Договор транспортной экспедиции пример из жизни. Особенности исполнения договора транспортной экспедиции. Срок действия договора

г. _____________ "__" ________ ____ г.

В лице _______________, действующ___ на основании _________________, именуем___ в дальнейшем "Экспедитор", с одной стороны, и _________________, в лице ____________, действующ___ на основании ________, именуем__ в дальнейшем "Клиент", с другой стороны, именуемые вместе "Стороны", а по отдельности "Сторона", заключили настоящий договор (далее - Договор) о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По Договору Клиент заказывает и обязуется оплатить, а Экспедитор за вознаграждение и за счет Клиента обязуется выполнить или организовать выполнение определенных Договором транспортных услуг, связанных с перевозкой грузов (выбрать нужное)

В городском сообщении на территории г. ______________.

В междугородном сообщении на территории Российской Федерации.

В международном сообщении.

1.2. Экспедитор в течение срока действия Договора обязуется осуществлять следующие транспортно-экспедиционные услуги (выбрать нужное):

Организовывает перевозку грузов по территории РФ в пункт назначения, указанный Клиентом (выбрать нужное),

Транспортом и по маршруту, выбранному Экспедитором.

Транспортом и по маршруту, выбранному Клиентом.

Заключает договор перевозки груза (выбрать нужное)

От имени Экспедитора.

От имени Клиента.

Обеспечивает отправку и/или получение груза.

Обеспечивает погрузку и/или выгрузку груза на всем пути его следования.

Обеспечивает доставку груза до/от склада Экспедитора.

Обеспечивает передачу груза в пункте назначения Клиенту или уполномоченному им лицу - Грузополучателю.

Проверяет количество и состояние груза.

Получает необходимые для импорта/экспорта документы.

Выполняет таможенное оформление груза.

Уплачивает таможенные пошлины, сборы и другие расходы, возлагаемые на Клиента, связанные со следованием груза.

Обеспечивает хранение груза.

Обеспечивает страхование груза.

Обеспечивает дополнительную упаковку груза.

Оказывает иные услуги, заказанные в рамках Договора.

2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

2.1. Основанием для оказания услуг является Поручение экспедитору, принятое к исполнению Экспедитором. Поручение экспедитору является неотъемлемой частью Договора.

2.2. Поручение экспедитору подается не позднее чем за ___ (________) календарных дней до даты передачи груза Экспедитору.

2.3. Если груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке, что при перевозке может привести к его утрате, порче или повреждению, Экспедитор (выбрать нужное)

Не принимает груз к перевозке.

Доупаковывает или переупаковывает груз в надлежащую тару или упаковку за счет Клиента.

2.4. Привлечение третьих лиц к исполнению обязанностей в соответствии с Договором (выбрать нужное)

Возможно с предварительного письменного согласия Клиента.

Возможно без каких-либо ограничений.

Невозможно.

2.5. Возложение обязанностей на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение Договора.

2.6. Экспедитор обязан (выбрать нужное)

Предоставлять информацию о процессе перевозки груза.

Заключать от имени Клиента договор страхования груза в страховой компании по выбору (выбрать нужное)

Экспедитора.

Клиента.

Запрашивать разрешение на отступление от указаний Клиента по телефону или электронной почте и уведомлять о таких отступлениях в течение суток, если ответ Клиента на запрос не получен в течение суток.

2.7. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз (выбрать нужное)

До момента уплаты Клиентом вознаграждения и возмещения понесенных в интересах Клиента расходов.

До момента предоставления Клиентом надлежащего обеспечения исполнения обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных в интересах Клиента расходов.

2.8. Клиент обязан

Предоставить Экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, иную информацию и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов контроля (выбрать нужное),

В момент передачи груза Экспедитору.

Не позднее чем через _____ (____________) календарных дней после передачи груза Экспедитору.

Выдать Экспедитору доверенность на осуществление действий и совершение сделок от имени Клиента.

3. СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Размер оплаты за транспортно-экспедиционные услуги и иных причитающихся Экспедитору сумм, связанных с транспортно-экспедиционными операциями, устанавливается Экспедитором самостоятельно (выбрать нужное):

Тарифы, ставки и иные сборы размещены на сайте Экспедитора_______________.

Тарифы, ставки и иные сборы указаны в приложении к Договору.

3.2. Об изменении тарифов, ставок и сборов

Экспедитор уведомляет Клиента письменно не позднее чем за ____ (_____) рабочих дней до введения изменений.

Клиент узнает самостоятельно путем отслеживания изменений на сайте Экспедитора.

3.3. Расходы Экспедитора, связанные с осуществлением транспортно-экспедиционных услуг (выбрать нужное),

Полностью включены в тарифы, ставки и иные сборы Экспедитора и его вознаграждение.

Включены в тарифы, ставки и иные сборы Экспедитора и его вознаграждение, за исключением расходов Экспедитора, подлежащих возмещению за счет Клиента: __________________________ (указываются расходы, подлежащие возмещению за счет Клиента. Если п. 2.3 предусмотрено, что Экспедитор доупаковывает или переупаковывает груз в надлежащую тару или упаковку за счет Клиента, то также указываются расходы "на дополнительную упаковку или переупаковку груза в надлежащую тару или упаковку, в случае если груз предъявлен Экспедитору в ненадлежащей таре или упаковке, которая при перевозке может привести к его утрате, порче или повреждению"). По исполнению Договора Экспедитор представляет Клиенту Отчет о фактически понесенных расходах, являющийся неотъемлемой частью Акта приемки-сдачи оказанных транспортно-экспедиционных услуг.

3.4. Услуги Экспедитора оплачиваются Клиентом в следующем порядке (выбрать нужное/возможно установление иного порядка оплаты):

Предоплатой не позднее чем за ___ (_______) рабочих дней до момента передачи груза для экспедирования.

