«Солдатские письма. "солдатские письма"

Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом, листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронта… Они рассказывали о многом. Но главным в них было: решимость отстоять свободу любимой Родины, стремление рассказать о славных ратных делах товарищей – однополчан, глубокая вера в Победу над ненавистными фашистами. Почти всегда в них звучал призыв к труженикам тыла поддержать Красную Армию, удвоить, утроить трудовой накал, делать все для фронта, все для Победы.

Солдатские треугольники приходили не часто, но их ждали в каждом доме, каждой семье, читали детям, соседям, знакомым, зачитывали до дыр. Такие треугольники не заклеивались, а складывались особым способом. Так решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был страничный листик из школьной тетради, либо “двойной”, вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” отцу на фронт.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.

В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась “крест-на-крест”, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на чистой стороне треугольники. Иногда такое обратное письмо не доходило до адресата, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с “крестом” на адресной стороне треугольник заменял “похоронку”.

Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, то на “чистой” стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, потому что возвращенное письмо приравнивалось к похоронке. Некоторые письма “гуляли” годами и находили солдата через несколько лет после войны.

Прошло время, и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в архив с надеждой, что пока память жива – живы будут и их отцы, деды, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Из писем Анатолия Бараули родным в Осинники:

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков. История Великой Отечественной войны глазами ее участников – важный исторический источник.

В архиве хранятся письма Марка Винского, призванного в 1942 году, отправленные из Новосибирского пехотного училища и по пути следования в западном направлении. Сохранилась и фотография Марка, сделанная во время занятий по военной подготовке.

Из письма Марка Винского:

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети». Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Из письма Бориса Михайловича Кравченко, преподавателя Осинниковского горного техникума, участника Великой Отечественной войны:

Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики, по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой.

В городском архиве хранятся письма Николая Черноиванова, выпускника школы № 30 (ныне школа № 3).

После окончания 7 классов школы № 30 в Осинниках Николай Черноиванов в течение 1940-1941 года обучался в Воронежском радиотехническом училище, где за один учебный год он прошел учебную программу за 2 класса. Затем вернулся в Осинники и окончил 10 класс. 26.01.1943г. Николай Черноиванов был призван в ряды РККА, а 07.12.1943 года геройски погиб при форсировании Днепра близ деревни Куцеволовка.

В течение ряда лет поисковики школы № 3 вели переписку с родными его сослуживцев, узнали много нового о боевом пути героя. Николай Черноиванов в 1943 году был награжден медалью «За боевые заслуги», на сайте ОБД «Мемориал» размещены наградной лист и приказ о его награждении.

Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка… вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.

Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.

Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.

Несли службу в военно-полевой почте и жители нашего города, супруги Раченковы - Поликарп Никанорович и Антонина Петровна.

Раченков Поликарп Никанорович родился 28.02.1912г. в Ивановской области. С первых дней войны был призван на фронт. Воевал пулеметчиком. Но поскольку в свое время окончил почтовую школу, был направлен на Дальний восток в формирующуюся 204 стрелковую дивизию. Был начальником военно-полевой почты дивизии в звании капитана, а супруга, Антонина Петровна, – старшим приемщиком в звании старшины.

Раченкова (Стишенко) Антонина Петровна родилась 13.06.1921г. в Амурской области. Добровольно ушла на фронт с 3 курса педагогического училища. Была отправлена в Хабаровскую почтовую школу, а после ее окончания – в 204 стрелковую дивизию.

Из воспоминаний дочери, Вересовой (Раченковой) Галины Поликарповны, хранящихся в архиве: «По рассказам мамы, за все почтовое имущество (бланки, печати, штемпели), а также за всю имеющуюся на данный момент корреспонденцию они отвечали головой. А ведь были не только письма и газеты, были и посылки, бандероли и, самое главное, некоторые документы тоже доставлялись почтой в пакетах под сургучными печатями. Сургуч, как известно, хрупкий, и печать нельзя было нарушить при любых обстоятельствах. Дан приказ отступать или наступать - и все почтовое имущество грузилось в телегу или сани - по сезону (возили все на лошадях по бездорожью). Машина для доставки корреспонденции у них появилась только за границей.

