День сотрудников военных комиссариатов в рф. Что такое военный комиссариат, как он появился и как работает

Очень многие граждане, возможно, могли бы быть заинтересованы в работе в военкомате. Неплохая зарплата, вне зависимости от должности, и как опыт работы был бы весьма полезным вариантом. Прямо из военкомата, в различных областях и городах выкладывают свободные и востребованные вакансии на сайтах подобной тематики. Если оценивать среднюю зарплату, предлагаемую в общем, то варианты весьма неплохи. Но на пару с хорошей заработной платой идут также высокие требования, среди которых даже знание английского языка в среднем уровне.

Должности в военкомате могут быть разнообразными. Начиная от начальника отдела военного комиссариата и заканчивая механиком. Для женщин работа в военкомате, несмотря на большую склонность в мужскую сторону, тоже найдется. Наиболее востребованные и частые запросы на биржах труда будут рассмотрены ниже.

Кадровик и его обязанности

Одна из наиболее часто располагаемых должностей – специалист по кадровому делопроизводству. Работа в военном комиссариате – дело серьезное, именно поэтому, наиболее подходящие кандидаты будут рассматриваться только с 3 или 6 годами опыта, не меньше. Занятость предполагается полная, все 8 часов, может быть и больше. Обязанности вполне предсказуемые и весьма серьезные.

  1. Часто происходит так, что начальник военного комиссариата сталкивается с безвизовыми гражданами. В этом случае, прежде, они должны быть зарегистрированы в базе, и за ними необходимо вести учет, со всеми соответствиями ТК РФ.
  2. Одной из особенностей данной должности является ведение надсмотра за приемом на работу, увольнении, кадрового перемещения служащих вы специальной программе 1С 8 или его аналоге – SAP.
  3. В общий список также входит , при этом необходимо постоянно сверять данные с военкоматом.
  4. Очень качественный надзор должен вестись за графиком отпусков и контроль за правильным исполнением. Не стоит забывать и о своевременной проверкой штатного расписания.
  5. Работа с трудовыми книжками также не остается в стороне. Необходимо заниматься их копированием и заверением.
  6. Главная обязанность кадровика – тщательная проработка и ведение отчетности.

Требования, как и следовало ожидать, весьма своеобразные. Учитывая специфику работы с компьютерными технологиями, специалисту, гарантирующему попасть на данную должность, необходимо иметь следующие навыки:

  • Уметь пользовать программой 1 С 8.0, более того, быть качественным и опытным юзером. Не стоит забывать и об аналоговой программе, владение которой тоже приветствуется.
  • Весьма примечательны требования ко владению иностранным языком – английским. Работодатели требует не ниже среднего уровня, чего весьма нелегко достигнуть самостоятельными усилиями.

Если обговаривать условия работы, то распорядок работы не столь затруднителен. 5 рабочих дней перемежаются с двумя днями отдыха. Восьмичасовой рабочий день, а в пятницу всего лишь семь. Настоящая находка – служба в военкомате.

Что весьма увеличивает положительное отношение к данной работе, это то, что транспорт предполагается корпоративный, то есть, забрали прямо с военкомата, даже если нет своего транспорта. Питание, кто бы мог подумать, тоже бесплатное.

Круг обязанностей механика

Следующая должность, которая попадается на глаза чаще всего – механик. Зарплата весьма привлекательна – не менее тридцати тысяч в месяц. Желательнее всего приходить туда с тремя годами опыта за плечами. График работы скорее всего будет вахтовым. Принимают на должность лиц со средним полным профессиональным образованием. Обязанности перед ним встают следующие:

  1. Полный контроль за транспортом военкомата.
  2. Присматривать за всей спецтехникой, предоставляемой в распоряжение.
  3. Вести табель учета времени работы всех рабочих, при возникновении каких либо неурядиц – необходимо их решать.

Требования не столь жесткие, как может показаться. Среди всего прочего, туда входят:

  • Документ, удостоверяющий получение среднего специального профессионального образования.
  • Как упоминалось ранее, желательно, чтобы за плечами претендующего на данное место работника был трехлетний опыт взаимодействия в данной отрасли.

Условия привлекательны. Пятнадцать на пятнадцать, или же тридцать на тридцать. Что весьма поднимает престиж работы, так это то, что заработная плата выдается после половины месяца работы на данном рабочем месте.

Начальник отделения

Следующая должность, чаще всего мелькающая на просторах сайтов бирж труда – начальник отделения, отвечающий за специализацию в различных отраслях. Аппарат усиления военного комиссариата крайне заинтересован в данной должности. Зарплата весьма примечательна – более 19 000 рублей в месяц. Предполагается полная занятость.

Стоит остановиться на требованиях, наличие которых обязательно. Для начала, гражданин, претендующий на данную должность должен иметь опыт прохождения военной службы в рядах военнослужащих Российской Федерации, то есть граждане, которые на данный момент числятся в запасе. Все необходимые условия работы, а также обязанности прописываются в уставах, которые обязаны предоставлять работодатели. Что подчеркивает положительный статус данной должности, ведь ни в коем случае предоставляющий рабочую должность не имеет права вносить свои коррекции в требования.

Каждый год начальники военкомата располагают объявления о поиске новых рабочих на какую-либо должность в военкомате. Всевозможные сайты бирж труда заполнены данными объявлениями, но за ними стоит ответственный труд. Собеседования проводятся крайне серьезно, дабы принять на работу только законопослушных и ответственных граждан Российской Федерации.

Зарплата весьма привлекательна, но не стоит забывать и об обязанностях, более того – о требованиях, которые предстоит выполнить. График работы чаще всего приемлем. Аппарат военкомата привлекает все средства для обеспечения хороших рабочих мест, дабы все отделы и отделения были заполнены качественными и образованными работниками. Для женщин тоже предусмотрены рабочие места, но предлагаются они реже, чем рабочие места для мужчин.

В организационной структуре российских военкоматов за последние годы произошли серьезные изменения, уменьшилось количество сотрудников, они стали гражданскими, изменились их обязанности, но задачи остались прежними. О том, что такое современный военкомат и как он работает, я расскажу в данной статье на примере военного комиссариата Республики Северная Осетия - Алания.

