Срок окупаемости: формула и методы расчета, пример. Сравнительная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по приобретению транспортных средств

Говорят, что счастье - это отсутствие выбора. Пикантность же нашей ситуации состоит в том, что заинтересованные юридические или физические лица вынуждены выбирать, пусть даже только из трёх позиций: собственный, наёмный транспорт или и то и другое вместе в определённой пропорции. Когда выбор верен, бизнес находится на подъёме.

Процесс принятия решения разбивается ещё множеством вопросов: каково оптимальное соотношение собственного и наёмного транспорта в компании в зависимости от профиля деятельности? Какие факторы влияют на выбор марок и моделей автомобилей для подвижного состава компании? Где ремонтировать свой автопарк - строить собственную ремонтную зону или пользоваться услугами «на стороне»? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной или экспедиционной компании-партнёра?

Это лишь некоторые вопросы, на практике их гораздо больше. О том, как руководители автотранспортных компаний подходят к решению этой многогранной проблемы, о пути достижения экономического счастья в сентябре текущего года шёл разговор на Третьем Международном Автотранспортном Форуме в Москве в «Крокус Экспо» на конференции «Практика профессионалов».

Собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?

Метод-инженер Schneider Electric, кандидат экономических наук, независимый эксперт по логистике Роман Беспалов представил своё виденье вопроса: «на самом ли деле собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?».

По мнению Р. Беспалова, собственный транспорт выгоднее, чем наёмный, но только при условии обеспечения масштабируемости транспортного парка, построения эффективной системы контроля и управления транспортными бизнес-процессами, а также при грамотной мотивации персонала. В ситуации, когда транспортировка грузов является непрофильной для предприятия функцией, вопрос логично ставить прямо противоположно: какой комплекс мер нужно предпринять, чтобы собственный транспорт не был менее выгодным, чем наёмный? Сразу оговоримся, что речь пойдёт о предприятиях, имеющих в своём распоряжении не менее пятидесяти большегрузных автомобилей.

Анализ плюсов и минусов собственного и наёмного автопарков

Преимущества собственного автопарка:

  • клиентам предоставляется максимально высокий уровень сервиса за счёт гибкого регулирования сроков и частоты отправления грузов;
  • полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств (при условии оборудования их радиостанциями, RFID-метками, GPS-приборами и пр.), что обеспечивает высокий уровень точности соблюдения сроков доставки;
  • возможность применения гибких мотивационных схем для водителей и экспедиторов.

К недостаткам собственного транспортного парка следует отнести:

  • вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств, затраченных на приобретение транспортных средств и объектов недвижимости для организации гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения ГСМ, запчастей и пр.;
  • увеличение налогооблагаемой базы;
  • амортизация основных средств;
  • расходы на страхование;
  • необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей (расходы на техобслуживание машины и её ремонт составляют приблизительно 60 % от общего числа затрат на автопарк);
  • затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
  • затраты на наём дополнительного транспорта в случае недостатка собственного;
  • холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов, ремонта транспортного средства;
  • распыление усилий и финансовых средств на непрофильную деятельность.

Преимущества наёмного автопарка:

  • полное отсутствие недостатков, присущих собственному транспорту;
  • простота управления процессом доставки.

Недостатки наёмного транспортного парка:

  • затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
  • риски при выборе поставщиков услуг;
  • необходимость постоянного мониторинга рынка на предмет более выгодных вариантов сотрудничества;
  • ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на вашу компанию;
  • недостаточная гибкость транспортной компании - поставщика услуг при необходимости ранее незапланированных доставок;
  • недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
  • высокая стоимость транспортных услуг.

Относительно последнего пункта - высокой стоимости услуг наёмного автотранспорта - можно сказать, что таковой она кажется до момента, пока не будут подсчитаны издержки на содержание собственного транспортного парка.

Возможные варианты создания собственного транспортного парка

Это может быть покупка с единовременной выплатой полной стоимости автомобилей. Какие-либо скрытые риски здесь отсутствуют, но существенные финансовые средства будут изъяты из оборотных средств. Это ограничит возможность инвестиций предприятия, к тому же произойдёт автоматическое увеличение налогооблагаемой базы.

Можно рассмотреть покупку транспортных средств в кредит. В этом случае не требуется извлечение из оборота компании всей суммы денег единовременно, но существуют некоторые негативные факторы. В кредитно-финансовое учреждение необходимо будет представить пакет документов о финансовом состоянии предприятия. Дополнительным финансовым бременем на компанию ляжет обязательное страхование КАСКО каждого автомобиля. До полного погашения кредита транспортные средства будут находиться в залоге у банка, что лишит компанию возможности совершать с автомобилями какие-либо действия. Например, продать машину станет уже невозможно до погашения кредита. Банку, сомневающемуся в финансовой благонадёжности фирмы, может потребоваться дополнительный залог. К тому же после подписания кредитного договора на заёмщика переходят все риски, связанные с владением транспортными средствами.

Если воспользоваться финансовым лизингом, то экономия средств по сравнению с прямой покупкой и приобретением в кредит транспортного средства, составляет до 20 % от стоимости автомобиля за счёт некоторых особенностей. В лизинге существуют возможности легального сокращения налоговых платежей, упрощён бухгалтерский учёт, к минимуму сводятся административные затраты. Лизинг позволяет избежать морального и физического износа автопарка.

Возможные варианты осуществления перевозок третьими лицами

Здесь поле для манёвров значительно шире - можно полностью передать процесс управления транспортным парком в аутсорсинг. Ещё большей эффективности можно добиться при одновременной передаче в аутсорсинг и складских функций (использование услуг 3PL операторов).

Существует и такая услуга, как оперативный лизинг. Это подразумевает то, что кроме непосредственно транспортного средства лизингодатель предоставляет набор дополнительных услуг, связанных с сервисным, техническим, административным и прочим обслуживанием автотехники. В том числе может быть предоставлена услуга управления транспортным средством. Но из-за того, что этот рынок ещё не развит на постсоветском пространстве, по разным оценкам оперативный лизинг дороже полного аутсорсинга на 10 - 20 %.

Также можно воспользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний или компаний-автоперевозчиков. Практикуется наём (с оформлением договоров) индивидуальных владельцев транспортных средств.

Использование услуг экспедиторских компаний, компаний-автоперевозчиков и водителей - индивидуальных владельцев транспортных средств - наиболее широко распространено в работе предприятий. По принципу взаимоотношений эти варианты похожи, с той лишь разницей, что при подписании договоров с владельцами транспортных средств уровень контроля значительно выше.

Критерий выбора - собственный или наёмный транспорт?

Среди факторов, влияющих на выбор (своим или чужим транспортом осуществлять доставку груза), важнейшая роль отводится экономическому фактору.

Экономическая оценка состоит из двух этапов.

1. Следует определить оптимальное соотношение объёма работы для собственного и наёмного автопарка. Одной из важнейших причин снижения эффективности собственного автопарка являются простои из-за сезонности продаж. Избежать потерь подобного рода - одна из основных задач в управлении собственным автопарком. Поэтому максимально эффективный транспортный парк не может состоять только из собственного транспорта, а должен дополняться наёмным. При выборе такого варианта работы потребность в перевозках для расчёта количества необходимых единиц собственного транспорта определяется как минимальное значение возможных объёмов работ.