Из оружия у почтовых работников был только личный пистолет, для самообороны, а фашистская разведка, как и наша, ходила за «языками».

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи – своя история. Но объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Великой Отечественной войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. С годами не забываются уроки той войны – горькие и победные. И всякий раз 9 мая – как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен!»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки»

Солдатские письма

Номинация сценарий

Выполнила воспитатель:

Миронова Лариса Николаевна

Пояснительная записка

Цели: ознакомление детей с военными письмами, с работой почты во время

Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Ознакомить с солдатскими письмами.

2. Способствовать патриотическому воспитанию.

3. Формировать чувство самоотверженности, долга, совести.

Область применения: использовать во внеклассных мероприятиях в 3-4 классах.

Ожидаемые результаты: получение новых знаний, возникновение чувства гордости за свою страну, своих прадедов.

Перечень литературы: 1. из личного архива Мироновой Ларисы Николаевны, Рямовой Татьяны Николаевны.

2. Из Яйского районного архива.

Форма реализации: путешествие в мини-музей

Методы реализации: наглядный, беседа-рассуждение

Тематическое содержание: Дети перенесутся в годы Великой Отечественной войны. Узнают о чувствах солдат, о работе почты в годы войны. Осознают какой ценой далась победа советскому народу. Перед мероприятием разучивают стихи.

Литература для детей: 1. Твардовский А. «Письма…»

2. А. Сидельников «Солдатское письмо»

3. Г. Серебряков «Прошу вас, храните солдатские письма…»

Обучающие овладеют знаниями о чувствах солдат во время войны, о солдатской почте.

Овладеют умениями складывать треугольные письма, сопережевать солдатам.

Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр для прослушивания песни «Журавли», стенд с солдатскими письмами.

В годы Великой Отечественной войны более 9 тысяч жителей Яйского района надели солдатские шинели.

Число погибших и пропавших без вести составляет 5589 человек.

Вернулись домой с полей сражения 2410 человек

Закончилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись с фронта. Но голос павших донесли до нас, их письма. Простые, маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Простые эти письма писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Те, кому они были адресованы, знали их наизусть, хранили долгие годы.Письма в доме солдата были самой дорогой реликвией, памятью, часто единственной о дорогом человеке.

Без знания фронтовых писем наше знание о войне было бы неполным, письма эти уникальные документы времени. Знакомясь с ними, мы видим войну глазами участников событий в момент происходящего такой какой она была на самом деле.

В отделе архивной работы администрации Яйского муниципального района хранятся эти реликвии, многие из авторов этих писем не вернулись с войны, но память о них хранят их потомки.

Сейчас мы совершим путешествие в прошлое. С письмами бойцов окажемся в1943-1944 годах.

«Письма с фронта»

Звучит песня «Журавли»

Ученик 1: «Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.»

Большим испытанием для нашего народа была вторая Мировая война. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались,- «говорят» нам письма военного времени. Письма от родных и близких назывались «треугольниками»; они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес – город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначено письмо. Затем проводили черту, под чертой писали номер военной части и фамилию отправителя. На обратной стороне – ставили печать, если письмо проходило через почту. Иногда письма проверяли и тогда ставили печать – проверено. Их складывали из любой, оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги.

Давайте попробуем сложить письма «треугольники». (воспитатель показывает)

С какой радостью встречали «треугольники» от родных и близких в каждом доме, каждой семье! Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким:

Воспитатель: 1. Вы обратили внимание, как наши герои обращаются в письмах к своим родным, женам?

(Клавочка, Мария Прокопьевна, дорогая Марина Дмитриевна. Чувствуется, что письма написаны с любовью, нежностью. Бойцы желают родным здоровья, благополучия. Интересуются как живут соседи, передают им свой горячий привет)

2. Мужья ушли на фронт, оставив своих жён и малолетних детей. Что их беспокоит?