В течение ___ (_______) рабочих дней после осуществления доставки груза.

Первую часть в размере ___ процентов от общей стоимости услуг предоплатой не позднее чем за ___ (_______) рабочих дней до момента передачи груза для экспедирования, оставшуюся часть в течение ___ (_______) рабочих дней после осуществления доставки груза.

3.5. Платежи Клиента считаются исполненными в день поступления денежных средств в полном объеме в кассу Экспедитора или на расчетный счет Экспедитора.

3.6. В пункте назначения на складе Экспедитора прибывший груз хранится без взимания дополнительной платы ___ (_____) рабочих дней со дня уведомления Клиента (Грузополучателя) по телефону. Плата за хранение груза взимается только при его хранении свыше ___ (__________) рабочих дней в соответствии с тарифами (выбрать нужное),

Размещенными на сайте Экспедитора ______________.

Указанными в приложении к Договору.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по Договору по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность Экспедитора будет ограничена так же, как ограничивается ответственность перевозчика.

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом:

4.2.1. В виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза Клиенту или уполномоченному им лицу - Грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств (указанных в разд. 6 Договора), которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 87-ФЗ):

1) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого Экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

4.2.2. В виде упущенной выгоды в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине Экспедитора.

4.3. Возвращение Клиенту ранее уплаченного вознаграждения, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (выбрать нужное),

Экспедитором производится.

Экспедитором не производится.

4.4. Убытки, причиненные Клиенту нарушением срока исполнения обязательства по Договору (выбрать нужное),

Экспедитором возмещаются.

Экспедитором не возмещаются.

4.5. Экспедитор не несет ответственность

За внутритарную недостачу содержимого грузовых мест, переданных Грузополучателю в исправной таре (упаковке);

За утрату, недостачу или повреждение груза в случаях, когда: груз прибыл в исправном автомобиле под исправными пломбами; груз перевозился в сопровождении Экспедитора Клиента или уполномоченного им лица; недостача груза не превышает норм естественной убыли;

За убытки, понесенные Клиентом в случае: сдачи Клиентом груза к перевозке без предоставления полной, точной и достоверной информации о характере груза, о его особых свойствах, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении; отсутствия надлежащей маркировки; недостатков тары (упаковки) груза, которые не могли быть замечены при наружном осмотре во время приема груза к перевозке;

За ущерб, нанесенный грузу, в случае отказа Клиента от осуществления дополнительной упаковки груза, необходимой для перевозки;

За нанесение ущерба грузу, сданному к перевозке с повреждением тары (упаковки), с отсутствием тары (упаковки), в ненадлежащей таре (упаковке) или ее несоответствием характеру и свойствам груза;

За нарушение сроков исполнения обязательств по договору в случае предоставления Клиентом (его представителем) неправильных данных о Грузополучателе;

В случае обстоятельств непреодолимой силы, документально подтвержденных соответствующими органами.

4.6. Ответственность Клиента.

4.6.1. Клиент несет ответственность за все последствия неправильной внутренней упаковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу, установленным стандартам и техническим условиям.

4.6.2. Клиент несет ответственность за возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором.

4.6.3. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору и/или третьим лицам в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации о грузе.

4.6.4. В случае отказа Клиента от транспортно-экспедиционных услуг он обязан уведомить в письменном виде об этом Экспедитора с оплатой последнему в полном объеме фактически оказанных услуг.

5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

5.1. Соблюдение претензионного порядка, предусмотренного Договором до предъявления друг к другу иска, вытекающего из Договора транспортной экспедиции, обязательно.

5.2. В случае прибытия груза в пункт назначения в ненадлежащем состоянии (повреждение, недостача, утрата) уполномоченные представители Сторон составляют соответствующий акт об установлении расхождения по количеству и качеству при выдаче груза, в котором фиксируются соответствующие недостатки, являющиеся основанием для предъявления Экспедитору претензии. В случае отказа Экспедитора от подписания акта Грузополучателем (Клиентом) составляется акт в одностороннем порядке, о чем делается соответствующая запись. Копию акта Грузополучатель (Клиент) направляет Экспедитору.

5.3. В случае если во время выдачи груза Грузополучатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили Экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

5.4. В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление Экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 (Тридцати) календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения Экспедитором такого уведомления.

5.5. Претензии к Экспедитору по возмещению ущерба за утрату, повреждение или недостачу груза могут быть предъявлены Клиентом в течение 6 (Шести) месяцев после возникновения основания для их предъявления.

5.6. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть ее и предоставить ответ в письменной форме по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное ее удовлетворение или сообщить о полном или частичном отказе в ее удовлетворении, указать мотивы принятого решения) не позднее 30 (Тридцати) календарных дней с даты получения претензии. Датой предъявления претензии считается дата ее вручения уполномоченному представителю соответствующей Стороны.

5.7. К предъявленной претензии прилагаются оформленные надлежащим образом (копии или оригиналы) следующие документы (выбрать нужное):

Акт об установлении расхождения по количеству и качеству при выдаче груза;

Товарная накладная;

Товарно-транспортная накладная;

Иные документы, подтверждающие право на предъявление претензии и позволяющие определить стоимость отправленного груза.

5.8. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров они подлежат разрешению в установленном порядке в Арбитражном суде по месту нахождения (выбрать нужное)

Ответчика.

Груза на момент предъявления иска.

Города ________________________.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по Договору в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы, которые Стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными силами, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, иного стихийного бедствия, войны, террористических актов, эпидемии, забастовки, мятежа, массовых беспорядков, гражданских волнений, актов или действий государственных органов, делающих невозможным выполнение Сторонами принятых на себя обязательств, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение Сторонами принятых на себя обязательств по Договору.

