Сценарий внеклассного мероприятия по химии. КВН по химии.doc - Сценарий внеклассного мероприятия "Клуб Весёлых и Находчивых"

Сценарий занимательного вечера по химии «Химический фейерверк».

В настоящее время, когда особое значение приобретает выбор каждым учеником исходя из его возможностей и интересов учебного предмета для углубленного изучения, занятия во внеурочное время становится особо значимыми. Среди такого рода занятий большое место принадлежит химическим вечерам.

Цели:

Образовательные:

    В игровой форме сформировать знания учащихся о химических веществах, реактивах и их превращениях.

    Продолжить формирование умения учащихся пользоваться химической посудой и химическими веществами.

Развивающие:

    Развить наблюдательность, память (при показе занимательных опытов)

    Развить умение сравнивать (на примере сравнения и анализа различных опытов)

    Развивать интерес учащихся к химической науки (через показ занимательных и интересных опытов)

Воспитательные:

    Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе представлений о значимости химической науки для жизни человека.

Время: 40мин – 60 мин.

Химики: Здравствуйте!

1-химик: Мы химики! А химия – это бессонные ночи

2-химик: Это постоянные разговоры о химии.

3-химик: Это химические лаборатории.

4-химик: Это родители, которые говорят: «А наш ребенок – химик».

Все: И это жизнь!

1-химик: Но вы можете спросить: почему же не все становятся химиками? Да потому, что химия – это бес-сон-ные ночи.

2-химик: Это пос-то-ян-ные разговоры о химии.

3-химик: Это химические лаборатории (говорит, зажимая нос).

4-химик: Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (тьфу!) – химик».

Все: И это жизнь!

1-химик: (гордо) Но все- таки мы – химики потому, что химия – это бессонные ночи!

2-химик: Это постоянные разговоры о химии!

3-химик: Это химические лаборатории!

4-химик: Это родители, которые говорят «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!

Все: И это жизнь!

1-химик: Ну конечно, без сомненья

Надо химию учить,

Без познанья всех явлений

Невозможно нынче жить.

2-химик: Надо лучше успевать

Нам, друзья, в учении

И не следует вздыхать

Что химия – мучение!

3-химик: Если б химии не знали,

Топали б пешком всегда:

Без горючего автобус

Не поедет никогда!

4-химик: Чтобы мы росли нормально,

Крепкими и сильными,

Витамины выпускает

Тоже наша химия!

1-химик: Чтоб растения росли,

Вещества изобрели.

Хорошо бы нам такие –

Быстро б выросли большие.

2-химик: Каучук в природе редок,

Без него не проживешь.

Мы ходили бы по лужам

В валенках и без калош!

3-химик: Широко вошли к нам в быт

Разные пластмассы

За короткий очень срок

Их признали массы!

4-химик: Полимер пусть, для волос,

Стимулирующий рост,

Поскорей изобретут

Тогда косы вырастут.

Демонстрационный опыт: «Марсианский пейзаж». (На плакате, заранее фенолфталеином написать «химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.)

1-химик: Почему же химия – волшебная страна? Да потому что химия, – как ни одна другая наука – способна творить чудеса.

2-химик: Химия – позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья - вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.

3-химик: Она превращает нефть в каучук, бензин; газ – в ткань; уголь – в духи, красители и лекарственные вещества.

4-химик: Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает. Каждый человек (сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу).

1-химик: Сегодня – мы хотим пригласить вас на химический фейерверк и показать лишь небольшую часть химических опытов, которые возможно покажутся вам чудесными. Но мы – люди – и мы сами творим эти чудеса.

Демонстрационный опыт: «Зажигание костра без спичек». (Для опыта приготовить кашицу из КМпО 4 и Н 2 SO 4 (конц.). Эту кашицу поместить на плитку и на нее незаметно накапать спирта. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты и избыток спирта воспламеняется.)

2-химик: Я недавно прочел книгу о том, что раньше жили люди, которые пытались все металлы превратить в золото, а еще они пытались получить «эликсир жизни».

3-химик: Да, их называли алхимиками, они пытались получить «философский камень».

4-химик: А я недавно нашел рецепт получения «философского камня», хотите, прочту (разворачивает манускрипт и читает):

Чтобы сделать эликсир мудрецов называемый «философским камнем», возьми сын мой, свинец и накаливай его, пока он не превратится в «зеленого льва». После этого накаливай сильнее, и он превратится в «красного льва». Кипяти его на песчаной бане в кислом виноградном спирте, выпари продукт и получишь камедистое вещество, которое можно резать ножом. Положи его в замазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. «Кимварийские тени» покроют реторту своим «покрывалом», и ты найдешь внутри ее «истинного дракона», потому что он пожирает свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, очисти заботливо, и ты увидишь появление жгучей жидкости и человеческой крови».

1-химик: А знаете, я и сам могу получить этот удивительный эликсир.

