Обзор зеркальной камеры Nikon D3300. Путешествие в Сочи

ВСТУПЛЕНИЕ:

Беззеркальные камеры с каждым годом все увереннее занимают ниши рынка, в которых до недавнего времени безраздельно властвовали камеры, оснащенные зеркалами. Все производители уже представили полупрофессиональные решения, кое-кто даже профессиональные. Но цена таких камер обычно "очень кусается", соответственно, спрос на них относительно невысок. Потому производители всегда стараются дать нам (потребителям) компромиссные решения. Плюсы для всех очевидны. Компания-производитель не тратиться на новые разработки, используя и упрощая проверенные (и снижая затраты), а мы с вами получаем "почти лучшее" за куда меньшие деньги. И сегодня у нас на обзоре как раз такой "почти флагман" - Fujifilm X-T10 .

ВНЕШНИЙ ВИД И ОПИСАНИЕ Fujifilm X-T10:

Внешне камера очень похожа на флагманский X-T1 . Вернее, на облегченный и чуть-чуть упрощенный флагман со значительно более демократичным ценником. Fujifilm изначально не стали расширять линейку продукции заведомо бюджетными камерами с сильно урезанным функционалом, а сориентировались на технику от среднего до высокого уровня. Все камеры, включая самую бюджетную X-А -серию, оснащаются и механическими органами управления и горячим башмаком. С выходом X-T10 , компания заполнила нишу между X-T1 и X-E2 .

Обзоры обеих камер на сайте есть, поэтому эта статья фактически будет сводиться к сравнению трех камер. Если сравнить все три камеры, то основных отличий будет не так уж и много. Все камеры оснащены корпусами из магниевого сплава, но при этом защитой от пыли, брызг и мороза обладает только X-T1 . Кроме того, X-T1 - самая «увесистая», но при этом её удобнее всего держать в руке благодаря объемной батарейной рукояти.

Корпус X-T10 , как у X-T1 , выполнен в форм-факторе зеркального фотоаппарата, но органов управления стало меньше. Откровенно говоря, сложно считать это минусом, особенно учитывая то, что X-T10 позиционируется как любительская камера. К сожалению, упразднили колесо выбора , но в остальном любителю будет с чем разбираться.

От камеры к камере, Fujifilm продолжает экспериментировать с расположением и исполнением своих механических органов управления. Кнопки уступают места колесам управления, колеса управления меняют вид. Но на этот раз обошлось без странных решений с жесткой привязкой той или иной клавише определенной функции, которыми грешили X-E2 и X-T1 . Все СЕМЬ функциональных клавиш перепрограммируемые. Кроме того, можно запрограммировать и переднее управляющее колесо.

На верхней грани справа традиционные два колеса, одно из них отвечает за выбор , второе - за выбор длины . Значения выдержек нанесены не все, только самые востребованные. Чтоб выставить промежуточные, нужно переключиться в режим «Т » и передним управляющим колесом установить необходимое значение. Во всех камерах скорость срабатывания механического затвора варьируется от 1/4000 до 30 секунд. У X-T10 (как и у X-T1 с прошивкой 4.0) появился электронный затвор, позволяющий снимать со скоростью вплоть до 1/32000 сек (режим работы затвора выбирается в меню). Так же, есть режим «В » - BULB и «А » - АВТО. Взаимодействие положений А на объективах и колесе выдержки (переключение режимов съемки - PASM ) подробно описано в обзоре X-E2 .

Fujifilm X четко разделяет линейку своих продуктов на два направления - любительские и продвинутые. А соответственно, камеры серий X-A и X-М оснащаются любительской системой управления с колесом выбора режимов съемки, а продвинутые X-E и X-T серии - профессиональной, как у «взрослых» камер. Так вот, так как Fujifilm позиционирует камеру как любительскую, у X-T10 появился «заветный» режим AUTO , который включается отдельным рычагом на верхней грани.

При включении режима AUTO, камера переходит в полностью автоматический режим, независимо от того, какие значения ранее были установлены для выдержки диафрагмы и ISO (можно механически устанавливать только значения экспопоправки).

Функционал колеса DRIVE (расположено на левой верхней грани) на первый взгляд кажется странным, но его удобство выше всяких похвал. Всего нанесено 9 положений. Одиночный кадр (S ), два режима скоростной съемки CH (8 кадров в секунду) и CL (3 кадра в секунду), режим мультиэкспозиции, склейка панорамы и по паре ячеек для установки пресетов - брекетинг (BKT1, BKT2) и творческие фильтры (Adv1, Adv2).

BKT (брекетинг) - это съёмка нескольких кадров с автоматическим изменением определенного параметра, а Adv - наложение определенных программных фильтров на один кадр. Брекетингов в камере реализовано пять видов (по экспозиции, по ISO, по балансу белого, с изменением динамического диапазона и брекетинг с моделированием плёнки). Творческих фильтров тоже не мало - тринадцать. Вариантов много, поэтому фотографу дана возможность сохранить не один, а сразу два пресета для определенного типа съёмки, что тоже очень удобно.

Камера получила встроенную вспышку (ведущее число 5 при ISO 100), за подъем которой отвечает рычаг на левой стороне верхней грани, расположенный под колесом DRIVE . Вспышка слабая, кроме того нет возможности направить ее в потолок для получения мягкой подсветки в помещении.

Как и старшая модель, X-T10 оснащена 3” наклонно-поворотным (и снова - не сенсорным) дисплеем, но почему-то с меньшим разрешением - 920 тыс. точек против 1 040 тыс. точек у X-T1 (а что самое странное, у X-E2 разрешение дисплея такое-же как у флагмана - 1 040 тыс. точек). На практике эту разницу увидеть практически невозможно. Сам дисплей имеет большие углы обзора, хорошую цветопередачу и приличный запас яркости.

Электронный видоискатель (ЭВИ) камеры - 0,5 дюймов, он выполнен по OLED-технологии, имеет разрешение 2,36 млн. точек и увеличение - 0,62х. У X-E2 и X-T1 ЭВИ аналогичные, но они имеют большее увеличение - 0,64х и 0,77х, соответственно. Основные-же отличия скрываются в их функциональности. Как и у флагмана, видоискатель X-T10 может подстраивать яркость, в зависимости от интенсивности наружного освещения и «переворачиваться» в портретный режим, но разделения на 2 окна для удобства ручной фокусировки у него нет. У X-E2 видоискатель самый «простой» - без всех выше перечисленных функций.

Рядом с видоискателем — кнопка выбора отображения (View Mode). Можно выбрать:

  • только экран;
  • только видоискатель;
  • датчик глаза, который отключает основной дисплей и включает ЭВИ, если поднести камеру к лицу;
  • только видоискатель, который включается датчиком глаза. Это самый экономичный режим, изрядно сохраняющий заряд аккумулятора.

ФУНКЦИОНАЛ Fujifilm X-T10:

Еще одно ключевое отличие между тремя рассматриваемыми камерами - работа системы фокусировки. У X-T1 до выхода прошивки 4.0 автофокус, хоть и был быстрый и цепкий, но все-же оставался достаточно ограниченным (как для топовой камеры). X-T10 сразу оснащается переработанным автофокусом. Итак, X-T10 позволяет выбрать несколько режимов работы автофокуса:

  • одна точка (при чем размер точки регулируется)
  • широкий/треккинг (по всем 77-и точкам, в том числе следящий)
  • выбор зоны фокусировки (зона из 49 точек, возможность выбора зоны 3х3, 3х5, и 5х5 точек)
  • фокусировка по глазам и лицу человека (при этом, можно выбрать на каком именно глазу фокусироваться - правом или левом)
  • режим автоматической макросъемки (автоматически включает макро-режим)

Ниже можно посмотреть видео - как все это работает:

На сегодняшний день три нижних пункта, как и режим следящей фокусировки по широкой зоне у камеры X-E2 просто отсутствуют. С учетом того, что X-E2 оснащается тем-же фокусировочным модулем, не исключено, что скоро мы увидим и для неё обновленную прошивку.