На этапе создания собственного автопарка должны рассматриваться альтернативные возможности использования «лишнего» транспорта (например, продажа услуг по перевозке свободными автомобилями).

Здесь сравниваются возможные затраты на собственный транспорт с затратами на наёмный в следующей последовательности:

  • производится анализ рынка поставщиков транспортных услуг и выбираются те, которые наиболее полно удовлетворяют существующим требованиям;
  • на основании существующих на рынке тарифов рассчитывается средняя стоимость перевозки (например, за час работы);
  • рассчитываются издержки на использование собственного автопарка;
  • на основании расчётов строятся графики, в точке пересечения которых находится та самая точка безразличия.

При расчёте затрат на содержание собственного транспорта следует учитывать следующие статьи расходов:

  • постоянные затраты - фонд оплаты труда (если оплата сдельная, данный пункт будет находиться в переменных издержках), ремонт и техническое обслуживание, износ, ремонт и хранение автомобильных покрышек, общехозяйственные расходы, амортизация основных средств, налоги, страхование рисков;
  • переменные затраты - горюче-смазочные и прочие эксплуатационные материалы, непредвиденные расходы.

Например, собственные постоянные издержки равны 37984 долларам, собственные переменные издержки - 1,4 долл./час. Среднерыночный тариф перевозчика составляет 5 долл./час. Точка безразличия находится на уровне примерно 11100 часов. Это значит, что при стандартном восьмичасовом рабочем дне и тридцатидневном рабочем месяце с данным потоком грузов справятся примерно 46 автомобилей (количество автомобилей = 11100308 ≈ 46,25). Другими словами, если объём потребности в перевозках будет больше, чем 11100 часов в месяц, то более экономичным вариантом будет организация собственного автопарка.

Обеспечение эффективного управления и контроля работы автопарка

Существует множество факторов, снижающих эффективность работы транспортного парка. Они могут быть связаны как с внешним воздействием (например, пробки на дорогах), так и с ошибками собственного персонала. Отсутствие специальных средств контроля неизбежно приведёт к финансовым потерям.

Для обеспечения необходимого уровня управления и контроля могут быть использованы следующие методы:

  • применение геоинформационных приложений для планирования маршрутов доставки;
  • использование оборудования оперативной связи с транспортным средством (радиостанции), мониторинга и навигации по маршруту (системы на основе GPS);
  • использование информационных систем для учёта и анализа транспортных издержек;
  • внедрение эффективных мотивационных схем для персонала всех уровней.

Корпоративная стратегия развития

Необходимо понимать, что снижение объёма оборотных средств может помешать компании в достижении намеченных ключевых показателей эффективности. Доказано практикой, что открытие предприятием новых направлений деятельности приносит значительно меньшую отдачу по сравнению с инвестицией тех же средств в развитие своей основной деятельности.

Так, например, организация торговой фирмой собственного транспортного подразделения при наилучшем раскладе принесёт рост рентабельности на 10 - 15 %, тогда как открытие новых магазинов при инвестировании той же денежной суммы способно обеспечить рост рентабельности до 30 %.

Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что на первых порах - три-шесть месяцев - эффективность работы собственного автопарка будет ниже, чем услуги профессиональных перевозчиков из-за отсутствия опыта у персонала и необходимости урегулирования множества организационных, административных и правовых аспектов деятельности.

Часто встаёт вопрос: необходим ли компании спецтранспорт (краны, цистерны, бетономешалки, инкассаторские автомобили) и насколько регулярным предполагается его использование? Очевидно, что если спецтранспорт нужен часто, его лучше иметь в собственности, поскольку стоимость его аренды высока. Велика и вероятность того, что у поставщиков услуг спецтехники в нужный момент может не оказаться машин в наличии.

И ещё один немаловажный аспект в построении стратегии развития компании: нужно сразу определить, что для фирмы важнее - максимально высокий сервис для клиента или же минимальные логистические издержки? Собственный автопарк позволит выполнять заказы клиентов с максимальной оперативностью, но очевидно, что она не обойдётся дёшево. Если специфика деятельности компании такова, что выгодней максимально удовлетворить потребности клиента, а не экономить на логистике, тогда выбор однозначно следует сделать в пользу собственного автопарка (или как минимум наличия нескольких машин хотя бы для выполнения срочных доставок). В противном случае - выгодней доверить задачу доставки груза профессионалам.

Анализ окупаемости программы

Если ранее «продукцией» автомобильного транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т.д., то теперь на первое место становится «услуга», которая как и любой товар, имеет свое качество.

К услугам автомобильного качества относится:

Перевозка грузов.

Погрузочно-разгрузочные услуги (погрузочно-разгрузочные, перегрузочные складские операции).

Услуги по хранению грузов.

Услуги по подготовке грузов к перевозке.

Предоставление транспортных средств в аренду.

Транспортно-экспедиционные услуги.

Другие дополнительные услуги.

Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.).

Уровень качества транспортных услуг - относительная характеристика качества предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой транспортной услуги с базовыми значениями соответствующих показателей .

Уровень качества на предприятии «TSLogistic» высок. Поэтому в фирме можно выделить четыре уровня качества.

I уровень - «соответствие стандарту», т. е. статьям Федеральных законов (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, О железнодорожном транспорте, Правила перевозок и другие нормативные документы);

II уровень - «соответствие возможностям», т. е. соответствие транспортных услуг не только требованиям стандартов, но и техническим и технологическим возможностям железных дорог;

III уровень - «соответствие требованиям рынка», т. е. удовлетворение требований клиентуры о высоком качестве и низкой цене транспортной услуги;

IV уровень - «соответствие латентным потребностям» в железнодорожных перевозках.

Непременно, организация может учесть и расценивать эффективность применения рабочего времени служащих с повременной(окладной)системой оплаты труда. Но в предоставленном случае стиль станет идти не об увеличении прибыли, а об оценке эффективности и запасах производительности труда конкретных тружеников. Непосредственный связи с прибылью тут недостает. Стремясь предвидеть вероятные отрицания, буду рад поучаствовать в очных и заочных дискуссиях сообразно данному вопросу.

Большая часть статей в профильных журналах на тему «Издержки на качество» - пересказ имеющихся ГОСТ Р. Немало интереса уделяется классификации издержек на качество, в вред самой идее. Даже наличествующая нормативная основа не столько проясняет ситуацию, насколько напротив, затрудняет сознание идеи. Приведем график затрат для предприятия «TSLogistic».

Рис.3.1

Главный фактор таковой ситуации в том, что очень не достаточно экономистов занимается этим вопросом. Затратами на свойство занимаются в главном спецы, связанные с системой качества. Наиболее такого, экономисты на почти всех предприятиях не заинтересованы в исследовании и использовании предоставленного прибора. Считается, что данная активность служит доборной перегрузкой.

Для оценки эффективности действий, разрешено использовать один увлекательный показатель - финансовая добавленная цену(EVA). Как раз этот показатель лучше, чем модель издержек на процесс, идет для экономической оценки действий и реализации процессного управления. Наиболее тщательно эту тему стараюсь открыть в отдельной статье. Модель - это комплект обычных видов и частей что или. Это отлично для осмысливания идей. Но для практичного внедрения, прямое соблюдение моделям издержек на свойство не целенаправлено. Все зависит от конкретной организации и вида бизнеса.