Штатные изменения.
Если ранее в военкоматах был и военный и гражданский персонал, то сейчас остались только гражданские служащие. Это в основном, военнослужащие запаса, кандидатуры которых одобряются при оформлении на работу в организационно-мобилизационном управлении округа. Т.к. множество военных у нас выходит на пенсию в возрасте 45 лет, то до 60 они могут спокойно работать в военкомате, где будут заниматься фактически той же штабной работой. К сожалению, заработная плата невелика, у начальника отдела оклад 8100 рублей, у его зама – 7300. Сильно спасает получение военной пенсии.
После перевода комплектования кадров на гражданские рельсы, изменилась и численность работников военкоматов. Изменилась в сторону уменьшения, что вызвало значительное увеличение объема работ. Положим, в каком-нибудь районном отделе военного комиссариата 3-го разряда работает всего 11 человек, включая начальника, а раньше было в два-три раза больше. Уровень разрядности, от которого зависит штат районного отдела военкомата (по первому – 11 человек, второму – 23, третьему – 35 человек), зависит от расчетов главного организационно-мобилизационного управления в Москве.
О том, насколько непросто работать сотрудникам покажет наглядный пример. Как известно призывная работа ведется круглый год, особенно увеличиваясь в периоды призывных кампаний, набор же по контракту вообще не лимитирован по сезонам. В военкомате 3-го разряда первое призывное отделение состоит всего из 3 человек: начальника отдела, его помощника по профотбору и фельдшера. Обязанности:
- начальник отдела должен ставить призывников на воинский учет, заниматься вообще всеми вопросами призыва, вневойсковой подготовкой, отбором и направлением в ДОСААФ на учебу, отбором преподавателей ОВС в школах, заниматься вопросами учебно-материальной базы в школах, вопросами приема граждан на военную службу по контракту.
- помощник по профотбору целыми днями обрабатывает результаты тестирования призывников, кандидатов в контрактники и офицеры, составляет рекомендации на каждого призывника и кандидата, плюс помогает начальнику по тем или иным вопросам.
- фельдшер занимается лечебно-оздоровительной работой с призывниками, диспансеризацией, отправкой на обследования при постановке на учет, набором протоколов призывных комиссий.
Большую часть времени у всех занимает именно бумажная работа. В военкоматах более высоких разрядов сотрудников-исполнителей, конечно, больше, но и объем работы у них выше.
Также значительной проблемой является полное отсутствие служебного транспорта в военкоматах. Один единственный служебный автомобиль имеется в распоряжении только военного комиссара субъекта федерации, что вызывает дополнительные трудности в поездках по районам, выполнении различных поручений, оповещении людей и т.п.

Структура.
Если раньше были военные комиссариаты в каждом районе субъекта федерации, то сейчас есть один военный комиссариат субъекта федерации, например, Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания, у которого есть отделы в районах: отдел военного комиссариата РСО-А по г. Беслан и Бесланскому району и т.д. Если раньше в военкомате было четыре отдела, то сейчас их осталось два: подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту(1-й) и планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов(2-й).

Краткий список задач, стоящих перед 1-м отделением:
1. Организация и проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет (ППГВУ). Разработка планирующих документов на ППГВУ.
2. Призыв граждан на военную службу. Планирование мероприятий по организации призыва. Разработка планирующей документации.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
7. Отбор кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования и СВУ.
8. Формирование команд, планирование отправке граждан, доставка команд на областной сборный пункт.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
Очень больная тема. В 17 лет начинается подготовка призывника к прохождению призывной комиссии. Для этого молодого человека отправляют пройти четыре обязательных исследования: флюорография, анализ крови, анализ мочи и электрокардиограмма (по показаниям). За эти обследования министерство обороны выплачивает деньги поликлиникам, с которыми заключаются специальные контракты. Также просматривается медицинская карточка призывника, в которой описаны его болезни на гражданке. Если в карточке есть упоминания о каких-то проблемах со здоровьем, либо исследования показали их наличие, то юношу могут направить на дополнительное обследование. Это обследование должно оплачиваться страховыми компаниями (страховщик указан в медицинском полисе), никаких денег с призывника никто требовать не в праве.
Каким же образом в армию попадают призывники с теми или иными проблемами со здоровьем? Тут несколько причин. Во-первых, общее падение уровня здравоохранения в стране. Если в советское время за здоровьем граждан худо-бедно следили, то сейчас они предоставлены фактически сами себе и их состояние здоровья находится на том уровне, который они могут поддерживать сами. Низкая культура заботы о себе, к сожалению, присуща нашим гражданам, поэтому достаточно много людей обращаются в учреждения здравоохранения только после того, как конкретно припечет. О прививках, диспансеризации думают немногие, остальные надеются на авось. Наглядный пример с ухудшением медобслуживания привел мне один из работников военкомата.
Недавно с военным комиссариатом судился молодой человек, который посчитал, что его незаконно призвали в армию. А начиналось все так. Пришел молодой человек в военкомат, прошел 4 обязательных анализа, посмотрели его медицинскую книжку. Все ок, годен. Отправился служить в часть. Там заболел инфекционным заболеванием, ему делают УЗИ и случайно обнаруживают отсутствие одной почки. Парень об этом сам знать не знал, врожденная коллизия, которую не обнаружили в детстве. Ничтоже сумняшеся молодой человек подает в суд на военкомат, мол, незаконно призвали инвалида. Между тем, по результатам анализов и просмотра его медкнижки ничто не указывало на отсутствие почки. Недосмотр и медиков, курировавших его в детстве, и самого гражданина, который ни разу не удосужился сделать себе УЗИ.
Окончательную точку в деле годен/не годен к службе ставит призывная комиссия. Врачебная призывная комиссия назначается приказом главы администрации района, который отдает указание главному врачу поликлиники предоставить энное количество врачей-специалистов. Тут сразу же начинаются проблемы, которые особенно ярко проявляются в небольших поликлиниках. Дело в том, что хороших специалистов в поликлиниках не так много, а в маленьких тот же невропатолог вообще может быть в одном экземпляре. Теперь представьте картину, главврачу необходимо отправить единственного специалиста в военкомат, а кто вместо него будет принимать больных? Поэтому главврач навешивает на данного врача следующее: в первую половину дня невропатолог находится в призывной комиссии, а во вторую принимает больных. Дело еще и не только в больных, а в системе оплаты за них. Если на приеме в поликлинике за каждого пациента врач получает соответствующую оплату, то за работу в призывной комиссии ни врач, ни поликлиника не получают от министерства здравоохранения ничего. Компенсацией служат только выплаты военкомата врачу за среднее времяпровождение в призывной комиссии, которые меньше того, что специалист получает на приеме в поликлинике. В результате главврач на призывные комиссии старается отправить менее опытных врачей, с низкой квалификацией, что также является одним из факторов недостаточного медицинского освидетельствования призывников.
Решение о призыве выносится на основании заключения врачебной призывной комиссии самой призывной комиссией. В ее состав входят:
- заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;
- военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
- секретарь комиссии;
- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- представитель соответствующего органа внутренних дел;
- представитель соответствующего органа управления образованием;
- представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)
- представитель общественной организации (например, комитет солдатских матерей).
В заключение врачебной призывной комиссии может оказаться пограничное состояние, т.е. когда призывника по показаниям можно как призвать на службу, так и дать отсрочку, либо вообще освободить. Грань, как сами понимаете, не может быть четко очерчена, поэтому действует индивидуальное рассмотрение дела такого призывника.
Несколько примеров.
У молодого человека плоскостопие, он надеется, что не пойдет служить, т.к. слышал, что с ним в армию не берут. Но существует положение, по которому не призывают, только если плоскостопие еще и с артрозом. Соответственно, если оного у призывника нет, то он идет служить, а мы слышим печальную историю про то, как больного призвали.
У молодого человека зрение на грани. Т.е. еще чуть-чуть и нельзя брать, но он хочет отслужить. Берут. В процессе службы из-за тяжелых нагрузок, стрессов, зрение у него немного проседает, как раз на ту пару десятых. Это выясняется на каком-либо обследовании и все – ДМБ. А призывную комиссию начинают терзать запросами, как вы такого могли призвать.
Нюансов, как видите, очень много и всем угодить просто невозможно.

3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
Решение по профессиональной пригодности призывника принимается специалистом по профотбору на основе результатов тестирования и личного собеседования. Любимым способом откосить от армии в данном случае является заполнение теста в негативном ключе. Т.е. смекалистый призывник начинает писать в ответах на вопросы типа: «Посещают ли вас мысли о самоубийстве?», «Чувствуете ли вы себя никому не нужным?» и т.п., слово «Да». Палятся обычно такие граждане на перекрестных вопросах во время собеседования, когда путаются в ответах. Само собой бывают и реально проблемные подростки.
Здесь опять же не хватает психологической работы в школе, когда проблемы подростка можно раскрыть на раннем этапе и отследить, скорректировать их. Сейчас же ситуация порой доходит до маразма, когда на запрос военкомата анкеты на ученика, приходит бумага, заполненная не классным руководителем, который знает своего подопечного в течение нескольких лет, а самим учеником на самого себя.