В свете выше написанного, напрашивается вопрос - зачем была не программируемая кнопка MACRO у X-E2 , а главное, что с ней делать, когда/если обновится прошивка?

Но самое главное, что общие впечатления от работы автофокуса самые положительные. Рассматриваемая камера оснащена гибридной системой автофокусировки. То есть на матрице есть и фазовые датчики, и датчики контрастной фокусировки. Этот симбиоз, априори, исключает бэк-фронт фокус, да и способен быстрее фокусироваться. Кроме того, в отличии от тех-же зеркальных камер с их узкими зонами сосредоточения фазовых датчиков по центру кадра и «слепой зоной» по краям, матрица X-T10 практически полностью “покрыта” автофокусировочными датчиками (фазовыми и контрастными). Соответственно, значительно вырастает удобство следящей фокусировки, так как движущийся объект можно «цепко» отслеживать от края до края кадра. При активной съемке это существенный плюс.

Теоретически все выглядит безупречно, но на практике - скорость и точность следящего автофокуса при фотографировании быстро движущегося объекта не настолько хороша, как хотелось бы. Та же фокусируется значительно точнее и быстрее, так что Fujifilm еще есть куда стремиться.

Справедливости ради стоит отметить, что фазовые датчики, как и у зеркальных камер, сосредоточены по центру, остальная область покрыта контрастными.


Матрица, процессор и система замера экспозиции X-T10 точно такие-же, как и у X-T1 и X-E2 . Так что все, что я писал в обзорах X-T1 и X-E2 про качество изображения, «шумность» и динамический диапазон сенсора, можно в полной мере отнести и к обозреваемой камере. Если в 2-х словах, то:

  • картинка прекрасная (как JPEG так и RAW),
  • рабочее ISO - вплоть до значения 3200. На ISO6400 шумы есть, но они не ужасны и неплохо корректируются встроенным шумодавом при съемке в JPEG.

Ниже фрагменты снимков, сделанных с использованием разных значений ISO. А по этой ссылке можно скачать оригиналы файлов для самостоятельно изучения.

ISO 200 ISO 400 ISO 800
ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400
ISO 12800 ISO 25600 ISO 51200

Скорость серийной съемки - 8 кадров в секунду, так же, как и у флагмана. Естественно, не обошлось без «урезаний». Буфер камеры значительно менее емкий по сравнению с X-T1 и заполняется после семи снятых кадров (RAW+JPEG). Аналогичные показатели были у X-E2 .

Съемка видео - традиционная «детская болезнь» камер Fujifilm . Как и X-T1 , новинка может снимать видео в FullHD со скоростью 60 кадров в секунду с прогрессивной разверткой, позволяет в процессе съемки управлять выдержкой и раскрытием диафрагмы. Кроме того, автофокус в процессе съемки видео работает выше всяких похвал - точно и цепко. Но качество выдаваемого ролика оставляет желать лучшего (во всяком случае, по сравнению с конкурентами в лице Sony , Panasonic и Olympus ). Кнопка активации видеозаписи маленькая и очень неудобно расположена. Такое впечатление, что производитель сам ограждает владельца камеры от попыток снимать видео. Но она (кнопка видео) тоже может быть переназначена. Так что, если видео все-же востребовано, можно перепрограммировать активацию видеозаписи на другую кнопку, а кнопке видео назначить менее востребованную функцию.

В камере используется такой же, как в X-T1 и в X-E2 литий-ионный аккумулятор NP-W126 ёмкостью 8,7 Вт/ч. На одном заряде камера способна «прожить» чуть меньше 350 кадров. Для беззеркальной камеры это не рекордный, а скорее обычный показатель.Отсек для карты памяти совмещен с батарейным отсеком. При съемке со штатива это может создавать неудобства.

Как и в X-T1 , за беспроводные возможности X-T10 отвечает приложение Fujifilm Camera Remote, которое можно установить на смартфоны под управлением iOS и Android . С его помощью можно дистанционно управлять съемкой, регулировать некоторые настройки камеры, передавать фотографии с камеры на мобильное устройство и проставлять геотаргетинг для снимков.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ с Fujifilm X-T10:

Камера попала на обзор с двумя объективами - китовым FUJINON XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II и фиксом FUJINON XF18mm F2 R. Оригиналы фотографий для самостоятельного детального изучения можно скачать - .

ВЫВОДЫ:

X-T10 в этом году получила престижную награду EISA , как лучшая любительская компактная системная камера. Камера действительно прекрасно сбалансирована, в ней почти все доведено до совершенства. Как бы очевидно это не звучало, но X-T10 это действительно промежуточное решение между X-E2 и X-T1 .

Фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру у которой:

  • нет всепогодной защиты корпуса,
  • проще ЭВИ,
  • менее емкий буфер,
  • простенькая встроенная вспышка (у X-T1 в комплекте небольшая внешняя),
  • меньше встроенных установок баланса белого,
  • нет разъема для подключения внешнего студийного освещения.

Все остальные функции и наполнение у X-T1 и X-T10 полностью аналогичны. Стоят ли вышеперечисленные моменты дополнительных затрат на покупку флагмана, каждый решает сам. Но если вы не планируете фотографировать в экстремальных условиях и вам не важны «длинные серии» снимков - выбор очевиден.

За еще меньшую сумму, правда, можно приобрести X-E2 . Но на сегодняшний день, при той-же «начинке» у нее существенно проще функционал. Не исключено, что Fujifilm выпустят обновление прошивки и «приблизят» ее к серии X-Т , но когда выпустят - тогда посмотрим. Кроме того, пользоваться камерой X-T10 значительно удобнее, чем X-E2 - эргономика продумана лучше.

Обзор системной камеры Fuji Х-Т10 или беззеркалка в руках любителя, а так же: «беззеркалка против зеркалок — да или нет?», «зачем мне это?», «все что вы боялись, но хотели» и прочие забавные глупости.

Все забавные глупости являются исключительно рысевой имхой,

и основаны на субъективном опыте съемок

на зеркальные и беззеркальные камеры .

Если ответить на главный вопрос жизни вселенной и вообще кратко и сразу — все сильно зависит от требований. В немалом числе случаев, X-T10/X-T1 является очень хорошей заменой любительской зеркалке(все, дальше можно не читать;)).

Исключения, как мне кажется, составляют:

  • профрепортаж и его самые сложные виды (только не надо путать его со «репортерской съемкой» с попсовых концертов, выступлений детской спортивной школы и клубных фото);
  • художественная и фешн-съемка с высокой детализацией и малой глубиной резкости (если у вас есть деньги на средний формат и оптику к нему, а также понимание зачем это нужно, то эта статья совершенно не для вас)
  • Таскание «баальшой крутой зеркалки» для впечатления заказчиков и вообще ощущения от работы с «серьезной техникой» (да, эргономика беззеркалок своеобразна, а вид зачастую «не внушает доверия «серьезным людям»).

Большинство ТТХ(матрицы, размеры вес и прочее) можно посмотреть в интернете, прочитать дифирамбы «оригинальной матрице фуджи с небайеровским фильтром»(с равами которого до сих пор глючно работает лайтрум, кстати) и заученные фразы о том что «теперь не нужно носить много, а снимать в свое удовольствие».
Сосредоточимся на честно-субъективном.