6.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Договору, должна незамедлительно, но не позднее _______ (_________) календарных дней после наступления обстоятельств непреодолимой силы поставить в известность другую Сторону письменно или по телефону о наступлении таких обстоятельств, предполагаемом сроке их действия и прекращении их действия. При наступлении указанных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору переносится соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.

6.3. Действие обстоятельств непреодолимой силы должно быть подтверждено соответствующим актом или свидетельством, выданными соответствующими государственными органами.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Во всем остальном, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Любые изменения и дополнения к Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон.

7.3. Все уведомления и сообщения в рамках Договора должны направляться Сторонами друг другу в письменной форме. Сообщения будут считаться исполненными надлежащим образом, если он посланы (выбрать нужное)

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики перевозка грузов является довольно актуальным вопросом. Продукция и товары производителей, различные грузы перевозятся не только по стране, но и в заграницу. Учитывая важность подобных правоотношений, законодательство тщательно регулирует их.

Одной из оснований осуществления перевозок груза является наличии заключённого договора транспортной экспедиции. Это- гражданско-правовая сделка, на основании которой перевозчик осуществляет перевозку грузов из одной точки в другую.

Особенности составления документа

Законодательное регулирование

Вопросы, связанные с перевозкой грузов, получили своё тщательное законодательное регулирование. Данному вопросу посвящена (ст. - ). Кроме ГК РФ данная сфера правоотношений получила своё регулирование и в других нормативно-правовых актах. В частности, данной сфере правоотношений посвящены:

  • Воздушный кодекс РФ;
  • ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”;
  • Правила транспортно-экспедиционной деятельности;
  • Порядок оформления и форм экспедиторских документов и т.д.

Это - основной перечень нормативно-правовых документов, регулирующих данную сферу общественной жизни.

Важно ! При заключении договора транспортной экспедиции необходимо учесть требования всех вышеуказанных нормативно-правовых актов, которые являются обязательными к применению.

Предмет договора

На основании договора транспортной экспедиции экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определённых услуг, которые связаны с перевозкой грузов, а клиент обязуется заплатить оговорённую сумму денег.

Важно ! К предусмотрению предмета договора и действий, которые должен совершать экспедитор, необходимо отнестись очень тщательно, так как кроме перевозки грузов экспедитор может осуществлять и другие действия.

К числу действий, которые может осуществлять экспедитор на основании договора транспортной экспедиции можно отнести:

  • оформление документов, необходимых для осуществления перевозки;
  • оформление таможенных и других документов;
  • организация осуществления перевозки и т.д.

Порядок предоставления услуг

В тексте соглашения необходимо предусмотреть определённый порядок предоставления услуг. На практике в подобных договорах предусматривается, что услуга предоставляется на основании соответствующего поручения клиента, которое должно быть предъявлено в письменной форме и которое считается неотъемлемой частью договора.

После получения поручения экспедитор должен принять его. Принятие осуществляется путём отправки письменного или электронного соглашения. Если экспедитор не согласен с поручением, то он должен выразить своё несогласие в письменной форме.

Перевозка грузов и предоставление других услуг должно быть осуществлено в порядке и в сроках, которые указаны в поручении. В тексте поручения также необходимо указать место принятия грузов и место их назначения.

Порядок оплаты

В тексте соглашения необходимо указать также порядок осуществления расчётов. Как правило, компании, которые оказывают экспедиторские услуги, имеют опубликованные тарифы предоставления своих услуг. До заключения договора клиенты знакомятся с опубликованными тарифами, которые в дальнейшем становятся неотъемлемой частью договора. Если в дальнейшем экспедитор изменит свои тарифы, то он должен оповестить об этом клиента.

Важно ! Необходимо помнить о том, что клиент должен платить не только за предоставленные им услуги, но за понесённые экспедитором расходы.

На практике в основном применяется следующая схема расчётов: экспедитор выставляет клиенту счёт. Если клиент согласен с выставленным счётом, осуществляется его оплата путём банковского перевода. В среднем оплата должна быть осуществлена в течение 3-5 дней с момента получения счёта.

Заполненный образец документа

Договор транспортной экспедиции №_____

г. ________________ «____» ______________ 201__ г.

Именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице ______________________________________________, действующего на основании _________, с одной стороны,
и _______________,

именуемое в дальнейшем «Клиент», в лице __________________________________________ ________________________________________________________________, действующего на основании ________________, с другой стороны, заключили Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Экспедитор по поручению Клиента принимает на себя обязанности по оказанию услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее по тексту - экспедиционные услуги), а Клиент обязуется оплатить Экспедитору вознаграждение, а так же возместить расходы, понесённые Экспедитором в интересах Клиента.

1.2. Отношения между Экспедитором и Клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются , Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ , Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 , Порядком оформления и форм экспедиторских документов, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 , и настоящим Договором.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Договоре:

Транспортно-экспедиционные услуги - услуги, по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Экспедитор - лицо, выполняющее или организующее выполнение определённых договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.

Клиент - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В целях надлежащего исполнения настоящего договора клиент может являться заказчиком экспедиционных услуг, плательщиком, грузоотправителем и/или грузополучателем.

Груз - любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Доставка груза от двери до двери - условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом.

1.4. В целях надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Экспедитор имеет право от своего имени заключать договоры перевозки и/или транспортной экспедиции с третьими лицами без получения предварительного согласия Клиента, в этом случае Экспедитор несёт ответственность за действия третьих лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Порядок предоставления услуг

2.1. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг Клиентом выдаётся заполненное и подписанное им Поручение экспедитору (далее по тексту - Поручение), которое определяет перечень и условия оказания Экспедитором Клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках настоящего Договора () и в случае необходимости доверенность на выполнение транспортных услуг (). Поручение должно быть оформлено в письменной форме и содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объёме, а также о количестве грузовых мест.

