Lightroom classic cc шумоподавление не показывается. Как уменьшить шум в фотографии: шумодавы. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии

Что может быть ужаснее хорошего снимка, который испорчен большим количеством цифрового шума. В то время как цифровые датчики подняли фотографию на новый уровень, они создали новые проблемы, с которыми нужно бороться. К счастью, современные графические редакторы позволяют избавиться от шума. К примеру, Adobe Lightroom позволяет уменьшить количество шума в фотографии, вызванных высокими настройками ISO. Сегодня мы узнаем, как снизить шум в Lightroom.

Объяснение природы цифрового шума


Современный цифровой датчик изображения

Прежде чем мы сможем решить вопрос с цифровым шумом, мы должны сначала узнать, что вызывает его. Большинство цифровых датчиков состоит из матрицы пикселей, которые захватывают световые волны, а затем преобразуют их в цифровые сигналы. Шум является естественным явлением в этих цифровых системах. Он вызывается собственным теплом датчика и током, который перескакивает с одного пикселя на другой.

Две наиболее распространенных причины появления цифрового шума – это съемка на высоком ISO или с использованием длинной выдержки. При использовании высокой чувствительности ISO датчик становится более чувствительным к свету, но при этом он начинает создавать больше шума. При съемке с длительной выдержкой увеличивается шанс появления шума из-за повышения температуры сенсора. В любом случае, шум, как правило – это то, от чего большинство фотографов хотят избавиться.


Adobe Lightroom CC

Важно также знать, что существует два типа шума, который фотографии могут содержать.

Первый называется яркостный шум: этот вид шума похож на зерно плёнки. Яркостный шум вызван тем, что различные участки датчика получают различное количество цифрового сигнала от взаимодействия с потоком света.

Второй известен как цветовой шум. Он проявляется в виде пятен различного цвета. Для лучшего понимания, посмотрим на фотографию, с которой будем работать в этом уроке.

Использование Lightroom для улучшения фото


Прямо с камеры

Для примера мы будем использовать фотографию, сделанную с ISO 25600 на Nikon D7200. Снимок был сохранён в формате Nikon RAW (NEF). Функция, которая снижает количество шума при длительной выдержке отключена. Этот снимок можно было бы сделать с гораздо меньшим количеством шума. Для этого нужно было открыть диафрагу, уменьшить ISO и выдержку. Для нашего примера нужен снимок, наглядно демонстрирующий наличие шума и принцип борьбы с ним.

Шум особенно хорошо виден при 100% увеличении снимка. Мы будем использовать настройки шумоподавления Adobe Lightroom, чтобы избавиться от проблемы. Важно отметить, что процесс удаления шума уменьшает резкость фотографии, поэтому мы должны найти баланс между шумом и резкостью. Эта грань зависит от личных предпочтений каждого.


Импортируем фотографию в Lightroom

После того, как файл загружен в Lightroom, нажмите на файл и выберите пункт «Develop» (Коррекции) в правом верхнем углу окна. На правой стороне экрана будет отображать ряд корректировок. Прокрутите вниз, пока не найдете раздел «Detail» (Детализация). Вы заметите, что раздел содержит ползунки для работы с резкостью и шумом.


Настройки шумоподавления

В данном разделе отображается небольшое окно, которое показывает увеличенную область на снимке. Слева от маленького окна расположен значок курсора, который позволяет выбрать другую область. Выбирать желательно не однородную область, чтобы как можно больше различных элементов было в увеличенной области. Так можно точнее определить состояние снимка во время редактирования.

Удаление цветового шума с фотографии в Lightroom

Теперь мы можем начать удаление шума с нашей фотографии. В разделе шумоподавления есть две дополнительных опции: одна для яркостного шума, а вторая для цветового шума. Можно начинать с любой, но с цветным шумом проще работать в первую очередь. Он более чётко виден.


Снимок без уменьшения цветового шума

Цветовой шум, как правило, легче удалить с фотографии. Это приводит к меньшим потерям деталей. По умолчанию Lightroom устанавливает снижение шума цвета в положение ползуна 25. Когда мы открыли снимок, программа уже снизила шум. Чтобы увидеть оригинальную фотографию нужно установить значение ползунка в нулевое положение. Появляется невероятное количество шума. Мы видим, что Lightroom сделал хорошую работу, поэтому возвращаем ползунок обратно в положение 25. По желанию можно выбрать другое значение.