4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
Работники военкоматов прозванивают по адресам, где возможно прячутся беглецы или уклонисты, лично ходят по домам. Естественно необходима помощь полиции, но МВД всячески стремится переложить поиск уклонистов на плечи военных комиссариатов.

5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
Это целый комплекс мероприятий. С 9-го класса в школах начинается допризывная подготовка, школьники изучают предмет Основы военной службы. В обязанности военкомата входит подбор преподавателей по данному предмету (назначить его, конечно, не могут, но рекомендуют того или иного человека), слежение за оборудованностью школ. Сюда входит наличие полос препятствий, бассейнов, тиров и т.п. вещи, которые можно использовать в подготовке призывника к службе. Но, военкомат не может выделить деньги на постройку той же полосы препятствий, это обязанность министерства образования. А директор школы в свою очередь может подумать, что важнее положить новый паркет в классах, чем строить полосу препятствий, которая кроме материальных затрат, является еще и постоянным источником возможного травматизма. Единственное, чем может помочь военкомат школам, так это какими либо наглядными пособиями в виде плакатов, которые можно напечатать в военной типографии.
В рамках допризывной подготовки от военкоматов требуют деятельности в регионах военно-патриотических клубов. Помочь деньгами такому клубу непосредственно сам военкомат не может, поэтому он выступает в кооперации с комитетами по делам молодежи, спорту, которым при составлении бюджета выделяются деньги на военно-патриотическое воспитание. Совместно с этими комитетами составляется план работы на год, по нему проводятся военные игры в школах по типу «Зарница», дни призывника в воинских частях, встречи с ветеранами войн.
Также военкомат организовывает обязательные пятидневные военные сборы для юношей выпускных одиннадцатых классов, на которых парни стреляют, окапываются, бегают и занимаются прочими видами ознакомительной боевой подготовки.

6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Целенаправленная подготовка призывников к воинской службе осуществляется путем направления специально отобранных молодых людей в школы ДОСААФ, где они получают водительские права, могут совершать прыжки в аэроклубах. Отбор производится не просто так, а по специальной разнарядке, которая приходит в военкоматы. Например, подготовить к призыву «осень 2011» 34 водителя категории «С». Изучаются личные дела призывников, им звонят, предлагают отучиться для получения прав, после чего направляют в школу ДОСААФ.
В весенний призыв этого года с Республики Северная Осетия – Алания будет призвано 880 молодых людей. Это сравнимо с предыдущими годами, когда набор колебался на уровне 600 – 800 человек (лишь только в 2010 году его однократно поднимали почти в три раза).
Также проводится набор граждан на военную службу по контракту, который в этом году значительно увеличен, в связи с решением увеличить численность контрактников в армии до 425 тысяч человек. Основные направления: спецназ, флот, внутренние войска, бригады в Чечне, курсы профессиональных сержантов. Правда вызывает недоумение разнарядка на Тихоокеанский флот, т.к. на него, по моему разумению, служить по контракту поедут только уж самые помешанные на морской романтике осетины.
Альтернативная служба малопопулярна и в этот призыв набралось всего три желающих ее пройти. Служат альтернативщики 18 месяцев обычно где-нибудь в домах престарелых уборщиками. У них пятидневная рабочая неделя, предоставляется жилье (без жилья не имеют права направить служить), зарплата сравнимая с санитарами в больницах.

Отдел планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов.

Краткие задачи:
Разработка плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для Вооруженных Сил РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей района, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.
Предназначение солдат, сержантов, прапорщиков запаса в комплектуемые соединения и воинские части, накопление и подготовка военно-обученного резерва, а также учет и предназначение техники в комплектуемые соединения и воинские части.
Подготовка и проведение инструкторско-методических и показных занятий.
Осуществление взаимодействия с местными органами государственной власти по вопросам мобилизационной готовности.
Разработка плана оповещения о мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом.
Осуществление контроля за состоянием и готовностью к работе мобилизационных звеньев.
Организация взаимодействия с администрацией района, управлением внутренних дел, федеральной службой безопасности, штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, комплектуемыми воинскими частями и учреждениями, другими органами по вопросам обеспечения оповещения людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Планирование проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом. Осуществление взаимодействия с администрацией района по вопросам обеспечения призыва и поставки мобилизационных ресурсов в войска.
Разработка плана комендантской службы (службы регулирования) военного комиссариата.
Подготовка расчетов и предложений для принятия военным комиссаром решения на проведение мобилизации.
Разработка плана управления мобилизацией. Планирование использования личного состава военного комиссариата, в том числе и призываемого по мобилизации в ходе доукомплектования до штата военного времени.
Проведение анализа и оценка состояния документов группы обобщения и контроля, пункта управления военного комиссариата по вопросам проведения призыва и поставки людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Подготовка расчетов, необходимых для принятия решения на организацию территориальной обороны.
Планирование работы по проверке мобилизационной готовности предприятий, организаций и сельских (поселковых) администраций района.
Обобщение материалов проверок состояния мобилизационной готовности и определение путей и практических мер по устранению выявленных недостатков.
Планирование работы военного комиссариата на очередной месяц.
Планирование подготовки аппарата усиления военного комиссариата и осуществление контроля за проведением занятий.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения защиты мобилизационных ресурсов от оружия массового поражения.
Подготовка и проведение сборов, практических и инструкторско-методических занятий с личным составом военного комиссариата.
Подготовка проектов приказов и распоряжений военного комиссара, справочных документов по вопросам мобилизационной готовности военного комиссариата.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями.
Организация взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями по вопросам совместного решения мобилизационных задач.
Перспективное и годовое планирование подготовки военно-обученных ресурсов, недостающих для комплектования войск по прямому штатно-должностному предназначению, и накопления их в запасе.
Участие в планировании целенаправленного призыва граждан на военную службу с целью последующего их использования для комплектования войск.
Подготовка материалов для рассмотрения на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам предназначения солдат, сержантов и прапорщиков запаса на комплектование войск, накопления военно-обученных ресурсов.
Участие в планировании работы отделения на очередной месяц по вопросам мобилизационной готовности.
Ведение отчетной документации, организация контроля исполнения вопросов комплектования войск солдатами, сержантами и прапорщиками запаса.
Организация и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением военным комиссариатом задания по сбору, призыву и отправке людских ресурсов на комплектование войск, а также оказание помощи в выполнении мобилизационных мероприятий сельским (поселковым) округам и предприятиям района.
Организация взаимодействия с администрацией района по вопросам распределения лимитов изъятия техники в пределах норм, установленных для министерств, ведомств.
Организация и осуществление контроля готовности предприятий, организаций и учреждений независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, автоколонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в Вооруженные Силы РФ и воинские формирования других министерств и ведомств.
Подготовка материалов для принятия решений на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам учета, предназначения, призыва и отправки транспорта предприятий, учреждений, организаций.
Планирование и участие совместно с органами ГИБДД в проведении ежегодных технических осмотров транспортных средств, предназначенных для комплектования войск.
Организация и ведение оперативного сбора и обработки информации по вопросам воинского учета, призыва и поставки мобилизационных ресурсов с использованием средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ).
Планирование мероприятий по вопросам обеспечения безопасности информации от несанкционированного доступа на объектах электронно-вычислительной техники военного комиссариата, определение порядка действий личного состава при стихийных бедствиях и при угрозе захвата объектов противником.
Ведение учета электронно-вычислительной техники в военном комиссариате, отчетной документации о наличии и техническом состоянии средств электронно-вычислительной техники.
Разработка и осуществление мероприятий по внедрению современных средств оповещения, подготовка пункта управления к работе в особый период, его оборудование необходимым имуществом и документацией.
Организация службы войск, безопасности военной службы в военном комиссариате и осуществление контроля их состояния.
Разработка плана основных мероприятий и командирской подготовки, планирование и организация проведения командирской подготовки с военнослужащими, занятий по профессиональной подготовке с гражданским персоналом.
Разработка плана работы и других документов по организации гарнизонной службы.
Планирование и осуществление морально-психологического и информационного обеспечения мобилизационных мероприятий, призыва и повседневной деятельности военного комиссариата.
Планирование, проведение, методическое и материальное обеспечение занятий по общественно-государственной подготовке и информационной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала.
Подготовка предложений по организации и проведению целенаправленного призыва граждан на военную службу в ВМФ.