Фокусировка

Самая спрашиваемая и спорная тема. У Х-Т10 гибридная фокусировка — контрастная по всему полю кадра, плюс фазовая, по центральной части кадра, площадь покрытия фазовыми датчиками примерно сравнима с таковыми у . При выборе точек фокусировки, гибридные точки подсвечиваются чуть ярче чем остальные. Фокусировка быстрая, хотя сильно зависит от объектива, впрочем как и всегда.

Говорят, что при стесненных световых условиях камера полностью переключается на контрастную фокусировку, отключая фазовые датчики. Правда или нет — не знаю.

Очень удобной опцией является перемещение по кадру не только одной точки фокусировки, но так же «зоны фокусировки» на несколько точек, при этом регулируемого размера и пропорций. Подобная функция(только без быстрой регулировки площади) существует и в профессиональных зеркалках (у никона — начиная с ).

Обычно, у беззеркалок работа джойстика настроена как у «мыльниц» — на каждую кнопку назначено какое-то действие: изменение исо/баланс белого/режимы/выбор точек фокусировки. В Х-Т10, помимо такого режима можно включить «режим как у зеркалки» — то есть четыре кнопки джойстика сразу отвечают за перемещение точки/зоны фокусировки. А нужные регулируемые параметры назначить на экран пользовательских настроек- «Q»:

Режимы фокусировки М/S/C? Есть. Переключаются рычажком справа от байонета. Классика.

Фокусировка со слежением за обьектами по полю кадра (то, что в nikon называют 3D-фокусировка)? Есть. Хотя, сильно зависит от настроек и контрастности объектов.

Фокусировка по лицам? Есть. В сочетании с предыдущим пунктом — весьма удобно снимать играющих детей. А уж возможность выбрать фокусировку по глазам, причем, на выбор — по левому или правому глазу…

Хватает ли скорости быстродействия и фокусировки для любительской съемки и обычного репортажа? Однозначно — да. По крайней мере, скорость фокусировки не уступает (а по точности в темных условиях — иногда превышает) скорость моей старой s5pro, д90, д7000 и 3ххх/5ххх серии. Возможно ее может оказаться недостаточно для профессионального репортажа, но многие ли из читающих это снимают олимпийские игры?

Пара тонкостей:

  1. При серийной съемке со следящим автофокусом необходимо выбирать режим затвора «механический». Если выбраны режимы «электроник» или «электроник/механик» то фокусировка в серии будет производиться по первому кадру.
  2. Есть такая очень полезная опция, как увеличение кадра в точке фокусировки, по нажатию на задний диск управления (при просмотре отснятого тоже работает, кстати). Актуально как для ручного, так и для автоматического режима фокусировки. Увы, но срабатывает она только при фокусировке «по одной точке».

Эргономика

Сразу хочу предупредить об одном важном моменте в эргономике беззеркалок вообще и «десятки» в частности. В отличии от зеркалок, это скорее «камеры левой руки».
То есть, легко таскать камеру «на кончиках пальцев правой руки» вам вряд ли удастся — пальцы судорогой сведет, особенно с массивным объективом. Исключение составляют разве что комплектации с «кито», да 18 и 27 мм «блинчики».И вот то самое чувство, которое дает использование профзеркалок: «камера как продолжения руки!» — так же будет отсутствовать.

Несмотря на некоторый «закос» моделей серии Х-Т «под зеркалки» — все эти упоры под большой палец, выступ на фронтоне и прочие ухищрения, принцип ношения системных камер ощутимо отличается от ЦЗК. Первое время придется переучиваться.

Дополнительный батлблок/рукоять может частично исправить ситуацию (заодно сделав камеру массивнее), приблизив эргономику к «зеркальной», но увы, для Х-Т10 он не предусмотрен даже у китайцев.
Если только делать его самостоятельно. ;)
С моей нынешней точки зрения — кожаного китайского получехла вполне достаточно. Люди с достатком и желанием могут купить оригинальные чехол и дополнительный хват от Fuji. На сегодняшний день это примерно по 4500 руб на каждый пункт.

Для тех же, кто немало времени провел снимая на пленочные зеркалки и дальномерки (или имел опыт работы со щенками;)) — придется лишь вспомнить старые навыки.

Итак, Х-Т10 держится в левой руке. Совсем-совсем как старый зенит (или щенок): большой и указательный пальцы образуют «вилку» для обхвата и придерживания объектива, а ладонь и остальные пальцы придерживает камеру снизу. Это удобно, практично, оставляет свободной правую руку, и оберегает камеру.
Да, если вы хотите снимать вытянув камеру и держа ее лишь в правой руке — такой трюк вполне возможен. Правда со многими объективами это будет сложновато. Носить в левой руке — куда удобнее.

Комплектный нашейный ремешок, как и у большинства камер — жесткий. Но качественный. Правда качественный. И без громадной надписи «ЭЙ ПАСАНЫ — ТУТ ЧУВАК С МЕГАДОРОГОЙ КАМЕРОЙ!». Так что можете потратить немного времени чтобы размять его и привести в годное состояние.

Вообще, беззеркалки фуджи и олимпуса своей эргономикой диктуют несколько другой стиль съемки чем ЦЗК. Но статью «влияние типа фотокамеры на психологические аспекты художественного творчества» мы с вами рассмотрим в другой раз.

Все кнопки (разве что за исключением кнопки видеозаписи) — удобны и доступны, легко находятся вслепую, нажимаются с хорошим откликом, но без излишней тугости.

Колесики управления (и переднее и заднее) кроме вращения могут нажиматься как кнопки. На переднем можно выбрать действие, заднее, по нажатию, увеличивает зону фокусировки во весь экран.

Включение камеры — поворотным рычажком вокруг кнопки спуска, все как в никоне.

Управление экспопарой и режимами у всех беззеркалок Fuji реализовано как в пленочных камерах: на объективе выставляется , на корпусе камеры — и экспокоррекция. Правда, для нескольких недорогих объективов, не имеющих кольца , выставление оной производится колесиками управления, как в никоне.
И и имеют в крайних положениях позицию «А» — авто. Выставляя их в положение «А» в разных комбинациях, получаем режимы М, A, S и P. Все просто и удобно.

На тот случай, если нужно отдать камеру в руки кому-то не знакомому с тонкостями съемки — под диском выдержек есть рычажок «авто», который переводит камеру в «зеленый» режим со следящим автофокусом.

Кстати, достаточно истеричный режим — у него почему то постоянный, неотключаемый, следящий автофокус, поэтому объектив постоянно жужжит и ерзает. Как оказалось, неподготовленных людей это нервирует, как будто им в руки дали мелкое верткое животное.

Слева, на верхней панели, есть диск выбора режимов протяжки (одиночный кадр, быстрая и медленная серии), двух видов брекетингов (по исо, видов пленки и прочее. Настраиваются в меню) двух типов фильтров(о них ниже), а так же панорамная съемка и . Последняя очень удобно реализована — после съемки первого кадра он полупрозрачным фоном накладывается на экран, так что можно видеть совмещение изображений.

Видоискатель и экран

Экран- типичный для нынешнего времени, чуть больше трех дюймов, с хорошей цветопередачей и углами. Рекомендую наклеить матовую защитную пленку или стекло — работать под ярким солнцем будет куда удобнее. Откидывается с помощью выступов слева (они хорошо цепляются ногтем указательного пальца), вниз на 45 и вверх на 90 градусов.
Видоискатель… мне доводилось видеть разные видоискатели, и в старых моделях фуджи, и в малышках sony-nex и в новых олимпусах. Скажу честно — этот лучший! Как по цветам, так и по детализации. Субъективно, лишь чуть меньше видоискателя полнокадровой зеркалки, но крупнее чем на кропе, особенно «младшем».