Настройки для снижения цветового шума

Вы можете задаться вопросом, почему мы не можем просто переместить ползунок до «100», чтобы устранить весь цветовой шум? Вместе с цветным шумом мы можем начать терять цвет всего симка. Он будет искажен. В этом можно убедиться просто устанавливая различные значения. Сразу будет видно, как снимок реагирует на изменение настроек.


Снижение цветового шума

Под ползунком «Color» располагается два дополнительных ползунка для тонкой детализации и гладкости. Опция Детали позволяет установить порог для того, что Lightroom будет считать шумом. По умолчанию значение установлено в положение 50. Это хороший выбор, поэтому данный параметр можно не трогать. Если необходимо вернуть некоторые детали, можно уменьшить это значение или наоборот увеличить, если осталось сильно много цветового шума. Слайдер «Гладкость» позволяет сгладить детали. Сделать их более плавными и мягкими.

Удаление яркостного шума на фото

Теперь, когда мы удалили цветовой шум, мы собираемся решать проблему яркостного шума. В этом блоке находятся такие же три ползунка. Первый – это основной слайдер, который регулирует степень удаления шума. Два остальных предназначены для тонкой детализации. Мы можем посмотреть на снимок при значении «0» и при значении «100».


Снижение шума яркости установить в «0»

Теперь нужно найти баланс между резкостью и сглаживанием. Поиск идеального баланса будет легче тогда, когда вы попрактикуетесь, а вначале нужно полагаться только на интуицию. Постоянно просматривайте фотографию и следите за изменениями на снимке. Это особенно важно, если вы обрабатываете снимок с человеком.


Снижение шума яркости установите на «100»

Этот параметр проще просматривать на большой фотографии, а не на миниатюре. Это позволяет оценить общий эффект. Иногда можно задать высокое значение настройки шумоподавления и снижать эффект дополнительными слайдерами.

Настройки для снижения яркостного шума

Так же, как и раньше, мы можем отрегулировать ползунок «Детали», чтобы установить порог деталей, которые будут поддаваться шумоподавлению. Также есть ещё одна настройка, которая называется «Contrast» (Контраст). Она позволит выбрать уровень контраста между деталями. Чаще всего оба дополнительные ползунка лучше оставлять на значении 50.

Я очень редко конвертирую большое количество фотографий в Lightroom. Однако, не понаслышке знаю, что это такое. И прекрасно понимаю, как всякие мелочи постоянно крадут у нас драгоценное время.

Как часто приходится делать одно и тоже изо дня в день. Например, убирать шумы. Причем если поразмыслить над этим, то, как правило, значение "шумодава" всегда одинаково, ну разумеется, если применять его к определенной камере и к определенному значению ИСО. Как ни странно, Lightroom позволяет сделать это автоматически! Вам нужно только 1 раз настроить эти значения. И уже потом, при импорте, они будут автоматически применяться к фотографиям.

Исходя из логики вещей, нам нужно всего лишь знать, какой камерой и при каком ИСО сняты конкретные фотографии. Все это и многое другое записывается в метаданные к этим снимкам. А Lightroom может все это проанализировать.

Меньше слов, больше дела.
На небольшом примере я хочу показать настройку этого автоматического процесса.

Под катом еще 21 скриншот...

1. Для начала необходимо импортировать фотографии в Lightroom.

2. Затем включаем фильтр и выбираем фотографии, снятые с определенным ИСО. В данном случае это ИСО 400.

3. Вызываем панель настроек

4. И ставим галочку напротив "Make default specific to camera ISO setting". Там самым, активируем дефолтное применение настроек для определенных ИСО.

6. После этого жмем на "alt", и кнопка в нижнем правом углу меняет свое имя с "Reset" на "Set Default". Кликаем на неё.

7. При этом вылезает диалоговое окно, в котором нам предлагается обновить текущие настройки для определенной камеры и определенного ИСО (В данном случае для Марк2 и ИСО 400). Подтверждаем операцию.

8. То же самое проделываем для файлов с ИСО 800.