(Как родные управляются без него с хозяйством.

Как с кормами для скотины;

Скатали ли пимы – валенки;

Как учатся дети;

Почему долго нет письма от них.

Отец должен знать всё о том, как живёт семья без хозяина и кормильца.

3. Какой отцовский наказ дают они своим детям?

Слушаться маму;

Помогать во всём матери.

4. Мало писал солдат о своих тяготах «жив, здоров, воюю помаленьку…» Как вы думаете почему?

(не хотел огорчать он своим письмом родных и близких)

Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет, листовок.

Их писали днём в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица…

Ученик 2: «Письма с фронта вобрали и судьбу и любовь,

В письмах вера солдата в наши мирные дни

Хоть и были когда-то так далёки они…»

Письма ждали и на фронте. Какое же счастье для бойца, получить на фронте весточку из дома, полевой треугольник, в котором привет от родных сердец, любовь, радость и тепло родного дома. Письма согревали бойца в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти.

Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооружённый из подручных средств и укреплённый в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал конверты, «треугольники», открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП. Дальнейший путь проходил обычным маршрутом в почтовых вагонах. Послания в действующую армию и на флоты из местных почтовых отделений направлялись на ближайший ВПСП. (Военно-почтовый сортировочный пункт)

Его работники сортировали отправления по станциям и переправляли их на армейские базы или фронтовые сортировочные пункты.

Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения, на корабли, как правило, требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага.

«Солдатское письмо»

«Казалось, что в лицо дышало пекло,

Когда в раздумье сидя допоздна,

Я гладил строчки, пахнувшие пеплом,

Пробитого осколками письма.

Его писали раненной рукою

На дружески подставленной спине.

Мне виделись за каждою строкою

Глаза солдат, погибших на войне.

Мы вместо них,

Мы не имеем права

Забыть ни лица их, ни имена.

Всем павшим за Отчизну – честь и слава!

Да будет трижды проклята война! (А. Сидельников)

Ученик 3:

Прошу вас , храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Годы уходят, но память о войне жива.

Пока мы помним с вами наших защитников,

Значит, есть у всех душа и сердце.

А письма в треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны. (Г. Серебряков)

Приложение

Из письма Логинова Николая Яковлевича 01.02.1944г.

«Здравствуй, дорогая Клавочка!

С пламенным, сердечным приветом к тебе твой Николай.

Клава, сегодня я получил от тебя письмишко, за которое сердечно благодарю и спешу дать ответ.

Клавочка, моя жизнь протекает на новом месте хорошо, но очень скучновато, я на это нисколько не обижаюсь, так как я сам это сделал. Ты прекрасно сама знаешь, что я держался на том месте только из-за тебя, конечно может быть ты мне тогда не верила что я говорил. Но притом, ты знаешь, что я сказал оно так и должно быть.

Сравнительно с той жизнью большое изменение произошло, не так давно я был почти гражданским человеком, жил так, как мне хотелось. Но теперь приходится думать обо всём, если я этого не сделал, то может было бы хуже. Я успокаиваю себя этим, а может это не долго продлится.

Скоро должны начаться боевые дела и тогда время совсем будет свободного ничего. Но на письма как- нибудь выберу время, только был бы жив.

На этом заканчиваю писать своё небольшое письмишко.

Привет маме, папе, Стёпе, Васе и сестре Насте. Ну, до скорой встречи.

Это письмо моего дедушки Коли для бабушки Клавы. О их любви я написала стихотворение:

«Война и любовь»

Конечно, я не видела войны

И знаю я о ней лишь по наслышке.

Но не хотела б слышать я в окне бомбёжки, стоны, выстрелы и вспышки.

Мне много со слезами на глазах,

Рассказывала бабушка Клавдия.

Как перевязывала раненных солдат, бинты стирала, в тыл врага ходила.

Как встретила солдата своего.