Издержки на свойство - аппарат управленческого учета. Потому, главные не сами модели, а сознание сути прибора «Издержки на качество». Сущность - в выявлении и понижении утрат, а еще оценке запасов. Вот для чего нужны издержки на свойство.

Ясно, что по ходу внедрения, цели могут поменяться. В этом нет ничего ужасного, основное, чтоб это было осмысленным решением.

Для создания модели издержек на свойство конкретной организации, нужно в первую очередность найти цели разработки и внедрения, а еще виды/объекты утрат. Для большинства производственных компаний подходят категории: продукция, покупатель, оснащение .

Фирма «TSLogistic» владеет системой менеджмента качества, поэтому ситуация с определением утрат и организацией их учета упрощается. Так под утратами разрешено воспринимать несоответствия. Запросы к учету указанных несоответствий обязаны существовать определены в соответственных документах. Взаимосвязи элементов затрат на качество и требований СМК на предприятии «TSLogistic» представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Взаимосвязь элементов затрат на качество на предприятии «TSLogistic»

Для разработки и внедрения систем учета издержек на качество можно рекомендовать следующий распорядок, который представлен на рисунку 3.2.

Рисунок 3.2. Схема разработки и внедрения затрат на качество

Следующий шаг - оценка первичного учета утрат и соотносимых издержек на предостережение и контроль. При неимении учета нужных частей издержек на качество таковой учет нужно осуществить. Под организацией учета разрешено воспринимать определение ответственности, форм записей, сроков, периодичности и т. д.

Принципиально при оценке первичного учета, направить интерес на учет не лишь самих несоответствий (утрат), однако и их обстоятельств. Дальше разрешено упражнять методику расчета издержек на свойство.

При разработке способа стоит направить интерес на соотношение способа и целей внедрения прибора «Издержки на качество». Для расчета прямых ущербов разрешено применять имеющийся на большинстве компаний подъезд к учету прямых издержек. При расчете упущенной прибыли разрешено применять показатель маржинальный заработок, или его аналоги.

Для описания требований к разработке и исполнению мероприятий по понижению утрат, разрешено применять ссылки на функцию по корректирующим и предостерегающим деяниям.

Для демонстрации и доказательства подходов и выводов предоставленной статьи, приведу некие образцы отчетов сообразно затратам на свойство, приобретенных в ходе консультаций. Заглавие фирмы и иная информация сообразно понятным факторам не указывается.

Отчет по затратам на качество на предприятии «TSLogistic» представлен на рисунку 3.3.


Рисунок 3.3. Отчет по затратам на качество на предприятии «TSLogistic» (тыс. руб.)

Необходимо направить интерес на соответствие последующих категорий издержек:

* затрат на ППР оснащения и утраты по простоям оснащения;

* затраты на контроль и издержки по браку продукции и понижению сортности;

* затраты на маркетинг и упущенная польза.

Организация «TSLogistic» столкнулись со многими системными проблемами, препятствующими их эффективной деятельности. Усиливается неопределенность внешней среды, ее влияние на функционирование хозяйствующих субъектов, и, следовательно, возрастает вероятность риска и потерь. Математический аппарат оценки рисков широко исследован. Однако процессы, происходящие в настоящее время в российской экономике, появление новых рисков, требования повышения надежности функционирования предприятия, предопределяют необходимость изменения форм и методов анализа и управления рисками.

Решение данной проблемы возможно только на основе исследования рискообразующих факторов, способов их воздействия на деятельность предприятия, а также разработки методов оценки потерь, что и определяет актуальность диссертационной работы. Многообразие рисков и их учет на транспорте становится одним из ключевых вопросов развития транспортной системы, поскольку затрагивает интересы отрасли и позволяет системно оценить уровень риска отдельных хозяйствующих субъектов. Это дает возможность выработать и реализовать необходимые меры, направленные на минимизацию негативного воздействия риска на всех участников транспортного процесса .

График ожидаемых доходов составляется на основании условий оплаты за реализованную продукцию согласно договору с покупателем,а также на основании данных о дебеторской задолженности.

График ожидаемых доходов фирмы «TSLogistic» представлен в таблице 3.4.

Таблица 3.4

График ожидаемых денежных поступлений за проданную продукцию, руб.

Некие типичные трудности, появляющиеся при разработке систем учета издержек на качество:

* система разрабатывается без роли финансово-экономических служб.

* система не учитывает главные внутренние и наружные утраты.

* Отсутствуют классификаторы обстоятельств брака. Без классификатора обстоятельств информация не достаточно пригодна для практической работы.

* Способ расчета издержек на свойство не связан с целями внедрения. Способ обязана быть изобретена в согласовании с целями внедрения системы учета издержек на свойство и обязана быть ясна всем работникам компании, использующим отчеты по затратам на свойство.

Концепция ожидаемого заработка - способ поддержания ликвидности банка методом планирования недискреционного перевоплощения активов с целью сравнения операционных поступлений по договорным потребностям скамейка с операционными платежами по его обещаниям.

Стоимость базовых активов, при которой определенная опционная стратегия не приносит ни прибыли, ни ущербов. Чтоб обрести выручку, компания, бизнесмен обязаны создавать численность продукта, обладать размер деловитости, превышающие величину, подобающую точке безубыточности. Если же объем ниже соответственно данной точке, активность делается бесприбыльной.

При объеме изготовления, превышающем этот степень, фирма приобретает выручка. Употребляется при оценке рисков, в финансовом менеджменте, стоимостном разборе.

На рисунку 3.7 изображены точки окупаемости фирмы.


Рис. 3.7.

Фактические сроки окупаемости не должны превышать нормативные. Нормативные сроки окупаемости и ответствующие нормативы общей (абсолютной) эффективности капитальных вложений.

Информация, приобретенная о издержках на качество может работать хорошей основой для ответа на стратегически принципиальные для управляющих вопросов в области свойства и на предоставленном шаге в особенности принципиально избрать более приемлемый способ разбора и оценки издержек на качество. Отбор такого либо другого способа зависит, во-1-х, как верно и уважительно установлены цели, во-2-х, в зависимости от вида информации, которую нужно заполучить, в-3-х, как действительно приобретение предоставленной информации.

При проведении разбора и оценки издержек на качество главными целями являются:

* выявление и критика размеров нужных инвестиций, а еще снабжение и усовершенствование свойства;

* обеспечение требуемого свойства издаваемой продукции при минимизации общих издержек на её создание и эксплуатацию;

* выявление взаимосвязей издержек на свойство и итогов хозяйственной деятельности компании;

* определение критических областей производственной деловитости, требующих принятия мер совершенствованию организации действий.

Говоря об разборе и оценке издержек на качество, нужно вести разграничительную черту меж 2-мя главными определениями: анализ издержек на качество и критика издержек на свойство. Анализ издержек на качество-это активность сообразно исследованию издержек на свойство, признанная доказывать с научных позиций решения и деяния компаний в области свойства и содействовать выбору наилучших вариантов действий. Оценкой издержек на свойство следует полагать активность, связанную с определением взаимосвязи и воздействия издержек на свойство на экономические характеристики деловитости компании.

Чтобы понять, что из себя представляет срок окупаемости, нужно представлять для каких сфер предпринимательской деятельности подходит это определение.

