Обучение Adobe Photoshop Lightroom на примерах. Вытягивание теней. Задаю профиль камеры. Вытягивание теней и затемнение светлых участков

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.


Очередная версия сериала про мою обработку ваших фотографий в Лайтруме.
Напоминаю, что все что прислали мне на почту (elena(а)liseykina.ru) сложила в одну папочку и выбирала подопытных методом научного тыка, там, кстати, почти не осталось снимков, так что если хотите продолжения этой занимательной рубрики присылайте мне еще картинок:)
Мое мнение и художествненное видение снимка может не совпадать с видением и мнением автора фотографии. Я не была в месте съемке, не знаю можно ли было изменить точку съемки и как-то повлиять на прочие условия. Поэтому могу работать только с тем что мне прислали.

1. Автор Логвинович Андрей


Очень хороший момент - закат, конровный свет, то ли пыль, то ли туман, но подсвечено очень красиво. Я бы этот сюжет снимала намного более крупным планом, чтобы сделать акцент именно на подсвеченном заходящим солнцем "пыльном" облаке.

Поэтому первое мое желание - кадрировать кадр

Градиент на правый верхний угол чтобы сделать небо в этой части снимка более ярким и контрастным. Не так давно я поставила себе Lightroom CC и внем появилась функция Dehaze - что-то типа "антитуман" - ползунок который добавляет локального контраста и вытягивает детали. Работает довольно неплохо, но пользоваться им надо очень аккуратно - от черезмерного использования могут появится артефакты.

Тут на скриншоте не очень хорошо видно, потому что область воздействия кисти выделена красным, а красное на оранжевом плохо заметно. Я кистью с задранными значениями Clarity и Dehaze обработала область с тумана в попытках выделить там детали и сделать туман и свет в нем более явным

На этом все. Я решила не вытягивать детали из теней, потому что, тогда развалится вся атмосфера снимка и то что трава зеленая не несет никакой смысловой нагрузки.

Результат

Яркие жеский свет, зваленный горизонт. Но бревно в левой части снимка перекликается в пирсом справа и ворубушек добавляет "изюминку"

Выравниваем горизонт

Света-тени и экспозиция сильно в минус. Я не смогла придумать что же такого сделать с этим кадром, поэтому просто решила акцентировать внимание на бревне слева.

А теперь кисточкой осветляю бревно

Делаю небо светлее, потому что в результате увода экспоции в "-" в начале оно стало неестественным

Не знаю почему, но мне захотелось сделать песок желтым. Поэтому градиент снизу и уводом балансом белого в теплые тона

И кисточкой по маске протираю ствол дерева и воробья, потому что не хочу чтобы они стали желтыми вместе с песком

Результат

3. Автор Андрей Бортников. Андрей просил сделать с фотографией что-то необычное. Но процесс добавления на снимок того, чего там нет выходит за рамки лайтрума, поэтому операции по пересадке неба, солнца и прочие украшательства "идут лесом".

Лайтрум увидел этот снимок довольно серым и унылым. Не то место в которое хочется бежать сломя голову и наплевав на все

Смотрим что скрывается за пересветами...


...а ничего там не скрывается. такое же серое и унылое небо, только чуть темнее

Кисточкой осветляю листву

Затемняю полоску песка справа снизу

Градиентом чуть высветляю воду

Очень сильно поднимаю значение Vibrance и картинка становится уже немного веселее. Вообще, я в 95% случаев обхожусь без ползунков Saturation и Vibrance - насыщенность отлично достигается засчет котраста и установки точки черного. Но тут без Vibrance не обойтись

Из-за того что задрали насыщенность зелень на деревяьх стала совсем зеленой. Корректирую это, а заодно и остальные цвета на вкладках Hue, Saturation и Lightness

Результат

Первым делом градиент на небо. Экспозицию в "-", значение Dehaze подобрать опытным путем

Экспозиця, яркость, котраст и точка черного для всего кадра

На этом все. Моя фантазия на тему того что же еще можно сделать с кадром иссякла.