2.2. При принятии Поручения к исполнению Экспедитор согласовывает с Клиентом стоимость экспедиционных услуг по соответствующей отправке груза, условия, а также сроки его доставки в соответствии с данными, указанными в Поручении.

2.3. Клиент на любом этапе исполнения настоящего Договора имеет право отозвать ранее выданное Поручение с обязательным возмещением Экспедитору документально подтверждённых фактических расходов, связанных с исполнением Поручения. Отзыв выданного Поручения производится в письменной форме.

По согласованию с Экспедитором представление Поручения и отзыв Клиентом выданного Поручения допускаются с использованием средств факсимильной или электронной связи.

2.4. Экспедитор принимает груз у Клиента (либо от указанного им в Поручении грузоотправителя) по весу, объёму и количеству мест. При получении Экспедитором груза от Клиента Экспедитором выдаётся Экспедиторская расписка (). При принятии по поручению Клиента Экспедитором у Клиента груза на складское хранение Экспедитором выдаётся Складская расписка ().

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг в рамках исполнения настоящего Договора возможно использование экспедиторских документов, не предусмотренных настоящим Договором.

2.5. При организации перевозки Экспедитор при необходимости осуществляет:

  • согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза и других вопросов, необходимых для осуществления перевозки;
  • расчёты за перевозку груза с перевозчиками, оплату пошлин, сборов и других расходов в интересах Клиента;
  • оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов в соответствии с установленными требованиями.

2.6. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются Экспедитором только при представлении Клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки. Если такие грузы передаются Экспедитору с нарушением вышеуказанных требований, то Клиент несёт ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой и хранением этих грузов.

2.7. В том случае, если указание Клиента не соответствует нормам безопасной перевозки груза, Экспедитор имеет право отказаться от выполнения такого указания, поставив об этом в известность Клиента.

3. Права и обязанности клиента

3.1. Клиент имеет право:

  • выбирать маршрут следования груза;
  • требовать у Экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза;
  • давать указания Экспедитору в соответствии с настоящим Договором.

3.2. Клиент обязан:

3.2.1. Своевременно представить Экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, а в случае необходимости и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

3.2.2. В порядке, предусмотренном настоящим Договором, уплатить причитающееся Экспедитору вознаграждение, а также возместить в полном объёме расходы, понесённые им в интересах Клиента.

3.2.3. Предоставить Экспедитору груз в согласованном объёме и согласованные сроки.

3.2.4. При передаче груза к экспедированию лицо, действующее от имени Клиента обязано предоставить доверенность для подтверждения своих полномочий.

3.2.5. Обеспечить упаковку и маркировку груза, соответствующую условиям перевозки, исключающую доступ к содержимому груза, обеспечивающую его сохранность при транспортировке, за исключением случаев, когда услуги по упаковке груза оказываются Экспедитором.

3.2.6. Письменно сообщать Экспедитору об отказе от экспедирования согласованной партии груза не позднее 30-ти часов до момента принятия груза Экспедитором и возместить все фактические документально подтверждённые расходы Экспедитора, которые были произведены с целью исполнения Поручения Клиента.

3.2.7. Обеспечить принятие груза в пункте назначения в соответствии с данными, указанными в Поручении, грузовой накладной и/или иных сопроводительных документах, если данная обязанность не была возложена на Экспедитора. Грузополучателем может выступать лицо, указанное в перевозочных документах либо имеющее доверенность на получение партии груза от Клиента.

4. Права и обязанности экспедитора

4.1. Экспедитор имеет право:

4.1.1. Отступать от указаний Клиента в случае, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить Клиента о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления Клиента ответ на свой запрос.

4.1.2. Выбирать или изменять маршрут перевозки груза, исходя из интересов Клиента, с уведомлением Клиента о произведённых изменениях.

4.1.3. Удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесённых им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания Экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несёт Клиент.

4.1.4. Не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, до предоставления Клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения Экспедитором обязанностей.

4.1.5. Заключать по поручению Клиента от его имени и за его счёт договор страхования груза.

4.1.6. При приёме груза к экспедированию требовать подтверждения полномочий лица, действующего от имени Клиента.

4.2. Экспедитор обязан:

4.2.1. При приёме груза выдать Клиенту экспедиторский документ.

4.2.2. По запросу Клиента сообщать размер тарифов и текущую стоимость экспедиционных услуг.

4.2.3. Сообщать Клиенту о документах, необходимых для выполнения обязательств по настоящему Договору.

5. Порядок взаиморасчётов

5.1. Стоимость экспедиционных услуг публикуется на сайте Экспедитора - ___________. Экспедитор может устанавливать дополнительные сборы за предоставленные услуги (терминальная обработка, хранение, оформление накладных), которые согласуются с Клиентом при перевозке конкретной партии груза.

5.2. В случае изменения стоимости экспедиционных услуг на конкретную партию груза, Экспедитор сообщает Клиенту о фактической стоимости услуг, а также о возможных необходимых дополнительных расходах Клиента, которые могут быть понесены Экспедитором в связи с исполнением Поручения.

5.3. Вознаграждением Экспедитора является разница между суммой денежных средств полученных от Клиента, определённой сторонами как общая стоимость экспедиционных услуг по перевозке конкретной партии груза, и суммой денежных средств, составляющих расходы Экспедитора, понесённые в интересах Клиента, затраченной на организацию перевозки конкретной партии груза.

5.4. Расчёты между Сторонами за услуги по настоящему Договору производятся путём внесения Клиентом авансового платежа на основании выставленного Экспедитором счёта. Датой получения денежных средств Экспедитором является дата поступления соответствующих сумм на расчётный счёт или в кассу Экспедитора в пределах установленных законодательством лимитов.

