Организация проектной деятельности доу фгос. Проекты в детском саду по фгос

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.
  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании», Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно – познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, в данном случае дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.

Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка. Метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

И так, прежде чем перейти к основным этапам метода проектов в деятельности педагога ДОУ, необходимо рассмотреть подготовительную работу, где педагог определяет проблему, тематику, осуществляет тематическое планирование по выбранной проблеме на определенный срок (неделю, месяц), в котором должны быть учтены все виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – практическая и другие.

К этапам метода проекта относятся такие как: целеполагание, разработка плана действий, работа над проектом, презентация проекта.

    Этап разработки проекта (целеполагание), где воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

    Этап разработки плана действий по достижению цели, где в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы, а старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности. В результате в конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план.

    Этап работы над проектом (практическая часть), где дети самостоятельно и/или совместно с взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели.

    Презентация проекта (подведение итогов), где работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, газеты и другое. Педагог совместно с детьми проводит рефлексивный момент по итогам работы, а так же определяет задачи для новых проектов.

Отметим, что реализация проектной деятельности в ДОУ осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста решает ряд важных задач:

    обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

    развитие познавательных способностей;

    развитие творческого воображения;

    развитие творческого мышления;

    развитие коммуникативных навыков.

Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом дошкольного учреждения в работе с детьми. В практике наиболее используются следующие виды проектов:

    исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна;

    ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы);

    информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.);

    творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «театральная неделя»).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона, может быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации).

Е.Евдокимова выделяет 3 уровня развития проектной деятельности

    Подражательно – исполнительский (3,5 – 5 лет), который характеризуется отсутствием у ребенка жизненно опыта, недостаточным уровнем развития интеллектуально – творческих способностей, не позволяет в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и решении. Также для данного уровня характерна активная роль взрослого, ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности). Ребенка увлекает процесс совместной деятельности с взрослым. Малыша привлекают к участию в планировании деятельности, реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживания результата. Первые попытки самостоятельно решить проблему нужно поощрять.

    Развивающий (5 – 6 лет), подразумевает накопление некого социального опыта: опыт общения со сверстниками, разнообразной совместной деятельности; развивается самостоятельность, произвольность, самоконтроль, самооценка, дошкольники способны адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Принимают проблему, уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности, самостоятельно находят проблему, которая может стать отправной точкой проекта. Помощь взрослого незначительна, дифференцирована.

    Творческий (6 – 7 лет), на котором интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, действенно – практическая. Роль взрослого – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности. Выбрать способы работы над проектом и организовать ее, определить перспективы развития.

Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний день является актуальным вопросом. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.

Библиографический список:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E5%EA%F2

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

3. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus («брошенный вперед»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Метод проектов в ДОУ «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л. Н. Толстой Воспитатель Липагина Наталья Викторовна Феодосия 2016г.

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

1 . На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие. План работы воспитателя по подготовке проекта

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам: По тематике Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год). Классификация проектов

Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационные Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). Виды проектов в ДОУ:

Задачи развития детей в проектной деятельности. В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; - развитие познавательных способностей; - развитие творческого воображения; - развитие творческого мышления; - развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

1 . Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. 2 . Данюкова А. А вы любите проекты? //Обруч. - 2001. - №4 . 3 . Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3 . 4 . Комратова Н. Г. Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1 . 5 . Комратова Н. Г. Проектная деятельность: культура и экология // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2 . 6 . Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). 7 . Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. 8 . Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Ольга Кнутова

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности . Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов .

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слово «проект » происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед» , выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования» .

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов .

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность » , так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении . Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов . Знания, полученные в процессе одного опыта , развивали и обогащали последующий опыт .

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность , как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа , имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема , для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами .

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников :

Индивидуальные;

Групповые.

По продолжительности :

Краткосрочные (1-4 недели) ;

Среднесрочные (1-3 месяца) ;

Долгосрочные (полугодие, учебный год) .

Монопроекты (ода образовательная область) ;

Интегративные (две и более образовательные области) .

По доминирующему виду проектной деятельности ;

Информационные;

Исследовательские;

Творческие;

Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

Совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

Использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

Сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей , составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

Оформление результата деятельности в виде праздников , театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Досуговые :

Спортивные и развлекательные мероприятия.

Комплексные :

Смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности .

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели ).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта .

4. Подведение итогов : Определение задач для новых проектов .

5. Презентация : Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности .

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами , я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка :

Творческое начало, воображение, изобретательность;

Способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

Способность ставить проблемы и находить их решение;

Неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику : мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта , расширения возможностей реализации проекта . Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах , которые были проведены в нашей группе.