Результат

Было прислано два похожих кадра - один снят с градиентным фильтром и в нем толком то и обрабатывать нечего, а второй без. На том кадре что сделан с фильтром очень сильно заметна граница затемнения от фильтра на вершиха гор, и толком это никак не исправить. Все-таки градиентные фильтры больше подходят для прямых границ. Поэтому для обработки я выбрала кадр сделанный без фильтра. Тем более, что у современных матриц динамический диапазон такой, что практически все можно вытянуть из одного кадра снятого в raw формате.

Вначале традиционно - shadows, highlights, яркость, контраст, черный белый

Градиент сверху

Градиент снизу

Протереть пыль

Чуть-чуть поиграть с цветами

Результат

6. Автор larus


Тут и править то особо нечего. Хороший закатный свет. Никаких перепадов яркостей.

Экспозиция, света, тени, черный

Результат

7. Автор Azat Makhmudov


Тут закат, контровый свет, все как я люблю. Поэтому будем тянуть детали.

Highlights в "-", Shadows в "+"


и, вроде бы, уже практически все в кадре на месте

Удалить парочку пылинок

Градиент, осветляющий низ кадра

Градиент сверху с "детуманизацией"

И небольшое шаманство с цветами

Результат

Вот оригинальный кадр.

Что тут привлекает внимание в первую очередь - город на заднем плане и камни на переднем. А значит надо постараться усилить акцент именно на них. Деревья по краям кадра не несут никакой смсловой нагрузки.

Поэтому безжалостно кадрирую из середины кадра

Градиент чтобы осветлить нижнуюю часть кадра

Светлой кисточкой чуть добавить световых акцентов на камнях

Кисточкой чуть осветлить город на заднем плане

Результат

На этот раз все. Если хотите чтобы ваши фотографии попали в эту занимательную рубрику надо просто прислать их мне:)

Adobe Photoshop Lightroom (далее - Lightroom) - это очень мощная и удобная программа для обработки цифровых фотографий. Судя по названию, ее можно ошибочно принять за плагин для Adobe Photoshop (далее - Photoshop), но на самом деле Lightroom - это самостоятельный программный продукт, который с Photoshop имеет мало общего, по крайней мере с точки зрения пользователя.

Чем Lightroom принципиально отличается от Photoshop?

Lightroom изначально "заточен" под пакетную обработку снимков RAW, однако отлично работает и с Jpeg. Возможности по "вытягиванию" Jpeg-фотографий намного больше чем у Photoshop - в частности, элементарно правится баланс белого в Jpeg, настраивается шумоподавление, давятся хроматические аберрации - в принципе, функционал такой же как и в случае с RAW (однако, лучший результат обеспечивается именно в последнем случае). В отличие от Photoshop, Lightroom не умеет работать со слоями. В нем нельзя создавать надписи, рамочки, коллажи. Возможна только "доводка" фотографий и конвертирование из RAW в JPEG.

То есть, по сути дела, Lightroom не является графическим редактором. Но многие операции в Lightroom делать гораздо удобнее и быстрее, чем в Photoshop.

Скачать Adobe Photoshop Lightroom

Можно с официального сайта Adobe, правда это лишь триальная версия. Как достать "полноценную" - это выходит за рамки темы, я думаю, вы разберетесь сами:)

Системные требования программы:

  • Intel® Pentium® 4 processor or equivalent
  • Microsoft® Windows® XP with Service Pack 3; Windows Vista® Home Premium, Business, Ultimate, or Enterprise (32 bit and 64 bit); or Windows 7 (32 bit and 64 bit)
  • 2GB of RAM
  • 1GB of available hard-disk space
  • 1,024x768 display

Установка мало чем отличается от установки любых других Windows-приложений, поэтому останавливаться на ней не будем.

Приступаем к работе

Первым делом нужно импортировать фотографии из папки на жестком диске или на флешке в рабочее пространство программы. Для этого делаем следующее:

  • File → Import Photos (Ctrl+Shift+I)

    Указываем расположение папки-источника, выделяем галочками нужные фотографии и нажимаем кнопку Import в правом нижнем углу.

    Я выделил всего одну фотографию, после нажатия на кнопку Import открылось следующее окно.

