Содержание основных функций социального обеспечения. Понятие, система и функции права социального обеспечения. учреждения и его структурные подразделения размещены в специально предназначенном здании, доступные для всех категорий обслуживаемых граждан. По

Социальное обеспечение обладает определенными функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопросы о том, каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства.

В правовой литературе в основном выделяют: экономическую, политическую, производственную, реабилитационную, демографическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается: а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидность, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.; б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.; в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации – бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.

Источником финансирования для осуществления данной функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Реализация экономической функции воплощается в перераспределении средств вышеназванных источников. Практическая конкретизация этих средств выражается в предоставляемых гражданам видах социального обеспечения – пенсий, пособий, компенсаций и т.п.

Достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например, Конвенции МОТ (№ 102) о минимальных нормах социального обеспечения, 1952 г..

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении финансовых источников. Так, одним из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима уплаты страховых взносов, повышения их собираемости для всех участников рыночных отношений независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Внешне она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Например, уже в названии страховой пенсии по старости (до января 2015 года носившая название «трудовая пенсия») видим связь выплаты с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в страховом стаже работника, а соответственно и уплата страховых взносов, определяют в конечном итоге право на пенсию и ее размер. Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в трудовой деятельности, от их общественно-полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

Для усиления производственной функции социального обеспечения было бы целесообразно включать в страховой стаж в число периодов, в которые за работников не уплачивались страховые взносы, время подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов, особенно когда речь идет о подготовке рабочих профессий. Для таких лиц могут быть установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого из государственного бюджета на пенсионное обеспечение.

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Она, как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, осуществляется через меры социальной защиты и главным образом посредством частью ее системы - социального обеспечения. Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Таких граждан в России, по разным оценкам, насчитывается 12-13 % от общей численности населения. Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о неэффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая – отсутствие государственной системы обеспечения дохода независимо от статуса граждан.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости либо её сдерживание. Так, низкий уровень пенсионного обеспечения, приводящий к резкому сокращению потребления пенсионеров, становится причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов, а недостаточно эффективная система социальной помощи семьям с детьми влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране

На преодоление негативных демографических тенденций, стимулирование рождаемости и повышения качества жизни семей с детьми была направлена Программа «Социальная поддержка граждан» на 2013 – 2020 годы» и ее подпрограмма «Совершенствование поддержки семей и детей». В ней названы формы, методы и способы, обеспечивающих реализацию приоритетов социальной политики в области народонаселения вообще и финансовой поддержки материнства, в частности. Решение демографических проблем имеет в виду и Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 г. № 1662 – р. В последнее десятилетие появились и нормативные правовые акты, направленные на исправление демографической ситуации в стране.

В целом законодательство о социальном обеспечении, подтверждающее действие демографической функции рассматриваемой отрасли права, направлено на:

Материальное стимулирование рождения детей (например, с помощью материнского (семейного) капитала, выплаты пособий на детей многодетным семьям);

Создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью (например, такую возможность дает право матери на отпуска и пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком);

Материальную поддержку семей с детьми, поскольку с появлением в семье детей расходы увеличиваются, а доходы, как правило, снижаются вследствие прекращения работы одним из родителей в связи с необходимостью ухода за ребенком в первые годы жизни или остаются на прежнем уровне (например, с этой целью вводятся региональные пособия на детей, семьям с детьми в субъектах РФ предоставляется бесплатно ряд социальных услуг;

Адресную поддержку малоимущих граждан, в число которых, как правило, входят многодетные семьи;

Досрочное пенсионное обеспечение по старости в целях охраны здоровья пожилых людей, занятых во вредных и иных неблагоприятных условиях труда, пенсионные выплаты детям умерших родителей.

Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социального обслуживания, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся различных ограничений по состоянию здоровья. Следовательно, государство обязано создать все возможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в научной литературе выделяют и другие функции, например защитную и духовно-идеологическую. Защитная функция, по мнению авторов, проявляется в том, что, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Представляется, что отдельно выделять защитную функцию социального обеспечения нет необходимости, так как она заложена уже в целевом назначении данного общественного явления, проявляется в иных ранее рассмотренных функциях, а также в связи с тем, что социальное обеспечения является составной частью социальной защиты, о чем говорилось ранее (см. параграф 1.1 данной главы).