5.5. При предоставлении Экспедитором по заявлению Клиента отсрочки платежа на срок, указанный в счёте, Экспедитор вправе увеличить сумму, подлежащую оплате за оказание услуг по настоящему Договору, на 5 % (пять) процентов.

5.6. Отсутствие предоплаты является основанием для отказа в выполнении услуг по настоящему Договору.

5.7. Экспедитор не позднее 5-ти дней по окончании месяца предоставляет Клиенту акт приёма-передачи выполненных работ и счёт-фактуру на сумму осуществлённых в течение месяца грузоперевозок. Клиент рассматривает акт выполненных работ в течение трёх дней, если не имеется разногласий, утверждает его и производит окончательную оплату за прошедший месяц. В случае наличия разногласий по акту выполненных работ Клиент незамедлительно извещает Экспедитора, и стороны принимают все меры для их устранения. По окончании квартала или по мере необходимости Экспедитор предоставляет Клиенту акт сверки взаиморасчётов, который подписывается Сторонами.

5.8. Денежные средства, получаемые Экспедитором от Клиента, относятся, прежде всего, в счёт уплаты остатка по накопившейся задолженности за оказанные услуги и штрафных санкций, предусмотренных настоящим Договором.

6. Ответственность сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Договором, Стороны несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» .

6.2. В случае, если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом, определяется на основании правил, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

6.3. Экспедитор несёт ответственность перед Клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в Поручении, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счёте продавца.

6.4. В случае одностороннего отказа от исполнения настоящего Договора, виновная Сторона возмещает другой Стороне фактические, документально подтверждённые убытки, вызванные расторжением настоящего Договора, и, по требованию другой Стороны, уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесённых затрат.

6.5. Экспедитор не несёт ответственность за внутритарную недостачу содержимого грузовых мест, переданных и принятых в исправной упаковке. Экспедитор не несёт ответственности за убытки и ущерб, возникшие вследствие неточности и/или неполноты сведений, внесённых Клиентом в Поручение.

6.6. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия Экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в Поручении, по причине неуплаты причитающегося Экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если Экспедитор своевременно уведомил Клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

6.7. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в Поручении, не уведомил Экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указал общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что груз получен неповреждённым.

6.8. Экспедитор не возмещает убытки, причинённые Клиенту в связи с нарушением срока исполнения обязательств по настоящему Договору если нарушение срока произошло по вине перевозчика, вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине Клиента.

6.9. При сопровождении груза представителем Клиента Экспедитор не несёт ответственности за сохранность или повреждение (порчу) груза.

6.10. Клиент несёт ответственность за убытки, причинённые Экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, предусмотренной настоящим Договором.

6.11. При неполучении Клиентом либо указанным им грузополучателем груза в установленный срок не по вине Экспедитора, либо при необоснованном отказе грузополучателя от получения груза, Клиент оплачивает стоимость хранения груза и иные понесённые в связи с этим документально подтверждённые расходы Экспедитора.

6.12. При одностороннем отказе Клиента от исполнения настоящего Договора в части перевозки конкретной партии груза после проведения Экспедитором бронирования объёма, веса или количества мест в транспортной организации, производящей перевозку, Клиент возмещает Экспедитору стоимость бронирования, хранения и терминальной обработки соответствующего количества мест в транспортной организации и другие понесённые в интересах Клиента фактические документально подтверждённые расходы.

6.13. Клиент несёт ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения Экспедитору и возмещение понесённых им в интересах Клиента расходов по настоящему Договору в виде неустойки в размере 0,1% (одной десятой) процента вознаграждения Экспедитору и понесённых им в интересах Клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося Экспедитору вознаграждения и понесённых им в интересах Клиента расходов. Неустойка уплачивается Экспедитору Клиентом на основании счёта Экспедитора с указанием соответствующего основания.

6.14. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые ни одна из Сторон не могла заранее предвидеть или предотвратить, таких как природные или промышленные катастрофы, пожары и наводнения, прочие стихийные бедствия, запретительные решения государственных органов, либо любое другое непредсказуемое и находящееся вне контроля Сторон настоящего Договора событие. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Договору из-за форс-мажорных обстоятельств, обязана в трёхдневный срок поставить в известность другую Сторону о наступлении или прекращении форс-мажорных обстоятельств. Надлежащими доказательствами наличия форс-мажорных обстоятельств и их продолжительности буду служить письменные подтверждения, выдаваемые уполномоченными на то органами.

7. Разрешение споров, претензии и иски

7.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникшие в связи с настоящим Договором, разрешаются Сторонами путём переговоров.

7.2. До предъявления Экспедитору иска, вытекающего из настоящего Договора, обязательно предъявление претензии.

Право на предъявление претензии имеет Клиент, уполномоченное им на предъявление претензии лицо, а также получатель груза, указанный в Поручении Клиента.

Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Претензии к Экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.

7.3. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня её получения.

7.4. В случае неурегулирования спора и разногласий путём переговоров, спор подлежит разрешению Арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения ответчика. Для требований, вытекающих из настоящего Договора, срок исковой давности составляет один год.

8. Срок действия и порядок расторжения договора

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты подписания его обеими Сторонами и действует до «__»________ 201__ года.

8.2. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на следующий календарный год, если за 15 дней до конца действия Договора ни одна из Сторон не заявит письменно о его расторжении.

8.3. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению Сторон либо по истечении 15 дней с даты поступления уведомления одной из Сторон о его расторжении. При этом Стороны производят окончательные взаиморасчёты, оформленные двусторонним актом.

При одностороннем отказе от исполнения Договора Сторона, заявившая об отказе и не известившая другую Сторону в надлежащий срок, возмещает другой Стороне фактические, документально подтверждённые убытки, вызванные расторжением Договора.