    Чтобы открыть фотографию для редактирования делаем по ней двойной щелок левой кнопкой мыши.

    Как видим, фотография нуждается в доработке - прежде всего, хочется вытянуть темный низ. Это мы и сделаем.

    Как вытянуть тени в Lightroom?

    Прежде всего переходим в раздел Develop (ссылка в правом верхнем углу):

    Нам сейчас понадобится гистограмма. Она находится также в правом верхнем углу.

    Двигая по ней мышкой, мы обнаруживаем, что ее области при этом подсвечиваются. Если "схватить" активную область и начать двигать мышку вправо-влево, то мы увидим, что картинка меняется. Областей гистограммы 4:

    1. Blacks - темные тона, на грани ухода в черноту

    2. Fill Light - заполняющий свет. Это тоже тени, но не такие "глубокие". Можно их "заполнить светом", от этого они будут светлее

    3. Exposure - экспозиция. Эта область, как правило, не нуждается в доработке - цвета в норме.

    4. Recovery - восстановление. Светлые участки, на грани пересвета. Их можно "спасти", сдвинув этот фрагмент гистограммы влево.

    В данном случае нам нужна область Fill Light. Хватаем ее мышкой и потихоньку двигаем вправо. Мы видим, что темные участки фотографии светлеют и в них появляются невидимые ранее детали.

    Есть другой вариант редактирования интенсивности света и тени - Tone Curves (тональные кривые). Этот инструмент для многих более привычен, так как он есть в Photoshop. Пролистываем правую колонку вниз, пока не увидим соответствующий инструмент.

    Принцип тот же самый - цепляем график мышкой, двигаем его вверх-вниз, следим за изменением изображения. Для удобства диапазоны изменения значений подсвечиваются.

    Кроме уровней и кривых в разделе Develop множество других инструментов - как элементарных, например, яркость, контрастность, оттенок, насыщеность, баланс белого, так и более продвинутых - точная настройка цветовых оттенков, работа с ч/б, коррекция геометрии, виньетирования и хроматических аберраций (достаточно выбрать из списка ваш объектив и применить настройки - программа все эти недостатки исправит). Я думаю, это более подробно будет рассмотрено в дальнейших публикациях на сайте.

    Отдельного упоминания заслуживает инструмент для улучшения резкости и подавления шумов (в разделе Detail).

  • Одним из простейших и одновременно с этим очень полезным инструментом постобработки в Lightroom является скромная панель сплит-тонирования. Затерянный на боковой панели среди вкладок HSL и Detail, инструмент Split Toning нельзя назвать часто используемым большинством фотографов. Почему так сложилось? Возможно, потому, что Lightroom и без того предлагает несколько инструментов для работы с цветом изображения, включая его оттенки и насыщенность – это приводит к тому, что ещё один инструмент с подобными функциями может показаться лишним. На самом же деле сплит-тонирование более полезно, чем может показаться на первый взгляд, и, конечно, более ценно, чем некоторые фотографы думают. В этой статье будут рассмотрены варианты использования этого полезного инструмента.

    Что такое сплит-тонирование?

    Упрощённо, сплит-тонирование можно представить как тонирование светов и теней на фотографии двумя разными цветами. Сплит-тонирование незначительно отличается от тонирования, при котором к изображению добавляется всего один цвет. Это различие можно легко заметить на практике:

    К этому изображению применено обычное тонирование одним цветом – сепия, если быть точным. Тонирование коричневым отчётливо заметно и в светах, и в тенях. Таким образом, этот вид тонирования не «разделяет» тени и света.

    А к этой фотографии, в отличие от первой, было применено сплит-тонирование. Хотя, в светах заметна сепия, такая же, как и на первой фотографии, тени получились серовато-синие. Поскольку на этой фотографии тени и света разных цветов, то можно говорить о «разделении» тонов.

    В рассмотренных выше примерах насыщенность цветов была намеренно увеличена для более наглядного представления эффекта сплит-тонирования.