Сторонники наличия духовно-идеологической функции социального обеспечения, подразделяют её на идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции. Представляется, что правильнее было бы в таком случае вести речь о морально-этической функции социального обеспечения, исходя из того, что в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение, как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы.

На примере функций социального обеспечения видим, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, настолько будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.

§ 1.3. Формы социального обеспечения

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации - организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственная система социального обеспечения имеет две основные организационно- правовые форм его осуществления. Эти формы подразделяются с помощью специфичных признаков, к которым принято относить следующие: а) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение; б) круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников; в) виды материального обеспечения, предоставляемого кругу лиц, за счет средств определенных источников; г) виды социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения; д) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление только с принятием Федерального закона от 16.07. 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон об основах социального страхования). В нем определено, что «обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании».

Его специфические признаки, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как самостоятельную форму социального обеспечения, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Формирование и аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования, происходит за счет страховых взносов, которые перечисляют в обязательном порядке работодатели за работающих граждан во внебюджетные страховые фонды на их будущее (а в отдельных случаях и членов их семей) социальное обеспечение.

2. К числу лиц, подлежащих социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования, относятся застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семей. Застрахованными лицами считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Страхователями выступают организации любых форм собственности, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями являются также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

4. Страховщиками выступают некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся Пенсионный фонд России (далее - ПФР), Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее -ФФОМС РФ).

5. Виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно предназначения на каждый из них средств определенного финансового источника. В Законе об основах социального страхования социальный страховой риск определен как предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование. Законодательно закреплены следующие виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. В упомянутом законе перечисляются и страховые случаи - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях в социальном обеспечении существуют денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. «Натуральное» обеспечение - это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т.п.

К видам социального обеспечения, осуществляемым за счет средств обязательного социального страхования, относятся: оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; страховые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение; иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование как системное образование состоит из нескольких подсистем. Ими являются: 1) обязательное пенсионное страхование; 2) обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа обязательного социального страхования, из которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд, о которых шла речь выше, производит «свои» страховые расходы. Так, Пенсионный фонд России выплачивает страховые пенсии, Фонд социального страхования РФ распоряжается средствами, предназначенным на перечисленные выше пособия и страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - выравнивает возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Государственное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится, в основном, по контингентам обеспечиваемых, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или его смерти) ему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему государственного социального страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета - это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.

За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны РФ и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям - по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т.п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др. (Подробно об этом см. в Особенной части настоящего учебника).

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породило новое явление - бедность. Естественно, появление таких категорий бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель такой помощи - поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

социального обеспечения особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ним службе;

социального обеспечения отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

государственной социальной помощи гражданам в связи с бедностью.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих организационно-правовых систем социального обеспечения в отношении определенных категорий граждан, например, государственных служащих, депутатов и др.

Социальное обеспечение осуществляется не только на централизованном, но и на региональном и местном уровнях. Обобщенно можно сказать, что они представляют собой форму дополнительного материального обеспечения, сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. За счет собственных средств регионального бюджета органы государственной власти субъекта РФ устанавливают либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения.

Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.

§ 1.4. Финансовые основы социального обеспечения

Как видно из предыдущих параграфов, основными источниками социального обеспечения являются средства социальных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и ассигнования из бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования -это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Одним из видов бюджетных ассигнований выступают ассигнования на социальное обеспечение населения (ст.69 БК РФ). Принимая во внимание структуру бюджетной системы, которая предусмотрена ст. 10 БК РФ, уместно пояснить, что бюджетные ассигнования на социальное обеспечение идут из бюджетов всех уровней – от федерального до муниципального.

Особое внимание следует уделить средствам обязательного социального страхования, поскольку их формирование представляет определенную сложность.

Законом об основах социального страхования установлена финансовая система обязательного социального страхования, в соответствии с которой средства бюджетов фондов конкретных видов страхования не входят в состав бюджетов всех уровней (т.е. являются автономными) и не подлежат изъятию.

Названным законом определены источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Ими являются:

1) страховые взносы;

2) межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

3) штрафные санкции и пеня;

4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

6) иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

С января 2017 года произошли изменения в законодательстве о страховых взносах на обязательное социальное страхование, в соответствии с которыми их администрирование было передано налоговым органам, за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сбор которых по-прежнему остался за Фондом социального страхования РФ.