Видоискатель и экран могут переключатся с помощью датчика приближения и имеют 4 режима:

  • Работает только экран(постоянно)
  • Работает только видоискатель(постоянно)
  • Работает экран, но, при поднесению к глазу (примерно за 5-7 см), переключается на видоискатель
  • Работает только видоискатель, но включается он только при поднесении к глазу.

Сильно не хватает кнопочки «спать», как например это реализовано в современных сотовых — щелкать каждый раз выключателем утомляет.

Так же, очень бы хотелось режим «в видоискателе — изображение, на экране — только параметры настройки и быстрое меню пользователя».

Как и положено у беззеркалок, не связанных техническими параметрами — и на экран, и в видоискатель может выводится много-много всякой дополнительной информации, начиная с исо/выдержки/диафрагмы и заканчивая виртуальным горизонтом и тремя видами помощи при ручной фокусировке.
Главное преимущество (и экрана) у фуджи оказалась возможность отображения пространства с уже выбранными настройками.

Например, если вы снимаете в ручном режиме и слишком перекрутили выдержку и диафрагму — камера покажет вам практически черный экран. Или сильно засвеченный, в зависимости от параметров.


А с использованием колеса экспокоррекции(располагается на верхней части камеры, справа), можно легко выбирать освещение кадра, например, при съемках вечернего города — от легких сумерек, до глубокой ночи с огоньками.

Меню

Все просто, удобно, лаконично, с кучей возможных тонких настроек «под себя».
Логика меню ближе всего к никоновской — вертикальный столбец квадратиков а1-а5/s1-s3 слева и всплывающие менюшки от него. В русском варианте приходится иногда подглядывать в инструкции что значат те или иные сокращения. Но в целом — все понятно.

Объективы

Первое и самое главное в системных объективах от Fuji это то, что практически все они — топы. Да, именно так, в фуджиках практически нет «дешевых и компромиссных» стекол, за исключением 27 мм фикса и нескольких «китов» стандартных фокусных (16-50 и 55-200). И даже в этом случае, самый простой 16-55/3,5-5,6 выдает очень и очень неплохую картинку.
Большинство из фиксов имеют f/1,4, некоторые — f/2, зумы — от f/2,8. Конструктив — практически всегда цельнометаллический, безо всяких резинок и пластика.
Про любой из объективов фуджи, можно сказать: «Мацашь в руки, маешь — вещь!»
Плюсом данного подхода является тот факт, что любым из объективов реально хочется снимать, не заморачиваясь. Минус — цена. Кто хочет ужаснуться современным ценам — welcome на яндекс-маркет.

Особенностью объективов фуджи являются электронные кольца управления — передача параметров зума, и фокусировки не механическая, а электронная. С одной стороны — это позволяет сделать плавную регулировку при съемке видео, а так же — полную пыле-влагозащищенность объектива. С другой — к такому тоже придется привыкнуть, реакция объективов не столь однозначна как при механическом управлении.

Зато имеется достаточно большой ход кольца фокусировки, примерно два оборота от МДФ до бесконечности, что дает большие возможности при съемке.

Мне довелось снимать на 4 объектива системы Fujifilm:

Аккумуляторы

Да, их хватает ненадолго — от 300 до 600 кадров(кто-то упоминал 1000), в зависимости от режима использования, и нужно следить/отключать камеру чтобы она не кушала слишком много (хотя есть таймер сна). Да, лучше всегда иметь с собой запасной. Да, лучше брать оригинальные, а не китай (которые минимум на треть менее емкие, и вообще могут глюкнуть или сгореть в любой момент. Да, это недешево — оригинал стоит сейчас порядка 1,6-2,5 тыщ (хотя можно ухитриться взять в пределах тысячи со всякими скидками).
Время зарядки аккумулятора — примерно час-полтора в ситуации «о надо бы зарядить!» и порядка двух в состоянии «ну все, приехали» .

Про цвет и свет

Кэнонисты, если судить по отзывам на форуме, никаких потерь в динамическом диапазоне, при переходе на фуджик, не отмечают. В цветах — сильно радуются.
Никонистам, особенно имеющим многопиксельные камеры(Д610/д7100) может показаться маловат динамический диапазон в джипегах на сильно контрастных сценах. Но равы — практически такие же «тянучие» как у никона, а цвета и скинтон несомненно лучше.

Пример — джипег без обработки, джипег с вытянутыми в +100 тенями в лайтруме, и рав с вытянутыми тенями в +100 в лайтруме:

Лично мне, после «пропятки», с ее громадным ДД в джипегах, пришлось вспоминать про равы и осваивать Capture One, но цвета не разочаровали.









Работа со вспышками

Со вспышками у фуджи все немного сложно и немного просто.

Сложно — потому что система новая, и моделей сторонних производителей TTL-вспышек под них — кот наплакал, сейчас существует только Meike-320 — маленькая двухбатарейная, но вполне удачная модель и Nissin-40i — классическая модель с поворотной головкой, хотя габариты чуть меньше обычных.

Просто — потому, что «родных» вспышек всего три, не запутаешься:

EF-X20 с чехлом:


Дистанционное управление вспышками у X-T10:

  1. для EF-X20 — по «поджигу» от встроенной вспышки, в мануальном режиме. При этом у вспышки снизу есть переключатель для TTL-режима, следящего мануального режима, и следящего режима «Р», который, видимо, позволяет вспышке не реагировать на «предвспыхи от красных глаз». Ну, и студийные/мануальные вспышки естественно тоже «поджигаются».
  2. По синхрокабелю, через горячий башмак. Говорят, подходят кабели от системы Canon, однако расположение контактов на башмаке несколько отличается от кэноновских. TTL-кабель от Nikon не подходит точно. Возможно т.н. «универсальный TTL-кабель» будет лучшим решением в данной ситуации.
  3. Радио-синхронизаторами через горячий башмак. Любыми — для мануальных режимов, или, возможно, E-TTL для системы Canon(информация не проверена).

Fuji EF-X20 и студийная китайская вспышка:

Небольшая хитрость, помогающая не париться по поводу неповоротности вспышки:

Со вспышкой «в лоб»:

И с отражателем из кусочка фольги:

В качестве средства удержания фольгированной бумаги,по возрастанию эффективности: пальцы, резинка для денег, магнитная полоска (покупается в продвинутом магазине для принтеров или у изготовителей магнитиков)

Для встроенной вспышки у X-T10, в меню, имеется всего 4 режима работы:

  • «Принудительная» — простой TTL-режим. Перед работой вспышку необходимо поднять рычажком слева на верхней панели.
  • Медленная синхронизация.
  • Синхронизация по 2 шторке — читай «по задней шторке»
  • Коммандер. . Увы, ничего подобного никоновскому CLS у фуджа нет, в этом режиме вспышка работает с минимальной мощностью, достаточной только для поджига .
  • Отключенная вспышка. Зачем нужен этот пункт, равно как первый — теряюсь в догадках(ведь вспышка срабатывает только если поднята), скорее всего меню максимально унифицировано с другими моделями фотоаппаратов, и эти пункты предназначены для камер с неподьемными вспышками — чтобы отключать/включать их таким образом. Но, при выборе этого пункта меню, поднятая вспышка не срабатывает.