Ей было 19 лет всего,

А он чуть-чуть постарше

И всё бы было хорошо, но их любовь война убила.

Он каждый день садился в самолёт

И улетал рискуя жизнью.

А Клавочка ждала его, надеясь вновь любимого увидеть.

Пропал он без вести в бою

И не вернулся больше к Клаве.

О, сколько в годы той войны

Девчонок без любви осталось.

Как трудно жить им на земле

Не видеть лиц своих любимых.

Так пусть же войн не повторится!

Чтобы любовь могла продлиться!

Из письма Никитина Александра Герасимовича дедушки воспитателя Рямовой Татьяны Николаевны.

«Добрый день, весёлый вечер. Здравствуй, дорогая моя жена Мария Прокопьевна и здравствуйте, дорогие мои дети: Вася, Рая, Зоя. Посылаю, дорогая, горячий привет и по низкому поклону дорогим детям. Крепко жму ваши руки, крепко целую и обнимаю. Сообщаю, я нахожусь на Волховском фронте. Здоровье моё ничего, выполняю разные работы, харчи ничего. Дорогая береги своё здоровье и детей, ещё увидимся.

Мой адрес: полевая почта 217 часть 26, пишите на этот адрес письма. Пока всё, живите пока одни. Дорогая моя, соскучился я по вас, но ничего, как- нибудь переживать надо. Маня, если принимают, то пошли посылочек бумаги, курить и писать карандаш, масла немного, пол литра мёда, крахмала, табаку.

Вася, Рая, Зоя берегите своё здоровье, слушайтесь маму, не простывайте, берегите всё, что есть дома.

Ну пока всё, дорогая моя. Остаюсь жив и здоров и вам того желаю. Пишите свои новости.

25. 01. 1943 г.

«Я сейчас воюю вовсю. Не одну сотню фашистов убил на своей грозной машине. За что и представлен к правительственной награде. Сейчас у нас проходят жаркие бои. Я научился воевать и побеждать».

Из письма Жихарева Василия Дмитриевича

«Письма, письма, письма с фронта -треугольники войны.

В них приветы, беспокойства: все ль здоровы, не больны?

Всем приветы, всем поклоны, поимённо всей родне. Всем: и кто остался дома, и кто нынче на войне».

Письмо Котлярова Николая Севастьяновича, 1901 г. рождения.

«2 декабря. Добрый день или вечер, дорогая Марина Дмитриевна и мои дети Нюра, Володя, Миша, Катя и Алечка. Посылаю я вам свой любящий привет. И крепко целую я вас мои детки. Милая Марина спешу сообщить вам мои родные, что я пока нахожусь жив и здоров. А также желаю я вам всем всего хорошего в жизни вашей, всего хорошего и скорого успеха в делах ваших. Затем передайте привет от меня Афанасию К. и сестре Насте С., а также племянницам и племянникам. Посылаю привет Лалиным и Маруси К. И желаю я вам всего хорошего в жизни вашей. Прошу я вас передать от меня привет Ласкому Ивану. Посылаю я соседу Степану Соколову и его семье свой любящий привет. Затем посылаю низкий поклон Ксении К. и дочке Валентине Ф.

Затем сообщаю вам, дорогая Марина Дмитриевна, что я стою на поле боя под Москвой. В бою не был, скоро пойдём в бой. Ждём приказа. Поминать всех нельзя. Час прожил, говори: «Слава богу».

Пиши Марина мне ответ поскорей. Я от вас ни одного письма не получил за три месяца. Я написал 3 письма. Возможно, вы не получили. Жду ответа.

Адрес мой. ППС №364-257 с/п -1.м.р.»

Котляров Николай Севостьянович

Логинов Николай Яковлевич

(мой дедушка пропал без вести)

Баранова Клавдия Ивановна

(моя бабушка)

Письма моего дедушки Логинова Николая Яковлевича

Корягина Елена

Работа посвящена солдатам Великой Отечественной войны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел

бы переменить отечество или иметь другую

Историю, кроме истории наших предков…»

А.С.Пушкин.