Главой 34 ч. II Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) установлены плательщики страховых взносов, объекты обложения страховыми взносами и суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, база для исчисления страховых взносов, тарифы страховых взносов и др.

В соответствии с НК РФ плательщиками страховых взносов являются все страхователи, которые определены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Всех плательщиков можно разделить на две категории. К первой относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями) – т.е. плательщики, уплачивающие страховые взносы за занятых у них лиц. Ко второй группе относятся те, кто не производит выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) – т.е. плательщики, уплачивающие страховые взносы за себя. В соответствии с таким разделением дифференцируются и объекты обложения страховыми взносами (ст. 420 НК РФ). Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (см. ст. 702, 779 ГК РФ); договорам авторского заказа в пользу авторов произведений (см. ст. 1288 ГК РФ); по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности (см. ст. 1255, 1287 ГК РФ) и др.

Для плательщиков страховых взносов - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц. Исключение составляет вознаграждение, которые эти плательщики выплачивают адвокатам, нотариусам и прочим лицам, которых Налоговый кодекс относит ко второй категории плательщиков страховых взносов (см. подп. 2 п. 2 ст. 420 НК РФ). Для этой категории плательщиков объектом обложения страховыми взносами признается предпринимательская либо иная профессиональная деятельность. Для них устанавливаются свои правила определения размера страхового взноса. Если для лиц, выплачивающих вознаграждения физическим лицам, устанавливается одинаковый размер страхового тарифа в процентном отношении к выплатам, которые они производят, то для лиц, уплачивающих страховые взносы за себя, размер страховых взносов устанавливается в фиксированной сумме, размер которой зависит от величины дохода, применяемых налоговых режимов и пр. (см. ст. 430 НК РФ).

Для плательщиков, которые производят выплаты в пользу физических лиц, в рамках пенсионного страхования, страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством все виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, учитываются суммарно по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом за расчетный период – календарный год. Учет производится в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.

Для таких плательщиков страховых взносов устанавливаются предельные величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом для каждого вида страхования устанавливается размер предельной базы. Он ежегодно индексируется в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом (п. 4 – 5 ст. 421 НК РФ). Предельная база для начисления страховых взносов используется для определения величины пенсионного коэффициента, о чем будет рассказано в главе о страховых пенсиях, а в обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – для определения максимального размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Тарифы страховых взносов устанавливаются отдельно для каждого вида обязательного социального страхования в процентном отношении к предельной базе для исчисления страховых взносов.

Для плательщиков, осуществляющих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам на обязательное пенсионное страхование, тариф страхового взноса устанавливается следующим образом:

В пределах установленной на расчетный период предельной величины базы для исчисления страховых взносов по этому виду страхования - 22 %:

Свыше установленной предельной базы – 10 %.

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособность и в связи с материнством тариф страхового взноса устанавливается только в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов и составляет 2,9%.

На обязательное медицинское страхование тариф составляет 5,1 % . Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на этот вид страхования не устанавливается.

НК РФ (ст. 427) предусмотрены для ряда плательщиков пониженные тарифы страховых взносов на пенсионное страхование, страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Это связано со значимостью вида экономической деятельности (например, производство пищевых продуктов; производство одежды; производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, образование, деятельность в области здравоохранения и др.), применением специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.п.).

Для ряда плательщиков устанавливается дополнительный тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование . Это касается тех плательщиков, у кого заняты работники, имеющие право на досрочный выход на пенсию по старости в связи с условиями труда. Размер дополнительного тарифа для подземных работ, горячих цехов и вредных условия труда составляет 9%; за всех остальных работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию (за исключением педагогических и медицинских работников и лиц, осуществляющих творческую деятельность) дополнительный тариф составляет 6%, а при применении специальной оценки условий труда от 2 до 8 % - в зависимости от класса условий труда.

Как уже отмечалось, для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты физическим лицам, тариф будет зависеть от размера дохода, способа уплаты налогов и др. Эти плательщики уплачивают страховые взносы на два вида обязательного социального страхования – обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование. Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они уплачивают в том случае, если добровольно вступили в отношения по этому виду страхования (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

На обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тарифы страховых взносов устанавливаются специальным федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 31.12.2017 г. № 484-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 и планируемый период 2019 и 2020 годов».

Подход к определению размера тарифа на этот вид страхования иной. Здесь размер страхового тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен вид экономической деятельности, которым занимается плательщик страховых взносов. Класс профессионального риска определяется как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

С момента введения обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний все российские организации были сгруппированы по классам профессионального риска в соответствии с действующими Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2005г. № 713.

