Способы познания себя что такое. Что вы узнали об отношениях от своих родителей? Что вы больше всего любили делать в детстве

Бейонсе однажды сказала: "Осознание собственного я - самая величайшая мудрость, которой может обладать человек. Познайте свои цели, познайте то, что вы любите, свои нравственные качества, потребности, стандарты, с чем вы не сможете мириться и ради чего вы готовы умереть. Это раскроет вас". Это правда. Также не следует забывать, что человек становится старше, взаимодействует с различными людьми и приобретает опыт, поэтому непрерывно меняется. Если вам сложно познать себя, то самоанализ позволит раскрыть все глубины вашей личности.

Шаги

Часть 1

Пристально взгляните на собственную личность

    Симпатии и антипатии. Люди чаще прилагают все усилия в направлении своих предпочтений. Важно знать, что приносит вам радость и удовольствие, но не менее полезно определить аспекты, которые могут вызывать грусть или недовольство. На одном из первых этапов самопознания следует сесть и составить перечень всего, что вам нравится и не нравится.

    • Мы часто описываем себя окружающим посредством симпатий и антипатий. Такие аспекты могут объединять нас с другими людьми или отдалять от них. Узнайте свои предпочтения, чтобы четко понимать, в каком направлении должна развиваться ваша жизнь и чего следует избегать. Только так вы сможете принять правильные карьерные решения, выбрать подходящее место жительства, найти хобби по душе и окружить себя близкими по духу людьми.
    • Составьте список, чтобы оценить гибкость ваших симпатий и антипатий. Вы запираете себя в клетке? Возможно, вы бы хотели найти занятие или попробовать что-то новое, выходящее за пределы ваших предпочтений? Соберите всю свою храбрость и попробуйте нечто совершенно новое. Возможно, вы узнаете себя с такой стороны, о существовании которой даже не подозревали.
  1. Достоинства и недостатки. Аналогично симпатиям и антипатиям, ваши сильные и слабые стороны позволят глубже познать себя. Запишите свои достоинства и недостатки на отдельном листе бумаги.

    • Достоинства и таланты большинства людей тесно связаны с их предпочтениями, а недостатки могут совпадать с антипатиями. Если вы любите пироги, печенье и пирожные, а своей сильной стороной считаете талант кондитера, то эти аспекты связаны. С другой стороны, возможно, вы не любите спорт, при этом своей слабой стороной назовете выносливость и координацию движений.
    • Очень часто наши слабости превращаются в антипатии, поскольку в этих аспектах нам никак не удается преуспеть. Именно в этом кроется причина конкретных симпатий или антипатий.
    • Весьма полезно просто знать такие аспекты. Всегда можно копнуть глубже и постараться превратить свои недостатки в достоинства или сосредоточить все силы на том, что удается более всего.
  2. Утешение и отрада. Нас характеризуют не только факторы, благодаря которым мы находимся в хорошем расположении духа, но также условия, которые вызывают чувство подавленности. Когда вы в последний раз испытывали напряжение или предавались унынию? Чего вам более всего не хватало в этот момент? Благодаря чему вы почувствовали себя лучше?

    Записывайте свои мысли и чувства в дневник. Начните наблюдать за своими мыслями и чувствами, чтобы лучше узнать себя. Потратив на это неделю, вы увидите достаточно полную картину тем и вопросов, которые часто тревожат вас, или сможете понять свое преобладающее настроение. Вы чаще думаете о хорошем или о плохом?

    • Перечитайте дневник, чтобы обнаружить едва уловимые намеки, касающиеся желательного направления развития собственной жизни, которых вы могли не замечать ранее. Возможно, что повторяющимся мотивом является путешествие, конкретный человек или новое хобби.
    • Попробуйте понять, что означают эти повторяющиеся темы, насколько вы хотите действовать в данном направлении.
  3. Пройдите тест на определение типа личности. Оценка личностных качеств с помощью теста, который можно пройти онлайн – это еще один способ познать себя. Одним людям не нравится, когда их причисляют к определенной категории, но другим четкая классификация позволяет упорядочить свою жизнь и поведение. Если вам приятно осознавать собственное “я” в контексте схожести с другими (или отличий), то попробуйте пройти бесплатный тест на определение типа личности в интернете.