8.4. Экспедитор вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор в случаях:

  • нарушения Клиентом таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации правил (в том числе, предъявляемых к грузу или его упаковке);
  • наличия в грузе запрещённых к перевозке предметов и веществ;
  • наличия задолженности, длящейся свыше трёх месяцев.

8.5. В случае прекращения действия настоящего Договора по основаниям, предусмотренным , Клиент возмещает Экспедитору фактические, документально подтверждённые убытки, связанные с неисполнением настоящего Договора.

9. Заключительные положения

9.1. Все изменения, дополнения и приложения к Договору, оформленные в письменном виде и подписанные обеими Сторонами, являются неотъемлемой частью Договора.

9.2. Для цели заключения настоящего Договора Клиент обязуется предоставить Экспедитору копии следующих документов, заверенные руководителем предприятия или уполномоченным им лицом:

  • свидетельство о постановке лица на учёт в налоговом органе;
  • свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего Договор.

9.3. Все запросы, уведомления, извещения и сообщения, совершаемые Сторонами при исполнении настоящего Договора или в связи с ним, должны быть совершены в письменной форме и переданы другой Стороне одним из следующих способов:

  • регистрируемым (заказным, ценным) почтовым отправлением с описью вложений и с уведомлением о вручении;
  • нарочным (в том числе курьерской службой) под расписку о вручении;
  • факсимильным сообщением по номеру, указанному в настоящем Договоре в реквизитах соответствующей Стороны;
  • электронной почтой (сообщением) путём пересылки отсканированной копии соответствующего запроса (уведомления, извещения и пр.).

Сторона, получившая от другой Стороны соответствующий запрос (уведомление, изменения и пр.) обязана подтвердить отправившей Стороне факт получения запроса (уведомления, извещения и пр.).

9.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.


10. Реквизиты и подписи сторон

3. Грузоотправитель

5. Грузополучатель

6. Экспедитор

7. Уведомить сторону о прибытии груза

8. Страна происхождения груза

9. Товары, готовые к отправке, место, дата

10. Вид транспорта

11. Пункт назначения

12. Страхование

19. Размер упаковки

20. Требуемые документы

21. Особые отметки

22. Подпись клиента


Приложение № 2


от «____» ________ 201__г.

Экспедиторская расписка

9. Количество мест, вид упаковки

4. Экспедитор

6. Страна происхождения груза

7. Страхование

14. Размер упаковки

15. Условия

16. Особые отметки

17. Подпись экспедитора

Название организации_______________________

__________________________________________


Приложение № 4

К Договору транспортной экспедиции № _______
от «____» ________ 201__г.

Юр. адрес _________________________________

__________________________________________

ИНН/КПП_________________________________

Р/с_______________________________________

в банке____________________________________

К/с _______________________________________

БИК______________________________________
Телефон: __________________________________

Генеральная доверенность № _____

Выдана транспортной компании ____________________ (г. _________, ИНН____________) на получение, хранение и транспортировку по территории Российской Федерации грузов, принадлежащих организации

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дата выдачи: "___" _________ 201__ г.

Срок действия: "___" _________ 201__ г.

__________________: ________________ / /

Страницы в журнале: 81-85

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права, Государственного университета управления [email protected]

Рассматривается правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Автор раскрывает определение договора транспортной экспедиции, его предмет, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, экспедитор, клиент, услуги, связанные с перевозкой груза.

Contract of the Freight Forwarding

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the contract of freight forwarding according to the Russian law. In the article the definition of the contra сt of forwarding, its subject, rights and duties of parties of the contract, liability of the parties for the nonperformance or improper performance are revised.

Keywords: сontra сt of freight forwarding, freight forwarder, client, services connected with the transport of freight.

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентарузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в качестве которого выступают услуги, связанные с перевозкой груза, либо организация выполнения таких услуг. Организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, имеет место в тех случаях, когда экспедитор в силу предоставленной ему ст. 805 ГК РФ возможности привлекает к исполнению своего обязательства третьих лиц.

В литературе указывается на известную неопределенность предмета договора транспортной экспедиции. Действительно, ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ как дополнительные. К так называемым основным услугам отнесены организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам в ГК РФ относятся осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Рассматривая вопрос о делении услуг транспортной экспедиции на основные и дополнительные, Ф.М. Полянский полагает, что «юридическое значение деления услуг экспедитора на “основные” и “дополнительные” состоит в том, что именно первые имеют для договора экспедиции конституирующее значение, т. е. формируют его как самостоятельный договорный тип». По мнению В.В. Кулешова, «деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные не имеет юридического значения, т. к. законодательство не предусматривает специфики правового регулирования того или иного вида услуг». Придерживаясь аналогичной позиции, А.В. Соловых предлагает скорректировать редакцию ст. 801 ГК РФ, устранив упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ, - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые могут охватываться данным видом договора.

А.Г. Калпин разделил все услуги, связанные с перевозкой груза и оказываемые по договору транспортной экспедиции, на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. При этом он обоснованно считает, что договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции. С учетом этого договор транспортной экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, то есть доставку груза «от склада до склада», либо частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, означающее оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Схожее деление договора транспортной экспедиции на две разновидности предлагают в своих работах, в частности, И.Е. Данилкина, В.В. Кулешов.