Для чего же нужна мобилизация в современной армии?
1. Восполнение текущего некомплекта воинских частей. Все мы знаем, что два раза в год в армии проходит процесс демобилизации личного состава. В этот период в войсках образуется некомплект военнослужащих, т.к. одни уже уволились, а другие еще на сборных пунктах, в пути следования, или еще на гражданке. Также в любой части есть заболевшие, ваканты (это относится к офицерским должностям) и т.п. Если начнутся боевые действия, то военкомат проведет мобилизацию (на военнослужащего запаса отводится 10 часов от момента вручения ему повестки, до постановки в строй) и восполнит текущий некомплект в войсках.
2. Вновь формируемые части. Крупный конфликт не обойдется без множества вспомогательных частей обеспечения, которых нет необходимости держать в мирное время. В действующей армии, конечно же, есть части материально-технического обеспечения, но в военное время их будет недостаточно, поэтому будут развернуты дополнительные соединения.
Также в случае необходимости будут сформированы и новые боевые части.
3. Территориальная оборона. В военное время будут развернуты и части территориальной обороны, которые будут вспомогательными войсками по отношению к частям внутренних войск МВД. В их задачу будет входить борьба с диверсионными подразделениями, бандформированиями, возможным восстанием «пятой колонны». Начальником территориальной обороны в субъекте федерации является военный комиссар данного субъекта, а начальником штаба территориальной обороны – начальник мобилизационного отдела.
4. Восполнение боевых потерь. В военное время в военкомате разворачивается пункт управления, который входит в связь с закрепленными за ним боевыми частями. Из частей сообщают, сколько необходимо специалистов по тем или иным специальностям, вакант по которым у них образовался в результате потерь в ходе боевых действий.
На уровне районных отделов комиссариатов учения по отработке тех или иных вопросов мобилизации проводятся ежемесячно. Крупномасштабные - которыми руководит командующий округом – раз в несколько лет.
Пример вводной на местных учениях: «Не работает ни стационарная, ни сотовая, ни радиосвязь. Оповестите людей о начале мобилизации». В военкомате есть первоочередные посыльные, которые оповещают ключевых людей и второочередных посыльных (у каждого есть список кого предупредить в том или ином случае). Пешком, на машине, как угодно, но приказ должен быть выполнен.

Осенний призыв только начался. Миноброны внезапно почти вдвое сократило число призывников. Многие называют причиной демографическую проблему: призывного возраста как раз достигли те, кто родился в начале в 1990-х, когда рождаемость была на рекордном спаде. О том, как работают военкоматы, как гоняются за призывниками и как решают проблему с недобором, нам рассказал Иван М., попросивший не называть его фамилии. Два года он был сотрудником военкомата в роли «винтика» и видел систему изнутри.

— Как ты стал работником военкомата? Когда это было?

Я работал в военкомате с 7 декабря 2005 по 7 декабря 2007. Когда меня призвали, у меня не было права на отсрочку, я прошел медкомиссию, оказалось – годен. Как так?! Пошли переговоры, можно ли меня хотя бы в нормальную часть отправить. Они спросили, как у меня дела с компьютером, с базами данных, с Office. Я сказал, что просто отлично. И меня посадили в военкомате: работаешь два года – билет у тебя. Это вообще незаконно, но мне сказали: поработаешь у нас два года – мы тебя не призовем. Военный билет дали, но как-то хитро оформили. Это очень распространенная практика, все московские военкоматы так делают. По пять пацанов работают в каждом военкомате, конкретно чтобы откосить.

— И каково было работать?

Должность официально называлась «помощник начальника второго отделения». Занимался я фактически розыском, призывом и отчасти отправкой призывников в армию. Я там вроде как службу проходил. Некоторое время меня официально оформляли – зарплата получалась 3000 рублей плюс разные надбавки, итого 6000. Добровольно никто из молодых не захочет идти работать в военкомат. Работают там разные тетки, которые уже лет 20 на этом месте, и военные. У теток-то с компьютерами плохо. Сначала я вообще не понимал, куда я попал и как себя вести, но отношение ко мне было хорошее. Я общался с призывниками, выполняя функции военных, заменяя начальство.

— Приходилось быть свидетелем нарушения закона?

Что касается блатных, от меня все скрывалось долгое время. Никто вслух не говорил: «Это человек военкома» или «Этот нам сейчас заплатит», хотя иногда люди совершенно необъяснимо получали отсрочки. Приходит человек без отсрочки, его отправляют на медкомиссию, находят гипертонию, а смотрим в личное дело – нет никакой гипертонии. Я не интересовался этим, не выступал – оно шло мимо меня. Все взятки и попытки договориться проходили мимо меня, но я представляю суммы: от 2 до 5 тысяч долларов стоит купить военный билет, но зависит от человеческой жадности. Медкомиссии проверяли обычных призывников внимательно и честно, с плоскостопием – в зависимости от того, какое решение нужно принять: это такая болезнь, что степень определяется на глаз.

— Как происходил сам призыв?

В соответствии с совместным приказом МВД и Минобороны составлялись определения о доставлении – такая бумажка, которая заменяет собой повестку. Эти бумажки мы печатаем, отдаем в ОВД, участковый ходит по квартирам и вручает их мальчикам. Это первая стадия. Вторая стадия – когда призывник не пришел, на него составляется определение о приводе. К нему приходит участковый, говорит: собирайся, поехали в военкомат. Иногда призывник прячется, а его родственники звонят и «сдают». Самый необычный случай – когда мы поймали человека, привезли в военкомат, никакого права на отсрочку не было, прогнали его по медкомиссии, призвали, приехала машина за ним, мы расслабились, а он взял и убежал! Потом я в интернете читаю его историю: забежал в какой-то подъезд, переодел куртку наизнанку… Смеялись.

— Были проблемы с недобором?

Норма была 78-85 человек на наш военкомат, а это 6 районов. До того, как я пришел, план не выполнялся – одного-двух все время недобирали. Облав как таковых не было, но конкретные общежития мы отслеживали: знали, что люди заканчивают учиться, и печатали им повестки. Роту ОМОНа не высылали. Военных стимулирует только выполнение плана, и когда план выполнен, им уже не нужны призывники, даже те, кто добровольно приходит. Они уже сидят, бухают, и тут кто-то приходит. «Парень, тебе чего дома не сидится?» Бывали случаи, когда звонит тетенька и хочет своего племянника заслать куда подальше, потому что плохо себя ведет. А в милиции такие порядки, что милиционеры иногда берут своего же товарища, увольняют, лишают отсрочки и привозят и сдают в армию!