Дополнительные настройки встроенной вспышки:

  • Экспокоррекция вспышки +2 0 -2, с шагом 1/3.
  • Включение отключение режима «убрать красные глаза». Причем реализован он не предвспыхами, как обычно, а на программном уровне — автоматика определяет лицо и «чернит зрачки».
  • Мануальный режим — отсутствует.

Поскольку видоискатель(и экран) показывает картинку в соответствии с выбранной экспопарой и экспокоррекцией, позволяя в реальном времени подбирать параметры съемки, то, для работы со вспышками и в студии, в меню «экран» имеется режим «просмотр в ручном режиме — вкл/выкл». При его выключении и экран начинают работать как обычный . Эту функцию можно назначить на функциональные клавиши «Fn», но нельзя занести в пользовательское меню «Q».

Wi-fi

У беспроводной связи в X-T10 есть четыре функции:

  1. Работа с планшетами и смартфонами. Андроид и Ios.
  2. Автосохранение на компьютер.
  3. Впечатывание геометок к фотографиям с GPS смартфона.
  4. Беспроводной носимый принтер «Intax».
Работа с планшетами и смартфонами.

Тут все очень просто и быстро. В базе приложений(гуглплей и эпплстори) есть приложение. Скачивается, ставится, настраивается, и теперь, каждый раз включив вайфай в смартфоне и фуджике, и подтвердив соединение в фотоаппарате, получаете 4 функции:

  • Копирование/получение (не перемещение!) выбранных фото в смартфон(причем в фотоаппарате есть функция «передавать сжатый по обьему файл») При этом режиме выбирать какие фото передавать, а какие нет — нужно на экране камеры.
  • Просмотр памяти фотоаппарата. То же самое что и предыдущий пункт, только в этом случае все управление копированием и выбором происходит с экрана смартфона. По сути, это выбор «что засунуть обратно в карман — камеру или смартфон?».
  • Управление съемкой — наведение, спуск затвора, изменение параметров съемки — исо,режим вспышки, таймер, фото или видеосьемка, поправка и проч.
  • Геотеггинг — передача координат текущего места в камеру при съемке.


Соединение — практически мгновенное. При работе с камерой — работа с интернетом по вай-фай на смартфоне автоматически блокируется.
Из недостатков — каждый раз после выполнения пункта меню, при возврате к выбору пунктов, приходится переподключаться.
Данную функцию можно назначить на одну из функциональных кнопок «Fn»

Автосохранение на ПК

Специальная программа автосохранения скачивается с сайта фуджи (версии под Win и Ios), и, при установке, назначается в автозагрузку, в режиме ожидания. На камере при этом нужно настроить подключение к сети(имя/пароль или несколько других способов) — через домашний wifi-роутер или точку доступа. После этого параметры сети сохраняются в памяти фотоаппарата. Может быть сохранено до шести wifi- сетей.
Для автосохранения нужно перейти в режим просмотра фото, и выбрать там пункт «автосохранение на пк». На подключение и авторизацию в программе автосохранения уходит примерно 20-30 сек, на проверку и копирование 10-20 jpg-файлов — еще полминуты.
К сожалению, назначить автосохранение ни на функциональные клавиши, ни в пользовательское меню — нельзя.

Впечатывание геометок к фотографиям с GPS смартфона

Тут все просто — включаешь GPS на смартфоне, запускаешь ту же программу соединения, и она передает метки для записи в любого свежеснятого кадра. Заодно отображает на экране значок «метки местности получены». Почему то указано что «время непрерывной работы — 1 час».

Беспроводной носимый принтер Instax SHARE SP-1

Фото — честно сперто с официального сайта производителя.

Это очень забавная идея Fujifilm, по мотивам их современных полароид-камер «инстакс». Представляет из себя печатный блок от подобной камеры с экраном-проектором внутри, wi-fi модулем и питанием от пары батареек.
Размеры: 101,6 мм x 42 мм x 122,5 мм, вес: 253 г (без батареи и пленки), вешается клипсой на пояс.
Цена — порядка 8-9 тысяч рублей на январь 2015 года.
Снимки получаются размером 46*62 мм, плюс белая рамка как у полароида.
Питается кассетами от Fujifilm «а-ля полароид», на 10 снимков(тип «mini»), ценой в 4-5 сотен рублей каждая.
Кто до сюда дочитал — тот уже молодец!
В основном, эта забавность нужна для всяких вечеринок, и для платных фотосессий, когда за полминуты, в процессе съемки, можно сделать несколько «фоток для портмоне» — приятный сюрприз заказчику. Ну, или можно концептуальную выставку сделать.

Прочее

Профили пленок и эмуляции работы

Камера имеет полдюжины предустановленных цветовых профилей, в основном имитирующих те или иные виды пленки, включая легендарный кодак-хром и классическую сепию. Причем показывает их сразу в видоискателе при съемке. А также — 7 вариантов пользовательских настроек(в которых профили пленки — лишь один из изменяемых параметров). Любая из оных переключается через быстрое меню или назначенными функциональными клавишами, комбинацией «нажал кнопку-покрутил колесико/пощелкал джойстиком». Забавные варианты, которые можно назначить на левую «башню» — это черно-белое изображение с допуском лишь одного цвета — красного, желтого, синего, зеленого и оранжевого.

Карточки памяти

Одним из отличий х-т10 от х-т1 является . В Х-Т10 он ограничен примерно 8-10 кадрами, а после камера задумывается над записью на флешку. На многих форумах рекомендуется(и я соглашусь) потратится на скоростную карточку, со скоростью не меньше чем 80-95 Мбит/сек. Лаг записи существенно падает — на медленной серийной скорости переполнение карточки не возникает совсем, на быстрой — начинает подтормаживать после десятого-двеннадцатого кадра.
Нет, какая нибудь недорогая карточка, типа Transcend 10 класса не является скоростной и изрядно тормозит. На карточке(или в описании) должна быть указана скорость записи. Какой нибудь SanDisk Extreme Pro SDHC 16 Гб(а лучше 32) — достаточно годно.

Самым «непрерывно-скорострельным» вариантом является вариант «джипег-нормал» с минимальным размером файла и всеми отключенными улучшалками — порядка 20 кадров(2,5 сек) непрерывной съемки без снижения скорости.

Правда, все вышесказанное касается формата , в raw — камера с быстрой карточкой снижает скорость съемки где-то после десятого кадра в медленной серии и после шестого-седьмого в быстрой(но не прекращает снимать!).

Сторонние объективы

Через соответствующие переходники ставятся практически любые. Самые распространенные переходники на М42, на м39, никон и кэнон. Увы, у автофокусных стекол автоматика диафрагмы(а уж тем более или зума) работать не будет. Особый интерес представляет возможность использования интересных дальномерных стекол.

Fujifilm X-T10 и юпитер-37МС (через переходник Fuji-М42)

Крышки для объективов

Неудобные, и выскальзывают из пальцев. Классические «а-ля никон» куда практичнее. Но проще поставить хороший и забыть про крышки.

