Теоретические основы технологии социального проектирования. Социальное проектирование как система деятельности в управлении Управление проектами и реализация социальных программ

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. - С. 21.:

1) ясность -- общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность -- отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

4) результативность -- способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность -- способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность -- способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11.- С. 164-168.

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. - М. : Академ. проект, 2003. - С. 158..

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» - это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология - категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 189..

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 46..

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. - Саратов, 2003. - С. 4-17..

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 51..

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 6. .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере - проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

Многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

Ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

Любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

- «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 8..

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути - управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее - дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 40..

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

- «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

Выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

Расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

Грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

Подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

Инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

Отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

Выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

Отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. С.- 58..

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное агентство по рыболовству

Федеративное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Мурманский государственный технический университет

Факультет заочного социально экономического образования.

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

Контрольная работа

По дисциплине: Прогнозирование, проектирование и моделирование

в социальной работе.

Тема: «Управление проектом ».

Студентки 4 курса заочной полной формы обучения, специальность «социальная работа», студенческий билет № СРОЗ-843 з

Тихоновой Е. В.

Преподаватель: Бачин И. М.

Дата сдачи в деканат: «____»___________20___г.

Мурманск 2007


Введение 3

1. Жизненный цикл проекта 4

2. Структурирование проекта 9

3. Окружение и участники проекта 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15


ВВЕДЕНИЕ

В течение последних десятилетий сформировалась новая, научная

дисциплина - управление проектами (project management) - раздел теории

управления социально - экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями.

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.

Целью моей контрольной работы является рассмотреть управление проектами.

Для этого мы рассмотрим жизненный цикл проекта, его структуру и участников.


1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА

Единого общепринятого определения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотреть существующие определения:

«- что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие

(Толковый словарь Вебстера);

Некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управлению проектами);

Отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);

Комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка) .»

Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие для всех проектов признаки:

Изменения как основное содержание проекта;

Ограничения во времени;

Отношение к бюджету;

Ограниченность ресурсов;

Неповторимость;

Новизна;

Комплексность;

Правовое и организационное обеспечение.

На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое

удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Проект - ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

1. Технический (проект строительства бизнес-центра);

2. Организационный (проект перестройки системы высшего образования);

3. Экономический (проект финансовой стабилизации России);

4. Социальный;

5. Смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).

Мы рассмотрим подробнее социальный проект. Он отличается тем, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

«Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненный цикл проекта .» Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.

Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.

Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект "А", а не проект "В", организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект "В". Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии, как правило, используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробно останавливаться на данных методах.

Планирование в том или ином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план – грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта.

Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки проекта, формулируются задачи и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений.

Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. Может быть, необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.


2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами.

Обычно структура разбивки проекта сочетает разделение на:

Компоненты продукции проекта;

Этапы жизненного цикла;

Элементы организационной структуры.

Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам.

Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.

Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.

В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:

  • 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
  • 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
  • 3) один из видов социального планирования;
  • 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.

Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.

Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.

Объективные условия разработки социальных проектов:

  • ориентация на конечный результат;
  • принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
  • привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
  • анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
  • оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
  • научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).

Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.

В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.

Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:

  • 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
  • 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
  • 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
  • 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.

При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.

Назовем структурные уровни объектов проектирования.

Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

Уровень социальной организации – элемента социальной системы.

Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.

Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.

Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.

Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).

Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ.

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование - не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу - утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов и разработка социальных программ.
Проектная и программная управленческая деятельность на федеральном уровне заключается в принятии национальных приоритетных проектов и реализации федеральных целевых программ.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций.

Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни.

Система управления государством является одним из важнейших объектов проектирования, в целях повышения эффективности государственной службы в 2002 году была принята ФЦП «Реформирование государственной службы на 2003-2005 гг.» Преемственность процесса реформирования ГС продолжила Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009-2013 гг.»

По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

В данном контексте управления:

Программа - процесс разработки последовательных действий, направленных на достижение определенных целей (повышение благосостояния народа).

В РФ действуют 50 федеральных целевых программ. Основная программа: социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. На основе этой программы разрабатывается бюджет.

В целях обеспечения особо важных гос. задач ФЦП может присваиваться статус Президентской.

В соц. сфере в настоящее время действуют следующие ФЦП:

- «Дети России» (2007 - 2010гг);

- «Соц. поддержка инвалидов» (2006 – 2010гг);

- «Жилище» (2002 – 2010гг);

- «Соц. развитие села» (до 2010 г)

- «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2007-2010 гг). и т. д.

В целом на ФЦП на 2009-2010 гг выделяется 37,4 млрд. руб.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИИ.

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70–80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС

За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ.

СП - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств. и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования.

Социальный проект - разработанное инициатором соц. нововведение, целью которого является создание, модернизация или стабилизация соц. значимой для общества ценности, несущей полож. последствие после осуществления проекта.

ПОНЯТИЯ:

1.Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

2.Соц. субъективность - способность общества, соц.групп, лидеров, любого человека выступать в качестве творца соц.реальности.