Для инвестирования

В данном контексте срок окупаемости представляет собой отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть коэффициент срока окупаемости при инвестировании в какое-либо дело будет показывать, сколько нужно будет времени, чтобы вернуть вложенный капитал.

Часто этот показатель является критерием выбора для человека, который планирует инвестировать в какое-либо предприятие. Соответственно, чем меньше показатель, тем привлекательнее дело. А в случае, когда коэффициент излишне большой, то первая мысль будет в пользу выбора другого дела.

Для капитальных вложений

Здесь речь идёт о возможности провести модернизацию или реконструкцию производственных процессов. При капитальных вложениях важность приобретает период времени, за который полученная от модернизации экономия или доп.прибыль станет равна сумме потраченных на эту модернизацию средств.

Соответственно на коэффициент срока окупаемости смотрят, когда хотят понять, есть ли смысл тратить средства на модернизацию.

Для оборудования

Коэффициент покажет, за какой промежуток времени окупит себя тот или иной прибор, станок, механизм (и так далее), на который тратятся деньги. Соответственно окупаемость оборудования выражается в доходе, который получает фирма за счёт этого оборудования.

Как производить расчёт срока окупаемости. Виды расчётов

Стандартно выделяется два варианта расчёта срока окупаемости. Критерием разделения будет учёт изменения ценности затраченных денежных средств. То есть, происходит учёт или во внимание он не берётся.

  1. Простой
  2. Динамичный (дисконтированный)

Простой способ расчёта

Применялся изначально (хотя и сейчас часто встречается). Но получить нужную информацию с помощью этого метода можно только при нескольких факторах:

  • Если анализируется несколько проектов, то берутся проекты только с одинаковым сроком жизни.
  • Если средства будут вкладываться только один раз в самом начале.
  • Если прибыль от вложенного будет поступать примерно одинаковыми частями.

Только так с помощью простого способа расчёта можно получить адекватный результат по времени, которое потребуется для «возврата» своих денег.

Ответ на главный вопрос - почему этот метод не теряет популярности - в его простоте и прозрачности. Да и если вам нужно поверхностно оценить риски вложений при сравнении нескольких проектов, он также будет приемлемым. Чем больше показатель - тем рискованнее вложение. Чем показатель при простом расчёте меньше, тем выгоднее инвестору вкладывать средства, ведь он может рассчитывать на возврат инвестиций заведомо большими частями и более короткие сроки. А это позволит поддерживать уровень ликвидности фирмы.

Но у простого способа есть и однозначные недостатки . Ведь он не учитывает крайне важные процессы:

  • Ценность денежных средств, которая постоянно меняется.
  • Прибыль от проекта, которая будет идти компании после прохождения отметки окупаемости.
  • Поэтому зачастую используется более сложный метод расчёта.

Динамичный или дисконтированный метод

Как следует из названия, этот метод определяет время от вложения до возврата средств с учётом дисконтирования. Речь о таком моменте времени, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и такой и остаётся дальше.

Вследствие того, что динамичный коэффициент подразумевает учёт изменения стоимости финансов, он заведомо будет больше коэффициента при расчёте простым способом. Это важно понимать.

Удобство этого способа частично зависит от того, постоянны ли финансовые поступления. Если суммы различны по размеру, а денежный поток не постоянен, то лучше применять расчёт с активным использованием таблиц и графиков.

Как рассчитать простым способом

Формула, к которой прибегают для расчёта простым способом вычисления коэффициента срока окупаемости выглядит так:

СРОК ОКУПАЕМОСТИ = РАЗМЕР ВЛОЖЕНИЙ / ЧИСТАЯ ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ

РР = К0 / ПЧсг

Принимаем во внимание, что РР - срок окупаемости выраженный в годах.

К0 - сумма вложенных средств.

ПЧсг - Чистая прибыль в среднем за год.

Пример.

Вам предлагают инвестировать в проект сумму в размере 150 тысяч рублей. И говорят, что проект будет приносить в среднем 50 тысяч рублей в год чистой прибыли.

Путём простейших вычислений получаем срок окупаемости равный трём годам (мы поделили 150 000 на 50 000).

Но такой пример выдаёт информацию, не принимая во внимание, что проект может не только давать доход в течение этих трёх лет, но и требовать дополнительных вложений. Поэтому лучше пользовать второй формулой, где нам нужно получить значение ПЧсг. А рассчитать его можно вычтя из среднего дохода средний расход за год. Разберём это на втором примере.

Пример 2:

К уже имеющимся условиям прибавим следующий факт. Во время осуществления проекта, каждый год будет тратиться порядка 20 тысяч рублей на всевозможные издержки. То есть мы уже можем получить значение ПЧсг - вычтя из 50 тысяч рублей (чистой прибыли за год) 20 тысяч рублей (расход за год).

А значит, формула у нас будет выглядеть следующим образом:

РР (срок окупаемости) = 150 000 (вложения) / 30 (среднегодовая чистая прибыль). Итог - 5 лет.

Пример показателен. Ведь стоило нам учесть среднегодовые издержки, как мы увидели, что срок окупаемости увеличился аж на два года (а это гораздо ближе к реальности).

Такой расчёт актуален, если вы имеет одинаковые поступления за все периоды. Но в жизни почти всегда сумма доходов меняется от одного года к другому. И чтобы учесть и этот факт, нужно выполнить несколько шагов:

Находим целое количество лет, которое понадобится для того, чтобы итоговый доход был максимально близок к сумме затраченных на проект средств (инвестированных).

Находим сумму вложений, которые так и остались непокрытыми прибылью (при этом принимается за факт, что в течение года доходы поступают равномерно).

Находим количество месяцев, которое потребуется для прихода к полноценной окупаемости.

Пример 3.

Условия похожи. В проект нужно вложить 150 тысяч рублей. Планируется, что в течение первого года доход будет 30 тысяч рублей. В течение второго - 50 тысяч. В течение третьего - 40 тысяч рублей. А в четвёртом - 60 тысяч.

Вычисляем доход за три года - 30+50+40 = 120 тысяч рублей.

За 4 года сумму прибыли станет 180 тысяч рублей.

А учитывая, что вложили мы 150 тысяч, то видно, что срок окупаемости наступит где-то между третьим и четвёртым годом действия проекта. Но нам нужны подробности.

Поэтому приступаем ко второму этапу. Нам нужно найти ту часть вложенных средств, которая осталась после третьего года не покрытой:

150 000 (вложения) - 120 000 (доход за 3 года) = 30 000 рублей.

Приступаем к третьему этапу. Нам потребуется найти дробную часть для четвёртого года. Покрыть остаётся 30 тысяч, а доход за этот год будет 60 тысяч. Значит мы 30 000 делим на 60 000 и получаем 0,5 (в годах).

Получатся, что с учётом неравномерного притока денег по периодам (но равномерного - по месяцам внутри периода), наши вложенные 150 тысяч рублей окупятся за три с половиной года (3 + 0,5 = 3,5).

Формула расчёта при динамическом способе

Как мы уже писали, этот способ сложнее, потому что учитывает ещё и тот факт, что денежные средства в течение времени окупаемости меняются по стоимости.

Для того чтобы этот фактор был учтён вводят дополнительное значение - ставку дисконтирования.