Пожелания к разработчикам Fujifilm:

  1. пункт меню «просмотр в ручном режиме — вкл/выкл». — очень нужен в «пользовательском меню Q».
  2. функцию «подключиться к планшету» и «автосохранение» нужно добавить в «пользовательский экран Q»
  3. Очень нужна кнопка «sleep» по принуждению, или хотя бы настройка в меню тайминга засыпания не только на 2 и 5 минут — они слишком долгие.
  4. Так же, очень бы хотелось режим «в видоискателе — изображение, на экране — только параметры настройки, и быстрое меню пользователя». — как это уже реализовано с режимом просмотра снимков. А то, ставя режим «только видоискатель», не получается по экрану настраивать параметры съемки, а снимать — только через видоискатель, как на зеркалках.
  5. На кнопке/команде «включить wi-fi» нужно сделать выбор — подключатся к планшету или компьютеру/другим сетям(а не раскидывать ее на две команды в двух разных меню), а то приходится каждый лазить в меню для включения автосохранения, чтобы скинуть пару-тройку фото. Ну и достаточно долго соединяется, к сожалению. Может, какой usb-wifi-девайс выпустить, чтобы в комп воткнул — и он сразу подсоединяет камеру, с такой же программой как и у смартфонов?

Цена и логичность

Увы и ах, вариант «уйду на беззеркалку, там все дешевле и лучше» — миф.
Если полностью переходить на беззеркальную систему, с родными объективами, автоматикой и удобством, то придется потратиться.

Сразу оговорюсь — да, есть недорогие решения для узкого круга задач.

Например для «чисто мануальной работы с качественным цветом» есть очень годная, и сравнительно недорогая на вторичном рынке fuji X-m1. За 12-17 тыщ, при условии покупки б/у, вы получаете крохотный карманный кроп-1,5, с фирменной матрицей, комплектом переходников на основные системы (м42, М39, лейка, никон), системой ручной фокусировки, вайфаем и откидным экранчиком. Если добавить родной «кит» 16-50/3,5-5,6 за 10 000 руб — у вас аппарат для творческой, студийной съемки и семейных праздников.

Для стрит-фото вполне подойдет карманная и недорогая сони nex 5, 6, 7 версий, или А5100. С блинчиком или «китом». Или олимпус pen-серий(начиная с пятерки).

Собственно, беззеркальная недорогая(в цену младшей зеркалки) система для «поснимать семью и положить камеру обратно в карман», это нетоповые малые модели олимпус/сони/фуджи/панасоник — без видоискателя, с поворотным экранчиком и китом/блинчиком в комплекте (в случае олимпуса китом-блинчиком).

Итого — 71-73 тысяча рублей.

За эту сумму куплено:

  1. Fujifilm X-T10 — 43000 руб(связной + 3000 бонусов от фуджи по акции +2000 баллов связного +1270 руб экономии за пользование карточкой при онлайн-покупке).
  2. Fujinon 18/2 — блинчик-обьектив с ЭРФ 27 мм(классическое репортажное пленочных времен) — 18000 руб в М-видео. Причем это старая цена, только в М-видео осталось немного объективов за такую цену, новая цена 32000 руб.
  3. Аккумулятор WP-126, родной от фуджа, с гарантией в 2 года, цена 1630 в магазине, минус ~300 баллов с системой «баллы» от сбербанка, и минус 300 руб за отзыв о покупке в связном камеры. итого — 1000 руб по факту.
  4. Вспышка(хотелось бы пару) EF-X20 (9000 по ценнику в связном)+2 комплекта аккумуляторов eneloop AAA(1000 руб/комплект) + карточка SanDisk Extreme Pro SDHC 16 Гб (1600 руб). Весь этот комплект стоит 12600 руб, но — минус подарочные баллы от Fuji по зимней акции, минус баллы «Связного» от покупки камеры, минус баллы за оплату карточкой — получаем что то около 8000 руб.
  5. С ебея переходники на М42, М39, Nikon ~ 1400 руб.
  6. — 1000 руб в комиссионке.

Итого ~ примерно те же самые 71-72 тыс. руб.

Не сказать чтобы дешево, да? И это при том, что недавно фуджи таки подняла цены на тушки и оптику.
Однако, можно отметить то, что это — новые цены за новые, и достаточно качественные для своих цен, изделия.

Почему именно х-т10, а не хт-1, х-е2, или новые олимпусы или сони?

С сони все просто — они мне не нравятся. Ни видом, ни эргономикой, ни картинкой.
С олимпусом — посложнее, новые омд Е10 марк 2 и омд Е5 марк 2 — это самые удобные маленькие камеры что мне доводилось держать в руках. Реально — они прямо вливаются в руку и все везде удобно и нигде не жмет. И обьективов там громадный выбор. И видоискатель хорош (хотя у фуджика понравился куда больше). И фирменные олимпусовские красивейшие цвета. Стабилизатор в матрице. Быстрейший автофокус. Все, буквально все хорошо!
Кроме одного «но». Из-за кропа-2 у олимпусов скучнейшая, плоская как детская раскладная книжка-с-замком, картинка. Совершенно нет никаких объемов. Даже при хорошей светотени. Даже на топовых фиксах. Увы. Совершенно мне не понравилась.
fuji X-E2 — отсутствует поворотный экран и немного не нравится эргономика.

Fuji Х-M1 — одна из самых удачных фуджи-беззеркалок, сравнительно недорогая, но увы, нет видоискателя и гибридного автофокуса, хотя как вторая, карманная камера — вполне хороша. Один мой знакомый в Питере специально взял ее для работы с мануальными объективами в студии.

fuji X-T1 с выходом X-Pro 2 утратила статус топа, проигрывая новой модели по всем параметрам, разве что кроме цены(не сильно) и наличием поворотного экранчика. При этом, X-T10 выигрывает у бывшего флагмана меньшими габаритами и весом, имея такую же матрицу и систему фокусировки, а так же куда меньшей ценой(порядка 20 тысяч рублей) уступив лишь отсутствием погодозащиты, немного в буфере и размере видоискателя, да потеряв несколько красивых, но не критично нужных «крутилок» на корпусе.

Почему именно беззеркалки?

Вот поэтому:

Кстати. Очень большой плюс подобной системы — люди, даже малознакомые, вас совершенно не боятся, не шарахаются как «от большой черной камеры». Это позволяет достаточно спокойно снимать бытовые сценки и прочие репортажные интересности.
Ну, и еще одно. Им и правда хочется снимать.

Зеркальные камеры начального уровня, на которые фотоиндустрия возлагала такие надежды, похоже, перестали оправдывать ожидания. С самурайским спокойствием Nikon и Canon продолжают штамповать безликие модели с рестайлинговыми изменениями. «Если смартфоны приплывут к нам на кораблях, то проиграют великолепным сенсорам и объективам», - как бы потрясая рукой передают нам гиганты-фотопроизводители. Уроки истории так ничему и не научили некоторые японские компании.

Выбор фотоаппарата за 500 долларов в наше время очень непрост. Можно взять зеркальную камеру с китовым объективом, компактную беззеркалку или универсальную компактную модель топ-класса. Можно купить даже приличный смартфон с хорошей камерой - как показывают цифры, для большинства людей этого хватает.

В этом разнообразии мы всегда старались ориентироваться на фотоаппараты со сменной оптикой, ведь они могут меняться вместе со вкусами фотографа и способны дать изображения самого высокого качества. Конечно, это дело вкуса, и что сработает для одних, совсем непригодно для остальных. Но давайте отталкиваться от того, что вы предпочитаете зеркальную камеру.

Что сможет предложить вам Nikon D3300?

Все то же самое, что и предшественница Nikon D3200 . Изменения незначительны - расширенный диапазон светочувствительности, подросшая скорость серийной съемки и новый процессор обработки, который на самом деле уже и не новый. Самым важным изменением считается 24-мегапиксельный сенсор, да не простой, а без низкочастотного фильтра. И он должен помочь фотографиям D3300 стать более резкими. Также появилась возможность HD-видеозаписи частотой 50 кадров/с.

Рассматриваемый фотоаппарат выпускается в трех цветах - черном, вишнево-красном и серебристом.