3.Ценности - разделяемые и поддерживаемые обществом убеждения относительно целей к которым люди должны стремиться.

4.Нормы - предписание, правило поведения.

5.Установка – Состояние, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам.

6.Идеал - наивысшее мысленное выражение желаемого и должного.

Соц. проект, как и соц. технология, всегда направлена на достижение цели и реализацию соц. заказа. Обоснование цели должно начинаться с указания срока её достижения, определения затрат, установления контрольных критериев, которые могут подтвердить, что цель достигнута. Далее устан. задачи, стоящие перед соц. системой.

Проектная задача - формулирование индивидуальной или обществ. потребности ожидающей воплощение в реальной жизни.

Антиутопии и дистопии.

Антиутопии представляют прекрасно организованное будущее общество как враждебное человеку. Именно такую картину тотально управляемого общества рисуют Евгений Иванович Замятин (1884-1937) в романе «Мы»: в высокоорганизованном обществе человек оказывается предельно несвободным.

Дистопии также рисуют негативный образ будущего. Но в отличие от антиутопий дистопии выводят его не из отрицательных последствий для человека идеальной социальной организации, а из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологической и психической деградации человека под воздействием наркотиков и т.д .

В конечном счете утопии, антиутопии и дистопии - лишь иная форма представления социального прогноза, который хоть и выполняется с применением методов научного исследования, но все же содержит немало интуитивного знания, домыслов и ценностных положений, идущих от исследователей и от экспертов - источников значительного числа данных, обрабатываемых как прогнозная информация.

Разумеется, утопии, антиутопии, дистопии не заменяют собой научного знания, необходимого для обоснования социального проекта. Но эти вымышленные социальные конструкции реальны в смысле ценностного отношения к окружающему миру. Вот почему в социальном проектировании с недавнего времени они стали замечаться, учитываться.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Типология проектов

Предметно-содержательная область. Проекты :

Моно-проект (в рамках одной области знания),

Межпредметный проект.

Характер координации проекта :

Проект с открытой координацией,

Проект со скрытой (неявной) координацией.

Характер контактов :

Внутри школьный;

Региональный;

Международный.

Количество участников проекта:

Индивидуальные,

Групповые.

Продолжительность проекта:

- краткосрочные,

Долгосрочные.

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД).

Социальное проектирование – научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов и социальных объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования. В науке выделяется 3 научных подхода к проектированию:

1) Объектно-ориентированный

2) Проблемно-ориентированный

3) Субъектно-ориентированный

Субъектно-ориентированный подход отражает субъективные представления о мире и может рассматриваться как проект, предлагаемый индивидуальным субъектом. Социальное проектирование всегда проявляет ценностно-нормативную мотивацию инициатора проекта. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели и задачи предопределены тезаурусом инициатора. В общегуманитарном подходе, тезаурус - структурированное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект. В тезаурусной концепции социального проектирования отразился общий социологический принцип, суть которого в признании активности субъекта социального действия в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни.

В рамках тезаурусного подхода философию социального проектирования выражают следующие положения:

1) Надо экспериментировать (Установка инициатора социального проекта нацелена на социальные изменения. Человек открыт к социальным нововведениям - к их соз­данию и к их потреблению).

2) Проект интересен не для всех, но для многих. Всегда найдется группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении.

3) Мы всегда лучше, чем они (Социальные проекты сближают участников проекта, преобразуя хаотическую массу в нечто определенное, устойчивое и связанное внутренними значениями (ценностно-нормативной системой).

4) Надо создавать возможное (границы проектирования социальных изменений определяются потребностями населения)

Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к со­циальному проектированию состоит в признании тезауруса, цен­ностной системы создателя проекта источником проектной идеи.

16.МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ).

Соц. проектирование - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития соц. систем, институтов, соц. объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования.

Соц. проектирование требует знания законов об­щественного развития и не должно ориентироваться на субъектив­ные желания и устремления людей. Этому способствуют применение в проектировании ряда науч­ных методов , среди которых:

Матрица идей , когда на основе просчета вариантов (на осно­ве нескольких независимых переменных) определяется наиболее эф­фективный путь реализации того или иного проекта в заданных ус­ловиях и составляется вариант решения. Данный метод применим при ограниченности возможностей (в условиях т.н. "области свободы"). Здесь разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Вживание в роль , когда необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирова­ния (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей реализации конкретного проекта).

Аналогия , когда существует эффективно функционирующие объ­екты, в которых рационально решены те или иные социальные проб­лемы (или выбор из "образца" лучшего для конструирования со­циальных целей и задач).

Методы ассоциации , когда необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни, помо­гающего выбрать "путь движения" к цели:

- приспособление , когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему нас объекту;

- модификация (или видоизменение объекта проектирования как по форме, так и по содержательным элементам);

- реорганизация (или устранение прежних принципов функционирования объекта и их замена новыми исходными положени­ями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных).

