Понятие об этике и виды профессиональной этики. Виды этического знания

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам,

стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду. Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и

человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение,«суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности.

В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования.

Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его – не принуждение, а побуждение.



Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы

профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его

результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем

в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние

добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку,

поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны.

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие:

ü он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

ü исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;

ü верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество;

ü признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

ü уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и

ü компетентность, законы;

ü ценит образование, науку и технику.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы кономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным

формированием рыночных отношений в нашей стране.

В настоящее время основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).

Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета»

Объектом изучения этики является мораль. Она регулирует сознание и поведение человека во всех сферах жизни – в труде, быту, политике, отношениях в семье, коллективе, в международных отношениях, в отношениях с природой. Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. “Этика, – по словам А. Швейцера, – есть безграничная ответственность за все, что живет».

На основополагающих нормах этики базируются все без исключения направления деловой этики.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

ü создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

ü прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно- значимых целей;

ü приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Соблюдение деловой этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Деловая этика основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.

Этикет – это установленный порядок поведения где-либо. Это нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса. Это часть нравственной культуры, ассоциирующейся с категорией прекрасного. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет.

Он связан с понятиями вежливости, культуры, интеллигентности.

В основе этикета лежит уважение к людям. Он возник как придворный церемониал во времена французского короля Людовика ХIV (1638 – 1715 гг.). Его правление – апогей французского абсолютизма*. Именно Людовику ХIV мы обязаны названием «Этикет».

На дворцовых приемах у Людовика ХIV гостям раздавались карточки с написанными правилами поведения. От названия «карточка» - этикетка произошло слово «Этикет».

Зародившись в ХVII в. в среде Версаля, оно стало распространяться по всему миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что нет. В отличие от норм морали он носит как бы характер неписанного соглашения людей.

Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения. О них должен думать деловой человек.

К примеру, мужчина защищает женщину от хулиганов. Он дерется с ними, называет их неприличными словами. С точки зрения этикета употреблять бранные слова не годится, но в данном случае это не является неэтичным. В данном случае - нарушение этикета, но не этики.

Мужчина проявил решительность, мужество, силу, то есть положительные качества, защитил женщину от хулиганов.

И этика и этикет утверждают, что казенным имуществом не по назначению пользоваться нельзя.

Когда сотрудник в разговоре с другим критикует действие отсутствующего сотрудника, он, естественно, нарушает этикет, но когда психолог фирмы жалуется на работника (пациента) другому – это нарушение этики.

Законы этики рассматривают проблему в более широком плане и не касаются таких мелочей, как обиды из-за того, что кто-то не сказал: «Спасибо» или «Пожалуйста» или не отправил коллеге поздравление и др.

Каждая проблема, связанная с этикетом, начиная от хвастовства и кончая обмена подарками, должна решаться в свете этических норм, действующих в данной организации, в данном обществе. Например, не принято дарить часы ни на Востоке, ни на Западе. В Японии число четыре является несчастливым, поэтому японцам неприлично дарить набор, состоящий из четырех предметов, сервиз на четыре персоны и т.д.

Незнание этикета, неловкость, неуверенность в себе мешают развитию беседы в нужном направлении, ограничивают инициативу и сковывают поведение человека в любой обстановке.

Сознавая, какие выгоды это может принести в будущем, японские фирмы ежегодно обучают свой персонал хорошим манерам, правилам и формам общения, проводят консультации по этим вопросам для своих служащих. Они тратят на обучение этикету сотни миллионов долларов. Они справедливо полагают, что лучше сегодня потратить деньги на эти цели, чем завтра потерять потенциальных клиентов, рынки сбыта своей продукции. Из-за неумения своих сотрудников правильно одеваться, корректно вести себя друг с другом, с клиентами, с руководителями, неумения грамотно составить письмо, вежливо и тактично общаться по телефону, правильно подобрать и расставить персонал, порой, рушатся карьеры. Трудно сказать,

сколько денег теряется ежегодно, сколько наносится травм из-за неправильного поведения или

невоспитанности.

Английский писатель и моралист ХIХ в. Дж. Леббок верно заметил по этому поводу: «… для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

Правила делового этикета помогают сближению экономических, финансовых интересов деловых людей, способствуют установлению деловых отношений с иностранными партнерами.

Знание делового этикета является основой предпринимательского успеха.

По словам Д. Карнеги: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми».

И этика и этикет показывают человеку, как он должен себя вести. Этика и этикет шествуют рядом друг с другом. Важно понять, что для успеха следует правильно ориентироваться в вопросах этики и хорошего тона, усвоить специфику правильного поведения в определенных ситуациях. Тогда можно будет решать проблемы, связанные с профессиональной подготовкой.

Деятельность представителей всех юридических профессий неотделима от сферы социальных и межличностных конфликтов, поэтому юристы несут особую моральную ответственность за свои действия и решения.

Современная прикладная этика предоставляет специалистам, чья деятельность сопровождается моральными затратами и требует регламентации естественных нравственных чувств и принципов, набор подходов (и приемов, которыми можно пользоваться при принятии решений, при их оценке с точки зрения морали, при разрешении и предупреждении конфликтов и в целях построения стратегий для осуществления наиболее эффективной профессиональной коммуникации.