    Тонизирование появилось ещё на заре фотографии. Большинство старых фотографий выглядят подкрашенными либо из-за работы над ними фотографа в фотолаборатории, либо из-за пожелтения самого фотоснимка за многие годы, прошедшие с момента его печати. В последнее время тонировка – в том числе сплит-тонирование – стала популярной, во многом, благодаря приложениям для смартфонов, например, Instagram.

    Современные фотолюбители с удовольствием придают своим фотографиям вид старых при помощи сепии, цианотипии и других видов тонировки.

    Следует отметить, что чрезмерная популярность использования художественных фильтров, искусственно состаривающих фотографию, наносит вред репутации тонированных изображений. Многие фотографы от Эдварда Уэстона до Ника Брандта большинство своих работ представляли в сепии или аналогичных тонах, но их фотографии от этого не стали менее значимыми. Однако, сейчас, к сожалению, тонированные изображения зрители связывают со снимками на камеру смартфона, не более. Многих фотографов такое положение вещей отталкивает от использования в своих работах этого инструмента.

    В действительности же, тонирование и сплит-тонирование могут занять достойное место в арсенале ваших инструментов, даже для обработки высококлассных профессиональных фотографий. Часто у фотографа может просто не быть никакой другой возможности, чтобы должным образом настроить цвета изображения. При помощи сплит-тонирования также можно стилизовать фотографии так, как это невозможно будет сделать ни одним другим инструментом.

    Сплит-тонирование: Доступные настройки

    В Lightroom настройки сплит-тонирования достаточно просты в использовании, и включают всего пять параметров, регулируемых посредством слайдеров: оттенок (Hue) и его насыщенность (Saturate) в области светов, баланс (Balance), оттенок и его насыщенность в области теней:

    Эффект от изменения положения этих слайдеров достаточно нагляден и лёгок для понимания – обязательно проверьте его на своих фотографиях. Фактически, разделив редактирование светов и теней, Lightroom позволяет достичь эффекта полного сплит-тонирования – светлые и тёмные участки фотографии могут быть тонированы по-разному.

    Слайдер Saturate контролирует насыщенность тонировки изображения – чем выше насыщенность, тем сильнее проявляется оттенок, выбранный для тонировки. Слайдер Hue позволяет вам выбрать оттенок, которым вы будете тонировать изображение. Всё просто.

    Баланс – достаточно хитрая опция, которая, однако, достаточно проста в использовании. По существу, она позволяет точно определить, какие уровни яркости соотнести с тенями, а какие – со светами. Если вы переместите ползунок слайдера в крайнее правое положение, то все области на фотографии будут тонироваться, как света; соответственно, ползунок в крайнем левом положении приведёт к тонированию всего изображения, как тень. Слайдер баланса позволяет точнее настроить сплит-тонирование изображения, как показано на примерах ниже.

    На этой фотографии ползунок баланса установлен на «0». Как видите, светлые области (облака и дороги) имеет оранжево-красный оттенок, в то время, как более тёмная трава – лилово-синяя.

    В этом примере ползунок установлен на значение «+100». Это означает, что Lightroom интерпретирует каждый оттенок фотографии, как светлую область, и как результат, окрашивает всё изображение оранжево-красным оттенком.

    Теперь ползунок перемещён в положение «-100». Как видите, в этом случае Lightroom воспринимает всё изображение, как тень, и полностью заливает его лилово-синим.

    На панели Split Toning также располагаются два элемента, о которых стоит сказать отдельно – это небольшие прямоугольники справа от надписей «Highlights» и «Shadows»:

    Нажав на них, вы получаете доступ к меню настроек, которое первоначально скрыто. При помощи этого меню вы можете выбрать конкретный цвет в пределах широкого диапазона:

    По сути, это меню объединяет в себе настройки, которые вы можете сделать при помощи слайдеров оттенка (Hue) и насыщенности (Saturation). Конечно, это меню не добавляет новых функций, но позволяет визуализировать вносимые изменения, что многим пользователям может показаться более удобным.

    Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Если вы используете Photoshop для обработки фотографий, то наверняка знаете, что одну и ту же задачу можно решить разными инструментами. Возможности фотошопа настолько велики, что для достижения одного и того же результата, фотографы могут пойти различными путями и сложно сказать, какой путь «правильный».