У него есть встроенный режим обучения работе с устройством Guide Mode, кое-какие возможности постобработки и кадрирования. Модель поддерживает беспроводной передатчик Wi-Fi, т. е. может передавать снимки на смартфон и публиковать их напрямую в интернете.

Технические характеристики:

  • APS-C CMOS-сенсор 23,6×15,8 мм, 24 Мп;
  • защита от пыли: Image Sensor Cleaning, Airflow Control System;
  • экран: 3″ TFT LCD, 920 000 пикселей;
  • видоискатель: пентазеркало, 95% покрытие кадра;
  • форматы записи: NEF, JPEG;
  • система обработки изображений EXPEED 4;
  • сменная оптика: объективы AF-S, AF-I (полностью поддерживаются), G или D AF Nikkor (без автофокуса);
  • ISO 100-12 800;
  • диапазон отрабатываемых выдержек: 1/4000-30 c, режим BULB;
  • частота серийной съемки: 5 кадров/c;
  • Picture Control System;
  • слежение 3D AF;
  • встроенная вспышка: ведущее число 12;
  • X-синхроконтакт, синхронизация на выдержках до 1/200 c;
  • батарея: Li-ion EN-EL14 (7,2 В, 1030 мАч);
  • поддержка карт памяти SD/SDHC/SDXC;
  • габариты: 124×98×76 мм;
  • вес с батареей: 430 г.

В D3300 по-прежнему нет брекетинга экспозиции.

Внешний вид и эргономика

Новинка также нацелена на студентов, новоиспеченных пап и мам - это самая недорогая зеркальная камера в актуальном ряду Nikon. Корпус фотоаппарата полностью пластиковый; модель не защищена от непогоды, хотя без проблем переживет дождь и другие короткие неблагоприятности.

Если до этого вы не держали зеркалку в руках, положительные впечатления вам гарантированы. Качественный пластик, хорошая сборка. Правда, камера кажется немножко «деревянной»: некоторые кнопки дребезжат, постукивания по корпусу дают глухой звук и все это дополняет дребезжание тугой пружины, контролирующей зеркало.

На ручке и в месте упора под большой палец наклеена мягкая резина. Она не такая мягкая, как в топовых зеркалках Nikon, но мягче, чем у Canon. Мягкую резину на фотоаппаратах Nikon критикуют не просто так - со временем материал впитывает кожный жир и разбухает. Это ведет к преждевременному разрушению и растяжке полимера, часто резинки приходится «отмачивать» в ацетоне.

Качество исполнения китового объектива также на высоте: он фокусируется очень мягко и почти бесшумно (если стабилизация отключена) и выглядит достойнее и качественнее объективов конкурентов.

В борьбе с наступающими беззеркалками фотоаппарат от Nikon стал компактнее и за счет нового китового объектива, который схлопывается сам в себя и автоматически защелкивается.

Готовность к съемке наступает лишь после раскладки оптики из блок-позиции.

Объектив пластмассовый, аккуратный и качественно собранный. Традиционно комплектная оптика пригодна для съемки всего на любительском уровне, однако в профессиональном плане она безоговорочно уступает специализированным и более дорогим сменным объективам по качеству изображения. Логичным шагом, например, для съемки портретов будет покупка объектива Nikkor 50 1.8, т. к. D3300 не поддерживает оптику с отверточным приводом фокусировки.

Переход в Live View и съемка роликов теперь реализованы аналогично старшим моделям. Запись видео идет по нажатию кнопки на ручке камеры, Live View запускается отдельной кнопочкой на корпусе.

Насадка на видоискатель отлита из цельной резины и выступает над плоскостью дисплея, чтобы не заставлять фотографа тыкаться носом в экран. Но на деле нос и экран будут неразлучны при любой съемке, кроме Live View. Видоискатель для бюджетной зеркальной камеры достаточно неплох: он большой и светлый, несмотря на то, что это пентазеркало, а не пентапризма.

Инфракрасный датчик, реагирующий на тепло и автоматически выключающий дисплей, отсутствует. Экран гасится при полунажатии на кнопку спуска затвора.

У фотоаппарата есть достаточно мощная лампа (не светодиод) подсветки автофокусировки. В процессе работы она заметно нагревается, но позволяет устройству без проблем фокусироваться в темноте на расстоянии до 3-4 метров, а также служит защитой от красных глаз и работает как индикатор при съемке с таймером. В D3300 есть ИК-приемник для пульта дистанционного управления. Разумеется, камерой можно управлять удаленно через Wi-Fi. В рекламе это позиционируется Nikon как уже доступная функция, но на практике вам понадобится фирменный Wi-Fi-трансмиттер. И это очень постыдный нюанс в фотоаппарате для начинающих - придется покупать дорогой и уродливый аксессуар там, где в 2014 году он должен быть по умолчанию.

Барабан переключения остался огромным, очень удобным и приятным в работе.

На него вынесены следующие режимы: приоритет диафрагмы, выдержки, программной автоэкспозиции, полный ручной режим, Intelligent Guide, Auto. Пользователи, перешедшие с компактных камер, смогут оценить сюжетные программы съемки: портрет, ландшафт, дети, спорт, макро, ночной портрет, съемка без вспышки.

Кнопки управления D3300 немного меньше, чем у аналогичных моделей Canon. Нажатие достаточно тугое, с ощутимым кликом.

Включается фотоаппарат механическим рычажком вокруг кнопки спуска затвора. Однако, напомним, камера не способна снимать с заблокированным китовым объективом, о чем на экран выводится предупреждение. Будет потеряно много интересных моментов, прежде чем объектив будет автоматически сниматься «c ручника». На рукоятке имеются две часто используемые клавиши, вызывающие функции экспокоррекции и справочную информацию. Есть здесь и кнопка видеозаписи, работающая только из Live View.

Питание камеры осуществляется за счет стандартного аккумулятора емкостью 1030 мАч, его хватает на 500 снимков и 12 минут видео. Среднестатистический 24-мегапиксельный кадр в JPEG максимального качества занимает 9-12 МБ. Объем RAW-файла - 30-32 МБ. Зеркалка, как и все ее конкуренты, ведет запись на карты памяти SD. Вне зависимости от того, пользуетесь вы активно серийной съемкой или нет, к D3300 желательно взять самые быстрые и самые емкие карты памяти, которые позволяет кошелек. Карточка заполняется моментально, как на фотоаппарате прожженного новостного фотографа.

Камера сохранила вспышку ведущим числом 12, ее мощности достаточно для типовых сюжетов и даже для групповых фотографий. Но если вы захотите делать красивые портреты людей, без внешней вспышки обойтись не удастся.

Блиц возводится электронной клавишей, расположенной на передней части фотоаппарата слева. Примечательно, что зажав кнопку возведения вспышки и покрутив колесико, вы измените режим вспышки, а зажав кнопку возведения и экспокоррекции одновременно с прокруткой колесика, - внесете экспокоррекцию мощности вспышки. Такая вот многофункциональность.

Камера получила 11-точечную систему автофокусировки, которая поддерживает технологию 3D-слежения. Замечаний по автофокусировке для бюджетной модели у нас нет. Конечно, бывают ситуации, когда нужно скормить датчику какой-то контрастный участок кадра, но это время от времени приходится делать со всеми зеркалками. В Live View фотоаппарат наводится традиционно по контрасту.

Меню

В камере имеется акселерометр, поэтому при наклоне устройства в портретное положение (вправо-влево) в ту же сторону поворачивается и информационный дисплей со всеми меню. Наглядность работы с настройками фотоаппарата заслуживает похвалы: выдержка отображается в виде спидометра, а изменение диафрагмы анимируется.