    • На различных сайтах, посвященных психологии, вам потребуется дать ответы на ряд вопросов, касающихся ваших предпочтений и восприятия себя или окружающего мира. На основе анализа ответов система определит ваш тип личности. Из описания вы сможете узнать, каким интересам или профессиям стоит посвятить жизнь, а также как вы общаетесь с окружающими людьми.
    • Следует понимать, что любой бесплатный тест в интернете нельзя воспринимать как истину в последней инстанции. Не рассчитывайте получить нечто большее, чем общее представление о себе. Более глубокий и детальный анализ личности сможет провести клинический психолог.

    Часть 2

    Задайте себе важные вопросы
    1. Определите свои основные ценности. Ценности – это базовые стандарты, которыми вы дорожите и которые определяют ваши решения, поведение и отношение. К ним относятся убеждения или принципы, которые вы готовы отстаивать: семья, равенство, справедливость, мир, благодарность, надежность, объективность, финансовая устойчивость, целостность и многое другое. Если не знать свои основные ценности, то вы не сможете понять, насколько ваши решения соответствуют характеру, принципам и убеждениям. Следующие вопросы помогут вам лучше узнать основные ценности:

      • Представьте двух людей, которыми вы восхищаетесь. Какие черты этих людей вызывают у вас восхищение?
      • Вспомните момент, когда вы гордились собой. Что вызвало гордость? Вы помогли человеку? Достигли цели? Смогли защитить свои права или права другого человека?
      • Какие вопросы больше всего увлекают вас на локальном или глобальном уровне? К ним могут относиться правительство, окружающая среда, образование, феминизм, преступность.
      • Какие три предмета вы бы постарались спасти в случае пожара (при условии, что все живые существа уже находятся в безопасности)? Почему именно эти три предмета?
    2. Подумайте, насколько вы можете гордиться своей жизнью. Френсис Скотт Фитцджеральд писал: "Надеюсь, ты живешь той жизнью, которой гордишься. Если же нет, я надеюсь, ты обладаешь мужеством, чтобы начать все сначала". Если бы сегодня был ваш последний день, то насколько вас удовлетворило бы оставленное наследие?

      Чем бы вы хотели заниматься, если исключить финансовый аспект? В детстве мы часто представляем, кем хотим стать в будущем. С возрастом мы поддаемся влиянию общества и меняем свои мечты. Вернитесь в тот момент, когда у вас была заветная мечта, которую пришлось отложить в долгий ящик из-за неподходящего момента или нехватки средств. Как бы вы проводили свой день, если бы не нужно было думать о деньгах? Как бы вы прожили жизнь?

      Какой бы стала ваша жизнь, если исключить страх неудачи? Мы часто упускаем великолепные возможности или не рискуем воспользоваться случаем, поскольку боимся ударить в грязь лицом. Неуверенность в себе способна повлиять на всю вашу жизнь, если перестать бороться с ней. Увы, но сомнения только увеличивают количество тех самых "а что, если", которые накапливаются с возрастом. Вот несколько способов побороть страх неудачи, который не позволяет вам стать тем, кем вы хотите быть:

      • Осознайте, что неудачи необходимы. Ошибки позволяют оценить наши действия и стать лучше. Только неудачи позволяют нам учиться и расти.
      • Мысленно представляйте свой успех. Один из способов побороть страх неудачи – постоянно представлять, как вы достигаете поставленные цели.
      • Проявляйте настойчивость. Двигайтесь к своим целям через все препятствия. Человек обычно достигает самую невообразимую цель именно в тот момент, когда уже собирается сдаться. Никогда не позволяйте мелким неудачам заставить вас потерять из виду глобальную цель.
    3. Попросите окружающих охарактеризовать вас как личность. Сначала дайте ответы на вышеуказанные вопросы, а затем спросите несколько близких людей о том, каким человеком они вас видят. Их оценкой может стать список характеристик или конкретный момент, который (на их взгляд) лучше всего описывает вас как личность.

    Часть 3

    Оцените взаимоотношения с окружающими
    1. Интроверты и экстраверты. Если вы решитесь пройти тест на определение типа личности, то одним из важных факторов, которые принимаются во внимание, будет ваша интроверсия или экстраверсия. Карл Юнг использовал данные термины для описания направления, из которого человек черпает жизненную энергию – из внутреннего или внешнего мира.