Демонстрационный опыт: «Хамелеон». (В стакан налить раствор хромата калия, подкислив несколькими каплями серной кислоты. Помешивая раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.)

2-химик: Тоже мне чудо – эликсир, вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды.

Демонстрационный опыт: «Получение вина и молока». (Получение вина – взаимодействие фенолфталеина и щелочи; получение молока – взаимодействие серной кислоты и хлорида бария.

3-химик: Да, вода, действительно может вытворять различные чудеса, а слышали ли вы о том, что вода – может быть поджигателем.

Демонстрационный опыт: «Взаимодействие калия с водой».

Демонстрационный опыт: «Самовоспламеняющаяся жидкость». (В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КМпО 4 , а затем из пипетки на них накапать 3 – 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.)

Демонстрационный опыт: «Зажигание костра водой». (Измельчить йод в ступке, смешать 4 части йода с 1 частью порошка цинка. Хорошо перемешать, сделать горку и капнуть на эту горку несколько капель воды.)

Демонстрационный опыт: «Огненное облако» (Воспламенение парафина в воде)

4-химик: А вы когда-нибудь видели горящий снег? Вот смотрите:

Демонстрационный опыт: «Горящий снег». (В банку насыпать снега и уплотнить его. Затем в нем сделать углубление, в который поместить кусочек карбида кальция. Поднести к снегу зажженную спичку – снег начинает гореть.)

1-химик: Да, оказывается, все может гореть, но, однако не все может сгорать.

Демонстрационный опыт: «Несгораемый платок». (Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхнет, но платок не сгорает.)

2-химик: Вы слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.

Демонстрационный опыт: «Дым без огня». (Взаимодействие концентрированной соляной кислоты и аммиака.)

3-химик: Вот смотрю я на вас и думаю: если бы мы жили в алхимический период, то мы были бы великими волшебниками, и смогли бы при помощи этих опытов дурачить людей. Но более того, мы без труда смогли бы получить золото, даже не используя «философский камень».

Демонстрационный опыт: «Золотой нож». (Приготовить, очищенный наждачной бумагой железный нож. Этот нож опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож становится «золотым».)

4-химик: Вот, если бы я жил в алхимический период, я стал бы великим хирургом и проводил все операции совсем без боли.

Демонстрационный опыт: «Нанесение раны и ее исцеление». (Руку смочить раствором хлорида железа (III ). После этого какой-нибудь предмет (нож) смочить раствором роданистого калия и легко провести этим предметом по руке. Образуется кроваво-красный след.)

Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент! Нож подайте, ассистент!

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода

Но сейчас я вытру руку – от пореза – ни следа!

1-химик: А, вот если бы я жил в алхимический период – я бы был великим факиром; так как без труда могу проделывать различные фокусы.

Демонстрационный опыт: «Горение пороха». (Заранее приготовить порох: смесь 7 частей нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь выложить горкой и поджечь.)

Демонстрационный опыт: «Вулкан». (Разложение дихромата аммония)

Демонстрационный опыт: «Огненная метель». (В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложечку для сжигания поместить оксид хрома (III ), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется целый сноп искр.)

2-химик: Ну и на последок мы попробуем удивить вас этим:

Демонстрационный опыт: «Получение и взрыв гремучего газа». (Методом вытеснения воды в банку собрать 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Когда банка заполнится, смесь газов поджечь лучинкой.)

3-химик: Ну, что ж мы показали лишь некоторые химические чудеса. А закончить наш химический фейерверк хотим гимном химиков:

Нам суждено пролить все то, что льется.

Просыпать то, чего нельзя пролить!

Наш кабинет химическим зовется!

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам

И кто этим бромом подышет,

Тот рыжим становится сам!

4-химик: До новых встреч!

Номинация: Организация внеклассной работы

Работу выполнила: Кожура Екатерина Викторовна

КЦО (краевой центр образования) «Школа космонавтики»

Учитель химии, работаю по стандартной государственной программе и учебнику Ф.Г. Фельдмана, Г.Е. Рудзитиса.

Домашний адрес: 662973 г. Железногорск – 3, ул. Белорусская 49а кв. 42.

Адрес КЦО «Школа космонавтики»: 62990 г. Железногорск, ул. Красноярская 36.

Электронный адрес: root @ shk . krasnoyarsk . su

Телефон: в г. Железногорске 8 – (297) – 9 – 45 – 65.

Факс: 231 (20202) – 9 – 45 – 65.

Сценарий внеклассного мероприятия по химии

«Вечер на хуторе близ Диканьки»

(по мотивам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Этот химический вечер с постановкой многочисленных занимательных опытов проводится с целью закрепления знаний учащихся и привлечения их внимания к необходимости изучения химии – волшебной науки, объясняющей множество таинственных явлений.