В нашей стране прикладная этика находится в начальной стадии развития: в регионах России существует всего несколько центров деловой этики, занимающихся проблемами этического образования и консультирования, поэтому отечественные специалисты активно используют и адаптируют богатый опыт международного делового и педагогического сообщества.

Чтобы лучше понять сущность подходов прикладной этики и научиться использовать их в своей деятельности, необходимо вначале познакомиться с основными этическими понятиями и терминами.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль. Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним. (Словарь по этике. М,1989. С. 186).

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.



Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

Тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

Правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

Ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.

Первое и крайне важное различение понятий, которое мы введем, – это деление этики на светскую и религиозную .

Предмет изучения курса «Профессиональная этика юристов» – это светская этика. Изложение данного предмета имеет свои традиции, которым мы будем следовать, и специфику, которую мы будем, по возможности, учитывать. В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную .

Универсальная этика регулирует поведение людей независимо от их профессиональной принадлежности. Существует много противоречий между универсальной и профессиональной этикой, которые носят очень острый характер и часто порождают различные конфликты. Один из наиболее известных примеров подобных противоречий – противоречие между заповедью универсальной этики «не убий» и воинской этикой, которая обязывает солдат защищать родину с оружием в руках и в случае необходимости уничтожать противника. Другой пример связан с характером профессиональной деятельности людей. Согласно требованию универсальной этики, отраженному во второй формулировке нравственного закона (категорического императива И. Канта), к человечеству и к самому себе никогда нельзя относиться только как к средству, а надо относиться так же, как к цели, как к самостоятельной ценности. В рамках профессиональной деятельности люди с неизбежностью выступают объектами труда, воздействия, принуждения, изучения, воспитания, т. е. средствами для достижения целей.

По мнению некоторых психологов, все профессиональное общение по сути своей является манипулятивным (См.: Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения, Л., 1990), и успех совместной деятельности во многом зависит от умелости человека использовать других людей как средства. Мы часто сами не замечаем, как допускаем в общении нарушение данного этического требования – относиться к людям как к самостоятельной ценности, как к цели. Например, сотрудник встречает сослуживца и говорит ему: «Как я рад тебя видеть! Помоги мне написать отчет!», или: «С выздоровлением тебя! У нас накопилось так много работы». Это образцы явного нарушения данного принципа и следствием этого будут чувства недовольства, разочарования, обиды, которые возникают у человека, к которому обратились подобным образом, – он-то ощущает себя самостоятельной ценностью.

Практически все кодексы профессиональной этики предлагают варианты сбалансирования подобных противоречий. В этических кодексах юристов, в частности, регламентируется их право и обязанность не разглашать конфиденциальную информацию в интересах клиентов, что общественным мнением может трактоваться как сокрытие истины, нарушение универсальных принципов правдивости, честности. Представителям юридических профессий также вменяется в обязанность не делать того, чего они не хотели бы, чтобы люди делали по отношению к ним, например осуществлять принуждение – это вариант нарушения другой заповеди универсальной этики, так называемого «золотого правила нравственности». Наиболее распространенная формулировка данного правила выглядит следующим образом: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе ». В Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея) Христос произносит «золотое правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, профессии, сопряженные с необходимостью принуждать других людей, связаны с определенными моральными затратами, поскольку люди испытывают страдания, будучи вынуждены нарушать нормы универсальной этики ради выполнения профессиональной деятельности. В то же время профессиональная этика не освобождает лиц определенных профессий от моральных обязательств, лежащих на людях вообще, – напротив, они должны принимать на себя не меньшие, а большие моральные обязательства именно как представители данной профессии.

Социальная (институциональная) этика и индивидуальная этика (этика добродетелей) . Право является продуктом одновременно социальных событий и проявлением воли человека. Юристу приходится работать с физическими и юридическими лицами, с государством и обществом в целом. Юристы иногда сами являются частью каких-либо социальных институтов, например правоохранительных органов. Для того, чтобы хорошо выполнять свой профессиональный долг, юрист должен обладать умением чувствовать, понимать предназначение, смысл, цели, намерения, «правила игры», которые характерны для того или иного социального института, организации, отрасли, профессии и т. д. Одной только моральной интуиции может оказаться недостаточно для того, чтобы выстроить правильную систему отношений, например между каким-либо государственным учреждением и коммерческим предприятием, органом государственной власти и международным концерном, двумя или более различными органами исполнительной власти и т. д.

В современном обществе каждая социальная система, например наука, религия, право, таможня, милиция, профессиональные союзы, отрасли народного хозяйства и т. д., представляет собой автономную, замкнутую на себя культуру, которая самовоспроизводится и развивается независимо от других культур и является для них «непрозрачной». Характер системы можно уяснить только в процессе взаимодействия с ней и (или) имея легальные описания и инструкции.