10. А потом опять импортирую их в Lightroom.

11. Выбираю любую фотографию и проверяю, совпадают ли настройки "шумодава" значению ИСО. Конечно же, совпадают;) Далее, все загруженные фотографии, содержащие в метаданных имя этой камеры и такое же ИСО будут автоматически принимать эти настройки. Эту операцию нужно проделать со всеми фотографиями ваших камер, снятых на разных ИСО.

12. Ну а если вы захотите сбросить эти настройки, тогда нужно будет опять пройти в меню "Preferences" и нажать на кнопку "Reset all default Develop settings"

Надеюсь, этот прием сохранит вам время, которое вы сможете посвятить любимым!

PS все фотграфии, увиденные вами в этом посте сняты фотографом Ласло Габани

Update о том, как включить фильтр по ИСО.

1.Находясь во вкладке Library сверху ищем надпись Metadata. Кликаем на нее, тем самым открываем фильтры.

2. По умолчанию должны быть включен набор фильтров под названием "Camera info". В нем меняем совершенно бесполезный фильтр "Flash State" на "ISO Speed".

Я очень редко конвертирую большое количество фотографий в Lightroom. Однако, не понаслышке знаю, что это такое. И прекрасно понимаю, как всякие мелочи постоянно крадут у нас драгоценное время.

Как часто приходится делать одно и тоже изо дня в день. Например, убирать шумы. Причем если поразмыслить над этим, то, как правило, значение “шумодава” всегда одинаково, ну разумеется, если применять его к определенной камере и к определенному значению ИСО. Как ни странно, Lightroom позволяет сделать это автоматически! Вам нужно только 1 раз настроить эти значения. И уже потом, при импорте, они будут автоматически применяться к фотографиям.

Исходя из логики вещей, нам нужно всего лишь знать, какой камерой и при каком ИСО сняты конкретные фотографии. Все это и многое другое записывается в метаданные к этим снимкам. А Lightroom может все это проанализировать.

Меньше слов, больше дела.
На небольшом примере я хочу показать настройку этого автоматического процесса.

4. И ставим галочку напротив “Make default specific to camera ISO setting”. Там самым, активируем дефолтное применение настроек для определенных ИСО.

6. После этого жмем на “alt”, и кнопка в нижнем правом углу меняет свое имя с “Reset” на “Set Default”. Кликаем на неё.

11. Выбираю любую фотографию и проверяю, совпадают ли настройки “шумодава” значению ИСО. Конечно же, совпадают Далее, все загруженные фотографии, содержащие в метаданных имя этой камеры и такое же ИСО будут автоматически принимать эти настройки. Эту операцию нужно проделать со всеми фотографиями ваших камер, снятых на разных ИСО.

Не будь портных, — скажи: как различил бы ты служебные ведомства?
Козьма Прутков

Введение

Наведение порядка среди тысяч снимков, задача которая рано или поздно встает перед любым фотографом. Для профессионалов она стоит острее, для любителя снимающего для себя несколько менее остро. Но все же, каждый из нас хочет, что бы среди бушующего разнообразия наших снимков внутри царил контроль и порядок.

Быстрый и точный поиск. Выборка снимков определенной тематики. Хранение и резервное копирование. Вот примерный круг вопросов, которые необходимо решить. Частично этой темы я касался в статье . Хотя конечно, универсального решения не существует, рабочие процессы слишком разняться.

В вопросах каталогизации и поиска фотографий есть достойный пример в лице фотобанков. Там речь идет не о тысячах а о миллионах снимков, и возможность клиенту найти нужный ему снимок это вопрос денег и конкуренции. Те, кто работает с микростоками, знает все плюсы и минусы кейвординга не понаслышке, ведь они вбивают до 50 ключевых слов в фотографию, и зачастую на не родном для себя языке!

Импорт фотографий в Lightroom

Lightroom предлагает три способа импорта фотографий, ниже я опишу их все для того что бы вы могли выбрать для себя наиболее удобный. (Если присмотреться то способов импорта можно насчитать аж пять. Так как есть еще импорт из каталога и drag&drop файлов в программу. С перетаскиванием файлов все просто а я расскажу ).

Всем привет! Сегодня будет небольшой рассказ про обработку одного снимка из недавней съемки. Всю серию, которую назвал «всадник без головы» 😛 .