Перед началом вечера зрители получают задание вести наблюдения за всем происходящим на сцене и делать необходимые пометки. Это даст возможность правильно ответить на вопросы учителя и тем самым помочь главному герою разобрать в увиденных во сне опытах.

Картина 1

(За столом сидит ученик, читает журнал «Химия и жизнь». Входит ученица.)

Ученица. Ну что, братец, все уроки выучил?

Ученик. Да не все ещё! Вот, зачитался. Химия – изумительная наука. Хочешь фокус покажу? (Берёт у ученицы носовой платок и проводит опыт «Несгораемый платок».)

Смачивает платок ацетоном. Затем берёт его пинцетом, поджигает и вращает. Ацетон сгорает, платок – нет.

Ученица. (забирает платок) Опыт конечно, интересный, но ты ещё по сочинению не подготовился. Вот я тебе книгу принесла. Повторяй!

Ученик. (открывает книгу) Так, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». (Читает)

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо, посвятить добрым людям и всему миру». (Зевает, засыпает) (Гаснет свет)

Картина 2

(Включают свет. Звучит музыка. На метле появляется Солоха.)

Солоха. Ох и холодно! Надо печку растопить. Но где же спички? Опять сынок Вакула забрал! Ладно, я и так могу огонь разжечь. (Колдует)

(Проводит опыт «Самовозгорание лучинок»)

Сложенные горкой лучинки смочены бензином. За лучинками стоит небольшая фарфоровая чаша, в которую помещено несколько кристалликов перманганата калия, смоченных концентрированной серной кислотой. В руке Солоха держит кусок ваты, смоченной спиртом, незаметно выжимает спирт (руку держит высоко!). Костёр загорается

Солоха. Ну, вот и теплее стало. Ох, скучно мне что-то. Приворотное зелье приготовить, что-ли? (Колдует) (Проводит опыт «Хамелеон»)

Наливает в пробирку 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10 %-ного раствора гидроксида калия. К смеси при помешивании добавляет 1-15 капель разбавленного раствора сульфита натрия до получения зелёной краски. При сильном размешивании зелёный раствор становится синим, а затем фиолетовым:

2KMnO 4 + 2KOH+Na 2 SO 3 =2K 2 MnO 4 +Na 2 SO 4 +H 2 O

Синяя окраска присуща малоустойчивому катиону 3- , который на воздухе окисляется фиолетово-малиного перманганата калия. На избытке сульфита натрия и недостатке гидроксида калия манганат не образуется!

Солоха. Ох, качественное зелье! Сейчас что будет!

Картина 3

(Из-за кулис появляется белый дым и выживает чёртик)

В широкий сосуд (блюдце, тарелку) наливаем немного концентрированной соляной кислоты столько же 25 %-ного раствора нашатырного спирта: NH 3 +HCl=NH 4 CL.

Появляется «дым без огня».

Чёртик. (поёт) Здравствуй, милая моя!

Ты меня заждалась!

Я с химическим букетом.

Что ж ты растерялась?

Цветы из плотной бумаги заранее смачивают раствором щелочи (бумага белая). В нужный момент обрызгивает их из пульверизатора фенолфталеином.Цветы окрашиваются в малиновый.

Чёртик. Ох, несравненная Солоха! Я так вас скучал! Вот, даже письмо вам написал. (Подаёт листок)

Солоха . Да тут же ничего не написано!

Чёртик. А вы над пламенем подержите, Солоха! Я и огонёк вам разожгу волшебной палочкой.

Стеклянную палочку смачивают в смеси карбоната калия и концентрированной серной кислоты и подносит к фитилю спиртовки. Он задымляется.

(Солоха держит бумагу над пламенем. На нём получается рисунок)

Заранее на бумаге разбавленной серной кислотой делают рисунок (например, пронзённое стрелой сердце) . При нагревании вода испаряется, и концентрированная серная кислота обугливает бумагу.

Чёртик. Ну, как вам моё письмо?

Солоха. Замечательно! Ой, а мне и угостить-то вас нечем. Одна водица холодная.

Чёртик. А вы поколдуйте, дорогая Солоха!

Солоха. Да и правда! (Колдует) Ну, вот вам и сок, дорогой гость!

В стакан наливают раствор щелочи, добавляют несколько капель фенолфталеина.

Чёртик. (делает вид, что пьёт). Ох, спасибо! Ну просто «инвайт» и «ЮПИ» в одном стакане! (Раздаётся стук в дверь)

Солоха. Ой! Неровен час – Вакула! Спрячься, спрячься скорее! (Прячет чертика в мешок)

Картина 4

(Входит Дьячок)

Дьячок. Добрый вечер, великолепная Солоха! Вот с тех пор как увидел вас давеча на ярмарке, так и забыть не могу, всё об вас думаю.

А что это у вас, дрожайшая Солоха? (Показывает на стакан с малиновой жидкостью)

Солоха. Да сок!