Установлено 32 класса профессионального риска. Страховой тариф определяется в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и/или оказание услуг, договора авторского заказа и включенных в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 20.1. Федерального закона от 24.07.1998 г. №125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Диапазон страхового тарифа составляет от 0,2 по первому классу до 8,5 % по 32 классу профессионального риска. Он возрастает пропорционально повышению степени риска, к которому отнесена основная деятельность предприятия (организации). Все эти параметры установлены законодательством.

Федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования определяют круг лиц, на которых распространяется их действие и за которых необходимо уплачивать страховые взносы. Как правило, во всех системах обязательного социального страхования уплачиваются страховые взносы за занятых граждан. К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В этой связи следует обратить внимание на то, что в системе обязательного медицинского страхования застрахованными лицами являются не только занятые граждане и самозанятое население, для которых работодатели-страхователи либо сами индивидуальные предприниматели и др. являются плательщиками страховых взносов, но и неработающие граждане. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам относятся следующие неработающие граждане: дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет; неработающие пенсионеры; лица, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; безработные граждане, и др. Уплата страховых взносов за неработающее население осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет бюджетных средств. Размер и порядок расчета страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается в твердой сумме специальным законом, которым является Федеральный закон от 30.11.2011г. № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения». В настоящее время тариф составляет 18 864, 6 руб.

Как видно из изложенного выше, денежные средства на обязательное социальное страхование формируются за счет страховых взносов плательщиков этих взносов, определенных действующим законодательством о налогах и сборах, а также Федеральным законом о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на соответствующий финансовый год, источников поступлений денежных средств, определенных федеральными законами о конкретных видах страхования, а также дотаций из бюджетов бюджетной системы РФ в случаях, предусмотренных законодательством.

Эти средства предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи и др.

Расходование этих средств допускается только на цели, определяемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и федеральными законами, которыми утверждаются бюджеты соответствующих фондов на очередной финансовый год.

Оперативное управление этими средствами осуществляется страховщиками по конкретному виду обязательного социального страхования.

Пенсионный фонд России был создан в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 22.12.1990г. № 442-1 для обеспечения государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. В соответствии с Положением о ПФР он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на основе законодательства РФ. Положением установлено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Положением установлены: функции ПФР; источники формирования денежных средств и направления их расходования; организационная структура фонда, функции аппарата управления фондом.

Фонд социального страхования РФ действует на основании Положения, в соответствии с которым является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Положением закреплены организационная структура ФСС; его функции; основные задачи; источники формирования и направления расходования денежных средств; структура правления фонда, функции руководящего состава.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность на основе действующего законодательства РФ и Устава. Среди полномочий, закрепленным Уставом за ФОМС – участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Имущество ФОМС является федеральной собственностью и закрепляется за фондом на праве оперативного управления. Уставом утверждена структура органов управления Фондом, вопросы, относящиеся к компетенции Правления фонда.

Контрольные вопросы

2. Что входит в содержание понятия «социальная защита населения»?

3. Совокупность каких групп общественных отношений представляет социальное обеспечение?

4. Какие основные функции присущи социальному обеспечению?

5. Раскройте содержание функций социального обеспечения.

6. Назовите основные организационно-правовые формы социального обеспечения.

7. Каковы основания разграничения обязательного социального страхования и обеспечения за счет средств (ассигнований) из государственного бюджета?

8. Назовите источники формирования финансовых средств в системе социального обеспечения.

9. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования финансовых средств во внебюджетные фонды.

10. Кто является плательщиком страховых взносов в фонды обязательного социального страхования?

11. Где аккумулируются средства обязательного социального страхования и кто ими распоряжается?

12. Кто подлежит обеспечению в порядке обязательного социального страхования?

13. Совпадают ли виды обеспечения за счет средств обязательного социального страхования и бюджетных ассигнований?

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую, производственную, политическую, социально-реабилитационную, демографическую, духовно-идеологическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;

б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами – рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.;

в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредотачиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете , имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения – в пенсиях, пособиях, компенсациях и т.п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание – это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.

Отсюда вытекает главная задача государства – создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).



Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию . Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из её сущности, - это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом её наименовании мы видим связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и её сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.