От победного 9 мая 1945 года нас отделяют семьдесят лет. Сменились поколения, вспыхнули сомнения, героизм подвергается едкому скепсису, но я считаю, если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы выиграли в самой жестокой из войн, во Второй мировой войне. Наши солдаты победили, отомстив за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за повешенную школьницу Зою, за выбитых напрочь войной призывников 1920-х гг. рождения. Мы не имеем права забывать тех, кто врывался в сожженные города, горел в танках, бросался из окопа под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, тащил с поля боя товарища, со связкой гранат бросался под танки врага, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Мы никогда не победили бы, если бы приказы Родины не восприняли как свои солдат в окопах, летчик в небе, танкист в боевой машине.

Весна. Май. Победа. Именно в таком порядке в нашей стране воспринимаются эти слова. Мы вспоминаем ветеранов, пишем сочинения, стихи им посвященные, участвуем в различных мероприятиях для того, чтобы отпраздновать светлый ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Я часто бываю в музее нашего лицея, более всего из его экспонатов меня поразили маленькие посеревшие треугольники – солдатские письма. Эти солдатские письма до сих пор хранят в своих сгибах запах гари и пороха сороковых. Они написаны во фронтовых землянках, окопах, на коротких привалах. Война создала очень экономное солдатское письмо. Этот маленький листочек - настоящая сокровищница воинского духа, героизма. С огромным душевным трепетом я разворачивала эти полустертые листки бумаги. Пожелтевшие от времени треугольники говорят голосами тех, кто их писал, кто ждал ответа на фронте. О чем думал солдат, что заботило и тревожило его?
Вот строчки из письма Виктора Крючкова
своей матери Анастасии Ивановне: «Мама, как вы живете, как припасаете дрова, ведь меня уже месяц нет с вами, наверное, нет картошки? Ходит ли Зина в школу, живут ли у нас какие квартиранты? Пишите обо всем и чаще. У меня все хорошо. Ваш сын и брат Виктор». Вот что писал Ковин Павел своей жене Ковиной Анастасии
Петровне: «Солдатская жизнь известна, Настя. Нам выдали сапоги, теплые варежки, портянки, скоро придется участвовать в боях. Получил ваше письмо, узнал, как вы живете. Настя, ты спрашиваешь, учить или нет ребят. Ваньчика-то учить, а Саню смотри сама. Если ходить не в чем, то не морозь. Остаюсь пока жив, здоров, чего и вам желаю. Писал 7 июля 1942 года». И так почти во всех фронтовых письмах. По этим строчкам мы видим, какие они внимательные и заботливые, любящие отцы, сыновья и братья. Находясь в постоянных лишениях, они не перестают думать о своих домашних. Выходит, что в окружении смерти, эти солдаты остались нежнейшими братьями, отцами, мужьями. В их письмах забота и тревога о тех, кого они оставили дома. Воюя, они душой оставались у родных очагов.
Приходили письма и по такому адресу: Башкирская АССР, ст. Сулея, Мечетлинский район, с. Большеустьикинское, улица Революционная, 9, Крючкову Т. К. и обратный адрес: полевая почта 6689-Т, Крючкову Федору Трофимовичу.
Федора забрали на фронт в 1942 году в возрасте 18 лет из 10 класса. «Здравствуйте, мои дорогие родители. Шлю я вам свой гвардейский, десантский привет. За меня не беспокойтесь, берегите себя. Мама, я уже четыре раза прыгал с парашютом. До свидания, любящий вас ваш Федя», - это строчки из первых его писем. В другом письме читаем: «Скоро придется вступить в жестокую схватку с фашистами. Но, мои дорогие родители, мы будем биться до последней капли крови, пока будет биться сердце. Жив буду, увидимся, а пока обо мне не беспокойтесь». И вот его самое короткое, вероятно, самое последнее письмо: «Здравствуй, мама. Прими мой привет, извини, что быстро и мало пишу, некогда, очень тороплюсь. Будет время, напишу еще. Пока жив, здоров, ваш сын Федор. 1марта 1945 года».