Дьячок. Не люблю я его, уж лучше водицы чистой попить!

Солоха. Да пожалуйста, Осип Никифорович! К раствору щелочи с фенолфталеином приливают кислоту. Малиновая окраска исчезает: NaOH+HCl=NaCl+H 2 O

Дьячок. Спасибо. А я бы, драгоценная Солоха, и от молочка не отказался.

Солоха. Нет ничего проще, дорогой гость!

К раствору хлорида бария приливают щелочь:

2NaOH+BaCl 2 =2NaCl+Ba(OH) 2

Дьячок. Вот уважили, милейшая Солоха! (Стук в дверь)

Ой, спрячьте меня скорей! Я ни за что на свете не хочу показываться на глаза Вакуле.

Картина 5

(Входит Вакула)

Вакула. Что так долго не открывали, мама?

Солоха. Да я тут немножко заколдовалась. Вот, смотри, золотишко получилось! (Загораживает мешки юбкой.)

К 20 мл 0,5 н. раствора нитрата свинца приливают 40 мл 0,5 н. раствора иодида калия. В осадок выпадают кристаллы иодида свинца:

Pb(NO 3) 2 +2Kl=Pbl 2 +2KNO 3

Вакула. Золотишко, оно, конечно, хорошо! Да зачем тут лежат эти мешки? Давно пора всякую дрянь из хаты выбросить! (Подходит к мешкам и вытаскивает дьяка за чуб, а чёртика за хвост.) Это ещё что такое? (С криками все разбегаются в разные стороны. Чёртик колдует у стола.)

На керамическую плитку заранее горкой насыпают дихромат аммония. Его зажигают с помощью длинной лучины:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 =Cr 2 O 3 +4H 2 O+N 2

Картина 6

(Включает свет, входит ученица. Она подходит к спящему у стола ученика.)

Ученица. Вставай, соня! Так-то ты к сочинению готовишься?

Ученик . (просыпаясь) Так это мне всё приснилось? Ох и замечательный сон! Только я не всё там понял. Может, ребят помогут разобраться?

Учитель проводит со зрителями беседу по следующим вопросам:

    Почему не сгорел платок в первом опыте?

    В чём секрет «волшебной палочки» и «самовозгорания лучинок»?

    Из каких веществ Солоха готовит «приворотное зелье»?

    Как получить «дым без огня»?

    Почему белые цветы стали малиновыми, а «вода» превратилась в «сок»

    Как Солохе удалось превратить «сок» в «воду», а «воду» в «молоко»?

    Каким реактивом сделана невидимая надпись, и почему она стала видимой при нагревании?

    С помощью какого реактива удалось провести опыт «Извержение вулкана»?

    Во время обсуждения учащиеся записывают на доске уравнения предполагаемых реакций. Наиболее активные участники вечера получают отметки, которые выставляются в журнал.

В стране неорганических веществ

Внеклассное мероприятие
в рамках предметной недели естественных наук

Пояснительная записка

Описанное ниже внеклассное мероприятие по химии для 8-го класса проводится в рамках внутришкольной недели естественных наук. В организационном плане оно состоит из двух частей: часть 1 – театрализованные химические миниатюры, подготовленные и сыгранные учащимися 9-го класса; часть 2 – химические конкурсы для двух команд учащихся 8-го класса.

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Основные классы неорганических веществ»; развивать интерес школьников к предмету «Химия», эрудицию, умение логически рассуждать и высказывать свои мысли; воспитывать потребности в знаниях о тех веществах, с которыми человек соприкасается в быту; формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества и взаимопомощи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Химические миниатюры

Ведущий. В некотором царстве, в тридевятом Химическом государстве жил-был царь, великий химический государь. И правил он царством неорганических веществ. Познакомимся с жителями этой удивительной страны. Вон там, на скамеечке, встретились две сестры, и, кажется, у них что-то случилось.

Сценка класса кислот

(Две девочки-кислоты в шапочках с написанными на них формулами кислот Н 2 SО 4 и НNO 3 .)

Кислота H 2 SO 4 . Здравствуй, сестра!

Кислота HNO 3 . Здравствуй, родная! Что-то ты неважно выглядишь. Расскажи, что у тебя случилось .

Кислота H 2 SO 4 . Ты и не представляешь, как я устала, вся из сил выбилась. Ты разве ничего не слыхала? К нам в царство приехали добры молодцы: такие красивые, такие блестящие металлы.

Кислота HNO 3 . Ах, да! Я их видела краем глаза. Такой егоза Na, легкий Аl и такой крутой молодец Fе.

Кислота H 2 SO 4 . Да, но не о них речь. С ними у меня хорошие отношения, без всяких проблем. Меня интересуют другие: такие блестящие, такие дорогие, прямо никак к ним не подобраться.

Кислота HNO 3 . Ах, да! Припоминаю. Видела я тут двух франтов: Аg и Аu, кажется. Ну и какие проблемы, милая сестра?