В 1998 г. в деловой оборот было введено понятие – «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная её задача – создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, т.е. внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о трудовых пенсиях) говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались трудовые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой-либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось, Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и её продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т.д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж – высокий заработок (трудовой доход) – высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный новым законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) – большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) – страховой стаж – больший размер пенсии.

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию – как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны – вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким-либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, т.е. не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

Подобные нововведения свидетельствуют о воплощении в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики – свобода выбора труда и свобода будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами России как социального государства, как записано в Конституции 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на усилия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части её системы – социального обеспечения.

Так, в 1999 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи – бедность. Появился новый субъект социального обеспечения – граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. (Таковых в России, по разным оценкам, насчитывается около двух третей от общей численности населения.) Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная причина – это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан – трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.

Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.

Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране. Как это происходит на практике? Рассмотрим на примере трудового стажа. Ранее действовавший закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривал включение в общий трудовой стаж периода ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3 лет и 70 дней, но не более 9 лет в общей сложности.

При закреплении такого правила руководствовались следующим. Биологически непосредственная связь между ребенком и матерью наиболее тесно сохраняется в первые два-три года жизни ребенка; физическое и нравственное здоровье ребенка закладывается именно в эти годы. Пребывание ребенка в семье экономически выгодно, так как не требует затрат на строительство новых и содержание имеющихся детских дошкольных учреждений и т.д. Этим самым государство, включая период ухода за ребенком в общий трудовой стаж, признавало особую роль такого подхода в решении проблемы простого воспроизводства населения в России. Следовательно, наличие в семье трех детей поощрялось через правовые институты трудового стажа и трудовых пенсий. Это подкреплялось и существовавшими тогда более высокими размерами пособий в связи с материнством, отцовством и детством.

Иное дело сейчас. С 1 января 2002 г. при назначении трудовых пенсий учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Последствия такого решения государства очевидны. Эффективность действия данной пенсионной нормы сомнительна, учитывая настоящую и будущую демографическую ситуацию в России. Кроме тог, необходимо признать тот факт, что государственная система социальной помощи семьям с детьми недостаточно развита и не отвечает современным требованиям. В итоге это может привести к еще более существенному уменьшению рождаемости в стране. Налицо снижение роли демографической функции социального обеспечения и недооценка возможных последствий.

Социальная (социально-реалибитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, инвалидам трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т.д.

Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения граждан. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения – пособия по безработице – он решает свои материальные трудности.

Также выделяется духовно-идеологическая функция социального обеспечения. В её состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. Моральную подфункцию духовно-идеологической функции следует рассматривать в виде самостоятельной морально-этической функции социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по социальному обеспечению. Социальное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает нам основание определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.

На примере функций социального обеспечения видно, что от того, насколько государство учитывает их наличие, считается с их влиянием на общество, будет зависеть не только успешность проведения экономических и социальных реформ в стране, но и будущее России.

Государственная система социального обеспечения имеет ряд функций, то есть направлений воздействия на общество, обусловленных его природой и целевым назначением.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Как считает К.Н. Гусов, воздействие на общество осуществляется социальным обеспечением как целостной системой. В то же время каждая из основных сфер общества подвергается воздействию соответствующей функции. Поскольку общество подразделяется на пять основных сфер: экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую и семейно-бытовую, то необходимо различать экономическую, социальную, политическую, духовно-идеологическую, демографическую функции социального обеспечения. Дадим характеристики каждой их.

I. Итак, первая функция – экономическая. Социальное обеспечение как государственная система имеет положительное воздействие на экономику государства. Здесь сказывается реализация интересов людей как участников процесса производства. Эта функция реализуется в двух направлениях. Первое направление: государство вкладывает бюджет в интересы общества, получая взамен трудоспособных граждан, производящих материальные блага. Второе направление: замещение заработка или дохода, связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу жизненных различных обстоятельств (возраст, инвалидность, потеря кормильца, болезнь, безработица и т.д.). Частичное возмещение дополнительных расходов, вызванных объективными причинами (рождение и содержание ребенка, уход за детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.). Оказание помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство пр.). Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения финансовых средств, предназначенных для социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации и т.д.) . Экономическая функция как функция государственной системы социального обеспечения имеет сложную внутреннюю структуру и подразделяется на три подфункции:

1) Распределительная подфункция. С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели - это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, но направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров и др.