Все человеческие отношения можно условно разделить на две большие группы:

1) непосредственные, личные, интимные, спонтанные, не подчиняющиеся никаким внешним правилам, порядкам, никакой Внешней необходимости. Эти отношения складываются на основе общности убеждений, дружбы, любви, мировоззрения, соседского общения, в небольших трудовых сообществах (См.: Рих А. Хозяйственная этика. М.,1996. С.65). Эти отношения не оформляются законодательно и не нуждаются в упорядочении или институционализации: человек просто присоединяется к группе людей и завязывает дружеские контакты, следуя своим естественным желаниям. Непосредственными, личными отношениями занимается индивидуальная этика, которую также иногда называют этикой добродетелей. Добродетель –- понятие, которое используется для характеристики положительных, устойчивых, носящих активную, деятельную природу, моральных качеств личности;

2) институциональные, подлежащие законодательному оформлению. На человека влияют институты семьи, брака, различные союзы, организации, предприятия, государственное устройство. Область правовых институциональных отношений – это сфера приложения сил социальной этики, которую иногда называют также институциональной этикой или этикой институтов (См.: Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 16). Специалисты в области этики и социологии для описания моральных явлений, происходящих в обществе, используют также понятие традиционной морали. В феодальном обществе традиционная мораль диктовала устройство всех отношений между людьми по «семейной» модели: отцовства – по вертикали и братства – по горизонтали. По модели «семьи» строились и более крупные структуры общества. Если кто-то пытался действовать и жить вне этих семейных связей, он разрушал «семью», единое целое, социальный организм.

С разрастанием и усложнением общества разрушаются личные, семейные связи и, соответственно, разрушается традиционная мораль, основанная на них. Социальные институты начинают определять характер моральных отношений между людьми – выдвигают определенные требования по отношению к отдельным людям и группам, устанавливают рамки, границы их действий, тем самым ограничивая их свободу и в то же время ориентируя и придавая их жизни стабильность и упорядоченность. Отношения в обществе перестают быть результатом решения чьей-то индивидуальной воли или единичного юридического акта – эти отношения, как правило, основываются на коллективных соглашениях и вытекают из целой группы договоров и положений законодательства.

Непосредственно личные и институциональные отношения тесно переплетаются и в повседневной жизни.

Пример 1. Человек не загрязняет природу вокруг своего жилища, но при этом работает на предприятии, которое выбрасывает в воздух вредные отходы. Можно сказать, что реальное отрицательное воздействие на природу зависит не от индивидуальной моральной позиции этого человека, а от характера социальных институтов, в систему которых он включен.

Пример 2. Я работаю на предприятии, и у меня сложились хорошие дружеские отношения с коллегами и начальством, но в то же время я подчиняюсь требованиям контракта, заключенного со мной; деятельность моего предприятия регулируется государством и «правилами игры» рыночной экономики, связана определенной системой отношений с другими предприятиями. Поэтому мои отношения с коллегами и начальством зависят не от личных симпатий и (или) антипатий, а от способа организации производства, стиля руководства, потребностей рынка. Меня нанимают или увольняют по соображениям производственной необходимости, а не из личных симпатий или антипатий.

Пример 3. Иногда требования разных структур противоречат друг другу, и человек оказывается заложником разных норм, правил, принципов. Это случается, когда вступают в противоречие интересы и «правила игры» предприятия и принятые в профессиональном сообществе нормы поведения его членов. Противоречие интересов этих двух структур проявляется в столкновении требований лояльности и подчинения, которые должен соблюдать человек как работник данной организации (это требования корпоративной этики) – с одной стороны, и требований независимости и беспристрастности, которым должен подчиняться данный работник как член конкретной профессиональной группы (это требования кодекса профессиональной этики юриста) – с другой.

В условиях рыночной экономики данное разделение этики на индивидуальную и социальную имеет очень важное значение в связи с тем, что развитие рынка в различных странах сопровождается, как правило, ростом моральных проблем и морального возмущения значительных слоев населения. Бизнес и рынок обвиняют в аморализме, в разрушении традиционных устоев общества, в обнищании населения, в несправедливости распределения доходов и т. д. Решением этических проблем экономики занимается экономическая (или предпринимательская) этика, которая является разделом социальной этики.

Экономисты видят причину морально неудовлетворительных результатов политики не в злых мотивах или предпочтениях отдельных людей или предприятий, а в особом характере социальной ситуации. Они считают, что проблемы, которые имеют коллективную природу и являются результатом действия общественной системы, не могут быть решены при помощи обращения к внутренним мотивам людей – к чувству стыда, угрызениям совести или к правильно понятому моральному долгу, или к «корпоративной совести» отдельных предприятий. Для их решения требуются коллективные соглашения и соответствующее законодательство, учитывающее пользу всех, Например, фирма, которая «легально загрязняет окружающую среду, вынуждает морально настроенных конкурентов отказаться от своей добровольной воздержанности» (Политическая и экономическая этика. С.207). В то же время обеспечение морального поведения фирмы требует от нее больших денежных затрат (в частности, затрат на очистные сооружения), поэтому отдельно взятое предприятие добровольно вряд ли пойдет на финансирование долгосрочных этических программ из-за того, что может не выдержать жесткой конкуренции. В силу этого поведение фирмы, соответствующее высоким этическим стандартам и при этом не разоряющее ее, возможно лишь при условии, что другие предприниматели тоже готовы следовать этим стандартам Иными словами, этичное поведение фирм в долгосрочном аспекте может обеспечиваться только коллективными усилиями.