Кислота H 2 SO 4 . Да вот никак не могу с ними договориться. Хоть плачь!

Кислота HNO 3 . Что ты, дорогая. Плакать нам никак нельзя, а то слабыми станем. Хотя ко мне это не относится. Я сильна, я прекрасна, я просто обворожительна! Я этих молодцев быстро в оборот возьму. Недаром я зовусь Азотной.

Кислота H 2 SO 4 . Уж больно ты высокого мнения о себе. Я не хуже тебя, все металлы от меня без ума. Вот только эти двое никак не поддаются. Ну да ладно, найду я на них управу!

Ведущий. Ах вот что у них случилось! Ребята, кто может пояснить, в чем дело? Почему у серной кислоты такие проблемы с Аg и Аu? (За правильный ответ выдается талончик с химическим знаком.)

Сценка класса оснований

Ведущий. А в это время в парке спрятались еще два жителя Химического царства. Давайте послушаем, о чем они шепчутся.

Гидроксид NaOH. Ох, не знал, что здесь эти дамы находятся. Ни за что бы не пошел гулять с тобой!

Гидроксид Fе(ОН) 3 . Да ладно, не трусь! Ты ведь такой едкий, брат, с любым справишься!

Гидроксид NaОН. Что верно, то верно, но кислоты терпеть не могу! Особенно эти две, хорошо хоть третьей – Cолянки – с ними нет. А то бы точно что-нибудь непоправимое случилось.

Гидроксид Fе(ОН) 3 . Ха-ха! Припоминаю! Ну и закрутили вы дело в прошлом году. Такую нейтрализацию провели.

Гидроксид NaОН. Ох и не говори, брат! Столько солей наполучали – девать некуда.

Ведущий. Ребята! О какой такой нейтрализации говорили эти двое молодых людей? Кто они такие эти гидроксиды NaOH и Fe(OH) 3 ? Чем различаются? О какой Солянке они говорили?

(За каждый правильный ответ – талончик.)

Сценка класса солей

Ведущий. А вот и продукты реакции нейтрализации. Ах, как приятно смотреть на эти создания! Наверное, это самые безобидные вещества. К какому классу веществ их следует отнести? Кто может их назвать? (За правильный ответ – талончик.)

Давайте послушаем, о чем говорят эти соли.

Соль CaCO 3 . Я среди вас самая главная и важная. Без меня не может обойтись ни один школьник .

Соль KNO 3 . Ну ты и задавака, Мелок! Подумаешь, на доске можно писать. Можно в тетради ручкой писать и карандашом. А вот я очень нужна человеку! Без меня ни один огородник не вырастит большого урожая. Ведь я знаю, как ребята любят морковку, помидорчики и огурчики.

Соль NaHCO 3 . Ну и хвастунья ты, Cелитрочка! Ведь ты можешь и вред людям нанести.

Соль KNO 3 . Ну, в этом не я виновата, а сам человек, если он будет бездумно пользоваться минеральными удобрениями. А ты, сода, чего отмалчиваешься?

Соль NaHCO 3 . А чего хвастаться? Мною в больших количествах человек не пользуется. Но даже без малого количества соды пышных оладушек мама не испечет. Да и печенье не будет печеньем, а торт тортом без соды. Еще я могу помогать чистить посуду, и тогда чашки и тарелки будут просто блестеть. Так что любой хозяйке я – пищевая сода – просто необходима.

Сценка класса оксидов

Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, какие важные разговоры ведут соли. И действительно, в жизни человека они находят разнообразное применение. Ну что же, со всеми жителями Страны неорганических веществ мы познакомились. А теперь…

(Выбегают оксиды Na 2 O и SО 3 .)

Оксиды (вместе). Эй, эй! Про нас-то забыли! Мы ведь тоже жители Химического государства .

Мы дружная семейка,
Оксиды нас зовут.
Наш папа Оксигениум,
По-русски – Кислород.

Оксид SO 3 . Ребята, а вы знаете, почему наш папа О 2 ?

Оксид Na 2 O. Ну и хвастуны здесь перед нами выступали. Ха-ха!

Оксид SO 3 . Ох и не говори. Уж очень соли хвастались: и Мелок, и Сода. Что ты, что ты, жить без них нельзя…

Оксид Na 2 O. А основания-то с кислотами, просто стыдно слушать. Ну что они без нас? Да ничто!

Оксид SO 3 . Без меня никакой серной кислоты не получится.

Оксид Na 2 O. А без меня щелочь не образуется.

Оксиды SO 3 и Na 2 O (вместе). Если мы вместе соединимся, то и соль можем образовать.

Ведущий. Ребята, догадались какую? Ну-ка, кто смекалистый? (За правильный ответ – талончик.) Теперь со всеми жителями Химического государства мы познакомились. Подведем итоги: кто лучше справился с вопросами, которые были заданы во время представления. Посчитайте свои талончики, у кого больше, тот получает приз .