Село жило в тревоге за своих родных, ожидало писем с фронта. Почтальона ждали с надеждой и тревогой. С надеждой – получить весточку от любимых с фронта, с тревогой и страхом – получить страшное известие – похоронку. Такую бумагу боялись получить в каждом доме, в каждой семье. Не обошла стороной похоронка и дом № 9 по улице Революционной. Вот она: «Ваш сын Крючков Ф.Т., находясь на фронте, пропал без вести». Есть и вторичное извещение: «Ваш сын Крючков Ф.Т. 16 марта 1945 года похоронен в районе села Заполь, Венгрия». Всего два месяца не дожил наш земляк Федор Крючков до Победы.

Письма Якова Васильевича Худякова полны любви и заботы о своей матери, жене Нюре и дочке Розочке: « ... Нюрочка, передай привет мамаше и пусть она о нас (сыновьях) не беспокоится и не плачет. Хоть положение и трудное, но всего этого требует от нас страна». В других письмах читаем: «Нюра, я за вас, за братьев, отомщу насколько хватит моих сил. Отдам все за Родину, за свободу и, если надо будет, отдам свою жизнь». А в другом письме: «…Нюра, помни, что враг будет разбит, и победа будет за нами».

Читая письма с фронта, мы не видим ни горечи, ни сожаления, ни трагизма. На войне как на войне. Они сражались за Родину, за нас. Если вдуматься советский солдат ежеминутно, ежесекундно рисковал своей жизнью. Не жалел её, отдавая за победу, выполняя свой солдатский долг. Этих людей нет с нами, но они живут, и будут жить в своих письмах, в памяти их семей, благоговейно хранящих эти весточки из прошлого, в памяти благодарных потомков, напоминая о суровых годах войны. Солдатские письма – живая память о любимых, родных, близких людях, не вернувшихся с полей сражений.

Тысячи городов и сел страны лежали в руинах, уничтожены десятки тысяч памятников культуры и искусства. Главный итог того страшного времени состоял в том, что народ ценой огромных потерь, лишений, жертв сумел не только выстоять и спасти страну; но и нанести поражение самому страшному противнику, стремившемуся поработить или уничтожить миллионы людей на нашей планете. Героизм, патриотизм, мужество, стойкость, братство, сознательная дисциплина, готовность отдать все силы, а если потребуется, и жизнь – приобрели решающую роль. Поэтому мы будем всегда чтить и помнить тех, кто не вернулся, тех, кто писал с фронта письма и надеялся на встречу с родными. Пока жива память, живы и они.

Корягина Елена, ученица 11а класса

МОБУ лицей №1

с. Большеустьикинское

Муниципального района

Мечетлинский район

Республика Башкортостан

Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете - карта, фотография любимой девушки и не отправленные письма.

25 октября 1941 г.
Здравствуй, моя Варя!
Нет, не встретимся мы с тобой.
Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.

Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один.
В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.

Очень обидно, что мы не всё сделали. Но мы сделали всё, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь.

Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов.

У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.
А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов

—————————————————————-

Я не знаю было ли действительно точно такое письмо. Так же как не знаю была ли такая запись в дневнике немецкого солдата:


ИТАР ТАССДневник немецкого солдата, который воевал под Сталинградом, попал в плен, а в 1953-м, здоровый и счастливый, вернулся домой. Потом в Западной Германии был издан его дневник. Он пишет:

«1 октября 1942. Наш штурмовой батальон вышел к Волге. Точнее, до Волги еще метров 500. Завтра мы будем на том берегу и война закончена».

«3 октября. Очень сильное огневое сопротивление, не можем преодолеть эти 500 метров. Стоим на границе какого-то хлебного элеватора».