Возьмём условия, где:

Kd - коэффициент дисконта

d - процентная ставка

Тогда kd = 1/(1+d)^nd

Дисконтированный срок = СУММА чистый денежный поток / (1+d) ^ nd

Чтобы разобраться в этой формуле, которая на порядок сложнее предыдущих, разберём ещё пример. Условия для примера будут те же самые, чтобы было понятнее. А ставка дисконтирования составит 10% (в реальности она примерно такая и есть).

Рассчитываем в первую очередь коэффициент дисконта, то есть дисконтированные поступления за каждый год.

  • 1 год: 30 000 / (1+0,1) ^ 1 = 27 272,72 рублей.
  • 2 год: 50 000 / (1+0,1) ^ 2= 41 322,31 рублей.
  • 3 год: 40 000 / (1+0,1) ^ 3 = 30 052,39 рублей.
  • 4 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 4 = 40 980,80 рублей.

Складываем результаты. И получается, что за первые три года прибыль составит 139 628,22 рубля.

Мы видим, что даже этой суммы недостаточно, чтобы покрыть наши вложения. То есть с учётом изменения стоимости денег, даже за 4 года мы этот проект не отобьём. Но давайте доведём расчёт до конца. По пятому году существования проекта у нас не было прибыли с проекта, поэтому обозначим её, к примеру, равной четвёртому - 60 000 рублей.

  • 5 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 5 = 37 255,27 рублей.

Если сложить с нашим бывшим результатом, то получим сумму за пять лет равную 176 883,49. Эта сумма уже превышает вложенные нами на старте инвестиции. Значит, срок окупаемости будет располагаться между четвёртым и пятым годами существования проекта.

Приступаем к вычислению конкретного срока, узнаём дробную часть. Из суммы вложенного вычитаем сумму за 4 целых года: 150 000 - 139 628,22 = 10 371,78 рубля.

Полученный результат делим на дисконтированные поступления за 5-ый год:

13 371,78 / 37 255,27 = 0,27

Значит, до полного срока окупаемости нам не достаёт 0,27 от пятого года. А весь срок окупаемости при динамическом способе расчёта будет составлять 4,27 года.

Как и было заявлено выше - срок окупаемости при дисконтированном способе в большую сторону отличается от того же расчёта, но простым способом. Но при этом он правдивее отражает реальный результат, который вы получите при обозначенных цифрах и условиях.

Итог

Срок окупаемости - один из важнейших показателей для предпринимателя, который планирует инвестировать собственные средства и выбирает из ряда возможных проектов. При этом, каким именно способом производить вычисления - решать самому инвестору. В этой статье мы разобрали два основных решения и посмотрели на примерах, как будут меняться цифры в одной и той же ситуации, но с разным уровнем показателей.

Прежде чем осуществить какие-либо вложения, инвесторы в обязательном порядке стараются узнать, когда инвестиции начнут приносить прибыль.

Для этого используется такой финансовый коэффициент как срок окупаемости.

Понятие

В зависимости от целей финансовых вложений можно выделить несколько основных понятий срока окупаемости .

Для инвестиций

Срок окупаемости – это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль.

Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше. Это связано с тем, что он быстрее станет доходным.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Для капитальных вложений

Данный показатель позволяет оценить эффективность реконструкции, модернизации производства. В этом случае этот показатель отражает период, в течение которого возникающие в результате экономия и дополнительная прибыль превысят сумму, затраченную на капитальные вложения.

Нередко подобные расчеты используются для оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. Если значение коэффициента будет слишком большим, возможно, придется отказаться от подобных вложений.

Оборудования

Срок окупаемости оборудования позволяет рассчитать, за какое время средства, вложенные в данный производственный агрегат, будут возвращены за счет прибыли, полученной при его использовании.

Методы расчета

В зависимости от того, учитывается при расчете срока окупаемости изменение стоимости денежных средств с течением времени или нет, традиционно выделяют 2 способа расчета этого коэффициента:

  1. простой;
  2. динамичный (или дисконтированный).

Простой способ расчета представляет собой один из самых старых. Он позволяет рассчитать период, который пройдет с момента вложения средств до момента их окупаемости.

Используя в процессе финансового анализа этот показатель, важно понимать, что он будет достаточно информативен только при соблюдении следующих условий :

  • в случае сравнения нескольких альтернативных проектов они должны иметь равный срок жизни;
  • вложения осуществляются единовременно в начале проекта;
  • доход от инвестированных средств поступает примерно равными частями.

Популярность такой методики расчета обусловлена ее простотой, а также полной ясностью для понимания.

Кроме того простой срок окупаемости довольно информативен в качестве показателя рискованности вложения средств . То есть большее его значение позволяет судить о рискованности проекта. При этом меньшее значение означает, что сразу после начала его реализации инвестор будет получать стабильно большие поступления, что позволяет на должном уровне поддержать уровень компании.

Однако помимо указанных достоинств, простой метод расчета имеет ряд недостатков . Это связано с тем, что в этом случае не учитываются следующие важные факторы:

  • ценность денежных средств значительно изменяется с течением времени;
  • после достижения окупаемости проекта он может продолжать приносить прибыль.

Именно поэтому используется расчет динамического показателя.

Динамическим или дисконтированным сроком окупаемости проекта называют длительность периода, который проходит от начала вложений до времени его окупаемости с учетом дисконтирования. Под ним понимают наступление такого момента, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и в дальнейшем таковой остается.

Важно знать, что динамический срок окупаемости будет всегда больше, чем статический. Это объясняется тем, что в этом случае учитывается изменение стоимость денежных средств с течением времени.

Далее рассмотрим формулы, применяющиеся при расчете срока окупаемости двумя способами. Однако важно помнить, что при нерегулярности денежного потока или различных по размеру суммах поступлениях удобнее всего пользоваться расчетами с применением таблиц и графиков.

Способ расчета простого срока окупаемости

При расчете используется формула вида:

Пример 1

Предположим, что некий проект требует вложений в размере 150 000 рублей. Ожидается, что ежегодные поступления от его реализации составят 50 000 рублей. Необходимо рассчитать срок окупаемости.

Подставим имеющиеся у нас данные в формулу:

РР = 150 000 / 50 000 = 3 года

Таким образом, ожидается, что вложенные средства окупятся в течение трех лет.

Предложенная выше формула не учитывает, что в процессе реализации проекта может возникать не только приток средств, но и их отток. В этом случае полезно воспользоваться модифицированной формулой:

РР = К0 / ПЧсг, где

ПЧсг — , получаемая в среднем за год. Она рассчитывается как разность между средними доходами и расходами.

Пример 2

В нашем примере дополнительно введем условие, что в процессе реализации проекта существуют ежегодные издержки в размере 20 000 рублей.

Тогда расчет изменится следующим образом:

РР = 150 000 / (50 000 – 20 000) = 5 лет

Как видим, срок окупаемости при учете издержек оказался больше.

Подобные формулы расчета приемлемы в случаях, когда поступления по годам одинаковы. На практике это встречается редко. Гораздо чаще сумма притока изменяется от периода к периоду.

В этом случае расчет срока окупаемости осуществляется несколько иначе. Можно выделить несколько шагов этого процесса:

  1. находится целое количество лет, за которые сумма поступлений максимально приблизится к сумме инвестиций;
  2. находят сумму вложений, которые еще непокрыты притоками;
  3. считая, что вложения в течение года идут равномерно, находят количество месяцев, необходимых для достижения полной окупаемости проекта.