Исходник мне нравится, но в итоговой картинке я хотел получить максимум деталей на девушке (чулки, шорты, тело) и проявить фактуру кожи и капли воды на ней.

(щелкните по картинке, чтобы посмотреть в большом размере и используйте стрелки на клавиатуре, ← → чтобы просматривать предыдущее/следующее изображение)

Чтобы не грузить вас долгими описаниями я выложил , где все этапы обработки можно посмотреть в отдельных слоях. Ниже я прокомментирую основные моменты.

На улице было светло как в полдень — адский полдень.
Стивен Кинг «Кэрри»


Ожидание

Но лето кончилось, а вместе с ним и сезон гроз. О фотографировании молний можно было только мечтать. Ждать и надеяться.

Как это обычно бывает, лето настало, хотя сначала в это не верилось. Я стал чаще поглядывать на небо, листал прогнозы погоды и в задумчивости крутил зажимы штатива. Наверное, я был единственным человеком в Миассе, который радовался значку «тучка с молнией» в прогнозах погоды.

Пришли первые грозы. Они были довольно робкие, и скорее намекали, какая это сила и красота. Они спешили закончиться едва начавшись, или же проходили вдали, неся с собой ветер и дождь людям, которые по большей части ждали тепла и солнца.

Первые молнии этим летом я снял 15 мая. Сильная, но короткая гроза пришла в Миасс вечером. Пять фотографий осели в моем компьютере. Честно говоря, снимки получились не ахти.

Шум — неизбежность преследующая все цифровые фотокамеры. Если ошибки в установке экспозиции и баланса белого можно заметить сразу после съемки на ЖК-дисплее камеры и при необходимости переснять кадр, то шумы выявляются только в домашних условиях — на экране монитора. Можно ли уменьшить шум? Конечно да!

Если ошибки в установке экспозиции и баланса белого можно заметить сразу после съемки на ЖК-дисплее камеры и при необходимости переснять кадр, то шумы выявляются только в домашних условиях — на экране монитора

Откуда берется шум

Одна из основных неприятностей, подстерегающих фотографа, снимающего на «цифру», безусловно, шумы. В некоторой степени шум в цифровой фотографии можно считать аналогом зернистости в пленочной технологии, и большинство программ для подавления шумов, в принципе, пригодно для борьбы с зерном на пленочных сканах.

К повышению шумности (как ПЗС-, так и КМОП-матрицы) приводит уменьшение размера приемной ячейки и повышение чувствительности. Любительские камеры с матрицей 1/1,8″ по диагонали хорошо ведут себя только при значениях ISO 50-64.

При недостаточной освещенности, естественно, потребуется слишком большая выдержка, а это приведет к смазам. Подняв чувствительность до 400, 800 или даже до 1600 ISO (некоторые камеры предусматривают возможность ручной установки чувствительности), мы получим сильные шумы.

На длинных выдержках становятся заметны так называемые горячие пиксели (Hot Pixels). Они светятся на снимке, как неяркие звезды на ночном небе. Таких пикселей тем больше, чем длиннее выдержка и выше температура приемной матрицы. Шумы на цифровых фотографиях практически исчезают при температуре ПЗС-матрицы около -25°C.

К сожалению, большинство камер не рассчитано на эксплуатацию при таких температурах. Можно только посоветовать не держать камеру постоянно включенной (особенно при ночной съемке), так как аккумуляторы сильно греются.

Помимо «горячих» пикселей существуют «выбитые». Они появляются в результате физического износа (или брака) матрицы. Т.н. битые пиксели можно увидеть на любых снимках. У каждого производителя существуют свои нормы на количество подобных «бракованных» элементов изображения.

Еще один источник характерных артефактов — поднятие резкости на нечетких снимках. Если файл был сохранен в формате JPEG с высокой степенью сжатия, то придется бороться и с другим видом искажений.

При печати на струйном принтере шум в некоторой степени сглаживается: капли наносятся с достаточным перекрытием. Однако этот же шум хорошо виден при печати больших форматов и на экране монитора при просмотре с большим разрешением.

Особенно заметен шум на больших однотонных поверхностях. Например, если это пейзаж, где большую часть кадра занимает небо, или портрет крупным планом.