Экономическая этика помогает так выстроить деятельность социальных институтов, чтобы стало возможным их этичное поведение, но при этом не разрушилась бы конкуренция, а также соблюдались бы «правила игры» рынка, согласно которым моральной обязанностью фирм является долгосрочная максимизация прибыли.

Социальные институты не могут, тем не менее, взять на себя ответственность за индивидуальную моральность человека и сделать за него то, что он должен и может сделать только сам Человек должен нести ответственность за все то, что непосредственно касается его самого за свою жизнь, свои отношения с окружающими людьми, с природой, с общественными структурами и институтами, в рамках которых он действует Однако эти институты могут облегчить моральное, правильное поведение людей, и юристы во многом способствуют этому, выявляя и вырабатывая такие «правила игры», которые не мешают индивидуальной и групповой ответственности, а, наоборот, способствуют ей.

Для того чтобы понимать «правила игры», которыми должны руководствоваться социальные институты, необходимо овладеть особым стилем мышления и сформировать мировосприятие, которое в науке управления иногда называют «организационным дарвинизмом».

С позиции организационного дарвинизма исследователи рассматривают предприятия, отрасли, государство, науку и т.д. как живых существ, в чем-то похожих на людей. В социологии подобного подхода придерживается направление, которое называется «понимающая социология» Ее создателем был немецкий социолог М. Вебер. Социальным институтам приписывается в этом случае свойство быть сознательными, разумными, обладать способностью принимать решения, иметь свои цели, предназначение, намерения, добрую волю, совесть, репутацию, интересы и даже свойства «болеть», «стареть», «умирать», вести себя правильно, этично (социально ответственным образом), следовать определенным моральным принципам.

Люди могут испытывать гордость за отрасль, предприятие, достижения науки либо разочарование или обиду, например на то же предприятие, государство или какой-либо орган государственной власти Они переживают несправедливость или «благородство» какого-либо действия социального института и при этом их переживания и чувства реальны, истинны, доставляют им страдания или радость. Получается, что сначала люди наделяют институты разумом, волей, способностью творить добро или зло, а затем переживают свои отношения с ними так, как будто они являются людьми и равны им в моральном отношении.

С моральной точки зрения можно оценивать любые действия независимо от того, осуществляются они человеком либо такими субъектами, как корпорация или государство, – в противном случае получилось бы, что совершение убийства для конкретного человека – это безнравственно, а для предприятий – не безнравственно. Другое дело, если естественная, спонтанная моральная оценка в силу своей эмоциональности мешает юристу увидеть причины, мотивы, обстоятельства, важные для его уяснения существа дела. Поэтому для того чтобы разобраться с объектами своих моральных чувств, например, чувства ответственности, важно уметь осуществлять рефлексию.

Теория морали учит нас размышлять о наших оценках и понимать то, что лежит в их основе, – их допущения предположения, гипотезы, убеждения, стереотипы, идеалы, представления Мы морально оцениваем себя, людей, поступки, и эта оценка совершается мысленно, поэтому «мысль об оценке есть фактически мысль о мысли», а отражение мысли в другой мысли называется рефлексией (См.: Шрейдер Ю. А. Лекции по этике М 1994).

Любой профессионал вынужден постоянно принимать решения, брать на себя ответственность за свои поступки. Чем выше должность, тем большая ответственность ложиться на человека, принимающего решение, так как это решение влияет на большее количество людей. Совершая поступок, мы руководствуемся самыми разными соображениями: профессиональными, экономическими, юридическими, психологическими и т. п. За всеми этими соображениями можно легко забыть главный смысл любого поступка, а именно этический. Потому что все делается, в конечном счете, для человека, для его блага, а это не что иное, как этическое соображение. К сожалению, люди часто забывают об этой конечной цели или подменяют истинные цели средствами. Задачей курса по этике является прояснить моральный смысл поступка, сформулировать этические критерии правильности действия.

Этика как отдельная философская дисциплина восходит к Аристотелю. Именно Аристотель осуществил первое разделение наук и выделил этику как «практическую философию» в отличие от физики, метафизики, логики.

В современном русском языке мы используем такие слова как этика, мораль, нравственность. Часто эти слова выступают как синонимы. Это не случайно и вполне оправдано, так как этимологически эти слова имеют действительно схожий смысл: этика – это греческое слово, означающее место обитания, обычай, характер, нрав; мораль – латинский перевод греческого слова этика, а нравственность – это русское слово, опять же относящееся к той же сфере.

В нашем нравственном опыте можно выделить три основных аспекта. Во-первых, это нормы и правила поведения, принятые в обществе, которые мы усваиваем в процессе жизни в обществе и в соответствии с которыми поступаем. Во-вторых, это нравственные качества характера человека (мы описываем людей, говорим, что они добрые или злые, честные или лживые, ответственные или «без царя в голове» и т. п.). В-третьих, это – ценности, идеалы, представления о благой жизни, о том, к чему нужно стремиться и на что ориентироваться. Все эти аспекты нравственного опыта тесно переплетены и взаимосвязаны в сознании людей и проявляются в поведении, рассуждениях об обществе, человеке, поступках.