Химические конкурсы

Командный конкурс «Химический поезд»

На доске для двух команд нарисованы по четыре вагона: «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания». На столе лежат карточки с формулами веществ для двух команд. Какая из команд быстрее заполнит вагоны пассажирами, та и победит.

Конкурс «Волшебные элементы»

Даны элементы: Ва, S, Р, О, Н, Аg, N, Аl. Какая из команд за 2 мин составит больше химических формул и даст названия полученным веществам, та и побеждает.

Конкурс «Гонки по вертикали»

Чтобы выиграть в конкурсе, надо без подсказок или с минимальным их числом ответить на все вопросы.

В о п р о с ы д л я 1-й к о м а н д ы

1. Вещество, которое состоит из кислорода и какого-либо другого элемента.

(Оксид.)

2. Это сложное вещество. Если оно растворяется в воде, то называется щелочью. Назовите класс таких веществ.

(Основания.)

3. В ней лакмус краснеет.

(Кислота.)

4. Другое название хлороводородной кислоты.

(Соляная.)

(Азот.)

6. Формула Fe(OH) 3 принадлежит веществу …

(Гидроксид железа(III) .)

В о п р о с ы д л я 2-й к о м а н д ы

1. В ее растворе лакмус синеет.

(Щелочь.)

2. В этом веществе есть гидроксильная группа.

(Основание.)

3. Вещество с формулой MgCO 3 – это … .

(Карбонат магния.)

4. Эти вещества получают реакцией окисления простых веществ.

(Оксиды.)

5. Этот газ входит в состав воздуха, он поддерживает горение и дыхание.

(Кислород.)

6. В реакции этой кислоты с металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода, не выделяется водород, а выделяются другие газы.

(Азотная кислота.)

Подведение итогов конкурсов и урока в целом.

Цель мероприятия:

Повысить интерес к предмету и мотивацию учащихся к учению, продолжить развивать способности работать в команде.

Задачи:

Активизировать и расширить субъективный опыт учащихся;

Мотивировать учащихся на успех;

— сформировать умения и навыки общенаучного, общеинтеллектуального характера;

— воспитывать устойчивый интерес к химии, положительное отношение к знаниям

Оборудование: интерактивная доска, кроссворды, черная шляпа.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня встречаются команды с 8-го класса. Слово командам для представления: названия девиза, приветствия соперников, жюри.

Правила техники безопасности.(слайды 1−10)

Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. В химической лаборатории и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из вас должен знать правила поведения в химическом кабинете.

Перед вами рисунок, на котором нарисовано Правило техники безопасности. Вам надо рассказать о каком правиле идёт речь на рисунке. За правильно отгаданное правило команда получает 1 балл. Время на обдумывание 1 мин.

Каждая команда за 1 мин отвечает на вопросы, за каждый правильный ответ 10 баллов.

1.То, из чего состоят физические тела. (Вещества).

2.Химические явления. (Химические реакции).

3.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. (Молекула).

4.Определенный вид атомов. (Атом).

5.Наиболее частая степень окисления водорода в соединениях. («+1″).

6.Условная запись вещества с помощью знаков и индексов. (Химическая формула).

8.Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки веществ с немолекулярным строением? (Атомы, ионы).

9.Запись химических реакций с помощью химических знаков и формул. (Химическое уравнение).

10.Реакция, при которой из одного сложного вещества получается несколько более простых веществ. (Реакции разложения).

11.Единица измерения количества вещества. (Моль).

12.Масса одного моля вещества. (Молярная масса).

13.Реакция, при которой из двух или более веществ образуется одно сложное. (Реакции соединения).

14.Назовите вещество Na2SO4. (Сульфат натрия).

15.Формула поваренной соли. (NaCl).

16.Наука о веществах и их превращениях. (Химия).

17.Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой. (Свойства).

18.Разделение смесей с помощью фильтра. (Фильтрование).

19.Мельчайшая химически неделимая частица. (Атомы).

20.Вещества, образованные атомами одного вида (Простые).

II тур. Отгадай загадку.

Хватит ли вам знаний и смекалки узнать вещества и элементы по описанию их свойств?

За каждую загадку команда получает по 5 баллов

Он повсюду и везде:

В камне, воздухе, воде,

Он и в утренней росе,

И в небесной голубизне.

(Кислород)

Нитрокраска, нитролак,

Нашатырь и аммиак,

Воздух, нитроглицерин,

И капрон, и анилин —

Все содержит «нитроген».

Кто же он, вернее «эн»?

(Азот)

Я — металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер — переходный.

(Алюминий)

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете.

Превращаясь в легкий гелий,

Зажигаю Солнце в небе.

(Водород

Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша!

(Медь)

Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил!

(Магний)

Нрав у газа, ох, непрост!