Пример 3

Сумма инвестиций в проект составляет 150 000 рублей. В течение первого года ожидается получение дохода в размере 30 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 40 000, четвертого – 60 000.

Таким образом, за первые три года сумма дохода составит:

30 000 + 50 000 + 40 000 = 120 000

За 4 года:

30 000 + 50 000 + 40 000 + 60 000 = 180 000

То есть, срок окупаемости больше трех лет, но меньше четырех.

Найдем дробную часть. Для этого рассчитаем непокрытый остаток после третьего года:

150 000 – 120 000 = 30 000

30 000 / 60 000 = 0,5 года

Получаем, что окупаемость инвестиций составляет 3,5 года.

Расчет динамического срока окупаемости

В отличие от простого, этот показатель учитывает изменение стоимости денежных средств с течением времени. Для этого вводится понятие ставки дисконтирования.

Формула приобретает следующий вид:

Пример

В предыдущем примере введем еще одно условие: годовая ставка дисконтирования – 1%.

Рассчитаем дисконтированные поступления за каждый год:

30 000 / (1 + 0,01) = 29 702,97 рублей

50 000 / (1 + 0,01)2 = 49 014,80 рублей

40 000 / (1 + 0,01)3 = 38 823,61 рублей

60 000 / (1 + 0,01)4 = 57 658,82 рублей

Получаем, что за первые 3 года поступления составят:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 = 117 541,38 рублей

За 4 года:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 + 57 658,82 = 175 200,20 рублей

Как и при простой окупаемости, проект окупается более чем за 3 года, но менее чем за 4. Рассчитаем дробную часть.

После третьего года непокрытый остаток составит:

150 000 – 117 541,38 = 32 458,62

То есть до полного срока окупаемости не хватает:

32 458,62 / 57 658,82 = 0,56 года

Таким образом, окупаемость инвестиций составит 3,56 года. В нашем примере это не намного больше, чем при простом способе окупаемости. Однако ставка дисконтирования нами была принята слишком маленькая: всего 1%. На практике она составляет около 10%.

Срок окупаемости является важным финансовым показателем. Он помогает инвестору оценить насколько целесообразны вложения в тот или иной проект.

Следующая видео лекция посвящена основам финансового планирования, инвестиционному плану и сроку окупаемости:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая оценка инвестиций на транспорте»

Тема: «Сравнительная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по приобретению транспортных средств».

Выполнила: Левицкая А.В.

Санкт-Петербург

Введение

Цель выполнения данной курсовой работы - закрепление теоретических знаний дисциплины и освоение практических аспектов рассматриваемых в работе вопросов:

1. Сформировать себестоимость перевозок по маркам выбранных автотранспортных средств.

2. Определить эффективность приобретения автотранспорта при различных источниках финансирования, рассчитав критерии «Чистая текущая стоимость» и «Дисконтированный период окупаемости» (графическим методом).

3. Сравнить эффективность инвестиционных проектов, сделать выводы.

Для выполнения курсовой работы по данным об объеме грузоперевозок, характере груза и характеристика автотранспортных средств (табл.1) выберем модель автомобиля (автомобилей) и их количество.

Автотранспорт может быть приобретен по различным схемам:

В собственность (с учетом кредитования);

По договору финансового лизинга

Таблица 1. Характеристика транспортного средства

Таблица 2. Исходные данные для расчета

Наименование показателя

Номер варианта

Объем грузоперевозок, т.

Характер груза

Сроки (период) перевозки

Средняя протяженность маршрута перевозки, км

Характер перевозки

Условные обозначения:

Ст. - груз, не требующий особого температурного режима, стандартный груз (стандартные размеры упаковки, груз не требует постоянной температуры перевозки)

ЕДН - ежедневно (по рабочим дням); ЕНД - еженедельно

Г - внутригородские перевозки (общая протяженность маршрута «от двери до двери»)

1. Расчет необходимого количества, а/м и суммы прогнозируемых капитальных вложений

При выборе транспортного средства необходимо учитывать дополнительные ограничения:

Средняя скорость движения автотранспорта в черте города - 30 км/час

Рабочий день для водителя составляет 8 ч

График работы водителя 5дней / 2 дня).

На основании характеристик выбранного типа автотранспортных средств и их количестве определим общую сумму прогнозируемых капитальных вложений (табл.3).

Определим необходимое количество машин:

Объем грузоперевозок по условию 20т. ежедневно, грузоподъемность одной машины 5т., так как дана средняя протяженность маршрута 120км, а средняя скорость, а/м 30км/ч, то

продолжительность одного рейса равна:

120/30=4ч., рабочий день водителя 8ч, значит, в день выходит 2 рейса по 5т. одной машиной, равно 10т., значит нам необходимо 2 машины.

Таблица 3

Сумма прогнозируемых капитальных вложений

2. Расчет себестоимости перевозок на автомобильном транспорте

При выборе типов автотранспортных средств или при применении различного графика их работы расчет себестоимости по статьям производится по каждому типу машин отдельно, а потом суммируется.

Расчет расходов на топливо и смазочные материалы.

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях:

Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн. человек - до 25% , мы возьмем 20%

Норма затрат на смазочные материалы составляет: для автомобилей иностранного производства - 4,5%.

Стоимость 1 литра диз.топлива на момент настоящих расходов в среднем составляет 33р.

Итоговый расчет расходов на топливо и смазочные материалы представляется по форме таблицы (табл.4).

Таблица 4. Расчет расходов на топливо и смазочные материалы (2 а/м)

Наименование показателя

Значение

Примечание

Норма расхода топлива, л/100 км

Увеличение нормы расходов, л/100км

Суммарная норма расхода топлива, л/100км

Пробег автомобиля за рейс, км

Продолжительность рейса с грузом, ч

Стоимость топлива, руб/л

Расходы на топливо за рейс, тыс.руб.

Расчет под таб.

Норма затрат на смазочные материалы, %

Расчет под таб

Расходы на смазочные материалы за рейс, тыс. руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за час, руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за рейс с грузом, тыс.руб.

Количество рейсов за год

Расчет под таб

Расходы на топливо и смазочные материалы за год, тыс. руб.

№11*(№6+№8)

Расчет расходов на топливо за 1 рейс:

120км*18л/100км =21.6л на 1 рейс

21.6л*33р=712.8р =0.7тыс.руб

Расчет расходов на смазочные материалы за рейс:

0.7*4.5%=0.03тыс.руб

Расчет количества рейсов за год (2 а/м):

По условию у водителей пятидневка, значит одна а/м делает за день 2 рейса, за неделю(с учетом выходных) 10рейсов, за месяц 40рейсов и за год 480рейсов, у нас 2 а/м, значит общее количество рейсов за год 960

Расходы по заработной плате водителей и командировочных расходов

Заработная плата водителя на внутригородских перевозках составляет 15000 рублей в месяц. Ставка страховых взносов составляет 30% от фонда оплаты труда водителей, страховой тариф по страхованию от несчастных случаев на производстве (6 класс профессионального риска) - 0,7% от фонда оплаты труда водителей.

Расчет заработной платы водителей и страховых взносов производится по форме (табл.5).

Таблица 5. Расчет затрат по заработной плате и отчислениям на социальное страхование

Наименование показателя

Значение

Примечание

Сумма ежемесячной заработной платы 1 водителя, тыс.руб.