-А кто решал, в какие войска кого отправить?

Городской военкомат спускает план, в какие войска сколько человек мы должны отправить. В рамках этого предлагаем призывнику выбор, по здоровью тоже смотрим. На спортсменов, волейболисты ЦСКА, был специальный план. Естественно, они не служат по-настоящему, а играют в свой волейбол.

— Попадались ли призывники, которые отстаивали свои права?

Практически у каждого офицера в военкомате, и у меня тоже, есть «Закон о воинской обязанности». Если призывник начинает качать права, мы ему говорим: мы тебя призываем вот по этому и вот по этому пункту. Бывали случаи, когда призывник подавал в суд на незаконное решение о призыве – тогда решение автоматически приостанавливалось, в этот призыв он уже не попадал, проходит полгода – он заболел или отсрочку получил. Такого, чтобы суд выигрывали призывники, я не помню. С правозащитниками иногда имели дело, но гораздо большая проблема – собственное начальство. Больше всего нас дрючили с соблюдением 400-го приказа Минобороны: документики, там, бумажечки, вся эта дребедень. Что-нибудь не там лежит или неправильная запись в протоколе – за это адски ругались.

— Не пора ли нам, на твой взгляд, переходить на контрактную армию?

Сейчас я выступаю за контрактную армию. Не вижу смысла в призыве ни для армии – набрать ребят, которые там в «день сурка» играют, ни для обороны нашей, ни для самих людей. Я слышал про реформу армии, но не понял, к чему эти пустые слова, ведь реально ничего не произошло. Структура военкоматов поменялась, но реальных качественных изменений нет.

— Если мы перейдем на контракт, то кто пойдет служить?

Все мои знакомые служить не хотят, и, если бы не было обязательного призыва, никто из них в армию бы не пошел. Но я помню, как в военкомат добровольно приходили призывники и говорили: «Возьмите меня служить». Некоторые с родителями, некоторые просто раздолбаи: возьмите, мол, делать нечего. Есть ребята из военных династий: дед – большой офицер, отец тоже, вот и сына к этому с детства готовят. Различные асоциальные элементы, «пьяницы дебоширы, тунеядцы», тоже идут в армию добровольно, что им дурака валять. Армия таких социализирует и дисциплинирует. Хотя наша сегодняшняя – редко.

— Остались ли у тебя связи в военкомате после увольнения?

Вторым Дымовским я становиться не готов, поэтому никого не разоблачаю: призвать меня уже не могут, но там остались знакомые, не хочу никого подставлять. Когда я оттуда ушел, я еще какое-то время заходил в военкомат поздороваться, а сейчас с ними почти не общаюсь, но телефон остался, и если что-то понадобится, смогу позвонить. Я даю друзьям советы, как и к кому обратиться, если возникают проблемы с армией.

— Не стыдишься ли ты того, что стал винтиком такого коррупционного механизма?

Если бы я такой, какой сейчас, оказался в той ситуации, я бы наверное лучше побегал от них.

В организационной структуре российских военкоматов за последние годы произошли серьезные изменения, уменьшилось количество сотрудников, они стали гражданскими, изменились их обязанности, но задачи остались прежними. О том, что такое современный военкомат и как он работает, я расскажу в данной статье на примере военного комиссариата Республики Северная Осетия - Алания.

Штатные изменения.
Если ранее в военкоматах был и военный и гражданский персонал, то сейчас остались только гражданские служащие. Это в основном, военнослужащие запаса, кандидатуры которых одобряются при оформлении на работу в организационно-мобилизационном управлении округа. Т.к. множество военных у нас выходит на пенсию в возрасте 45 лет, то до 60 они могут спокойно работать в военкомате, где будут заниматься фактически той же штабной работой. К сожалению, заработная плата невелика, у начальника отдела оклад 8100 рублей, у его зама – 7300. Сильно спасает получение военной пенсии.
После перевода комплектования кадров на гражданские рельсы, изменилась и численность работников военкоматов. Изменилась в сторону уменьшения, что вызвало значительное увеличение объема работ. Положим, в каком-нибудь районном отделе военного комиссариата 3-го разряда работает всего 11 человек, включая начальника, а раньше было в два-три раза больше. Уровень разрядности, от которого зависит штат районного отдела военкомата (по первому – 11 человек, второму – 23, третьему – 35 человек), зависит от расчетов главного организационно-мобилизационного управления в Москве.
О том, насколько непросто работать сотрудникам покажет наглядный пример. Как известно призывная работа ведется круглый год, особенно увеличиваясь в периоды призывных кампаний, набор же по контракту вообще не лимитирован по сезонам. В военкомате 3-го разряда первое призывное отделение состоит всего из 3 человек: начальника отдела, его помощника по профотбору и фельдшера. Обязанности:
- начальник отдела должен ставить призывников на воинский учет, заниматься вообще всеми вопросами призыва, вневойсковой подготовкой, отбором и направлением в ДОСААФ на учебу, отбором преподавателей ОВС в школах, заниматься вопросами учебно-материальной базы в школах, вопросами приема граждан на военную службу по контракту.
- помощник по профотбору целыми днями обрабатывает результаты тестирования призывников, кандидатов в контрактники и офицеры, составляет рекомендации на каждого призывника и кандидата, плюс помогает начальнику по тем или иным вопросам.
- фельдшер занимается лечебно-оздоровительной работой с призывниками, диспансеризацией, отправкой на обследования при постановке на учет, набором протоколов призывных комиссий.
Большую часть времени у всех занимает именно бумажная работа. В военкоматах более высоких разрядов сотрудников-исполнителей, конечно, больше, но и объем работы у них выше.
Также значительной проблемой является полное отсутствие служебного транспорта в военкоматах. Один единственный служебный автомобиль имеется в распоряжении только военного комиссара субъекта федерации, что вызывает дополнительные трудности в поездках по районам, выполнении различных поручений, оповещении людей и т.п.

Структура.
Если раньше были военные комиссариаты в каждом районе субъекта федерации, то сейчас есть один военный комиссариат субъекта федерации, например, Военный комиссариат Республики Северная Осетия-Алания, у которого есть отделы в районах: отдел военного комиссариата РСО-А по г. Беслан и Бесланскому району и т.д. Если раньше в военкомате было четыре отдела, то сейчас их осталось два: подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту(1-й) и планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов(2-й).

Краткий список задач, стоящих перед 1-м отделением:
1. Организация и проведение первоначальной постановки граждан на воинский учет (ППГВУ). Разработка планирующих документов на ППГВУ.
2. Призыв граждан на военную службу. Планирование мероприятий по организации призыва. Разработка планирующей документации.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
7. Отбор кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования и СВУ.
8. Формирование команд, планирование отправке граждан, доставка команд на областной сборный пункт.

Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
2. Проведение медицинского освидетельствования граждан.
Очень больная тема. В 17 лет начинается подготовка призывника к прохождению призывной комиссии. Для этого молодого человека отправляют пройти четыре обязательных исследования: флюорография, анализ крови, анализ мочи и электрокардиограмма (по показаниям). За эти обследования министерство обороны выплачивает деньги поликлиникам, с которыми заключаются специальные контракты. Также просматривается медицинская карточка призывника, в которой описаны его болезни на гражданке. Если в карточке есть упоминания о каких-то проблемах со здоровьем, либо исследования показали их наличие, то юношу могут направить на дополнительное обследование. Это обследование должно оплачиваться страховыми компаниями (страховщик указан в медицинском полисе), никаких денег с призывника никто требовать не в праве.
Каким же образом в армию попадают призывники с теми или иными проблемами со здоровьем? Тут несколько причин. Во-первых, общее падение уровня здравоохранения в стране. Если в советское время за здоровьем граждан худо-бедно следили, то сейчас они предоставлены фактически сами себе и их состояние здоровья находится на том уровне, который они могут поддерживать сами. Низкая культура заботы о себе, к сожалению, присуща нашим гражданам, поэтому достаточно много людей обращаются в учреждения здравоохранения только после того, как конкретно припечет. О прививках, диспансеризации думают немногие, остальные надеются на авось. Наглядный пример с ухудшением медобслуживания привел мне один из работников военкомата.
Недавно с военным комиссариатом судился молодой человек, который посчитал, что его незаконно призвали в армию. А начиналось все так. Пришел молодой человек в военкомат, прошел 4 обязательных анализа, посмотрели его медицинскую книжку. Все ок, годен. Отправился служить в часть. Там заболел инфекционным заболеванием, ему делают УЗИ и случайно обнаруживают отсутствие одной почки. Парень об этом сам знать не знал, врожденная коллизия, которую не обнаружили в детстве. Ничтоже сумняшеся молодой человек подает в суд на военкомат, мол, незаконно призвали инвалида. Между тем, по результатам анализов и просмотра его медкнижки ничто не указывало на отсутствие почки. Недосмотр и медиков, курировавших его в детстве, и самого гражданина, который ни разу не удосужился сделать себе УЗИ.
Окончательную точку в деле годен/не годен к службе ставит призывная комиссия. Врачебная призывная комиссия назначается приказом главы администрации района, который отдает указание главному врачу поликлиники предоставить энное количество врачей-специалистов. Тут сразу же начинаются проблемы, которые особенно ярко проявляются в небольших поликлиниках. Дело в том, что хороших специалистов в поликлиниках не так много, а в маленьких тот же невропатолог вообще может быть в одном экземпляре. Теперь представьте картину, главврачу необходимо отправить единственного специалиста в военкомат, а кто вместо него будет принимать больных? Поэтому главврач навешивает на данного врача следующее: в первую половину дня невропатолог находится в призывной комиссии, а во вторую принимает больных. Дело еще и не только в больных, а в системе оплаты за них. Если на приеме в поликлинике за каждого пациента врач получает соответствующую оплату, то за работу в призывной комиссии ни врач, ни поликлиника не получают от министерства здравоохранения ничего. Компенсацией служат только выплаты военкомата врачу за среднее времяпровождение в призывной комиссии, которые меньше того, что специалист получает на приеме в поликлинике. В результате главврач на призывные комиссии старается отправить менее опытных врачей, с низкой квалификацией, что также является одним из факторов недостаточного медицинского освидетельствования призывников.
Решение о призыве выносится на основании заключения врачебной призывной комиссии самой призывной комиссией. В ее состав входят:
- заместитель главы органа местного самоуправления - председатель комиссии;
- военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
- секретарь комиссии;
- врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- представитель соответствующего органа внутренних дел;
- представитель соответствующего органа управления образованием;
- представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы)
- представитель общественной организации (например, комитет солдатских матерей).
В заключение врачебной призывной комиссии может оказаться пограничное состояние, т.е. когда призывника по показаниям можно как призвать на службу, так и дать отсрочку, либо вообще освободить. Грань, как сами понимаете, не может быть четко очерчена, поэтому действует индивидуальное рассмотрение дела такого призывника.
Несколько примеров.
У молодого человека плоскостопие, он надеется, что не пойдет служить, т.к. слышал, что с ним в армию не берут. Но существует положение, по которому не призывают, только если плоскостопие еще и с артрозом. Соответственно, если оного у призывника нет, то он идет служить, а мы слышим печальную историю про то, как больного призвали.
У молодого человека зрение на грани. Т.е. еще чуть-чуть и нельзя брать, но он хочет отслужить. Берут. В процессе службы из-за тяжелых нагрузок, стрессов, зрение у него немного проседает, как раз на ту пару десятых. Это выясняется на каком-либо обследовании и все – ДМБ. А призывную комиссию начинают терзать запросами, как вы такого могли призвать.
Нюансов, как видите, очень много и всем угодить просто невозможно.

3. Организация и проведение профессионального психологического отбора.
Решение по профессиональной пригодности призывника принимается специалистом по профотбору на основе результатов тестирования и личного собеседования. Любимым способом откосить от армии в данном случае является заполнение теста в негативном ключе. Т.е. смекалистый призывник начинает писать в ответах на вопросы типа: «Посещают ли вас мысли о самоубийстве?», «Чувствуете ли вы себя никому не нужным?» и т.п., слово «Да». Палятся обычно такие граждане на перекрестных вопросах во время собеседования, когда путаются в ответах. Само собой бывают и реально проблемные подростки.
Здесь опять же не хватает психологической работы в школе, когда проблемы подростка можно раскрыть на раннем этапе и отследить, скорректировать их. Сейчас же ситуация порой доходит до маразма, когда на запрос военкомата анкеты на ученика, приходит бумага, заполненная не классным руководителем, который знает своего подопечного в течение нескольких лет, а самим учеником на самого себя.

4. Работа по розыску военнослужащих, самовольно оставивших войсковые части, а также граждан уклоняющихся от призыва на военную службу и ППГВУ.
Работники военкоматов прозванивают по адресам, где возможно прячутся беглецы или уклонисты, лично ходят по домам. Естественно необходима помощь полиции, но МВД всячески стремится переложить поиск уклонистов на плечи военных комиссариатов.

5. Организация и проведение мероприятий при подготовке граждан к военной службе.
Это целый комплекс мероприятий. С 9-го класса в школах начинается допризывная подготовка, школьники изучают предмет Основы военной службы. В обязанности военкомата входит подбор преподавателей по данному предмету (назначить его, конечно, не могут, но рекомендуют того или иного человека), слежение за оборудованностью школ. Сюда входит наличие полос препятствий, бассейнов, тиров и т.п. вещи, которые можно использовать в подготовке призывника к службе. Но, военкомат не может выделить деньги на постройку той же полосы препятствий, это обязанность министерства образования. А директор школы в свою очередь может подумать, что важнее положить новый паркет в классах, чем строить полосу препятствий, которая кроме материальных затрат, является еще и постоянным источником возможного травматизма. Единственное, чем может помочь военкомат школам, так это какими либо наглядными пособиями в виде плакатов, которые можно напечатать в военной типографии.
В рамках допризывной подготовки от военкоматов требуют деятельности в регионах военно-патриотических клубов. Помочь деньгами такому клубу непосредственно сам военкомат не может, поэтому он выступает в кооперации с комитетами по делам молодежи, спорту, которым при составлении бюджета выделяются деньги на военно-патриотическое воспитание. Совместно с этими комитетами составляется план работы на год, по нему проводятся военные игры в школах по типу «Зарница», дни призывника в воинских частях, встречи с ветеранами войн.
Также военкомат организовывает обязательные пятидневные военные сборы для юношей выпускных одиннадцатых классов, на которых парни стреляют, окапываются, бегают и занимаются прочими видами ознакомительной боевой подготовки.

6. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям.
Целенаправленная подготовка призывников к воинской службе осуществляется путем направления специально отобранных молодых людей в школы ДОСААФ, где они получают водительские права, могут совершать прыжки в аэроклубах. Отбор производится не просто так, а по специальной разнарядке, которая приходит в военкоматы. Например, подготовить к призыву «осень 2011» 34 водителя категории «С». Изучаются личные дела призывников, им звонят, предлагают отучиться для получения прав, после чего направляют в школу ДОСААФ.
В весенний призыв этого года с Республики Северная Осетия – Алания будет призвано 880 молодых людей. Это сравнимо с предыдущими годами, когда набор колебался на уровне 600 – 800 человек (лишь только в 2010 году его однократно поднимали почти в три раза).
Также проводится набор граждан на военную службу по контракту, который в этом году значительно увеличен, в связи с решением увеличить численность контрактников в армии до 425 тысяч человек. Основные направления: спецназ, флот, внутренние войска, бригады в Чечне, курсы профессиональных сержантов. Правда вызывает недоумение разнарядка на Тихоокеанский флот, т.к. на него, по моему разумению, служить по контракту поедут только уж самые помешанные на морской романтике осетины.
Альтернативная служба малопопулярна и в этот призыв набралось всего три желающих ее пройти. Служат альтернативщики 18 месяцев обычно где-нибудь в домах престарелых уборщиками. У них пятидневная рабочая неделя, предоставляется жилье (без жилья не имеют права направить служить), зарплата сравнимая с санитарами в больницах.

Отдел планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов.

Краткие задачи:
Разработка плана проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для Вооруженных Сил РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей района, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.
Предназначение солдат, сержантов, прапорщиков запаса в комплектуемые соединения и воинские части, накопление и подготовка военно-обученного резерва, а также учет и предназначение техники в комплектуемые соединения и воинские части.
Подготовка и проведение инструкторско-методических и показных занятий.
Осуществление взаимодействия с местными органами государственной власти по вопросам мобилизационной готовности.
Разработка плана оповещения о мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом.
Осуществление контроля за состоянием и готовностью к работе мобилизационных звеньев.
Организация взаимодействия с администрацией района, управлением внутренних дел, федеральной службой безопасности, штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, комплектуемыми воинскими частями и учреждениями, другими органами по вопросам обеспечения оповещения людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Планирование проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов военным комиссариатом. Осуществление взаимодействия с администрацией района по вопросам обеспечения призыва и поставки мобилизационных ресурсов в войска.
Разработка плана комендантской службы (службы регулирования) военного комиссариата.
Подготовка расчетов и предложений для принятия военным комиссаром решения на проведение мобилизации.
Разработка плана управления мобилизацией. Планирование использования личного состава военного комиссариата, в том числе и призываемого по мобилизации в ходе доукомплектования до штата военного времени.
Проведение анализа и оценка состояния документов группы обобщения и контроля, пункта управления военного комиссариата по вопросам проведения призыва и поставки людских и транспортных ресурсов при мобилизации.
Подготовка расчетов, необходимых для принятия решения на организацию территориальной обороны.
Планирование работы по проверке мобилизационной готовности предприятий, организаций и сельских (поселковых) администраций района.
Обобщение материалов проверок состояния мобилизационной готовности и определение путей и практических мер по устранению выявленных недостатков.
Планирование работы военного комиссариата на очередной месяц.
Планирование подготовки аппарата усиления военного комиссариата и осуществление контроля за проведением занятий.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата со штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций по вопросам обеспечения защиты мобилизационных ресурсов от оружия массового поражения.
Подготовка и проведение сборов, практических и инструкторско-методических занятий с личным составом военного комиссариата.
Подготовка проектов приказов и распоряжений военного комиссара, справочных документов по вопросам мобилизационной готовности военного комиссариата.
Разработка плана взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями.
Организация взаимодействия военного комиссариата с комплектуемыми воинскими частями и учреждениями по вопросам совместного решения мобилизационных задач.
Перспективное и годовое планирование подготовки военно-обученных ресурсов, недостающих для комплектования войск по прямому штатно-должностному предназначению, и накопления их в запасе.
Участие в планировании целенаправленного призыва граждан на военную службу с целью последующего их использования для комплектования войск.
Подготовка материалов для рассмотрения на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам предназначения солдат, сержантов и прапорщиков запаса на комплектование войск, накопления военно-обученных ресурсов.
Участие в планировании работы отделения на очередной месяц по вопросам мобилизационной готовности.
Ведение отчетной документации, организация контроля исполнения вопросов комплектования войск солдатами, сержантами и прапорщиками запаса.
Организация и осуществление контроля за своевременным и полным выполнением военным комиссариатом задания по сбору, призыву и отправке людских ресурсов на комплектование войск, а также оказание помощи в выполнении мобилизационных мероприятий сельским (поселковым) округам и предприятиям района.
Организация взаимодействия с администрацией района по вопросам распределения лимитов изъятия техники в пределах норм, установленных для министерств, ведомств.
Организация и осуществление контроля готовности предприятий, организаций и учреждений независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, автоколонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в Вооруженные Силы РФ и воинские формирования других министерств и ведомств.
Подготовка материалов для принятия решений на суженных заседаниях (СЗ) администрации района по вопросам учета, предназначения, призыва и отправки транспорта предприятий, учреждений, организаций.
Планирование и участие совместно с органами ГИБДД в проведении ежегодных технических осмотров транспортных средств, предназначенных для комплектования войск.
Организация и ведение оперативного сбора и обработки информации по вопросам воинского учета, призыва и поставки мобилизационных ресурсов с использованием средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ).
Планирование мероприятий по вопросам обеспечения безопасности информации от несанкционированного доступа на объектах электронно-вычислительной техники военного комиссариата, определение порядка действий личного состава при стихийных бедствиях и при угрозе захвата объектов противником.
Ведение учета электронно-вычислительной техники в военном комиссариате, отчетной документации о наличии и техническом состоянии средств электронно-вычислительной техники.
Разработка и осуществление мероприятий по внедрению современных средств оповещения, подготовка пункта управления к работе в особый период, его оборудование необходимым имуществом и документацией.
Организация службы войск, безопасности военной службы в военном комиссариате и осуществление контроля их состояния.
Разработка плана основных мероприятий и командирской подготовки, планирование и организация проведения командирской подготовки с военнослужащими, занятий по профессиональной подготовке с гражданским персоналом.
Разработка плана работы и других документов по организации гарнизонной службы.
Планирование и осуществление морально-психологического и информационного обеспечения мобилизационных мероприятий, призыва и повседневной деятельности военного комиссариата.
Планирование, проведение, методическое и материальное обеспечение занятий по общественно-государственной подготовке и информационной работы со всеми категориями военнослужащих и гражданского персонала.
Подготовка предложений по организации и проведению целенаправленного призыва граждан на военную службу в ВМФ.