Возможности обработки изображений посредством камеры - одна из сильных сторон D3300.

Можно применять D-Lighting, оптимизирующий детали в рамках динамического диапазона устройства, убирать красные от вспышки глаза и кадрировать изображение, применять эффекты фильтров и переводить кадры в черно-белые снимки, накладывать фотографии друг на друга, применять эффект миниатюры.

Также теперь есть возможность коррекции искажений объектива, коррекции перспективы и уровня горизонта.

Чтобы научиться работать с фотоаппаратом, не нужно даже изучать инструкцию. В освоении устройства первым делом поможет режим Intelligent Guide и кнопка «?», что выводит на экран зеркалки короткие подсказки.

Управлять D3300 с установленным китовым объективом легко можно и одной рукой, камера компактная и легкая. Хотя есть уже и модели покомпактнее, например Canon EOS 100D .

Тестовые фотографии

В фотоаппарате установлена 24-мегапиксельная матрица. Предполагается, что она произведена Toshiba и близка по качеству к матрицам в Nikon D7100 и D5300 . Статистика DxoMark это косвенно подтверждает - в тестах камера занимает 25-е место, рядом с Nikon D3s и Canon EOS 6D . Другими словами, D3300 получила очень хороший APS-C-сенсор, который раскроется во всей красе на хорошей оптике.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12 800

ISO 25 600

Итак, на первый взгляд Nikon D3300 почти не отличается от предшественницы. Да, немного иначе размещена пара клавиш, чуть другая многопозиционная клавиша и иная форма рукоятки. Может и вовсе показаться, что новинка — это очередная доработка Nikon D3100 . Однако достаточно беглого взгляда на характеристики, чтобы понять — внутри камера существенно обновилась. Для начала в ней используется новый, гораздо более мощный процессор, немного модифицирован видоискатель, скорость серийной съёмки увеличена, применён более ёмкий аккумулятор, наконец-то появилась поддержка записи Full HD-видео в режиме 50p (либо 60p — в зависимости от региона), что для сегмента бюджетных камер зеркального типа является своего рода прорывом, да и вес новинка сбросила здорово. К тому же в D3300 используется новый «китовый» объектив.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon D3300
Сенсор изображения КМОП-матрица размером 23,5x15,6 мм, 24,78 Мп
Эффективное количество точек, Мп 24,2
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW 12 бит
Видео : MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding)
Объектив Байонет Nikon F с контактами АФ
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 6000x4000 (большой), 4496x3000 (средний), 2992x2000 (маленький)
Видео : 1920x1080, 1280х720, 640x424
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-25600 с шагом 1 EV
Диапазон выдержек, секунд 1/4000-30;
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/200
Экспозамер, режимы работы Замеры в 420 зонах; мульти, точечная, средняя
Экспокоррекция ± 5 EV с шагом 1/3 ступени
Ведущее число встроенной вспышки 12 при ISO 100
Автоспуск, с 2, 5, 10, 20; от 1 до 9 экспозиций
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-I)
ЖК-дисплей

7,6 см (3 дюйма), разрешением 921 тыс. точек

Видоискатель Зеркальный прямой видоискатель с пентазеркалом, покрытием кадра 95% и увеличением 0,85х
Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон, подключение Wi-Fi и GPS-модулей, AV-выход

Питание

Литий-ионный аккумулятор EN-EL14а, 8,9 Вт·ч
Габариты, мм 124x98x75,5
Масса, г 460 (вкл. батарею и карту памяти)
410 (только корпус)

⇡ Комплект поставки

В комплект поставки входит:

  • литий-ионный аккумулятор EN-EL14a (с защитной крышкой);
  • зарядное устройство MH-24;
  • резиновый наглазник DK-25;
  • защитная крышка BF-1B;
  • ремень AN-DC3;
  • USB-кабель UC-E17;
  • аудио-/видеокабель EG-CP14;
  • компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2.

Отдельного внимания заслуживает новый объектив AF-S NIKKOR 18-55 mm 1:3.5-5.6 GII, ведь в нем не только модифицирована оптическая схема — специалисты компании ещё и над удобством работы здорово потрудились. Во-первых, объектив теперь складывается, как и комплектные «стекла» «беззеркалок» Nikon 1, при этом в транспортировочном положении происходит блокировка. Для разблокировки необходимо нажать соответствующую клавишу на объективе и повернуть его. Во-вторых, теперь в «китовом» объективе можно без проблем использовать поляризационные и градиентные фильтры, ведь внешняя линза не вращается. В принципе, комплектные объективы Nikon нередко опережают конкурентов по качеству картинки, поэтому в бюджетных зеркалках пользователи частенько оставляют их в качестве универсальных «зумов», а в новинке ещё и приятные бонусы появились.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Nikon D3300 — младший в обновлённом семействе зеркалок Nikon, поэтому рассчитывать, что он будет сделан из магниевых сплавов, было бы наивно. Однако, несмотря на то, что камера относится к бюджетному классу, пластик корпуса весьма качественный, да и его поверхность здорово походит на металлическую. Камера стала существенно легче, чем предшественница, — минус 45 граммов одним махом. «Тушка» теперь весит всего 410 граммов.

Для сравнения: конкурирующий Pentax K-500 тянет на 590 граммов. В руках камера лежит даже удобнее, чем предшественница, хотя габариты отличаются максимум на 1 мм — где больше, где меньше. Всё дело в рукоятке, в которой углубление под средний палец стало немного больше, благодаря чему легковесную камеру с «китовым» объективом можно легко удерживать даже двумя пальцами. Рукоятка, разумеется, обрезиненная. Есть резиновая накладка и под большой палец с тыльной стороны. К качеству сборки — никаких претензий. И даже приложив существенные усилия при попытках скручивания и сдавливания, мы не смогли выжать из камеры хоть какой-то звук.

Спереди находятся байонет объектива, монофонический микрофон, а также лампа подсветки автофокуса.

С тыльной стороны элементов побольше, да и некоторые отличия от Nikon D3200 имеются. Большую часть поверхности занимает дисплей, над которым поместился оптический видоискатель со значительно изменённым наглазником. По левому краю дисплея втиснуты пять клавиш — переход в режим просмотра, вход в основное меню, пара кнопок масштабирования и клавиша информации. Правее дисплея находится кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозции, тыльный — и единственный — диск управления, клавиша перехода в режим LiveView, а также клавиша выбора режима протяжки и удаления и кнопка ввода, окружённая 8-позиционным кольцом-кнопкой (у D3200 оно было 4-позиционным). Кольцо не может похвастаться большим количеством функций, да и вручную привязать какое-либо действие к клавишам переключателя нельзя.

Сверху находятся подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, диск выбора режима работы, клавиши видеозаписи, отключения дисплея и введения экспокоррекции, а также системный динамик и кнопка спуска затвора с рычажком питания. Снизу же расположены только стандартный, четвертьдюймовый разъём установки на штатив и отсек для аккумулятора.

Слева вместо одной массивной резиновой заглушки появились две поменьше. Однако под ними скрываются всё те же разъёмы — подключения проводного пульта дистанционного управления, микрофона, а также USB/AV- и HDMI-кабелей. Кроме того, на левой боковой поверхности находятся клавиши Fn (по умолчанию она отвечает за выбор уровня чувствительности) и подъёма вспышки. Последняя из клавиш также используется для быстрого выбора режима срабатывания вспышки. Справа — никаких изменений: тут находится только лишь слот установки карты памяти, скрытый подпружиненной дверцей.



Полезные инструменты