Несмотря на синонимичное значение слов «этика», «мораль» и «нравственность», эти понятия могут использоваться в разных значениях. В философском понимании этика – это философская дисциплина («практическая философия»), предметом исследования которой является мораль и нравственность. И. Кант и Г. В. Гегель также разграничили смыслы последних понятий. Так, мораль – это сфера принципов индивида, тогда как нравственность – это сфера общественных нравов. Это разграничение активно используется в современной философской науке. Таким образом, этику можно определить как систематическое осмысление нравственного опыта для того, чтобы установить принципы правильного поведения, выработать ценности, смыслы жизни, к которым нужно стремиться, и определить черты характера, которые людям полезно в себе развивать.

На протяжении двух с половиной десятков веков своего существования этика, оправдывая свое назначение «практической философии», вырабатывала принципы и нормы, понятийный аппарат для анализа моральных аспектов социальных и психологических явлений. В то же время вплоть до XX в. исследователи не выделяют в этике теоретического и прикладного уровней. Несмотря на то, что Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Д. Юм, Дж. С. Милль, И. Кант обсуждали вопросы, касающиеся самоубийства, отношения к смерти, отношения к женщинам и детям, поведения государственных деятелей, справедливых и несправедливых войн, насилия, морального статуса эмбриона, проблему эвтаназии, этическое знание было еще весьма абстрагировано, внутри него нельзя было выделить эмпирический уровень как относительно самостоятельный.

В XX в. в этике выделились разные уровни исследования: дескриптивная этика, нормативная этика, метаэтика. Эти сферы этического знания составили общую этику. Дескриптивной этика появилась под влиянием активного развития социологии и психологии. Основным предметом дескриптивной этики стало описание реальных нравов отдельных групп населения, народов, культур, обществ; сопоставление, сравнение разных моральных систем, принципов и ценностей .

Нормативную этику следует понимать как прямую наследницу истории этической мысли, предметом которой являются обоснование базисных моральных принципов и ценностей нравственной системы. Нормативная этика систематизирует различные моральные нормы, правила, ценности для того, чтобы выстроить иерархию нравственных норм. Она выявляет основополагающие принципы, из которых можно выводить моральные нормы, стремится различными способами обосновать общеобязательность, императивность исходных базисных принципов и ценностей морали . На основе нормативной этики и формируется теоретический уровень этики.

Предметом метаэтики стал язык морали. Она подвергла строгому логическому анализу все основные этические понятия: добро, долг, идеал, добродетель, порок, обязанность; проанализировала лингвистическое употребление понятий этики.

В метаэтике произошло предельное удаление этики от своей первоначальной функции практической философии. Как ответ на это удаление произошел поворот к реальным проблемам общества. В 70–80-х гг. XX в. появилась так называемая специальная этика , которую большинство этиков предпочитает называть прикладной .

Среди причин появления специальной этики можно отметить: рост объема человеческих знаний и технологических возможностей человечества; новейшие научные открытия (главным образом, в биологии, генетике, медицине); революционные преобразования в способах овладения информацией (компьютеры, Интернет); угрожающие масштабы загрязнения природной среды; драматические проблемы распределения мировых пищевых и сырьевых ресурсов; непрекращающийся рост населения Земли; секуляризация общества; появление новых видов деятельности и профессий; отставание законодательной базы общества от проблем современности.

Ответом на вызовы современности стали биоэтика, экологическая этика, бизнес-этика, политическая этика, этика науки, инженерная этика и др. Все это примеры прикладных специальных этик.

В литературе можно встретить разные определения прикладной этики:

1) современная разновидность существующей с античных времен практической философии, предметным полем которой являются открытые моральные проблемы;

2) современная практическая этика, но, в отличие от профессиональной этики, это форма регуляции деятельности не изнутри, а извне;

3) применение общеэтических концепций к частным ситуациям;

4) новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества.

На взгляд автора, все эти определения являются правильными и указывают на разные сферы нравственного опыта современного человека. В них мы видим ответ на вопрос о соотношении общей, прикладной и профессиональной этик.

Можно выделить следующие тенденции развития современной этики. В прикладной этике общие теории нормативной этики «прикладываются» к проблемам современности, превращаются в рабочие тесты, критерии оценки проблем. Профессиональная этика, традиционно выступающая как сфера регулирования при помощи этического кодекса профессиональной деятельности внутри профессии, трансформируется в сферу общественного интереса, так как усиливается влияние профессии на общество. Требования, которые предъявляются к профессии в целом и к членам профессионального сообщества извне, со стороны общества постоянно меняются в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Именно этой стороной взаимоотношений профессии и общества занимается прикладная этика.

Подытоживая сказанное, можно определить курс этики профессиональных сообществ как профессионально-прикладной, целью которого является прояснить моральные проблемы как изнутри профессии, так и извне – с позиции общества.


Похожая информация.


Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности) , верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Основные категории профессиональной этики

Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности.