      • Интроверт – это человек, который черпает энергию в изучении внутреннего мира мыслей, идей, воспоминаний и реакций. Такие люди наслаждаются одиночеством и обычно предпочитают проводить время с одним-двумя близкими людьми. Они могут быть склонны к размышлениям или замкнуты. Экстраверт – это человек, который черпает энергию во взаимодействии с внешним миром. Такие люди предпочитают вести бурную деятельность и общаться со всеми на свете. Они лучше всего чувствуют себя в компании других и могут совершать необдуманные поступки.
      • Обычно люди представляют себе интровертов робкими и замкнутыми, а экстравертов – общительными и дружелюбными. Такие представления ошибочны, так как большинство исследователей пришли к выводу, что все эти черты относятся к общему спектру. Ни один человек в мире не может быть на 100% интровертом или экстравертом, он лишь имеет некую склонность при определенных обстоятельствах.
    2. Какой вы друг? Осознание себя также включает информацию о ваших ожиданиях, чувствах и действиях, касающихся дружеских отношений. Оцените свои отношения с друзьями. Вы любите общаться с ними каждый день или только по праздникам? Вы сами организовываете встречи или всегда ждете приглашения? Насколько вы цените время, проведенное с друзьями? Вы делитесь с ними личными подробностями о себе или держите такие сведения в тайне? Насколько вы готовы поддержать друга в трудную минуту? Вы готовы бросить все и прийти на помощь? Насколько ваши требования к дружбе обоснованы (вы не ждете, что друзья будут рядом в любое время дня и ночи или должны дружить только с вами)?

      • Дайте ответы на эти вопросы и оцените, насколько вы хороший друг. Если вы хотите стать лучше, то поговорите с близкими друзьями и спросите, какие аспекты вам следует изменить.
    3. Оцените свое окружение. Принято считать, что человек – это усредненная личность пяти самых близких для него людей. Идея основана на законе средних чисел: последствия конкретного события являются усредненным значением всех возможных последствий. Отношения не являются исключением из данного правила. Те люди, с которыми вы проводите большую часть времени, оказывают на вас наибольшее влияние, хотите вы этого или нет. Внимательно взгляните на свое ближайшее окружение, поскольку эти люди также влияют на то, кем вы являетесь.

      • Несомненно, вы – личность, которая способна принимать собственные решения и приходить к собственным выводам. Однако окружающие оказывают порой незаметное влияние на вашу жизнь. При участии окружающих вы пробуете новые блюда, покупаете новую одежду, читаете новые книги и слушаете новую музыку. Они могут содействовать тому, чтобы вас взяли на работу. Они могут веселиться с вами до утра или плакаться вам в жилетку после разрыва с любимыми.
      • Вы замечаете в себе частички близких людей? Насколько вас устраивает то, что вы от них взяли? Проще говоря, если вы окружены положительными и оптимистичными людьми, то ваш настрой будет аналогичным. Если же вокруг вас только пессимисты, то их настроение не сможет не отразиться на вашей жизни. Осмотритесь вокруг, чтобы понять, кем вы являетесь.
    4. Подумайте, чем вы любите заниматься в одиночестве. Ваши действия в присутствии других людей многое скажут о вас, как и ваше времяпровождение наедине с собой. Общество влияет на наши мысли, поступки и чувства, а уединение раскрывает нашу истинную, нетронутую суть.

      • Как вы проводите время в одиночестве? Одиночество вас угнетает или радует? Вы спокойно читаете книги или включаете громкую музыку и танцуете перед зеркалом? Представляете себе свои самые смелые мечты?
      • Как ваши действия характеризуют вас?
    • Уделите несколько дней или недель каждому рассмотренному в статье аспекту или подходу, чтобы оценить и познать себя. Не выполняйте все действия сразу.
    • Примите себя и не обращайте внимания на то, что говорят другие. Вы – это только вы!

Познавать окружающих людей необходимо, без этого не обойтись, особенно руководителю. Но еще более важно познать самого себя. Худо человеку, когда вдруг открывается, например, что он не такой умный, как полагал, не столь красивый, как хотелось бы, не так храбр, как считал, и т. д. Мало кому удается при этом сохранить хладнокровие, безболезненно принять нелестную для себя новую самооценку. Не лучше и противоположная ситуация, когда человек вдруг узнает; он от рождения обладал недюжинными задатками, но построил свою жизнь таким образом, что загубил их.

Как ни больно воспринимается людьми поздно осознанная необходимость переоценки самого себя, тем не менее это тот случай, когда лучше поздно, чем никогда. Вот с чем говорят данные зарубежных исследований.