Методы мозгового штурма , когда возникают ситуации, ставя­щие принципиально новые проблемы (или "конкурс идей" по нахож­дению оптимального решения проблем того или иного проекта).

Метод синектики , когда одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовое обеспечение

а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;

б) именно внедрение регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;

в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;

г) такой анализ дает возможность создать систему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.

Результаты анализа социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.

Ресурсное обеспечение

а) определить: возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные (по отношению к региону) монополии по продукции и услугам для формирования экономических интересов региона с точки зрения экономической безопасности;
в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику);
г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров;
д) сформулировать экономические интересы региона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).

Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.

Тип ресурсов Содержание
Финансовый Наличные деньги Деньги на рублевых и валютных счетах Ценные бумаги
Материально-технический Оборудование, средства производства Расходные материалы Мебель, предметы быта Транспортные средства Помещения Информационные носители
Человеческий Рабочие руки сотрудников и добровольцев Поддержка соратников и единомышленников Креативность и КПД всех участников деятельности
Интеллектуальный Уровень профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев Методические разработки, авторские методики и т.д. Проектные идеи
Коммуникационный Партнерские проекты, рабочие контакты, личные связи
Символический Моральная поддержка со стороны влиятельных людей и организаций, их содействие в реализации целей и задач организации, участие организации в их проектах и программах

Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении, где также указываются условия и порядок привлечения средств. Надо заметить, что практически для любого проекта нет необходимости иметь все финансовые ресурсы на своих счетах на стадии закладки проекта. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выдаются деньги. В таком описании фиксируется модель финансирования проекта.

Модель финансирования в малых и микропроектах может быть проста. Но в крупных проектах и особенно мегапроектах трудно обойтись одним источником финансирования, нужна модель смешанного финансирования.

В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.

В практике представления проектов на конкурсы для получения грантов принято давать подробную характеристику ресурсного обеспечения проекта, особенно кадрового. Даются сведения о руководителях проекта, основное внимание обращается на квалификацию и опыт работы по тому направлению деятельности, за которое отвечает данное лицо.

В целом обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения: есть необходимые ресурсы, есть люди, которые смогут осуществить цели проекта, есть необходимые правовые и финансовые предпосылки для того, чтобы достичь конечных результатов.

То, что ресурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, - исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.

Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности.

Избыток ресурсов может быть оценен на этапе создания концепции и дать основание для уточнения или даже изменения целей проекта. Но, если мы утвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надо отказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы.

Кадровое обеспечение. В индивидуальных проектах проблема кадрового обеспечения не стоит. Нет большого напряжения в кадровом вопросе и при организации микропроектов, которые реализуют ближайшие друзья или семья. Но чем масштабнее проект, чем более сложную структуру деятельности он предполагает, тем труднее обеспечить его кадровые потребности, привлекая только друзей и знакомых.

Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высококлассных специалистов, то в их отношении должна быть продумана система стимулирования. Должная оплата труда - лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в принятии решений, на отношения в коллективе.

Часть кадровых вопросов приходится решать по мере продвижения к достижению целей проекта. Если речь идет об инновационной деятельности, где специалистов еще, собственно, нет, или о деятельности, для которой система образования не готовит соответствующих специалистов в необходимом количестве, проект должен предусматривать способы подготовки и переподготовки кадров.

Жесткий контроль над готовностью персонала к работе в условиях постоянного риска мало что даст, если не будет проводиться обучение кадров. В современных работах по менеджменту персонала предприятий обучение персонала рассматривается среди важнейших средств развития персонала как фактора производства. В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников самостоятельному решению этих проблем. Консультант дает рекомендации, а сотрудник фирмы фиксирует их.

Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточной и финальной фазы реализации подтверждается контролем.

В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля 10 .

1. Предварительный контроль. Такой контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение - заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.

2. Текущий контроль. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству.

3. Заключительный контроль. При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

Контроль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА.

Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта - изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка - модель - конструкт - проект.

1. Уяснение проблемы . Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ . Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.

3. Паспортизация объекта. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

Определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

Разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);

Заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Три основных звена:

Отображение потребности (мотив);

Отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);

Отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи , стоящие перед социальной системой. Задача - это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

Экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

Моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

Прогнозная оценка эксперта.

Три способа разработки прогнозов.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

Анкетирование (интервьюирование, опрос);

Экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

Моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

В каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

Как действительно может протекать развитие;

Каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Социальная технология проектирования.

Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части:

Определение исследовательского прогноза;

Определение нормативного прогноза;

Верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.

Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз - это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель - это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов.

8. Конструкт - это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, - конструкт социальной системы.

9. Проект системы . На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

Подготовка проекта:

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

«Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Шаг № 5. Составление плана работы

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Шаг № 9. Составление бюджета

Шаг № 10. Формирование общественного мнения

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Предостережения от ошибок:

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

Жизненный цикл проекта. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В технологии управления проектами это - исходное понятие для исследования финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений 1 .

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи - установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам мы



Отчетность за сотрудников