Интересным с правовой точки зрения является вопрос о возможности включения в предмет договора транспортной экспедиции услуг непосредственно по самой перевозке груза. Часть 1 ст. 801 ГК РФ предусматривает в качестве предмета договора транспортной экспедиции заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора (договоров) перевозки. С другой стороны, в качестве лица, оказывающего транспортно-экспедиционные услуги, может выступать и сам перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

По мнению В.В. Кулешова, предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из элементов услуги по перевозке груза. Как пишет указанный автор, по отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Таким образом, по его мнению, договор транспортной экспедиции «поглощает» услугу по перевозке. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (по сортировке груза, снабжению груза ярлыками, погрузке груза, выгрузке груза, оформлению документов и др.). Иная, по мнению В.В. Кулешова, ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Схожего мнения по данному вопросу придерживается И.Е. Данилкина, полагающая, что договор транспортной экспедиции может включать услугу по перевозке.

Представляется, что договор транспортной экспедиции в своем чистом виде не может включать услугу по перевозке. Аналогичного в целом мнения придерживается Ф.М. Полянский, который считает, что предмет договора транспортной экспедиции не может включать саму услугу по перевозке груза. «Если же экспедитор наряду с экспедиционными услугами принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения, то налицо смешанный договор. В этом случае к отношениям сторон будут соответственно применяться нормы гл. 40 и 41 ГК». По нашему мнению, в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязательство по перевозке груза (следовательно, он является перевозчиком, выполняющим также транспортно-экспедиционные услуги), имеют место два самостоятельных договорных обязательства: по перевозке груза и по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Договор транспортной экспедиции не может «поглощать» договор перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции имеет определенные сходства с договорами поручения, комиссии, агентирования. Он подлежит заключению в письменной форме, и, кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Все это сближает рассматриваемый договор с указанными выше «представительскими» договорами. Более того, предметом рассматриваемого договора выступает некий набор или отдельные юридические и фактические услуги, однако, в отличие от предмета упомянутых договоров, эти услуги всегда связаны с перевозкой груза, что, безусловно, позволяет отграничить его от указанных выше договоров.

Договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель) и экспедитор. В литературе часто ставится вопрос о расширении круга клиентов и отнесения к клиенту не только грузоотправителя, грузополучателя, но также и других лиц, заинтересованных в получении транспортно-экспедиционных услуг. В частности, одним из таких лиц называется владелец груза.

Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо - коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

В литературе также ставится вопрос о возможности отнесения договора транспортной экспедиции к реальным или консенсуальным договорам. Так, например, Н.А. Андреева полагает, что договор транспортной экспедиции «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные». Кроме того, в литературе встречается суждение о том, что рассматриваемый договор «является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным». Между тем преобладающей позицией в юридической литературе, поддерживаемой автором настоящей работы, является позиция, в соответствии с которой договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Наиболее подробно вопрос о консенсуальном характере договора транспортной экспедиции рассмотрен В.В. Витрянским. В частности, как пишет указанный автор, «консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора».

В литературе признается, что договор транспортной экспедиции не является публичным. Иногда в литературе отмечается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в пользу третьего лица. Как по этому поводу пишет В.В. Кулешов, «договор транспортной экспедиции является договором в пользу третьего лица лишь в тех случаях, когда договор транспортной экспедиции допускает совершение экспедитором действий от собственного имени, а также когда из договора не следует совпадение в одном лице получателя и клиента».

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т. п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе № 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которого право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона № 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом № 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом № 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. «По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы».

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона № 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона № 87-ФЗ).

Статья 10 Закона № 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе № 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон № 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона № 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом № 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона № 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Библиография

1 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 339.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. Т. 2. С. 566.

3 См., например, Гражданское право: учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 564-565.

4 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

5 Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 59.

6 См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8.

7 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2004. С. 439-440.

8 См.: Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

9 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

10 См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

11 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

12 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. - М., 2012. С. 562.

13 Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 8, 60.

14 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 559.

15 См. например, Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 646-647.

17 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 342; Соловых А.В. Указ. соч. С. 48.

18 Кулешов В.В. Указ. соч. С. 26.

19 Гражданское право /отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

20 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

Бланк документа «Договор транспортной экспедиции (образец)» относится к рубрике «Договор перевозки, транспортной экспедиции». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

транспортной экспедиции

г. ______________ "___" ___________ 20__г.

________________________________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина-предпринимателя)

именуем __ в дальнейшем "Экспедитор", в лице ___________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ______________________________________________,

(устава, положения, доверенности)

с одной стороны, и _____________________________________________________,

(наименование организации, Ф.И.О. гражданина)

именуем __ в дальнейшем "Клиент", в лице _______________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующего на основании ________________________, с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Клиент поручает, а Экспедитор принимает на себя обязанность за

вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение следующих услуг,

связанных с перевозкой груза:

организовать перевозку грузов транспортом Экспедитора по маршруту

________________________________________________________________________;

заключить от имени Клиента договоры перевозки грузов;

обеспечить отправку и получение грузов;

получать и оформлять необходимые для перевозки грузов документы;

проверять количество и состояние грузов;

организовать погрузку и выгрузку грузов;

выполнять таможенные и иные формальности;

уплачивать за счет Клиента пошлины, сборы и другие расходы,

связанные с перевозкой грузов;

____________________________________________________________________

(перечень других необходимых для перевозки операций и услуг).

1.2. Клиент выдает Экспедитору доверенность на совершение действий,

необходимых для оказания Экспедитором услуг, указанных в п.1.1

настоящего договора.

1.3. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую

информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную

информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей,

указанных в п.1.1 настоящего договора.

1.4. В случае отказа Клиента от заявленной экспедиции он обязан

уведомить об этом Экспедитора с возмещением последнему фактически

понесенных расходов и уплатой штрафа в размере ____________ рублей.

Вознаграждение, предусмотренное в п.2.1 настоящего договора, в таком

случае не выплачивается.

1.5. В случае отказа Экспедитора от договора он обязан предупредить

об этом Клиента в _________________ (срок) и возместить Клиенту все

убытки, вызванные расторжением договора.