Психологи нашли людей, которые считали себя неудачниками в жизни и утратили перспективы, стали пессимистами в оценке собственной судьбы, и обследовали каждого по специальным методикам. И что же: почти у всех выявились задатки и способности, о которых они почти не подозревали. Неудачниками люди стали не потому, что были обречены на это в силу каких-то недостатков. Просто их жизнь планировалась ими самими в расчете на личностные качества, которых на самом деле не было. Когда им помогли переориентировать жизненные цели на фактически имеющиеся возможности, провели с ними цикл специальных занятий, то многие из вчерашних неудачников заново открыли себя. В течение трехмесячного курса индивидуального обучения с учетом открывшихся вновь задатков некоторые из них, прежде никогда не бравшие в руки кисть, научились рисовать, да причем так, что их картины стали принимать на выставки работ профессиональных художников. И здесь никакого чуда нет, ибо нет людей, ни к чему не способных.

Очень важно познать себя как можно раньше, чтобы не сломаться, взвалив себе на плечи непосильную ношу из-за незнания собственных возможностей, или, наоборот, не похоронить в себе способности, которыми природа наделила каждого психически здорового человека.

Для тех, кто не потерял интереса к самому себе, можно сформулировать правила самопознания.

Правило первое. Нужно помнить, что наше Я довольно многозначно. Специалисты указывают более десятка его значений. Например, Я - каким сам себе кажусь в настоящее время. Это не всегда совпадает с тем, каким я хотел бы стать, каким хотел бы казаться людям, каков я на самом деле, и тем более с тем, каковым считают меня окружающие люди. Можно говорить о фантастическом Я, то есть о таком, каким я мог бы стать, если бы… И это еще не все Я. Так что, собираясь разобраться в своем Я, нужно хотя бы приблизительно определить, о каком из многочисленных значений идет речь.

Конечно, главное внимание следует уделить тому, что я представляю собой на самом деле объективно. Необходимо также знать подлинные представления окружающих людей о себе, ибо от этого зависят их отношение, готовность сотрудничать или конфликтовать со мной. Но отсюда не следует, будто мнения других о себе нужно принимать некритически, как истину в последней инстанции. Полезно оценивать взыскательно не только свои собственные представления о себе, но и представления других.

Правило второе. Человеку присуща потребность в самоуважении, в том, чтобы сохранять собственное относительно высокое мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в строгом соответствии с определенными целями. Можно сказать, что без самоуважения человек во многом перестает быть человеком.

Поучительно в этом отношении следующее высказывание В. И. Ленина:

«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер, - писал он. - Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (Полн. собр. соч. Т. 16. С. 40).

Такова сила самоуважения: в одних и тех же объективно рабских условиях жизни наличие его делает человека революционером, а недостаток или отсутствие сталкивает на дно социальной жизни.

Правило третье. Человек, стремящийся познать себя, должен постоянно помнить, что психика обладает весьма специфическим свойством: она как бы вытесняет из сферы сознания неприятные, беспокоящие переживания, «забывает» их. Хорошо это или плохо? И то. и другое. Хорошо, потому что легко себе представить, чем бы закончилось непрерывное накопление неприятных переживаний: человек мог бы не выдержать психологического перенапряжения. Плохо, потому что факт выветривания из психики тревожащих переживаний мешает осознанию событий, стоящих за ними, объективной оценке собственной роли в них.

Например, если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро улетучивается из моей памяти под влиянием определенного свойства психики, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыл». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Отсюда правило: тревожащие, не очень ясные переживания надо попытаться осознать, проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

Правило четвертое. Многие поступки человек совершает без предварительного продумывания. Если они не повлекли за собой особых осложнений, то, как говорится, инцидент исчерпан. Но когда вдруг необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям для него самого, человека или других людей, он неудержимо стремится оправдать свой поступок, неуместность которого всем очевидна. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если я без всяких видимых причин нагрубил человеку, за что меня призвали к ответу, то я стараюсь задним числом найти причины моей несдержанности с тем, чтобы мое поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения.

