройки всех розеток, лампочек и камер легко сохранить, то умный дом получается ещё и мобильным. Потому что, переезжая в новую квартиру, вам не потребуется заново всё перенастраивать.

И самое главное - «мозговым центром» умного дома всегда будет ваш смартфон или планшет, который с вами всегда. То есть, даже уезжая далеко, вы всегда будете на связи с вашим умным домом, и сможете управлять им на расстоянии в тысячи километров.



Енвд