Наиболее интересным из последних проектов я считаю краткосрочный проект «Азбука доброты» .

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) .

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность :

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает , что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

Узнать значение слова «доброта» (с помощью взрослых, просмотреть значение слова в

справочниках);

Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту) ;

Развивать представление о добре и зле;

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

В процессе проекта , выявить основные правила доброты;

Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту, уважение, милосердие;

Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

Предполагаемые результаты :

Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

Снижение детской конфликтности , налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

Уважительно относятся к людям пожилого возраста;

Бережно относятся к живой и неживой природе;

Могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

Провести родительское собрание на тему :

«Семья» . Предложить родителям совместно с детьми придумать и сделать герб своей семьи. Дать объяснение символике.

Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

Провести беседу с родителями на тему «Добрый поступок моей семьи» . Дать задание вспомнить, обсудить с детьми и вместе написать краткий рассказ на заданную тему.

Правила доброты :

Помогайте маме нести тяжелую сумку;

Защищайте девочек и маленьких детей;

Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

Старайтесь во всем помочь ближнему;

Помогайте слабым, больным;

Учитесь добру у других;

Уступайте место в автобусе пожилым людям;

Будьте добрыми и милосердными людьми;

Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

Познавательное развитие :

Беседы :

- «Что значит быть добрым?» , «Беседа о добрых делах и поступках» , «Давайте никогда не ссориться!» , «Как мы можем позаботиться о старших?» , «Как помочь птицам зимой?» .

Просмотр мультфильмов :

- «Добро пожаловать» , «Как ослик счастье искал» , «Кошкин дом» .

Дидактические игры :

- «Хорошо – плохо» , «Оцени поступок» .

Дидактические упражнения :

- «Если кто-то заболел» , «Подари улыбку» .

Социально-коммуникативное развитие :

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» .

Ситуативный разговор «Мы любим делиться» , «Мы – защитники малышей» ;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» , кукольный театр «Заюшкина избушка» ;

- С. р. игры : «Семья» , «К нам пришли гости» ;

Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

ИОС «Вручи подарок» ;

Д. и. «Волшебная шляпа» ;

Ремонт книг «Книжкина больничка» ;

Дежурство по столовой (взаимопомощь) ;

Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

Речевое развитие :

- Речевые игры : «Мост дружбы» , «Добрые и вежливые слова» , «Добрые приветствия» , «Душевный разговор» ;

Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

Чтение художественной литературы :

М. Пляцковский «Урок дружбы» , «Настоящий друг» ; Э. Шим «Брат и младшая сестра» , «Умей обождать» ; Я. Аким «Жадина» ; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ; Е. Серов «Добрый великан» ; Н. Осеева «Плохо» , «Добрые слова» ; Т. Пономарева «Хитрое яблоко» ; Н. Юсупов «Простите» ; Е. Благинина «Подарок» .

- Стихи для заучивания :

Е. Алябьева «Добрым быть приятно» , А. Яшин «Покормите птиц зимой» .

Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

Физическое развитие :

Подвижные игры :

- «Веселые Смешарики» , «Ловишки» . «Веселые старты» ;

Пальчиковые игры :

- «Дружные ребята» . «В гости» .

Художественно-эстетическое развитие :

Прослушивание песен о дружбе, друге : «Улыбка» , «Есть у солнышка дружок» ;

- «Новогодняя открытка для дедушек и бабушек дома престарелых» ;

- «Нарисуй улыбку» ;

Изготовление эко кормушек.

Изготовление плаката «Наши добрые дела» .

Этот проект заинтересовал , как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе .

Иногда, для большей заинтересованности детей к проекту , я привлекала не только родителей, но и людей со стороны, которые могли в наибольшей мере раскрыть ту или иную тему. Так в проекте «Правила дорожной безопасности» на родительском собрании выступил инспектор ПДД. А игры по ПДД провел майор нашей ракетной дивизии. Родители и дети были очень заинтересованы.



А это приглашенный ансамбль к проекту «Народные праздники» . Дети по настоящему были вовлечены в ауру народных праздников, водили хороводы, слушали народные песни, играли в игры давно минувших лет, смогли рассмотреть такие музыкальные инструменты, как гусли и домра.

Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности . Исследовательский проект , как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта , то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта .

Третий этап – презентация проекта . Он имеет большую значимость для социального развития ребенка : рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается . Можно организовать выставку проектов ; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами .

Примером исследовательского проекта хочу представить проект своего воспитанника Саргана Саши на тему «Почему нельзя есть много конфет?»

Результаты работы показывают , что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности .



Налоги и платежи