Но если рационализация мотива (так называется это явление в психологии) станет правилом для данного человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать и могут привести к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов с тем, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это очень трудно, болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

Правило пятое. Когда человек сильно возбужден, например под влиянием, неприятного разговора с кем-то, по сам не может ответить ему тем же, то он ищет так называемого «козла отпущения» и «разряжается», подобно молнии, в ничего не подозревающего третьего человека. Так, обида, нанесенная мужем жене, в конечном счете выливается на ребенка, которого мать вдруг начинает ругать без видимой причины. Точно так же поступает продавщица, которой испортил настроение ее начальник: она ни с того ни с сего набрасывается на первого встречного покупателя. От этого страдает не только покупатель, но и сама продавщица, ее самоуважение. Какой же отсюда вывод? Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть, грубо говоря, делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения. Поэтому человек, который задался целью самопознания, не должен доводить себя до такого состояния, когда он фактически теряет самоконтроль. Втянувшись в эмоциональный взрыв, выйти из него чрезвычайно трудно.

Правило шестое. Наблюдательные люди знают: если мальчик неравнодушен к девочке, то он доставляет ей немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от урока и т. д.). В психологии это объясняется следующим образом. Ребенка начало тревожить глухое чувство симпатии к девочке, чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам так же глухо чувствует, что это «что-то нехорошее», за что ни товарищи, ни учителя не похвалят, догадайся они, в чем дело. Отсюда совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция.

Подобное случается не только с детьми. Взрослые тоже не избавлены от противоположных реакций, и но только, конечно, по отношению к другому полу. Так, легко заметить, что в коллективе подхалимы не всегда открыто лебезят перед начальством. Кое-кто из них осознает, что подхалимство осуждается окружающими, да и самому не доставляет большой радости. И тогда образуется противоположная реакция: подхалим начинает наскакивать на начальника, в душе оставаясь подхалимом и ненавидя себя самого за это подленькое качество. Что из этого следует? Поймав себя на мысли, что вас одолевают осуждаемые в коллективе чувства, не надо пытаться их маскировать противоположной реакцией. Этим можно ввести кого-либо в заблуждение, но нельзя обмануть самого себя: качество это все равно себя обнаружит, как его тщательно не скрывай. Надо попытаться проанализировать его, дать ему заслуженную оценку, не щадя своего самолюбия, и постараться преодолеть эту черту характера открыто, без игры на публику.

Правило седьмое. Человеку нередко мешает познать самого себя и то обстоятельство, что, обладая какими-то до конца не осознанными отрицательными качествами, он не может оценить их из-за того, что не хочет плохие качества признавать. Они ему не нравятся. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей. Тем самым он, оправдывая себя, как бы избавляется от плохих качеств. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается. Так, человек, который ворует там, где работает, понимает, что он поступает плохо, это его беспокоит, мешает его душевному равновесию. И тогда он проецирует свои склонности на других людей, начинает считать, что все кругом воруют, отчего ему становится легче. Ложное мнение его успокаивает, действует на его совесть подобно наркотику.

Аналогичный механизм обнаруживается в националистических предрассудках, когда представители одной нации приписывают склонности, осуждаемые ими и беспокоящие их самих, другим нациям и народностям. Знание подобной человеческой слабости позволяет сделать вывод: то обстоятельство, что другие люди, по моему мнению, «хуже меня» или «такие же, как я», не дает права па самоуважение. Более того, оно усыпляет бдительность, мешает объективному самопознанию человека.

Правило восьмое. Жизнь и деятельность каждого включает множество самых разнообразных событий и ситуаций, различающихся по степени трудностей, которые приходится преодолевать. Случаются такие события, в ходе которых поведение и деятельность человека наталкиваются на серьезные трудности, непривычные, ранее пе встречавшиеся ситуации. Именно в этих условиях человек получает наибольшую информацию для самопознания. Вот почему тут нужно быть особенно самокритичным.

Если в обычных условиях многие поступки совершаются. как говорилось выше, без сознательного обдумывания и контроля, то в сложной ситуации плыть по течению недопустимо. Насколько личность оказывается психологически подготовленной к неожиданностям, настолько ее самооценка заслуживает высокого балла. Следовательно, надо обладать способностью непрерывно находиться в состоянии бдительности в житейском и профессиональном отношении. Человек, часто попадающий впросак при внезапном возникновении сложных для него ситуаций, должен глубоко задуматься над своим поведением.

Правило девятое. Редко кто подозревает, какие могущественные резервы таятся в человеке. В первую очередь это касается резервов физического развития, но и умственных способностей тоже, если их постоянно упражнять, решая все более усложняющиеся интеллектуальные задачи.