    Lightroom часто называют «альтернативным фотошопом». Так же как и Photoshop, в Lightroom можно использовать различные инструменты для достижения одной и той же цели. Далеко не всегда очевидный и бросающийся в глаза путь является лучшим.

    Задача данной статьи, рассказать несколько секретов Lightroom и познакомить вас с альтернативными, но очень удобными путями для решения типичных задач по обработке фотографий.

    1. Используйте Luminance вместо Saturation

    Часто кажется, что в ясный день очень просто сделать красивый снимок с ярким голубым небом. Но если вы снимаете объекты, находящиеся на земле, тем более в тени, то кадр может получится с пересвеченным или тусклым небом.

    При обработке фотографии в lightroom, обычно сразу хочется увеличить насыщенность небо при помощи Saturation, но это далеко не всегда лучшее решение.

    Слайдер Saturation усиливает насыщенность всех цветов одновременно, что может помешать, если задача только в том, чтобы повысить насыщенность цвета неба. Воспользовавшись данным слайдером, вы можете получить другие сложности, потому что насыщенность повысится и там, где не требуется, например на коже модели.

    Альтернативный вариант, использование панели «HSL / Color / B&W».

    В этой панели вы увидите табы Hue, Saturation и Luminance. В табе Saturation можно поднять насыщенность только отдельных цветов, которые связаны с небом, не затрагивая другие цвета.

    Но опять же, использование Saturation — может дать не самый лучший результат, цвета станут гипертрофированно мультяшными, если вы перестараетесь.

    Хорошей альтернативой будет служить табулятор Luminance. Вы будете оперировать не насыщенностью, а яркостью цвета. Используйте синий ползунок закладки Luminance и вы получите красивый глубокий цвет для неба, не затронув при этом другие цвета.

    Подробнее об использовании Luminance можете прочитать в статье —

    2. Объединяйте корректирующие кисти

    Корректирующая кисть (Adjustment Brush) отличный инструмент для того чтобы изменять только отдельные части фотографии. Одним из самых больших достоинств кисти является то, что в отличии от фотошопа, она не затрагивает изображение напрямую. Вы можете изменить параметры изменений в области действия кисти в любой момент, если вам что то не понравится или просто удалить ее.

    Даже в том случае, если было использовано несколько кистей, комбинируя параметры для достижения лучшего результата. Например, для того чтобы размыть какую то конкретную область, вы можете выставить для кисти значение Sharphess в -100. А так как данная настройка дает не очень сильное размытие, примените «размывающую» кисть к одной и той же области несколько раз, добиваясь нужного эффекта.

    Чтобы усилить эффект кисти, после того как поработали с ней, нажмите на кнопку New. Это создаст дубликат кисти с теми же настройками и вы сможете воспользоваться ею поверх первой. Повторите действие столько раз, сколько потребуется.

    Не забывайте о том, что это все равно будут отдельные кисти. Вы в любой момент можете выбрать одну из них заново и изменить настройки, допустим уменьшив значение Sharphess.

    Каждая кисть на снимке выглядит кружочком. Наведя на него курсор, вы увидите зону действия кисти. Чтобы выбрать нужную — кликните по нему и в центре кружочка появится черная точка. Теперь можете изменить настройки выбранной кисти.

    3. Быстрая ретушь кожи на портрете

    На то, как кожа выйдет на фотографии влияет множество факторов. Например, кожа может получиться слишком красной и не очень гладкой.

    Для того чтобы исправить это, можно использовать несколько приемов. Вы можете использовать вместе или по отдельности. Главное — не перестарайтесь. Лучшее — враг хорошего.

    Вначале стоит изменить яркость (brightness). Особенно если кожа красноватая или слишком темная. Слегка поднимите яркость, это сделает оттенок кожи более естественным. Дополнительным бонусом будет то, что при увеличении яркости морщины и поры на коже будут не так заметны.

    Затем стоит опять вспомнить о табуляторе Luminance. Попробуйте увеличить значение Luminance для красных и оранжевых цветов. Это сделает кожу светлее и придаст ей более здоровый оттенок.