Количество водителей

Сумма ежемесячных расходов на заработную плату, тыс.руб.

Расходы на социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за год, тыс. руб.

3. Расходы по износу и восстановлению автомобильных шин

Нормативный пробег шины в среднем составляет 70000 км (независимо от типа и марки шин).

Для транспортных средств малой и средней грузоподъемности необходимо приобретение «зимних шин».

Первоначальное приобретение шин отражается в сумме инвестиционных ресурсов.

Расчет затрат по износу и восстановлению шин представляется по форме (табл.7).

Таблица 7

Расчет затрат по износу и восстановлению шин

Стоимость одной шины взята средняя на настоящее время 8тыс.руб,

У 1 а/м 6 колес, два комплекта(зима, лето)составляют 12 шин на 1 а/м, значит на 2 а/м необходимо 24 шины.

Рассчитаем пробег, а/м за год и сравним с нормативом:

За день а/м делает 2 рейса=240км, за год 240раб.дней*240км=57.6тыс.км

Получаем 2 комплекта шин по нормативу хватит на 2 года использования, значит на 1 год: 12*8=96тыс.р.

4. Амортизация автомобиля (полуприцепа)

Полезный срок службы грузового автомобиля и полуприцепа составляет 5 лет. Амортизация определяется линейным методом (табл.8).

Ежегодная амортизация равна отношению первоначальной стоимости автомобиля к полезному сроку службы.

Среднегодовая стоимость автомобиля определяется как средняя арифметическая величина между первоначальной и остаточной стоимостью автомобиля.

Таблица 8

Расчет амортизации и остаточной стоимости автотранспортного средства

Первоначальная стоимость, тыс. руб.

Сумма начисленной амортизации, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость, тыс. руб.

5. Расчет затрат на плановое техническое обслуживание (ТО) автотранспорта и страхование автомобиля по КАСКО

Расчет планового технического обслуживания производится на основании исходных данных о его средней стоимости технического обслуживания и межремонтного пробега (см.табл.1). Количество единиц ТО за месяц (год) определяется расчетным путем (табл.9). При расчете количества единиц ТО за период производится округление до целочисленного значения в большую сторону.

По условию плановое ТО через 20тыс.км, пробег 1а/м за год у нас 57.6, значит на 1 а/м в год 3 ТО, на 2а/м 6ТО в год.

Таблица 9

Расчет затрат на плановое ТО

Расчет страховых платежей по КАСКО осуществляется на основании процентных ставок (см.табл.1) и остаточной стоимости автомобиля (см.табл.8) за каждый год (табл.10). Ставка по КАСКО не изменяется при увеличении амортизации автомобиля.

Таблица 10

Расчет платежей по КАСКО(2 а/м)

Расчет налоговых платежей

Ставка по транспортному налогу 40 руб. за 1 л/с, значит транспортный налог составит:

130л.с.*40р=5.2тыс.руб *2 а/м=10.4тыс.руб.

Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой стоимости автомобиля. Ставка налога составляет 2,2%

Налог на прибыль определяется исходя из валовой прибыли, уменьшенной на сумму налога на имущество и страхования автомобиля по КАСКО. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Расчет общей суммы себестоимости перевозок

Планируется ежегодный рост цен на топливо 0,5% в год, заработной платы водителей - на 1% в год.

Прочие затраты составляют 10% от общей суммы затрат за год (без учета амортизации).

Для расчета финансового результата (табл. 13) необходимо:

Доход определяется как произведение полной себестоимости (с учетом амортизации) на коэффициент 1.21, учитывающий увеличение на норму прибыли. Норма прибыли, вложенная в цену составляет 20%

Валовая прибыль определяется как разность между доходом и полной себестоимостью производства;

Прибыль от продажи перевозок представляет собой валовую прибыль, уменьшенную на налог на имущество организаций и платежи по КАСКО.

6. Расчет экономической эффективности проекта

Реализация проекта приобретения автотранспортных средств возможна при различных условиях:

Приобретение в собственность за счет собственных средств;

Приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

Приобретение по договору лизинга.

В курсовой работе рассмотрен сравнительный расчет эффективности приобретения автотранспортных средств за счет кредитных ресурсов и по договору лизинга.

Для определения экономической эффективности инвестиционного проекта в курсовой работе необходимо рассчитать критерии «чистая текущая стоимость» и «дисконтированный период окупаемости».

Расчет основан на определении чистого денежного потока по годам реализации проекта. Для определения чистого денежного потока необходимо:

Перенести соответствующие данные из таблиц в соответствующие строки;

Чистый поток определяется как разность между притоком и оттоком по проекту.

Таблица 12

Расчет себестоимости перевозок, тыс. руб.

Показатель

Расходы на топливо и смазочные материалы

Расходы по заработной плате водителей с отчислениями

Командировочные расходы

Расходы на износ и восстановление шин

Расходы на плановое ТО

Транспортный налог

Прочие расходы

Итого себестоимость (без амортизации)

Амортизационные отчисления

Общая сумма затрат с учетом амортизации (полная себестоимость)

Таблица 13

Расчет финансового результата, тыс.руб.

Показатель

Себестоимость без амортизации

Амортизационные отчисления

Полная себестоимость

Доход (с учетом нормы прибыли)

Валовая прибыль

Налог на имущество

Прибыль от продажи перевозок

Дисконтирование-стоимость денег во времени.

Чистая текущая (дисконтированная) стоимость (NPV - net present value of cash flows) представляет собой сумму дисконтированных по годам денежных потоков за все периоды реализации проекта:

где r - процентная ставка, использующаяся для данного инвестиционного проекта;

Т - период реализации проекта.

Чистая дисконтированная стоимость показывает настоящую стоимость разновременных результатов от реализации конкретного проекта. Правило отбора проектов по критерию чистой дисконтированной стоимости гласит: проект является приемлемым для инвестора, если его чистая дисконтированная стоимость больше нуля. Положительная величина чистой дисконтированной стоимости свидетельствует не только о полном возмещении затрат на инвестиционный проект при прогнозируемом уровне доходности капитала, но и о получении дополнительного дохода, то есть об увеличении активов предприятия вследствие принятия проекта.

Для дальнейших расчетов коэффициент дисконтирования принимается по ставке 14% в год.

Дисконтированный период окупаемости определяется графическим методом, где по горизонтальной оси - порядковый номер года реализации проекта, по вертикальной - сумма чистой текущей стоимости за данный год.

6.1 Расчет эффективности приобретения автомобилей при использовании кредитных ресурсов

Кредит погашается дифференцированными платежами исходя из остатка задолженности по договору. Ежегодное погашение основного долга осуществляется равномерно.

Остаток по кредиту за первый год определяется как сумма инвестиционных ресурсов с учетом доли использования кредитных ресурсов. Остаток по кредиту в последующие годы определяется как разница между остатком по кредиту за предыдущий период и суммой основного долга за текущий год. Расчет суммы начисленных процентов производится как произведение остатка по кредиту и процентной ставки по кредиту. Расчет погашения кредита производится по форме (табл.15).

3270-100% 2943-90% 327-10%

2943:4года=735.75т.р.

Под 11% годовых

Расчет чистой текущей стоимости производится по форме (табл.16). На основании данных таблицы необходимо построить график периода окупаемости проекта.