Много жизней он унес,

А сейчас нам помогает,

От микробов защищает.

(Хлор)

Чаще черный я по цвету,

Могу и быть прозрачным.

Мною пишут и рисуют

Бываю я и мрачным.

(Углерод )

III тур. Что исчезло?

Учитель: На столе разложена химическая посуда. Игроку предлагается в течение 5 секунд запоминать лежащие перед ним предметы и отвернуться. Ведущий быстро меняет предметы местами, убирая при этом один из них. Игрок поворачивается вновь к столу и отгадывает, что с него исчезло. Я приглашаю по одному участнику из каждой команды. Такое задание проводится для каждого игрока от каждой команды. За правильно выполненное задание каждой команде по 5 балов.

IV тур. Полиглот.

Казахская пословица гласит: «Человек, знающий семь языков, заботится о судьбе семи народов». Вы знаете, что символы химических элементов происходят от латинских названий. Поэтому необходимо знать не только русские и казахские названия элементов.

Задание: Учитель называет химический элемент на русском языке, а участники конкурса на казахском языке и на латинском.

На русском языке

На казахском языке

На латинском языке

кислород

V тур. Химический кроссворд.

По горизонтали.

1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.

4. Это вставляют в воронку при фильтровании.

5. Неметалл, твердый, желтого цвета.

8. Инертный газ.

9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).

По вертикали.

2. Количество вещества.

3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.

6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».

7. Составная часть воздуха.

Ответы на кроссворд.

По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.

По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.

VI тур. Вопросы из «черной шляпы».

Ведущий предлагает представителям команд поочередно тянуть вопросы из черной шляпы, за каждый правильный ответ 5 баллов.

2.В атмосфере этого газа каучук становится хрупким, а красители воспламеняются, обесцвечиваются, название этого газа в переводе с греческого — «пахнущий». (Озон).

3.Один учащийся утверждает: «Сера в воде тонет, ведь ее плотность равна 2.» А второй возражает: «Нет, сера в воде не тонет». Кто из них прав? (Оба, кусочки тонут, а порошок всплывет).

4.С помощью этого вещества можно распознать серную кислоту и ее солей. (Хлорид бария).

5.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя в действительности не существовал? (Философский камень).

6.Говорят, что этот галоген французскому ученому Бернарду Куртуа помог открыть «четвероногий» соавтор. Назовите этот элемент и соавтора открытия. (Йод, кот).

Итог мероприятия: Награждение.

В качестве призов связки сушек капитанам команд, лучшим игрокам блокноты с ручками.

Учитель:

Но вот и закончился конкурс, определился победитель. Вершины науки покоряются только смелым и настойчивым людям. У вас ещё впереди много открытий. Каждый может сделать для себя вывод, а кого-то ждут новые непокорённые высоты. Любите химию, эту чудесную, неповторимую науку! Дерзайте!

  • Место проведения: спортивный зал школы. Цели и задачи. Воспитывать любовь к физической культуре…
  • Это универсальная программа, которую можно провести на любом мероприятии, будь то свадьба или…
  • УЧИТЕЛЯМ БИОЛОГИИ

    Учитель! Чтоб без нервов жить,
    Смотря на детские проказы,
    С тоскою можешь ты не быть,
    Но с юмором ты быть обязан.

    (Е. Запяткин)

    У каждой учительницы биологии свой скелет в шкафу.

    Сбылась мечта учителя биологии: он вырастил в своём огороде лес рук.

    Учительница биологии была задержана за распространение гербария.

    Тетрадь - это сложный многоклеточный организм...

    Для любимого учителя биологии дети приготовили большую бабочку в собственном сАчке.

    В школе им. Павлова после звонка у детей выделяется слюна.

    В спорах рождается не только истина, но и грибы.

    В мухе цеце в два раза больше витамина С, чем в обычной мухе.

    Учителя биологии задушила жаба.

    Учитель биологии держит своих учеников в ежовых рукавицах.

    Береги деревья: на них жили наши предки!

    В зоомагазин срочно требуется самка продавца.

    Учительница биологии на уроке:

    Петров! У тебя только одно положительное качество – резус-фактор.

    На уроке биологии:

    Иванов! Кора головного мозга тебе досталась от дуба!

    Чем меньше у человека мозг, тем больше в нём помещается дурацких мыслей.

    На уроке биологии:

    Носорог очень плохо видит.

    Ну, при его то весе это уже не его проблемы.

    Ответ на уроке биологии.
    - Чтобы узнать, съедобный гриб или нет, в лес нужно ходить вдвоём!

    Закончился урок биологии. Ученик кричит вдогонку уходящему учителю:

    Иван Иванович! Вы свой скелет забыли!

    Запись в школьном дневнике Дарьи Донцовой: "Подготовила доклад по биологии. Читаю уже третью неделю. Надеюсь, убийца - не зебра".

    Вегетарианцы не едят животных, они их объедают.