«10 октября. Откуда берутся эти русские? Элеватора уже нет, но каждый раз, когда мы к нему приближаемся, оттуда раздается огонь из-под земли». «15 октября. Ура, мы преодолели элеватор. От нашего батальона осталось 100 человек».

Здравствуй, моя маленькая девочка. Я не знаю, увидимся ли мы когда-нибудь, но я хочу, чтобы ты знала, что я помню о тебе, что я никогда, никогда тебя не забуду.
Мама всегда рассказывает мне о тебе в своих письмах… Недавно она прислала мне твою фотографию.
Эту маленькую карточку я ношу на груди, около сердца – она моя самая дорогая медаль. Знаешь, если мне суждено будет выбраться отсюда живым, мне не нужны никакие награды. Никакие ордена не способны отобразить счастье Жизни. Её цена здесь так ничтожна! И в то же время непомерно высока, слишком высока, нам не по карману… И единственная моя защита здесь – это ты. Все свои награды я, ни на секунду не задумываясь, отдам за то, чтобы быть вместе с вами: с тобой и твоей мамой.
Я закрываю глаза – и мне кажется, что ты идёшь рядом со мной, и что мир царит вокруг. Что в редкие минуты отдыха ты вскарабкиваешься мне на колени, нежной детской ручонкой гладишь моё грубое, в шрамах, лицо и смешно взъерошиваешь жесткие, выгоревшие на солнце волосы. И я знаю, что выиграю любой бой, выживу в самой адской битве, пока вместе со мною будет твой образ…
И всё-таки какое счастье, что ты далеко! Что ты не знаешь, что такое война! Для тебя война – это холод квартиры зимой, периоды голода и мама сутками на работе – конечно, ничего приятного, но ты не видишь, не понимаешь ещё всего её ужаса. Ты ещё не понимаешь смерти.
А здесь всё иначе. Здесь всюду смерть. Жизнь или смерть, да или нет – и нет места ни сомнениям, ни тревоге. Нужно быть спокойным, уверенным и уметь убивать… Ты, верно, никогда этого не поймешь, да и не надо. Убивать, чтобы жить – не парадоксально ли это? Я не хочу, чтобы ты этого понимала. Это неправильно, ненормально, нечеловечно.
Я хочу, чтобы ты оставалась такой же светлой и чистой, маленький мой ангелочек! Лишь память о тебе и твоей матери спасает меня от озлобленности и жестокости войны. Но этому наступит конец. Мы возвратимся домой и принесём мир. Даст Бог, возвратимся! Верю!!!
И всё же помни: я тебя люблю и до последней минуты помню о тебе… А вдруг я больше не смогу сказать тебе об этом?
2001 г.

Рецензии

Пишущих или пробующих писать, конечно же, первоначально дивным образом изнутри очаровывает Слово. Это, вероятно, потом приходят значение, смысл, сюжет, какая-то задача пользы, прока, может быть корысти. Но, так или иначе, «в начале…» всегда Слово. У Вас есть ощущение вкуса звука, есть внутреннее очарование Словом, и Оно просится наружу. Лиризм, грусть, печаль, несомненно, помогают ему прозвучать, они подталкивают его к тому. Если стоит задача поэтического, чувственного контакта с читателем, написанное на украинском, не стоит переводить на русский. Теряется тот звуковой фон, что характерен только Вам, конечно, если Вы не подражаете кому-либо. Знаю, как нужно слово в поддержку любого творчества. Скажу из милого славянскому сердцу Тараса Шевченка:
«…Менi було аж серце млiло, –
Мiй боже милий! як хотiлось,
Щоб хто-небудь менi сказав
Хоч слово мудре; щоб я знав,
Для кого я пишу? для чого?...»
Удач и успеха Вам.
Так случилось, несколько рецензий, включая и эту, остались в памяти моего компьютера вовремя не отправленными. Так, с опозданием, вороша память, с трудом пытаюсь вернуться в «процесс», вспоминаю и отправляю рецки по назначению. Если что не так, виноват, «не велите казнить». Удач и успехов.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Полезные инструменты