2) Обеспечительная подфункция. Суть обеспечительной подфункции заключается в поддержании благосостояния людей, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и проч.) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

3) Производственная подфункция. Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ.

II. Следующая функция – социальная или социально-реабилитационная. Суть ее заключается в отражении взаимообратной связи между социальным обеспечением и социальной подсистемы общества. Как утверждает, доктор юридических наук, Т.К. Миронова, социально-реабилитационнаяфункциясоциального обеспечения способствует поддержанию социального статуса гражданина при наступлении различных социальных рисков путем предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Социальная функция, как и экономическая, имеет свою структуру и включает в себя следующие подфункции:

1) Защитная подфункция. Она заключается в защите граждан страны от неблагоприятных последствий в определенных жизненных ситуациях. Это может быть болезнь, старость, инвалидность, безработица и т. п. Эта подфункция реализуется путем выплат пенсий, пособий, предоставления услуг и т. д.

2) Реабилитационная подфункция. Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.).

3) Компенсационная подфункция. Это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом па пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице и др.

III. Третья функция – политическая. В политическую функциювходит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе.

IV. Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами - различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции. Структура духовно-идеологической функции состоит из следующих элементов:

1) Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует па сознание людей, укрепляет их доверие к государству.

2) Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

3) Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие па развитие социальной психологии.

V. Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую и производственную, политическую, демографическую и социальную (социально-реабилитационную), защитную, духовно-идеологическую и морально-этическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

  • а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств - в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
  • б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т. п.;
  • в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источниками финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения Они аккумулируются (сосредоточиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования. (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств вв бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения - в пенсиях, пособиях, компенсациях и т. п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. О минимальных нормах социального обеспечения.

От сюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемые государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда т профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из ее сущности, - это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом ее наименовании мы видим связь с трудом, Именно длительность труда, выражается в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Но иногда работники ПФР, органы социальной защиты (и т. д.) не выполняют своих обязанностей в полной мере, как требуется. Рассмотрим на примере: Хабибуллин Р.Т. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что согласно трудовой книжки он проработал 16 лет 3 месяца 11 дней в районах Крайнего Севера. При обращении с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, решением ему было отказано в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды работы (7л.6м.20дн.). В связи с отказом он был вынужден обратиться в суд с заявлением об установлении факта имеющего юридическое значение. решением Мелеузовского районного суда РБ. (Приложение А).

Бирский районный суд в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Полюдовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании при участии истицы Князевой Н.А., представителя ответчика Искандарова И.С., дело по иску Князевой Н.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Бирске и Бирском районе об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии и об обязательстве назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд установил:

Князева Н.А. обратилась в суд, указав на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в г. Бирске и Бирском районе (далее УПФ) о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с двадцатипятилетним стажем педагогической деятельности.

Однако решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГг. ей было отказано в назначении пенсии. В педагогический стаж не был засчитан период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском детском доме (доме детства) в должности воспитателя.

Она не согласна с данным решением УПФ, поэтому просит суд отменить решение УПФ, обязать УПФ включить указанный период работы в льготный стаж, и обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение Б).

В 1998 г. В деловой оборот было введено новое понятие - «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача - создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, то есть внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Далее - Закон о трудовых пенсиях.) говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой - либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т. д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж - высокий заработок (трудовой доход) - высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) - большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПРФ) - страховой стаж - больший размер пенсии.

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». (Далее - Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию - как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны - вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким - либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, то есть не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощение в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики - свобода выбора труда и свобода выбора будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами в России как социального государства, как записано в Конституции РФ 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Функции социального обеспечения

Социальное обеспечение является одним из важнейших направлений государственной социальной политики. Поскольку это достаточно обширная сфера, то она затрагивает несколько значимых областей жизни человека. Немаловажно и то, какие функции выполняет современное социальное обеспечение, и каким образом оно согласуется с постоянно меняющимися условиями окружающей действительности.

Сегодня специалисты выделяют следующие функции социального обеспечения:

  1. Экономическая функция социального обеспечения;
  2. Демографическая функция социального обеспечения;
  3. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения;
  4. Охранительная функция социального обеспечения;
  5. Политическая функция социального обеспечения.