    Примета. Если ласточки летают совсем низко - это мыши.

    По мнению крысы, человек - это жестокое, тупое и упрямое существо.

    Знайте, что, каждый раз тыкая в клавишу мобильного телефона, вы давите насмерть не менее 1000 микробов. Будьте милосердны - уберите пальцы с кнопок!

    КОСИНУС - уборочная страда.

    ЗАМОРИТЬ ЧЕРВЯЧКА - опрыскать сад инсектицидами.

    Покладистое животное – осёл (верблюд) с поклажей.

    Учитель-рыболов поймал маленького сома, полюбовался им, и, бросив его обратно в реку, сказал:
    - Отправляйся домой и завтра приходи с родителями!

    Марь Иванна! Вот это – подмышка. А где подкошка?

    Двое школьников разговаривают:
    - Только что мы писали контрольную по анатомии. Санька получил двойку.
    - За что?
    - За шпаргалку. Учительница подловила его, когда он считал у себя рёбра.

    Если на ногах ногти, тогда на руках должны быть рукти, а у животных вообще лапти.

    Биологи нашей школы советуют ученикам драться только в зарослях подорожника.

    В зоопарке:
    - Справа вы видите самца гориллы, слева вверху– самку гориллы.
    - Понятно. А где сама горилла?

    В зоопарке учительница биологии детям:

    Ребята! Не трогайте льва! У него могут быть блохи.

    В джунглях обнаружен продвинутый хамелеон - 40 тысяч цветов и полифония.

    Пингвин – это просто объевшаяся ласточка.

    Мышь – это животное, путь которого усеян упавшими в обморок женщинами.

    Труд сделал из обезьяны человека, а из лошади – транспорт. Тут уж как повезёт.

    Если понаблюдать за обезьяной, возникает подозрение, что она знает как стать человеком, но не хочет этого делать...

    Тигр на самом деле – это штрихкот!

    Микробы медленно ползали по телу Левши, с трудом волоча за собой подковы.

    Красная книга - это список дефицитных животных.

    В Московском зоопарке леопард Сеня сошёл с ума, пытаясь съесть газель. Водитель успел выпрыгнуть.

    Объявление.
    Приходите к нам на самое экстремальное шоу в мире – «День открытых дверей». Городской зоопарк.

    Утка – это птица, которая ходит так, словно весь день каталась на лошади.

    Кенгуру-папа:

    Дорогая, а не завести ли нам ещё одного ребёнка?

    Кенгуру-мама:

    Ты забываешь, что иметь больше двух детей нам просто не по карману!

    Папа-бобёр пошёл на охоту и поймал в реке табуретку. Вся семья собралась вечером на торжественный ужин. Сидят за столом, салфетки повязали, табуретка на столе. И самый маленький бобёр говорит: «Папа! А можно мне ножку?»

    Вы слыхали, как поют дрозды? А как лают собаки? Орут коты? Прекрасная квартира на первом этаже около птичьего рынка специально для вас!

    А вы знаете, почему маленькие собачки такие злые? Потому что они концентрированные.

    Генетики пришли к выводу, что совесть у человека находилась в хвосте.

    У меня на биологию аллергия. У меня от неё по всему дневнику двойки.

    Урок зоологии.

    Вовочка, как называются существа, которые могут жить и в воде, и на суше?

    Матросы!

    Новости экологии. Активисты партии «зелёных» взяли за жабры директора химкомбината.

    Школьные новости. Когда на уроке биологии учительница рассказывала про пестики и тычинки все с интересом слушали, и только двоечница Лена скучала.

    В детстве Дима очень не любил птичек, поэтому дырочки на скворечнике он рисовал черной краской.

    Хомяк Володя родился, прожил всю жизнь и умер в кабинете биологии! Вот что значит урок на всю жизнь.

    Почему, если даже ты совсем не разбираешься в растениях, но рубишь в математик е, физике, информатике , то ты по-любому – ботаник?

    Человек на 70% состоит из воды, а огурец – на 90%. Несложными математическими вычислениями можно подсчитать, что человек – на 50% огурец.

    Меняю комнатную собачку на двухкомнатную.

    Отдам кактус в добрые руки, приучен к горшку.

    Слон состоит из хобота, бивней, ушей и бегемота.

    Дети - цветы жизни, поэтому им для нормального роста нужны земля и грязь.

    Чистые дети - хорошо, а здоровые - лучше!

    Почему у бегемота ступни круглые?
    - Это чтобы браконьер не смог определить, в какую сторону они упрыгали.

    Учёными открыт новый вид рыб – рыба-сволочь. Не ловится, и всё тут…

    Открытие на лабораторке по биологии .
    Внутри беляша было обнаружено мясо. Отсюда вывод: беляш – хищник.

    А я берёзку недавно посадил. Теперь откармливаю её на дрова.



    Налоги и платежи