Теперь перейдем к рассмотрению существующих способов борьбы с шумами, более или менее эффективных.

Средства борьбы с шумами

Основным инструментом для профессиональной обработки фотографий де-факто является графический редактор Adobe Photoshop. К сожалению, для борьбы с шумами он располагает ограниченным набором средств, к тому же с нехитрыми настройками. Фильтр Despeckle вообще лишен регулировок и вместе с шумами сильно размывает мелкие детали, а Smart Blur позволяет изменять только радиус и пороговый уровень (Threshold).

Такие фильтры лучше применять на выделенной области или предварительно маскировать мелкие детали. В общем, с программой Adobe Photoshop вам предстоит долгая и кропотливая работа. А с 48-битными изображением работают только Median и Gaussian Blur. Поскольку эти средства могут устроить не всех, попробуем поискать продвинутые и автоматизированные приложения.

ASF Digital GEM

Начнем с простого — ASF Digital GEM. Борьба с шумами — единственная задача этого фильтра, разработанного компанией Applied Science Fiction и реализованного как модуль plug-in для программы Photoshop.

GEM удобен в пользовании. Неплохо сохраняет детали. Регулировки шумности в светах и тенях, а также поднятие резкости — все это задается в процентах. Простота, качество и скорость обработки позволяют считать программный пакет GEM одним из лучших средств борьбы с шумами. Кстати, алгоритмы, разработанные компанией ASF, используют в своих сканерах такие известные компании, как Agfa, BenQ, Epson, Kodak, Konica, Minolta, Nikon, Noritsu, Microtek.

Quantum Mechanic Pro

Отлично справляется с цветовым шумом программа Quantum Mechanic Pro 2.1 от компании CameraBits. Возможно, вам захочется отказаться от внутреннего алгоритма обработки, предлагаемого профессиональной камерой, и получать сырые 48-битные снимки в формате RAW. Что ж, программному пакету Quantum Mechanic Pro это вполне по силам.

DCE AutoEnhancer

Программа DCE AutoEnhancer, выпущенная компанией Mediachance, представляет собой самостоятельное приложение для пакетной обработки изображений. Работает в двух режимах. В простом (Basic) все процедуры выполняются методом последовательных приближений с минимумом ручных настроек. В продвинутом (Advanced) используются данные из EXIF-заголовков и множество плавных регулировок фильтров. Цветовой баланс и резкость программа DCE правит точно и деликатно. Для удаления «горячих» пикселей имеется целых две функции: Hot Pixels Removal (программный поиск) и Hot Pixels Substraction («вычитание черного экрана»).

Чтобы реализовать второй метод, после первого (основного) снимка необходимо сделать второй (дополнительный) с такой же выдержкой, но с закрытым объективом. Применять этот фильтр следует с большой осторожностью. В некоторых камерах (Canon G1, Canon G2 или Sony F707) используются собственные алгоритмы шумоподавления, и в этом случае есть определенный риск испортить снимок.

В программе DCE за подавление шумов отвечает закладка Denoiser с возможностью выбора одного из двух фильтров: Noise Removal (удаление шумов) и Portrait De-Focus. Для настройки Noise Removal используются данные EXIF о значении ISO, мощности импульса вспышки и расстоянии до объекта. Portrait De-Focus устраняет мелкие дефекты кожи на портрете и «улучшает» телесные цвета. Последний фильтр можно использовать в виде отдельной программы CleanSkinFX, распространяемой бесплатно. DCE обработал файлы почти во всех форматах, в том числе TIFF CMYK 64. Но вот 32-битный файл, сохраненный в Photoshop, по цвету резко отличался от оригинала.

Neat Image

Заслуживает внимания программа Neat Image, разработанная компанией ABSoft. Для каждой камеры используются индивидуальные профили, которые можно бесплатно загрузить с сайта разработчика или… изготовить самостоятельно. Для этого понадобится калибровочная таблица (скачивается с сайта) с серыми полями разной яркости. Ее следует сфотографировать — либо с экрана монитора, либо с распечатки. По полученному снимку программа NeatImage строит профиль, причем для каждого значения задается своя чувствительность (ISO).