Профессиональная этика вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология. В практике повседневной деятельности П.Э. представляет собой совокупность норм поведения специалистов.

Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной деятельности, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы “человек - Среда”. Это:

отношения между социальными работниками как членами коллектива,

отношения “социальный работник - клиент”,

“социальный работник - социальное окружение клиентов”,

“ социальный работник - различного рода учреждения, организации, частные лица”,

отношения, возникающие между институтом социальная работа как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством и обществом в целом.

Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работе; моральных качеств, которыми должен обладать социальный работник; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

Этическое сознание социального работника представляет собой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это осознание того, что высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а так как эта деятельность предоставляет социальному работнику возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки, то значит, с точки зрения нравственности, это благо и для него самого

Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме требования, обязанности выполнения личностью общественных целей, задач и пр. Но поскольку у каждой личности свои интересы, убеждения, чувства, желания, то осуществить их возможно в сфере труда в строго определенных условиях данного предприятия. Поведение личности оценивается как нравственное, если в нем выражается сознательное, добровольное следование интересам общества при осуществлении личных интересов в рамках своей профессии. Существуют общие нравственные требования к поведению человека -- представителей той или иной профессии, например, для представителей законодательной профессии -- это максимальная справедливость, неукоснительная верность духу закона, объективность, стремление к истине.

Основными категориями этики являются основополагающие понятия, отражающие нравственные ценности общества. В состав основных категорий этики включают добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

Добро и зло -- основные понятия морального сознания личности. С помощью этих понятий оцениваются поступки человека и вся его деятельность. Добро -- все то, что несет благо человеку. Зло -- всякое препятствие на пути развития общества и личности, все то, что деформирует общественные отношения.

Долг означает моральную необходимость выполнения определенных профессиональных и общественных требований личностью при исполнении своих обязанностей.

Совесть -- способность личности осуществлять нравственный самоконтроль за своим поведением, оценивать свои мысли, чувства и поступки в соответствии с действующими нравственными нормами.

Честь -- это осознание человеком своего значения (положения) в обществе как личности, гражданина, мастера своей профессии. В категории «честь» отражается стремление человека сохранить свою репутацию, свое доброе имя. Честь -- это и общественная оценка человека, и мера уважения со стороны окружающих.

Невыдуманные рассказы:

Эту историю рассказала женщина, пережившая в годы войны ленинградскую блокаду. Она заведовала булочной и однажды со своей сотрудницей, впрягшись в небольшие сани, они еле-еле везли из пекарни в булочную тот страшный блокадный хлеб. От голода у них кружилась голова. Они падали в снег, вставали и снова падали, но ни одна из них не подумала даже отщипнуть хотя бы крошку от такой близкой к рукам буханки. Они знали -- их ждут с ночи голодные люди. И вдруг раздался оглушительный грохот. Совсем недалеко разорвался вражеский снаряд. Хлеб разметало. Волна отбросила от саней и женщин. Когда они очнулись, то увидели, как люди бережно собирали и складывали в сани те бесценные буханки жизни. Заведующая булочной, придя в себя, пересчитала их. Ни одна не пропала.

Когда спустя сорок лет на одной из встреч ветеранов войны женщине задали вопрос: «Неужели так никто и не взял ни кусочка хлеба, ведь умирали от голода?» -- она удивленно посмотрела и не без гордости сказала: «И для голодных, пусть даже умирающих, честь была превыше всего.»

Порядочность, скромность, доброжелательность, бережливость, воспитанность -- это все выражения многогранных этических категорий чести и совести. Чем строже человек будет руководствоваться законами чести и совести, тем лучше для дела, которому он служит.

Достоинство -- форма индивидуальной самооценки, осознания своей личной значимости. В категории «достоинство» находит свое выражение потребность человека в уважении со стороны окружающих. Коммерсант, имеющий чувство собственного достоинства, всегда бережно относится к достоинству своих покупателей.

Смысл жизни заключается в созидательном труде и реализации своих духовных и физических возможностей.

Счастье -- это состояние наибольшей моральной удовлетворенности жизнью, ощущение ее полноты и осмысленности.

Простейшая форма нравственного требования -- моральная норма. Нормы существуют в виде различных предписаний и запретов, распространяющихся на поведение любого человека. Главные их черты -- безличность и повелительность: все люди должны или не должны поступать определенным образом. Под нормами понимают такие предписания, которые регулируют какую-то отдельную сторону поведения людей («не завидуй», «заботься о родителях», «будь скромным» и т. д.).

Общие этические принципы служебного взаимодействии

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы.

Принципы -- это общие нравственные требования, руководящее начало в поведении человека. Принципы дают конкретному работнику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

Порядок рассматриваемых этических принципов не обусловливается их значимостью.