Для чего же нужна мобилизация в современной армии?
1. Восполнение текущего некомплекта воинских частей. Все мы знаем, что два раза в год в армии проходит процесс увольнения в запас личного состава. В этот период в войсках образуется некомплект военнослужащих, т.к. одни уже уволились, а другие еще на сборных пунктах, в пути следования, или еще на гражданке. Также в любой части есть заболевшие, ваканты (это относится к офицерским должностям) и т.п. Если начнутся боевые действия, то военкомат проведет мобилизацию (на военнослужащего запаса отводится 10 часов от момента вручения ему повестки, до постановки в строй) и восполнит текущий некомплект в войсках.
2. Вновь формируемые части. Крупный конфликт не обойдется без множества вспомогательных частей обеспечения, которых нет необходимости держать в мирное время. В действующей армии, конечно же, есть части материально-технического обеспечения, но в военное время их будет недостаточно, поэтому будут развернуты дополнительные соединения.
Также в случае необходимости будут сформированы и новые боевые части.
3. Территориальная оборона. В военное время будут развернуты и части территориальной обороны, которые будут вспомогательными войсками по отношению к частям внутренних войск МВД. В их задачу будет входить борьба с диверсионными подразделениями, бандформированиями, возможным восстанием «пятой колонны». Начальником территориальной обороны в субъекте федерации является военный комиссар данного субъекта, а начальником штаба территориальной обороны – начальник мобилизационного отдела.
4. Восполнение боевых потерь. В военное время в военкомате разворачивается пункт управления, который входит в связь с закрепленными за ним боевыми частями. Из частей сообщают, сколько необходимо специалистов по тем или иным специальностям, вакант по которым у них образовался в результате потерь в ходе боевых действий.
На уровне районных отделов комиссариатов учения по отработке тех или иных вопросов мобилизации проводятся ежемесячно. Крупномасштабные - которыми руководит командующий округом – раз в несколько лет.
Пример вводной на местных учениях: «Не работает ни стационарная, ни сотовая, ни радиосвязь. Оповестите людей о начале мобилизации». В военкомате есть первоочередные посыльные, которые оповещают ключевых людей и второочередных посыльных (у каждого есть список кого предупредить в том или ином случае). Пешком, на машине, как угодно, но приказ должен быть выполнен.

Военный комиссариат это пункт сбора военнослужащих и призывников при ежегодном призыве, регулярных сборах, других военных районных мероприятиях. Положение о военных комиссариатах было принято еще в 1918 году, тогда комиссариаты были областными, районными, волостными, губернскими. Сейчас существует несколько другое деление.

Свой комиссариат есть в каждом районном объединении города. В Москве 29 отделений, в Зеленограде – 1. В связи с присоединением Новой Москвы районные комиссариаты не поменялись: присоединенные области остались привязаны к собственным учреждениям, например, Троицкий комиссариат.

Краткая история учреждения

Сборный пункт военного комиссариата был признан необходимым сразу после смены режима в 1918 году. Декрет о создании таковых учреждений был выпущен 8 апреля. На тот момент были созданы волостные, уездные, губернские и окружные пункты. За год после выпуска указа было создано несколько тысяч отделений, из которых низшего разряда (волостных) – 7 тысяч, высшего (окружных) – 7.

Первоначально у прототипов военкоматов было всего несколько задач:

  • Основная – сбор и хранение данных о людях, призванных на службу или подлежащих ее прохождению в экстренных ситуациях.
  • Ко второй задаче относили все остальные действия – организацию воинского призыва, сбор военнослужащих, управление войсковыми частями, формирование частей.

ФКУ военный комиссариат (то есть учреждение, находящееся на государственном обеспечении) несколько видоизменялся с течением времени. Во времена Великой Отечественной Войны по макету комиссариатов создавались временные полевые учреждения, которые проводили призыв и сбор на войну. Силами таких временных пунктов, а также настоящих отделений в период с 22 июня по 1 июля 1941 года удалось призвать на госслужбу более 5,3 млн. человек.

После распада СССР подразделения из волостных, губернских и так далее были переименованы в краевые, городские, областные и т.д. Подверглась изменениям и иерархическая структура системы. Новый, современный облик военкоматов заметен и в дизайне зданий: теперь выбираются более простые постройки, а не кирпичные, как в начале 20-ых века.

Структура учреждений на данный момент

Высшая ступень комиссариатов – Минобороны России. Высшие военные чиновники (руководители военных округов) отдают приказы окружным учреждениям, а те передают задачи нижестоящим.

Всего в структуры входит несколько компонентов:

  • главное командование (Минобороны);
  • основные подразделения;
  • подразделения обеспечения;
  • пункты социальной поддержки.

Современное деление включает следующие подразделения (по убыванию):

  • краевые центры;
  • республиканские пункты;
  • областные комиссариаты;
  • городские учреждения;
  • районные и межрайонные подразделения (Кемеровский, Царицинский и т.д.).

Если город небольшой, то районное отделение и городское объединяются в одну комиссию. Так произошло в г. Зеленограде, и других небольших городах Московской области.

Официальные отделения имеют собственную печать с номером пункта и разрешение на осуществление службы от муниципального комиссара. Если таковые документы отсутствуют, то официальная деятельность осуществляться не может.

Где распространен данный тип сбора

Военные комиссариаты в том виде, в каком они были распространены в СССР и сохранились в России, можно встретить в странах СНГ и бывшего советского союза. Аналоги есть и у зарубежных государств.

Наиболее схож по функциям с российским немецкий орган (ФРГ) с названием «Kreiswehrersatzamt».

Сроки призыва

В современной России призыв делится на две стадии: осеннюю и весеннюю. Сейчас страна стремится увеличить число контрактников на службе и снизить число срочников. Поэтому в начале 2000-ых призывников было 350 тысяч, а в 2017 году планируется набор только 250 тысяч. Вакансии освобождаются под контрактников.

Призывная комиссия в военкомате 2017 — каковы точные сроки? Весенняя волна началась 1 апреля и закончилась 15 июля. За это время было призвано 130 тыс. человек, а осенью-зимой (с 1 октября до 31 декабря) планируется добрать еще от 110 до 120 тысяч людей. Призываться будут граждане от 18 до 27 лет, срок службы составит 12 месяцев независимо от образования и наличия военной академической кафедры.

Праздник учреждения

В 2018 году будет 100-летие со дня основания военных комиссариатов, этот праздник будет отмечаться регионально путем проведения спортивных мероприятий. Так, в Татарстане уже прошла спартакиада в честь основания учреждения; в других субъектах РФ празднества пройдут уже в следующем году.

Ко дню рождения комиссариатов подготовили печатную историческую продукцию, создали специальные металлические значки с армейским гербом. Геральдику и другие гербовые знаки будут получать сотрудники государственных служб, связанных с призывом. Работники соцобеспечения тоже удостоятся праздничных льгот. С юбилеем будут поздравлять губернаторы, президент. День ФКА – не федеральный праздник, то есть выходным он не будет.

Где узнать дополнительную информацию о призыве

Для призывников с 2014 года действует открытая горячая линия вопросов для военкомата. Человек, который хочет или должен пройти службу, может обратиться по ней и задать любой интересующий его вопрос по поводу службы и призыва. Также он может узнать, какой военкомат (центр социального обеспечения для военного комиссариата) относится к нему по месту жительства. Профессиональный консультант ответит на вопросы, что делать при болезни, какие проблемы со здоровьем дают освобождение от армии.

Сведения об адресе районного военкомата можно найти в районной управе, на сайте военкомата и во время волны призыва, когда сотрудники военкомата доставляют людей призывного возраста. В больших городах необходимо ехать в общий для 3-4 районов пункт; реже пункт всего один объединенный на весь округ центральный призывный пункт.

Правила призыва и структура комиссариата постоянно обновляется, но заданная сейчас система останется в силе еще несколько лет.



Полезные инструменты