Действительно, каждая камера создает свой характерный рисунок шумов, а в некоторых моделях применяются собственные внутренние алгоритмы обработки изображения. Построить профиль можно и по выделенной области прямо на редактируемом снимке с предварительным просмотром результата. Более того, после этого можно в ручном режиме настроить шумоподавление в различных диапазонах яркости.

Оценивая результаты, полученные при обработке разными фильтрами, можно сказать, что программа NeatImage лучше остальных уменьшает шум и сохраняет детали. Единственный недостаток — обработка файла длится очень долго. Но здесь опять помогут профили: можно запустить обработку сразу нескольких снимков (Batch Processing).

SilverFast

Программа SilverFast первоначально была разработана компанией LaserSoft Imaging в качестве альтернативы стандартным TWAIN-драйверам, поставляемым в комплекте со сканерами. Поэтому программному пакету SilverFast DC, предназначенному для работы с цифровыми снимками, достался тот же интерфейс, а в графический редактор Photoshop он встраивается как TWAIN-драйвер (в закладке file>import).

Надстройка VLT (Virtual Light Table) позволяет достаточно удобно разбивать фотоархив на альбомы и просматривать снимки. Поставляется она и с 48-битной профессиональной версией SilverFast HDR.

А фильтров и настроек очень много. Для подавления шума используется технология с патентованным названием GANE (Grain and Noise Reduction). Однако в «выпадающем» списке можно найти всего три градации: Low, Medium и High GANE. Применение максимальной High GANE привело к размытию изображения вместе с деталями. А вот Low отработала вполне прилично.

Фильтр Descreen предназначен для удаления растра на изображениях, отсканированных с типографских отпечатков (еще одно свидетельство, указывающее на специализацию компании-разработчика).

Dfine

В 2003 году компания Nik Multimedia разработала первую версию программы Dfine. Новинка оформлена как модуль plug-in и снабжена красивым и удобным интерфейсом с множеством настроек. Если сложно сразу хорошо представить, как они отразятся на снимке, следует выбирать Quick Fix — все останется на усмотрение программы. Здесь же реализованы и профили для камер. Похоже, как в Neat Image. Одно но… За каждый скачанный профиль с вас попросят около $40. Вы решились на такую дополнительную трату? Тогда все настроится автоматически. Если вы готовите изображение к печати, то при выборе уровня подавления шумов разработчики настоятельно рекомендуют не прибегать к радикальному удалению, а ограничиться некоторым снижением шумов. Небольшой шум будет малозаметен, зато сохранится больше деталей.

В окне программы умещаются: исходное, конечное изображения, три небольших фрагмента подсказки. Кроме того, есть возможность просмотреть гистограммы и сравнить их, подсветить цветом пере- и недоэкспонированные области. Отдельно настраиваются четыре фильтра: яркостной шум, цветной шум и артефакты, яркость-контраст и баланс цветов.

Примеры работы программ.

В приведенной ниже таблице — примеры работы описанных программ. Для сравнения рекомендуется смотреть увеличенные версии.

Необработанный снимок, 100%; камера Olympus E-1, 1/160 с, ISO 3200. Даже профессиональная камера дает при таких значениях чувствительности неудовлетворительный результат

Лучшим оказался результат обработки программы Neat Image. Шумы значительно уменьшены, детали не размыты

DCE AutoEnhancer

Quantum Mechanic Pro 2.1

Оригинал ночного снимка

Портрет. Оригинал.

Neat Image. Детали на портрете практически не затронуты. В синем цветовом канале — самом проблемном — после обработки программой Neat Image шумов не заметно

Blue / оригинал

Blue / Neat Image

Итоги

Можно признать, что с большим или меньшим успехом все программы, принявшие участие в обзоре, справились с поставленной задачей — подавлением шумов. Все они доступны в интернете для бесплатного скачивания в виде демо- или пробных версий.

В будущем, вполне возможно, появятся цифровые фотокамеры с матрицами б1льших размеров, математические алгоритмы обработки в этих аппаратах усовершенствуются, и необходимость в подобных программах отпадет. Однако сейчас, сравнивая исходную фотографию с результатом обработки программы Neat Image или Quantum Mechanic, понимаешь, что время потрачено не зря.



Полезные инструменты