Неограниченны возможности человека и в отношении совершенствования профессионального мастерства. Простой пример: способные специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Опытный шлифовальщик в 200 (!) раз зорче нетренированного человека: он воспринимает просветы и зазоры до 0,0005 мм, в то время как неспециалист только до 0,1 мм.

Велики возможности человека и в нравственном совершенствовании, в самовоспитании. Никогда не поздно начать воспитывать в себе такие качества, как честность и правдивость, добросовестное отношение к работе, доброта к другим людям и взыскательность к себе. Вот почему в самопознании нельзя ориентироваться только на достигнутые успехи. Какими бы большими они ни были, себя нужно всегда оценивать с точки зрения тех перспектив, которые открыты перед человеком.

Правило десятое. Оно, в отличие от девяти предыдущих, касается только людей, облеченных властью. При прочих равных природных задатках руководителю труднее оценить себя, чем рядовому человеку, не наделенному правом отдавать другим приказы и распоряжения и требовать их неукоснительного исполнения. Он находится в менее благоприятных условиях с точки зрения самопознания, и причин тому много.

Руководитель вправе судить и миловать. От него зависит, как в коллективе распределяются поощрения и ответственность. В случае, когда приходится решать дилемму «кому что», далеко не каждому должностному лицу удается заставить себя отдать «пироги» подчиненному, а «шишки» принять в свой адрес. Чаще поступают наоборот. По-человечески понять это можно, но оправдать нельзя. Человеку, имеющему возможность поступать таким образом, трезво оценивать себя гораздо труднее. Чтобы не дойти до беды, руководителю надо учиться брать на себя неудачи коллектива, беспристрастно анализировать их для поиска ответа на вопрос: «Мог бы я как руководитель заранее подстраховать вероятные неудачи?» Это значит отказаться от принципа «самосвала», то есть стиля, при котором ответственность за промах начальник сваливает с себя на подчиненного. В таком случае у руководителя появляется возможность для более глубокого самопознания. Известно, что своему начальнику с большой охотой докладывают приятные новости, а те, которые могут испортить ему настроение, притормаживают. Теперь уже, разумеется, не то, что в древности, за дурные вести голову не рубят. Тем не менее человеческие слабости сохранились, правда, в виде не очень опасного психологического рудимента,

Случается, что подчиненные иногда в своем простительном, казалось бы, желании обрадовать любимого начальника переусердствуют. Тогда отрицательная информация не просто притормаживается, а умышленно укрывается и до начальника не доходит. Соответственно выпячиваются, приукрашиваются и преувеличиваются приятные вести. Более того, иногда их фабрикуют на пустом месте. Тут уж есть от чего закружиться голове руководителя: где уж там до объективной оценки положения дел на доверенном участке и корректировки самоуважения?

Правило одиннадцатое, и последнее. Опять же в назидание руководителю. Среди подчиненных попадаются разные люди. Одни хорошие, другие не очень, третьи плохие… Работать приходится с теми, кто есть. Но встречаются в коллективах такие активные, от которых иногда хочется бежать на другую работу. Они без утайки режут правду-матку в глаза кому надо и особенно кому не надо, норовят забраться на трибуну при каждом удобном случае. Нет чтобы прийти в кабинет и за закрытой дверью сказать: так, мол, и так, товарищ начальник, мы вас знаем хорошо, стоим за вас горой, любим и ценим. Но вот есть некоторые недоработки по вине таких-то и таких-то товарищей. Тех бы товарищей вмиг привели бы в чувство. Сколько хлопот доставляют эти правдолюбцы, как подводят перед высшим руководством и как плохо действуют на коллектив!

Подхалимы травят правдолюбцев - им обидно: они тоже все видят, но сказать не решаются.

Правило здесь такое: какие бы хлопоты ни доставлял правдолюбец, умный начальник не даст его в обиду, защитит от наскоков улыбчивых угодников. Ведь если коллектив лишится таких людей, непременно со временем в нем начнется застой, поселится всеобщее равнодушие. Так что берегите беспокойных, неудобных правдолюбцев, Они помогают трезво смотреть на дела и поступки люден.

Это последний совет и начальникам, и их подчиненным.

Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Бесконечный внутренний поиск. Вечная жажда познания. Кто-то рассыпал по миру «хлебные крошки» смыслов. А я, будто нищий, долгие годы выискивал их, чтобы утолить свой непонятный другим голод. Познание человеком самого себя было вопросом выживания в этом странном мире вокруг. Я всегда чувствовал, что нечто невероятно важное сокрыто в этом вопросе: «Кто Я?».

Познание самого себя – первые шаги

Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.

Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.

Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

Я – всё. Лиха беда начало

Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*

В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..

Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!

Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*

Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.

Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего . Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.

А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.

Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла : мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.

Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?

Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Как происходит познание человеком самого себя

В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Оказалось, основная задача человека со звуковым вектором – это именно познать, раскрыть сокрытые законы, по которым устроен мир вокруг и душа человека. Но меня не миновала та «ловушка», в которую попадал практически каждый человек со звуковым вектором: я пытался раскрыть эти процессы самостоятельно, полагая, что все необходимое сосредоточено во мне самом.

Благодаря тренингу, пришло осознание, что я не единственный человек с такими свойствами, звуковиков рождается около 5%. Они не заинтересованы потребностями физического тела. Но стремятся раскрыть столь желанный замысел, по которому устроен наш мир.

Наша психика (душа) – едина. Попытки звуковика, сосредоточенного лишь на себе, раскрыть огромное единое бессознательное неизбежно терпят крах. Человек – замкнутая система, ощущает только самого себя. Ошибка в том, что, отстраняясь от других, не понимая их, мы не можем осознать и себя. Как не способны различить белое в отсутствие черного – все познается на противоположностях, в сравнении.

Ненаполненное желание познать устройство души приводит звуковика к депрессии. Чтобы выйти из нее, необходимо сосредоточиться снаружи: научиться точно определять психику другого человека и, как следствие, выкристаллизовать понимание себя. Это дает наполнение, и суицидальные мысли.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально описывает устройство нашей психики, давая возможность получить познания человеком самого себя. Это радость раскрытия законов, по которым устроен мир вокруг. Радость реализации, жизни в физическом теле. Осмысленность бытия и счастье сотрудничества с другими людьми:

Познай самого себя

Устал от бесполезной философии? Тело тяготит, а попытки разобраться в смысле происходящего не приносят ничего, кроме боли, пустоты и ощущения чего-то ускользающего? Подари себе шанс увидеть жизнь такой, как она есть, на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: "Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?"

Оракул передал ответ Бога: "Нет человека мудрее Сократа".

Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.

Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.

Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: "Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его".

Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.

Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.

В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.

В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие ли из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?

"Познай самого себя" - эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.

В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.

Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, - только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.

Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: "Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить

Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, - познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа - это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека - его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души

Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.

Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.

«Услыхав это, стал я размышлять сам с собою таким образом: что бы такое бог хотел сказать и что это он подразумевает? Потому что сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым; что же это он хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не может же он лгать: не полагается ему это. Долго я недоумевал, что такое он хочет сказать; потом, собравшись с силами, прибегнул к такому решению вопроса: пошел я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми, думая, что тут-то я скорее всего опровергну прорицание, объявив оракулу, что вот этот, мол, мудрее меня, а ты меня назвал самым мудрым.»1 В итоге мудрым не оказался никто. На их фоне Сократ был не мудрым, а мудрее, ибо знает свое незнание, а другие и этого не знают. Но до того он не знал и этого, следовал мнению большинства (собственно, большинство и образуется через общность мнения). Мнение большинства было таково, что мудрые есть! А почему мудрые? Потому, что говорят мудрые вещи! А почему их слова мудры? Потому что они мудрецы! Это снова круг, только теперь круг глупости. В какой-то момент он может разомкнуться, концы с концами не сойдутся и появится непонимание – место для нового порядка (возможно, даже первого настоящего порядка). К этому Сократа приводят обстоятельства, Алкивиада же размыкает Сократ. Условно, естественное (случайное) и искусственное (специально выстроенное) обращение взгляда на самого себя.

Познать самого себя - это значит найти понятия нравственных качеств, общие у людей; убеждение в существовании объективной истины у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой, а с добродетелью. Но делать добро, можно, лишь зная в чем оно: только тот человек храбр, кто знает, что такое храбрость. То есть именно знание того, что такое добро и что такое зло делает человека добродетельным, и зная,что хорошо и что плохо, человек не сможет поступать дурно: нравственность - следствие знания, точно так же безнравственность - следствие незнания доброго. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый "демон" Сократа. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.

      Познай самого себя.

Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом среди всех эллинов). Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, и выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь шла о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение в существо человеческих требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблемам человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был охвачен настоящей страстью к Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению и гибели. В подобных стихийно-научных размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается им в качестве принципа, который всему в мире сообщает порядок и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами – водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем самым подменяется понятие причины естественных явлений самими этими явлениями, их столкновениями и стихийной игрой. По Сократу же, истинная причина естественных явлений коренится не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы – лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание – результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных, людских и божественных явлений и отношений – в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» 1 .

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, со­гласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано:познай самого себя! Призыв «Познай самого се­бя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.

Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя-значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа-этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нрав­ственности, природу же в целом не исследовал» (1, 6)

Можно ставить себе громкие цели на жизнь: зарабатывать за счет киберспорта, купить спорткар и остров в придачу, поучаствовать в оргии на 20 человек, покорить Эверест. Это круто, что ты ставишь такие большие цели. Еще круче, если действительно делаешь что-то для того, чтобы воплотить эти цели в реальность. Однако всё это не имеет никакого значения, если ты не воплотил в реальность главную цель жизни каждого человека - не познал себя.

Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
— Конфуций —

1. Понимание ценностей

И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко - нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.

2. Твои интересы

Не бывает людей, которым ничего не интересно, и если есть люди, которые тебе будут доказывать обратное, то знай - они просто слишком ленивы, чтобы приложить усилие к самопознанию. Интересы всегда играли большую роль для достижения того или иного положения в обществе. Хобби, увлечения, страсть - это то, что характеризует личность, формирует ее облик. Разумеется, что сегодня очень сложно выбрать что-то определенное - рынок интересов слишком велик, и всегда найдется что-то, что круче другого. Но мы рекомендуем проявить благоразумие и задать себе ряд вопросов: «На что я чаще всего обращаю внимание?», «Какие вещи вызывают у меня любопытство?», «Что нужно, чтобы заняться тем, что мне нравится?».

Многие люди построили свою карьеру на основе глубокого .

3. Понимание темперамента

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
— Публий Сир —

Темперамент описывают как врожденные эмоциональные характеристики человека. Его нужно знать, чтобы ты понимал свои слабые и сильные стороны. Можно начать с простого: если любишь общаться с людьми - значит, ты экстраверт; если предпочитаешь одиночество, то интроверт. Дальше обязательно определи для себя, насколько ты склонен планировать, как быстро принимаешь решения, на основе чего эти решения были приняты (чувства или логика). Важно понимать то, как сильно ты зависишь от своего темперамента. Также рекомендуем пройти общедоступные тесты на темперамент. Всё это даст тебе возможность хорошо подготовить свою психику к стрессовым ситуациям. Однако против своей личности лучше не идти - ты такой, какой есть.

4. Твой биоритм

Человеческая жизнь - это хоть и неопределенное, но всё же время, которое надо использовать по максимуму. Кто ты: ? В какие часы ты наблюдаешь пик своей активности? Почему твой биоритм сложился так, а не иначе? Каким образом ты можешь приспособить свой биоритм к работе? На эти вопросы ты должен ответить с умом и обязательно с мыслью о том, что твоя убежденность в «совиности» своей натуры может заключаться в банальном отсутствии здорового режима сна. Наладишь режим - и жизнь сразу станет проще.

Кстати, простой совет: девушку лучше искать такую, которая живет с тобой в едином биоритме. Это привносит гармонию в совместную жизнь.

5. Понимание сильных и слабых сторон

Включают в себя не только способности, навыки и таланты, но и особенности характера - такие, как преданность, уважение к другим, любовь к учебе, честность, порядочность и тому подобное. Если ты знаешь свои сильные стороны, то ты будешь гораздо увереннее других. Если ты не можешь признать свои лучшие качества, то, скорее всего, в твоей жизни будет полно ситуаций с низкой самооценкой.

Разумеется, что и слабые стороны ты тоже должен знать, но с ними всё сложнее - их очень трудно признать, но в этом тебе легко помогут друзья, подруга, родственники. Всегда можно спровоцировать разговор с подругой на эту тему - пусть она выскажет всё тебе, и ты узнаешь о себе много нового. Только сохраняй хладнокровие, не будь истеричкой - тебе может быть обидно, но это важный этап понимания себя. Глаза близких людей - это зеркало, которое отражает истинного тебя.



Отчетность за сотрудников