    Для того, чтобы сделать это действие еще проще, есть маленький секрет.
    Обратите внимание, что слева от названия Luminance есть маленький кружок. Нажмите на него, затем переведите курсор на тот участок, который вы хотите изменить. Lightroom будет автоматически отслеживать те цвета, которые находятся под курсором.
    Для изменения достаточно лишь подвигать курсором вверх или вниз, удерживая левую кнопку мыши нажатой.

    Этот секрет действует во всех трех табуляторах Hue, Saturation и Luminance

    Так же, в Lightroom есть прекрасный инструмент, идеально подходящий для ретуши портрета — кисть «Soften Skin». Если вы будете «рисовать» на лице модели данной кистью, то резкость будет локально уменьшена за счет параметров Clarity и Sharpness.

    Вы можете выставить другие параметры, если решите, что предлагаемые по умолчанию не подходят для данного случая.

    Наконец, есть еще один способ для того чтобы привести кожу в порядок. Перейдите на вкладку Noise Reduction, отвечающую за шумоподавление.
    Уменьшение шума так же приводит к некоторой размытости, что может положительно сказаться на портрете.


    Но будьте осторожны. Шумоподавление действует на весь снимок в целом, а не на его отдельные части. Поэтому вы можете испортить изображение в целом.

    4. Изменение сетки при кадрировании

    Кадрирование фотографии в Lightroom имеет скрытые возможности, чтобы подправить композицию. Изначально сетка делит кадр на 9 частей согласно правилу третей. Но в лайтруме есть 6 вариантов сетки, которые вы можете использовать при кадрировании.

    Для того чтобы посмотреть другой вариант — просто нажмите клавишу «O» (латинская раскладка клавиатуры). При нажатии комбинации Shift-O — сетка зеркально перевернется.

    Так же можно увидеть все возможные сетки, выбрав в меню Tools > Crop Guide Overlay

    5. Двойное тонирование для эффекта ретро фото

    Двойное тонироварие (Split-toning) — весьма популярный способ создания различных эффектов. Особенно для создания эффектов «под старину» или эффектов съемки на пленку. Подобные эффекты весьма активно используются Instagramm и многих онлайн редакторах, предоставляющих возможность получить тот или иной эффект «нажатием на 1 кнопку»

    Если вы пользовались ранее пресетами для создания ретро эффектов, но обратите внимание на то, какие настройки выставлены для закладки Split Toning. Вы наверняка заметите, что они имеют одинаковую структуру, особенно если посмотреть на значения Hue для теней и светов (highlights, shadows).

    В светах ползунок сдвинут влево от центра, в тенях вправо. Такое положение практически всегда даст достаточно интересный эффект.

    Попробуйте установить Hue в аналогичное положение, а затем поиграться с настройками Saturation и Balance. Но результат изменения этих настроек будет сильно зависить от вашего снимка, точнее от того что на нем и какие цвета приоритетные.

    Поэтому двойное тонирование — инструмент весьма творческий и какие либо готовые рецепты тут давать сложно.

    Если же вам лень заниматься двойным тонированием самостоятельно, создавая эффекты «под старину», можете или замечательным плагином

    6. Уменьшение силы пресета в Lightroom

    Так или иначе все мы пользуемся пресетами для Lightroom. Приятно получить что то особенное, всего лишь кликнув на кнопку. Но очень часто, применение пресета дает слишком сильный эффект. Например, цвета могут стать гипертрофированно яркими, что далеко не всегда хорошо.

    В таких случаях хочется слегка ослабить силу действия пресета, но в Lightroom нет штатного инструмента для этого действия.

    Точнее способы есть, но они неудобные. Вы можете вручную отследить по закладкам, какие параметры изменены и уменьшить силу каждого из них.
    Второй способ — применение Photoshop. Берете оригинальное изображение, поверх него делаете слой с измененным при помощи пресета и меняете прозрачность этого слоя, добиваясь нужной степени воздействия.

    Но есть и третий способ. Ярно Хейккинен (Jarno Heikkinen) сделал специальный плагин для Lightroom, который можно спокойно скачать с его сайта Knobroom.com . Плагин называется «The Fader» и делает именно то, что нам требуется — уменьшает силу эффекта пресета.