6.2 Расчет эффективности приобретения автомобилей по договору лизинга.

Расчет лизинговых платежей производится ежегодно равными частями исходя из расчета общей суммы лизингового платежа. Последовательность расчета лизинговых платежей следующая.

1. Производится расчет размеров лизинговых платежей по годам, если договор лизинга сроком более одного года

2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.

3. Рассчитываются размеры лизинговых платежей в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов (ежегодно).

Расчет общей суммы лизинговых платежей (без НДС) осуществляется по формуле

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ, (2)

где ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга; КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателя, предусмотренные договором лизинга.

Амортизационные отчисления определяются отношением первоначальной стоимости к сроку полезного использования

АО = первоначальная стоимость / срок полезного использования

Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества - предмета договора рассчитывается по формуле

ПК = Q х КР х СТк / 100% , (3)

где ПК - плата за используемые кредитные ресурсы, руб.; Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1 или 100%;

КР - сумма кредитных ресурсов, руб.;

СТк - ставка за кредит, % годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или со среднегодовой остаточной стоимостью имущества - предмета договора:

КРt = (OCн + OCк) / 2 (4)

где КРt - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, руб.;

OCн и OCк - расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, руб.

Комиссионное вознаграждение (КВ) рассчитывается от среднегодовой остаточной стоимости имущества по формуле

КВt = ((ОСн + ОСк) /2) х СТв / 100 , (5б)

где Ств - ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества - предмета договора. Т.е

КВ1=2943х6/100=176.58

КВ2=2289х6/100=147.94 ит.д по годам

Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассчитывается по формуле:

ДУт = (Р + Р + ... Рn) / Т, (6)

ДУт - плата за дополнительные услуги в расчетном году, руб.; Р, Р, .., Рn - расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу, руб.;

Т - срок договора, лет.

В состав дополнительных услуг включается страхование имущества (КАСКО), местные налоги (например, налог на имущество) и т.п.

Условия приобретения автомобилей по договору лизинга представлены в таблице (табл.14).

Таблица 14. Условия договора кредита

Таблица 15

Расчет погашения кредита, тыс.руб.

Условия использования кредитных ресурсов сформулированы ранее в таблице (кроме срока договора кредита) (см.табл.14). Расчет кредитных платежей производится по формулам (3) и (4).

В сумму дополнительных услуг включается налог на имущество и страхование по КАСКО.

Выплата лизинговых платежей (включение в состав затрат) осуществляется ежегодно равными долями.

Общая сумма лизинговых платежей представляется по форме (табл.18).

Расчет размера ежегодного лизингового платежа осуществляется по формуле

ЛВг = ЛП: Т, (7)

где ЛВг - размер ежегодного лизингового платежа, руб.;

ЛП - общая сумма лизинговых платежей, руб.;

Т - срок договора лизинга, лет.

На основании произведенных расчетов формируется таблица движения денежных потоков, в которой производится расчет критерия «чистая текущая стоимость» по проекту, где сумма капитальных вложений будет составлять сумму авансового платежа (табл. 19).

Таблица 16

Таблица движения денежных потоков

Показатель

Приток, тыс.руб.

Отток, тыс. руб.

Капитальные вложения

Налог на прибыль

Налог на имущество

Выплаты по кредиту

CF (чистый поток), тыс. руб.

DCF (дисконтированный чистый поток), тыс. руб.

NPV, тыс. руб.

Графический метод определения периода окупаемости проекта.

автомобиль перевозка лизинг кредитный

Два проекта:

1-Голубой график -приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2-Зеленый график -приобретение по договору лизинга.

Таблица 17

Условия оформления договора финансового лизинга

Таблица 18

Расчет лизинговых платежей за весь период договора, тыс.руб.

Амортизация

Плата на кредитные ресурсы

Комиссионное вознаграждение

Дополнительные услуги

Итого платеж за год

Таблица 19

Таблица движения денежных потоков, тыс. руб.

Показатель

Капитальные вложения

Себестоимость без амортизации

Лизинговый платеж

Налог на прибыль

CF (чистый поток)

DCF (дисконтированный чистый поток)

Мы рассчитали возможность приобретения автотранспортных средств по двум проектам:

1-приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2 -приобретение по договору лизинга.

Мы определили дисконтированный период окупаемости в обеих проектах и показали полученные данные в графика на рис.1

Проанализировав данные, можно сделать следующие выводы.

Проект 1 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.2года

Проект 2 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.6 лет

Графики сошлись в одной точке в отметке 3.7 лет при NPV= -42.0т.р.

За период, равный 5 годам проект №1 принес прибыль 18.3т.р., а проект №2- 34т.р.

Несмотря на то, что проект №1 за годы до достижения отметки 0 меньшие убытки, проект №2 за тот же срок окупился и более того, принес прибыль почти вдвое большую.

Исходя из этого вывод таков - инвестиционный проект по приобретению автотранспортных средств по договору лизинга более эффективен для предприятия.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.

2. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009г (с последующими изменениями).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006г №857 «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

4. Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008г №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

5. Инвестиции: Учебник. /Под ред. В.В.Ковалева. - М.; Проспект, 2006.

6. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие. - М.; ОМЕГА-Л, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проведение расчета ресурса легкового автомобиля Икарус-280. Оценка и расчет оптимизации эффективности работы средств обслуживания автомобилей по критерию минимума затрат от функционирования системы. Прогноз грузооборота автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Расходы на авиаГСМ. Амортизация ВС и авиадвигателей. Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС, на оплату труда летного состава, бортпроводников и наземного персонала. Расчет экономической эффективности сравниваемых типов воздушных судов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Расчет количества автомобилей на автотранспортном предприятии для выполнения грузовых перевозок. Производственные программы по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей. Разработка технологического процесса, экономический анализ стоимости.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    Производственная программа по эксплуатации автомобилей. Программа материально-технического обеспечения и по труду и заработной плате. Расчет затрат предприятий автомобильного транспорта, себестоимости перевозок, прибыли и финансовых показателей АТП.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Составление сметы затрат на автоперевозку грузов и расчет калькуляции себестоимости автомобильных перевозок. Основные технико-экономические показатели работы подвижного состава. Определение экономической эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Расчет основных эксплуатационных показателей электровоза. Определение нормы удельного расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто. Определение себестоимости перевозок, обоснование выбора марки электровоза, экономическая эффективность от его использования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Затраты, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок. Основные методики оценки эффективности лизинговой сделки. Расчет лизинговых и кредитных платежей. Определение экономического эффекта от лизинговой сделки по сравнению с кредитной.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2013

    Характеристика маршрутов и технико-эксплуатационные показатели работы автобусного парка. Обоснование метода технического обслуживания и диагностирования автомобилей. Принцип действия проектируемого подъемника, расчет затрат и экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2013

    Понятие международной перевозки и зависимость ее себестоимости от различных технико-эксплуатационных факторов. Расчет затрат на топливо и обеспечение, заработную плату и техническое обслуживание. Выбор рациональных маршрутов работы транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2009

    Назначение, классификация и конструкция бортовых автомобилей. Выбор рациональной модели бортового автомобиля по трем критериям: производительность, конкурентоспособность, качество. Расчет экономической эффективности бортовых автомобилей. Оценка качества.



Отчетность за сотрудников