Сущность 1 принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

  • 2. Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.
  • 3. Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
  • 4. Максимум прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.
  • 5. Минимум прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они не нарушают этических норм.
  • 6. Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр.
  • 7. Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.
  • 8. Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
  • 9. Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
  • 10. Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах.
  • 11. При воздействии на коллектив учитывать силу возможного противодействия.
  • 12. Этот принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга.
  • 13. Настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.
  • 14. Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями. Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы собственной личной этической системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Виды профессиональной этики

Заключение

Список литературы

Введение

Профессиональная этика на сегодняшний день является, пожалуй, самым активно обсуждаемым и популярным разделом этики. Это связано, прежде всего, с бурным развитием целого ряда профессий, где вопросы этического плана составляют самую сущность профессиональной деятельности, определяют ее характер и соответствующие перспективы на будущее самих профессионалов, работающих в той или иной сфере.

Особую актуальность эти вопросы приобретают в сфере сравнительно новых профессий, связанных с производством и функционированием информации в обществе западного образца, где с одной стороны, устанавливаются ценность демократии, а с другой, идеал капиталистического преуспевания.

Специфика этих профессий такова, что в них существует самая высокая степень конфликтности на почве этических коллизий. Эти моменты трудно обойти вниманием, однако этого внимания со стороны людей, профессионально занимающихся этикой, иногда оказывается недостаточно, особенно когда дело касается проблем разработки профессиональных кодексов и решения конкретных этических дилемм в профессиональной области.

Решение этих проблем остается на усмотрение самих профессионалов, часто далеких от понимания того, что такое этика. Это создает целый ряд трудностей, которые можно было бы охарактеризовать как трудности перевода профессиональных проблем на этической почве в собственно этическую плоскость.

В числе таких трудностей остается и вопрос о связи профессиональной этики с общетеоретической этикой, а также все тот же вопрос о степени участия специалистов-этиков в разработке профессиональной этики.

Несколько отстраненное отношение к проблемам профессиональной этики со стороны специалистов-теоретиков в области этики понятно - разработка проблем довольно многочисленных профессиональных этик не представляется по большей части ни сложной, ни интересной с точки зрения фундаментальных этических вопросов.

Поэтому чаще принято говорить о прикладной этике, охватывающей наиболее острые общие вопросы профессионально-практической деятельности.

1 . Виды профессиональной эт ики

Виды профессиональной этики. Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза. Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика - это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция). Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности. В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная мораль в журналистике начала складываться вместе с журналистской деятельностью. Однако процесс ее формирования растянулся на века и достиг определенности только с превращением журналистской профессии в массовую. Завершился он лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв., когда были созданы первые кодексы и профессионально-нравственное сознание журналистского сообщества приобрело документированную форму существования. Журналист, осваивая в ходе профессионального становления постулаты профессиональной морали, вступает с коллегами в профессионально-нравственные отношения, которые, в отличие от моральных как таковых, предполагают возможность институционально организованного и непосредственного вмешательства корпорации в его поведение. Однако, это вмешательство существенным образом отличается от административного воздействия, поскольку цель его - не принуждение, а побуждение.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика - наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса. Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» - теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать; верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество; признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества; уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы; ценит образование, науку и технику. Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности. Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране.

В юридической деятельности главная проблема - это соотношение законности и справедливости. Консерватизм законодательства, сложность регулируемых им отношений могут создать такие ситуации, при которых некоторые варианты вердикта, формально соответствующие букве закона, по духу будут ему противоречить, будут несправедливы. Для профессии юриста справедливость есть основной постулат, цель деятельности.

Строгая подчиненность юриста закону способствует его независимости. И судьи, и органы прокуратуры в пределах своей компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, движений. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться советами, указаниями или просьбами отдельных лиц или учреждений. Принцип независимости и подчиненности только закону диктует важные требования нравственного характера. Юрист (судья, прокурор, адвокат и др.) - специалист, которым движет исключительно чувство долга, не должен допускать компромиссов, сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, он должен служить только закону и справедливости.

Работа юриста напрямую связана с защитой достоинства человека. Поэтому нравственные нормы, основанные на признании ценности человека как личности - неотъемлемые составляющие профессиональной этики юриста. Важно противостоять деформации, духовной черствости, превращению в некий винтик судопроизводства. Такой подход требует от юридического работника высоких личностных качеств, но именно он наполняет правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Специфика работы юриста сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые не встречаются у представителей других профессий. Например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) или притворство (моральная маскировка) по отношению к преступникам. Что касается процесса судопроизводства, то, скажем, адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление, при том, что подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против него. Эти примеры - типичная коллизия в рамках общего и особенного в морали. Поэтому следует еще раз отметить, что такая нравственная специфика профессии не противоречит общим принципам морали, но является их дополнением и конкретизацией применительно к условиям юридической деятельности. Это важно подчеркнуть еще и потому, что работники юридической сферы, постоянно сталкивающиеся с негативными проявлениями человеческой натуры, должны иметь моральное оправдание сделанного профессионального выбора, своеобразный нравственный «иммунитет».

Действительные же нарушения моральных норм в юридической среде, как правило, вызывают огромный общественный резонанс. И это естественно - повышенные нравственные требования к работникам юридической профессии в служебное и во внеслужебное время (см., например, Кодекс чести судей РФ 1993 г.) объясняются особым доверием к ним со стороны общества, ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона, должны иметь на это не только служебное, но и моральное право.