    После того как вы скачаете и установите плагин, откройте фото и перейдите в закладку File > Plug-In Extras > The Fader
    Появится окно, где вы можете выбрать пресет и силу его воздействия на снимок.

    7. Информация о снимке

    Находясь в модуле Develop нажмите I на клавиатуре и в левом верхнем углу снимка появится информация о снимке. Если вы нажмете I еще раз, то информация изменится.

    Это бывает очеь полезно, если требуется быстро посмотреть информацию об исходнике или базовые данные Exif


    Кроме того, вы можете настроить ту информацию, которую хотите видеть в данном режиме через меню View > View Options
    А затем в появившемся диалоге Library View Options откройте закладку Loupe View и выберите те данные, которые вам нужны чаще всего.

    8. «Выключение света»

    Это известный, но редко используемый инструмент Ligthroom, который тем не менее бывает очень полезен.

    Когда вы хотите сосредоточить внимание на какой то определенной области, используйте функцию Lights Out. Например если вы выбираете определенные снимки из серии. Lights Out затемнит все остальные снимки кроме выбранных.

    Если же нажмем L еще раз, фон, кроме наших выбранных миниатюр, станет совсем черный.

    Данный режим так же доступен и в модуле Develop. Он бывает полезным, чтобы оценить изображение более точно, не отвлекаясь на детали интерфейса и прочие мешающие элементы.

    9. Режим Solo

    Есть еще один очень интересный режим работы Lighroom под названием Solo.

    Хотя в целом интерфейс Lightroom весьма удобен и продуман, из за большого количества настроек и инструментов бывает сложно быстро отыскать то что требуется. Можно тратить много времени на прокручивание скроллов панелей и их постоянное открытие и закрытие.

    Специально для этого разработчики Lightroom внедрили режим Solo или режим «одной вкладки». Действует он весьма просто — каждый раз когда вы открываете какую либо панель инструментов — все другие автоматически сворачиваются. Это очень сильно увеличивает скорость работы с программой.

    Вы не верите? Просто попробуйте. Уверены, что вскоре вы не сможете себе представить жизнь без этого режима.

    Чтобы ключить режим, кликните правой кнопкой мыши на заголовке любой панели у активируйте пункт Solo Mode в появившемся меню

    10. Полезные клавиатурные сокращения

    Напоследок, в дополнение к статье о , некоторые полезные клавиатурные сокращения.

    • Автоматический переход при Caps Lock . Если вы нажемете CapsLock, то при назначении снимку какого либо цветового маркера, флага или рейтинга, вы будут автоматически переходить к следующему снимку. Это крайне удобно при первоначальном отборе снимков.
    • Виды просмотра Library . Нажатие на G покажет миниатюры в режиме «сетки». E — увеличит выбранную фотографию. С — режим сравнения, а D — переключение в модуль Develop для выбранного снимка.
    • Быстрое скрытие панелей. Клавиши F5-F9 быстро открывают и скрывают основные 4 панели интерфейса Ligthroom — верхнюю, нижнюю, правую и левую.
    • Альтернативный режим . Нажатие клавиши Alt переведет некоторые инструменты в альтернативный режим. Подробнее смотрите в статье « «
    • Сброс слайдеров . При двойном клике по любому слайдеру вы сбросите его значение в значение по умолчанию. Или при нажатии на Alt вы увидите псевдо кнопку Reset — клик по которой сделает то же самое.
    • Выравнивание горизонта или вертикали. В режиме кадрирования нажмите клавишу Ctrl и не отпуская ее, проведите мышью линию, которая должна быть строго горизонтальной или вертикальной. Лайтрум автоматически повернет снимок соответствующим образом. Это невероятно удобно например для выравнивания горизонта.
    • Скрыть все панели. Ctrl + клик на заголовке любой панели в режиме Develop свернет все панели.
    • Увидеть все клавиатурные сокращения. Нажмите Ctrl + / и вы увидете плашку со всеми доступными сокращениями выбранного модуля Lightroom

    Оригинал статьи: tutsplus.com © Josh Johnson



    Енвд