2. Вознаграждение экспедитора

и порядок расчетов

2.1. За оказание услуг, указанных в п.1.1 настоящего договора,

Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение в размере _________

2.2. Не позднее __________ срока со дня подписания договора Клиент

обязан уплатить Экспедитору аванс в размере __% от суммы, указанной в

п.2.1 договора, т.е. _______________ рублей.

2.3. Последующие платежи производятся в следующем порядке:

________________________________________________________________________.

2.4. Оплата вознаграждения производится Клиентом по безналичному

расчету, платежными поручениями.

3. Срок действия договора

3.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания

сторонами.

3.2. Настоящий договор заключен на срок до ________________________.

3.3. До завершения сторонами исполнения своих обязательств,

вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора

сохраняют свою силу.

4. Ответственность сторон

и порядок разрешения споров

4.1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору

в связи с нарушением своей обязанности по предоставлению информации,

указанной в п.1.3 настоящего договора.

4.2. Экспедитор несет ответственность перед Клиентом за неисполнение

или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору по

основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами

гл.25 ГК РФ. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства

вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, то его

ответственность перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

4.3. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем

договоре, определяются в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

4.4. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении

настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров

между сторонами.

4.5. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров

стороны передают их на рассмотрение в ____________ (указать место

нахождения арбитражного суда).

5. Дополнительные условия

5.1. Права и обязанности сторон, прямо не предусмотренные в

настоящем договоре, определяются в соответствии с ГК РФ и другими актами

гражданского законодательства Российской Федерации.

5.2. ______________________________________________________________.

6. Юридические адреса

и банковские реквизиты сторон

Клиент: ____________________________________________________________

Экспедитор: ________________________________________________________

Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба

экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон

находится один экземпляр настоящего договора.

Подписи сторон

Клиент ________________________________________ М.П.

Экспедитор ____________________________________ М.П.

Посмотреть документ в галерее:





  • Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.

  • На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.

Вступление грузоотправителя и грузополучателя в отношения по перевозке грузов требует от них совершения ряда юридических и фактических действий (заключения договора перевозки, погрузку (разгрузку) транспортных средств, проверку количества и состояния груза и т. п.). Данные субъекты сами могут осуществить все эти действия, однако в отдельных случаях более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Привлечение экспедитора к выполнению указанных действий ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК).

Данный договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Перечень документов, подтверждающих заключение договора (экспедиторских документов), устанавливается Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 данных Правил таковыми являются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору.

Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором.

Клиент на любом этапе исполнения договора имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.

В подтверждение факта получения экспедитором от клиента либо от указанного им грузоотправителя груза для перевозки экспедитором выдастся экспедиторская расписка. Если же экспедитор принимает груз на складское хранение, в подтверждение факта принятия груза им выдастся складская расписка.

Перечень экспедиторских документов, приведенный в п. 5 Правил, не является исчерпывающим. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных документов в качестве экспедиторских. Например, экспедитором при приеме груза, если он является организатором перевозки груза в прямом смешанном сообщении, выдается экспедиторское свидетельство. Кроме того, п. 2 ст. 802 предусмотрено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Субъектами транспортно-экспедиционного обязательства являются экспедитор и клиент. В качестве клиента может выступать любой субъект гражданского права. В то же время ГК РФ конкретизирует данных субъектов, указывая в определении договора транспортной экспедиции на то, что они по отношению к экспедируемому грузу должны обладать статусом грузоотправителя или грузополучателя. В случае, если в качестве клиента выступают физические лица, имеющие целью приобретение экспедиторских услуг для удовлетворения личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к отношениям из договора транспортной экспедиции применяются в части, не противоречащей ГК РФ и

Федеральному закону от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», положения Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Каких-либо специальных требований к данному лицу законодательство не содержит. В настоящее время экспедиторская деятельность не является лицензируемой, поэтому может осуществляться любым субъектом без получения специального разрешения (лицензии). В то же время отдельные операции, входящие в круг оказываемых экспедитором экспедиторских услуг, отнесены к лицензируемым (например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте).

Объектом транспортно-экспедиционного обязательства является возмездное оказание услуг, направленных на обеспечение перевозки груза (транспортно-экспедиторских услуг). Законодатель различает основные транспортно-экспедиторские услуги и дополнительные. К основным относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Данный перечень не является закрытым, на что прямо указано в законе.

К обязанностям экспедитора также относятся:

  • выдача клиенту экспедиторского документа при приеме груза, а также представление клиенту оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
  • сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной от него информации, а в случае неполноты информации — запрос у клиента необходимых дополнительных данных;
  • предоставление по требованию клиента, приобретающего услуги для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, информации, предусмотренной законодательством РФ о защите нрав потребителей.

Круг обязанностей клиента установлен ст. 5 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». К их числу относятся:

  • уплата экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им в интересах клиента расходов;
  • своевременное представление экспедитору полной, точной и достоверной информации, а также документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

Одна из особенностей транспортно-экспедиционного обязательства заключается в возможности его прекращения в одностороннем порядке. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

Нарушение экспедитором или клиентом обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции, влечет наступление юридической ответственности стороны, совершившей такое нарушение. Ответственность экспедитора и клиента определяется по правилам гл. 25 . Однако для экспедитора законодатель предусматривает одно исключение. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», несмотря на то, что ГК РФ не предусматривает возможности изменения установленного им правила об ответственности иными законами, содержит нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, основанные на иных началах, нежели установленные гл. 25 ГК РФ. Еще одной новеллой указанного Закона является установление обязательного претензионного (досудебного) порядка разрешения споров (ст. 12) и сокращенного срока исковой давности — один год (ст. 13). Таким образом, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в значительной степени сблизил обязательства по перевозке грузов и транспортно-экспедиционные обязательства.



Налоги и платежи