Этика предпринимателя в современной научной литературе совпадает с понятиями «деловая этика», «экономическая этика», «этика бизнеса», «этика рынка» и т.д. В первую очередь это совокупность норм поведения предпринимателя на переговорах, при общении, составлении документации и т.д., отражающая специфику его деятельности, а также зачастую обусловленная историческими условиями конкретной страны.

Для развития этики предпринимателя нужны определенные условия: политическая и экономическая свобода, стабильность законодательства, наличие традиций и др.

Деловая этика формируется уже в рамках «экономической ячейки» -- трудового коллектива. Служебные отношения должны строиться на партнерстве, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество, бесспорно, повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

При взаимодействии с другими «ячейками» эти правила сохраняются. Уважение к деловому партнеру не позволяет манипулировать им в своих интересах, подавлять его. Честность увеличивает степень доверия и взаимопонимания между партнерами. Добросовестное отношение к своим обязанностям способствует выполнению намеченных планов. Тем самым закладываются основы долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества.

В настоящее время выработан определенный порядок поведения в сфере бизнеса и при деловых контактах, так называемый деловой этикет. Он помогает избежать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в деловом сообществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Этикет является одним из главных «орудий» создания имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых этикет не соблюдается, теряют очень многое. Там, где он есть, выше производительность, лучше результаты. С такой фирмой удобнее работать, т.е. этикет создает комфортный психологический климат, способствующий деловым контактам.

Для России проблемы экономической этики имеют особое значение. На них оказывают большое влияние сложный характер формирования рыночных отношений, неоднозначные исторические традиции и широкий спектр проявлений массового сознания. Предпринимателям в России следует помнить, что личное обогащение не критерий нравственного отношения человека к труду, а прибыль не цель личностного развития.

Этика социальной работы - это проявление общих норм морали в социальном обслуживании. В профессиональной деятельности таких специалистов, заключающейся в оказании помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, нравственно-этические нормы играют особую роль. Они отражены в профессионально-этическом кодексе социального работника России, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г.

К основным принципам профессиональной этики социального работника относятся: ответственность перед клиентом, ответственность перед профессией и коллегами, ответственность перед обществом.

Требования к личностно-нравственным качествам социального работника диктуются также спецификой его работы. У него должны быть развиты чувства долга, добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, вежливость, порядочность, эмоциональная устойчивость; личностная адекватность самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. Также важно обладать определенными педагогическими навыками. Соблюдение специалистами по социальной работе этических норм предупреждает негативные последствия социального обслуживания.

Также можно говорить об этикете социального работника. В него входят: а) коммуникативные умения и навыки, международные нормы поведения социальных работников; б) установленный порядок поведения работников социальных служб при знакомствах и представлении, обращении с коллегами и клиентами; в) искусство ведения беседы, телефонных разговоров, переговоров, деловой переписки, этикет протокольных мероприятий на национальных и международных конференциях, симпозиумах; г) нормы поведения на улице, в общине, в семье клиента, на работе клиента, в общественном транспорте, в общественных объединениях, церкви и т.д. профессиональный этика деятельность

Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного 18 менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Заключение

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

В любой профессии честное и ответственное исполнение своих обязанностей - одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности профессиональной этики могут быть по незнанию или невнимательности упущены начинающим специалистом - тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к исполнению своих обязанностей.

Чтобы этого не произошло следует помнить основные нормы и принципы профессиональной этики:

Свою работу следует выполнять профессионально, строго в соответствии с возложенными полномочиями;

В работе нельзя руководствоваться своими личными симпатиями и антипатиями, следует всегда соблюдать объективность;

При работе с личными данными клиентов или других лиц, компаний всегда следует соблюдать строжайшую конфиденциальность;

В своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

Следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

Нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

Недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

В настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к природе и окружающим людям - главное достоинство профессиональной этики представителей любой профессии.

Список литературы

1. "Основы этических знаний" под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд. "Лань", 1998г.

2. Профессиональная этика юриста: В. П. Халиулина - Москва, Издательство Российского Университета дружбы народов, 2009 г.

3. Актуальные проблемы права и СМИ. Материалы первой российско-американской конференции /под редакцией Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова., Москва, 1997.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие об этикете. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Необходимые профессиональные, человеческие качества. Медицинская этика. Специфика медицинской этики в Советский период.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Понятие и категории профессиональной этики социального работника. Функции и принципы профессиональной этики социального работника. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности. Объект изучения профессиональной этики социальной работы.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

    Природа профессиональной этики как совокупности устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник. Этические принципы и стандарты социального работника. Типология ситуаций в профессиональной деятельности социального работника.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Происхождение профессиональной этики. Профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Этика педагогическая.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2009

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Происхождение сознания долга, его структура и роль в жизни личности и общества. Этика долга И. Канта; гражданский долг и личный интерес. Понятие и становление этики, классификация этических ценностей. Основные принципы профессиональной медицинской этики.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Происхождение профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. Виды профессиональной этики. Особенности профессиональной этики военного психолога, содержание и особенности его профессиональной деятельности психолога.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Этика: понятие, содержание, структура. Основные категории и понятия этики и профессиональной этики. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.



Полезные инструменты