В этой части статьи мы проанализируем первые четыре функции. Одной из основных, безусловно, принято считать экономическую функцию социального обеспечения. Она заключается в том, что государство или сопутствующие органы полностью или частично возмещают доход и заработок гражданам, которые временно или перманентно утратили способность осуществлять свою трудовую деятельность. Утрата может произойти по причине безработицы, из-за нетрудоспособности (травма или инвалидность гражданина), потеря кормильца, потеря внутрисемейного содержания.

Также стоит отметить, что социальное обеспечение позволяет вовремя вывести из общественного производства устаревшую рабочую силу и лиц, которые не имеют возможности полноценно осуществлять свою трудовую деятельность. При этом, граждане понимают, что у них будут иные источники социального обеспечения, и что в материальном плане они не будут нуждаться, так как государством и соответствующими органами предусматривается создание материально и экономически благоприятных условий для жизни в различных жизненных ситуациях (выход на пенсию, травма, инвалидность).

Демографическая функция социального обеспечения предполагает, что государство и соответствующие уполномоченные органы и учреждения имеют возможность стимулировать воспроизводство населения, которое необходимо для того, чтобы государство развивалось нормально, в соответствии с международными требованиями. Эта функция крайне важна, поскольку сейчас демографическая ситуация в большинстве регионов нашей страны достаточно неблагоприятная, и необходимо мотивировать людей к тому, чтобы не отказываться от вступления в брак, а также от рождения детей.

Также демографическая функция оказывает влияние на продолжительность жизни населения, на его воспроизводство, на стимулирование рождаемости, снижение уровня детской заболеваемости и смертности. В условиях интенсивного старения населения крайне важно контролировать данные процессы и снижать риски полного вымирания некоторых сообществ. Таким образом, демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения государства, а также воспроизводству здорового населения, повышения уровня продолжительности жизни за счет создания наиболее благоприятных условий окружающей действительности и обеспеченности граждан всеми возможными и жизненно необходимыми услугами и товарами.

Социальная функция (иными словами специалисты называют ее социально-реабилитационной) – это функция, которая направлена на поддержание социального статуса граждан в случае, если они оказываются в трудных жизненных ситуациях, или сталкиваются с некоторыми социальными рисками. Сегодня к социальным рискам следует относить такие, как:

  • Болезнь гражданина;
  • Состояние инвалидности;
  • Старость;
  • Смерть гражданина, который является единственным кормильцем в семье;
  • Безработица;
  • Достижение состояния бедности.

Специфика политической функции

Политическая функция социального обеспечения граждан рассматривается специалистами как отдельное отраслевое направление. Связано это с тем, что она обладает собственными спецификами, которые выражаются в ее воздействии на социальную сферу общества. Так, политическая функция способствует постепенному ослаблению социальной напряженности, которая присутствует в обществе. Она вызвана некоторыми факторами, одним из которых является чрезмерное различие в уровне жизни различных слоев населения.

Жители нашей страны неоднократно видят подтверждения того, что богатые категории населения живут в достатке и могут позволить себе абсолютно все. Тем временем, большая часть населения относит себя к категории бедных, или вовсе объективно проживает за чертой бедности. Такой разрыв провоцирует граждан к тому, чтобы выступать против созданной ситуации. Но именно благодаря политической функции есть шанс того, чтобы сгладить этот разрыв, помочь бедным не ощущать себя обездоленными и лишенными некоторых необходимых благ и услуг, а также ресурсов.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия – это социальное государство. Его политика, в том числе ее социальная отрасль, направлена на создание наиболее благоприятных условий, которые обеспечивают достойную жизнь гражданам, а также свободное развитие каждого отдельного человека.

Любой граждание обладает гарантиями социального обеспечения в различных случаях: по достижении пенсионного возраста, в связи с болезнью или инвалидностью, а также по потере кормильца. Нередко граждане нуждаются в средствах на воспитание детей, а также могут претендовать на социальное обеспечение со стороны государства во многих случаях, которые предусмотрены законодательством.

Таким образом, политическая функция социальной защиты направлена на создание той самой благоприятной обстановки, а также на более равные условия к тому, чтобы граждане не ощущали разницы в социальном положении друг друга, а также разницы в разрыве их доходов и материальных благ. Все функции социального обеспечения неразрывно связаны друг с другом, поэтому нельзя сказать, что какая-то из них носит большее значение, а какая-то имеет меньшее влияние на создание комфортных и эффективных условий для последующего развития общества.



Полезные инструменты